Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Антониев Сийский монастырь основан в 1520 г. прп. Антонием на о-ве Михайловского озера, у истоков реки Сии (ныне – Холмогорский район Архангельской области) в 100 км от Холмогор. По своему первому и главному храму носит также имя Свято-Троицкого монастыря.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви 15 июня 1992 года, при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни, 23 августа 1992 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

Троицкий Антониев Сийский монастырь – православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

История

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

Читайте также:  Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Современное состояние

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

“Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.” – Праведный Николай Псковоезерский

Сейчас на сайте:



Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

В 1520 году на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исайей, Елисеем, Александром и Ионой водрузили деревянный крест и поставили келью.

Был построен первый храм — деревянный, в честь Живоначальной Троицы. Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что это место особое: в глухих дебрях здесь неоднократно слышали церковное пение и колокольный звон.

В 1525 году государь и великий князь Василий Иоаннович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души «церковной утвари и риз довольно».

Преподобный Антоний, основатель монастыря, скончался в 1556 году. В 1579 году за жизнь богоугодную и многие чудотворения он был причислен к лику святых. Царевич Иоанн, сын Иоанна IV Грозного, написал одну из редакций «Жития Антония Сийского».

Антониево-Сийсий монастырь – главное строение обители — пятикупольный Троицкий собор был построен в 1589—1606 годах. Это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.

В 1601—1606 годах в обители томился в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принял монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (1619) Филарет стал Патриархом Московским и всея Руси.

В XVII веке монастырь достиг расцвета. В нем обитали более 200 монахов, строились каменные храмы. Был достроен Троицкий собор с южным приделом, освященным во имя преподобного Антония (здесь под спудом хранятся его мощи), возведены Благовещенский собор (1643), Сергеевский надвратный с архиерейскими покоями собор, храм-колокольня Трех Святителей Московских.

Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец; мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и другие прославленные мастера. Попечением сийского пострижениика патриаршего казначея старца Паисия на рубеже XVII—XVIII веков был возведен двухэтажный братский корпус и были построены двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685).

Монастырь имел свои деревни, земли, промыслы, солеварни по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагались в Москве, Вологде, Архангельске. В обители развивалось иконописание, работали небольшая типография, граверная мастерская. Традиционным для монастыря было переписывание книг.

В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, так называемое Сийское, 1339—1340; Евангелие, 1692; «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами, 1648). Ныне собрание более 300 рукописных книг из Антониево-Сийского монастыря находится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочее. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года, вклад патриарха Филарета — драгоценное паникадило 1628 года); Ценные дары монастырю вносили многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница. Обитель стала духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве.

В XVIII веке монастырская жизнь пришла в упадок (произошло изъятие земель, сократилось количество монашествующих). А в XIX веке получила развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), стал просветителем местных жителей, обитателей архангельской тундры.

В 1920 году на территории монастыря была организована детская колония, хотя все еще действовала небольшая монашеская община. Монастырь был окончательно закрыт в 1923 году. Позже здесь был размещен колхоз, поочередно располагались дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

С 1970 по 1992 год территория монастыря использовалась под летний пионерский лагерь и дачу Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушались и ветшали. Трагическая история монастыря закончилась пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей.

Восстановление монашеской жизни монастыря началось в августе 1992 года — монастырь был передан Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили игумена, ныне архимандрита, Трифона (Плотникова). 23 августа 1992 года обитель впервые в ее истории посетил Патриарх Московский и всея. Руси Алексий II. А 14 октября 1992 года была совершена первая Божественная литургия в надвратной церкви, освященной во имя преподобного Сергия Радонежского.

Древняя святыня — Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь известен далеко за приделами Архангельской области. Ежегодно тысячи паломников посещают обитель, чтобы приобщится к ее святыням, помолиться в старинных храмах, приложиться к мощам преподобного Антония Сийского.

Паломники, прибывающие в Сийский монастырь, теперь имеют возможность остановиться на ночлег в благоустроенной комфортабельной гостинице «Сийский паломник».

Месторасположение: Архангельская область, Холмогорский р-н, п/о Большая Гора, д. Сия.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Антониево-Сийский монастырь

Содержание:

Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь​ принадлежит к почтеннейшим обителям Архангельского Севера, а его Троицкий собор – к старейшим каменным постройкам в здешнем краю.

Далеко не сразу Антониево-Сийский монастырь стал оплотом монашеского делания и специфической монастырской учености, образцом разумного хозяйствования. Каменный храм тут тоже вырос не в два года, как строились – по мановению великокняжеской десницы – соборные храмы в городах и монастырях срединной Руси.

Ни денег, ни земельных угодий, ни высоких покровителей не было у нескольких монахов, пришедших в 1520 году на полуостров, далеко вдающийся в Большое Михайловское озеро.

Была пора – Сийский монастырь был богат старинными иконами, драгоценными облачениями, книгами и утварью. Теперь ничего этого нет, но есть нетронутые могилы основателя обители и его преподобных наследников.

Основание Антониево-Сийского монастыря

Особенно тяжелы были первые четыре года жизни монахов на новом месте. В один из годов монахи так голодали, что даже хотели разойтись. Преподобный Антоний Сийский умолил их не делать этого, а сам истово молился Господу. И Господь «препитал» голодающую обитель: в скором времени на пустынный полуостров забрел неизвестный путник, оставивший чернецам не только муки и масла, но и денег на устроение Антониево-Сийского монастыря.

Через несколько лет Антониево-Сийский монастырь был учрежден официально: ближайшие сподвижники прп. Антония Александр и Исаия привезли из Москвы необходимые грамоты от митрополита и великого князя. Василий Иоаннович к тому же пожаловал новой обители земли и иные угодья, прося иноков молиться о чадородии великой княгини — тогда еще ею была Соломония, урожденная Сабурова, позже ставшая благоверной княгиней Софией Суздальской.

Обустройство Антониево-Сийского монастыря

Монастырь свой прп. Антоний посвятил Пресвятой Троице. И первый храм, выстроенный им здесь, был посвящен Троице. Храмовый образ преподобный писал сам, и спустя совсем малое время он прославился как чудотворный. Причиной тому было несчастье: новопостроенный Троицкий храм сгорел от забытой перед иконой свечи, но образа Троицы Живоначальной огонь не тронул.

Троицкий храм был отстроен вновь, вслед за ним появились в монастыре и другие постройки – трапезная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, надвратный храм во имя прп. Сергия Радонежского, жилые и хозяйственные здания.

Уже при жизни прп. Антония основанный им монастырь приобрел известность далеко за пределами Архангельского края. В Сию привозили больных и бесноватых – и по молитвам преподобного они получали исцеление. Благоволили монастырю, жалуя его земельными угодьями и рыбными ловлями, опекуны малолетнего великого князя Иоанна Васильевича. Богатые вклады – деньгами, утварью, книгами, богослужебными облачениями – также не были редкостью.

По смерти преподобного основателя обители слава ее не умалилась. К могиле почитаемого старца, хотя еще и не канонизированного, шли, как прежде к нему самому. С теми же просьбами и упованиями.

Антониево-Сийский монастырь креп, рос, увеличивалось число братии. Между тем все его постройки оставались деревянными. А по статусу Троицкому монастырю уже надлежало иметь каменный соборный храм.

История Антониево-Сийского Троицкого монастыря

На фото: Антониево Сийский монастырь на открытке начала XX века.

После смерти в 1634 году Игумена Ионы, Антониево-Сийская обитель находилась в благоустроеннейшем состоянии – с каменным «о пяти верхах» Троицким собором, где помимо главного престола были еще приделы во имя мч. Феодора Стратилата и прп. Антония, Сийского чудотворца. В монастырской ризнице хранились дорогие облачения и утварь, библиотека постоянно пополнялась новыми книгами.

Уже с начала 1680-х годов Сийский монастырь мог заметить перемену в отношении к себе со стороны царствующего дома. Так, в 1681 году, впервые за всю историю существования обители, получили отказ в своей просьбе снять с монастыря часть пошлин ради строительных расходов.

Тем не менее в 1692 году Антониево-Сийский монастырь стал архимандритией. Первый настоятель в этом сане – архимандрит Никодим – много сил приложил к благоустройству монастыря, а в особенности к пополнению книгохранилища. Именно о. Никодим является составителем уникального Сийского иконописного подлинника, и его «мирская» подпись – «иконник Васка Мамонтов Уваровых с Шеренги» – встречается на многих листах подлинника.

Всего по описи 1701 года в библиотеке Антониева монастыря числилось 387 рукописных и 364 печатные книги. Больше «единиц хранения» содержалось, если говорить о северных обителях, только в библиотеке Соловецкого монастыря.

Упадок Сийского монастыря

Всю первую половину XVIII века Сийский монастырь, теснимый, как и прочие русские обители, государственной властью, клонился к упадку. Логическим завершением государственных мер к «приструниванию церковников» стала секуляризация 1764 года. В одночасье Сийский монастырь лишился пахотных земель, покосов, рыбных ловель, крестьян – всего того, что веками стяжалось стараниями настоятелей и щедротами царей. Его причислили ко второму классу с соответствующим содержанием, умеренным настолько, что оно позволяло братии разве что не протянуть ноги.

Большой проблемой стала необходимость изыскивать средства на поддержание в должном порядке многочисленных монастырских построек. На собственные доходы монастырь не мог их ремонтировать, а на вклады теперешняя знать была куда менее торовата, чем князья и бояре прежних времен.

Отремонтировать Троицкий собор, давно и настоятельно требовавший внимания к себе, удалось только на пожалованные Екатериной II 500 рублей. Но в целом состояние монастыря оставляло желать много лучшего.

В XIX веке состояние Сийского монастыря несколько поправилось — однако о былом величии речи уже не шло. Число монахов не превышало в эту пору двадцати человек, ремонты хотя и производились время от времени, но носили такой безалаберно-ремесленный характер.

После революции

В 1923 году Антониево-Сийский Троицкий монастырь был окончательно закрыт. Целенаправленного разрушения зданий обители, в которой поочередно находились детская колония, коммуна, дом отдыха и пионерский лагерь, по счастью, не знала. Но и ремонтом (а тем более – реставрацией) никто из ее пользователей себя не обременял.

К 1992 году, когда монастырь вернули Церкви, он являл собой плачевное зрелище.

История

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Свято-Троицкий Антониев-Сийский мужской монастырь

Свято-Троицкий Антониево-Сийский православный мужской монастырь, удаленный на сто шестьдесят километров от Архангельска, сыграл значительную роль в развитии российского государства в 16-17 веках.

Он представляет собой уникальный в архитектурном отношении комплекс зданий, раскинувшийся на полуостровной территории, окруженной заповедными водами Большого Михайловского озера в Холмогорском районе у села Емецк.

Название монастырю дали из-за того, что озеро дает начало притоку Двины – реке Сия, близ которой расположился монастырский ансамбль.

Страницы истории

Основателем монастыря был Святой Антоний, пришедший на эти безлюдные места в 1520 г. вместе с молодыми монахами Александром, Исайей и другими из Никольской пустыни в Шелексе (село недалеко от Архангельска) и обосновавшийся здесь благодаря позволению Василия Третьего.

Строительство собора значительно отсрочилось из-за крестьянских волнений Смутного времени. Однако было решено построить здесь храм их камня, о чем говорилось в царском указе, полученном в 1587 г.

Выполнение указа затянулось на 20 лет.

Тогда в недостроенную обитель во времена правления Б. Годунова сослали и постригли в монахи как Филарета Феодора Романова, отца российского самодержца Михаила Феодоровича. Сам Филарет стал впоследствии российским патриархом.

Еще одно знаменитое имя связано с обителью: в конце 1730 г. здесь побывал направлявшийся в столицу М. Ломоносов, остановившийся у дяди-стряпчего.

Монастырь в 16-17 веках был очень богат, в его владения входили деревни, пашни, сенокосные луга. Под управлением монастыря производили товар ремесленные мастерские, большой доход приносили соляной, рыболовный, морской промыслы.

Монастырь имел такие большие доходы, что неоднократно помогал деньгами русским царям, например, Михаилу Федоровичу на войну со шведами.

И русские монархи жаловали монастырь: Иван Грозный передал тысячу рублей на помин души казненных бояр; Федор Иоаннович подарил большой колокол; Борис Годунов присылал деньги, принес в дар крест, медное паникадило, золотые ризы и покров; знатные боярские семьи Волконских, Милославских, Морозовых вносили щедрые пожертвования.

Русские цари любили совершать паломничество в монастырь: здесь бывали Александр Первый и Александр Второй, великий князь Константин и Алексей. К началу 19 века стали национализировать монастырские земли и передавать государству, поэтому монастырь обеднел, хотя и сохранил величественный архитектурный облик 16 века.

В 1923 г. монастырь закрывают, используют его земли для организации крестьянского коммунального хозяйства, потом колхоза, колонии для беспризорников, дома отдыха, учреждения для детей с инвалидностью, интерната для пожилых людей, детского оздоровительного лагеря, дач административных работников.

Возрождение обители начинается в 1992 г., сейчас здесь снова собрана большая коллекция книг, открыта иконописная мастерская.

Преподобный Антоний

Антоний происходил из семейства богатых крестьян. Село Кехта, где он родился, существует и сейчас, в нем установлен памятный крест. Его отец Никифор и мать Агафья вымолили сына у Господа и крестили его Андреем. В 7 лет мальчик сталь читать, писать, начал учиться иконописи. В 25-летнем возрасте после смерти матери и отца он устроился на службу к новгородскому боярину, женился на его дочери, которая через год умерла. После этого он решает уйти от мира и постригается как Антоний. Через год принимает священнический сан, много работает в лесу, любит помогать заболевшим.

Стремясь к Богу, Антоний приходит к Михайлову озеру, о святости которого среди местного населения ходили легенды. Там обосновался Антоний с товарищами. Они сами валили лес, обрабатывали пашню, возводили первые постройки. Антоний вел аскетичную жизнь, был скромен и смиренен.

Когда строился храм Живоначальной Троицы, Антоний сам написал для него икону, которая прославилась как чудотворная: исцеляла слепых, изгоняла бесов, не горела в огне пожаров. И сам Антоний при жизни был известен как чудотворец, помогал больным и убогим. Больше всего он стремился к уединению, много раз уходил из монастыря. Но каждый раз его умоляли вернуться. Перед смертью он написал завещание «Духовная память» , которое сберегалось его последователями, а теперь представлено в Архангельском краеведческом музее. Мощи Антония были торжественно погребены в Троицком соборе, хранящем их и по сей день.

Культурный центр

До 18 в. обитель считалась самым крупным на севере Руси центром православной культуры. Монахи искусно переписывали книги. Здесь сберегались редкостные рукописные тексты, такие как Сийское Евангелие 14 века (поступило из монастыря в Лявле в 1663 г.), «Житие Антония Сийского» с красочными миниатюрами (1648; в хранилище Государственном Историческом музее), приходо-расходные книги и другие документы (более двадцати тысяч единиц хранения представлены в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге) и т.д. В 17 в. книги печатались монахами самостоятельно типографским способом на своих станках.

Здесь благодаря пожертвованиям образовалось целое собрание бесценных работ древнерусских ювелиров: чаши для святой воды, паникадила, чаша для причастия из чистого серебра – дар монастырю дворянина С. Римарева и др.

Развивалась иконопись. Писал иконы сам Антоний. Священники, проживавшие тут в 17 в., – Феодосий и Никодим – были талантливыми мастерами иконописи. В 16-17 веках здесь создавались замечательные работы художниками-самоучками и граверами. Известны имена работавших на благо обители знаменитых мастеров-иконописцев: Федор Зубов, Василий Кондаков. Здешними художниками исполнен уникальный Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями, выполненными как прориси с икон гравюр Западной Европы, редчайшее произведение древнерусского искусства (хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге).

Величайшими ценностями обители считаются Евангелия напрестольные 1627, 1681 года; Евангелие 1570 г.; Чудотворная икона Смоленской Божьей Матери; Чудотворная икона Живоначальной Троицы и др. Богатое книжное собрание после революции 1917 г. изъяли и передали в Архангельск в архив области, а оттуда в 1958 и 1966 гг. – в Москву в Российский государственный архив древних актов.

Уникальная архитектура

Антоний Сийский возглавлял обитель 37 лет. Им и его товарищами возведены три церкви из дерева: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. Постройки были выполнены из камня в конце 17 в.

Тогда построили Троицкий собор – символ этого благодатного места. Его начали строить вологодские мастера под присмотром московского зодчего по имени Захар в 1589 г. по приказу царя Федора Иоанновича, а закончилось строительство величественного собора в 1606 г. По мысли царя, собор должен был не хуже московского Девичьего монастыря. Собор был спроектирован как четырехстолпный, с пятью куполами, причем средняя глава, большая по размеру и богато украшенная, является доминирующей по отношению к четырем малым главам. Собор уникален, так как изначально сочетал в себе принципы двух стилей: новгородского и московского. Однако спустя столетие первоначальный облик был изменен из-за перестройки центрального купола и строительства четырехскатной кровли.

Входящая в ансамбль монастыря Благовещенская церковь строилась на месте более древней деревянной с 1638 г. в течение пяти лет. По замыслу строителей, она повторяла особенности предшествующей церкви, например, в ней был двухчастный алтарь, высокий шатер на восьмиугольном основании и др. Одновременно с Благовещенской церковью строились помещения для приготовления и приема пищи, звонница и помещения для именитых богомольцев.

В 1652 г. возвели звонницу с куполом в форме шатра с храмом Трех Святителей Московских.

Украшают ансамбль Святые врата, соединенные с двухэтажными монашескими кельями и Сергиевской церковью, построенной на месте деревянной во имя Андрея Первозванного; они были закончены к 1699 г. В Сергиевской церкви 3 престола: святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.

Святое озеро

Святое озеро расположено на расстоянии десяти километров от озера Михайловское. Знаменито оно тем, что на его берегах сохранилось капище языческого периода. По преданиям, воды озера обладают целительной силой, что объясняет его название.

Читайте также:  Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию