Белгородская епархия: священники, храмы и монастыри, приходы, указы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Белгородская епархия

Учреждена в 1667 г. как Белгородская и Обоянская. В состав епархии вошли территории современных Курской, Белгородской, Харьковской, Сумской, части Орловской и Воронежской областей.

С 1787 г. — Белгородская и Курская. В 1799 г. переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде.

В 1905 г. учреждено Белгородское викариатство Курской епархии, получившей название Курское и Обоянское. В ноябре 1933 г. викариатство было преобразовано в Белгородскую епархию. После ареста в 1935 г. правящего архиерея новых назначений на кафедру не последовало, православные приходы вновь окормлялись курскими архипастырями.

В 1993 г. восстановлено Белгородское викариатство Курской епархии.

17 июля 1995 г. викариатство преобразовано в самостоятельную епархию, получившую название Белгородская и Старооскольская.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 49) из состава епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на декабрь 2012 года)

Благочиния и благочинные

  • I Белгородское (г. Белгород) — протоиерей Олег Кобец
  • I Старооскольское (г. Старый Оскол) — протоиерей Алексий Бабанин
  • II Белгородское (районное) — протоиерей Сергий Колий
  • II Старооскольское (районное) — протоиерей Василий Рачок
  • Корочанское — протоиерей Михаил Усатый
  • Новооскольское — священник Александр Степаненко
  • Чернянское — священник Стефан Жаровский
  • Шебекинское — протоиерей Петр Иванов

Приходов — 161, в том числе:

  • часовен — 27;
  • монастырских — 9;
  • приписных — 12;
  • молитвенных домов (имеющих престол) — 17.

Численность духовенства

  • клириков — 200 (в том числе диаконов — 14)
  • монашествующих — 53

Монастыри

  • Свято-Троицкий Холковский мужской
    309573, Белгородская область, Чернянский район, сел. Холки; тел. (47232) 4-06-23; сайт holki.orthodoxy.ru
    и.о. наместника — иеромонах Андрей (Сумин)
  • Марфо-Мариинский женский
    308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19; тел. (4722) 35-36-20
    настоятельница — игумения Иоасафа (Кандыба)
  • Воскресенский женский
    309273, Белгородская область, Шебекинский район, сел. Зимовенька, ул. Больничная; тел. (47248) 7-76-70
    и.о. настоятельницы — монахиня Иннокентия (Тишина)

Социальные учреждения

  • Марфо-Мариинское сестричество милосердия
    г. Белгород, ул. Пушкина, 19; тел. (4722) 32-52-73

Средства массовой информации

  • Белгородские епархиальные ведомости (ежемесячная газета)
  • «Миссионерское обозрение» (ежемесячный журнал)
  • «Добродетель» (ежемесячный журнал)

Образовательные учреждения

  • Белгородская духовная семинария (с миссионерской направленностью)
    308000, г. Белгород, Белгородский проспект, 75; тел.: (4722) 27-32-79, 27-32-50, 27-07-78;сайт bel-seminaria.ru
  • во имя свв. равноапп. Мефодия и Кирилла
    308002, г. Белгород, 1-й Заводской переулок, 12; тел. (4722) 31-05-37
  • во имя св. блгв. кн. Александра Невского
    309518, г. Старый Оскол, мкр. Звездный, 23; тел.: (4725) 22-43-64, 25-36-65

православные детские сады:

  • «Рождественский»
    г. Белгород, ул. Буденного, 15а; тел. (4722) 53-39-06
  • «Покровский»
    г. Белгород, ул. Студенческая, 13; тел. (4722) 31-70-01

БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Белгородский Преображенский собор

Белгородская и Старооскольская епархия Белгородской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 308000, г. Белгород, проспект Славы, 31
  • Тел./факс: (4722) 33-57-90
  • Официальный сайт: http://www.beleparh.ru/
  • Каноническая территория: г. Белгород, Белгородский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский, Чернянский и Шебекинский р-ны Белгородской обл.
  • Кафедральные соборы: Преображенский в г. Белгороде, Александро-Невский в г. Старом Осколе
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В 1657 году состоялась неудачная попытка учреждения Белгородской кафедры, с поставлением на нее будущего патриарха Питирима. Прочное учреждение последовало в 1666 или 1667 году, когда новая кафедра была определена митрополией. В то время: :“Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф [1], с согласия Собора, изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины. ” [2].

    В 1765 году от епархии отошли Усерд и Ольшанск к Воронежской епархии. В это же время получила “Заднепровские” земли, в дальнейшем отошедшие к Екатеринославской епархии. Многократно меняла свои границы.

    В 1799 году епархия переименована по имени губернии в Курскую, а в 1833 году её кафедра на деле была перенесена в Курск. См. о ней далее ст. Курская епархия.

    Белгородская епархия была вновь учреждена 25 февраля 1905 как викариатство Курской епархии. В 1924 – 1933 годах существовало одноименное викариатство обновленческой Курской епархии. Православное викариатство пресеклось в 1930-х годах, но в ходе Второй мировой войны кафедра была кратковременно восстановлена – возможно как самостоятельная.

    22-23 февраля 1993 года епархия была снова воссоздана как Курское викариатство.

    17 июля 1995 года Белгородская кафедра была выделена из состава Курской как самостоятельная в пределах Белгородской области.

    7 июня 2012 из состава Белгородской епархии были выделены Валуйская и Губкинская епархии, после чего в составе Белгородской епархии остались: г. Белгород, Белгородский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский, Чернянский и Шебекинский районы в средней части Белгородской области. Тогда же Белгородская кафедра была определена центром новой Белгородской митрополии.

    Исторические названия

    • Белгородская и Обоянская (1666/1667 – упом. 13 июля 1776)
    • Белгородская и Курская (15 марта 1787 – 16 октября 1799)
    • Курская и Белоградская (Белгородская) (16 октября 1799 – 1905) (см. далее)
    • Белгородская (викарная) (25 февраля 1905 – 1934)
    • Белгородская и Грайворонская (1942 – 1943)
    • Белгородская (викарная) (22-23 февраля 1993 – 18 июля 1995)
    • Белгородская и Старооскольская (с 18 июля 1995)

    Статистика

    • 1679 – 542 церкви
    • 2004 – священнослужителей: 267 (из них диаконов: 18, монашествующих: 22) [3].
    • 2005 – Общее количество приходов: 262 (из них приписных: 17, монастырских: 8, имеющих временное помещение: 30). Священнослужителей: 280 (из них диаконов: 18, монашествующих: 22) [3]
    • 2006 – по данным отдела по связям с религиозными организациями аппарата губернатора Белгородской области на 1 мая 2006 г.: официально зарегистрировано: 228 приходов РПЦ и 54 местных религиозных организаций нехристианских и инославных христианских конфессий (мусульман, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы) [4]
    • февраль 2011 – 319 приходов (приписных – 28, монастырских – 9, имеющих временное помещение – 32). Численность духовенства: клириков – 360 (в том числе диаконов – 22), монашествующих – 20 [5]
    • декабрь 2012 – 161 приход (в т.ч. часовен – 27, монастырских – 9, приписных – 12, молитвенных домов (имеющих престол) – 17). Клириков – 200 (в т.ч. диаконов – 14), монашествующих – 53 [5]

    Архипастыри

    • Питирим (9 – 23 ноября 1657)
    • Феодосий (17 мая 1667 – 20 августа 1671)
    • Мисаил (14 сентября 1671 – 23 февраля 1684)
    • Авраамий (Юхов) (13 июля 1684 – 6 августа 1702)
    • Иустин (Базилевич) (1702 – 17 августа 1709)
    • Иларион (Властелинский) (11 марта 1711 – 4 апреля 1720)
    • Епифаний (Тихорский) (9 июля 1722 – 2 июля 1731)
    • Досифей (Богданович-Любимский) (6 августа 1731 – сентябрь 1733)
    • Арсений (Берло) (17 сентября 1735 – 3 января 1736) [6]
    • Петр (Смелич) (20 июня 1736 – 16 сентября 1742)
    • Антоний I (Черновский) (6 сентября 1742 – 1 января 1748)
    • Свт. Иоасаф I (Горленко) (2 июня 1748 – 10 декабря 1754)
    • Лука (Конашевич) (9 октября 1755 – 1 января 1758)
    • Иоасаф II (Миткевич) (26 апреля 1758 – 3 июня 1768)
    • Порфирий (Крайский) (29 октября 1763 – 7 июля 1768)
    • Самуил (Миславский) (28 декабря 1768 – 24 сентября 1771)
    • Аггей (Колосовский) (9 февраля 1774 – 28 ноября 1786)
    • Антоний II (Румовский) (28 ноября 1786) – за смертию не был
    • Феоктист (Мочульский) (9 февраля 1787 – 15 сентября 1801)

    • Иоанникий (Ефремов) (3 июля 1905 – 15 ноября 1913)
    • Сщмч. Никодим (Кононов) (15 сентября 1913 – 3 сентября 1918)
    • Аполлинарий (Кошевой) (11 июня 1919 – ? (в эмиграции))
    • Никон (Пурлевский) (1921 – 1923, 1924 – 1925)
    • Сщмч. Евгений (Зернов) (13 августа – август 1930)
    • Иннокентий (Клодецкий) (14 июня 1931 – 24 августа 1931)
    • Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (11 августа 1933 – 22 ноября 1933)
    • Сщмч. Антоний (Панкеев) (22 ноября 1933 – август 1934)
      • Артемон (Евстратов) (декабрь 1935 – 4 декабря 1937) в/у, еп. Курский
    Белгородская митрополия на 7 июня 2012 года. Фото с сайта Белгородской епархии.

    География благочиний

    • I Белгородское ( http://www.favor.csn.ru/ ) – г. Белгород
    • II Белгородское ( http://www.saint-george.ru/ )
    • Корочанское
    • Новооскольское
    • I Старооскольское
    • II Старооскольское
    • Чернянское
    • Шебекинское
    Благочиния Белгородской епархии, ок. начала 2012 г.

    Монастыри

    Учебные заведения

    • Белгородская духовная семинария
    • Белгородское духовное училище (недейств.)
    • Старооскольское духовное училище (недейств.)
    • Православные гимназии в г. Белгороде и г. Старом Осколе
    • Православные детские сады «Рождественский» и «Покровский» в г. Белгороде

    Социальные учреждения

    • Марфо-Мариинское сестричество милосердия, г. Белгород

    Периодические издания

    • «Белгородские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета)
    • «Добродетель» (ежемесячный журнал)
    • «Миссионерское обозрение» (ежемесячный журнал)
    • «Новый Ковчег» (недейств.)

    Использованные материалы

    [1] Вероятно имеется ввиду новоизбранный патриарх Иоасаф.

    [2] В труде Покровского, с. 280.

    [3] Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, «О состоянии дел Белгородской и Старооскольской епархии в 2005 году и перспективы развития епархии на 2006 год», 02.I.2006, http://www.blagovest.bel.ru/pages/bd_news/news003.htm

    [4] «БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИЗЫВАЕТ НЕ ДЕЛАТЬ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ О ВВЕДЕНИИ ОПК», 20 октября 2006 г, http://www.pravoslavie.ru/news/061020152904

    [6] Остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь, 3 янв. решение о перемещении было отменено.

    БЕЛГОРОДСКАЯ И СТАРООСКОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

    Белгородской митрополии Русской Православной Церкви, территория включает Белгородскую обл. Кафедральный город – Белгород. Кафедральный собор – в честь Преображения Господня. Правящий архиерей – митр. Иоанн (Попов)

    17 июля 1995 г. определением Свящ. Синода восстановленное в 1993 г. Белгородское вик-ство Курской епархии преобразовано в Б. и С. е., викарный еп. Иоанн (Попов; с 18 фев. 1999 г. архиепископ, с 18 июля 2012 митрополит) получил статус правящего архиерея. При епархиальном управлении созданы епархиальный совет, духовный собор, церковный суд, комиссии – богослужебная, ревизионная, по социальному служению, хозяйственная, по работе с вооруженными силами и связи с правоохранительными органами, по делам молодежи и катехизации, информационная, по изучению духовного наследия епархии.

    В сент. 1996 г. открыта Белгородская ДС с миссионерской направленностью, при семинарии существуют двухгодичные курсы псаломщиков. В Белгородской обл. действуют 2 правосл. гимназии – во имя св. Мефодия и Кирилла в Белгороде и во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Ст. Осколе. В 2001 г. осуществлен первый выпуск сестер милосердия на базе медицинского колледжа Белгородского гос. ун-та.

    В сент. 2001 г. при активном участии епархии в Белгородском гос. ун-те открыт социально-теологический фак-т, преподавание ряда дисциплин на к-ром осуществляется священнослужителями епархии.

    При участии священнослужителей епархии осуществляется подготовка преподавателей по «Основам и ценностям Православия» – учебная дисциплина, к-рая введена в 310 школах Белгородской обл., с 1998 г. включена в качестве общеобязательной в Белгородском ун-те потребительской кооперации, где ее преподавание ведется духовенством епархии. Священнослужители также преподают историю и теорию религий в Белгородском ин-те культуры.

    Совместным решением администрации области и епархии был создан и 10 нояб. 1997 г. открыт территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов во имя блж. Ксении Петербургской в с. Горки Красненского р-на. В нач. 2002 г. в центре на постоянном обслуживании находилось более 50 чел. 8 февр. 2002 г. подписано «Соглашение о сотрудничестве между Белгородской и Старооскольской епархией и Управлением здравоохранения администрации Белгородской области». Сестричество милосердия белгородского во имя святых Марфы и Марии жен. мон-ря (90 чел.) оказывает помощь медицинскому персоналу 20 отд-ний областной больницы по уходу за тяжелобольными и уборке помещений, содействует приглашению священнослужителей для духовного окормления больных. Правосл. сестричество во имя св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и мон. Варвары, организованное при храме во имя вмч. Пантелеимона 2-й городской больницы Белгорода, объединяет 25 сестер милосердия, к-рые ежедневно оказывают помощь по уходу за больными и проводят катехизаторскую работу. В хирургическом отд-нии 1-й городской больницы открыт храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), в к-ром еженедельно совершается молебен свт. Луке и литургия, причащаются больные в палатах и храме.

    Миссионерская работа среди молодежи осуществляется при поддержке правосл. молодежных миссионерских центров, к-рые организованы в Белгороде – при храме во имя равноап. Мефодия и Кирилла, университетском храме во имя арх. Гавриила, в Ст. Осколе – при кафедральном Александро-Невском соборе, в Грайвороне – при духовно-просветительском центре, в Нов. Осколе – при Успенском соборе. В г. Шебекино при Тихвинском храме работает детский центр правосл. культуры, в с. Нов. Таволжанка Шебекинского р-на – молодежная группа спасателей. Летний отдых детей организуется в детском правосл. лагере «Пчелка» в г. Шебекино (с 1993), в подростковом лагере «Белгородская черта», профилактории «Лесная сказка», др. детских лагерях отдыха в благочиннических округах епархии.

    С июня 2000 г. офиц. печатный орган епархии газ. «Белгородские епархиальные ведомости» выходит с приложением «Семинарский вестник». С нояб. 1995 г. на базе Белгородской ДС издается ежемесячный ж. «Миссионерское обозрение» (офиц. издание миссионерского отдела Московской Патриархии). Правосл. молодежные миссионерские центры издают листки и газеты «Свет Христов» (Белгород), «Бутерброд» (Ст. Оскол). На белгородском телевидении выходят 2 передачи о жизни епархии – «Православное обозрение» (каждые 2 недели) и ежемесячно «Путь, истина и жизнь», еженедельная правосл. программа на телевидении в Ст. Осколе и Нов. Осколе, 2 раза в неделю – передача «Святое Белогорье» на белгородском радио. Епархия имеет 3 сайта в компьютерной сети Internet (епархиального управления, Белгородской ДС, Преображенского кафедрального собора).

    Святыни

    В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии – Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола.

    Мон-ри

    Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993).

    Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии. Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское.

    Белгородское чудо

    Паломники со всей России приезжают в этот окраинный храм

    Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 г., в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история — у него есть.

    О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма — что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 г.

    …У входа в храм очень людно. Праздничная служба идет в церковном дворе, правит ее в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев — настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Сергия Колия.

    Еще один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к о. Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой черный пес с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже — уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан.

    Служебное пение и все возглашения слышны хорошо — подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора — сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением о. Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом.

    От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от нее.

    Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, возведенная над глубинной скважиной и освященная митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 г.

    В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII в., белгородская святыня.

    В часовенке набирают и воду из краников бювета — она построена на месте святого источника, где был обретен Чудотворный крест.

    Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 г., уже в новейшие времена, при настоятеле храма о. Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории.

    За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, все прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникером таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле — с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!».

    Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина.

    Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой — высокий и несокрушимый — папа в черной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот».

    Потом свершается Крестный ход — чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырем сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрожден с 1999 г., в том же году для Креста был изготовлен специальный киот.

    История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, еще во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 г., жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздраженный тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы».

    Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника».

    А в конце XVIII в. произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник».

    Весть об обретенном Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

    Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесен в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трех десятилетий.

    К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далеких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ в. выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

    Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение — одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей.

    Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника.

    Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 г. хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнесся к нему с теплом и помогал.

    Жители Кошар оставили очень теплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове — публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. О. Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 гг. А потом — настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 г. Император Петр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву.

    О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось.

    Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». …

    Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией.

    Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.

    Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.

    О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.

    О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 г.

    В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.

    О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

    Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».

    …Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное все же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, — радостные.

    Белгородская епархия

    Существует некая летопись, в которой, содержится информация о том, что митрополит Киевский и всея Руси Леонтий поставил в Белгород епископа Никиту, чтобы тот, основал там епархию.

    Эта епархия должна была служить просветителем и распространителем Света Христовой Истины у местного народа, и близлежащих к Белгороду поселений кочевых племен.

    Одна из таких епархий — Белгородская Епархия, основанная еще в 992 году.

    Однако епархия не смогла противостоять нападкам язычников. А вскоре орды хана Батыя стерли с лица земли весь город Белгород. Епархия перестала надолго существовать, фактически на долгих шесть веков.

    Храм Серафима Саровского, относится к Белгородской епархии

    Становление белгородской епархии произошло в 17 веке

    Следующим этапом становления Белгородской епархии стал XVII век, а именно 1657 год, когда повелением Патриарха Московского и всея Руси Никона, на кафедру Белгорода был определен будущий Патриарх Московский и всея Руси Питирим.

    Патриарх Московский и всея Руси Никон — московский патриарх, Божиею милостию великий господин и государь. Именно его определили на кафедру Белгорода в 1657 году

    Митрополит Питирим, в это время, находился на Крутицкой и Коломенской кафедре, в должности митрополита Сарского и Подонского — древнейшего епископского титула Московской Руси.

    Однако митрополит Питирим занимал в это время должность патриаршего викария, то есть его заместителя, и, отказавшись принимать назначение, не поехал в свою новую кафедру.

    Вследствие этого епархия неправящего архиерея не может существовать, поэтому кафедра не была открыта.

    Спустя несколько дней после отказа митрополита Питирима поехать на Белгородскую кафедру, ее, на бумаге, официально присоединили к Крутицкой митрополии.

    Мотивировали официально это тем, что когда то в старину, Сарская и Подонская епархия входила в состав Сарско-Золотоордынской епископии, куда входило множество других территорий, в том числе и весь южный край белгородский области, среди которых, были города Белгородчина и Слобожанщина.

    Так и оставалось все вплоть до заседаний Большого Московского Собора 1666 — 1667 годов, который в одном из своих постановлений, определил духовенству окормлять дальние окраины Руси Светом Христовой Истины.

    В конце 1667 года была выделена Белгородская епархия

    В связи с этим, в конце 1667 года, из состава Патриаршей Области была выделена Белгородская епархия, объединившей в своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей, которая должна была именоваться митрополией.

    Титул правящего архиерей должен был именоваться — митрополит Белгородский и Обоянский. Первым архиереем возрожденной епархии стал митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий, происходивший родом из Сербии.

    Митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий — первый архиерей вновь возрожденной епархии

    Так было до учреждения в 1721 году Святейшего Синода. С того же времени они именуются епископами или архиепископами, за исключением одного Антония Чернавского, рукоположённого в сан митрополита на родине.

    С 1667 по 1787 годы архипастыри именовались Белоградскими и Обоянскими, с 1787 по 1799 Белгородскими и Курскими, а с 1799 года — Курскими и Белгородскими.

    На день своего открытия, в состав Белгородской кафедры входило, в общей сложности 37 городов, 20 из которых были древние, в том числе и сам Белгород, а остальные 17 вновь отстроенными и новосозданными, в том числе город Харьков.

    В документах 1679 года, говориться, что Белгородская Митрополия имеет 542 церкви.

    Границы духовенства начали расширяться, стали строить храмы и монастыри

    Благодаря усилиям местных архиереев, границы влияния духовенства расширялось, строились храмы и монастыри, школы и богадельни, велась огромная миссионерская и просветительская работа.

    Всего, в период XVI — XVII веков на территории Белгородской Митрополии возникает 59 новых монастырей, в том числе известных и в наше время. Среди них можно выделить: Харьковскую Святогорскую мужскую пустынь, освященную в честь великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

    Хотмыжский мужской монастырь, освященный в честь особо почитаемой иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Знамение». Глинская мужская пустынь, освященная в честь великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

    Важно отметить, что монастыри на территории Белгородского края появились одновременно с присоединением его к территории Русского государства.

    В период своего возникновения, эти обители принадлежали к числу окраинных и сыграли заметную роль в укреплении Христианской веры и Московской Государственной власти во вновь присоединенном обширном крае.

    Именно с этой целью, в XVI веке, по повелению царя Феодора Иоанновича основывается в Курском уезде Коренная мужская пустынь, освященная во имя великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и Свято-Троицкий монастырь в Белгороде — по повелению Бориса Годунова.

    В 1722 году, на территории митрополии открываются новые систематические духовные школы, которые по образовательному уровню, в то время не имели аналогов в России.

    Согласно переписным грамотам и документам, в 1727 году в Белгородской Митрополии, из 46 духовных школ России, существовавших в 21 епархии, существовало 8.

    Одна из белгородских школ успешно развилась в Харьковский коллегиум, который, по отзывам современников, стал «одной из замечательнейших духовных школ» XVIII столетия.

    В середине XVIII века, на территории епархии действовал 31 монастырь, а сама епархия граничила с киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии на западе и юго-западе, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с воронежской епархией в бассейне верховьев Дона.

    В таком составе белгородская епархия просуществовала до последней четверти XVIII века.

    По реформе 1764 года, Белгородская Епархия была отнесена к третьему классу. Вследствие этого, у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам.

    Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо оставлялись «на своем содержании». В результате секуляризации в епархии произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих.

    Как исключение графу Петру Борисовичу Шереметеву удалось отстоять Богородицкую Тихвинскую пустынь, вероятно лишь потому, что содержалась она сугубо на пожертвования исключительно самого графа.

    6 мая 1788 Святейший Правительствующий Синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний. Таким образом, в 1799 году из состава Белгородской епархии была выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия, с центром в городе Харьков.

    Сама же Белгородская епархия, была переименована в Курскую и Белгородскую. До 1833 года епархиальные учреждения епархии оставались в Белгороде.

    В 1905 году учредили Белгородское викариатство

    В 1905 году, было учреждено Белгородское викариатство Курской епархии. А в ноябре 1933 года, это викариатство было вновь преобразовано в Белгородскую епархию, которая осталась в таком состоянии вплоть до середины 90-х годов.

    18 июля 1995 года, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вернуть территорию Белгородской кафедры в пределы Белгородской области, с назначением нового епархиального архиерея.

    7 июля 2012 года, решением Синода епархия была преобразована в митрополию, и из ее состава были выделены две новых епархии, которые, ранее при Советской Власти, были викариатствами.

    Сейчас в состав Белгородской Митрополии Русской Православной Церкви входят три епархии: Белгородская и Старооскольская епархия, Губкинская и Гайворонская Епархия, Валуйская и Алексеевская Епархия.

    Территория этих епархий охватывает всю Белгородскую область, где проживают порядка 1 600 000 человек.

    Главой Белгородской митрополии — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, председатель Синодального Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн ( Попов ).

    Иоанн Попов — епископ Русской православной церкви, митрополит Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии

    На официальном сайте можно изучить указы и узнать новости Белгородской епархии

    Епархия имеет свой официальный сайт, на котором любому пользователю сети Интернет, в легкой и понятной форме может узнать новости епархии, увидеть все духовенство епархии, изучить указы епархиального архиерея и многое другое.

    Кафедральный собор Белгородский Епархии освящен во честь великого двунадесятого праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

    Храм был построен по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан

    Построен на месте обветшавшего деревянного храма, в период с 1807 по 1813 года. Находится на улице — Преображенской, названной в честь этого величественного храма.

    Внутреннее убранство Преображенского собора, выполненное в духе «ново-русского благолепия» на рубеже XX — XXI веков, находится в кричащем противоречии с архитектурой храма — памятника провинциального русского классицизма.

    17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа Белгородского.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — при его участии были перенесены мощи в Преображенский собор Белгородской епархии

    Сейчас, его мощи пребывают в соборе 11 месяцев в году: в период с 16 сентября, дня второго обретения мощей, по 19 августа, дня празднования светлого праздника Преображения Господня.

    Остальное время, в период с 19 августа по 16 сентября, мощи святителя пребывают в Иоасафовском соборе города Белгорода.

    Белгородская епархия развивается под руководством митрополита Иоанна

    Белгородская Епархия, под четким и мудрым руководством своего архипастыря — митрополита Иоанна, развивается и крепнет.

    На базе епархии существует православная духовная семинария, которая призвана готовить священнослужителей, православных миссионеров, преподавателей духовных учебных заведений, других работников отделов и учреждений Московского патриархата.

    Специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях и полковых священников-капелланов, и имеет миссионерский уклон в обучении.

    Здание духовной семинарии вместе с духовенством Белгородской епархии

    Семинария была образована в 1787 году архиепископом Белгородским и Обоянским Феоктистом (Мочульским).

    Основатель духовной семинарии Феоктист Мочульский — епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Белгородский

    В 1883 году, семинария была переведена в город Курск. В 1918 году Курская духовная семинария была закрыта советской властью.

    С 17 июля 1996 года начинается новая история белгородской семинарии: в этот день определением синода РПЦ было принято решение об открытии в Белгороде миссионерской семинарии, которое и было совершено 28 сентября 1996 года. В 2000 году состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии.

    Паломничество — одно из приоритетных направлений городского духовенства Белгородской епархии

    Паломничество в храмы епархии — один из приоритетных направлений деятельности всего городского духовенства.

    Паломнический центр в Белгородской Епархии был создан 6 апреля 2007 года по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

    Так выглядит паломнический центр Белгородской епархии сейчас. Там можно узнать о датах поездок и расписание

    Являясь структурным подразделением Белгородской и Старооскольской епархии, организует паломнические поездки к cвятыням России, ближнего и дальнего зарубежья как по готовым маршрутам, так и по индивидуально разработанным.

    В этих поездках прихожане смогут поклониться мощам святых угодников Божиих и почитаемым иконам, помолиться на Богослужении и принять участие в таинствах Церкви, а также познакомиться с историей посещаемых ими монастырей.

    Сотрудники Паломнического отдела не просто специалисты с высшим образованием. Это глубоко церковные люди.

    Некоторые из них повысили свою квалификацию по организации паломнической деятельности на Курсах повышения квалификации в Паломническом центре Московского Патриархата.

    В истекающем 2018 году, областные средства массовой информации анонсировали крупный скандал, произошедший на территории Белгородской Митрополии.

    Инцидент произошел в начале года и получил свое продолжение в ноябре 2018. Он был связан со скандалом, с так называемой «иконой Сталина», когда один из «приезжих» в епархию псевдо-священников, некто А.

    Проханов, прошел по улицам Белгорода с картиной Иосифа Сталина, нарисованной художниками из города Рыбинск, под стиль православной иконы.

    Инцидент имел резонансный характер, поэтому вмешательство официальных лиц было необходимо.

    Представители епархии подчеркнули, что митрополия не имеет к данной акции никакого отношения, а также акция не нашла поддержки среди горожан, которые высказали свое недоумение и огорчение по поводу навязывания им псевдорелигиозных взглядов.

    Храмы и монастыри Белгородской области

    Земля Белгородской области (Святого Белогорья) на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России, а старинный русский город Белгород – духовным форпостом Белгородской черты. Белгородско-Обоянская епархия с центром в городе Белгороде была образована на Большом Московском соборе в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Новая епархия охватывала территорию нынешних Белгородской, Курской, большую часть Харьковской, а также часть Сумской обла­стей. В обширной Белгородско-Обоянской епархии находилось более тысячи храмов и 50 монастырей. Более двух с половиной веков Белгород был епархиальным городом одной из самых обширных епархий России.

    Сегодня в Белгороде многое напоминает о великой истории городских храмов. В Преображенском кафедральном соборе хранятся нетленные мощи святителя Иоасафа, его имя носит Николо-Иоасафовский собор. Старинный Свято-Троицкий монастырь и одноименный кафедральный собор располагались в самом центре Белгорода на месте построенного в 1650 году Белгородского кремля. Главным храмом Белгородской епархии был Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно в нем хранились две главные святыни Белгородско-Курского края: нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Николая Ратного. Ныне они находятся в Преображенском кафедральном соборе.

    Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. Вторая главная святыня земли Белгородской, находившаяся в Свято-Троицком соборе, чудотворная икона Николая Ратного. Этой иконе уже более 500 лет и с ней связано множество различных чудес. В квартале от бывшего Свято-Троицкого монастыря по улице Пушкина находится Марфо-Мариинский женский монастырь, а в нем – уникальный памятник архитектуры и культуры – Успенско-Николаевский собор.

    На начало 1918 года в России было 1253 монастыря, включая сюда архиерейские дома (82), подворья (52), мелкие скиты (75), а число монахов, монахинь и послушниц достигало в них 100 000. В 20-е годы все монастыри были ликвидированы. В 1939-1940 годах в результате вхождения в СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских стран на территории Союза оказалось более 100 монастырей. При Сталине число монастырей резко сократилось. В 1958 году было 69 монастырских обителей, а в 1964 году осталось только 18 мужских и 12 женских.

    В канун Тысячелетия Крещения Руси Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь в Москве, а также развалины Оптиной Пустыни. В конце 1987 — начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей.

    История храмов Белгородской области неразрывно связана с общей историей Русской Православной церкви. В 1873 году в Курской Епархии, куда входила и большая часть территории современной Белгородской области, было только сельских церквей: основных 589, приписных 302, настоятелей 589, их помощников 348, псаломщиков 970. В 1908 году богослужения шли:
    в Белгороде — в 12 храмах;
    в Белгородском уезде — в 81 храме (из них в 17 деревянных);
    в Грайвороне — в 4 храмах;
    в Грайворонском уезде — в 69 храмах (в том числе в 38 деревянных);
    в Короче — в 6 храмах;
    в Корочанском уезде — в 80 храмах (в том числе в 47 деревянных);
    в Новом Осколе — в 2-х храмах;
    в Новооскольском уезде — в 59 храмах (в том числе в 34 де­ревянных);
    в Старом Осколе — в 8 храмах (в том числе в одном деревянном);
    в Старооскольском уезде — в 65 храмах (в том числе в 19 деревянных). До революции на территории Валуйского района (в нынешних границах) было 43 храма и монастырь.

    Ниже представлены храмы и монастыри Белгородской области как действующие, так и давно утраченные

    Последние статьи

    Воскресенский женский монастырь

    3 ноября 1989 года в село Зимовеньку приехала первая монахиня. 4 ноября 1989 года, в праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, освящено место строительства монастыря.

    Марфо-Мариинский женский монастырь г. Белгород

    В 1993 году начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной Русской Православной Церковью в лике святых в конце XX века.

    Успенско-Николаевский собор Марфо-Мариинский монастыря

    Строительство Успенско-Николаевского собора, по свидетельству составившего в 1785 году «Описание Курского наместничества» Ивана Башилова, относится к 1692-1709 гг.

    Читайте также:  Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение
Ссылка на основную публикацию