Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

История

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апп. Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII в. и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 г.

С 1834 г. алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 г. было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии; епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 г. именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 г., в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. прп. Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской миссии был г.Бийск. До 1917 г. здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии.

Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Прп. Макарий (Глухарев) и свт. Макарий (Невский) прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Также миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров), Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками были известные миссионеры — протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др.

К 1917 г. миссия насчитывала 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей.

В составе миссии числились три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске. В Барнауле располагался крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 г. Е.И. Судовской как Богородице-Казанская женская община, в 1900 г. получившей статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. При монастыре действовали три храма (в том числе каменный Казанский собор в нагорной части города; ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходская школа, иконописная и живописная мастерские.

Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям свт. Макария (Невского) в 1867 г. было создано миссионерское училище в Улале, затем — Бийское катехизаторское училище, а в 1869 г. было открыто Барнаульское духовное училище.

После 1917 г. деятельность духовной миссии была прервана, большинство приходов, церковных школ и библиотек прекратило свое существование. В 1920-1930-х гг. все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них — разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 г. в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске.

Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х гг. XX века. В эти годы Алтай, поделенный в 1991 г. на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай, находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский).

Большую роль в возрождении Православия на Алтае сыграл визит в 1991 г. приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Предстоятелем Русской Православной Церкви было освящено место под строительство Александро-Невского собора. В 1992 г. верующим была возвращена Свято-Никольская церковь Барнаула. Позже городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя свт. Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.

26 февраля 1994 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал владыка Антоний (Масендич; + 2001). В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

БАРНАУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Барнаульский Покровский собор

Барнаульская и Алтайская епархия Алтайской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66
  • Тел.: приемная: (3852) 63-47-17; канцелярия: (3852) 63-63-29; информационный отдел: (3852) 68-03-81
  • Официальный сайт: http://altai.eparhia.ru/
  • Каноническая территория: ГО Барнаул, Новоалтайск, Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский р-ны Алтайского края
  • Кафедральный собор: Покровский г. Барнаул
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные храмы появились в первой половине XVIII века и находились в ведении Тобольской епархии. Первый каменный храм – Петропавловский собор – был построен в Барнауле в 1774 году.

    Православие среди коренного населения алтайской земли стало распространяться и утверждаться благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухарёвым). Центром миссии стал город Бийск, сделавшийся центром Бийского викариатства.

    С 1834 года алтайская земля вошла в Томскую епархию. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.

    Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года, по ходатайству архиепископа Томского свт. Макария (Невского) в связи с обширностью Томской епархии, “многочисленностью. православного населения и обилием церковных, просветительных и других учреждений, нуждающихся в ближайшем архипастырском руководстве” [1]. Барнаульские викарии жили в Томске.

    Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность духовной миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство – разорены и уничтожены. В 1924-1929 годах викариатство входило в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.

    В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), но в 1938 году епархия была упразднена и ее земли вошли в состав Новосибирской.

    Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 1980-х. По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания святыни. Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Никольская церковь.

    Самостоятельная Барнаульская епархия была возрождена решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года.

    2 октября 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Горноалтайская епархия, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались только районы Алтайского края.

    5 мая 2015 года из состава епархии были выделены самостоятельные Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались городские округа Барнаул, Новоалтайск, а также Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский районы Алтайского края. Одновременно Барнаульская епархия была определена центром новоучрежденной Алтайской митрополии [2].

    Исторические названия

    • Барнаульская (викарная) (17 октября 1908 – 1930)
    • Барнаульская (1930 – 1937)
    • Барнаульская и Бийская (1937 – 1938)
    • Барнаульская и Алтайская (с 26 февраля 1994)

    Статистика

    • Перед революцией 1917 – более чем 600 приходов в пределах Алтайского края [3]
    • 1945 – три храма в Алтайском крае: Барнаульский Покровский собор, Бийский Успенский собор, Рубцовский Михаило-Архангельский храм[3]
    • 1989 – действовали 8 приходов: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка [4]
    • 1 января 2002 – 170 приходов, 63 храма, 6 монастырей, 177 священников и 13 диаконов [4]
    • кон. 2000-х – зарегистрировано 179 приходов; ок. 200 священнослужителей; 6 монастырей, 3 скита [3]
    • февраль 2011 – 156 приходов, 177 священнослужителей
    • февраль 2013 – 5 монастырей (из них 4 женских); 266 приходов, 178 клириков и монашествующих [5]
    • август 2015 – 2 монастыря, 74 прихода, 132 клириков и монашествующих [5]

    Архипастыри

    • Александр (Бялозор) (1930 – ?)
    • Сщмч. Герман (Коккель) (сентябрь 1931 – октябрь 1932)
    • Тарасий (Ливанов) (декабрь 1931 – 1932)
    • Сщмч. Иаков (Маскаев) (4 апреля 1933 – 11 февраля 1937) [6]
      • Сергий (Васильков) (1936 – 1937) в/у, архиеп. Новосибирский
    • Григорий (Козырев) (11 февраля 1937 – 27 июля 1937)
      • 1938 – 1994 – не замещалась
    • Антоний (Масендич) (19 марта 1994 – 8 июля 2001)
      • Тихон (Емельянов) (8 июля 2001 – 20 января 2002) в/у, архиеп. Новосибирский
    • Максим (Дмитриев) (20 января 2002 – 29 мая 2013)
    • Сергий (Иванников) (с 29 мая 2013)

    Викарные епархии

    • Заринская
    • Рубцовская (ныне самостоятельная)

    География благочиний

    • Барнаульское – г. Барнаул
    • г. Новоалтайск, с. Косиха
    • Белоярское (Первомайский, Тальменский р-ны)
      • п. Белоярск, с. Баюновские Ключи, с. Березовка, с. Бобровка, с. Боровиха, с. Жилино, с. Журавлиха, с. Зудилово, п. Кислуха, с. Курочкино, с. Ларичиха, п. Лесной, с. Логовское, с. Луговое, с. Налобиха, г. Новоалтайск, п. Озерки, с. Первомайское с. Повалиха, Санниково, п. Северный, ЗАТО Сибирский, с. Тальменка
    • Заринское (Заринский, Залесовский, Кытмановский, Тогульский р-ны)
      • г. Заринск, с. Антипино, с. Верх-Камышенка, п. Голуха, с. Гоношиха, с. Дмитро-Титово, с. Думчево, с. Жуланиха, с. Залесово, с. Кордон, с. Кытманово, с. Новая Тараба, с. Новодраченино, с. Новозыряново, с. Новококорское, с. Новоозерное, с. Пещёрка, с. Семено-Красилово, с. Сосновый Лог, с. Среднекрасилово, с. Староглушинка, с. Тогул, с. Хмелевка, с. Шатуново

    Монастыри

    Ранее подчинённые епархии

    Учебные заведения

    • Барнаульская духовная семинария
    • Барнаульское духовное училище (недейств.)
    • Богословско-катехизаторская школа им. святителя Макария Алтайского, г. Барнаул
    • Православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского

    Периодические издания

    • Алтайская миссия (ежемесячная газета)
    • журнал Барнаульской духовной семинарии «Покров»

    Литература

    • Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999.

    Использованные материалы

    • Страницы официального сайта Барнаульской епархии:
      • http://altai.eparhia.ru/history/ – История православия на Алтайской земле
      • http://altai.eparhia.ru/eparhia/blagochin/
    • Ворсина В. Н., Борис Пивоваров, прот. Барнаульская и Алтайская епархия. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 343-345:
      • http://www.pravenc.ru/text/Барнаульская и Алтайская епархия.html
    • Борис Пивоваров, прот. Барнаульское викариатство. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 346:
      • http://www.pravenc.ru/text/77572.html
    • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

    [1] Учреждение второго викариатства в Томской епархии // ПрибЦВед. 1908. № 43. С. 2119.

    [2] Журнал № 5 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html

    [5] Страница официального сайта Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

    [6] В действительности епархией не управлял с ареста 29 октября 1936; вторая дата – официальное освобождение от занимаемой кафедры.

    Протоиерей Георгий Крейдун: “Афонские святыни на Алтае”

    Опубликовано: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг.// «К Свету». Альманах – выпуск 20, М., 2002, С. 28-33.

    [То же: /Алтайская миссия. Вестник Барнаульской епархии. № 4 (100), апрель, 2001 С.10-11.]

    Хотя в горах Алтая свет евангельской проповеди воссиял совсем недавно, чудеса Божественного Промысла неоднократно посещали молодую алтайскую паству Христову.

    Афон и Алтай – созвучие не только в названии. Невидимые духовные нити соединяют эти две территории. И нет сомнения в том, что быстрому распространению истинной веры на Алтае способствовали и молитвы афонских иноков и старцев. Ибо “много может молитва праведного споспешествуема”. Приведем несколько исторических фактов, свидетельствующих о тесных духовных узах, связывающих Афон и Алтай, о духовном родстве афонских подвижников и алтайских миссионеров. Христиане все – едины во Христе.

    В середине ХIХ века Начальник Алтайской Духовной Миссии протоиерей Стефан Ландышев сравнил две горные страны – одну духовную, другую природную: “Алтай великолепен, как Афон: повсюду грозно величественныя картины природы в чрезвычайно разнообразном смешении с видами невыразимо-приятными. То вечные льды, в виде изумляющих величием шатров и конусообразных столбов, возвышающихся над Алтаем и исчезающих в синеве небес; то самая роскошная флора. Как будто разноцветные ковры разостланы по горам и долинам, на свободных от лесу местах. Над-облачныя скалы увенчаны всегда зеленеющими кедрами. Долины и ущелья орошают с шумом скачущия реки и речки, и никогда не замерзающие ключи; на самой высоте гор в озерах стоят воды. Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божии, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас.

    Но Афон сияет истинным Богопочитанием и благочестием; там церковь земная – воинствующая и церковь небесная – торжествующая, благодатию Божиею, имеют свое духовное общение. А в Алтае господствует тьма идолослужения”.

    Неизвестно, бывал ли сам протоиерей Стефан на Афоне. Но его сравнение оказалось пророческим. Через пятнадцать лет, в 1879 г., Алтайскую Миссию озарит большая духовная радость. Стараниями известного афонского старца иеромонаха Арсения на Алтай с Афона прибыла икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей. Сколько чудес связано с ней! Часть из них описал протоиерей Михаил Путинцев. С момента встречи святой Иконы великомученик стал почитаем на Алтае главным покровителем миссионерства. Вот как сказал третий Начальник Алтайской Духовной Миссии архимандрит Владимир при встрече Иконы: “С этого времени великомученик Пантелеимон есть и будет главный начальник миссии, первейший ее миссионер, небесный руководитель и представитель”.

    Некогда Спаситель говорил своим ученикам-апостолам: “Что свяжете на земле, то свяжется на небесах, что разрешите на земле, то разрешится на небесах”. Слова иерея Божия, архимандрита Владимира, имели силу духовного закона и всецело исполнились. Отчеты и записки миссионеров за разные годы повествуют о множестве чудес, происшедших от Иконы и по молитвенному предстательству св. Пантелеимона. Уже в первые месяцы по прибытии иконы произошли чудеса исцеления бесноватой, обращения раскольника. А в декабре 1881 г. от смертельной болезни – брюшного тифа – был исцелен игумен Макарий, будущий митрополит. Отец Макарий тогда по делам службы прибыл в Бийск, где и заболел. “В этот же день на имя больного получено было в Бийске из Русского монастыря на Афоне письмо, со вложением изображения великомученика и с замечанием, что от таковых изображений бывают знамения благодатной помощи. Письмо это было прочитано болящему. С верою и молитвою положил он изображение угодника себе на грудь. В то же время в Улале пред иконою с мощами Целителя совершались о здравии отца Макария молебны с акафистами”. Отец Макарий получил исцеление. Это произошло гораздо быстрее, чем обычно (если человек остается жив после такой болезни).

    Икона с мощами великомученика Пантелеимона находилась в Улале, в храме Всемилостивого Спаса. Там же, в Улале, был дом помощника Начальника Миссии с небольшой церквушкой в мезанине в честь свт. Иннокентия Иркутского, построенный в 1872 году. Бывавший на Афоне протоиерей Михаил Путинцев сравнивал ее с теми, ”малыми и убогими церквицами”, какие “имеются при пустынных келиях на Афоне”. “Вид этого тесного и скромного храма, . производит на молящегося особенное благодатное, успокаивающее, умиротворяющее впечатление”. Сам отец Михаил любил бывать в этом храме – ”там отдыхала душа моя, утомленная заботами и скорбями земными”. Душе протоиерея Михаила Путинцева, видимо, одинаково дороги были и Афон, и Алтай. Здесь, на Алтае, он прослужил в качестве миссионера почти три года – с 1881 до 1883. Его книга “Алтай. Его святыни. Миссионерство. ”, цитированная нами, вышла в Москве в 1891 г. в издательстве Афонского подворья.

    Издание книги о. Михаила Путинцева еще более способствовало упрочению духовных уз, связывающих Афон и Горный Алтай. На рубеже 1880-90х годов братия Андреевского скита на Афоне передала в дар храму вмч. Пантелеимона, построенному в 1890 г. в селе Чолукоевском частицы мощей шести святых.

    В эти годы в Миссии активно строятся храмы и некоторые из них посвящаются св. вмч. Пантелеимону. Всего в Миссии было восемь храмовых построек, посвященных св. Пантелеимону. Кроме с. Чолукоевского храмы в честь Великомученика были в Катанде (1880 – год освящения), Бирюле (1885), Мариинском (1886), Балыктуюле (1898). Молитвенные дома – в д. Онос (1893) и в аиле Кара-Гем на р. Аргут (1901). А в 1912 г. в главном стане в Улале, на месте старого дома помощника начальника Миссии была построена часовня – в память о всех тружениках на ниве Христовой в стране Алтайской. Возможно она также была посвящена в честь небесного покровителя Миссии – великомученика Пантелеимона. По крайней мере, из документов известно, что в Улале была каменная часовня в честь этого святого.

    О чудесах, связанных с почитанием великомученика Пантелеимона на Алтае, написано в нескольких книгах. Однако есть сведения не опубликованные, содержащиеся в архивных хранилищах. Вот один из таких случаев.

    В 1897 г. миссионер о. Петр Бенедиктов серьезно заболел – так, что даже с постели подниматься не мог. В Улалинской церкви перед иконой с мощами великомученика служились молебны. Однако облегчения не наступало. Тогда священник, псаломщик и автор воспоминаний – псаломщик Улаганской церкви К. Уксегешев – взяли Икону и пошли в дом о. Петра. “Здесь усердно молились за здравие Вас и Вы едва поднявшись с постели приложились к св. иконе. После этого Вы скоро исправились. ” (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2 д. 36. л.92). Это фрагмент письма, адресованного самому отцу Петру, датированного 6 июня 1909 года. После этого Господь даровал о. Петру, несмотря на нарушенное здоровье, прослужить еще почти двадцать лет в Миссии.

    Не только почитание великомученика Пантелеимона роднит Афон и Алтай. Простые верующие Алтая с большим благоговением почитали подвижников Святой Горы и считали большой честью иметь иконы, писанные на Афоне. Вот сведения только за один 1903 год.

    Решение (приговор) от 8 июня 1903 г. сельского схода с. Михайловского Бийского уезда о том, чтобы икону мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия, заказанную на Афоне, пронести на руках от г. Бийска, куда икона уже прибыла. Усердные крестьяне просят у владыки Макария (Павлова), Начальника Алтайской Духовной Миссии, разрешения на проведение крестного хода. И, хотя расстояние от Бийска до Михайловского 136 километров, они готовы его совершить, поскольку давали такой обет в 1901-1902 годах:

    -На сельском сходе… имели суждение о том, что в минувших 1901 – 1902 годах на полях наших появился червь, наносивший вред растительности; вредительность эта побудила нас с крестными ходами служить на полях молебны святым мученикам Трифону, Иулиану и Евстафию и затем просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго выписать со св. Афонской горы икону помянутых святых; при том дали обещание по получении иконы, перенести ее из г. Бийска до местнаго села с подобающей честью – на руках. Ныне, икона св. мучеников Трифона, Иулиана и Евстафия получилась и находится в г. Бийске, а потому в исполнение даннаго нами обещания и воздаяния благодарения св. мученикам за молитвы ко Господу Богу за нас грешных, ибо весною сего года на полях вреднаго растительности червя не замечено, – мы постановили: просить местнаго священника о. Василия Хоперскаго, войти с ходатайством пред Его Преосвященством, епископом Бийским Макарием, разрешить помянутую икону пронести на руках от города Бийска до нашего села Михайловскаго чрез следующие селения: Фоминское – Шубенской волости; Песчанское, Усть-Ануйское – Смоленской волости; Быстрый Исток, Паутовское и Николаевское Паутовской волости. (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 104-106).

    К жителям села Михайловского хотят присоединиться казаки поселка Слюденского:

    – Мы подписавшиеся казаки поселка Слюденскаго, Антоньевской станицы, Бийскаго уезда, быв сего числа на поселковом сходе в присутствии нашего поселковаго Атамана Казанцева, где имели суждение о том, что нами в 1902 году для нашего местнаго храма выписана икона, во Св. Афонской горы, Божией Матери “Скоропослушницы”. В настоящее время св. икона получена и находится в г. Бийске. Нам жителям поселка Слюденскаго вышеупомянутую св. икону желательно бы из г. Бийска с подобающей честью пронести до нашего поселка на руках одновременно с жителями села Михайловскаго (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 117-119).

    В том же году жители Усть-Кана встречали храмовую икону свт. Николая, написанную на Афоне:

    – Бийского мещанина, проживающаго в селе Усть-Кан, Тимофея Евграфова Мокина. Покорнейшее прошение. Икону Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца, которая заказана на Афоне для Усть-Канской Никольской церкви и которая вероятно скоро получится в г. Бийске; мне искренне желается, чтобы означенная икона была отправлена из г. Бийска до Усть-Чарышской пристани на пароходе по адресу Мокина, а далее вместе с приготовленною мною иконою Св. Великомученика Пантелеимона проследовала бы до нашего села Усть-Кана с крестным ходом, о чем я покорнейше осмеливаюсь просить Вас, Ваше Преосвященство, милостивейше разрешить таковое путеследование Св. Икон (ЦХАФ АК ф. 164. оп. 2. д. 20. л. 63).

    Бесчисленны случаи проявления милости Божией по молитвам свт. Николая. Особо чтимой и чудотворной иконой на Алтае была храмовая икона Улалинского Никольского женского миссионерского монастыря. Эта икона так же была написана на Афоне. Вот какое чудо описано в Отчете по Алтайской Духовной миссии за 1888 год:

    – По донесению игуменьи и священника монастыря, пред Афонскою иконою св.Николая 12 числа сентября в отчетном году, в монастыре получил исцеление от немоты крестьянин села Новиковскаго Бийского округа деревни Лебяжей Василий Лазарев Коковин, 50 лет, внезапно онемевший пред тем за 10 дней. В ночь, предшествовавшую дню исцеления, Коковин был в сонном видении вразумлен, за какие грехи наказан он немотой и предупрежден, что получит исцеление во время молебна. Последнее исполнилось к великой радости немотствовавшего. После чтения Евангелия он проговорил громко: слава Тебе Господи! И поведал в обители о совершавшимся над ним чуде милости Божией. (Отчет АДМ за 1888 год, с.10)

    Об этой храмовой монастырской иконе свт.Николая, писанной на Афоне, знали и далеко за пределами Алтая. В книге “Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России” (составители А.Вознесенский и Ф.Гусев), изданной в Санк-Петербурге в 1899 году, говорится:

    – Не можем не упомянуть … о миссионерском женском Николаевском монастыре Томской епархии, Бийского викариатства, в 7-ми верстах от Улалы. …На далекое разстояние кругом славятся два пребывающие в ней чудотворные образа — Царицы Небесной, споручницы грешных, и храмовой — Святителя Мирликийского. Во всякое время года, даже зимой, можно встретить пред этими образами богомольцев из самых дальних мест, а в день славнаго праздника обители, 9 мая, стекается сюда к образу Святителя до 6000 богомольцев с Алтая и соседних округов (сс.615-616).

    После закрытия монастыря в начале 20-х годов, по свидетельству очевидца — сына миссионера — Петра Степановича Чевалкова, чудотворную икону свт.Николая перенесли в ближайший храм в селе Бирюля. Здесь до закрытия храма в 1927 году служил о.Стефан Чевалков. Даже в эти годы приходило множество паломников к святой Иконе. Однажды на Николу вешнего ударил сильный мороз и несколько дней шел снег, так что паломников, которые обычно располагались на ночь на открытом воздухе у храма пришлось распределять по домам верующих. Какова судьба Иконы после закрытия храма точно неизвестно, но есть пока непроверенные сведения, что она сохранилась и находится в чьих то руках. Что касается Бирюлинского храма в честь вмч.Пантелеимона, то он, несмотря на годы гонений, частично уцелел, снесенными оказались только купол и колокольня. Здание храма, построенного в 1885 году, долго использовалось под колхозную столовую, а несколько лет назад было оформлено в частную собственность и теперь используется под магазин. Местная община верующих пытается возвратить храм Церкви, но нынешние владельцы требуют значительную сумму для выкупа.

    А вот другой случай проявления силы Божией от иконы, написанной на Афоне. Он произошел, когда Афонскую икону Божьей Матери “Умиления” переносили крестным ходом в храм села Катанда. Когда крестный ход достиг Усть-Кана (160 верст от Катанды), здесь отслужили торжественно литургию.

    – На другой день (как рассказал Усть-Канский миссионер) знакомый алтаец, приехавший из Кайрлыка, передал мне следующее: “Когда несли икону, язычник Охый вздумал подойти и приложить свою лепту; но сколько он не старался, подойти к иконе не мог, не смотря на отсутствие давки со стороны толпы: какая-то невидимая сила удерживала его в почтительном отдалении от иконы. Другой язычник, по имени Уруска, с чайником в руках, в котором было вино, хотел подойти и поблагодарить Царицу Небесную за то, что алтайцам разрешено ныне выкуривание вина из молока. Икона была закрыта; но лишь только открыли покрывало, подошедший невидимою силою повергнут был на землю. Поднявшись, он хотел снова подойти, но при этой попытке тою же невидимою силою отброшен в сторону с потерею чувств”. Слух об этом происшествии разнесся по всему нашему отделению. (Отчет АДМ за 1902 год, с.29).

    В последствии Усть-Канский миссионер крестил Уруску вместе со всей его семьей.

    Алтайские краеведы говорят, что и сегодня можно нередко встретить иконы, писанные на Афоне. Но это в основном домашние иконы. А вот недавно в городе Барнауле, в Свято-Никольском храме, появилась большая афонская икона Божией Матери “Достойно есть”. В начале века она находилась в одном из храмов в предгорьях Алтая, а сегодня, благодаря бескорыстному усердию р. Б. Сергия Кобзева, святая Икона снова в храме. Стоит сказать и о том, что икона “Достойно есть” с Афона стала к тому же храмовой, поскольку в честь нее был освящен приставной престол Свято-Никольского храма.

    2001 г.

    Приложение:

    “ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УВИДЕТЬ МЕНЯ В ЦЕРКВИ, ТО УЗНАЙ: Я БУДУ В ГОЛУБЫХ ЛЕНТАХ”

    Из записок Алтайского миссионера иеромонаха Смарагда

    “По приглашению Чемальского миссионера, я отправился в Чемальский стан на освящение молитвенного дома, куда и прибыл в воскресенье.

    Вскоре по моем приезде, в приготовленном к освящению храме начался акафист Скорбящей Божией Матери. По окончании акафиста, один из иночествующих братий разсказал нам следующее замечательное сновидение.

    Верстах в десяти от Чемала его застигла осенняя темная ночь. По такой гористой дороге, как у нас на Алтае, ехать ночью весьма опасно, и потому он принужден был ночевать на берегу бурной Катуни под обрывистой скалою. Разседлав коней, он со своими спутниками разложил огонь и, напившись чаю, лег около огонька. Инок помыслил в себе, что на утро день воскресный и что, вероятно, в Чемале теперь совершается всенощное бдение. В таком благочестивом раздумье он приподнялся на своей постеле и начал петь разные церковные стихи. Пропев последнюю песнь “Воскресение Христово видевше”, он опять лег и заснул. В тонком сне представилось ему, будто с той стороны, откуда он ехал, идет какая-то знаменитая путешественница. Поровнявшись с ним, она спросила его: “куда ты едешь?”

    Инок смиренно отвечал: “в Чемал, на освящение храма”.

    Путешественница опять спросила: “а далеко ли отсюда из Чемала?”

    “Не более десяти верст, – отвечал тот; – если завтра пораньше встать, то можно и к Богослужению поспеть”. При этом инок вежливо приглашал незнакомку зайти в Чемал на освящение храма и посмотреть иконостас, пожертвованный русскою Государыней. “Я буду там, отвечала незнакомка, и если хочешь увидеть меня в церкви, то узнавай: я буду в голубых лентах”. Сказав это, она пошла в сторону Чемала; за ней следовала тоже какая-то девица, – казалось, ея служанка.

    Этим сновидение кончилось. Пробудившись, инок рассказал видение бывшим с ним. По приезде в Чемал, ему предложено было прочитать в церкви акафист Скорбящей Божией Матери; когда он дочитал до слов 6-го кондака: “проповедницы вселенныя Богоноснии Апостоли, по совершении церкви в пресвятое имя Твое, Мати Божия, егда зваху Тебе на освящение, Ты же, о Преблагословенная, рекла еси им: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь”, – тогда голос инока от волнения чувств задрожал, на глазах навернулись слезы, на сердце будто кто-то шептал ему слова виденной во сне путешественницы; он взглянул на лик местной иконы Божией Матери и, к великому удивлению, в лике ея с голубым покрывалом на главе признает ту незнакомую путешественницу, которая дала слово быть в Чемале и велела узнавать ее по голубым лентам. От волнения чувств он едва мог продолжать чтение. По окончании акафиста, священно-инок разсказал это братии, и все мы вместе молили Преблагословенную, да будет Она и с нами, как некогда с Апостолами, и да покрыет всех предстоящих в храме сем, как некогда во Влахернском.”

    БАРНАУЛЬСКАЯ И АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

    26 февр. 1994 г. постановлением Свящ. Синода Барнаульская кафедра была возрождена с названием «Барнаульская и Алтайская». 19 марта 1994 г. во епископа Барнаульского и Алтайского был хиротонисан Антоний (Масендич). После кончины еп. Антония († 8 июля 2001) решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2001 г. епископом Барнаульским и Алтайским определено быть игум. Максиму (Дмитриеву), хиротония к-рого состоялась 20 янв. 2002 г.

    Определением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. на Барнаульскую кафедру назначен еп. Сергий (Иванников) (с 24 мая 2015 г. митрополит).

    Решением Свящ. Синода от 5 мая 2015 г. из состава Барнаульской епархии выделены Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии. Барнаульская епархия включена в состав Алтайской митрополии. Кафедральный город Б. и А. е – Барнаул. Кафедральный собор – Покровский собор в Барнауле (освящен в 1904, закрыт в апр. 1939, возобновлены богослужения в янв. 1944). Барнаульская епархия разделена на благочиния: Барнаульское, Белоярское, Заринское, Монастырское, Тальменское. В епархиальном управлении действуют отделы и комиссии: информационный отдел, отдел по взаимодействию Церкви и общества, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по монастырям и монашеству, отдел религиозного образования и катехизации, отдел по делам молодёжи и православным молодёжным организациям, комиссия по культуре, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, ставленническая, наградная, попечительская, Богословская комиссия, Архитектурно-строительно-реставрационная комиссия, комиссия по канонизации святых, Юридическая служба.

    25 дек. 1997 г. постановлением Свящ. Синода пастырско-богословские курсы Б. и А. е. были преобразованы в Барнаульское ДУ, при уч-ще открыто псаломщическое отд-ние, в 2000 г.- сектор заочного обучения. К началу 2003/2004 учебного года было завершено строительство нового учебного корпуса училища. В 2006 г. Барнаульскому ДУ присвоен статус семинарии. При семинарии имеется Регентская школа (открыта в 1998 г.). Решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. на должность ректора Барнаульской ДС назначен еп. Сергий (Иванников). С 22 нояб. 2010 г. в Б. и А. е. работает Богословско-катехизаторская школа им. свт. Макария (Невского), митр. Московского. При Алтайском гос. ун-те на фак-те политических наук ведется обучение студентов по специальности «теология» (бывш. теологическое отд-ние). С 1990 г. в высших учебных заведениях Алтайского края читаются спецкурсы по истории правосл. Церкви.

    Миссионерская деятельность в Б. и А. е. многообразна по формам и распространяется на всю территорию епархии, особенно активно она осуществляется в Республике Алтай, где живы традиции христ. просвещения, заложенные в XIX – нач. XX в. Алтайской духовной миссией

    Епархиальные СМИ вслючают официальный сайт (http://altai.eparhia.ru), сайт еппечатный орган епархии – вестник «Алтайская миссия» – издается с 1996 г. В газете наряду с разнообразными материалами по церковной жизни публикуются статьи, посвященные истории Алтайской миссии и совр. проблемам миссионерской деятельности. Периодически выпускаются специальные приложения к газете: «Воскресная школа» (издание клуба правосл. педагогов), «Наследие» (историко-архивное), «Соборяне» (литературно-публицистическое), «Свет» (молодежное). Приложением к газете является издаваемый в епархии с 1997 г. церковный календарь памятных дат по истории Православия в Алтайском крае и Республике Алтай.

    На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. в числе новомучеников и исповедников Российских были прославлены священнослужители Барнаульской епархии: архиеп. Иаков (Маскаев), священники Иоанн Можирин и Петр Гаврилов, мон. Феодор (Никитин) и мирянин Иоанн Протопопов. Местночтимым святым прп. Макарию (Глухарёву) и митр. Московскому и Коломенскому свт. Макарию (Невскому) было установлено общецерковное почитание.

    Святыни и крестные ходы

    Среди др. почитаемых на Алтае икон – образ вмч. Пантелеимона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедральному собору Барнаула от афонского Пантелеимонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. ХХ в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Горняк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви г. Заринска. На территории разрушенного барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит барнаульского Знаменского мон-ря.

    Монастыри

    В Б. и А. е. действуют 3 мон-ря. Постановлением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. Знаменский приход в Барнауле преобразован в барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь. Монастырь имеет подворье – Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий лог Заринского района Алтайского края. 10 окт. 1996 г. в с. Кислуха был открыт Иоанна Кронштадтского женский монастырь .

    Архиереи : еп. Александр (Бялозор; 1930-1931), еп. Тарасий (Ливанов; дек. 1931-1932), еп. Герман (Коккель; 1932), архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев; 4.04. 1933-1936), еп. Григорий (Козырев; 29.01.- 27.07.1937), с 1937 г. кафедра не замещалась, в 1943-1994 гг. территория Б. и А. е. входила в состав Новосибирской епархии. Кафедра возобновлена в 1994 г.: еп. Антоний (Масендич; 19.03.1994 – 8.07.2001), еп. Максим (Дмитриев; с 20.01.2002); еп. Сергий (Иванников; с 29 мая 2013 г.).

    В Барнаульскую епархию принесены святыни из Элисты

    С 17 июня крест и мощи блаженной Матроны Московской находятся в Покровском кафедральном соборе Барнаула (ул. Никитина, 137, тел. 63-62-16). Здесь святыни будут пребывать до 1 июля.

    Затем их доставят в Александро-Невский собор Барнаула (ул. Антона Петрова, 221, тел. 40-28-81, сайт: nevsky22.ru ).

    График пребывания креста-мощевика с частицей Ризы Господней и мощей блаженной Матроны Московской

    Барнаульское благочиние 17.06 – 26.08

    Покровский кафедральный собор

    Храм апостолов Петра и Павла пос.Южный

    Знаменский женский монастырь

    Казанский храм пос. Власиха

    Белоярское благочиние 26.08 – 08.10

    Храм Иверской иконы Божией Матери, г. Новоалтайск

    Храм св. вмч. Георгия Победоносца, г. Новоалтайск

    Храм архангела Михаила, г. Новоалтайск

    Храм св. прав. Симеона Верхотурского, г. Новоалтайск

    Храм свв. вмцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, с. Берёзовка

    Храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с. Сорочий Лог

    Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с. Логовское

    Храм свв. Косьмы и Дамиана, с. Зудилово

    Храм Архангела Михаила, с. Первомайское

    Иоанно-Кронштадтский женский монастырь, с. Кислуха

    Храм великомученицы Варвары, ЗАТО Сибирский

    Храм иконы Божией Матери «Казанская», с. Повалиха

    Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», с. Боровиха

    Храм Преображения Господня, с. Озерки

    Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», ст. Озерки

    Храм Святого Духа, с. Тальменка

    Храм Воскресения Христова, с. Ларичиха

    Храм свт. Спиридона Тримифунтского, с. Санниково

    Храм свв. апп. Петра и Павла, с. Бобровка

    Храм свв. блгвв. Петра и Февронии и прп. Серафима Саровского, с. Б-Ключи

    Храм Святой Троицы, с. Косиха

    Храм Сретения Господня, с. Налобиха

    Заринское благочиние 08.10 – 24.10

    Вознесенский храм, храм св.блж.Матроны Московской, Свято-Серафимовский храм г.Заринска

    Свято-Троицкий храм с.Залесово

    Никольский храм с.Кытманово

    Михаило-Архангельский храм с.Тогул

    Справка:

    Прямых исторических свидетельств о происхождении креста-мощевика не сохранилось. Вероятно, он являлся реликвией дворянского рода и был специально изготовлен для хранения родовых святынь, важнейшая из которых — частица Спасителевой Ризы митрополита Алексия. Крест-мощевик бережно сохранялся и передавался от предков потомкам, периодически в него помещались частицы мощей различных угодников Божьих.

    Самым значительным остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне Церкви Христовой. Богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения во времена гонений на Церковь. Многие годы она благоговейно сохранялась от поругания в семье православных христиан во Владимирской области. В 70-е годы XX века одна из прихожанок передала священнику местного прихода Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди которой был самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания. Однако, позднее выяснилось, что в нем находился тот самый крест-мощевик. Долгие годы, не зная об этом, большая семья протоиерея Димитрия Нецветаева хранила святыню у себя.

    В 2006 году крест-мощевик был найден. Священники решили, что обретенная христианская святыня должна стать общедоступной. В 2007 году для мощевика, по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, изготовили особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик. В феврале 2008 года новосооруженный крест освятили в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре.

    В 2011 году святыня была передана в Петрозаводскую епархию и с того времени, по благословению ныне покойного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, совершала путешествия в различные епархии для того, чтобы поклониться ей могли все желающие. С марта 2015 года, в связи с переездом хранителя креста-мощевика в республику Калмыкия, местом постоянного пребывания реликвии стала Элистинская епархия.

    Описание креста:

    Крест-мощевик изготовлен из серебра в форме русского «трилистного» креста. Он состоит из основного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в который помещены мощи святых, и крышки, которая крепится тремя винтиками с круглой головкой, четвертый верхний граненый с отверстием для ношения на цепи. Размеры мощевика 125 Х 110 Х 17 мм. На лицевой стороне изображено Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, вверху изображен Господь Саваоф с нимбом в виде ромба. На тыльной стороне – надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней («Спасителева Риза Алексея Митрополита»).

    По граням креста помещены частицы мощей: Вертикально, сверху вниз: Святителя Иоанна Златоуста Святого Великомученика и Победоносца Георгия Святого великомученика Иакова Персиянина Преподобного Иоанна Дамаскина Преподобного Иоанна Кущника Преподобного Сампсона Странноприимца Святого мученика Андриана Преподобного Моисея Мурина Преподобного Николы Святоши Преподобного Дамиана Целебника Святой мученицы Евфимии Горизонтально слева направо: Святого великомученика и целителя Пантелеимона Святой мученицы Агафии Святой мученицы Ирины Святителя Григория Нисского Святого мученика Трифона Святой великомученицы Марины Святого священномученика Василия Амасийского, епископа Святой мученицы Христины Святой мученицы Параскевы Святого мученика Нестора.

    Алтайский край

    Алта́йский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован 28 сентября 1937 года. Административный центр — Барнаул.

    Содержание

    Православие на Алтае

    Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году.

    С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии.

    Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения.

    Центром Алтайской духовной миссии был город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии.

    Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные миссионеры протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и многие другие.

    К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске.

    В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. Монастырь имел 3 церкви( в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские.

    Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.

    Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске.

    Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века. В эти годы Алтай поделенный в 1991 году на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли, вспоминаться и являться людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян, начали укрепляться основы церковной жизни и православные обычаи.

    Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Святейшим Патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Свято-Никольская церковь. После этого знаменательного события городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.

    26 февраля 1994 года была образована самостоятельная Барнаульская и Алтайская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал Преосвященнейший Антоний (+2001).

    В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сегодня в епархии действуют: шесть монастырей — Знаменский женский монастырь в Барнауле, Ксение-Покровский в г. Яровое, Богоявленский женский монастырь в г. Камень-на-Оби, Иоанно-Кронштадтский женский монастырь архиерейского подворья в с. Кислуха, Казанский мужской монастырь в с. Коробейниково, Свято-Димитриевский мужской монастырь в г. Алейске; три скита — в честь Иверской иконы Божией Матери в с. Ребриха, Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий Лог и Иоанно-Богословский скит в с. Чемал; зарегистрировано 179 приходов, в которых трудится около 200 священнослужителей.

    Населённые пункты

    Святыни Алтая

    Старинное алтайское село Коробейниково было одним из торговых центров Алтая. Здесь в 1906 году был построен большой Каменный однопрестольный храм. После разорения храм был превращен в зерносклад, а многие иконы были “пущены” на технические нужды. Половой плахой стала служить одна из больших икон – Казанская. После видения благочестивой девице Ольге икона, во многом утратившая изображение, была спасена от дальнейшего поругания. В 1960 году икона перевезена в Барнаул. Она сохранялась верующими, и перед ней совершались молитвы. В 1972 году в Пасхальную ночь икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое и яркое. Этому было несколько свидетелей.

    Летом 1994 года после завершения восстановительных работ в храме села Коробейниково многолюдным крестным ходом икона из Барнаула была возвращена в свой храм.

    • Икона священномученицы Елисаветы с частицей мощей;
    • Иверская икона Божией Матери;
    • Икона Божией Матери «Знамение».

    Монастыри Алтая

    Знаменский женский монастырь (Барнаул)

    24 июня 1754 года в Барнауле была освящена только что построенная церковь во имя святых и 37,01 Kbправедных Захария и Елисаветы. Кроме горожан, к приходу церкви были приписаны жители 11 деревень. Уже к 1772 году здание церкви обветшало. Были собраны средства, и в 1778 году построена новая деревянная церковь по проекту И.И.Черницына, ученика И.И.Ползунова.

    С февраля 1994 года богослужения в храме стали проводиться регулярно. При Знаменском храме, распоряжением правящего архиерея был образован женский монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Через два года молитвами и трудами первых сестер монастыря – ныне покойной схимонахини Филареты, схимонахини Георгии, схимонахини Гавриилы и других – был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамения Божией Матери.

    Адрес: 656043, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Большая Олонская, 24.

    Иоанно-Кронштадтский женский монастырь (Кислуха)

    10 октября 1996 года указом Святейшего Патриарха создан Иоанно-Кронштадтский женский монастырь.

    Престол домовой церкви освящен Владыкой Антонием 24 октября 1996 года.

    Земельный участок территории 2.1943 га оформлен в собственность 11 мая 2007 года.

    В 2008 году построено овощехранилище, в 2009 году настоятельский дом.

    С 2007 года ведется строительство хоздвора вне территории монастыря.

    В настоящее время 10 монастырских дач, сельхозназначения общей площадью 1 га в процессе оформления. В хозяйстве монастыря 10 коров, 2 лошади, 20 кур, 1 грузовая машина. В аренде 42 га земли для выпаса скота.

    В монастыре находится святыня – дореволюционный портрет св. Иоанна Кронштадтского.

    Адрес: 658065, Алтайский край, Первомайский район, с. Кислуха, ул. Верхняя, 12. тел. 8 (38532) 94-5-18.

    Богородице-Казанский женский монастырь

    Монастырь находился в нагорной части города Барнаула. Он являлся значительным духовно-просветительским центром города. Здесь был построен в 1903 году крупнейший в городе Казанский собор. Сегодня от монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. После закрытия в начале 1920-х годов из монастырских зданий была сделана тюрьма.

    На территории монастыря был чудотворный Никольский источник с деревянной часовней. Часовня была разрушена, но недавно было обнаружено ее основание. Источник сохранился, и ныне очень почитаем верующими.

    Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.

    Адрес: Алтайский край, Усть-Пристанский район, село Коробейниково, улица Советская дом 11.

    Храмы Алтая

    Свято-Успенский кафедральный собор (Бийск)

    В центре старой части Бийска, возвышается величественный Успенский собор – одна из главных достопримечательностей города.

    Строился храм на пожертвования городского головы, бийского 2-й гильдии купца-миллионера Михаила Савельевича Сычёва, вложившего в богоугодное дело 5150 рублей и других прихожан.

    15 марта 1897 г. грамотой Преосвященнейшего Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского за № 1569 было преподано благословение на заложение храма, а 5 июля 1898 г. состоялась его закладка.

    Проект храма составлен в русско-византийском стиле и утвержден губернским архитектором В.В. Хабаровым. Строительные работы производила артель Плёнкина. Расписывали храм мастера иконописной артели Патрушева. Резные позолоченные иконостасы были изготовлены в Бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенкова.

    Адрес: 659335, Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 13

    Димитриевский храм (Бийск)

    Бийск был основан по указу Петра Великого 18 июня 1709 года. Постепенно он превращался в торгово-купеческий и военно-административный центр Алтая, а к концу XIX века город стал и центром Алтайской духовной миссии, деятельность которой простиралась не только на Алтай, но и на прилегающие территории современных Кузбасса, Новосибирской области, Казахстана и Киргизии.

    В западной части Бийска в 80-е годы XIX века было начато строительство архиерейского подворья. Монументальный архитектурный комплекс включал в себя архиерейский дом, катехизаторское училище, приходское училище и, конечно же, архиерейский собор – главный храм Алтайской духовной миссии, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери.

    Во второй половине XIX века в городе была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая, очевидно, и дала название этой части Бийска. По сей день старожилы называют этот район “Казанкой”, а действующую здесь церковь – церковью на “Казанке”, хотя сегодня храм носит имя святителя Димитрия Ростовского.

    Адрес: 659335, Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева, 228Б.

    Телефон рабочий: 8-3854-33-23-28; телефон/факс: 8-3854-33-16-62.

    Михайловский кафедральный собор (Рубцовск)

    Храм в честь Архангела Михаила был построен в с. Рубцовка (ныне г. Рубцовск) в начале 1906 года, так как основатель города Михаил Рубцов носит имя этого великого покровителя христиан.

    Архитектурной формой был выбран типичный для Сибири неф, «корабль» с возвышающейся мачтой-колокольней. Дата освящения храма 4 февраля 1906 года известна из «Приговора Рубцовского сельского общества Ново-Алейской волости Змеиногорского уезда Томской губернии» (ГАТО, ф. 3, оп. 3, д. 6019). До 1917 года храм жил своей спокойной и размеренной жизнью. Но с приходом советской власти все изменилось. Однажды в начале 20-х годов была предпринята попытка забрать церковную утварь в пользу молодой советской республики. В 1930-е годы храм заняли обновленцы, а в 1937 году церковь закрыли. Главный храмовый колокол сняли и увезли на переплавку, иконостас сломали, роспись содрали, иконы разграбили. Церковную утварь частично удалось спасти. После этого помещение храма приспосабливали под различные хозяйственные нужды: хранили зерно, стройматериалы, а во время Великой Отечественной войны в помещении храма расположилось общежитие.

    Адрес: 658224, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Советская, 9

    Телефон: (38557) 9-45-38, факс (38557) 9-45-33

    Читайте также:  Церковь Зосимы и Савватия в Гольяново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
    Ссылка на основную публикацию