Архангельский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Иерусалимское подворье в Москве — храм Воскресения Словущего на Арбате

Иерусалимское подворье в Москве, официальный сайт которого вы найдете в разделе «Информация для паломников», находится при храме Воскресения Словущего, в Брюсовом переулке. Некоторые путают его сразу с двумя храмами: храмом Иерусалимской иконы Божией Матери, что находится по ул. Талалихина, д. 24, и храмом святителя Филиппа Московского, что на проспекте Мира, но это совершенно разные храмы.

Это отделение Иерусалимской Православной Церкви, юрисдикция которой действует в Израиле, Иордании, Палестине.

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа.

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Архитектура храма

Церковь выглядит небольшой: она однокупольная, с колокольней-шатром. Стены ярко-красные, с лаконичными белыми украшениями, золотыми куполами и зелеными крышами.

Одними из главных украшений являются наружные иконы: они нарисованы на колокольне и стенах.

Изначально церковь была небольшой, но в середине XIX века к четверику были пристроены полукруглая аспида, трапезная и фронтоны на северной и южной сторонах. Первоначальный декор убрали, чтобы сделать окна шире. В начале ХХ века возле храма построили дом подворья.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

    1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Информация для паломников

Все необходимые для паломников сведения можно посмотреть на их сайте. К сожалению, храм слишком мал и не располагает собственной гостиницей и туристическим бюро.

Туристы могут остановиться в расположенных неподалеку гостиницах: «Фламинго», «Руссо-Балт», «Апартаменты на Гоголевском бульваре».

Адрес храма и официальный сайт

Официальный сайт http://podvorie.orthodoxy.ru. Тут можно узнать всю необходимую информацию: историю места, информацию о святынях и т.д.

Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.

В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:

    1. Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.
  1. Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
  2. Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.

Телефон – (495) 690-5701.

Расписание богослужений

Увидеть подробное расписание можно по ссылке http://podvorie.orthodoxy.ru/raspisanie/. Практически каждый день в храме проходят службы в честь святых, расписание составляется на неделю и регулярно обновляется.

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления. Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским.

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

Архангельский собор в Москве

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (930)
    • Музеи (267)
    • Парки (67)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки развлечений (52)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Магазины и ТРЦ (451)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Фестивали, праздники, шоу (23)
    • Зоопарки (12)
    • Аэропорты (4)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (102)
    • Галереи (6)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Смотровые площадки (4)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Небоскрёбы (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Мосты (4)
    • Бани, сауны (3)
    • Речные вокзалы (1)
    • Пляжи (21)
    • Замки, дворцы (4)
    • Рестораны и кафе (35)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Метрост. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»
Автобусост. «Метро „Библиотека имени Ленина“», № 144, К, м1, м2, м3, м6, Н1, Н2.

Архангельский собор Московского Кремля — православный храм, величественный памятник истории и архитектуры, возвышающийся на Соборной площади кремлевского музея-заповедника.

Сохранившийся собор начала XVI века располагается на месте деревянного московского собора, также посвященного святому Архистратигу Михаилу, середины XIII века и сменившего его каменного храма 1333 года.

Архитектор Архангельского собора Кремля в Москве — итальянский зодчий, на Руси известный как Алевиз Новый. Строительство храма осуществлялось с 1505 по 1508 год.

Архитектура Архангельского собора в Москве

Кирпичный храм выполнен в русских архитектурных традициях и декорирован белым камнем в стиле ренессанса. Московский собор пятиглавый, шестистолпный, имеет 8 приделов, а также дополнительное помещение в западной части, отделенное стеной.

Роспись Архангельского храма выполнялась в период с 1652 по 1666 годы выдающимися иконописцами Оружейной палаты. Иконостас собора — четырехъярусный, его иконы в основном написаны в 1679–1681 годы. Древнейшая икона «Архангел Михаил в деяниях» создана русским мастером в конце XIV века.

Усыпальница Архангельского собора Московского Кремля

Первым в Архангельском соборе Кремля погребен Иван Калита — еще при втором, не сохранившемся храме. Великокняжеский некрополь по воле великого князя Василия III Ивановича официально создан позднее — в 1508 году, когда был освящен новый храм.

Всего в соборной усыпальнице насчитывается 54 погребения — вплоть до захоронения последнего из Романовых по прямой мужской линии — юного императора Петра II Алексеевича.

С 1928 года в крипте Архангельского собора хранятся саркофаги с останками цариц и женщин из рода Рюриковичей и семьи Романовых, перенесенные из Вознесенского собора.

Как попасть в Архангельский собор в Москве

Храм входит в экскурсионную программу по Соборной площади Кремля. В настоящее время он относится к музейным площадкам, и богослужения в нем проводятся крайне редко — в престольные праздники.

Стоимость билета для осмотра архитектурного ансамбля Соборной площади, включая музей Архангельского собора, — 700 рублей для взрослых, 350 рублей — льготный. Для некоторых категорий граждан предусмотрен бесплатный вход. Подробно — на официальном сайте.

Читайте также:  Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Наиболее удобный транспорт, позволяющий добраться до Кремля и собора на его территории, — метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская»). Подойдут и автобусы, следующие до остановки «Метро „Библиотека им. Ленина“».

Собор на панорамах Google Maps

МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Московский Архангельский собор

Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).

  • Престолы: Архангела Михаила (главный), Зачатия Иоанна Предтечи (южный придел), мч. Уара (северный придел), Покрова Пресвятой Богородицы (над западным входом)
    • Исторические приделы: Симеона Столпника, Андрея Критского, апостола Акилы, Воскресения словущего, царевича Димитрия
  • Адрес: Россия, Москва, Кремль
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.

    Первый каменный Архангельский собор

    Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.

    Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.

    Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

    В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

    Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

    Второй Архангельский собор

    Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

    21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг., собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора – «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от которого в наст. время сохранился подвал.

    Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

    В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

    Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

    В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

    Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

    Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.

    С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии

    Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года – во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. После войны были произведены серьезная реставрация и поновление иконостаса. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат).

    В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.

    В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.

    В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.

    В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).

    Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса – в 1979-1980 гг.

    С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

    В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.

    В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

    С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.

    Усыпальница собора

    В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

    Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

    До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

    В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

    Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

    В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

    Святыни храма

    Настоятели собора

    • Иоанн (упом. в 1439),
    • Иоанн (упом. в 1454-1463),
    • Михаил (упом. в 1507),
    • Иуда (упом. в 1518-1519),
    • Симеон (упом. в 1542-1550),
    • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
    • Евстафий (упом. в 1564-1565),
    • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
    • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
    • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
    • Димитрий (упом. в 1599-1608),
    • Иоанн (упом. в 1613-1630),
    • Григорий (упом. в 1634-1643),
    • Никифор Матвеев (упом. 1645 – ок. 1657),
    • Кодрат (упом. в 1658-1672),
    • Феодор (упом. в 1675-1691),
    • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
    • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
    • Иоанн Семенов (ок. 1738 – 1741) [1],
    • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
    • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 – 1771),
    • Петр Алексеев (1771-1801),
    • Димитрий Лавровский (1801-1811),
    • Алексий Шумилин (1811-1813),
    • Иаков Никольский (1813-1816),
    • Герасим Попов (1816-1818),
    • Иоанн Русинов (1818),
    • Василий Кутневич (1818-1833),
    • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
    • Петр Покровский (1855-1871),
    • Михаил Богословский (1871-1880),
    • Александр Невский (1888-1892),
    • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
    • Павел Извеков (1905-1909),
    • Димитрий Лавров (1910-1914),
    • Николай Извеков (1915-1918)

    Видео

    Документальный фильм Дмитрия Лавриненко “Тайны Архангельского собора”

    Литература

    • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
    • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
    • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
    • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
    • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
    • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
    • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
    • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
    • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
    • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
    • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
    • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
    • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.];
    • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
    • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.];
    • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
    • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
    • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
    • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
    • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
    • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
    • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
    • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
    • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
    • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
    • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

    Использованные материалы

    • “Архангельский собор Московского Кремля”, страница официального сайта РПЦ
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/138918.html
    • А. В. Маштафаров. Архангельский собор. Православная энциклопедия, т. 3, с. 489-495 (материал использован частично)
      • http://www.pravenc.ru/text/76446.html

    [1] Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.

    Архангельский собор Московского Кремля

    Первая царская усыпальница

    Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.

    В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

    Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

    Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

    Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

    В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

    Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

    В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

    Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

    Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

    Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

    Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

    В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

    Архангельский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

    Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

    Где находится Архангельский собор

    • Расположен этот храм в столице, на Соборной площади Кремля.
    • Телефон: 69-53-776; код – 495.
    • Телефоны музея: 69-54-146, 69-70-349. Звонить можно в любой день до 17.00 (с 9.00).

    Как добраться до собора

    1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле.
    2. Также достаточно удобно добираться до собора на метро. Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

    Посещение храма

    • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
    • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
    • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

    История Архангельского собора московского Кремля

    История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

    1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
      Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
    2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
    3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
    4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

    Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

    Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

    • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
    • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
    • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
    • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
      Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
    • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

    СЕСТРА ИВАНА ВЕЛИКОГО

    Островок восточного Православия на Чистых прудах

    Целое поколение православных москвичей обязано своим приходом в Церковь Антиохийскому подворью. В советское время это был единственный в столице приход, где крестили и венчали, не требуя паспорта и официальной регистрации Таинств в органах власти. Многие наши земляки – постоянные прихожане подворья с той поры. На праздники здесь собираются сотни человек. За что же так любят москвичи этот островок православной жизни в самом центре города?

    Это место уникально и по своему наследию, и по духу, который здесь царит вот уже много десятилетий. Подворью принадлежат два храма – знаменитая «Меншикова башня» (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) и храм во имя великомученика Феодора Стратилата. Первый построен по заказу светлейшего князя Александра Меншикова (престольный празд­ник – Собор Архангела Гавриила – празднуется 8 апреля и 26 июля по новому стилю). Историки до сих пор спорят, кто был архитектором «Меншиковой башни». Официально им считается известный зодчий Иван Зарудный, но возможное авторство приписывают также творцу многочисленных памятников Санкт-Петербурга итальянскому архитектору Доменико Трезини и даже самому ­Петру I, который якобы собственноручно исполнил ее чертеж.

    Современное здание церкви Архангела Гавриила возведено в 1704–1707 годах в стиле петровского барокко. Это самая старая из сохранившихся построек данного архитектурного направления в Москве. В народе башню величали «сестрой» или «невестой» Ивана Великого. По первоначальному проекту шпиль храма превышал знаменитую кремлевскую колокольню на 3,2 метра. Пожар 1723 года полностью уничтожил верхнюю деревянную часть, и ее перестроили. Исторически храм считался летним. В холодное время богослужения проходили в соседнем храме XIX века во имя великомученика Феодора Стратилата «иже под колоколы». Кстати, в Москве это единственный храм с подобным посвящением.

    По воскресным и праздничным дням на Антиохийском подворье проходят архи­ерейские богослужения. Вот уже несколько десятилетий их совершает представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон – пламенный проповедник и один из самых любимых в столице архиереев. Его богослужения отличаются особой красотой: настоятель-ливанец привносит в наши традиции восточный колорит. Себя он называет всего-навсего управляющим подворья: Хозяин в Церкви один – Бог, – говорит Высокопреосвященный Нифон.

    Вверенное ему подворье он невероятно любит. Говорят, иногда его можно застать во дворе за расчисткой снега. Свое служение в советские годы настоятель вспоминает с особой теплотой. Он жил здесь среди бабушек, которые сохранили веру для потомков. Тот факт, что он крестил москвичей в те времена, когда это было запрещено, митрополит Нифон называет всего лишь малой толикой заботы и внимания для Русской Церкви со стороны Антиохийской, которая в неоплатном долгу перед своей сестрой.

    Мария Максимова

    Фото Владимира Ходакова

    Покровитель воинов великомученик Феодор Стратилат

    Один из наиболее известных и любимых святых на Руси. Его память совершается 21 февраля и 21 июня по новому стилю. На недавний престольный праздник собралось около трехсот человек, причем большинство составляли представители сильного пола. В этой церкви хранится особо чтимая икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Прославление иконы совершается 14 мая и 22 декабря по новому стилю. Каждое воскресенье перед ней читается акафист.

    Справка:

    Первое подворье Антиохийской Церкви в Москве было открыто в 1848 году.

    До 1929 года оно располагалось в снесенном ныне храме Вознесения Господня с приделом Священномученика Ипатия, епископа Гангрского, что на Ильинке, в Ипатьевском переулке. Свою деятельность представительство Антиохийской Церкви возобновило в 1948 году, ровно через 100 лет после основания, в храмах на Чистых прудах. Сейчас в алтаре храма Архангела Гавриила хранится икона священномученика Ипатия с мощами. Она была перенесена сюда из уничтоженной церкви в Ипатьевском переулке.

    Адрес: Архангельский пер., 15а

    МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ» НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ. ЧИТАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ АНТИОХИЙСКОГО ПОДВОРЬЯ В МОСКВЕ МИТРОПОЛИТ ФИЛИППОПОЛЬСКИЙ НИФОН:

    Читайте также:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
    Ссылка на основную публикацию