Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Удачный выбор нового места для строительства храма Христа Спасителя, очень московского по своему характеру – на высоком берегу Москвы-реки, рядом с Кремлем оценили многие. А.А.Башилов, сенатор, заведовавший Комиссией для строений города Москвы, в конце 1831 года сообщает Великому князю Михаилу Павловичу: Его Императорское Величество “вместе с тем заниматься изволил проектом воздвигнуть памятник. храм Спасителя во славу событий 1812 года на том месте, где ныне существует Алексеевский монастырь, обратя в площадь сей постройки. ту гору против дому князя Сергея Михайловича (Голицина Е.К., современный адрес ул. Волхонка, 14/1), где пожарное депо и дом бывший Бекетова, что ныне Сипягина, образуя сию гору вплоть до Москвы-реки. Мысль дивная, достойная Николая 1, который желает, чтоб новый памятник смотрел на древний Кремль” . А вот свидетельство другого автора, пишущего уже после освящения храма. Он также отмечает удачность выбора места: “хотя берег и ниже того, на котором находится Кремль, но все-таки он настолько еще высок, что вполне выказывает величие храма, который, гармонируя с видом Кремля, не подавляет его однако ж громадностью своих размеров”.

Место было действительно очень выигрышное. Стоявшие на месте будущего собора церкви (а потом и храм Христа Спасителя) органично вписывались в панораму берегов Москвы-реки, будь то виды со стороны Яузы и Симонова монастыря или с противоположной стороны – от Нескучного сада (ныне Парк культуры и отдыха имени А.М. Горького) и Воробьевых гор, от Замоскворечья. С противоположного берега и вдоль Москвы-реки храм Христа Спасителя можно было видеть в сочетании с Кремлем. Этому в немалой степени благоприятствовало иное, чем ныне расположение Большого Каменного моста, у которого сооружался храм.

Старый Большой Каменный мост и сменивший его в середине Х1Х века новый металлический мост располагались на ином месте, чем нынешний, сооруженный в 1930 годы. Мост находился выше по течению Москвы-реки по оси улицы Ленивки, а главное в принципиально ином соотношении с набережной. Полотно моста располагалось с ней на одном уровне. Набережная не прерывалась, как теперь, береговым пролетом моста, не делилась на отдельные отсеки, позволяя воспринять ее как единое целое, как торжественный проспект.

Характерно, что все предложения Тона о выборе места для будущего собора обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей или монастырей. Большим достоинством окончательно выбранного Тоном места был великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя принципиально важный для его символики и содержания вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

В императорском указе о строительстве храма Христа Спасителя на новом месте отмечалось, что выбранная для него территория Алексеевского монастыря имеет достоинства прежнего места и лишена его недостатков – находится среди города и положением своим подобна первому месту. Однако подобие сохранилось разве что по отношению к Москве-реке. Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к ней и стоял на излучине высокого берега. Различий, бесспорно, больше. Сооруженный близ Кремля собор вошел в исторически сложившуюся систему вертикалей московских храмов и панораму ее главного, самого парадного, обращенного к Москве-реке ансамбля. Наряду с Кремлем, собором Василия Блаженного, он стал одной из доминант городского центра. К его мощному объему тяготеет окружающая застройка. Чтобы дать представление о размерах строящегося Храма Христа Спасителя, современник замечает: “Колокольня Ивана Великого в Москве служит для многих мерилом особенной высоты зданий. Она могла бы вполне поместиться во внутренность вновь воздвигаемого храма”. Огромный храм высотой около 100 м был поставлен достаточно далеко от Кремля, чтобы не выглядеть его придатком и не утратить самостоятельности, но настолько близко, чтобы восприниматься с разных точек зрения в прямой связи с ним.

Алексеевский монастырь, на месте которого возвели храм Христа Спасителя, был основан в Х1V веке у бывшего села Семчинского и во второй половине его, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь), ряд построек его сохранился; 2-й Зачатьевский пер., 2).

Главные постройки Алексеевского монастыря – собор и колокольня – принадлежали к числу характерных памятников архитектуры ХV11 века. Расположенные в центре монастырской площади, они создавали выразительную группу из увенчанных шатрами сооружений. Собор Алексеевского монастыря представлял оригинальный, получивший распространение в первой половине ХV11 века, известный только на Руси, тип многошатровых храмов. Его основной объем венчали два стройных шатра. Судя по сохранившимся изображениям, сделанным накануне разборки, шатры были “светлыми”, а не декоративными – глухими, как в единственной из сохранившихся в Москве подобного рода построек – церкви Рождества в Путниках. Расположенная рядом с Алексеевским монастырем церковь Всех Святых была снесена одновременно с ним.

Новое место для Алексеевского монастыря удалось выбрать не сразу. Первоначально предполагалось перевести его на Измайловский остров. Затем возник вариант – на Воробьевых горах, на месте бывшего Андреевского монастыря, где в то время помещалась Мещанская богадельня (неподалеку от существующего ныне моста Окружной железной дороги). И только третий вариант оказался окончательным. В 1837 году Алексеевский монастырь перевели на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня с шатровой колокольней, сооруженная в конце ХV11 века,- в Красное село (ныне Красносельская улица). Во время войны 1812 года церковь эта пострадала от грабежей французов. Возведение монастырских построек началось сразу после перевода монастыря на новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря приобрел лишь в 1850 годы. Тогда по проекту М.Д. Быковского, сменившего О.И. Бове на посту чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе, в глубине монастырской территории была в 1853 году построена теплая больничная церковь Алексея человека божьего. В 1857 году была перестроена и расширена церковь и сооружена ограда с башнями.


Алексеевский монастырь
Церковь Воздвижения, 1692 г.
(перестроена в 1857 г.)


Церковь Алексея Человека Божьего
Фотиния Шерер, Набгольц и К., 1901 г.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Московский Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

Адрес Алексеевского ставропигиального женского монастыря: 107140, г.Москва, 2-й Красносельский пер., д.7 (cт. м. “Красносельская”, из метро налево до эстакады (идти по Краснопрудной ул. до Русаковской эстакады), перейти дорогу под эстакадой, повернуть налево и пройти до ограды из красного кирпича. По правую руку Вы увидите вход на территорию храма).
Телефон Алексеевского ставропигиального женского монастыря: (499) 264-11-70.
Сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря: http://www.hram-ks.ru

Алексеевский женский монастырь в Москве появился в 1358 году. История рассказывает о том, что Алексий, во имя которого был освящен монастырь, появился на свет во второй половине IV века в Риме в уважаемой христианской семье. Достигнув совершеннолетия, Алексий женился (будто бы для того, чтобы обеспечить материально свою невесту), после чего покинул родительский дом и отправился странствовать по свету. Все, что у него имелось, он роздал беднякам, и подобно им стал жить на паперти храма в городе Эдессе, питаясь благодаря подаяниям. Так Алексий прожил 17 лет. Молва о нем разошлась далеко за пределы Эдессы, и местному священнику дважды приснился сон, в котором Пресвятая Богородица указывала на нищего Алексия, как на Божьего человека – носителя Святого Духа. Последующие 17 лет своей жизни Алексий провел в своей семье, никем не узнанный, и скрывающий свое истинное имя. Лишь после его смерти чудесным образом открылась его семье правда, когда во время торжественной Литургии в храме Рима раздался голос: “Ищите человека Божия в доме Евфимиана, отходящего в Вечную жизнь”. Вернувшиеся домой родные обнаружили усопшего. Лицо Алексия сияло, тело благоухало, а в руке он держал листок, на котором были изложены подробности о его жизни, подтверждающие сказанное в храме.

До возникновения монастыря в Москве существовали отдельные церкви и приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия. Оны были построены большей частью в 14 веке в честь тезоименитства митрополита Алексия. Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексеея, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города. Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, приблизительно там. Где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием (по просьбе его сестер Евпраксии и Иулиании). Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах. И даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказал зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Московского Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря. Храм был построен по типу церкви Рождества Богородицы, расположенной в Путниках – она сохранилась до наших дней. Это была последняя церковь (1648 год), построенная с такими куполами. В последующем вышел указ патриарха Никона о запрете строить на Руси шатровые храмы, и о возвращении к старинному крестово-купольному строительству. Указ этот отменили лишь после смерти Никона.

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А.Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович.

Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами. К большим христианским праздниками и к именинам царей Алексея Михайловича, а затем Алексея Петровича для праздничной трапезы монахиням присылали провизию из Кремля. В его стенах хранилась икона Грузинской Божией Матери – ее день ежегодно отмечали 15 октября, в честь избавления Москвы от моровой язвы, которая случилась в 1655 году.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года. В это время разобрали и Всехсвятскую церковь, высившуюся на Алексеевском холме. Восстановили эту церковь на новом месте только в конце XIX века.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Во время переезда Алексеевского монастыря в Красное Село оно уже находилось в городской черте. В 1692 году в этой местности была построена Крестовоздвиженская церковь, в которой первоначально был обустроен Алексеевский монастырь.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение XIX века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. При новом монастыре появился и новый погост. В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли Всехсвятский и Алексеевский. Крестовоздвиженская церковь была превращена в гражданское сооружение, в котором разместилось научное учреждение. В канун своего столетия, в 1979 году была снесена больничная церковь Архангела Михаила, а на ее месте возвели жилой дом. Оставшиеся монастырские здания в советские годы использовались не по назначении. В Алексеевской церкви работал Дом пионеров, а кладбище превратили в пионерский парк. В разные годы в церкви “Всех святых” размещался архив бывшей земской управы, завод по производству зонтиков, и даже планировалось открытие казино. Территорию бывшего монастыря разделили надвое автомобильным шоссе, которое идет в Рижской заставе.

Возрождение обители началось в 1991 г., когда церковь Всех святых, что в Красном Селе возвратили верующим.

В 2010 г. при храме было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 г. сестричество было преобразовано в монашескую общину.

Священный Синод на заседании 16 июля 2013 г. принял решение об открытии Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы (журнал № 91).

В храме пребывает чудотворная Ватопедская икона Богоматери с Афона (икона Всецарица).

Ново-Алексеевский Ставропигиальный женский монастырь, Москва. Расписание богослужений, история, фото, адрес

Ново-Алексеевский монастырь известен истории с XIV века как первая, созданная в Москве женская обитель с общежительным уставом. Через 650 лет со дня открытия, после пережитых разрушительных и восстановительных событий, он был возрожден с названием Алексеевский ставропигиальный монастырь.

Читайте также:  Церковь Николая Чудотворца в Путивле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Ново-Алексеевский монастырь сегодня

Трижды поменяв свое местоположения, древний монастырь уже более 180 лет пребывает в Красносельском районе столицы, начав очередной этап своей жизни в 2013 году. Его основными достопримечательностями являются сохранившиеся церкви Всех Святых и Алексия, человека Божия, имя которого носит обитель.

С особым почитанием верующие приходят сюда, чтобы поклониться чудом сбереженным святыням: чудотворному образу Пресвятой Богородицы и иконам святителя Алексия и св. апостола Павла.

В Красном Селе пока не завершены восстановительные работы, но монастырские церкви работают для прихожан ежедневно. Здесь проводятся все положенные богослужения, осуществляются необходимые требы. На монастырском подворье радушно встречают и паломников, и экскурсантов.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

Оттого в некоторых архивных документах эта обитель ошибочно зовется Зачатьевской.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Появились корпуса с кельями, богадельня, больница и при ней храм архангела Михаила. Закончилось возведение новой церкви Всех Святых.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Не так давно бывшую территорию Ново-Алексеевского монастыря разделило надвое проложенное через него Третье транспортное кольцо.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, его архитектурный ансамбль сегодня сильно отличается от той обители, которую любовно создавали в XIX веке.

Но он жив, и на его разделенной пополам территории сохранились две старинные церкви.

Храм Алексия, человека Божия

Где бы ни появлялся Алексеевский монастырь, он сразу же возводил церковь имени своего небесного покровителя. Так было всегда, и так же повторилось при переезде в Красное Село. В 1853 году в центре выделенного земельного участка был возведен храм, автором которого стал известный архитектор М.Д. Быковский. Поставили и кирпичную ограду с башнями, сочетающуюся по стилю с главным храмом обители.

Прямоугольное здание церкви усложнено с восточной стороны полукруглыми апсидами и выдвинутым вперед на западной стороне ризалитом. Большой, богато украшенный купол посажен на мощный и высокий барабан, который декорирован полукруглыми арками с оконными проемами, дающими освещение молельного зала сверху.

Храм Всех Святых

Храм, который строился четыре года, был освящен впервые в 1891 году. А.А. Никифоров избрал для своего детища русско-византийский стиль, использовав в работе эскизы Д.Н. Чичагова. Автор создал красивое сооружение из красного кирпича, декорировав его вставками из контрастного, белого камня.

Ново-Алексеевский Ставропигиальный монастырь, названия зданий.

Однокупольная церковь усложнена по фасаду тремя апсидами, с четвертой стороны к ней примыкает стройная колокольня с 3 куполами, значительно превышающая ее по высоте. На переходе из храма в звонницу сооружены хоры.

Некогда в храме стоял уникальный, беломраморный иконостас. Настенная и потолочная роспись, а также мозаичные картины принадлежали мастерам Троице-Сергиевой лавры. Все это утрачено безвозвратно. Разрушена усыпальница, существовавшая прежде в цокольном этаже. Храм после реконструкции вновь был открыт для прихожан в 1991 году.

Святыни и мощи

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь сумел в период запустения сохранить свои святыни: образ небесного покровителя находился в приходской церкви в Сокольниках и был возвращен монахиням в 2016 году; икона св. апостола Павла все время висела в дверном проеме Всехсвятского храма.

Монастырь также владеет чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса»). За ней записаны многие чудеса исцеления. В мощевиках храмов хранятся частицы мощей многих святых.

Духовенство, наставники

Старшим Патриархом является протоиерей Артемий (Владимиров), возглавивший духовенство Алексеевского монастыря в 2013 году.

Священники-протоиереи:

  • Владимир (Делицын).
  • Евгений (Каньшин).
  • Александр (Симаков).
  • Сергий (Теплов).
  • Артемий (Сахаров).

Диаконы:

  • Борис (Сигунов).
  • Антоний (Овчинников).
  • Димитрий (Гнедин).

В 2013 году настоятельницей монастыря была назначена инокиня Ксения (Чернега), которая годом позже получила сан игуменьи.

Социальная работа, повседневная жизнь

В монастыре работает дом-интернат для престарелых женщин. Помимо медицинских работников за немощными людьми ухаживают сестры, решают бытовые проблемы и помогают дойти до местной церкви, чтобы участвовать в молебнах. Неходячих больных регулярно посещают священнослужители. Монастырь поддерживает отношения и сотрудничает с фондом «Право матери».

Каждый год 23 февраля в храме Всех Святых проводится в присутствии родственников погибших в мирное время воинов панихида, после которой все собираются за чайным столом и вспоминают близких людей.

В монастырь обращаются жители многомиллионного города с просьбами выслушать их проблемы и помочь советом. Сестры оказывают поддержку нуждающимся в ней, пытаются утешить добрым словом. По возможности оказывается содействие.

Воскресная школа

Сразу после открытия Всехсвятского храма был объявлен первый набор учащихся в воскресную школу. В том же году начались занятия в 3 разновозрастных группах. Сейчас здесь работает полноценная среднеобразовательная школа, где есть подготовительные 3-хуровневые группы, где занимаются дети с 3 лет, и укомплектованы учебные с 1 по 11 классы.

Помимо утвержденных школьных программой наук, ученикам преподаются основы православия, церковно-славянский язык, уроки хорового пения и прикладного мастерства. Здесь изучают несколько иностранных языков, работают всевозможные студии и кружки.

При школе для взрослых прихожан работает студия «Народный хор», классы по изучению Священного Писания, ведется паломническая и экскурсионная деятельность. Есть особая группа для будущих мам.

Престольные праздники

Монастырь отмечает памятные дни (по новому стилю) своих небесных покровителей:

  • Преподобного Алексия, человека Божия 30 марта.
  • Святителя Филарета Московского и Коломенского, помогавшего возрождению монастыря после переезда в Красное Село 2 декабря.
  • Преподобных Иулиании и Евпраксии, первых инокинь монастыря 16 мая.
  • Преподобных Анны и Матроны, репрессированных монахинь 14 марта.
  • Преподобной Евфросинии, репрессированной монахини 5 ноября.

Режим работы для посетителей

Богослужения пока проводятся только в храме Всех святых.

В монастыре и на сайте вывешивается расписание на месяц вперед с учетом выходных и праздничных дней. Службы начинаются, как правило, по будням – в 7-00 и 18-00, по воскресеньям – в 9-00 и 17-00.

Интересные факты про монастырь

В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.

Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.

Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.

В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес монастыря: 2-й Красносельский переулок, дом 7. Ближайшая станция метро – «Красносельская». От метро нужно пройти по Краснопрудной улице, пересечь Русаковскую эстакаду и, свернув налево, дойти до ограды из красного кирпича. Вход в монастырь – от Третьего Транспортного кольца.

Информация для паломников

Паломники и туристы, пришедшие в обитель, могут посетить богослужения, которые проводятся в Храме Всех Святых по расписанию; заказать экскурсию в музее истории Алексеевского монастыря; приобрести в церковной лавке иконы, книги, кресты.

Здесь есть развивающие игрушки для детей, нарядный текстиль, платки и палантины, а также вязаные вещи, выполненные местными рукодельницами. Внимательные и доброжелательные сотрудники помогут правильно организовать посещение обители.

Наименование отделовТелефон
Дежурный8-499-264-11-70
Паломническо–экскурсионная служба8-499-264-20-70
Церковная лавка8-499-264-84-82
Средняя школа при монастыре8-499-264-55-74

Монастырь пока не имеет возможности размещать гостей на территории, но в непосредственной близости от него находится множество гостиниц и хостелов.

А именно:

  • гостевой дом «Калинка» (1-й Красносельский пер., 5);
  • гостиница «Зазеркалье» (ул. Лобачика, 14);
  • Like Hostel Москва (Верхняя Красносельская, 8).

Ново-Алексеевский ставропигиальный монастырь является не только древней женской обителью, представляющий собой духовную и историческую ценность. Его храмы, созданные великими зодчими, – шедевр архитектуры, уходящей корнями в глубокую старину.

Автор: Ольга Семенова

Видео о Ново-Алексеевском Ставропигиальном монастыре

Ставропигиальный Алексеевский женский монастырь:

Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Беляев Л.А., Глазунова О.Н., Елкина И.И.
Московский Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь
Институт археологии РАН

Церковно-археологический музей Московского Зачатьевского Алексеевского монастыря: история создания и современное состояние

В задачи презентации входит:

1. демонстрация возможностей сотрудничества между светскими структурами и Русской Православной с целью исследования древностей и создания археологических музеев. Пример такого взаимодействия – работы в Московском Зачатьевском Алексеевском ставропигиальном женском монастыре, начатые более 10 лет назад и успешно развивающиеся;

2. постановка вопросов: о статусе и возможных способах развития участка, где после археологических раскопок сохраняются архитектурные остатки, представляющие ценность как объект исторического наследия России и Православной Церкви; о возможности и путях закрепления за церковными музеями прав на хранение и экспонирование археологических материалов из состав государственного фонда;

3. особая тема: формирование путей легальной передачи находок, сделанных в ходе археологических работ на церковных участках, проводящей раскопки организацией – в церковные музеи.

Как соединить археологические исследования с восстановлением церковного ансамбля, использование археологического наследия в интересах всего общества, за которое отвечает археология (как наука), архитектура и музейное дело – с потребностями Церкви? Возможно ли такое соединение вообще?

Примеры успешного решения этих вопросов есть. Среди них – проведение раскопок и постройка собора при сохранении в его составе остатков всех предшествующих построек, а также формирование на этой основе музейного и паломнического комплекса в Зачатьевском монастыре.

Монастырь расположен в сердце Москвы, на Остоженке, где он считался поставленным царем Феодором Иоанновичем в 1585 г. В конце XVIII – начале XIX века в нём отстроили новый собор в «готическом» стиле (школа М.Ф. Казакова). В 1930-х гг. монастырь закрыли, собор снесли, поставили на его месте школу. Кроме того, в стенах монастыря были жилые коммунальные квартиры, всевозможные производства и государственные организации. От древностей монастыря, казалось, не осталось ничего.

Читайте также:  Санкт-Петербургская митрополия: священники, духовенство и хор, храмы и монастыри

В 2002 году, когда община под руководством настоятельницы, игуменьи Юлиании (Каледы) вернулась в стены обители, встал вопрос о восстановлении. В прежних формах это было нежелательно: в XVIII-XIX веках Зачатьевский монастырь был небогат, и копия его собора не могла вместить прихожан и клир возрожденной обители в дни праздничных богослужений, а наивные готические формы рубежа XVIII-XIX веков не кажутся верующим достойными и желанными. Назревал конфликт.

К счастью, первым шагом к возведению собора стала расчистка его руин. Эту работу выполнила группе Института археологии РАН, которая вела работы параллельно восстановлению. Археология углубила историю обители на два-три столетия, надежно доказав, что это древнейший девичий монастырь Москвы, о чем историки Церкви писали ещё в XIX в., полагая, что в XIV-XV вв. Зачатьевскому монастырю предшествовал более древний, Алексеевский. Такой монастырь до 1830-х гг. помещался в Белом городе, в районе храма Христа Спасителя, куда был перенесен после одного из больших московских пожаров XVI-XVII вв. Но на старом месте уже в конце XVI века начали почитать могилы двух сестер Святителя Алексия, Московского Чудотворца, Иулиании и Евпраксии (ныне прославлены как святые), для которых и был основан монастырь.

Работы не оставили сомнений, что на месте монастыря жизнь началась во второй половине XIV в. Был собран значительный материал (раннемосковская глиняная посуда; серии монет, в т.ч. князя Дмитрия Донского; плитки от пола деревянной церкви XIV-XV вв.; погребальные сосуды-елейницы и др.). В надписях древних надгробий названы монахини, скончавшиеся в 1530-х-1560-х гг.; первые надписи принадлежат 1500-1530-м гг., а плиты без надписей – XIV- XV вв. Подтвердилось и посвящение монастырского престола: одна из плит середины XVI в. сообщала о смерти «попа Алексеевского». Синодики обоих монастырей пополнили десятки имен прихожан, прихожанок, монахинь и даже игуменьи возобновленного Зачатьевского монастыря, Мариамны (Марии) Елизаровой (+ 1596 г.) – до раскопок никто из них известен не был.

Впервые в русской монастырской археологии открыты ряды деревянных келий с обшитыми деревом погребками-подпольями XIV-XVI векам. Их последняя линия погибла в огне, рухнувшие кровли и стены надолго запечатали погреба, под обгорелыми жердями и бревнами сохранилось то, что было в погребах в момент пожара: огромные (до 25 литров) тонкостенные кувшины из белой глины; малые кувшины из красной, украшенные полосами лощения; «кубышки» (керамические бутыли). Их набор в каждом подполе одинаков: 4-6 больших кувшинов, 3-4 малых, 1-2 кубышки, 1-2 горшка и маленькие кувшинчики, расписанные белой глиной. Они составили великолепную коллекцию керамики XV-XVI вв.

Удалось убедить власти и жителей города, что усилия и средства на восстановление собора в формах XVIII-XIX вв. лучше обратить на сохранение открытых раскопками остатков храма-мученика и его предшественников, а также создание «музейной крипты» в специально устроенном нижнем музейно-реликварном ярусе.

Инициатива исследований исходила не только от Академии наук, но и от властей монастыря, прежде всего его настоятельницы, игуменьи Юлиании. Все работы вызывали ее теплое внимание, усиливавшееся при открытии реликвий. Итоги работ нашли одобрение высших иерархов: Его Святейшество Патриарх Алексий II неоднократно осматривал выставки археологических находок в монастыре. Почти готовый музей посещал Его Святейшество Патриарх Кирилл.

Музей начали «строить» параллельно раскопкам, которые служили визуальной основой для иконных прообразов, своеобразных «монастырских постеров». Чтобы сохранить раскрытые фундаменты, над ними в 2003-2005 гг. поставили временные деревянные навесы. Принятие противоаварийных мер шло параллельно с работой над проектом музеефикации архитектурно-археологических остатков и создания перекрытия бетонной армированной плитой, на которой был установлен новый собор. По ходу открытия, и сразу вслед за этим шли работы по подводке оснований под фрагменты оснований XVI-XIX вв.

Было принято решение сохранить все «руины» на их уровнях и местах, тем самым сохранив информацию об их взаимном изначальном размещении в пространстве. Каждый фрагмент вывешивали, выбирали подстилавший их песок и заливали бетон подиума и пол на разных глубинах. Постепенно образовались не только пол и подиумы, но и часть стен подклета.

В будущем музее возникла огромная архитектурная экспозиция из подиумов, несших на себе то участок кипичной кладки, то подошву каменного фундамента, то несколько ступеней древней лестницы. В это пространство была встроена единственная заглубленная в землю церковь, Казанской Божьей матери. Периферию образовали сводчатые галереи и небольшие залы для экспонирования находок (на стенах и в витринах), а также технические помещения. С верхним ярусом, храмом и окружающей его приподнятой площадкой, музейную зону соединили лестницы, выводящие в наос, в подсобные помещения и на дневной уровень к югу от собора.

Над цокольным этажом музея была залита отсекающая плита, поверх которой начались работы по строительству нового собора. Таким образом, создание музея существенно повлияло на архитектурное решение в части вертикальной планировки и пропорций возводимого здания.

Дизайн внутреннего пространства музейного цоколя разрабатывался в зависимости от расположения неподвижных экспонатов – фундаментных и стенных кладок (часть их вошла в состав современных стен Казанской церкви 1880-х гг., но их изнанку можно видеть в тех случаях, когда она попадает в соседнее пространство). Средоточие музейно-паломнических функций огромного подклета – обширный и хорошо подсвеченный центральный «зал с руинами». Главные экспонаты – тщательно очищенные, укрепленные и сохраненные фундаменты соборов XVI-XIX вв. Планируется разместить на подходящих для этого участках часть предметной экспозиции (архитектурные детали, крупные сосуды), а стены использовать для музейных постеров, росписей и установки стеклянных витрин.

В особом помещении подготовлена экспериментальная инсталляция музейного характера с использованием подлинных предметов – реконструкция в натуральную величину погребка и части средневековой кельи. Часть помещений музейной крипты (прежде всего приалтарные и заалтарные) будут приспособлены для внутренних потребностей монастыря (в том числе под оссуарий). Музейная крипта работает, так сказать, в режиме репетиций. Но руины древних соборов давно и глубоко почитаемы насельницами и прихожанами монастыря. У паломников они вызывают неподдельное восхищение, неизменно привлекая их внимание – все паломнические группы, как только крипта была перекрыта, настоятельно требуют ее осмотра.

Монастыри Москвы

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Читайте также:  Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Читайте также:

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе
Храмы и монастыри Москвы и области

«Красное Село — одно из древнейших подмосковных поселений, вошедшее в состав Москвы в 1806 году. Ныне память о нём сохранена в названии Красносельского района, станции метро, трёх улиц, шести переулков и Красносельского тупика» / Википедия По теме: Бывшие кладбища Москвы

Красное село – одно из старинных подмосковных поселений, существовавших уже с XII – XIII веков, размещавшихся у древней дороги на Суздаль, возле, возможно, самого большого в Москве пруда, размеры которого равнялись площади Кремля. За дивную красоту местной природы село было названо Красным, а пруд – Великим, но потом тоже был переименован в Красный – по селу. Этот пруд располагался в месте между современными Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей. Он был засыпан в начале XX века, но оставил имя Краснопрудной улице. Пруд этот снискал недобрую славу. Возле него проходили «русальные гулянья», оставшиеся с языческих времен. И само Красное Село было каким-то тревожным местом, где периодически происходили разные непонятные события.

Красное Село стало великокняжеским владением не позднее первой четверти XV века. Впервые оно упоминается в духовной грамоте Василия I 1423 года, где он завещает «селце у города у Москвы над Великим прудом» своему сыну Василию, будущему великому князю Василию Темному, а тот, в свою очередь, оставил село во владение сыну Ивану – великому государю Иоанну III.

Здесь в грозном августе 1480 года ему довелось пережить страшные дни. Хан Ахмет двинулся на Москву, Иоанн опасался принять битву, желая отступить на север. Он оставил войско и в раздумьях укрылся в далеком Красном Селе от разгневанных москвичей.

Две недели архиепископ Ростовский Вассиан увещевал Иоанна III не бояться вступить в бой. Иоанн Васильевич отправился на Угру, где было суждено кончиться монгольскому игу на Руси. Сражения так и не было – татарское войско ушло без боя.

Во времена Бориса Годунова через Красное Село пролегла дорога в первую Немецкую слободу на Кукуе, уничтоженную в Смутное время. Жители Красного Села тогда покрыли себя бесславием, первыми в Москве перейдя на сторону Лжедмитрия I. Посланников самозванца они встретили хлебом-солью и сами повели их в город, уговаривая москвичей присоединиться к ним.

Федор Годунов выслал против них стрельцов, но те не захотели действовать против безоружного народа. Так гонцы самозванца с помощью красносельцев добрались до Красной площади и на Лобном месте зачитали народу грамоту Лжедмитрия, а через несколько дней в Москву пожаловал и самозванец.

Один старинный историк вопрошал: а как сложилась бы русская история, если бы красносельцы не приняли бы тогда сторону Лжедмитрия? Впрочем, кара обрушилась на изменников: в 1609 году Красное Село было сожжено тушинцами – приверженцами второго самозванца.

Алексеевский монастырь в Москве был заложен еще в 1360 году. По праву он считается старейшей женской обителью Первопрестольной. Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексия, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города. Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, на том месте, где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием.

Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах, и даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре, и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря.

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А. Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Что потом случилось с Храмом Христа Спасителя, мы знаем.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение 19 века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции судьбу Алексеевского монастыря решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова до Ленинских гор. Но вместо проспекта Ильича получилась автомагистраль, разрезавшая пополам территорию бывшей обители. Тем не менее, Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли только два – Всехсвятский и Алексеевский. Теперь они стоят друг против друга, рассеченные 3-им транспортным кольцом.

Более неудачное для монастыря место трудно себе представить. Он буквально зажат с трех сторон Третьим транспортным кольцом, железной дорогой и огромным магазином “Ашан”. Грохот, пыль и грязь не прекращаются здесь ни днем, ни ночью.

Я недавно писал о трёх моих самых любимых монастырях Москвы и Подмосковья. Но у меня есть и тройка самых нелюбимых. В этой тройке Новоалексеевский монастырь, пожалуй, занимает самое первое место.

Монастырь находится по адресу: Красносельский 2-й пер. 5-7 (м. «Красносельская»)

Fais se que dois advienne que peut.

Ссылка на основную публикацию