Бобренев монастырь в Коломне: история и адрес, описание, святыни и иконы, храм

Бобренев монастырь

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь – один из старейших монастырей Подмосковья. Расположен на берегу Москвы-реки напротив г. Коломны.

Монастырь имеет как минимум три названия:

  • во-первых, Богородице-Рождественский, так как Куликовская битва, в честь которой был возведен монастырь, пришлась как раз на этот день;
  • во-вторых, Бобренев – в честь воеводы Дмитрия Донского — Дмитрия Боброка;
  • в-третьих, Обетный, так как монастырь был заложен по обету.

Несмотря на то, что время основания обители документально никак не подтверждено, ибо письменные источники не сохранились, тем не менее, благодаря археологическим находкам, ученым удалось доказать столь раннюю датировку строительства монастыря. В ходе раскопок были обнаружены остатки керамики, характерной для рубежа XIV-XV вв.

Современные исследователи датируют основание обители более поздним временем – XV век, — исходя из особенностей отделки камня. Так что, вполне вероятно, что тот вид Бобренева монастыря, который сейчас можно лицезреть, не является первоначальным, и у собора имелась деревянная предшественница. Но дискуссии по поводу датировки возведения Богородице-Рождественского монастыря ведутся и по сей день.

История

Монастырь был основан в XIV веке в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем. В благодарность Богу за победу России в Куликовской битве, великий князь по возвращении в Коломну дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы.

Благословение на строительство монастыря дал преподобный Сергий Радонежский. И в 1381 году начинает возводиться здание монастыря. Главным строителем Богородице-Рождественского монастыря стал воевода князя Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец (Волынский), в честь которого, по версии некоторых исследователей, монастырь получил свое второе название – «Бобренев».

В последствии монастырь становится не только обителью, но и имеет важное значение в обороне Москвы, являясь одним из звеньев заградительной линии на юго-востоке страны.

Некоторыми сведениями об истории монастыря обладает игумен обители Петр (Дмитриев). По его словам, ведется активная работа как в государственных, так и региональных архивах по поиску любой информации о Бобреневе монастыре. На данный момент удалось найти более 120 письменных источников, открывших новые ранее неизвестные сведения о жизни обители.

Интересно, что Писцовые книги 1577—1578 гг. первыми из всех исторических документов упоминают о Богородице-Рождественском монастыре как о каменном соборе и трапезной церквушке.

Изначально монастырь был достаточно невелик, предполагалось проживание на его территории небольшого числа братии, поэтому состоял он всего лишь из двух храмов, но затем по причине обветшалости один из них пришлось разобрать в середине XIX века и возвести новый – храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.

Те же Писцовые книги повествуют о разорении и обветшалости монастыря. В период Смутного времени обитель была сильно разорена, полностью восстановить ее удалось только к середине XVII века.

Опись 1701 г. дает сведения о монастырском соборе, как небольшом, бесстолпном, одноглавом, сложенном из блоков белого камня.

После того, как в 1764 г. Учреждаются монастырские штаты, Богородице-Рождественский монастырь был вынужден отдать вотчины, а также перевестись в ряд «заштатных», то есть таких, которые содержатся на собственные средства. Поэтому любое строительство в обители прекращается.

К 1790-м гг. архиепископ Афанасий определяет Богородицерождественский собор как летнюю дачу коломенских архиереев. Позже, в начале XIX столетия, Бобренев монастырь объединяют со Старо-Голутвиным, так как Коломенская епархия была упразднена.

Вклад Давида Хлудова в строительство монастыря

Большой вклад в развитие уже имеющихся монастырских построек, строительство новых и восстановление разрушенных внес Давид Иванович Хлудов (1822—1886). История Бобренева храма была бы неполной, если бы не упоминалось имя этого человека, почетного гражданина Москвы и, как бы мы сейчас сказали, мецената, пожертвовавшего немалые денежные средства Богородице-Рождественской обители.

Происходил Давид Иванович из рязанского рода промышленников. Получив строго религиозное образование, Д.И.Хлудов всю жизнь оставался верующим и религиозным человеком. Став совершеннолетним, Давид Иванович начал активно вдаваться в торговлю и продолжать деятельность своей семьи. Но позднее, после избрания его городским главой, Д.И.Хлудов стал постепенно отдаляться от промышленных дел, и посвятил себя благотворительности.

Строительство храма на погосте в Егорьевском уезде, восстановление Рязанского Богословского монастыря, пожертвования в Ольгов монастырь недалеко от Рязани, пожертвования на храмы многих рязанских сел – это только часть того, что сделал этот великий человек.

А однажды, проезжая мимо Бобренева монастыря, он решил посетить его. Состояние обители глубоко поразило Давида Ивановича, и не оставило равнодушным. Он добился самостоятельности для Богородице-Рождественского монастыря, которое стоило ему огромных денег. В благодарность за невероятную благотворительность множеству храмов в одном из монастырей была поставлена икона преподобного Давида Солунского-святого, именно такое имя Давид Иванович Хлудов получил при крещении.

Не единожды Давид Иванович получал благодарности за свою благотворительную деятельность, а так же был удостоен множества орденов – орден Св. Станислава 2 степени, орден Св. Анны 2 степени, орден Св. Владимира 3 степени, и др. В конце концов Д.И.Хлудов пожертвовал все свое огромное состояние на благотворительность, продал все, что у него осталось, выехал из родного поместья родителей и начал жить в небольшом домике на окраине города.

Существует предание, что Давид Иванович Хлудов отправился как-то в Задонск, во время разлива рек. Недалеко от города находилась естественная преграда – Дон, через который необходимо было перебраться. Но все мосты были разобраны, а река покрыта непрочными льдами. Но Давид Иванович, как смелый и отважный человек, решился все-таки переправиться и пошел по льду. Внезапно лед затрещал и тронулся, и прямо на льдине его понесло вдоль по течению реки. Тогда Давид Иванович взмолился Богу, пообещав все деньги, имевшиеся при нем (а сумма была немалая), пожертвовать жителям этого города, если ему удастся выжить. Каким-то невероятным образом льдина, на которой стоял Д.И.Хлудов, медленно подошла к берегу, а сам он сошел на землю, даже не промочив ноги. И он сдержал свое обещание, раздав все имевшиеся при нем средства раздал погорельцам Задонска.

Последние годы своей жизни Д.И.Хлудов жил отшельником, никуда, кроме храма Божьего, не выходил, ничего, кроме божьих книг, не читал. Перед смертью он был серьезно болен, и ушел из жизни в возрасте 64-х лет.

Что же касается Богородице-Рождественского монастыря, то к концу XIX века обитель насчитывала чуть более двадцати монахов и послушников. В 1903 году открывается церковно-приходская школа. Рассчитана она была на 30 учеников. Находилась школа в специально отведенном для нее отдельном здании, в котором находились так же квартиры для учителей. Через 6 лет количество учащихся в школе возрастает в два раза, притом в их числе были и раскольники.

После 1918 года Бобренев монастырь официально был закрыт. Но существовавшая приходская община при храмах жила по уставу, и, таким образом, неофициально продолжала существовать.

В результате переустройства обители на светский лад, когда в зданиях храмов устраивались гаражи и склады для удобрений, к концу XX века монастырь превратился в руины. По утверждению некоторых ученых от монастыря не осталось и следа. Это место, являвшееся когда-то одним из древнейших русских монастырей, превратилось в свалку, куда свозилось битое стекло, мусор.

Лишь на рубеже XX-XXI вв., несмотря на все трудности, начинают восстанавливаться здания, и возобновляется монастырская жизнь и деятельность. Восстановление монастыря продолжается и по сей день.

Монастырь в наши дни

Сейчас Бобренев монастырь ведет активную жизнь. 21 сентября 2016 года он отметил 25-летие возрождения монашеской жизни. В Феодоровском храме обители была проведена Божественная литургия владыкой митрополитом. В этот день прибыли к монастырю почетные гости – главы муниципальных районов Московской области, многочисленные прихожане и паломники. После совершения крестного хода для всех была организована праздничная трапеза.

А 3 октября здесь прошло собрание духовных сановников Коломенского округа, на котором поднимались многие вопросы, такие как: Рождественские чтения на приходах, подготовка к мероприятиям, посвященным увековечиванию памяти святых новомучеников Коломенского края, и пр.

Фотографии

Монастырь на карте

Как добраться

  1. Междугородные автобусы: Москва-Коломна, Рязань-Коломна;
  2. На городском транспорте: с Казанского железнодорожного вокзала до ст. «Хорошово», затем автобус № 43, или, как вариант, — пешком 3 км;
  3. На автомобиле: по Новорязанскому шоссе до г. Коломны, перед Коломной по указателю на Рязань / Челябинск до указателя «Бобренев монастырь».

Адрес, телефон, расписание богослужений

  • Адрес Бобренева монастыря: село Старое Бобренево Коломенского района Московской области.
  • Телефон: (496) 617-20-75

Расписание богослужений на текущий месяц вы можете найти на официальном сайте монастыря

Бобренев монастырь (Коломна)

Богородице-Рождественский Бобре́нев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре́нево, близ Коломны. Объект культурного наследия РФ. Год основания – 1381. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня. Монастырь действующий, восстанавливается.

Содержание

История

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и играл значительную роль в обороне Москвы.

К началу 18 века старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом. По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом. Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века. В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Читайте также:  Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения. Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты. В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании. По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Современное состояние

Монастырь действующий, мужской. На 07/2015 активно идет ремонт на территории. Восстанавливаются здания. Монастырь возрождается.

В обители совершается чтение Неусыпаемой Псалтири с поминовением убиенных на Куликовом поле воинов. Открыта детская воскресная школа.

Храмы

Собор Рождества Богородицы

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Крест с частицей Животворящего Креста Господня. День памяти: Сентябрь 14 (27)

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. День памяти: Декабрь 12 (25)

Икона преподобного Сергия Радонежского. Дни памяти: Июль 5 (18), Сентябрь/Октябрь 25 (8)

С высоты птичьего полета

Монастырская стена, Бобринево

Собор Рождества Богородицы

Крест с частицей Животворящего Креста Господня

Тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Чудотворный образ Божией Матери «Феодоровская»

Видео

Как добраться

Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево

  • На электричке: на электропоезде «Москва-Коломна» до станции «Хорошово», далее на автобусе №43 или пешком (около 3 км).
  • На машине: по Новорязанскому шоссе (трасса М5 «Урал») следовать на Челябинск, не заезжая в Коломну, до указателя «Бобренев монастырь» (Старое Бобренево).

Паломнику

Богослужения совершаются ежедневно по расписанию. Расписание см. на официальном сайте монастыря.

В Бобреневом монастыре действует паломническая служба. Здесь принимают как индивидуальных паломников, так и группы.

Можно заказать экскурсию по обители и монастырскую трапезу. По вопросам, связанным с паломничеством в Бобренев монастырь можно обращаться по телефону: 8-916-130-2929, вторник-воскресенье с 9:00 до 18:00

Убедительная просьба, звонить только в указанное время. Понедельник – выходной день

Храм «Поющих Ангелов»

Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Списки Феодоровской иконы в Бобреневом монастыре

Два чудотворных списка Феодоровской иконы Божией Матери почитают верующие в Богородице-Рождественском монастыре села Старое Бобренево под Коломной. Оригинал этих образов находится в Костроме. Внешне икона похожа на Владимирскую Богородицу, и является столь же почитаемой русской святыней. История костромской иконы тесно связана с судьбой царской династии Романовых. У списков Феодоровской иконы в Бобреневом монастыре молятся о семейном благополучии и о рождении детей.

Подмосковный список Феодоровской иконы почитался в Бобреневом монастыре с 1813 года. В тот год в Богородице-Рождественском соборе обители освятили придел в ее честь. До этого список иконы находился в Коломне в часовне у Московской заставы. В 1861 году в небольшой Бобреневской обители построили новый храм в честь Феодоровской иконы на средства мецената Давида Хлудова. В монастыре стоят всего два храма: собор Рождества Богородицы и меньшая по размеру Феодоровская церковь. Храм с чудотворными списками иконы легко определить по голубому цвету стен и барабана купола.

Бобренев монастырь был закрыт и сильно разрушен в советские годы. Старый подмосковный список Феодоровской иконы исчез, но с 1990-х годов в обители появились две новые Феодоровские иконы – подарок митрополита Ювеналия и женщины из Москвы. В 1999 году, как рассказано на сайте монастыря, москвичка подарила монастырю большой образ Феодоровской, хотя ни разу до этого не была в Бобреневской обители. Ей дважды приснился один и тот же сон, в котором Богородица велела купить в церковном магазине и отвезти в подмосковный монастырь под Коломной Феодоровскую икону. В 2005 году митрополит Ювеналий подарил обители список Феодоровской иконы XVIII века, который раньше принадлежал Ленинградскому митрополиту Никодиму Ротову. Эта икона украшена узорчатой серебряной ризой. Оба списка из Бобренева монастыря считаются чудотворными. 27 марта и 29 августа монахи обители совершают праздничное богослужение в честь Феодоровской Богородицы.

История оригинала Феодоровской иконы из Богоявленского монастыря Костромы восходит к XII веку. По легенде владимирский князь Георгий Всеволодович построил недалеко от Городца на месте часовни, где хранилась икона, монастырь. Там икона хранилась вплоть до нашествия Батыя, когда Городецкий монастырь уничтожили кочевники. Считалось, что и икона пропала, однако спустя время она явилась в Костроме.

16 августа 1239 года икону случайно нашел костромской князь Василий – младший брат Александра Невского. Сказание гласит: «преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще… и на одной сосне он увидал икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась в воздух». Князь Василий возвратился в город и рассказал о видении священникам и народу. Из Костромы толпа двинулась к месту явления святыни. Священники сняли образ с дерева и перенесли в главный городской храм. На месте находки князь основал потом Спасо-Зарудненский монастырь, потому что чудесное событие произошло у реки Зарудни на праздник Спаса Нерукотворного 16 августа. Вот почему праздник иконе совершается 29 августа (16 августа по старому стилю).

Обстоятельства явления Феодоровской иконы повторялись в преданиях о других чудотворных иконах. В книге Е. Поселянина «Богоматерь» о православных образах Богородицы говорится, что в лесу и на сосне нашли также Дудичскую Божию Матерь в Минской губернии, Корсунскую-Сосновскую из Соловецкого монастыря, Оковецкую-Ржевскую икону в Тверской губернии, Одигитрию-Святогорскую в Псковской губернии. Святыню находили князья, пастухи и даже воры. На сосне в лесу обнаруживали не только Богородичные иконы. Дмитрию Донскому явился «стоящий сам по себе в воздухе над сосной» образ Николая Чудотворца. Эта икона потом стала святыней подмосковного Николо-Угрешского монастыря.

Название «Феодоровская» появилось у иконы после того, как ее вторично нашли в Костроме. Собор, куда священники перенесли образ из леса, был освящен в честь мученика Феодора, и название Феодоровской церкви со временем перешло иконе. В сказании о появлении Феодоровского образа в Костроме упоминается интересная деталь: «Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу… Воин походил собою на изображение святого великомученика Феодора Стратилата».

Этот святой жил в IV веке в восточной части Римской империи. Он был римским военачальником (стратилатом), который принял христианскую веру и был казнен за это по приказу императора-язычника. Согласно легенде святой Феодор сразился с чудовищем-змеем, которое жило в пещере недалеко от города Евхаита. На иконах иногда изображают сидящего верхом святого воина Феодора, который рубит змея мечом. Такие образы мученика Феодора напоминают иконографию святого Георгия Победоносца, протыкающего змея копьем.

Внешне Феодоровская икона похожа на Владимирскую Божию Матерь. Владимирская икона – это поясное изображение Марии, где младенец Иисус сидит слева, то есть на правой руке матери. Икона имеет следующие характерные детали: Иисус припал щекой к щеке матери; он обхватил ее шею левой рукой под платком, а правую руку протягивает к ее плечу. Видны ступни младенца: правая ступня параллельна плоскости иконы, а подошва левой ноги повернута к зрителю. Феодоровскую икону можно отличить от Владимирской по одной заметной детали – правая нога младенца Иисуса на Феодоровском образе обнажена до колена.

Сходство двух икон навело некоторых искусствоведов на мысль, что Феодоровская считалась в XII веке не самостоятельным образом, а списком Владимирской. Помимо похожей иконографии эту версию подкрепляет родство князя Георгия Всеволодовича, построившего первый монастырь для Феодоровской иконы в Городце, и князя Андрея Боголюбского. Именно князь Андрей привез чудотворную Владимирскую икону с собой в Ростово-Суздальское княжество из Киевской земли. Интересно, что Волоколамская Богородица из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря тоже почти полностью совпадает по иконографии с Владимирской Богородицей.

Феодоровская икона считалась главной святыней царской династии Романовых. 14 марта 1613 года в Кострому к Михаилу Федоровичу Романову прибыло посольство бояр и духовенства из Москвы с просьбой принять царский титул. В Ипатьевском монастыре Костромы находилась и мать будущего царя инокиня Марфа. После нескольких часов уговоров мать благословила на этот шаг своего сына у Феодоровской иконы Божией Матери. Михаил сделал с костромской святыни список и взял его с собой в Москву. Вот почему в церкви устоялся обычай отмечать праздник Феодоровской иконе дважды в году – 29 августа в день ее обретения, и 27 марта (14 марта по старому стилю) – в память об избрании первого царя из династии Романовых и окончании Смутного времени.

Читайте также:  Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Романовы и спустя триста лет не забывали Феодоровскую икону. В 1913 году в Российской империи широко праздновался юбилей – 300 лет избрания на царство Михаила Федоровича. В эти годы Николай II велел построить в Санкт-Петербурге и Царском Селе два красивых собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. По названию Феодоровской иконы жены царей и других членов императорской семьи получали новое отчество «Феодоровна». Таких случаев было два: либо отчество будущей царицы звучало неблагородно, либо она не имела отчества вовсе. Европейские принцессы меняли иностранные имена на имя и отчество на русский манер после перехода в православие. Например, жена Павла I София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская стала в России Марией Федоровной, а супруга последнего царя Николая II Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадсткая стала Александрой Федоровной. Ее родная сестра стала после перехода в православие великой княгиней Елизаветой Федоровной.

На сайте Бобренева монастыря говорится, что Феодоровская икона Божией Матери почитается покровительницей невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах. «К чудотворному образу приходили верующие с разными бедами в жизни: женщины, страдавшие от бесплодия, и несчастные супруги, люди, близкие к самоубийству, которые потеряли смысл жизни, но при этом имевшие семью, достаток и здоровье. Многие получали исцеления от Пречистой Богородицы».

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь

Бело-голубая обитель на берегу Москва-реки. Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь находится недалеко от Коломны, в селе Старое Бобренево. Он связан с одними из самых почитаемых святых у православных — Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Несмотря на то, что здесь сейчас ведутся реставрационные работы, монастырь принимает паломников.

Войдя на территорию обители через Святые ворота с изображением Вифлеемской звезды, вы попадете в уютный внутренний двор, а прямо перед вами будет возвышаться Феодоровская церковь, в которой хранится главная святыня монастыря — список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ Девы Марии, по преданию, был запечатлен еще евангелистом Лукой.

Адрес: Коломенский р-н, с. Старое Бобренево

Координаты: 55.119231, 38.760166

Режим работы: 6:00-17:00

Официальный сайт: bobrenev.ru

Видеоэкскурсия по Богородицерождественскому Бобреневу монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Бобренев монастырь — одни из старейших в России. Он был заложен в 1381 году князем Дмитрием Донским по благословению Сергия Радонежского в честь победы в Куликовской битве. Строительство велось на средства ближайшего сподвижника князя — воеводы Боброка-Волынца. Его именем и названа обитель.

До 17 века монастырь процветал: возводились новые постройки в камне, а монахи жили не в общих кельях, а в индивидуальных деревянных домах.

Непростые времена монастырь пережил в 18 веке после церковной реформы Екатерины II. Тогда монастырские земли передали в казну государства. Сам монастырь сильно обветшал и был почти полностью разорен. Только столетие спустя здесь начались реставрационные работы.

Большая часть строений были возведены в 1900-х годах. На пожертвования прихожан построили хозяйственные корпуса монастыря, стены и храм в честь Феодоровской иконы Богоматери. Внутри него был сооружен трехъярусный золоченый иконостас. К сожалению, до наших дней он не сохранился.

Новые испытания обители пришлось пережить после революции. В годы советской власти монастырь был закрыт и передан в пользование совхозу. Дошло до того, что храмы использовали как склады для хранения удобрений. Некоторые постройки были полностью разрушены, а святыни разворованы. Восстановление обители началось только в 1991-м году и продолжается по сих пор.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Место для монастыря выбрано неслучайно. Каждую весну во время паводка Москва-река выходила из берегов. Большая вода затапливала леса и луга, а на месте нынешнего монастыря вопреки всем законам природы образовался островок суши.
  • Акустика Храма «Поющих ангелов» уникальная. Ученые до сих пор не могут разгадать его загадку. Когда на клиросе поет один певчий, кажется, что это целый хор.
  • Богородице-Рождественский собор был хорошо виден из Коломенского кремля. Монастырь имел значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в кремль сигнал огнем или колокольным звоном о приближении врага. Коломенцы, получив сигналы, успевали убрать разводной мост и подготовиться к обороне.
  • Список c чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери хранится в главном храме монастыря. Икона считается покровительницей императорского дома Романовых, из-за этого все иностранные невесты русских государей при принятии православия брали себе отчество Федоровна.
  • В 90-х годах, когда монастырь начали восстанавливать, обычный прихожанин решил сделать щедрое пожертвование. Мужчина продал квартиру в Москве и передал все средства монастырю. Сейчас благодетеля нет в живых, но монахи ежедневно молятся об упокоении его души.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Несмотря на то что ремонтные работы собора Рождества Пресвятой Богородицы еще идут, храм открыт для верующих и туристов.
Фото: Иван МАКУЛОВ

Главный собор обители — Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Реставрационные работы здесь идут полным ходом, но туристы могут заглянуть внутрь.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери построена в 1861 году.
Фото: Иван МАКУЛОВ

Церковь была построена в 19 веке, и до сих пор тут ежедневно проходят богослужения. В храме хранятся чудотворные мощи православных святых.

Храм «Поющих Ангелов»

На территории монастыря есть храм «Поющих Ангелов», получивший свое название из-за уникальной акустики.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

В него можно попасть лишь по особому разрешению наместника монастыря. Подобных сооружений в России больше нет.

Какие святыни хранятся

  • Икона Божией Матери «Феодоровская»
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня
  • Икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона преподобного Сергия Радонежского
  • Икона Божией Матери «Владимирская»

Расписание служб

7:00Литургия по будням
8:00Литургия по воскресеньям и праздникам
17:00Вечерняя служба по будням
17:30Вечерняя служба по воскресеньям и праздникам

Монастырь в культуре и искусстве

Бобренев монастырь невероятно гармонично вписался в равнинный пейзаж пологого берега Москвы-реки — со стороны Коломны вид на него открывается потрясающий. Современные художники часто приезжают сюда на пленэры, чтобы изобразить обитель на своих полотнах.

Упоминание Бобренева монастыря встречается в произведениях российского поэта, журналиста и барда Александра Боброва:

…Возвращаюсь в столицу, к тебе,

К холодам и деревьям безлистым,

Небесплодным мечтам о тепле

И свободным, излюбленным мыслям.

Все красоты морей — далеки,

Над Москвой-рекой — вечер сиренев

И стоит над разливом реки

Монастырь наш заветный — Бобренев.

Экспертное мнение

Валентин Глухарев, кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного Центра религиоведения:

«Икона явилась москвичке, которая ничего не знала о монастыре»

— Среди святынь монастыря особо чтится Феодоровская икона Девы Марии. Это обычная современная икона, созданная типографским способом. При всем этом обретение ее было связано с необычными духовными явлениями. Одной москвичке было видение о том, чтобы она приобрела для Бобренева монастыря Феодоровскую икону. Почему именно Федоровскую и где находится Бобренев — она не знала. Тем не менее, видение она исполнила. Женщина отыскала монастырь и пожертвовала в него Феодоровский образ. Вскоре монахи заметили, что молитва перед этой иконой избавляет от скорби, укрепляет семью, помогает женщинам в обретении детей и родах. Киот Феодоровской иконы украшен многочисленными приношениями и привесами в знак благодарности Царице Небесной.

Бобренев монастырь

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и имел значительную роль в обороне Москвы.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом.

По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом.

Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века.

В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение.

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения.

Читайте также:  Валаамский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты. В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании. По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии.

С названием Бобренева монастыря связано множество легенд. По одной из версий он был основан воеводой Боброком. По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.

В монастыре есть не многим известный храм «Поющих Ангелов». Несмотря на то, что он открыт для посетителей, туристы редко его посещают как раз по этой причине. А ведь этот храм достоин поистине неугасаемого внимания. А все потому, что в нем совершенно уникальная акустическая система. Она устроена так, что создается впечатление множества голосов, даже если поет только один человек.

Бобренев монастырь в Коломне

Описание

Один из старейших монастырей Подмосковья, основан по благословению Сергия Радонежского

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.

Основание

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Расцвет

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

Упадок

В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Возрождение

Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и иеродиак. Димитрий, одновременно бывший членом общины свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался, уехав в Москву на подаренном патриархом автомобиле, автомобиля больше не видели; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил своеобразной жизнью — его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции. Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены, по его мнению, обрядоверию. Игум.Игнатий поддерживал близкие и деловые отношения с рядом известных католических деятелей, в частности, с Йозефом Ратцингером. Эпохальным событием в жизни игумена, по его словам, было его общение с кардиналом Люстиже в 1993 году.

Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами. Большое количество разных строительных и отделочных материалов, завезённых покойным Кудинкиным для оказания строительных услуг местным начальникам, которыми была заставлена территория монастыря, попросту портилось и истлевало. Средства, ранее выделенные на восстановление обители, были или растрачены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес.

Настоятель монастыря о. Игнатий состоял в Синодальной комиссии по канонизации, а друг о.Игнатия, иером. Амвросий (Тимрот), писал образы непосредственно для некоторых актов прославления. Членство игум. Игнатия в комиссии по канонизации, по его собственному признанию, было им использовано для недопущения канонизации Царской Семьи. В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий (Крекшин), принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков) († 7 апреля 2013), быстро изменивший как внешний облик монастыря, так и его внутреннюю жизнь. Именно при нём обитель стало быстро восстанавливаться.

В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

Основание. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.

Храм «Поющих Ангелов». Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Ссылка на основную публикацию