200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

Журнал “Нескучный сад”

Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».

На церемонии закладки храма памяти жертв теракта на Дубровке 29 апреля 2011 года

Когда стартовала Программа «200 храмов»?

Впервые о программе заговорили после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с мэром Москвы Юрием Лужковым, которая состоялась в московской мэрии 6 февраля 2009 года, через 5 дней после патриаршей интронизации. “Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей”, – сказал тогда Лужков.

Фонд Поддержки строительства храмов города Москвы был создан 26 января 2010 года по благословению Святейшего Патриарха.

При Юрии Лужкове распоряжение, регулирующее выделение участков под строительство храмов, было подготовлено, но так и не было подписано из-за его отставки. 20 октября 2010 года, за день до вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал Распоряжение № 2367-РП “Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы”. Оно и регулирует выделение участков под храмы.

Официальной датой начала программы считается 29 апреля 2011 года. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви и мэр Москвы Сергей Собянин заложили первый камень в основание церкви около театрального центра на Дубровке. В тот же день в Храме Христа Спасителя прошло первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы.

Где строятся храмы?

Храмы строятся во всех административных округах Москвы, кроме Центрального. На официальном сайте программы можно посмотреть карту с адресами храмов.

Сколько храмов в Москве сейчас?

894 храма открыто в Москве сейчас, регулярное богослужение совершается в 383.

«Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 894. Из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 8, крестильных храмов – 22, часовен – 79, храмов Патриарших подворий – 82, монастырских храмов – 84, монастырских часовен – 2, приходских храмов – 475, храмов в стадии строительства – 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» – 26. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, – 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами» (Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы, 28 декабря 2012 года).

Сколько храмов действовало в 1990-2000-х гг.?

872 храма и часовни было в Москве на конец 2008 года, т.е. ко времени смерти Патриарха Алексия II (в список включены 108 монастырских подворий, не все из которых находятся в черте Москвы).

«Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов; 2 Кафедральных собора; 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях; 335 приходских храмов; 140 Патриарших подворий; 108 монастырских подворий; 88 монастырских храмов; 17 крестильных храмов; 88 часовен; 82 храма и часовен в состоянии строительства. Не возобновлено богослужение в 22 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов». (Протокол Епархиального собрания города Москвы, 12 декабря 2008 года)

В 2000 году было 519 храмов и часовен. «В Москве 519 православных храмов и часовен. Богослужения совершаются в 410 храмах, не считая 45 часовен и 18 монастырских храмов; в 39 храмах богослужения еще не возобновлены; 35 храмов не освобождены от прежних арендаторов.» (из Доклада Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2000 года).

В 1992 году в Москве было 254 храма и часовни. «На сегодняшний день в Москве в ведении Московской Патриархии имеются 197 православных приходов, многие из которых имеют приписные храмы. Всего приходских православных храмов на сегодняшний день 222. Богослужения совершаются в 132 храмах, остальные или не имеют крыши, находясь в руинированном состоянии, или не освобождены еще прежними арендаторами. В это число не входят 7 кремлевских храмов, 7 храмов патриаршего подворья в Китай-городе, 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 10 храмов при государственных учреждениях – больницах и тюрьмах, 4 строящихся храма, 2 колокольни и одна часовня. Не входят в это число и храмы четырех мужских монастырей – Данилова, Донского, Новоспасского и Николо-Угрешского с 23 храмами» (из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 11 декабря 1992 года).

Таким образом темп роста числа храмов в 1990-2000-х годах был примерно 250 храмов за 10 лет. Нужно учесть, что в 1990е гг. храмы в основном не строились, а восстанавливались. Правда, зачастую восстановление храма в 1990-е по степени сложности выполнения задачи вполне можно сопоставить со строительством нового храма в 2000-е. Государство возвращало здания церквей, закрытых при советской власти, порой в состоянии руины, без кровли, со снесенной колокольней, с провалившимся полом. У приходов редко сразу находилась необходимая сумма на восстановление. Поэтому многие церкви приходилось отстраивать дважды: вначале строились временные конструкции, копились деньги, конструкции сносились, и храм отстраивался.

Сколько храмов построено по Программе «200 храмов»?

8 храмов построено, 15 строятся, на 20 участках начнется строительство в 2013 г.

Храм в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского. Адрес: ул.Полярная, вл.34

«Построены 8 храмов, 15 сейчас строятся, и я очень надеюсь, что к концу 2013 года они будут завершены; не менее 20 планируется начать в нынешнем году. Еще раз хочу сказать, что начало богослужений на 40 площадках является очень важным фактором формирования приходской жизни». (Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на третьем заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, 16 апреля 2013 г.)

В прошлом заседании попечительского совета куратор программы от Правительства Москвы Владимир Ресин докладывал, что в 2011-2012 годах были начаты строительные работы на 20-ти земельных участках, на 11-ти из которых строительство предполагается завершить до конца этого года. На 2012 год подготовлен и утвержден график проектирования храмов и храмовых комплексов, который включает 44 объекта.

Сколько участков запланировано?

Владимир Ресин, 16 апреля 2013 г.: «Сформирован перечень из 208 земельных участков для размещения храмовых комплексов: первая очередь – 61 участок, вторая очередь – 77, третья – 53 участка и четвертая очередь – 17, на территории реорганизуемых промышленных зон».

Мэр Москвы Сергей Собянин: «По 70 участкам, где планируется строительство храмов, уже выданы градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). То есть никаких проблем в дальнейшем при возведении храмов на этих территориях не будет. Есть большой задел для того, чтобы вести строительство без излишней суеты и спешки».

В какой срок планируется построить 200 храмов?

На заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов 16 апреля Владимир Ресин называл срок 10-15 лет. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил сдавать как минимум по 1 храму в месяц, что составит в итоге около 15 лет. Патриарх предложил уложиться в 10 лет.

Сколько стоит построить храм?

По оценке Владимира Ресина, строительство одного храмового комплекса обходится в 150-170 млн руб. Таким образом, смета программы превышает 30 млрд руб.

Откуда поступают средства?

Бюджетные средства на стройку не выделяются, но город подключает за свой счет храмы к коммуникациям.

Об этом говорил Сергей Собянин на первом заседании Попечительского совета 29 марта 2011 года: “«Город будет предоставлять безвозмездно земельные участки, а также содействовать обеспечению инженерными коммуникациями, помогать в осуществлении проектных и экспертных работ “.

Здания храмов строятся по программе, внутреннюю отделку осуществляют приходы.

«Задача заключается в том, чтобы вовлекать прихожан и в работу по собиранию средств, потому что каждый, кто связывает себя со строящимся храмом, должен чувствовать свою причастность к этому делу. Когда люди вовлечены, исчезает иждивенческий подход: «кто-то построит, кто-то благоукрасит, потом придет священник, а потом и я, может, приду посмотрю». Мы договорились, что все внутреннее убранство храмов будет осуществляться за счет приходов. В нашу задачу входит строительство храмов «под ключ», — чтобы были подведены все коммуникации, работало отопление, функционировали все инженерные сети; чтобы храм был побелен, покрашен изнутри, но без всяких украшений. А вот все, что касается внутреннего убранства, — это уже 100-процентная ответственность прихожан. Они будут собирать средства, и в зависимости от того, сколько средств соберут, и будет то или иное внутреннее украшение. Полагаю, что эта методология очень важна — она тоже обусловливает вовлеченность рядовых прихожан в реализацию «Программы-200» (Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на третьем заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, 16 апреля 2013 г.)

Какой храм был заложен первым?

Читайте также:  Спасо-Влахернский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Как говорилось выше, храм свв. Кирилла и Мефодия в память жертв теракта в театральном центре на Дубровке 2002 года, был заложен 29 апреля 2011 года.

Храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Адрес: ул. Мельникова, вл.7

«Всем хорошо известно, что в лихие годы XX века сотни и сотни храмов, многие из которых были шедеврами русской архитектуры, образцами нашей национальной культуры, были варварски взорваны и уничтожены. Очень многие из этих храмов уже невозможно восстановить, потому что места, где они стояли, застроены. Поэтому, когда мы объявляем программу строительства двухсот новых храмов, мы в каком-то смысле не новые храмы строим, а восстанавливаем все то порушенное, что досталось нынешнему поколению. И пусть эти храмы будут возведены в других районах города Москвы — ведь и город изменился, а храм должен быть рядом с тем местом, где живут люди. Но мы их восстанавливаем, искупляя тем самым наш исторический грех». (из слова Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закладки храма)

Рядом со зданием дома культуры ОАО «Московский подшипник», где 23-26 октября 2002 года группа боевиков удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» был построен временный деревянный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Его малое освящение состоялось 24 февраля 2012 года. Строительство деревянной церкви в течение месяца осуществила компания «Зодчий». Сейчас возле деревянного практически полностью построен каменный храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Самые большие храмы по Программе-200?

На сегодняшний момент самым большим храмом, строящимся в рамках Программы-200 является храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Он строится при Академии ФСБ России. Храм сможет вместить до 1000 верующих. Возводится он на Мичуринском проспекте, 70. Высота крестово-купольного храма с шатровой звонницей – 53 метра, площадь надземной части 758 кв.м, а подземной – 522 кв.м.

Проект храма в честь Иверской иконы Божьей Матери. Общий вид

Храм прп. Серафима Саровского в Раеве (Проезд Шокальского, 48) представляет собой собор в древнерусском стиле. Его высота около 43 метров, а площадь 1100 кв.м. Храм расположится на территории 1 га.

Какой храм возвели быстрее всех?

6 человек за 2,5 месяца построили временный храм. Священник Димитрий Крутов был назначен настоятелем будущего храма св. вмч Димитрия Солунского на улице Берзарина, 15, и сам вместе с пятью помощниками построил временную деревянную церковь св. вмч. Феодора Тирона.

200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

Нынешние власти пытались в самом начале представить «программу-200» храмов в качестве некоего «требования» со стороны народа, поскольку, по мнению власти, у нас вдруг возник резкий переизбыток православной паствы, что уж прямо храмов не хватает, хотя в данный момент из действующих храмов в Москве используется лишь чуть больше половины.

Как можно заметить, в целом строительство храмов именно по «программе-200» воспринимается негативно. Причем поддержку программе оказывают если не сами попы, то чиновники или же православные провокаторы, которые и так постоянно присутствуют на подобных митингах, правда, как правило, это небольшие группы.

Говорить, что программа не находит поддержки в целом, конечно, тоже неправильно. Действительно, есть люди, в том числе и местные жители, которые искренне хотели бы, чтобы храм был по близости, но, что тоже важно, их не большинство, а также они часто говорят о том, что они за храм, но вот только против того, чтобы храм был построен на зеленой территории. Т.е. они хотят и храм, и парк. Причем вроде бы даже они не против того, чтобы храм был построен на отшибе. Но вот только церковники и чиновники против, поскольку тогда пропагандистский эффект нулевой. Они ведь рассчитывают на пропаганду, а не на желание отдельных фанатиков зайти в храм. Церковь должна быть как рекламный щит, мимо которого сложно пройти большому скоплению народа.

Понятно, что поскольку за дело взялись чиновники, да и в целом «программа-200» носит государственный окрас, то суды, когда приходится решать вопросы строительства, часто решают их в пользу строительства храмов, и фактически против желания местных жителей. Когда жителям ничего не остается, они идут на нарушение закона.

Типичный случай произошел на улице Камова в Косино-Ухтомском районе Москвы, когда стройплощадка храма была фактически разгромлена. Причем это происходило не один раз, и вызвано явным неприятием этого строительства.

В итоге власти все же не пошли на компромисс и решили просто лучше охранять стройплощадку в дальнейшем. В сообщении от МВД указано:

“С жителями п. Ухтомский, выступающими против строительства храма, были проведены разъяснительные, профилактические беседы о недопущении совершения противоправных действий”

Подобное происходит на многих потенциальных участках строительства, и поскольку программа не завершена еще даже и на 10%, то, вероятно, подобное стоить ожидать и в дальнейшем. К сожалению, все в целом устроено так, что правительство просто в приказном тоне заявляет, что храмы нужны, причем даже курирует проект не поп, а член государственной думы Ресин.

И тут хочется добавить интересное историческое свидетельство по поводу Ресина:

«Потом ко мне приходит Ресин, начальник Главмосстроя, и говорит: “Юрий Анатольевич, я больше типографии строить не буду. Я переключаюсь на строительство предприятий пищевой промышленности”. – “В чем дело? Почему? – “Вы что, газет не читаете? Лигачева с идеологии на сельское хозяйство перевели. Теперь будет давить, чтобы строились пищевые предприятия”.

И действительно, Егор Кузьмич забыл про типографии – строили, не строили – и начал “душить” строителей и Сайкина совершенствованием и реконструкцией предприятий пищевой промышленности» (Как убивали партию. Юрий Прокофьев).

В данном случае речь идет о 1988-89 гг., т.е. период перестройки, а Ресин, как видно, исполнял те же функции, что и сейчас. Однако, что важно, тогда-то государство в действительности занималось строительством необходимых объектов, а вот теперь речь о церкви, которая, как известно, отделена от государства. И РПЦ, как и любая другая «некоммерческая организация, должна заниматься подобным строительством самостоятельно, при этом не нарушая законы РФ, в т.ч. если речь идет о строительстве (т.к. РПЦ претендует часто на участки, где строительство запрещено).

Москвичи тормозят программу строительства 200 храмов

За время реализации программы строительства 200 модульных храмов в Москве жители 35 раз добивались, чтобы стройка не проходила на первоначально выбранном месте. Об этом «Известиям» сообщил Игорь Каневский, представитель курирующего проект Владимира Ресина — депутата Госдумы, советника мэра Москвы и патриарха Кирилла по строительству. Для 35 храмов сейчас ищут или уже нашли новые площадки.

Напомним, десятилетняя программа по строительству 200 православных храмов «шаговой доступности» была инициирована в 2010 году патриархом Кириллом и поддержана экс-мэром Юрием Лужковым, а затем и Сергеем Собяниным. Модульные храмы с одним или пятью куполами собираются из стандартных конструкций. Стоимость одного такого объекта площадью 49 кв. м оценивается в 2–2,5 млн рублей, сроки реализации — от 1 до 1,5 года, при этом финансирование из бюджета не предусмотрено. Храмы возводятся за счет жертвователей и инвесторов.

В ряде случаев планы мэрии не вызвали поддержки у жителей столицы — как на стадии общественных слушаний, так и после них. Конфликты начались вокруг возведения храмов в Печатниках, Куркино, Хорошево-Мневниках, Москворецком парке, Зеленограде. Не утих конфликт в Восточном Дегунино и в Царицыно, где еще до появления программы было принято решение о строительстве церковно-приходского комплекса (площадью более 4,5 тыс. кв. м с подземным паркингом) во дворе дома № 4 по Севанской улице на месте детской и спортивной площадок.

Как уже сообщали «Известия», депутат Мосгордумы Антон Палеев заявил, что количество протестующих граждан порой исчисляется сотнями. По его словам, в таких случаях депутаты поддержат горожан и будут добиваться, чтобы в данном месте храм не строили.

C другой стороны, по словам отца Игоря Фомина, настоятеля будущего храма при МГИМО, необходимо правильно оценивать количество жалоб.

— Во многих спальных районах храмы не справляются с количеством посетителей. Там жалобы исчисляются десятками, а надеются на этот храм даже не сотни, а тысячи, — сказал он.

В пресс-службе стройкомплекса Москвы сообщили, что все вопросы по программе 200 храмов находятся в ведении Ресина. Уже состоялись слушания примерно по 70 проектам. В 35 случаях по итогам публичных слушаний от строительства церкви в выбранном изначально месте пришлось отказаться, говорит Каневский.

— Никакого насаждения идеи нет, — пояснил он. — Там, где люди возражали, мы либо уже нашли, либо подбираем новое место. Вопрос это сложный, потому что храм можно построить не везде. Каждая конкретная площадка согласовывается с РПЦ. Проблема свободного места в городе — едва ли не основное препятствие для строительства храмов.

По словам представителя Ресина, сейчас на стадии строительства находятся 25 храмов, из них 12 будут готовы уже к концу этого года. При этом особенных протестов против строительства нет, говорит Каневский, все это «локальные вопросы». Наоборот, часто люди обращаются с просьбой найти возможность построить храм поближе к их дому.

Бывший руководитель НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко уверен, что места для 200 церквей в городе просто нет.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

— В Москве пустого, необремененного места нет в принципе, — объяснил эксперт. — Если оно есть, то это промзоны, может быть, бывшие, или прирельсовые территории, но строить там церкви было бы странно.

По словам Ткаченко, власти сейчас пытаются в сложившиеся за десятилетия районы вставить объект, с которого раньше города начинались. И это плохо получается. «Резервом» для застройки всегда был природный комплекс. Сейчас гаражи, детские сады, школы и т.д. строят в парках. Сюда же попали и храмы. И поэтому это вызвало возмущение горожан.

— Навязывать места в приказном порядке, как это было с 200 храмами, нельзя, — добавил архитектор. — Нужно искать место, слушать жителей и решать, насколько их протест обоснован.

С другой стороны, добавил он, жители никогда не одобряют строительство единодушно. Всегда половина жителей — за снос пятиэтажки, а половина — против. Часть жильцов — за гаражи, а те, у кого нет машин, — за газон на этом месте.

“Программа-200” по строительству храмов в Москве вызывает все новые недовольства среди горожан

В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл заметил, что Москва Златоглавая уже давно не оправдывает своего названия: столица пребывает на последнем месте среди всех регионов России по соотношению храмов и православного населения. Для того, чтобы выровнять этот показатель хотя бы до среднего значения по стране – 11,2 тыс. человек на один приход, – необходимо построить в городе еще 591 храм. Решать эту проблему взялся фонд “Поддержки строительства храмов города Москвы”, который совместно с Правительством Москвы приступил к реализации “Программы-200”. Эта программа предусматривает разработку проектов и строительство 200 новых церквей за 8-10 лет. На сегодняшний день уже построено 18 храмов и столько же находится на стадии строительства.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Что касается “Программы-200”, ее финансирование осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов, в основном, через официальный сайт программы. Однако Правительство Москвы не остается безучастным и бесплатно выделяет земли под строительство, а также оказывает помощь в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций. Этот факт и является камнем преткновения для многих горожан. За четыре года действия программы москвичи уже подписали не одну петицию и устроили не один митинг, призывающий остановить ее реализацию. Сбор голосов против “Программы-200” проходит и на официальном сайте Российской общественной инициативы, однако предварительные результаты позволяют предположить, что данная инициатива не наберет необходимого количества голосов.

Всеволод Чаплин, протоиерей, член Общественной палаты РФ:

“При строительстве любого объекта есть согласные и несогласные, в связи с чем возникают определенные дискуссии. Но при этом надо понимать, что люди с разными жизненными интересами (от религии до спорта), люди разных национальностей должны иметь места для того, чтобы встречаться по своим интересам. Поэтому мы все ратуем за то, чтобы сложившаяся ситуация разрешилась и как можно скорее”.

15 июля 2014 года в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых были обсуждены основные причины недовольства горожан, возникшие при реализации “Программы-200”, а также пути их решения. Среди претензий выступающие отметили вырубку скверов и парков под строительство культовых сооружений, отчуждение земель общего пользования, изменение категории земельных участков. Публичные слушания, по мнению москвичей, проходят с многочисленными нарушениями. Наталья Антонова, юрист, представитель инициативной группы жителей района Куркино г. Москвы, так охарактеризовала сложившуюся в ее районе ситуацию: “Среди инициативной группы много православных, и мы не возражаем против строительства храмов. Нас возмущает местное самоуправление, которое злоупотребляет полученными полномочиями и действует не в интересах жителей района. Органы власти, пользуясь принципом политической анонимности, бесцеремонно и цинично выбирают для строительства церквей наиболее ценные для горожан участки, как правило, парки. Мы, жители района Куркино, предлагали участок, который находится в шаговой доступности и устраивает всех, кроме органов местного самоуправления. Последние не только не хотят нас слышать, но и шантажируют тем, что если мы не согласимся на строительство храма, они возведут мечеть. Это недопустимо с точки зрения и закона, и русской православной веры”. Вместе с тем, перечень мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмов на территории Москвы строго определен одноименным распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2010 г. № 2367-РП и федеральными нормативными актами, в частности, Земельным и Градостроительным кодексами РФ.

Дискуссия относительно реализации программы по строительству храмов в Москве проходила очень бурно. Татьяна Теренина, представитель экологической общественности ВАО г. Москвы, высказала опасения, что на отведенной под храм территории могут появиться объекты совсем иного назначения. Александр Голомолзин, президент фонда “Здравомыслие”, заявил, что под прикрытием программы по строительству православных святынь общественная земля стоимостью 150 млн руб. и выше бесплатно передается в частное пользование, а все строительные работы ведутся незаконно. Между тем сторонники реализации программы уже организовали Координационный центр “Защитим “Программу-200” и ведут активную работу по содействию в возведении в столице храмовых комплексов шаговой доступности.

Участники развернувшейся дискуссии предлагали разные способы решения проблемы: строительство храмов из легких переносных конструкций или на сваях, использование экологически чистых материалов, оборудование помещений под церковь на первых этажах жилых домов. В конце слушаний Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ, внес две рекомендации, исполнение которых поможет столице завершить начатую “Программу-200” и сгладить нарастающие в этой связи противоречия в обществе: “Во-первых, муниципальным властям следует неуклонно придерживаться предусмотренного законодательством механизма. Все мнения горожан должны быть услышаны. Во-вторых, православные общины должны вести гораздо большую разъяснительную работу среди жильцов, объяснять им те социальные функции, которые могут привнести православные общины, и те экологические усилия по возрождению зеленых насаждений, по использованию пространства для общественных нужд, которые будут реализованы после строительства храмовых комплексов”.

Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ:

“Программу-200″ нужно реализовывать в строгом соответствии с российским законодательством. Эта программа должна стать модельной для формирования широкого общественно-социального диалога. Надеюсь, мы сможем многому научиться в ходе ее реализации, чтобы затем на основе гражданской активности и ответственности решать сложные проблемы. Земля всегда была ценностью. Вокруг нее всегда были споры и разрешать их можно только одним способом: понимая, зачем и подо что она отводится. Укрепление государства российского – важнейшая задача, но при этом средства решения этой задачи должны быть адекватны ее цели: широкий диалог, понимание, ответственность и умение слышать”.

Строительство храмов в Москве – дело благое, а значит, и методы его проведения должны быть такими же. При возведении православных объектов права одних горожан не должны нарушаться ради интересов других. Поэтому завершить начатое дело получится, только если противники и сторонники “Программы-200” смогут договориться.

О программе 200 храмов

О программе 200 храмов: интервью с Епископом Подольским Тихоном

В столице активно реализуется проект строительства быстровозводимых храмов. Регулярно проходят общественные слушания, заседания попечительского совета, на многих участках уже возводятся стены будущих храмов. Огромные усилия были приложены к разработке архитектуры и поиску строительных компаний. Не меньше трудов будет приложено для благоукрашения внутреннего пространства храмов. Об этом мы говорим с Председателем Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» Епископом Подольским Тихоном.

– В обществе не утихают споры: может ли храм быть типовым? Типовые храмы строятся потому, что нет средств для возведения уникальных?

Епископ Тихон: На сегодняшний день перед Русской Православной Церковью стоит очень серьезная задача. Эта задача актуальна как для столицы, так и для прочих активно развивающихся городов России. Она состоит в том, чтобы стать ближе к людям, помочь им в преодолении трудностей и привести их ко Христу. Для этого нужно, среди прочего, строить новые храмы.

Образно выражаясь, необходимо «воцерковить» то советское архитектурное наследие, которое досталось современной России. При проектировании и строительстве новых районов Москвы советская власть не стремилась учитывать духовные потребности человека, а наоборот – всячески им противодействовала.

При возведении новых районов (а Москва за Садовым кольцом – результат застройки советских времен) старые храмы, центры тех сел и деревень, которые поглощал город, либо были снесены, либо переоборудовались. Хотя справедливости ради надо отметить, что в некоторых районах старые храмы – памятники истории и архитектуры – сохранялись и продолжали служить людям.

Времена изменились, и на сегодняшний день один единственный храм на многотысячный район (а население самых больших районов Москвы превышает 150 тысяч жителей) уже не справляется с наплывом прихожан и всех тех, кто интересуется христианским учением и церковной жизнью. Поэтому Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было принято решение начать реализацию Программы строительства 200 новых храмов. Правительство Москвы выразило готовность поддержать эту церковную инициативу. Объем работ поистине поражает, при этом храмы действительно нужны жителям города, и как можно скорее.

Проекты были созданы тремя ведущими институтами – «Моспроект-1», «Моспроект-2» и МНИИТЭП. Все храмы будут индивидуальными и непохожими, будут отличаться внешне. Кроме вышеперечисленных организаций община вправе выбрать уникальный проект и реализовывать его. Внешний вид храма должен вызывать в человеке теплые чувства, устремление к горнему миру. Его образ должен быть запечатлен в сердце прихожанина, и ни о каких однообразных церковных зданиях не может быть и речи.

Читайте также:  Богоявленский собор в Орле: адрес и описание, где находится и как доехать, святыни

– Что уже сделано для реализации проекта?

Епископ Тихон: Реализация проекта идет полным ходом. 29 апреля 2011 года Святейший Патриарх освятил первый храм, строящийся в рамках Программы-200, а именно – церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, на Дубровке. К концу 2012 года планируется завершить строительство 20 храмов. На многих участках уже завершены работы нулевого цикла, сдан цокольный этаж. Каждую субботу совместно с советником Патриарха Московского по строительству, депутатом Государственной Думы В. И. Ресиным я совершаю объезд строительных площадок. Мы видим реальную, воплощаемую в жизнь работу на благо жителей, видим радость на лицах прихожан. Опытные строители искренне восхищаются тем энтузиазмом, который возник у москвичей благодаря возведению новых храмов.

– Как будет выглядеть интерьер храмов? Это будут тоже типовые проекты?

Епископ Тихон: О внутреннем убранстве новых храмов позаботится Патриарший Совет по культуре. Совет по культуре будет выбирать самых лучших художников и архитекторов с целью доверить им благоукрашение церквей. Конечно, внутреннее убранство, я имею в виду прежде всего роспись, зависит от вкусов настоятеля и общины. Кому-то нравятся живописные, «академические», изображения, кто-то желает украсить свой храм традиционной иконописью. Каков бы ни был выбор прихода, внутреннее убранство должно в первую очередь быть красивым. Внешняя красота возводит человеческий ум к красоте горней, Источником которой является Сам Господь. Поэтому главное требование, которое ставится перед художниками, это красота.

– Где строятся храмы, уже есть какие-то общины? Кто на местном уровне все организовывает?

Епископ Тихон: В 2012 году в каждом административном округе Москвы строится по три или четыре новых храма. Бывает так, что община уже образована, но ютится в небольшой молельной комнате или часовне – в этом случае мы помогаем приходу обрести свои, родные стены. Есть те, кто неоднократно обращались в Правительство с просьбой о возведении храма, но бюрократические сложности или нехватка средств не позволяли им воплотить проект в жизнь. А есть участки, где общинная жизнь, усилиями священников и активных прихожан, только зарождается. Возведение нового храма является плодом совместной деятельности Русской Православной Церкви и Правительства Москвы. На уровне административного округа взаимодействуют патриаршие кураторы и префекты. Ответственный за строительство священник общается с главой управы. Фонд «Поддержки строительства храмов г. Москвы», председателями которого являются Святейший Патриарх и мэр Москвы, координирует реализацию проектов, оказывая свою посильную помощь.

– Что входит в проект: только сам храм или также прилежащие здания?

Епископ Тихон: В проект входит как само здание храма, так и дом причта, в котором разместятся воскресная школа, социальные службы, кружки и прочие приходские организации. Приходская жизнь не ограничивается богослужением, о единстве общины свидетельствуют также совместные дела. Традиционно для Церкви такими делами была помощь ближнему и просвещение. Поэтому с самого начала реализации Программы Святейший Патриарх говорил о необходимости масштабной приходской деятельности. Несколько священников на десятки тысяч жителей не справляются со всеми задачами, которые ставятся сегодня перед отдельным приходом. Поэтому новые храмы призваны улучшить социальную ситуацию в столице, донести до жителей слова евангельского благовестил, показать им истинный смысл жизни.

В случае, если на участке недостаточно места для строительства дома причта, приходские помещения разместятся в цокольном этаже. То, что некоторые называют подвалом и используют как подсобное помещение, в данном случае будет использоваться для многогранной приходской деятельности. Оптимизация пространства очень важна для тех приходов, где территория не позволяет разместить несколько зданий.

– Проект «200 храмов» действует только в Москве, или в других регионах тоже есть нечто подобное?

Епископ Тихон: Программа-200 реализуется в Москве, но скоро этот опыт шагнет в регионы. На последнем заседании Попечительского Совета Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» было принято решение провести конференцию по обмену опытом строительства новых храмов с представителями регионов и епархий. Наш проект представляет уникальные градостроительные решения по возведению храмов в условиях города. Систематизация опыта, выявление концептуальных решений крайне необходимы сейчас.

Строительство новых храмов по всей России возродит былой облик Святой Руси, поможет народу обратиться к своим духовным корням, вернет в общественное сознание представление о традиционных христианских ценностях.

Беседовала главный редактор издательства «Русиздат» Марина Петровна Клочкова

Журнал «Церковный строитель» № 34 (лето 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве

Не так давно мы выпустили материал про технологии и инновации в храмовой архитектуре, где можно было увидеть удивительные, уходящие далеко от канонов новые храмы и церкви. Сам факт появления многочисленных решений говорит о том, что эта область архитектуры развивается, причём весьма стремительно. Мы и сами можем это наблюдать: на горизонте столицы появляются всё новые и новые купола, а звук колоколов может не утихать иногда от перекрёстка к перекрёстку. Храмовое строительство – специфическая область архитектуры, и интересно посмотреть, как она реализуется в столичном регионе.

История строительства новых храмов в Москве началась ещё в 2009 году, практически сразу после интронизации патриарха Кирилла. В одной из встреч с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым глава РПЦ посетовал, что московские храмы часто находятся вне шаговой доступности прихожан, а в некоторых районах и вовсе отсутствуют. Говорилось, что Москве не хватает как минимум 200 новых храмов для нормального функционирования храмовой архитектуры. Лужков с владыкой согласился и пообещал исправить ситуацию. Как известно, мэр столицы вскоре сменился, но обещание осталось: так, благодаря решению московских властей выделить земельные участки под строительство православных храмов и возникла программа «200 храмов».

Если с технической стороны программа выполняется успешно и храмы в Москве строятся регулярно (за 5 лет её официального действия построено уже 30 храмов), то с точки зрения архитектуры не всё так однозначно. Попробуем разобраться с архитектурными тенденциями программы «200 храмов» на примере Церкви Александра Невского при МГИМО.

Хотя идея строительства храма родилась у студентов и преподавателей вуза ещё в 1999 году, её реализация стала возможной только благодаря программе «200 храмов». Строительство началось лишь в 2013 году по проекту современного архитектора Анисимова Андрея Альбертовича, заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», члена Академии Архитектурного Наследия, Председателя Гильдии храмоздателей. По проекту, однокупольный храм высотой в 36 метров рассчитан на 500 прихожан. Также в храмовый комплекс входят галерея, звонница и дом причта с трапезной. Архитектура церкви ориентирована на традиции северного псковского зодчества. Для максимального приближения к образцам древних храмов Руси главный купол облицован керамическими лемехами.

Однако всё чаще встаёт вопрос: нужно ли современным храмам непременно повторять образцы прошлых веков? Как оказалось, на эту тему дискутируют не только урбанисты, но и представители православной общественности, а предметом дискуссий как раз становятся проекты Анисимова. Проблему отсутствия современной храмовой архитектуры поднял ещё в 2012 году протоиерей и практикующий архитектор Андрей Юревич. «Чаще удачно, вкусно, как-то хорошо. Как угодно это называйте — цитаты, реплики, реминисценции, стилизация, эклектика, но это всё-таки панорама не вполне современной жизни», – прокомментировал работы Анисимова Юревич. И действительно, посмотрев другие проекты церквей на сайте программы «200 храмов», можно заметить, что все они повторяют архитектуру XV–XVII веков.

Храм на 200 человек в стиле русской архитектуры XVII века. Автор идеи и главный архитектор проекта: Пушина А.Б.

Собирательный образ старорусской архитектуры II: однокупольный храм с тремя алтарными апсидами на 300 человек

Соборный храм на 600 человек в стилистике больших соборов XVIXVII вв.

Русская храмовая архитектура будто бы продолжает жить в прошлом, а нарушить эту традицию, чтобы создать храм XXI века, никто не решается. Вопрос встаёт тем острее, чем больше среди прихожан московских храмов становится молодых людей. Для поколения миллениум не так важно, повторяют ли купола образцы XVII века. Многие из них, практически цитируя Мартина Лютера, говорят, что Бог не в куполах и они рады были бы прийти в любое здание, выполняющее функции церкви.

Для большинства прихожан основной проблемой остаётся непродуманное месторасположение храмов. Церкви вырастают либо на пустырях, либо в парковых зонах. В первом случае недовольны инфраструктурой прихожане, во втором – зелёные активисты, которые стараются оградить территории парков от застроек.

Как бы то ни было, программа «200 храмов» будет развиваться ещё очень долгое время, поскольку единственным источником её осуществления являются пожертвования. Остаётся надеться, что за это время архитекторы, урбанисты и православная общественность найдут оптимальное решение церковной архитектуры и, быть может, вместе придут к тому, каким должен быть храм в XXI веке.

Ссылка на основную публикацию