Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Муромский Благовещенский мужской монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает благоверному. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов. В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе. В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Свято-Благовещенский монастырь

В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с Троицким монастырем, расположился великолепный Благовещенский монастырь. История Свято-Благовещенского мужского монастыря уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы. В Благовещенском соборе находилась икона Муромской Богоматери.

В 1552 г. во время похода на Казань царь Иван IV Грозный остановился в Муроме. Он отслужил молебен муромским святым и обещал построить в городе несколько храмов в случае победы над Казанью. В 1553 г., во исполнение этого обета, на месте старой деревянной церкви был возведен великолепный каменный Благовещенский собор, куда были перенесены мощи святых Константина, Михаила и Феодора. Так был основан Благовещенский монастырь, который пользовался высочайшим покровительством царя. Иван Васильевич выделил монастырю средства из государственной казны, земельные владения, прислал богатую церковную утварь.

В 1616 г. монастырь был разграблен и разорен во время польско-литовского нашествия. Отряд пана Лисовского вывез многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Но, благодаря новым царским пожертвованиям, началось постепенное восстановление обители. Основные же средства на обновление собора выделил богатый муромский купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным, который в конце жизни принял постриг в Благовещенском монастыре и был здесь похоронен.

В 1664 г. Благовещенский собор был основательно перестроен и приобрел совершенно новый облик, практически ничего общего не имеющий с творением зодчих середины предшествующего столетия. От прежнего здания сохранился лишь высокий подклет. Широкие стены собора делятся выступающими пилястрами-лопатками на три неравных части: средняя более узкая, чем боковые. Верхняя часть стен опоясана широким резным карнизом, с зубчиками и ширинками, который служит основанием для больших глубоких кокошников полукруглой формы, по три с каждой стороны здания. Над ними поднимается второй ряд несколько меньших по величине кокошников. Третий ряд килевидных кокошников служит основанием для вытянутых ввысь барабанов глав: центральный, световой барабан, более широкий; четыре угловых барабана – глухие, изящные, украшены аркатурно-колончатым поясом. Разнообразные по форме резные наличники больших окон с кокошниками создают на плоскостях стен причудливый орнамент, особенно эффектный в яркие солнечные дни.

С запада к собору пристроены невысокая крытая паперть и колокольня. Вход на паперть оформлен высокой беседкой крыльца, с бочкообразными и гранеными столбами. Над крыльцом возвышаются три шатра (один большой и два маленьких), увенчанные кувшинообразными главками. Нижний ярус стройной шатровой колокольни опоясан резным карнизом, близким по рисунку к собору. На колокольне были установлены часы с боем. Благовещенский собор по смелости композиционного решения и роскошному убранству не уступал столичным храмам.

Интерьер собора был также богато декорирован. Роскошный перспективный портал, оформляющий вход в собор с паперти, украшен разнообразными розетками, бусинами, кувшинообразными столбиками.

В Благовещенском соборе, как и во всех муромских храмах XVI-XVII вв. не было настенных росписей. Их отсутствие компенсировалось пышностью иконостаса в стиле барокко, старейшего в Муроме, сохранившегося до сегодняшнего дня. Он был поставлен в 1797 г. и сохранился благодаря тому, что храм практически не закрывался в советское время (не работал только в 1940-1942 гг.), единственный в Муроме. В нем есть старинные иконы XVI-XVIII веков: на западной стене храма – икона «Страшный Суд», рядом с ней – образы Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских мастеров XVII – начала XVIII вв., А.И. Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Читайте также:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Во время войны с Наполеоном 1812 г., незадолго до сдачи Москвы, 10 сентября (по старому стилю), в Муром привезли две московские святыни – иконы Иверской Богоматери (ныне в московском храме в Сокольниках) и Владимирской Богоматери (ныне в храме при Третьяковской галерее). Их сохраняли в Благовещенском соборе до 20 октября 1812 г. Но еще до привоза этих святынь в Благовещенском монастыре уже был список Иверской Богоматери работы московских иконописцев 1688 г. Почитание ее вспыхнуло с новой силой, что выразилось в изготовлении серебряного чеканного оклада в 1816 г. на средства муромского купечества. Икона Иверской Богоматери является величайшей святыней Благовещенского монастыря.

В 1716 г. была возведена каменная надвратная Стефановская церковь. Несмотря на переделки 1836 г., эта небольшая одноглавая церковь не утратила своего первоначального вида и до сих пор очаровывает простотой и изяществом. Верх здания опоясан резным карнизом и одним рядом килевидных кокошников, а барабан главки украшен аркатурным поясом и карнизом, повторяющим декор стен. Арки в нижней части церкви декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты. Оформление храма напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII в.

В 1811 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой с угловыми башнями. Тогда же обновили и надвратную церковь. Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 г. выстроили келейный корпус, а в 1900 г. – одноэтажный дом игумена, завершивший оформление архитектурного облика Благовещенского монастыря.

В 1919 г. монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но продолжала служить в соборе. Благовещенский собор действовал как приходской храм (кроме 1940-1942 гг.). В 1923 г. произошло вскрытие раки с мощами святых муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до 1989 г.

Мощи святых князей были возвращены в храм в 1989 г. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помогающий исцелению больных. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Ионна Богослова. В соборе лежит и другая реликвия монастыря – мощи святой XVII в. Иулиании Лазаревской.

В 1991 г. Благовещенский мужской монастырь был возобновлен. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

Святыни монастыря:

  • мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора;
  • местночтимые иконы Божией Матери древнего письма: “Иверская”, “Знамение”, “Козельщанская”.

Благовещенский монастырь в Муроме: князья Константин, Михаил и Феодор муромские

После удивительного Троицкого женского монастыря, где хранятся мощи Петра и Февронии, мы отправляемся в Благовещенский монастырь Мурома. Он находится совсем рядом: прямо через дорогу. Удивительно как-то все в Муроме получается. В соседнем Троицком монастыре муж и жена лежат вместе в одном гробу. А тут женский и мужской монастырь тоже располагаются в непосредственной близости.

Мужской Свято-Благовещенский монастырь выглядит более аскетично по сравнению с женским. Здесь тоже небольшая территория, тоже аккуратная, тоже цветы. Но какое-то в этом месте совсем другое ощущение. Вроде 2 монастыря находятся совсем рядом, а кажется будто воздух в них совершенно разный!

История монастыря

Благовещенский монастырь в городе Муром был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. Он возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому блаженному князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096-1123). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.

В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом во имя Благовещения Богородицы. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.

В 1547 году на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. В то время их мощи находились под спудом. А с 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

И еще немного новой истории. Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе Муром, продолжала служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. В 1945-1946 годах здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси. В сентября 1991 года Благовещенская церковь вновь была преобразована в мужской монастырь.

Паломников и прихожан в это раннее воскресное утро здесь совсем мало. Возможно, днем сюда подъедут многочисленные туристические группы.

В главном храме также справа от алтаря стоит рака с мощами благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. И опять удивляемся: как же здесь (в городе Муроме) все необычно. И эта семья (все трое) лежат в одном гробу. Честно говоря, такое единение людей после смерти приходится наблюдать впервые. Вот Петр и Феврония (в Троицком монастыре) лежат вместе, а вот князь Константин со своими детьми (в Преображенском монастыре). Да и сами эти два монастыря стоят почти стенка к стенке. Чудеса!

В Благовещенском соборе находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов, состоящий из 6-ти ярусов. Он был установлен в 1797 году.

Иверская икона Богородицы

Еще одна святыня расположена в этом храме Свято-Благовещенского монастыря: чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Эта удивительная чудотворная икона находится в центральном соборе Спасо-Благовещенского монастыря. Она располагается в самой правой части храма у окна, рядом с правым алтарем.

Этот образ является копией прославленной в христианском мире Афонской иконы Богоматери, а также списком с Иверской иконы, которая была дарована монастырю в 1812 году.

Икона потрясающей красоты и силы! Под стеклом висит множество золотых и серебряных украшений, которые люди жертвовали Божьей Матери в знак благодарности за скорое и чудесное слышание молитв.

Рядом с Иверской иконой находится образ Илии Муромца с частицей его мощей. Эту икону Благовещенскому монастырю подарили монахи Киево-Печерской Лавры, где в пещерах находятся святые мощи былинного русского Богатыря.

Монастырские захоронения

Обходим вокруг Благовещенского собора. Здесь сохранились древние захоронения. Среди них могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившему ему поэму «Андрей Полисадов».

И еще одна святыня находится на территории Свято-Благовещенского мужского монастыря — это могилка старца иеромонаха Аполлония. В настоящее время на месте его погребения возведена часовня,

в которой можно помолиться об упокоении старца и попросить его молитв. Говорят, что Аполлоний Муромский очень хорошо их слышит и быстро исполняет.

Читайте также:  Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Прикоснувшись ко всем святыням, выходим за ворота монастыря. Еще раз оглядываем восхитительную панораму двух монастырей: мужского и женского. Фотографируем памятник святым Петру и Февронии, возведенный рядом на площади.

Ну а мы спускаемся к набережной Оки, чтобы увидеть красивейший храм Николы Мокрого и прикоснуться к мощам святой Иулиании Муромской.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Поделитесь в комментариях, а какие достопримечательности Мурома и Владимирской области вам показались наиболее интересны, какие из них оставили самое сильное впечатление.

Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри в Муроме

В Муроме рядом расположены два монастыря: мужской Свято-Благовещенский и женский Свято-Троицкий. Свято-Троицкий женский монастырь знаменит тем, что там покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви, верности и брака.

Памятник Петру и Февронии около Благовещенского мужского монастыря

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь

Строения на территории Благовещенского мужского монастыря

Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий женский монастырь

В XI-XIII веках на месте нынешнего монастыря, на «старом городище» стоял деревянный собор Бориса и Глеба, позднее — деревянный Свято-Троицкий храм. Монастырь был основан уже упоминавшимся выше купцом Тарасием Цветновым в 1642-1643 годах. В 1643 году был возведен в камне Свято-Троицкий собор. Собор украшен поливными изразцами XVII века и кованными золочеными крестами работы муромских мастеров. Колокольня и надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери были построены в 1648-1652 годах.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из села Красное Меленковского уезда была перевезена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, 1715 года постройки. В 1991 году монастырь был вновь открыт. Главные святыни монастыря — Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных Петра и Февронии.

Свято-Троицкий женский монастырь

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Вид на Благовещенский собор Свято-Благовещенского мужского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Тюльпаны в Свято-Троицком женском монастыре

Деревянная модель церкви в Свято-Троицком женском монастыре

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Первое, что бросается в глаза на территории Свято-Троицкого монастыря — ухоженность территории: красивые цветники, украшения. В целом, и Благовещенский, и Троицкий монастырь выглядят сказочными — их соборы являются образцами стиля «русское узорочье».

Адрес Свято-Благовещенского мужского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 16.

Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.

Благовещенский мужской монастырь в Муроме — история Мурома, воплощённая в камне

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, улица Красноармейская, 16
Первые упоминания: 1553 год
Основные достопримечательности: Благовещенский собор, церковь святого Стефания
Координаты: 55°34’57.0″N 42°03’13.2″E

Краткая история

История Благовещенского монастыря неразрывно связана с историей Мурома. Монастырь построен на месте самой древней муромской церкви, основанной князем Константином Святославичем, внуком Ярослава Мудрого.

Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить в христианскую веру местных язычников. В этом богоугодном деле князю помогали его верные чада — Михаил и Фёдор.

Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронье на фоне Благовещенского мужского монастыря

Воспротивившись новой религии, муромцы убили младшего сына Михаила. Узнав об этом, Константин вышел к заговорщикам не с мечом в руках, а с иконой. Позднее эта икона получит название Муромской Божией Матери. Чудотворный образ засиял, и язычники, поражённые божественным знамением, раскаялись в злодеянии, и сами стали просить совершить над ними крещение. Вскоре после этого Константин воздвиг в Муроме первый деревянный храм — Благовещенский.

Обет Ивана Грозного

Князь Константин и его сыновья были причислены к лику святых Макарьевским собором в 1547 году, а уже спустя пять лет Иван Грозный молился новым чудотворцам накануне похода на Казань. Царь дал обещание Богу, что если возьмёт Казань, то построит в Муроме каменный храм и учредит монашескую обитель. Так и случилось: сразу после победы Иван Грозный прислал в Муром артель зодчих. В основанном царём Благовещенском соборе нашли приют мощи благоверного князя Константина и его сыновей. И поныне их нетленные тела покоятся в одной раке, символизируя верность единому делу. С первых дней своего существования Благовещенский монастырь пользовался царскими милостями. Царь прислал из Москвы богатую церковную утварь, даровал братии «милостыню неоскудну» и несколько деревень.

Читайте также:  Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Дальнейшая судьба Благовещенского монастыря

В 1616 году монастырь разорили поляки, возглавляемые паном Лисовским. На протяжении XVII столетия обитель постепенно возрождалась из руин. В 1652 году к собору пристроили каменный храм Иоанна Богослова (до наших дней не сохранился). Благовещенский собор представляет собой пышно декорированное белокаменное здание в стиле «русского узорочья». Его четверик завершён рядами кокошников, увенчанных пятью синими главами-куполами. Стены фасада обильно покрыты резьбой — резными наличниками, карнизами, полуколоннами. Собор имеет нарядное шатровое крыльцо, а на его колокольне установлены часы.

В Благовещенском монастыре уцелели и другие каменные постройки: надвратная церковь св. Стефании, датируемая 1716 годом, и монастырская ограда с башенками, сооруженная в 1811 году. В 1812 году в кельях настоятелей монастыря хранились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Богоматери, привезенные в Муром незадолго до сдачи Москвы Наполеону. В память об этом событии городские священнослужители ежегодно совершали крёстный ход вокруг города. При советской власти монастырь закрыли, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен — будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1991 году в обители возобновилась иноческая жизнь.

Церковь св. Стефания

Реликвии Благовещенского монастыря

Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век). Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.

Благовещенский монастырь в Муроме

Адрес Благовещенского Муромского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 17А

Благовещенский монастырь был основан по повелению Ивана Грозного в середине XVI века. До основания монастыря здесь стоял Благовещенский храм, где были обретены мощи муромских святых князей – Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Федора. С именем князя черниговского Константина, которому в удел достался Муром, связана история крещения здешних жителей.

В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится об этом так: язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя – Михаила, и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство: после соблюдения необходимого поста их крестил в Оке муромский епископ Василий. Князь Константин и его сыновья были канонизированы на церковном соборе в 1547 г., но и до канонизации они почитались святыми на Муромской земле.

Неудивительно поэтому, что Иван Грозный, перед походом на Казань молившийся в Муроме этим святым, повелел после победоносного похода основать на месте их погребения монастырь. С первых дней обитель была пожалована царскими милостями: по грамоте от 1558 г. она получила «жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов», из Москвы была прислана богатая церковная утварь, назначена денежная помощь из казны и пожаловано несколько деревень.

Старый храм был разобран, а на его месте возведен великолепный Благовещенский собор. Во время разбора деревянной церкви и были обретены мощи Муромских святых князей. До наших дней собор дошел сильно перестроенным, и ничто в его внешнем облике не напоминает здание, возведенное московскими мастерами, присланными царем.

И неспроста: в 1616 г., во время польско-литовского нашествия, монастырь очень сильно пострадал от войск пана Лисовского. Собор был разграблен и разорен, братия захвачена в плен. После окончания войны и смуты обитель начали восстанавливать не сразу, и снова не без милостей царского двора. Основные же средства на восстановление собора пожертвовал богатый муромский купец Тарасий Борисович Цветнов, который в конце жизни принял здесь постриг под именем Тихона, здесь же, в монастыре, и был погребен.

К 1664 г. собор был перестроен практически заново, от прежнего здания сохранился лишь подклет. Сейчас Благовещенский собор – это пышно украшенное в стиле русского узорочья здание, с пятью главами, с рядами кокошников по верху четверика, с нарядным шатровым крыльцом и стройной шатровой колокольней. На колокольне на средства Тарасия Цветнова были установлены часы. Изначально главы храма были шлемовидные, но позднее они были переделаны в луковичные. Стены богато изукрашены резьбой – резные наличники, карнизы, полуколонки.

В соборе сохранился великолепный шестиярусный иконостас в стиле барокко, старейший в городе. Он был поставлен в соборе в 1797 г. и сохранился благодаря тому, что храм не закрывался в советское время. В нем есть иконы XVI, XVII и XVIII веков. Остальной интерьер собора соответствует иконостасу: пышный перспективный портал, украшающий вход с паперти, поражает взгляд разнообразием своих украшений.

После литовского разорения каменным оставался только Благовещенский собор. В 1652 г. упоминается построенная в камне церковь Иоанна Богослова, не сохранившаяся до наших дней. Прочие постройки были по-прежнему деревянными.

В 1716 г. была возведена каменная надвратная Стефаниевская церковь. Датировка ее постройки несколько сомнительна, так как в описи от 1678 г. уже упомянута какая-то каменная Стефаниевская церковь. Ее архитектура скромна и в то же время изящна: один ряд кокошников венчает четверик, а барабан под единственной главкой украшен тонкой красивой резьбой. Все в храме напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII века. Несмотря на некоторые перестройки, сделанные в XIX веке, церковь не утратила своего первоначального вида.

В 1811 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой с башенками; тогда же обновили и надвратную церковь.

Во время войны с Наполеоном, в 1812 г., в Муром привезли две московские святыни: иконы Иверской Божией Матери и Владимирской Божией Матери. Их сохраняли в Благовещенском соборе в октябре 1812 г., а потом перевезли во Владимир.

Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 г. выстроили келейный корпус, а в 1900 г. – одноэтажный дом игумена.

В советское время монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но Благовещенский собор продолжал действовать, в нем по-прежнему велись службы. В 1923 г. вскрыли раку с мощами муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего их передали в музей как экспонаты. В 1940 г. собор все же был закрыт, но ненадолго – всего до 1942 г.

В 1989 г. в храм были возвращены мощи святых князей, а вскоре, в 1991 г., здесь снова открылся мужской монастырь.

У апсид Благовещенского собора возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

Ссылка на основную публикацию