Благовещенский мужской монастырь на Мангупе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь: возрождённый «крымский Афон»

опубликовано: март 2015

Пещерные города и монастыри Крыма – уникальные достопримечательности горной части полуострова, каждая из которых впечатляет не только живописными пейзажами, открывающимися со скал, но и своими особыми тайнами древности. В особенности интересны старинные пещерные монастыри полуострова, многие из которых до сих пор остаются действующими и хранят историю развития православия в этих местах. К их числу относится и Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь, возникший среди крымских скал на рубеже 14-15 веков.

Вид с балкона Свято-Благовещенского монастыря

Располагается эта православная святыня Крыма чуть ниже Мангупского плато, но так же, как и соседний пещерный город Мангуп, возвышается над окружающей долиной. Расположение монастыря за пределами мангупских оборонительных сооружений наталкивает исследователей этих мест на мысль о возведении Свято-Благовещенского монастыря в мирное время, когда уже не существовало серьёзных угроз для православных монахов. Тем не менее, эта святая обитель достаточно труднодоступна, а вход в неё длительное время был сокрыт, да и сейчас ведущая к Свято-Благовещенскому монастырю тропа не заметна с первого взгляда. Именно такие кажущиеся непригодными для жизни места и становились в древности укромными обителями православных монахов, стремящихся избежать мирской суеты и приблизиться к Богу.

Дорога к Свято-Благовещенскому монастырю

Чтобы добраться до Свято-Благовещенского монастыря не требуется специальной подготовки, но путь всё же непрост. Необходимо преодолеть подъём всего в 200 м, но прохождение даже столь небольшого участка потребует определённых усилий. Зато это путешествие приятно порадует возможностью созерцания окружающих живописных пейзажей и будет по-своему довольно интересным.

Православный крест у основания Свято-Благовещенского монастыря

С самого же Мангупского плато тропа к Свято-Благовещенскому монастырю ещё короче и составляет всего 20 м пути, но такой спуск ещё более непрост и довольно рискован, ведь придётся перемещаться по валунам в скалистой расселине. Поэтому сюда проще подниматься из долины. Туристы могут спуститься к Свято-Благовещенскому пещерному монастырю от Мангупского плато по наклонному туннелю, который называют «Мышеловкой». На этой тропе придётся протиснуться под зависшую над обрывом между двух скал каменную глыбу, которая когда-то отвалилась от скального массива. Пройдя этот непростой путь, можно выйти на площадку просторного естественного грота, с обеих сторон которого располагаются монастырские помещения.

Углубление в скале, выводящее в этот грот, служит своеобразной прихожей. Здесь женщины при необходимости могут взять платки и халаты, ведь в Свято-Благовещенский монастырь, как и в иные православные обители, разрешается вход только в подобающем убранстве. Каменная лестница, ведущая к средней части скального массива, в некоторых, наиболее опасных местах, снабжена деревянными поручнями. Слева, в западной части монастыря, располагаются кельи монахов.

Келья настоятеля Свято-Благовещенского монастыря. Справа – душевая кабинка
Кухонная пещера
Свято-Благовещенского монастыря
Подсобное хозяйство в пещерах
Свято-Благовещенского монастыря

Справа, в восточной части, на самом краю обрыва находится небольшая церковь, где осуществляются богослужения. Вблизи этого храма в скальных нишах располагаются иконы, а свечи освещают часть грота, в которой проходят службы. В самом же храме можно заметить две вырубленные в полу гробницы. Вполне вероятно, что они принадлежали кому-то из князей Мангупа. Есть в этом пещерном храме и небольшая старинная колокольня.

Церковь Свято-Благовещенского монастыря Алтарь церкви
Свято-Благовещенского монастыря

Довольно контрастное зрелище на фоне скальных помещений верхних пещер представляют собой современные окна, украшающие пролёты в скалах.

Современные окна в пещерах Свято-Благовещенского монастыря

Свято-Благовещенский монастырь образуется двумя пещерными храмовыми комплексами, в которых в общей сложности насчитывается до 20 расположенных в два яруса пещер различного назначения. Самое большое из этих пещерных помещений в древности служило, скорее всего, для масштабных собраний. Все кельи, храмовые и хозяйственные помещения этой православной обители располагаются в искусственных пещерных гротах, возникновение которых датируется ещё 6 веком, но возникновение самого Свято-Благовещенского монастыря приходится на 14-15 века.

Гроты Свято-Благовещенского монастыря:
Вход в монастырь Гроты VI века

В былые времена этот монастырский комплекс именовался просто Южным, из-за своего расположения на южной стороне плато Мангуп.

Южный склон горы Мангуп – место расположения
Свято-Благовещенского монастыря

С распадом княжества Феодоро прекратил своё существование и расположенный по соседству с его столицей Свято-Благовещенский монастырь. Но в начале 90-х годов 20 века обитель была возрождена монахами Крымского полуострова, и, как и в былые времена, сюда вновь стремятся паломники из разных уголков, чтобы соприкоснуться с этой неподвластной времени православной святыней.

Когда приближаешься к Свято-Благовещенскому монастырю, невольно задумываешься над тем, скольких же усилий стоило когда-то людям вырубить в скалах такое архитектурное чудо, ставшее местом сохранения православной веры на территории средневекового Крымского полуострова. В гроте располагается действующий Богоявленский источник – одна из святынь Свято-Благовещенского монастыря. Ещё одна святая реликвия этой православной обители – икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Свято-Благовещенский монастырь. Наскальная икона Божьей Матери

Особую известность и популярность не только среди паломников, но и у обычных туристов Свято-Благовещенский монастырь приобрёл благодаря частично сохранившимся старинным фрескам, датируемых 14-15 веками, которыми расписана арка и апсида в алтаре. В середине 50-х гг. 20 века эти уникальные росписи были исследованы и частично реставрированы крымским археологом и искусствоведом Домбровским. На стенах алтаря частично сохранились фрагменты старинной фресковой росписи с изображением Христа на троне. Одной рукой Спаситель возносит благословления, а во второй – держит Евангелие. Фрески были испорчены не столько разрушительным влиянием времени, сколько горе-туристами. К тому времени, когда эта православная святыня обрела новую жизнь с поселившимися здесь монахами, от величия старинных фресок уже остались лишь незначительные фрагменты.

Православная обитель в скалах под крымскими небесами через годы небытия вновь вернулась к жизни. Монахи Крымской епархии продолжают возрождать былую святую обитель, бывшую одним из важных центров православия в эпоху княжества Феодоро. Возрождаются пещерные храмы и базилики, в которых вновь звучат богослужения. Со смотровой площадки монастыря можно полюбоваться завораживающими пейзажами окружающих скал Главной гряды Крымских гор, и в который раз поразиться, насколько тесно переплетается здесь влияние человека и природы, и как были правы средневековые монахи, выбирая для уединения от мирской суеты такие благословенные места.

Пещерные кельи оснащены всем необходимым для проживания современных монахов. Как и в далёком средневековье, когда ещё только зародился Свято-Благовещенский монастырь, здесь всё ухожено и находится в гармонии с окружающей природой. Монахи во всём поддерживают чистоту и порядок. Вход в эту святую обитель украшают красивые клумбы, выложенные из камней, а с высоты расположения Свято-Благовещенского монастыря можно полюбоваться панорамой, от которой захватывает дух.

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь иногда называют «крымским Афоном», подчёркивая его особую значимость для православия как места, где веками сохраняется духовное наследие.

Располагается Свято-Благовещенский монастырь в 25 км от Бахчисарая, вблизи посёлка Терновка и чуть южнее села Залесное, на южном склоне Мангупа. Добраться сюда можно и из Бахчисарая, и из Севастополя. Экскурсии по Крыму, включающие посещение пещерного города Мангуп-Кале, нередко предлагают всем желающим соприкоснуться с этой частицей православного мира, сокрытого в горах Крымского полуострова и таящего в себе историю давно ушедших лет и событий. К тому же, Свято-Благовещенский монастырь – не единственная православная обитель в этих местах. Всего в 3 км от него располагается ещё один не менее примечательный скальный монастырь – Шулдан, который тоже непременно стоит посетить.

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Часть 7

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Располагается православная святыня на горе Мангуп, в пределах 25 км от бывшей столицы Крымского ханства, города Бахчисарая неподалеку от сел Терновка (Севастопольское направление) и Залесное (Бахчисарайское направление). Добраться можно как из города федерального значения Севастополь, так и из Бахчисарая. Возможно, будет удобно посетить обитель через экскурсионное бюро, предлагающее посетить Мангуп-Кале. Как правило, экскурсоводы заводят экукурсантов в эту обитель. Но лучше воспользоваться услугами паломнических центров либо частных паломниковедов, которые целенаправленно вас туда отведут, мимо ходом посещая цитадель и само городище древней столицы православного княжества. Но до обители добраться непросто, поскольку нет шоссейного сообщения с ней. Чтоб посетить древнее монашеское общежитие, необходимо преодолеть подъем на гору.

В монастырь можно добраться двумя путями: со стороны трассы, ведущей в Бахчисарай от села Терновка и с самого плато, тропа на который веден мимо Мангупского озера (недалеко от села Хаджи-сала). В первом случае вам предстоит подняться с долины вверх на 200 метров, во-втором, спуститься лишь на 20 метров с плато (но на это плато всеже придется подняться). Проще, наверное, подниматься из долины, поскольку во втором случае вам придется преодолеть хоть и кратковременный, но резкий и непростой спуск по камням. Правда, обрамляют эту каменную лестницу в наиболее опасных местах деревянные перила.

Вы попадаете на естественное углубление в скале. Этот грот служит своеобразным входом к главной святыне монастыря – церкви Балговещения Пресвятой Богородицы. На этом дворике имеются в наличии платки и юбки, которые, при необходимости, чтобы иметь соответствующий вид в одители, можно взять на прокат бесплатно.

Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.

Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.

Храмы и святыни. Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения. Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу. Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале обладает некоторыми святынями. Одна из них — Богоявленский источник, который до недавнего времени продолжал давать воду. Другая важная святыня, находящаяся здесь, икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницей». Ещё одна религиозная реликвия — старинные фрески XIV – XV веков, которыми украшена апсида в алтаре и арка. Они были изучены в ХХ столетии в 50-х годах археологами и искусствоведами и даже частично отреставрированы. На алтарной стене изображен Христос на троне.

Предположительно, древние монашеские келии

Монашеская жизнь на долгие годы прекратилась в этой древней обители с экспансией турецких войск на Крымский полуостров в 1475 году. Три столетия обитель была в полном либо частичном запустении. С присоединением Крыма к Российском империи в 1783 году, монашество в здешних местах возобновилось ,но вновь пресеклось в ХХ столетии с приходом большевиков к власти. И лишь в 90х годах прошлого столетия начались проводиться первые попытки к возрождению поруганной святыни.

В этом важном духовном центре былого княжества Феодоро несут монашеское послушание всего несколько человек, а постоянным насельников является лишь один – настоятель. Условия жизни в скалах тяжелы и непривычны для современного человека. Тем не менее, возрождаются скальные храмы, налаживается иноческий быт. Обитель украшена немногочисленными, но ухоженными клумбами.

Завораживающий пейзаж предстанет перед вашим взором у этой святыни. Вид на огромные пространства высот Внутренней гряды Крымских гор не оставят вас равнодушными. Таков Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Кстати, эта обитель имеет некоторое отношение к духовным центрам Крымской земли, с которыми я вас приглашаю познакомиться.

milutkin

Мысли маленького человека

Когда едешь по Канавинскому мосту через Оку взгляд непременно упирается в строения белокаменного монастыря, который расположен на правом берегу реки. Он стоит здесь почти 800 лет, он ровесник самого города.
Главы его Благовещенского собора еще при строительстве заметно накренились. Видно не правильно рассчитали древние зодчие фундамент. Да и не мудрено! Монастырь с первых лет подвергался оползням высокого окского берега.

И, несмотря на неблагоприятные геологические условия, несмотря ни на что, монастырь остается одной из главных святынь Нижнего.

В полугоре, на широкой террасе крутого окского берега расположен архитектурный ансамбль Нижегородского Благовещенского монастыря . Он хорошо просматривается как из-за реки, так и с откоса. Монастырь основан вскоре после образования Нижнего Новгорода, и был, к тому же, форпостом, охранявшим город со стороны Оки.

Благове́щенский монасты́рь — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основанный в начале XIII века. Расположен в Нижегородском районе, на правом берегу Оки недалеко от её впадения в Волгу.

Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время- действующий мужской монастырь.

В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство.

Возрождение обители связывают с митрополитом Алексием. Согласно летописям, в 1357 году он посетил Нижний Новгород по дороге в Золотую Орду. По легенде, Алексий остановился для отдыха возле источника под горой на берегу Оки недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Вид разоренного монастыря тронул святителя Алексия, и он дал обет Богу: в случае успешного возвращения из Орды восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды Митрополит был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега.

Зимой 1369-1370 годов обитель была разрушена снежным оползнем. Новое возрождение монастыря связано с именем московского митрополита Алексия, под покровительством которого в конце 14-го века монастырь был восстановлен и обзавелся белокаменным собором. С этого времени монастырь становится домовым московский митрополитов, а позже, патриаршим монастырем.

В 1649 году Благовещенский храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867 годах. Построение другого соборного храма, Успенского, относится к XVI веку; по своей византийской архитектуре он представляет редкий памятник древнего зодчества. В монастыре находится замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993 году иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней древневизантийская; она, как полагают, представляет собой копию со святой иконы, принесенной в 988 году святым князем Владимиром из Корсуни в Киев по преданию, хранящаяся в монастыре святая икона есть дар монастырю святого Алексия, митрополита Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергся монастырь в 1715, 1722 и 1767 годах, святая икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежит часовня за оградой под горой; она находится на том самом месте, где святой Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен бассейн с водою.

В ансамбль монастыря входят:

Благовещенский собор (1647-1649 гг.) Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом.

Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру.

В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л.Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные столбы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

И настоящий момент ведутся реставрационные работы. Собор ушел метра на два с половиной в землю, что видно на следующей фотографии.

Следующей по времени монастырской постройкой является Успенская церковь с монастырской трапезной. Первое упоминание о ней относится к 1652 году. Успенская церковь занимает юго-западную часть территории монастыря. Здание вытянуто на ширину примыкающей к ней трапезной и завершается двумя стройными декоративными шатрами.

Церковь вместе с трапезной стоит на высоком подклете, где была устроена кухня. Дымоходы и система вентиляции были сконструированы так, что тепло, образующееся при приготовлении пищи, использовалось и для отопления самого помещения храма. К трапезной примыкает колокольня, убранство верха которой повторяет форму шатров Успенской церкви и отличается мастерством и изяществом исполнения.

Интересно, что колокольня совершенно не пострадала во время смерча 1974 года, когда порывом ветра были срезаны находящиеся совсем рядом верхушки шатров церкви (восстановлены по проекту архитекторов В.Д. Лапина и В.Я. Чащина)

Одноглавая Сергиевская (первоначально – Алексеевская ) церковь заменила собой Благовещенскую церковь XIV века (остатки ее фундамента были найдены при реставрации в 70-х годах XX века). Поднимающийся восьмериком храм возведен по храмозданной грамоте 1690 года на средства ушедшего на покой в Благовещенский монастырь патриаршего ризничего Иосифа Булгакова. Его окна украшены наличниками, характерными для русского барокко конца XVII века. Церковь была возведена в честь святителя Алексия, особо почитаемого на Руси с конца XIV века. Однако после возведения нового, более просторного храма (Алексеевской церкви), она была переосвящена и стала называться Сергиевской, в честь Сергия Радонежского, который побывал в Нижнем Новгороде в 1365 году.

С переводом в город Макарьевской ярмарки Благовещенский монастырь, хорошо просматривавшийся с Оки и находившийся напротив Ярмарочного комплекса, стал визитной карточкой Нижнего Новгорода. В связи с большим количеством гостей и паломников, появилась необходимость в его расширении, разрешение на которое вскоре было получено.

Алексеевская церковь строилась в комплексе монастыря в 1821-1834 годах. Проект был создан архитекторами И.И. Межецким и А.Л. Леером.

Просторное здание с четырьмя колонными портиками, расположенными по странам света, высокой центральной главой с куполом и малыми боковыми главами по углам, вполне соответствовало основным канонам классицизма. Площадь перед церковью в 1823-1826 году была ограждена каменной стеной с двумя угловыми башнями, созданными под руководством архитектора В.Н. Воронова и по его проекту.

В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы – золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам, общий вес 135-ти изъятых предметов составил около 8,5 пудов (136 килограммов).

Более того, музей использовал святыни монастыря в экспозициях собственных выставок, которые, как правило, носили атеистический характер. Так, в 1927 году церковной общине было предложено выдать для музея наиболее ценные иконы Божией Матери, но верующие сумели тогда защитить свои святыни от поругания.

В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализировали, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям.

Монастырь возрождён только в 1993 году. С 1948 по 2005 г. в Алексиевской церкви монастыря размещался Нижегородский планетарий.

В восстановленном храме святителя Алексия установлен фарфоровый иконостас. Сейчас это один из самых красивых храмов Нижнего Новгорода.

Фарфоровые иконостасы есть в нескольких храмах Москвы, на Валааме, в Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде это первый опыт установки в храме подобного иконостаса.

На территории монастыря тишина, несмотря на то, что здесь идет большая реконструкция и новое строительство, а за его оградой шумит город.

Благовещенский собор Благовещенского муромского монастыря (Исторический облик, 1970г.)

Благове́щенский монасты́рь — православный мужской монастырь в городе Муроме.

Строительство Благовещенского собора, так же как и строительство Богородицкого, Спасо-Преображенского соборов и Козьмодемьянской церкви в Муроме, связано с пребыванием здесь Ивана Грозного в июле 1552 года перед походом на Казань.

Как сообщает летопись, при посещении деревянной церкви Благо­вещения «государь царь у чудотворных гробниц поклонился и молился им со слезами, помощи прося на супостаты и нача глаголати: аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и Муромские чудотворцы подадут мне по­беду на безбожного Казанского царя: повелю зде устроить храм Благо­вещения и придел Муромских чудотворцев — каменные».

В 1552 году победа под Казанью была одержана, и на следующий год Иван Грозный направил в Муром для строительства Благовещенской церкви каменщиков с мастером.

Участие в строительстве собора Ивана Грозного подтверждает и опись Бартенева, в которой отмечается, что «Благовещенская Божьей ма­тери церковь, каменная, построена царем Иваном IV в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом».

Несмотря на позднейшие переделки, особенно после разорения собо­ра Лисовским в 1616 году, когда каменные стены «разседалися», в своей основе Благовещенский собор сохранил облик XVI века.

По всей видимости, надо отвергнуть дату освящения собора в 1664 г., как дату окончания строительства, следует признать это датой восстановления собора после разгрома поляками, так как нельзя допустить, чтобы одно из лучших культовых сооружений города в течение нескольких десятилетий (с 1616 по 1664 г.) не было восстановлено. Одновременно с этим велось строительство других храмов: ансамбля Троицкого монастыря (1642—1652), Воскресенской и Введенской церквей на Штабу (1658), Георгиевской церкви (1652) и других.

Одновременно с этим нельзя считать прообразом Благовещенского собора Троицкую церковь, так как при общих для обоих памятников деталях имеется слишком много принципиальных различий как в размерах, так и в общем композиционном решении.

В отличие от Троицкой церкви Благовещенский собор на высоком подклете, план основного объема — прямоугольник, вытянутый с севера на юг, со сторонами 5X3,5 сажени.

Такой план больше характерен для второй половины XVI века, чем для второй половины XVII, к которой относят построение собора. И если основным элементом Троицкой церкви является аркатура с ви­сячими полуколонками, характерная для владимирской архитектуры, то детали Благовещенского собора более близки к деталям памятников московского зодчества.

Благовещенский собор. Портал

К прямоугольнику, узкая сторона которого выходит на юг в сторону главного входа, примыкает алтарь трехабсидной формы, соединенный тремя арочными проемами с основным объемом.

Если в XVII веке трапезная — это неотъемлемая часть церковного здания, особенно во второй половине столетия, то в памятниках XVI века трапезные встречаются довольно редко.

В отличие от Троицкой церкви формы собора строже, пропорции монументальнее. Широкие лопатки-пилястры разделяют здание по вертикали на 3 разные части. Высокий карниз — с сухариками, зубчиками, ширинками; кокощники, опирающиеся на лопатки-пилястры с рельефными валиками, служат основаниями для барабанов. Но так же, как и в Троиц­кой церкви, стена Благовещенского собора фактически является сложной скульптурной композицией, состоящей из различно обработанных налич­ников окон, завершающихся то килевидным кокошником, то разорванным фронтоном, то сложной зубчатой короной. Колонки наличников представляют собой сочетание многообразных форм разных цветов, бусин, ку­бышек.

Благовещенский собор. Деталь карниза

Архитектура Благовещенского собора имеет много общего как с муромскими памятниками, так и с известными памятниками XVII века московского зодчества — церковью Троицы в Никитниках и церковью Ни­колы на Пыжах. Однако, как не без основания отмечает И. Грабарь, « муромские храмы по характеру своей «узорочности» могут составить особую группу в истории русской архитектуры. Муромские зодчие, «мастера-му- роли, воспитанные на «государевом деле», славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора» 1 .

Исключительным по своей архитектуре является южный фасад, являющийся главным фасадом.

Декоративные пятна фасада несколько напоминают приемы церкви Благовещения в Каргополе (середина XVII века), но благодаря четким пропорциям, сохранившимся от здания XVI века, здесь создана совершенная архитектурная композиция.

Благовещенский собор. Портал подклета

Подклет, являющийся мощным цоколем широкими лопатками разделен на три части. В центре — вход в цокольную часть, обрамленный пилястрами, на которые опирается фронтон со сложным профилем. Фронтон и пилястры находят на лопатки и пересекают карниз цоколя.

В боковых частях небольшие арочные окна утопленные в нишах, обрамленные простыми прямоугольными тягами, переходящими в небольшие кокошники килевидной формы, которые вершинами врезаются в карниз.

Основной объем в свою очередь лопатками разделен на 3 части, при этом расстояние между лопатками центральной части несколько меньше размеров боковых простенков.

Пилястры несут широкий пояс карниза, фриз которого состоит из ширинок с углублениями в виде туза пик и карниза с сухариками Под поясками капителей средних пилястр устроены прямоугольные ниши с обрамлениями в виде валиков. Верхняя часть валиков несколько приподнята. Пояски без пилястр продолжаются и по простенкам.

Несмотря на то, что собор одноэтажный, два ряда окон создают впечатление двухэтажного здания. Этот прием встречается как в подобных сооружениях XVI века, так и в церковных зданиях XVII века, так как в связи со значительными размерами зданий одного ряда окон не хватало для освещения внутреннего пространства.

Благовещенский собор. Иконостас

Источник:

Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Благовещенский монастырь – ровесник Нижнего Новгорода

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Мельничий пер., 8
Основан в 1221 году
Основные достопримечательности: собор Благовещения Пресвятой Богородицы (построен в 1648-1649 годах), церковь Успения Пресвятой Богородицы (1652 года), церковь Алексия, митрополита Московского (начало XIX века), церковь Сергия Радонежского (1690 год), больничный корпус (XVII век)
Святыни: чудотворный список с Корсунской иконы Божией Матери, икона святого митрополита Алексия с частицею мощей (XV начало XVI вв.), чудотворная икона Смоленской Божией Матери
Координаты: 56°19′24.05″N 43°58′38.06″E

Самый древний монастырь Нижнего Новгорода стоит на широкой, возвышенной террасе крутого правого берега Оки. Его хорошо видно и с реки, и с откоса, и возле обители всегда создается ощущение простора и свободы. Долгая история Благовещенского монастыря полна драматических событий. Его постройки подвергались немилосердным вражеским нашествиям, горели в пожарах и много раз перестраивались. Но сегодня древняя обитель возрождается.

Общий вид на монастырь с Канавинского моста

История Благовещенского монастыря

История древней нижегородской обители уходит во времена, когда Русское государство еще только формировалось. Основал этот монастырь третий сын великого князя Всеволода Большое Гнездо, и произошло это в 1221 году, когда Юрий Всеволодович, осознав важное стратегическое место земель, окружавших место впадения Оки в Волгу, начал строить здесь «Нов Град» – Нижний Новгород. Одновременно с городом владимирско-суздальским князем был заложен и новый монастырь, призванный охранять городские постройки со стороны реки. Известно, что большое участие в создании христианской обители принял Владимирский епископ – святитель Симон.

Вид на монастырь со стороны улицы Заломова

Обустройство нового форпоста Руси сопровождалось борьбой с мордвой. Дипломатические войны и открытые сражения были в те времена обычным делом. Влиятельный князь (инязор) Пургас в XIII веке возглавлял всех эрзян, и в русских летописях его обширные владения называли «Пургасовой волостью». Мордовский князь отстаивал свои права на приволжские территории и не хотел перехода подчиненных им народов в христианскую веру.

В январе 1229 года князь Юрий Всеволодович устроил поход на мордву и причинил эрзянам немалые разорения. Но спустя несколько месяцев, Пургас собрал войско и нанес Нижнему Новгороду ответный удар. Его люди сожгли окружающие город села, посад и новый монастырь.

Вид на монастырь со стороны Мельничного переулка

Уничтоженную обитель пришлось восстанавливать и отстраивать заново. Однако через сто лет пришла новая беда. В 1369 году в Нижнем Новгороде выдалась настолько снежная зима, что многие деревянные строения монастыря оказались разрушенными, а под рухнувшими от тяжести снега зданиями несколько монахов погибли.

Вторым рождением монастырь обязан заботам митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Проезжая через Нижний Новгород, святитель Алексий был удручен видом разоренной набегами и пожарами обители. По его распоряжению монастырь получил статус митрополичьего, то есть стал пользоваться самым высоким расположением церковных иерархов. Такая опека и богатые дары в скором времени преобразили Благовещенский монастырь и сделали его одним из самых крупных феодальных хозяйств на просторных нижегородских землях.

Вид на церковь Алексия, митрополита Московского

Обитель расцветала и пользовалась покровительством не только церковных властей. Среди жертвователей на монастырские нужды было немало купцов, помещиков и простолюдинов. Имя одного из попечителей осталось в истории. Осип Иванович Ермолов, как и его отец, постоянно бывал в монастыре, привозя монахам еду и деньги. Незадолго до смерти, Осип Ермолов принял монашеский постриг, взяв имя Иаков, и отписал Благовещенской обители большую часть своего поместья, расположенного в Теплом Стане. Любопытно, что знаменитый русский военачальник, генерал Алексей Петрович Ермолов – прямой потомок этого благотворителя.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

В истории монастыря сохранилось немало интересных событий. Так, в XVIII веке здесь был найден древний рукописный кондакарь (сборник песнопений), созданный в XII или XIII веке. У исследователей он получил наименование Благовещенского или Нижегородского и считается самым древним памятником русской гимнографии, сохранившимся до наших дней.

Когда в Нижний Новгород перевели Макарьевскую ярмарку, хорошо видный с реки Благовещенский монастырь оказался как раз напротив ярмарочного комплекса. Обитель стала узнаваемой визитной карточкой торгового города и привлекала много паломников.

Слева направо: церковь Успения Пресвятой Богородицы, колокольня, надвратная церковь Андрея Первозванного

После революции 1917 года древний монастырь закрыли, а территорию передали 17-ой стрелковой дивизии. С 1948 года внутри старинного Алексеевского храма работал Нижегородский планетарий, который в 2005 году перенесли на противоположный берег Оки, в дом 20 по Революционной улице.

Возрождение монастыря началось в 1993 году с создания на его территории духовного училища. Спустя два года его статус был повышен до духовной семинарии. На монастырской территории провели значительные реставрационно-восстановительные работы, и сейчас обитель предстает перед верующими и туристами во всей красе.

Храмы и постройки на монастырской территории

Самой старой каменной постройкой монастыря, дошедшей до наших дней, стал величественный Благовещенский собор. Артель монастырских каменщиков, руководил которой старец Вельямин Черсткин, построила этот храм в 1648-1649 годах. Нижегородские каменщики слыли большими умельцами и некоторые из них числились как «записные государевы мастера». Данила и Григорий Тимофеевы, входившие в артель Черсткина, в 1660-е годы были приглашены для строительства каменных зданий в Москву.

Собор имеет редкое для XVII века завершение – его центральная глава по форме – луковичная, а четыре других – шлемовидные. Реставрационные работы в этом храме проходили в 80-е годы XIX века, и руководил ими губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн. Спустя век провели повторную реставрацию, во время которой все пять церковных глав обили медью. В этом старом храме сохранился уникальный древнерусский четырехярусный иконостас и настенная роспись.

Церковь Сергия Радонежского

Успенскую церковь построили в монастыре чуть позже – в 1652 году. Ее сделали на высоком подклете, в котором размещалась кухня. Любопытно, что дымоходы здесь были устроены так, что тепло от приготовления пищи перераспределялось для отопления помещений самого храма. К Андреевской церкви примыкает помещение трапезной и колокольня. В настоящее время этот храм можно осмотреть только снаружи, так как его интерьеры пока не восстановлены. Монахи используют помещения церкви под склады.

Алексеевская церковь была возведена в монастыре в 20-30-е годы XIX века. Проект этого храма, выполненного в традициях классицизма, подготовили архитекторы А.Л. Леер и И.И. Межецкий. Красивое, просторное здание с четырех сторон окружают аккуратные портики с колонами.

Духовная семинария при монастыре

Когда здесь располагался планетарий, храм лишили боковых куполов, а высоту главного купола значительно понизили. Сегодня, благодаря стараниями реставраторов, Алексеевская церковь полностью восстановлена, и все пять ее золоченых маковок видны издалека. В 2007 году здесь был размещен довольно редкий для российских церквей фарфоровый иконостас. Подобные иконостасы есть только в храмах Москвы, Валаама и Екатеринбурга.

К Благовещенскому собору примыкает небольшой одноглавый храм Сергия Радонежского. Он был выстроен в 1690 году и восстановлен совсем недавно. На ухоженной монастырской территории также расположены больничный корпус (XVII в.), здания духовной семинарии, некрополь, поклонный крест на месте разрушенной часовни и памятник российскому императору Александру III (2013 г.).

В овражке, с востока от монастыря, находится святой источник – Гремячий ключ. Сохранилось предание, что возле него отдыхал митрополит Алексий, когда останавливался в Нижнем Новгороде на пути в Золотую Орду. Очень давно рядом со святым источником построили небольшую деревянную часовню, посвященную святителю Алексию. В 1725 году эту часовню отстроили из камня, однако через два века новые власти постановили снести архитектурный памятник «за ветхостью». Сегодня возле ключа вновь стоит живописная деревянная часовня, увенчанная небольшим золоченым куполом.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни Благовещенская обитель – это действующий мужской монастырь, где живут 9 насельников и настоятель. Монастырская территория открыта для посещения с 7.00 до 19.00. Утренняя литургия начинается в 8.00, а вечерняя – в 17.00. От гостей монастыря ожидают соблюдения элементарных правил общежития. Здесь не поощряют курение, нецензурную брань и шумное поведение. Фотосъемка внутри обители платная – 100 руб.

Престольный праздник отмечают здесь 7 апреля. Почитаемой всеми верующими святыней считается список с иконы Корсунской Божией Матери, который хранится в Благовещенском соборе монастыря.

Часовня Алексия, митрополита Московского

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в Нижегородском районе, на правобережье реки Оки, неподалеку от ее устья – возле Канавинского моста (Мельничий пер., 8). К его территории можно подъехать на автобусах и маршрутках (остановки «Благовещенская площадь» или «Черниговская улица») или около 1,7 км пройти пешком от станции метро «Горьковская».

Благовещенский собор. Архитектурные особенности

Благовещенский собор. Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации, об Архангельском соборе , мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о Ризоположенской церкви расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства Успенского собора рассказали о темах живописи наружных стен храма.)

Существующий Благовещенский собор – постройка разновременная, своеобразный “слоёный пирог”, состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.

Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на храме Ризоположения , на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак – ряды “бегунца” (его часто называют или “бегунком”), “поребрика” и арочные ниши над ними.

Фрагмент барабана центрального купола Благовещенского собора Фрагмент барабана купола церкви Ризоположения

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш – на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На Ризоположенской церкви мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки – глухие.

Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.

Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары

Такие же килевидные закомары мы видели на церкви Ризоположения.

Церковь Ризоположения. Килевидные закомары восточной стены. Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара – внешняя часть свода, то кокошник – чисто декоративная деталь, её цель – украшать. Название архитектурного элемента “кокошник” связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы Живоначальной Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее – церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.

Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.

Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора). Северо-восточный и северо-западный приделы архангела Гавриила и Собора Богоматери. Северная стена (от Грановитой палаты)

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери. Юго-западный придел – во имя Входа Господня в Иерусалим.

Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел – святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.

Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена. Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.

Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского. Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из немногих православных храмом, вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.

Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое “грозненским”.

Благовещенский собор. Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже “на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.”

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.

Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

“Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!”

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Благовещенский собор. Росписи внешних стена

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись “Собор Богоматери”.

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска “Собор Архангелов”.

Фреска на северной стене “Собор Архангелов”.

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.

Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) “Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле”, 1860 г.

Акварель с видом Благовещенского собора (1848?). На ней уже виден современный Большой Кремлёвский дворец (значит, акварель написана после его возведения) и галерея у южной стены собора.

Источники:
И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова “Благовещенский собор” ГИКМЗ “Московский Кремль”, М., 2013
С.К.Романюк “Кремль. Красная площадь”. М, АНО ИЦ “Московедение”, ОАО “Московские учебники”, 2004 г

Читайте также:  Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию