Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Храм великомученика Никиты за Яузой в Москве (Афонское подворье)

Московская епархия

Православный календарь

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

@Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

На литургии – «Достойно есть».

Новости епархии

Новости Патриархии

Афонское подворье

Храм св. вмч. Никиты за Яузой в Москве (Афонское подворье)

Историческая справка

Храм св. вмч. Никиты

Главный престол освящён в честь вмч. Никиты, боковые приделы – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. равноап. кн. Ольги.

Первоначальный каменный храм св. вмч. Никиты был построен в первой трети XVI века.

В 1595 г. Храм был перестроен. На основании прежнего четвёрика был выстроен новый обет. Храм был с трёх сторон окружён галереей, и в него было три входа с галерей. В 1685 году был пристроен Благовещенский придел.

Крест Благовещенского придела относится к XVII веку и был взят из запасников Московского Кремля во время реставрации. В середине XVIII века в Благовещенском храме был устроен придел прп. Онуфрия Великого. В 1827 году в приделе прп. Онуфрия Великого устраивается придел во имя двух святых – прп. Онуфрия Великого и Петра Афонского, празднуемых в один день. Колокольня храма св. вмч. Никиты была построена в первой половине XVII века. Она примыкала к обходной галерее храма, с которой можно было попасть на второй ярус колокольни.

С 1936 г. до середины 1950-х годов храм был закрыт и за это время завершение колокольни и ярус звона были утрачены.

В 1872 году на месте северного притвора храма по проекту архитектора А. П. Попова устраивается придел во имя св. равноапостольной княгини Ольги.

В 1936 году храм был закрыт. Здание не эксплуатировалось до середины 1950-х годов. В 1957-60 гг. были проведены реставрационно-восстановительные работы и здание храма до 1990 года использовалось под склад студии «Диафильм».

С 1991 года храм открыт и используется для размещения подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне при Патриархе Московском и всея Руси.

С 1992 года по настоящее время в задании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Дважды, в 1996 и в 2000 гг. великая святыня с Афона – ковчег с главой святого вмч. Пантелеимона – побывала на подворье; в 2003 г. принесена была стопа св. ап. Андрея Первозванного, а в 2007 г. – глава св. ап. и евангелиста Луки.

В 2005 г. Подворье праздновало юбилей – 1700 лет со дня мученической кончины вмч. и целителя Пантелеимона. Торжество возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Святыни храма

Храм св. вмч Никиты

Рака с мощами св. прп. Аристоклия, старца Московского.

Почитаемая келейная икона БМ «Скоропослушница» с автографом прп. Аристоклия.

Почитаемые иконы с частицами мощей св. вмч. Пантелеимона, св. ап. Андрея Первозванного, св. прп. Силуана Афонского.

Почитаемая икона БМ «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон.

Храм св. ап. Андрея Первозванного в доме причта на территории подворья. Ул. Гончарная, д. 4

Храм в честь всех афонских святых в братском корпусе на территории подворья.
Ул. Гончарная, д. 4, стр. 4

Водосвятная часовня. Ул. Гончарная, д. 4, стр. 5

Часовня в честь прп. Силуана Афонского на территории Афонского подворья. Ул. Гончарная, д. 4, стр. 2

Часовня вмч. и целителя Пантелеимона на территории Афонского подворья Ул. Гончарная, д.4, стр. 5а

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в здании исторического Афонского подворья. 1й Хвостов пер., д.3-3а, стр. 1

Афонское подворье в Санкт-Петербурге с домовым храмом в честь Всех русских святых на горе Афон просиявших и часовней в честь св. ап. Андрея Первозванного г. Санкт-Петербург, ул. 5я Советская, д. 31/33

Историческая справка

История афонских подворий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря начинается с устройства в 1873 году часовни при московском Богоявленском монастыре на Никольской улице. В своем слове, обращенном к братии игумен священноархимандрит Макарий (Сушкин) сказал: «Открытие часовни дало нам возможность иметь прямые отношения с родной нам Россией щедротами которой существует не только наша обитель, но и многие иные здешние обители».

Стараясь о расширении монастырских владений за чертой Афона и главным образом в пределах своего отечества о. Макарий имел ввиду: 1)стать ближе к своим соотечественникам, хорошо познакомить их с современным монашеством на Афоне во всех отношениях и через это расширить район своего благотворного влияния на них, удовлетворяя, по мере возможности, всем их духовным потребностям; 2) подготовить для русской братии Пантелеимоновского монастыря «убежище» на тот случай, если бы когда-нибудь возникли «смутные обстоятельства на Востоке» и не стало «возможности дальнейшего пребывания на Афоне», и 3)обеспечить материально монастырь.

В 1861 г. для сбора средств в Россию был привезен чудотворный образ Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» — двустворчатый складень в дорогой оправе, принадлежавший основателю обители. Тогда же монахи задумали устроить в столице и подворье с часовней.

До конца XIX века братия русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря не имела своего подворья в Российской империи, необходимость которого была очевидной. К середине 1880-х гг. интересы обители в Санкт-Петербурге представляли ее корреспонденты: проживавший при Александро-Невской Лавре монах Свято-Пантелеимоновского монастыря с несколькими послушниками и торговавший на столичной бирже брат игумена Макария (Сушкина) потомственный почетный гражданин Василий Иванович Сушкин.

Первые шаги по устройству петербургского подворья относятся к середине позапрошлого века, когда известный археолог и радетель Афона Петр Севастьянов предложил возвести часовню в пользу Андреевского скита. Затем другая благодетельница, петербургская купчиха Анна Джамусова, пожертвовала скиту большой земельный участок в Песках.

В 1875 купчиха А. У. Джамусова подарила на Песках для подворья участок с каменным домом и 10 тыс. руб., но в дело снова вмешался Синод. В 1883 монахи предложили возвести здесь часовню прп. Ксении в честь рождения вел. кн. Ксении Александровны, но их постигла неудача. Только в мае 1889 на этом месте началась постройка двухэтажного подворского храма в память о спасении в Борках. Церковь, как и находившийся рядом флигель для монахов возводил в ярославском стиле XVII века епархиальный зодчий Н. Н. Никонов. Митрополит Исидор 8 сентября 1889 заложил, а митрополит Палладий 22 декабря 1892 освятил этот трехпридельный храм на 1500 человек. Еще раньше, 19 января 1892, епископом Выборгским Антонием в нем был освящен правый придел ап. Андрея Первозванного и мц. Феклы. Нижний храм имел главный придел во имя чтимой иконы. Иконостасы из дуба были выполнены в древнерусском стиле по эскизу Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона, перед которой ежегодно 19 ноября, в день свершения от нее первого чуда в России, служился торжественный молебен. Во время Первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь день и ночь. Были привезены частицы св. мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. После закрытия подворья мощевик был перенесен в Никольский собор (см. собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, Морской Николо-Богоявленский).

На данный момент сторический комплекс Подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита расположен по адресу 5 ая Советская ул., дом 31-33 лит А, Б, В и состоит из здания: Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (лит. А), келейного корпуса (лит. Б) и сторожки (лит. В). Строительство комплекса осуществлялось с 1889 по 1893 гг. по проекту архитектора Н. Н. Никонова. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена в московско-ярославском стиле, двухэтажная, рассчитана на 1500 человек.

1 этаж: центральный алтарь – во имя чудотворной иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»; придел – во имя св. Алексия – человека Божия.

2 этаж: главный придел – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; правый придел – во имя Св. благоверного князя Александра Невского; левый придел – во имя Апостола Андрея Первозванного. Храм построен в память спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Общая площадь храма 2.496 кв. м.

В 1923 году храм подворья стал приходским. Церковь закрыта в 1933 году. После перестройки в здании храма разместился архив научно-технической документации, действующий до сих пор.

Лит. Б – бывший келейный корпус, жилое здание общей площадью 1445 кв. м, общая жилая площадь составляет 959,2 кв. м (17 квартир, в которых проживает 18 семей, 40 человек), нежилая площадь (водомерный узел, теплоцентр) составляет 185,3 кв. м. Большинство квартир в настоящее время является частной собственностью. В 1992 году в здании был проведен капитальный ремонт.

Лит. В – бывшая сторожка, нежилое здание площадью 11,7 кв. м. В настоящее время передано в безвозмездное пользование Патриаршему подворью храма вмч. Никиты за Яузой (Афонскому подворью). В 2003 году в здании сторожки устроена часовня в честь св. ап. Андрея Первозванного. Комплекс зданий состоит на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (Распоряжение КГИОП № 10-33 от 20.10.2009). Одновременно в Санкт-Петербурге существовало и второе Афонское подворье (Подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря).

В марте 1885 г. в Святейший Синод обратилась краснохолмская мещанка вдова Анастасия Иванов­на Клементьева с прошением о разрешении Ново-Афонскому монастырю принять в дар пожертвованную ею недвижимость: два дома (каменный и деревянный) с различными дворовыми постройками и участком земли, площадью 462, 67 кв. саженей, с тем, чтобы при этих домах на свободном месте была устроена домовая церковь с часовней, в которой богослужения совершала братия монастыря. Подаренные дома находились в Нарвской части Санкт-Петербурга по адресу: Забалканский (ныне Московский) проспект, 25, угол 2-й роты Измайловского полка (ныне 2-й Красноармейской улицы).

Определением от 27 января – 10 февраля 1886 г. Святейший Синод не встретил препятствия к принятию пожертвования А.И. Клементьевой и постановил поручить обер-прокурору К.П. Победоносцеву испросить на это высочайшее соизволение с предоставлением права монастырю построить при подаренных домах домовую церковь с часовней. 15 февраля император Александр III утвердил соответствующий доклад обер-прокурора, и 20 февраля К.П. Победоносцев сообщил об этом Синоду.

В том же году петербургский епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов подготовил проект фундаментального трехэтажного здания подворья в московском стиле XVII века. С разрешения Святейшего Синода оно бы­ло заложено 17 августа 1886 г. викарным епископом Ладожским Арсением (Вадковским) на участке, пожертвованном А.И. Клементьевой. Старцами Свято-Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием и духовником иеросхимонахом Иеронимом на устройство столичного подворья было выделено 200 тыс. рублей, пожертвованных от разных дарителей, в основном через Московское афонское подворье.

Сооружение рассчитанного на 2500 человек восьмиглавого с колокольней храма на третьем этаже главного здания подворья шло довольно бы­стро. Уже через два года, 26 августа 1888 г., митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и настоятель Ново-Афонского монастыря схиархимандрит Иерон (Носков) торжественно освя­тили на главный придел во имя Иверской иконы Божией Матери с хорами. Через несколько дней были освящены и боковые приделы: южный (правый) – св. вмч. Пантелеимона и северный (левый) – св. ап. Симона Кананита.[9] В начале XX века был устроен и освящен еще один придел – преп. Алексия Человека Божия, в котором установили деревянный позолоченный иконостас, в первых же трех приделах иконостасы были резные дубовые. На колокольню повесили 11 колоколов, самый большой из которых весил 111 пудов 10 фунтов (около двух тонн).

Фасад главного здания подворья украшали большие иконы. Иконостасы, изготовленные в русском стиле, привезли из Москвы, образа исполнили в Свято-Пантелеимоновском мо­настыре на Афоне, а расписал храм художник Шубин. Со Святой Горы было прислано также несколько хороших икон, в том числе списки Иверской иконы Божией Матери, вмч. Пантелеимо­на и св. ап. Симона Кананита. Однако у богомольцев особым почитани­ем пользовались два образа Божией Матери — «Троеручица» (в часовне) и «Избавительница», которые прослави­лись несколькими исцелениями. Из других святынь имелись частицы мощей Трех Святителей и Животворящего Кре­ста Господня. Привлекала богомольцев в храм также строго устав­ная афонская служба и пение. Как было принято в мона­стырях, бедным на подворье ежедневно раздавали бесплат­ную еду. В подворских зданиях работали иконописная мастерская с лавкой, баня, книжный церковный магазин и популярная в городе пекарня.

В 1888 г. по проекту Н.Н. Никонова рядом с храмом была также устроена часовня. Общая площадь участка подворья составила 528, 89 кв. сажень, в том числе застройка занимала 381, 01 кв. сажень, а остальное – дворы. В главном здании, расположенном на углу Забалканского проспекта и 2-й роты Измайловского полка первые два этажа занимали 25 жилых комнат (келий), а третий этаж – храм. Общая площадь церкви и часовни составляла 274, 9 кв. сажень. Кроме того, на 2-й роту Измайловского полка выходил отдельный трехэтажный корпус, взведенный для проживания братии, в нем имелось 7 комнат и 3 квартиры по 3 комнаты в каждой. К этому корпусу было пристроено еще одно здание – дворовой четырехэтажный флигель для проживания братии и паломников, состоявший из 23 комнат (келий). Во дворе также имелось одноэтажное здание сарая и кухни. Подворье имело водопровод, канализацию, электрическое освещение, а главное здание и калориферную систему отопления (в остальных корпусах отопление было печным).

Храм закрыт около 1930 г. и в середине 1930-х г. перестроен в унылое промышленное здание. Сохранился жилой дворовый флигель

Как доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) в Таганском на метро, автобусе, маршрутке или поезде?

Маршруты до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) в Таганском на общественном транспорте

Эти транспортные маршруты проходят редом с Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)

Как доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) на автобусе?

Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) на метро?

Нажмите на маршрут метро, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) на поезде?

Нажмите на маршрут поезда, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Вопросы и Ответы

Какие остановки находятся рядом с Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)?

Ближайшие остановки к Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) :

  • Швивая Горка находится в 195 метров, 3 минут пешком.
  • Площадь Яузские Ворота находится в 346 метров, 5 минут пешком.
  • Кинотеатр «Иллюзион» находится в 364 метров, 6 минут пешком.
  • Котельническая Набережна находится в 376 метров, 6 минут пешком.

Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)

Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье): 255, К.

Какие маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)

Эти маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье): БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, РИЖСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Какие маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)

Эти маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье): 5, 7.

Какие маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)

Эти маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье): 316М.

Общественный транспорт до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) в Таганском

Не знаете, как доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) в Таганском, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Читайте также:  Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье)? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Швивая Горка; Площадь Яузские Ворота; Кинотеатр «Иллюзион»; Котельническая Набережна.

Вы можете доехать до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) на метро, автобусе, маршрутке или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 255, К (Поезд) БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, РИЖСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Метро) 5, 7 (Маршрутка) 316М

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Храм Никиты Мученика (Афонское Подворье) проще простого, именно поэтому более 720 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Таганского! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

АФОН С МОСКОВСКИМ ГОВОРОМ

Как почувствовать святогорский дух в нашем городе

Вдохновленные торжественным празднованием 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, мы решили напомнить читателям об особых афонских местах в Москве. Трудно попасть на Святую Гору, и не каждому это дано. Но поклониться афонскими святыням и ободриться строгими святогорскими правилами в нашем городе может любой желающий.

Проводником по афонским местам в Москве мы попросили стать духовника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумена Петра (Пиголя). В1990-е годы отец Петр нес послушание заведующего библиотекой Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Затем собор старцев направил его в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он был первым настоятелем.

Афонское подворье на Таганке: жизнь по уставу Пантелеимоновой обители
Адрес: ул. Гончарная, д. 6 Проезд: м. «Таганская», «Марксистская»
В своем нынешнем виде московское подворье Афонского монастыря появилось в 1992 году. В основание его государство передало храм во имя святого великомученика Никиты на Швивой горке 1595 года постройки.

Игумен Петр (Пиголь):

«Сейчас это небольшая обитель в центре Москвы с афонским уставом. Вместо старого деревянного забора – огромная монастырская стена, за ней две церкви с одинаковым посвящением – во имя Всех Святых Афонских. Первая – справа от Храма Великомученика Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая – в глубине подворья, в монашеских корпусах. В предвратных башнях – часовни святого великомученика Пантелеимона (слева) и преподобного Силуана Афонского (справа). На рубеже 1990–2000-х годов здесь возникли и остальные монастырские храмы и строения.

Место это на возвышенности в яузском устье уникально. По преданию, именно здесь создавались первые поселения, из которых выросла Москва. А в храме, помимо главного престола святого великомученика Никиты, были престолы в честь преподобного Афанасия Афонского, преподобного Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Сегодня трудно представить, что еще сравнительно недавно тут располагалось множество гаражей. Представители фирм – бывших арендаторов грозили монахам физической расправой, хотя с ними никто не конфликтовал. Мы лишь напоминали, что это храм Божий, где должна совершаться Божественная Литургия. Во время восстановления подворья, переживая за исход дела, я просил совета у старца Паисия на Афоне. Однажды приехал к нему в угнетенном состоянии, спросил: «Как быть? Нам угрожают вплоть до физической расправы. Есть даже сведения, что хотят направленный взрыв устроить, чтобы разрушить храм». Он меня обнял и спросил: «Патер Петрос, сколько у тебя святых?» Я не сразу понял. Он уточнил: «Сколько у тебя престолов?» Я перечислил: помимо святого великомученика Никиты, святых Петра Афонского и Онуфрия Великого, еще престол в честь Благовещения и во имя святой равноапостольной княгини Ольги. «Так вот все они не спят, – сказал старец, – они молятся, они тебе помогают. И по их молитвам все там будет очищено. Только ты не унывай, молись и обозначай свою территорию – ставь колышки и обходи с молитвой».

Я отдал распоряжение поставить деревянный забор. И каждый вечер вокруг него мы совершали крестный ход. С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения. И на Рождество Христово 1992 г. было совершено первое богослужение в приделе Благовещения, началась литургическая жизнь и создание подворья по образцу Афонского монастыря».

Информация для посетителей
На подворье действуют строгие правила для посетителей. Женщинам в брюках или в короткой юбке вход не разрешается. Запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Рядом с монастырскими стенами запрещено просить милостыню, но для желающих помочь нуждающимся установлен железный короб для пожертвований.

Богослужение на подворье проходит по афонскому уставу:
• Все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.
• В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.
• В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Афонские святыни на подворье : мощи преподобного Аристоклия, старца Московского и настоятеля первого Афонского подворья в Москве (на Полянке), икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.
Старое Афонское подворье на Большой Полянке: наследие святого старца
Прежний адрес: ул. Большая Полянка, 38

Первое Афонское Подворье в Москве появилось еще до революции. Располагалось оно на Большой Полянке в усадьбе, которую в 1879 году подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. А затем у подворья появился еще один участок земли – стараниями тульского купца И. И. Сушкина, брата настоятеля Пантелеимонова монастыря того времени схиархимандрита Макария.

Строителем и настоятелем Афонского подворья на Полянке был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). На подворье появилось два трехэтажных здания: библиотека, для монастырских служб и богоугодных заведений. Одна из тех построек сохранилась до наших дней. На верхнем его этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей.

Старец Аристоклий (Амвросиев)
Святой старец снискал всенародную любовь. К нему отовсюду шли люди за исцелением, за молитвой, за советом, за Божьим чудом. Старец передавал нуждающимся многочисленные пожертвования верующих: оплачивал обучение неимущих, устраивал жизнь многих людей, наставлял и исцелял. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни русских монахов-святогорцев и знакомивший их с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую.

Новый адрес: 1-й Хвостов переулок
В 1922 году подворье было закрыто, строения отданы под общежитие. В 1969-1970 годах усадьба Смирновой и все выходившие на Большую Полянку постройки были снесены для строительства жилого дома. Сохранилось только основное здание по 1-му Хвостову переулку.

В настоящее время сохранившееся здание возвращено Пантелеймонову Афонскому монастырю. А нетленные мощи преподобного Аристоклия пребывают во вновь отстроенном подворье Пантелеимонова монастыря.

Путь четырех святынь
Прежний адрес: Никольская улица, Часовня Святителя Пантелеимона
В 1878 году на Никольской улице по благословению Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря при Богоявленской обители была открыта часовня святителя Пантелеимона. Она была построена специально для поклонения афонским святыням, привезенным иеромонахом Арсением (Мининым) с Афона в 1862 году. Здесь были выставлены для поклонения частица Животворящего Древа Господня, часть камня Гроба Господня, частица мощей святителя Пантелеимона, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Настоятелем часовни стал иеромонах Арсений (Минин). Он неустанно нес послушание при святынях: служил молебны, принимал посетителей, посещал дома страждущих, вел переписку, фиксировал случаи многих исцелений и чудес.

Срок пребывания афонских святынь в Москве был заранее ограничен, но старец Арсений, видя, какую пользу они приносят русским людям и Пантелеимонову монастырю, приложил все усилия, чтобы оставить их в Москве. А в 1879 году стал заботиться об устройстве новой, более вместительной часовни. В ноябре 1879 года, находясь в Москве, иеромонах Арсений заболел острым воспалением легких и через два дня скончался и был с почестями похоронен в московском Ново-Алексеевском монастыре в Красном Селе.

После его кончины настоятелем часовни стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев). Уже при нем у Владимирских ворот Китай-города по проекту А.С.Каминского возвели новую часовню, перенеся туда святыни в 1883 году. Новая часовня имела вид величественного храма внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпившихся в очереди.

Новые адреса
В 1932 году часовня была закрыта, а в 1934 – снесена вместе с Китайгородской стеной. Но милость Божия и отвага афонских монахов сохранила для Москвы почти все святыни часовни святителя Пантелеимона.
• Чудотворный образ Спасителя находится в храме святых Флора и Лавра на Зацепе,
• Икона Богоматери «Скоропослушница» передана в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке,
• Иверская икона – ныне в Знаменской церкви в Переяславской слободе (около м. «Рижская»).
• Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках.

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот: несломленная молитва
Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а. Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Эта часовня хранит драгоценный список с главной афонской святыни Иверской иконы Божией Матери из одноименного афонского монастыря. С ней связано обетование о покровительстве Царицы Небесной: до тех пор, пока будет этот образ пребывать на Святой Горе, Матерь Божия не оставит ее. Поэтому все, кто приезжает на Афон, первым делом спешат поклониться Иверской.

Московская копия Иверской иконы тоже являла чудеса и исцеления и также стала одной из самых почитаемых икон в России. Ее торжественно называли «сердцем России». В дни войн и народных бедствий перед ней совершались всенародные молебны. Они были обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Купцы приходили «к Иверской» перед заключением сделки, студенты – перед экзаменами, паломники благословлялись «у Иверской» в дальний путь.

В XVII веке по заказу Новгородского митрополита Никона (Минова) в Иверском монастыре был сделан список с чудотворной иконы. Икона стала собственностью царской семьи, а на месте ее «встречи» возвели часовню, куда в 1669 году поместили копию первого «царского» списка Иверской иконы Божьей Матери.

Новейшие времена Иверской часовни
В 1929 году часовня была разорена и закрыта, а в 1931 вместе с Воскресенскими воротами разрушена. Но икона Иверской Божьей Матери сохранилась, она была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем иеромонахом Лукой с благословения иверского игумена.

Посетителям Иверской часовни на заметку
Ежедневно с 8.00 до 20.00 каждые два часа всем московским духовенством поочередно совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская».

Из Православной энциклопедии
Как на Афоне писали первую копию Иверской Божьей Матери для России
«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

«Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом».

Подготовила Екатерина Моисеенко

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 29 фото

Это необычное и очень интересное место Старой Москвы. Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки – юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. В общем, это там, где ситуационно находится сталинская высотка на Котельнической – для общего ориентира. Сведений о храме и его истории немного, но нам с вами вполне хватит) Далее под катом – история Храма Никиты Мученика на Швивой горке, самой Швивой горки, фото Афонского подворья, Таганского холма, соответствующие фото Старой Москвы и мои впечатления о пребывании в этом древнейшем и удивительном месте нашей столицы.

Известна Швивая горка не только тем, что недавно здесь открылось Афонское подворье – согласно стариннейшим преданиям Никитская церковь была поставлена на том месте в устье Яузы, где легендарный царь Мосох Иафетович, внук самого Ноя, в библейские времена будто бы основал Москву, и само имя русской столицы якобы произошло от имени этого царя. Жену Мосоха звали Ква, сына – Я, и дочь – Вуза. Так и возникла Москва на Яузе.

Гончарная улица
02.

“Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец” – поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником “Скифо-Москво-Славено-Российским людем”. Согласно этой легенде первый “городец”, то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме – Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал “градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою”, – сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это – одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.

Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее – уже видны купола его церквей и высокой колокольни.
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего – за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов – бронников и котельников.

Иная версия этой легенды совсем невероятна – будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю. И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.

Читайте также:  Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах – справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово “Швивая” из искаженного древнерусского “ушь”, означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И “ушивая” – это поросшая терновником, колючей травой.

Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

Стена Афонского подворья в Москве.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.

Таганка.
09.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.

Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).
11.

Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.

Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! – не правда ли!?
13.

В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.

Еще один редкий дореволюционный снимок Москвы со Швивой горки причем тщательно выполнен в цвете.
14.

“Вид Кремля и Воспитательного дома с колокольни Никиты Мученика. 1872. Хуберт Заттлер”.

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время “никакое”.

Въездные ворота храма. 1930-е годы.
15.

В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм – ранее именно он поднял из руин знаменитую церковь святого Трифона в Напрудном. Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
16.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
17.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание “Душеполезный Собеседник”. Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
18.

Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.

Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор “крута́”)
19.

Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное – кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.

В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много.

Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)

На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому. Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой.
21.

Редкое ощущение, – когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом.

Церковь Всех Святых Афонских. Построена в 2000 году. Она находится за колокольней с западной стороны от церкви Никиты Мученика. На предыдущем фото она видна справа.
22.

Водосвятная часовня и Братский корпус.
23.

Часовня водосвятная. где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
24.

Это Храм апостола Андрея Первозванного при Братском корпусе. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
25.

Никитская церковь очень маленькая, древняя, «намоленная». В пространстве храма чутко проявляются твои глубокие личные чувства и затаённое желание исполнения чуда. Находясь здесь, ощущаешь какое-то необъяснимое чувство всецелой причастности и близости к Богу. Я не настолько уж неистово верующий, но это тот самый случай, когда погружение в духовный контекст происходит воистину целиком и полностью. От души рекомендую попробовать это ощутить в удивительном Никитском храме. Вот уж определенно легко причислю эту церковь и само подворье, к реально существующим, так называемым, «местам силы» Старой Москвы.
26.

Закат в Гончарной слободе.
29.

Адрес Афонского подворья в Москве: Гончарная улица, 4-6.

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Всего 24 фото

Это необычное и очень интересное место Старой Москвы. Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки – юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. В общем, это там, где ситуационно находится сталинская высотка на Котельнической – для общего ориентира. Сведений о храме и его истории немного, но нам с вами вполне хватит) Далее под катом – история Храма Никиты Мученика на Швивой горке, самой Швивой горки, фото Афонского подворья, Таганского холма, соответствующие фото Старой Москвы и мои впечатления о пребывании в этом древнейшем и удивительном месте нашей столицы.

Известна Швивая горка не только тем, что недавно здесь открылось Афонское подворье – согласно стариннейшим преданиям Никитская церковь была поставлена на том месте в устье Яузы, где легендарный царь Мосох Иафетович, внук самого Ноя, в библейские времена будто бы основал Москву, и само имя русской столицы якобы произошло от имени этого царя. Жену Мосоха звали Ква, сына – Я, и дочь – Вуза. Так и возникла Москва на Яузе.

Гончарная улица
02.

“Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец” – поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником “Скифо-Москво-Славено-Российским людем”. Согласно этой легенде первый “городец”, то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме – Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал “градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою”, – сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это – одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.

Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее – уже видны купола его церквей и высокой колокольни.
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего – за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов – бронников и котельников.

Иная версия этой легенды совсем невероятна – будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю. И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.

Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах – справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово “Швивая” из искаженного древнерусского “ушь”, означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И “ушивая” – это поросшая терновником, колючей травой.

Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

Стена Афонского подворья в Москве.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.

Таганка.
09.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.

Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).
11.

Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.

Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! – не правда ли!?
13.

В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время “никакое”.

Въездные ворота храма. 1930-е годы.
14.

В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм – ранее именно он поднял из руин знаменитую церковь святого Трифона в Напрудном. Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
15.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
16.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание “Душеполезный Собеседник”. Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
17.

Читайте также:  Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.

Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор “крута́”)
18.

Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное – кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.

В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много.

Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)

На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому. Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой.
20.

Редкое ощущение, – когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом.

Это Храм апостола Андрея Первозванного. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
21.

Часовня водосвятная. где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
22.

Закат в Гончарной слободе.
24.

Адрес Афонского подворья в Москве – Гончарная улица, 4-6.

Москва: от креста ко кресту. Таганка

На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский – эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.

Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.

В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.

Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.

Сила в немощи

Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.

Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».

В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…

Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.

Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.

Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.

Афон в центре столицы

Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.

Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Хрис­те. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…

Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.

Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.

Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.

Главное — жизнь души

В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телес­ные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.

Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».

В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…

Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Ссылка на основную публикацию