Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни

Белогорский Николаевский монастырь

Белого́рский Свято-Никола́евский православно-миссионе́рский мужско́й монасты́рь на краю уральской Белой горы, в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура. За строгость устава эту обитель некогда называли Уральским Афоном.

Содержание

История

В 1891 году в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии» на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (высота 10 м 65 см).

Место для закладки храма на Белой горе было освящено 18 июня 1893 года. Строительство первого деревянного храма было закончено в феврале 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, в них позже в том числе находились столярная и слесарная мастерская. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам.

16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл первый крестный ход, из Москвы и Петербурга на Белою гору были доставлены пять святых икон:

подобие Казанской иконы Божией Матери

образ преподобного Сергия Радонежского

образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря

образ святого благоверного князя Александра Невского

образ Божией Матери «Послушницы»

Но уже через три года после постройки, 16 ноября 1897 года деревянный храм полностью сгорел. В этом же 1897 году начинается строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.

Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

Во время аудиенции у императора Николая II 8 декабря 1910 года белогорский архимандрит Варлаам передал ему книгу об истории монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь издавал журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности.

Во время Первой мировой войны Белогорский монастырь пожертвовал (19.03.1916) 500 рублей золотыми монетами на нужды российской армии.

Крестовоздвиженский собор выстроен в неовизантийском стиле по образцу Владимирского собора в Киеве. С самого начала храм был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

Монументальный собор, самый грандиозный в Пермской епархии, строился как на пожертвования частных лиц так и за счёт самого монастыря, по отчётам монастыря за 1909 год, монастырь занимался хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и рыболовством, монастырь владел 580 десятинами земли, имел 40 коров и 9 прудов.

Трагические события настали для монастыря уже в 1918 году. 25 августа 1918 года большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря.

24 февраля 1919 года белые войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, освободили в том числе Белую гору от большевиков. К этому времени большевики разгромили и разграбили монастырь. Через несколько месяцев, 1 июля 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край, через четыре года в марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.

С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941—1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны . С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. В 1980 году в Белогорском соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Современное состояние

Началом возрождения монастыря считаются 1988—1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. 29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь.

26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение.

С приходом на Пермскую кафедру в 2010 году Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского ускорились темпы восстановления Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Контроль за ходом реставрационных работ был передан епархиальному строительному отделу, который был создан в Пермской епархии Владыкой Мефодием.

В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон» (http://www.uralafon.perm.ru), начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга». Монастырь часто посещают паломники.

Храмы

Собор Воздвижения Креста Господня

Церковь Спиридона Тримифунтского

Часовня Николая Чудотворца на источнике

Часовня-купель у пруда

Часовня “Взыскание погибших” иконы Божией Матери

Подворье Белогорского монастыря – храм Рождества Пресвятой Богородицы

Святыни

Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон. Икона является покровительницей этого монастыря.

Ковчег с мощами святых угодников, привезённый из Иерусалима.

Престольные праздники

Белогорский Николаевский монастырь, территория

Часовня “Взыскание погибших” иконы Божией Матери

Собор Воздвижения Креста Господня

Часовня Николая Чудотворца на источнике

Белогорский Николаевский монастырь, вид сверху

Фрагмент Царского креста

Часовня-купель у пруда

Видео

Как добраться

Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка, и совершает два рейса в сутки: в 7:20 и 14:40. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов.

Россия, Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, улица Монастырская, д. 1

Паломнику

В храме служатся

Молебны и панихида: Ежедневно в 7:30 братский молебен прмч. Варлааму Белогорскому.

В субботу в 8:00 – водосвятный молебен с акафистом св. Николаю Чудотворцу, в 11:00 – панихида, в 14:00 – молебен с акафистом пред частицей мощей вмч. Пантелеимона целителя

В воскресение в 8:00 – молебен с акафистом перед иконой Божией Матери “Иверская”.

У паломников и гостей монастыря есть возможность совершить погружение в святой источник – купель иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», расположенный на северном склоне горы. В воскресенье с 12:30 до 15:00 купель закрыта на крещение.

Молебны Божией Матери перед иконами, читаемые ежедневно

«Умягчение злых сердец»

бл. кнн. Петру и Февронии (о мире и любви в семье)

св. Спиридону Тримифунтскому (молятся о помощи в благоустроении семейных, имущественных, земельных дел )

свт. Николаю Чудотворцу (молятся во всех житейских нуждах)

сщмч. Харалампию Магнезийскому (молятся об изобилии плодов земледелия, материальных затруднениях).

На молебны в записке писать до 10 имен. В храме, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени – периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ).

Правила поведения паломника на территории монастыря

Скромная и опрятная одежда женственного кроя, длинные платья, юбки и покрытая платком голова. Такая одежда усиливает женские качества, а одеваясь в скромные одеяния, женщина как бы подтверждает свое послушание смиренным образом целомудренной и благочестивой христианки. ПРАВИЛА для желающих посетить Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь Доступ на территорию монастыря разрешён на утренние, дневные и вечерние службы или в сопровождении экскурсовода монастыря. На территории Святой обители принята сдержанность в одежде, поэтому убедительно просим Вас: отправляясь в паломническую поездку, не использовать вызывающе-яркие цвета в одежде, макияж, украшения. Принято быть: – женщинам: в длинной юбке, блузке с закрытым воротом и длинными рукавами, с покрытой платком головой; – мужчинам: в брюках и рубашках с закрытым воротом и длинными рукавами; – находясь в Святой обители, не тревожьте её насельников громкими разговорами, смехом, мирскими песнями и аудиозаписями; – на территории монастыря категорически запрещено курить и употреблять любые спиртные напитки. В храме: – при входе отключите, пожалуйста, средства связи или поставьте их в режим «Без звука»; – во время службы мужчины стоят с правой стороны от входа, а женщины с левой стороны; – во время богослужения по храму просим не ходить, громко не разговаривать.

Белогорский монастырь в Пермском крае: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

В настоящее время очень распространено паломничество, так как каждый в той или иной мере желает познакомиться с расположенными неподалеку культовыми зданиями. И почему бы свое свободное время не уделить осмотру одного из них, особенно того, который имеет немалую популярность. В этот раз решил посетить Воскресенский Белогорский Свято-Николаевский Православно-Миссионерский мужской монастырь Воронежской области. Он знаменит храмом 1819 года, освященного в честь Александра Невского, и привлекает многих частицей его мощей. Расскажу вам о замечательном отдыхе в Перми с умиротворением и о том, как добраться в монастырь Белогорский.

Где находится Белогорский монастырь

Пермский край весьма богат различными культовыми святынями, среди которых можно отметить довольно известный Белогорский монастырь, расстояние к которому от Воронежа составляет 165 км, от Белгорода – 314 км и от Волгограда – 517 км.

  • Телефон Белогорского монастыря: +7 (47394) 52-3-21,
  • сотовый: 8 (920) 469-47-47.

Как лучше добираться к Белгородскому монастырю

Для того чтобы добраться к Белгородскому монастырю, можно воспользоваться несколькими видами транспорта, которые подойдут для путешественников с разным финансовым статусом.
Как доехать на автомобиле

  • Добираясь со стороны Воронежа, следует двигаться по трассе М4, которая приведет к указателю на Россошь, Белогорье, Бабка, не доезжая примерно 15 км до Павловска. После этого поворота еще нужно проехать примерно 7 км до Белогорья. Обратившись к настоятелям Троицкого храма в селе Белогорье, следуйте их указаниям, какой дорогой лучше всего добраться до монастыря. В зависимости от выбранного маршрута до хутора Кирпичи необходимо будет проехать еще от 3 до 10 км.
  • Добираясь по трассе Воронеж – Луганск со стороны Острогожска, нужно доехать до поселка Подгоренский. В конце поселка, недалеко от цементного завода, следует повернуть в сторону Павловска, не доезжая до которого около 30 км будет село Белогорье, где в Троицком храме подскажут дальнейшую дорогу к монастырю.
Читайте также:  Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Как доехать на поезде
Любой электричкой или пассажирским поездом, которые останавливаются по станции Подгорное. Затем следует пересесть на маршрутное такси до Павловска, на пути к которому нужно будет выйти в селе Белогорье.
Как доехать на автобусе
До села Белогорье идет практически любой автобус в направлении Павловска, Россоши, Ольховатки или Подгорного. К примеру, добраться из Воронежа можно автобусом на Россошь в 8:00, 14:55 и 16:30, на Подгоренский – в 11:20 и 15:20. От Белогорья до хутора Кирпичи примерно 3 км, которые можно либо пройти пешком, либо попросить довезти кого-то из местных.
Как доехать на катере
Пассажирский катер предлагает свои услуги паломническим группам до 50 человек, доставляя путешественников к монастырю, на пути к которому их ожидают красоты реки Дон. В этом случае нужно заранее забронировать себе билеты, заказ которых можно сделать по телефонам:

  • 8 (47362) 7-13-63,
  • 8 (47362) 2-54-47,
  • 8 (47362) 2-53-47
  • или сотовому: 8-903-030-68-12.

Режим посещения и часы работы

В монастыре есть свой режим посещения, при котором мужчинам не разрешается присутствовать в шортах, женщинам – в мини-юбках или брюках и следует обязательно быть с покрытой головой. Не разрешена ни пляжная, ни открытая, ни спортивная одежда.
На территории монастыря также не допускается:

  • курение;
  • распитие спиртного;
  • сквернословие;
  • бег и шум.

Расписание богослужений в Белогорском монастыре

С понедельника по пятницу
06:00 – Проводится молебен и утренние молитвы, затем полунощница, утреня и проходит литургия.
18:00 – Обычная вечерня и малое повечерие с каноном Пресвятой Богородице, а также произносятся вечерние молитвы.
В субботу
07:30 – Время утренних молитв, полунощницы, литургии и панихиды.
18:00 – Происходит обычное всенощное бдение.
В воскресенье и праздники
07:30 – Время утренних молитв, полунощницы, литургии и произносится молебен.

Где рядом можно остановиться

  • Остановиться на ночлег можно в самом Белогорском монастыре. Для паломников предусмотрена небольшая гостиница, правда, она с очень скромными удобствами.
  • Для тех, кому финансовое положение позволяет остановиться в номере с хорошими удобствами, ближайшая гостиница находится в Воронеже, которая от монастыря в 2 часах езды на своем авто или 2,5-3 часах на автобусе.

Примерная стоимость двухместного номера в одном из отелей Воронежа – от 1400 рублей за ночь.

История создания Белогорского монастыря

Идеи создания Белогорского монастыря появилась примерно в 1796 год, когда Мария Шерстюкова, дочь украинского казака Константина Босого, решила по благословению основать общину, которая занялась копанием пещер в склонах горы и со временем взяла на себя роль настоятельницы обители.
За ее жизнь было вырыто примерно 212 метров пещер. В рытье брали участие как сподвижники настоятельницы, так и она сама. К началу XX века общая протяженность пещер равнялась 2 км. Тогда же были возведены культовые сооружения обители.
В 1875 году Белогорский скит еще до появления обители имел своего настоятеля – иеромонаха Петра, отличавшегося энергичностью, строгостью и вместе с тем добротой. При его настоятельстве был заложен основной Воскресенский храм. Его ходатайства о создании монастыря были одобрены, и уже в 1882 году Синод утвердил монастырь. Было очень много пожертвований как участков земли, так и материальных средств.

Архитектурные и культурные достопримечательности

На территории Белогорского мужского монастыря располагается три основные архитектурные достопримечательности.

  • Вознесенский храм – является одним из наземных храмов обители. Был освящен в честь Вознесения Господня и действовал долгое время. Был снесен после революции. Сейчас реставрируется.
  • Воскресенский собор – второй наземный храм и самый крупный храм монастыря, освященный в честь Воскресения Христова. Архитектура византийского стиля. Однако в 1931 году был взорван. В настоящее время на реставрации.
  • Александро-Невский храм – пещерный храм, освященный протоиереем Печерским в честь князя Невского. В начала XXI столетия становится первым возрожденным однопредельным храмом восстанавливаемого монастыря.

Святыни Белогорского монастыря Пермского края

Монастырь имеет две основные святыни, которые расположены в Александро-Невском храме. Паломники посещают монастырь ради Иконы Пресвятой Богородицы и ковчежца с частицей мощей князя Александра Невского. Также здесь находятся частицы мощей порядка 100 других святых.

Фото Белогорского монастыря Пермского края

Белогорский пещерный храм перед архиерейской службой.

Один из входов в пещеры Белогорского монастыря.

Белогорский монастырь зимой.

Лестница в одной из пещер Белогорского монастыря.

Белогорский монастырь на видео

Белогорский мужской монастырь поразил красотой своих пещер, переходов между ними и, конечно, своей атмосферой умиротворения.

Семь удивительных фактов о Белогорском монастыре – Уральском Афоне

Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь, который еще называют Уральским Афоном – за особое значение обители, строгость устава и расположение на красивой горе, – в этом году отмечает сразу две круглые даты.

120 лет назад, в 1897 году, Святейший синод издал определение об учреждении Белогорского монастыря. А 100 лет назад, в 1917 году, был освящен крупнейший на Урале Крестовоздвиженский собор в обители. Юбилей освящения будет отмечаться в начале июня, подготовка к празднованию идет под руководством главы Пермского края Максима Решетникова . Запланированы торжественные и культурные мероприятия, ремонтные работы в монастыре, выпуск двухтомной энциклопедии об истории православия в Прикамье .

– Столетие освящения Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря – значимое событие для верующих Прикамья и всей России , поэтому мероприятие должно быть организовано на соответствующем, достойном уровне. Уверен, что юбилей привлечет к нам много гостей и паломников из других регионов, – отметил Максим Решетников на заседании организационного комитета по празднованию 100-летия освящения собора.

Глава Пермского края Максим Решетников (справа) всегда внимательно прислушивается к просьбам и пожеланиям митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия (слева). Фото: пресс-служба администрации губернатора Пермского края

Белая горая – не только церковный памятник со столетней историей, но и важнейшее культурное наследие всего края, подчеркнул митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий. Кстати, недавно принято решение разработать план по дальнейшему восстановлению и развитию монастыря на ближайшие 5 лет.

Юбилей послужит и реальному развитию внутреннего туризма. Уральский Афон становится все популярнее и у жителей Прикамья (крестный ход каждый год собирает несколько тысяч человек), и у туристов, приезжающих в Пермский край. Благодаря торжествам о нем узнают еще больше россиян и захотят побывать в монастыре.

« КП » собрала удивительные факты об истории и святынях Белогорского Свято-Николаевского монастыря, а также о паломнических и экскурсионных поездках в обитель.

✔ За несколько лет до появления монастыря, в 1891 году, на Белой горе поставили крест в честь чудесного избавления наследника российского престола цесаревича Николая от опасности в Японии . В народе его так и называли Царским.

Что за опасность грозила будущему императору Николаю II в Стране восходящего солнца? 22-летний наследник отправился в восточное путешествие, чтобы узнать особенности государственного устройства других стран. В Японии во время экскурсии в город Оцу на него было совершено покушение – самурай-фанатик, служивший в полиции, напал на Николая Александровича с саблей и нанес несколько ударов. Все обошлось, раны оказались неопасными. Цесаревич вернулся на родину.

. Вскоре на Белую гору принесли образ Николая Чудотворца Мирликийского, в 1894 году построили первый, деревянный Свято-Никольский храм – тоже в память о чудесном спасении жизни цесаревича (храм сгорел в 1897 году). В 1901 году страшная буря снесла Царский крест на Белой горе. Средства на восстановление символа обители пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов , благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом, поставили золоченый крест высотой около 10 метров с изображением распятия. Крест стоял там до 1918 года.

✔ Основателем Белогорской обители стал не монах, как в большинстве монастырей, а миссионер Стефан Луканин. Он приезжал в эти края для бесед с местными жителями – старообрядцами и, когда впервые на рассвете поднялся на Белую гору, уже не сомневался: место создано для монастыря. В 1893 году Стефан Луканин назначен главой строительного комитета по сооружению Белогорской обители, он сам спроектировал и строил Иверский храм монастыря. За устройство монастыря он был возведен в сан протоиерея.

✔ Первый настоятель Белогорской обители – преподобномученик Варлаам ( Коноплев ). До того как принять православие, Василий Ефимович был старообрядцем, причем очень уважаемым богословом-начетчиком. Епархиальный миссионер Стефан Луканин поставил перед собой цель: обратить раскольника Василия Коноплева в православие. После многочисленных бесед Василий Ефимович перешел в православную веру, принял монашеский постриг с именем Варлаам, поселился на Белой горе, стал строителем и первым настоятелем новой обители. В 2000 году иеромонах Варлаам причислен к лику святых Русской православной церкви как преподобномученик.

✔ Сто лет назад, 7 – 9 июня 1917 года, случилось знаковое событие для Белогорской обители. Был освящен соборный Крестовоздвиженский храм, крупнейший на Урале. Собор возведен в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности императора Николая II. Освятили собор за несколько месяцев до Октябрьской революции, когда российский монарх еще был на престоле.

Белогорский собор выстроен в византийском стиле и напоминает по архитектуре Владимирский храм в Киеве . Строили храм в течение 15 лет. При этом главным поставщиком строительных материалов был. сам монастырь! Точнее, монастырский кирпичный завод. Иконы для украшения собора изготовили в иконописной мастерской монастыря. Храм оборудовали паровым отоплением и новейшей по тем временам системой вентиляции, пол вымостили метлахской плиткой.

Церемония освящения была грандиозной. На ней присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе 2,5 тысячи представителей духовенства.

✔ После революции монастырь постигла судьба многих российских святынь. Обитель закрыли и разорили. В 1930 году на Белой горе открыли лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, в 1931 году – белогорский дом инвалидов. На месте Царского креста поставили памятник Ленину . Соборный храм превратили в клуб.

В 1941 – 1945 годах на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а до 1986 года – дом инвалидов войны, труда и детства.

✔ В 1991 году в Свято-Николаевском монастыре на Белой горе была возобновлена монашеская жизнь, в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. В 1998 году вновь воздвигнут и освящен Царский крест.

Читайте также:  Боголюбский монастырь: история и адрес, архитектура и описание, святыни

ФАКТЫ ОБ ОБИТЕЛИ

Храмы Белогорского монастыря:

Собор Воздвижения Креста Господня

Церковь Спиридона Тримифунтского

Часовня Николая Чудотворца на источнике

Часовня-купель у пруда

Часовня «Взыскание погибших» иконы Божией Матери

Подворье Белогорского монастыря – храм Рождества Пресвятой Богородицы

Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон.

Ковчег с мощами святых угодников, привезенный из Иерусалима .

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Белогорский монастырь находится в 115 км от Перми и в 60 км от города Кунгур .

Из Перми добраться можно на автобусе через село Калинино. Пермские турфирмы предлагают однодневные экскурсии в монастырь.

Официальный сайт обители, где в том числе можно совершить 3D-тур по Белогорскому монастырю: уралафон . рф .

Возможно посещение монастыря как паломником, так и трудником, рассказали «КП» в Пермской епархии. Если собираетесь остановиться в гостинице монастыря, согласуйте этот момент заранее по телефону.

Приехать на три дня в качестве трудника наместник благословляет всех. Дальнейшее проживание возможно после общения с батюшкой. При себе нужно иметь паспорт, рабочую одежду.

Белогорский монастырь под Кунгуром: описание, как добраться, фото

Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.

Гора Белая: чем знаменита?

Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

История строительства

18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.

16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.

23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.

Закладка Крестовоздвиженского собора

Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.

На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Крестовоздвиженский собор перед революцией

Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.

В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.

В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.

С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.

Маршрут выходного дня

Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.

Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Как добраться?

Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).

25 августа. Память преподобномучеников Белогорского Николаевского монастыря

С 30 января 1897 иеромонах Варлаам (Коноплев) стал настоятелем Белогорского Николаевского монастыря в Пермской губернии. За первое десятилетие своего существования число насельников Белогорской обители увеличилось с 12 до 400. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в четыре часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он сам читал и пел на клиросе.

“Мир здесь другой, — говорили об обители, — почти беспрерывно совершается служба, все по уставу, без всяких пропусков, без всяких заминок. Божия служба на Белой Горе так поставлена, как нигде в наших ближних и дальних пределах. Здесь, в обители, всегда с должным усердием неустанно о том говорят, как нужно души спасать, как бороться с грехом, как готовить себя к жизни святой и блаженной. Отцы Белогорского монастыря призывают паломников к постоянному бодрствованию, к постоянной борьбе с темной силой. Они умоляют нас иметь чистое сердце и спасаться в Церкви Христовой святой, православной, принимать Тайны Святые, быть со священством, от Бога поставленным”.

Один паломник-инок вспоминал: “Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои формы, молодые иноки стояли на хорах, а частью — внизу. После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы “Достойно есть” афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу, и думалось: “Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов”.

В нем удивительно сочетались сильный характер и простота, ласка, сердечность и детское незлобие, строгость к себе и снисходительность к другим. Терпеливо переносил он встречавшиеся в жизни братства трудности, с полной готовностью прощал вину согрешившим, выговоры делал смиренно и часто со слезами на глазах. “Когда он поучает, то говорит тихо, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращается; когда обнимает виновного, слезы текут из его глаз. Он служит примером человека, отдавшего Богу все существо, примером трудолюбия, терпения, всепрощения”, — писали о нем в “Пермских епархиальных ведомостях”.

Личность настоятеля, его опытность в духовной жизни, особый аскетизм и совершенно детское незлобие привлекали в обитель множество богомольцев. К святому стекался народ со всей Пермской губернии, приходили даже инородцы из глухого Закамского края. “Отец Варлаам — руководитель совести, — писал современник, — это лицо, которому поручают себя люди — миряне, так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к о. Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Каждый, приходя к о. Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нем есть неотразимая сила”.

Архимандрит Варлаам (Коноплев) был членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 по избранию от монашествующих. В октябре 1917 вернулся в Белогорскую обитель и сложил с себя полномочия члена Собора.

В начале 1918 жертвами красного террора стали представители духовенства. Архимандрит Варлаам не сомневался, что насильственная смерть не минует и его. Он готовился к смерти сам и укреплял братию.

30 июля 1918 трагические события докатились и до Белой горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне село Калинино Кунгурского района), большевики арестовали архимандрита Варлаама. Последние слова обреченного на смерть, связанного белогорского настоятеля прозвучали с телеги, увозившей его из родного села, и были обращены к тем, кто с плачем бежали за ним: “Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих погубить”.

Он был отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в Каму. Это случилось 25 августа 1918.

После расправы над настоятелем большевики занялись ликвидацией обители. Репрессии братии сопровождались грабежом монастыря.

Многие монахи Белогорского Свято-Николаевского монастыря после зверских пыток были убиты. Мученическую кончину приняли: преподобномученик Александр, послушник; преподобномученик Алексий (Коротков), послушник; священномученик Антоний (Арапов), иеромонах; преподобномученик Аркадий, инок; преподобномученик Варнава, инок; священномученик Виссарион, иеродиакон, инок; священномученик Вячеслав, иеромонах; преподобномученик Гермоген, инок; преподобномученик Димитрий, инок; священномученик Евфимий (Коротков), иеродиакон, инок; преподобномученик Евфимий, инок; преподобномученик Иаков, послушник; преподобномученик Иаков (другой), послушник; священномученик Илия, иеромонах; священномученик Иоанн, иеромонах; преподобномученик Иоанн, послушник; священномученик Иоасаф, иеромонах; преподобномученик Маркелл, инок; священномученик Матфей, иеродиакон, инок; священномученик Михей, иеродиакон, инок; преподобномученик Петр, послушник; преподобномученик Петр (другой), послушник; преподобномученик Савва, инок; священномученик Сергий (Вершинин), иеромонах; преподобномученик Сергий, послушник; преподобномученик Феодор, послушник.

Могилы мучеников были скрыты властями, и место их нахождения неизвестно.

В 1998 преподобномученика архимандрита Варлаама (Коноплева), первого настоятеля и устроителя Белогорского монастыря, и иже с ним убиенную братию Белогорской обители прославили как местночтимых святых Пермской епархии.

На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 белогорские мученики причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

По святым местам. Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь

Аудио

Уральский Афон – так называют этот монастырь. Паломников здесь ожидает разная погода, но неизменно одно: на Белой горе всегда дует ветер. Только при освящении главного собора святой обители ветер утих. Об этом храме и о самом монастыре – наш рассказ.

Читайте также:  Тольяттинская епархия: адрес, храмы и монастыри, история и описание

Программа «По святым местам» приехала в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Главная достопримечательность Пермского края и святыня епархии находится недалеко от столицы Прикамья, а также города Кунгура. Еще в XVIII веке здесь появились старообрядческие скиты, а официальная история святой обители начинается в 1891 году.

Иеромонах Дорофей (Гильмияров), и.о. наместника монастыря:

– До революции данный район принадлежал городу Оса. В Осинском уезде проживало до 200 000 старообрядцев, то есть это одно из самых крупных поселений старообрядцев на Урале. И вот идея, захватывающая мысли, сердца православных миссионеров, была именно таковой: построить обитель, которая бы отвечала всем требованиям именно миссионерского служения, – обитель поста и молитвы, примерного служения Богу. Именно в самом центре – в сердце раскола.

История Перми неразрывно связана со старообрядчеством. Город начал свое развитие в 1723 году с Егошихинского медеплавильного завода, первыми работниками которого стали старообрядцы, пришедшие на Урал.

– На Белый берег никто не селился, хотя место очень живописное, красивое, здесь никто не начинал своего хозяйства, здесь просто была именно Белая гора.

Так произошло потому, что с давних времен из уст в уста передавалось предание о том, как люди видели над Белой горой сияющий крест от земли до неба. Пришедшие сюда в XIX веке миссионеры были поражены красотой этого места и установили здесь крест в память спасения цесаревича Николая Александровича. Весной 1891 года будущий царь совершал свое путешествие на Восток, и там на него напал японец – он замахнулся на цесаревича мечом, целясь в голову, но в этот момент Николай Александрович обернулся, и удар пришелся вскользь. Наследник был ранен, но остался жив.

– Начал молитву здесь, на Белой горе, небольшой костяк братьев (первых миссионеров). Чудеса во множестве сопровождали их жизнь и служение, и в конечном итоге здесь в короткий промежуток времени сложилась очень большая дружина, на базе которой и создался монастырь. Одним из первых насельников стал некий Василий Коноплев, он был руководителем одного из старообрядческих течений. Чудо Божие привело его сюда, на Белую гору, он пожелал здесь не только принести, так сказать, свое покаяние, приняв православие, но еще и пожелал стать иноком. В дальнейшем братья избрали его игуменом монастыря, и мы его знаем уже как преподобномученика Варлаама, архимандрита Белогорского.

В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаамруководитель совести. Это лицо, которому поручают себя люди, миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму как к вдохновенному руководителю обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличается особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Великие таинства совершались в его тесной келье – здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости». В 1917 году в обители состоялось освящение Крестовоздвиженского собора. Нашей съемочной группе повезло увидеть величественный храм лишь наполовину – такой он высокий. И обильный снегопад с ветром поднялся в тот день.

Кстати, о ветрах: они здесь дуют практически постоянно, поэтому паломникам, приезжающим на Белую гору, нужно одеваться теплее. Но в истории известен один факт: современники говорят, что накануне освящения главного храма обители сюда приехало много людей, все они не вместились в храм, поэтому молились рядом с церковью, и вот во время молитвы ветер затихи свечи в их руках не гасли.

– Более четырехсот монахов в постриге и более тысячи послушнической братии (основной состав – бывшие старообрядцы)… Это стало местом душевного покоя, исцеления духовного – действительно обитель труда и молитвы.

Двадцать семь лет монастырь на Белой горе нес свое служение, но революционные настроения XX века дошли и до Перми. 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой горы. Арестовали архимандрита Варлаама, позже он был зверски замучен большевиками, его тело сбросили в Каму. После этого расправы над монахами Белогорского монастыря продолжились. Монастырь дважды подвергался разорению. В первый раз после января 1919-го Белая гора была освобождена от большевиков, но в том же году, 18 июня, большевики вновь захватили Пермь, а вскоре и всю губернию.

– Уже в 1922–1923 годах здесь сделали приют для инвалидов, психиатрическую лечебницу; одним словом, здесь уже была обычная светская, мирская жизнь.

С 1941 года на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. Осенью 1980-го во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

– Прошло сто лет (мы в позапрошлом году отметили столетие нашего священного храма), и можно сказать, что мы за отпущенные нам Богом 27 лет привели храм именно в тот первозданный облик, в котором нам братья оставили его.

Те, кто часто приезжает в этот монастырь, говорят, что Белая гора всегда встречает паломников разной погодой. Мы здесь второй день, и утром нас ждал ветер, а также белый туман. На нашу съемочную группу снег, кажется, валил со всех сторон, но, поверьте, Белая гора бывает и другой.

– Наш монастырь именуется по сей день миссионерским. Мы стараемся оправдывать это наименование тем, что по мере сил своих радушно принимаем всех паломников, всех желающих посетить нашу обитель. Мы не только встречаем паломников. В этом году администрация и фонды «Лукойл», наш фонд Белой горы общими усилиями пожелали построить гостиницу. То есть у нас для приезжающих паломников около 80 мест, это все равно мало, поэтому в этом году начнется строительство гостиницы уже для большего количества гостей. Мы занимаемся миссионерской деятельностью среди молодежи, у нас два военно-спортивных клуба, где мы основной упор делаем на патриотическое воспитание. Мы считаем, что христианство, православие, само в своей сути является именно проявлением патриотизма к своему земному Отечеству.

Владимир Васильевич Давыдов, руководитель духовно-патриотического клуба «Дружина Александра Невского»:

– В этом большая заслуга отца Дорофея – он умеет всегда с ребятами найти общий язык, он сам в прошлом спортсмен (в молодости дзюдо занимался), поэтому тема занятий спортом для него очень близка, и он очень радеет за молодых, понимает, что это наше будущее. То есть мы уйдем когда-нибудь, но это будущее России, что сменит нас в этом монастыре, кто-то поменяет нас у станка, кто-то свяжет свою жизнь с военной службой… Но в любом случае, я думаю, они не забудут клуб «Дружина Александра Невского».

Не зря мы сказали, что этот монастырь называют обителью труда и молитвы – еще до революции здесь было обширное хозяйство, и сейчас братья стараются не уступать своим предшественникам.

Иеродиакон Макарий (Жихарев), благочинный монастыря:

– Вы посмотрели наше скромненькое хозяйство. Это чтобы братии скучно не было и продукты на столах свои стояли. Небольшое подсобное хозяйство состоит у нас из дойных коров, бычки постоянно обновляются (где-то 15–20 голов берем, каждый год сдаем). А для братии, собственно, это молочная продукция и все, что связано с ней, – сыры разные варим. Конечно, нам сложно самим поднять хозяйство, но люди помогают – вот одну корову недавно подарили, обещали еще четыре, поэтому ждем пополнения. И немножко, как вы видели, для разнообразия есть и козы, и свиньи, и овцы. Все по-святоотечески: и молитва, и правило, и литургия – трудиться без этого нельзя, потому что братья унывают, но еще не готовы к такому подвигу, чтобы только заниматься умным деланием.

Планов по развитию монастыря много. Строится храм в честь Иверской иконы Божией Матери. До революции деревянная Иверская церковь была первая в святой обители. Возводится надвратный храм, есть планы по росписи белых стен собора. В нем на данный момент шесть приделов: главный – Крестовоздвиженский, два других – в честь Иоанна Пророка и святого Николая Чудотворца, в нижнем храме центральный престол посвящен Иверскому образу Царицы Небесной, северный – святому Иоанну Кронштадтскому.

– Есть такое мнение сейчас у некоторых историков, что проект, на основе которого был выполнен наш собор, был дан чуть ли не батюшкой Иоанном Кронштадтским непосредственно.

Южный правый придел посвящен святым Царственным страстотерпцам.

– Наш монастырь можно по праву назвать тоже царским. У нас первое сооружение – Царский крест – в честь цесаревича Николая II. Сам монастырь наименован в честь небесного покровителя правопреемника престола, святителя Николая. У нас практически каждое событие монастыря было связано с жизнью царской семьи, и наши братья были очень активными в церковной жизни. Наш игумен Серафим (Кузнецов) был очень серьезным церковным писателем, который написал много просто каких-то патриотических воззваний (у него написано более 40 книг). И вот труды игумена Серафима обратили на себя внимание царской семьи. Елисавета Феодоровна в некоторых письмах называла его своим духовником, хотя у нее был великолепный духовник, но с игуменом Серафимом у них была очень тесная дружба, они много переписывались. Она ради этой встречи поехала к нему в 1914 году, у нас она получила печальное известие о начале войны. Побывала в Серафимо-Алексеевском скиту. В честь Елисаветы Феодоровны у нас наименован источник. Но игумен Серафим выполнил, можно сказать, духовное завещание Елисаветы Феодоровны: быть похороненной на Святой Земле. И наш игумен с двумя нашими белогорскими братьями проделали этот сложнейший путь с Алапаевска до Дальнего Востока и через Китай до Иерусалима. 7 марта будет 60-летие со дня кончины игумена Серафима; может, Господь сподобит побывать у него на могилке, благословит послужить у этого раба Божиего, помолиться ему. Чтобы Господь удостоил нас милости, подал нам частичку его ревности.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Ссылка на основную публикацию