Боголюбский монастырь: история и адрес, архитектура и описание, святыни

Боголюбский монастырь: бывший замок Андрея Боголюбского, где хранится икона Божией Матери

В слиянии рек Клязьмы и Нерли раскинулся один из известнейших монастырских комплексов нашей страны – Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области.

Уникальность его в том, что располагается он частично в светских зданиях – бывших покоях великого князя Андрея Боголюбского.

Небольшой городок Боголюбово входит в Золотое кольцо России, а храмы и старинные постройки находятся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО.

История монастыря

Монастырь в Боголюбово — один из самых старых: ему более 8 веков. Вместе со всей страной монахи переживали все значимые события нашей истории. Не обошли обитель стороной и набеги врагов, и кровавые войны, и смертоносные болезни, но после любых бед монастырский комплекс возрождался монахами и прихожанами.

Возведение и основание

Древняя легенда гласит, что в 1155 году через эти места проезжал сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей. Неподалеку от Владимира ему пришлось заночевать, так как лошади отказывались идти дальше. С собой у Андрея была икона Божией Матери, перед которой князь молился. Ночью явилась ему Пресвятая Богородица и велела построить на этом месте храм.

Князь Андрей Боголюбский славился своим благочестием и богопочитанием, за что и получил свое прозвище. И, конечно, он исполнил приказание — начались строительные работы. А в память о видении повелел написать икону, которая изображала Богоматерь и в последующие века прославилась многими чудесами исцеления от болезней и защиты от эпидемий чумы и холеры.

Рядом с собором Андрей приказал построить крепость и двухэтажный дворец, который стал основной резиденцией князя. Чуть позже при храме был организован монастырь.

Постепенно поселение разрослось и стало городом.

Княжеский замок в Боголюбове был древнерусским духовным и политическим центром: здесь Великий Князь принимал послов, поражая их великолепием и богатством убранства покоев и церквей. Здесь же решались важные государственные вопросы.

Андрей Боголюбский был мудрым, справедливым правителем, боролся за объединение русских земель. Не всем боярам это нравилось: летом 1174 года они собрали заговор и зверски убили князя. Место смерти в лестничной башне сохранилось до наших дней.

Историческая судьба

Монастырь существовал и действовал и после кончины своего основателя. Несколько раз обитель грабили и разрушали. Но снова и снова он восстанавливался силами монахов и жертвователей.

В разные годы были построены:

  • Благовещенская церковь в 1683 году;
  • Рождественский собор в 1751 году;
  • Надвратная колокольня – 1841 год;
  • Боголюбский собор в 1866 году.

В XIX веке в монастыре наблюдался духовный расцвет: увеличивалось количество монахов, возводились новые постройки, хозяйственные корпуса.

С самого возникновения храма в Боголюбово сюда приезжали молиться самые высокопоставленные деятели: и светские, и духовные. Здесь любили бывать известные и могущественные в те времена патриархи русской церкви. Нередко заезжал на монастырский двор и святой князь Александр Невский, здесь же его и отпевали после смерти.

Почетными богомольцами были Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Знаменитый Андрей Рублев, когда расписывал собор во Владимире, также приезжал в монастырь.

Не обошли обитель своим вниманием и российские правители. А царь Федор Иоаннович подарил монастырю свой наперстный крест для украшения Боголюбской иконы Божией Матери. Почтили своим посещением храмы монастырского комплекса Петр I, многие великие князья и последний российский император Николай II с семьей.

После революции 1917 года некогда богатые храмы были разорены, колокола разбиты, монахи разогнаны. В монастырских постройках размещались больница, школа, почтовая служба, отделение милиции, даже консервный завод. В церквях, утративших былое величие, разместили склады. Официально Боголюбский монастырь был окончательно закрыт летом 1923 года.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря находился учебный центр по подготовке новобранцев.

Восстановление и реставрация

Запустение продолжалось до 1991 года, когда часть построек была передана Православной церкви, и началось восстановление обители.

В 1997 году для возрождения церковной жизни из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря переселились 63 монахини. Всего за одно лето они оштукатурили и покрасили снаружи собор Боголюбской иконы Божией матери.

Под руководством опытных реставраторов была восстановлена роспись собора, выложен гранитом пол, мрамором отделаны солея (возвышение перед иконостасом), алтарь и престол.

Были отлиты и новые колокола взамен утраченных. Самый большой колокол весит 8 тонн.

У монастырских стен в честь иконы Божией матери выстроена часовня с двумя купелями: для служителей монастыря и для мирян. Купание в местной воде считают исцеляющим тело и душу.

Стараниями обитателей монастыря была проведена огромная работа:

  • замощена площадь перед Рождественским собором;
  • отреставрированы храмы снаружи и внутри;
  • заново покрашены купола церквей;
  • построены гостиница для паломников и здание детского приюта;
  • оборудован скотный двор с сенохранилищем;
  • отреставрирована старая монастырская баня;
  • восстановлены угловые башни;
  • поставлены новые ворота, главные из которых украшены аркой и иконами;
  • территория очищена от мусора, разобраны ветхие полуразрушенные постройки;
  • разбит фруктовый сад и огород;
  • заасфальтированы дорожки.

Современное положение

В настоящее время в монастыре проживают 170 сестер. Жизнь в обители протекает спокойно и размеренно. Монахини выполняют различные послушания: работают в хорошо оборудованных швейной и иконописной мастерских, продолжают восстанавливать постройки монастырского двора, обеспечивают жизнедеятельность монастырского комплекса.

Архитектура и убранство

Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.

Внешний вид

Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.

Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.

Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.

Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.

Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.

Святыня храма

Главная святыня монастыря – Боголюбская икона Божией Матери. Богородица изображена на ней так, как увидел ее князь Андрей: со свитком в руке и ликом, обращенным к Христу. Эта одна из древнейших русских чудотворных икон считается символом Святой Руси. Сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в большом соборе находится чудотворная копия конца XIX века.

По традиции 2 июня ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой во Владимир, и целый месяц монахини со священнослужителями из обители носят святыню крестными ходами по всем приходским храмам, где служатся молебны. Затем торжественно возвращаются в монастырь накануне дня памяти Боголюбской иконы.

Архитектурный ансамбль

Как уже говорилось, за 800 лет своего существования монастырский комплекс много раз перестраивался и достраивался.

Боголюбский собор с колокольней

Самый большой храм комплекса — Боголюбский собор. Построен он был в 1866 году по чертежам архитектора Тона, который до этого строил Храм Христа Спасителя в Москве. В соборе одновременно могут молиться около 5 тысяч верующих. Именно здесь хранится список главной святыни Боголюбова – Боголюбская икона.

Остатки дворца Андрея Боголюбского

В архитектурный ансамбль входят строения, возведенные в основном в XVIII-XIX веках, но со времен князя Андрея Боголюбского сохранился пролет стены княжьего замка с лестничной башней, где был убит Боголюбский.

Благовещенская церковь

Вдоль южной монастырской стены расположена Благовещенская церковь. Она была построена в 1683 году на месте церкви великомученника Леонтия, которую возвели еще при жизни Великого Князя. Изначальный вид храма не сохранился, так как в начале XIX века он был полностью перестроен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рождественская церковь была центром резиденции князя Андрея. Для постройки храма были приглашены более 20 мастеров из разных стран. Этот собор не уступал по красоте убранства и архитектуре дворцам царя Соломона. Свет проходил через узкие окна, падал на блестящий пол, отражался от золотых подсвечников и украшенных драгоценностями одежд священников. От этого казалось, что церковь сияет. Такое впечатление производил собор на гостей князя, которых он обязательно приводил на хоры полюбоваться таким великолепием.

В конце XVII века было принято решение расширить окна, чтобы вставить стекла и впустить в собор больше света. После такой реконструкции храм простоял чуть больше 20 лет и рухнул.

В 1756 году собор восстановили, а спустя полтора века расписали изнутри стены и купола старинного сооружения.

Надвратная колокольня

При жизни князя Андрея была построена и надвратная церковь в честь святого Андрея Первозванного. В XVIII веке ее разобрали и позже построили на этом месте трехъярусную колокольню высотой 58 метров. На первом этаже были святые ворота, на втором — храм Успения Божьей Матери, а на самом верху — звонница с колоколами.

Также в комплекс входят келейные корпуса, где размещаются сестры-монахини, Иустиновский корпус, дом архимандрита, хозяйственные постройки, монастырская гостиница для паломников.

Богослужения

В Свято-Боголюбском женском монастыре службы проводятся ежедневно в 6.00 и в 16.00. По праздникам действует особое расписание, которое можно посмотреть в обители или на официальном сайте церкви в Боголюбово.

Посещения

Церкви открыты для туристов и паломников. Вход бесплатный, но можно оставить пожертвования.

Обитель можно посетить в составе группы в ходе экскурсии по Золотому Кольцу. Хотя никакого труда не составит доехать туда самостоятельно, чтобы спокойно, без спешки осмотреть древние места, окунуться в купели с чудотворной водой, отдохнуть и полюбоваться архитектурой и природой этих мест.

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.

Как добраться

Доехать до обители несложно.

  1. До Владимира на поезде с Курского вокзала. Этот путь занимает от полутора часов до двух с половиной. Оттуда на местных маршрутах от Владимирского хлебозавода до Боголюбово.
  2. На автобусе — со Щелковского вокзала.
  3. На автомобиле — по трассе М7 мимо Владимира и далее по указателям Нижний Новгород – Боголюбово.

Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.

  1. На электричке до Вязников и Коврова. Ехать всего 4 остановки. Далее от вокзала — пешком.
  2. На автобусе. Несколько маршрутов идут мимо центра на Соборную площадь примерно каждые полчаса.

Где остановиться

Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.

Видео

Краткая экскурсия по монастырю.

Праздничная служба в соборе.

Боголюбский монастырь: история и адрес, архитектура и описание, святыни

После трагмческой смерти святого благоверного великого князя Андрея его загородный Боголюбовский замок был разграблен заговорщиками, а спустя три дня подвергся разорению от набега рязанского князя Глеба. Но вскоре был отстроен усердием младшего брата князя Андрея и его преемником на Владимирском княжении князем Всеволодом III Большое Гнездо. Обитель, устроенная по повелению Пресвятой Богородицы, продолжала существовать. Великий князь Всеволод обеспечил иноков всем необходимым для жизни, закрепил за обителью земли и села, пожертвованный еще ее устроителем князем Андреем Боголюбским.

Первым игуменом монастыря стал некий Сергий, назначенный князем Андреем, но в его отпевании он по каким-то обстоятельствам не участвовал. Некоторые преполагают, что он либо уже скончался или находился в отлучке по монастырским делам.

В 1214 году в Боголюбовском монастыре пребывал на покое Ростовский епископ Иоанн, где принял постриг в схиму и, спустя некоторое время скончался в 1214 или 1215 году. Святитель был погребен в монастыре возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы “вместе с прочией братией”.

Читайте также:  Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

Во время татаро-монгольского нашествия хана Батыя в 1238 году Боголюбовский монастырь юыл опустошен и разграблен. Только чудотворный образ Боголюбивой Божией Матери остался цел и невредим.

Несмотря на сильное разорение обитель была восстановлена. В 1263 году монастырь встречал тело неожиданно умершего в Городце святого благоверного князя Александра Невского вместе с митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом II.

В 1293 году обмтель вновь пострадала от набега татар. В 1364 году в монастыре до 1374 году пребывал на покое Суздальский епископ Иоанн. После его бдаженной кончины тело святителя было перенесено в Суздаль и погребено в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1392 году Боголюбовский монастырь вместе с Москвой, Владимиром и другими городами бвл разгромлен войском хана Тохтамыша.

В 1607 – 1672 гг. Боголюбовская обитель в очередной раз был разорен поляками и литовцами.

В 1722 году рухнул древний храм монастыря, построенный еще Андреем Боголюбским в 1157 году. Мощность удара падения стен была такова, что люди, находившиеся на территории обители, не устояли на ногах и попадали на землю.

Падение и разрушение храма произошло по вине игумена Ипполита, который приказал расчесать щеливидные окошечки для большей светлости и притока возжуха. Однако своды дали трещины, площадь опоры за счет огромных оконных проемов уменьшилась, своды начали проседать, трещины в них увеличиваться, и, спустя четверть века после перестройки, храм рухнул. Восстановили храм к 1751 году. Причем, по периметру стен, на сколько было возможно, была сохранена белокаменная кладка и древние профили порталов. Размеры, соотношений пропорций, высота храма были также максимально приблежены к размерам древнего храма. Даже стены до середины были выложены из белого камня, но поскольку секреты строительства белокаменных храмов были утрачены, для надежности скрепляли между собой коваными скобами, а верхнюю часть храма сделали все из кирпича.

Завершение работ по реставрации Богородице-Рождественского собора было отмечено торжественным Крестным Ходом и освящением храма Преосвященным Платоном епископо Владимирским.

При императрице Екатерине II Боголюбский монастырь был определен в третий класс, а по указу 1764 года монастырские имения и вотчины отобраны в государственную казну.

В сентябре 1771 года во Владимире и его окрестностях началась эпидемия чумы и по просьбе местных жителей древняя Боголюбская икона Божией Матери была внесена в город с крестным ходом, после чего эпидемия тотчас прекратилась. С этого времени были организованы ежегодные крестные хода с Боголюбской иконой из Боголюбского монастыря, а накануне празднования этого чудотворного образа 1 июля крестным ходом переносили из Владимира в Боголюбово.

С 1855 по 1866 год шло строительство нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Архитектором данного строительства был Константин Тонн, строитель Храма Христа Спасителя в Москве. 20 мая 1866 года храм освятил Епскоп Владимирский и Суздальский Феофан /Говоров/, будущий Вышенский затворник.

В 1923 году Боголюбский монастырь был закрыт и в нем был размещен приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги.

В 1929 году большой монастырский собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери бвл приспособлен под склад зерна. В древнем Богородице-Рождественчком монастыре с 1936 года бвл открыт мкзей.

Возрождение обители началось с 1991 года. Внастоящее время Боголюбский монастырь является действующим.

Свято-Боголюбовский монастырь в поселке Боголюбово Епархиальный женский монастырь

История

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

Читайте также:  Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Свято-Боголюбский монастырь

История монастыря. Свято-Боголюбский женский монастырь расположен на территории бывшего Боголюбов-города – загородной крепости-резиденции владимирского князя Андрея Боголюбского, построенной в 1158-1165 гг. Как считает исследователь владимиро-суздальской земли Н.Н. Воронин, после убийства князя в 1174 г., вероятно, во искупление этого злодеяния, при преемниках Андрея в начале XIII в. на территории замка был основан монастырь. Однако ранние сведения об истории монастыря очень немногочисленны.

В ноябре 1263 г. в Боголюбский монастырь было привезено тело владимирского князя Александра Невского, который умер в волжском Городце на пути из Золотой Орды, а отсюда – перенесено во Владимир, и погребено в храме Рождества Богородицы в мужском Рождественском монастыре. В 1723 г. по указу Петра I останки Александра Невского были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

В первой трети XVI в. Боголюбский монастырь получил права на рыбную ловлю в реке Клязьме. В 1550-е годы в Боголюбской обители побывал царь Иван Васильевич IV (Грозный), который своим указом подтвердил все ранее действовавшие жалованные грамоты монастырю.

В 1680-е годы Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырем. В 1690 г. после посещения Боголюбского монастыря царем Петром I обитель получила в дар часы с боем шведской работы, которые были установлены на колокольне над палатами Андрея Боголюбского. Около 1702 г., в период правления Петра I, князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью. В 1717 г. в Боголюбскую обитель на богомолье приезжала опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина), жена Петра I. Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы Божьей Матери свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.

Богатая история и святыни Боголюбского монастыря привлекали многих российских государей и представителей царской династии. Здесь побывали императоры Павел I, Александр I, Александр II. В 1913 г. обитель посетил и последний российский император Николай II.

1851 год остался в истории Боголюбского монастыря печальным событием: 20 мая во время крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился, погибло около 160 человек. Они были погребены у стены в юго-восточной части монастыря.

Свято-Боголюбский монастырь имел подворье во Владимире: двухэтажное здание, построенное в 1877 г. по проекту архитектора Н.А. Артлебена, с часовней в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. В этом здании сегодня находится администрация Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ул. Большая Московская, д.43).

У Боголюбской обители было два приписных монастыря: Покровский с церковью Покрова на Нерли и Николо-Волосов в 30 км от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли ежегодно на престольный праздник 14 октября совершается крестный ход из Боголюбова.

В 1923 г. Боголюбский монастырь был закрыт. Все ценные предметы церковной утвари были переданы в ведение Владимирского музея. Боголюбская икона Божьей Матери после недолговременного пребывания в церкви Иоакима и Анны в Боголюбово также была передана на хранение в музей. В 1992-2009 гг. она находилась во Владимирском Княгинином монастыре, потом была отдана на длительную реставрацию.

В конце 1920-х годов в бывшем Боголюбском монастыре размещался приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В 1930-е годы монастырский собор был приспособлен под зерновой склад и хозяйственные нужды местного колхоза. Лишь в 1950-е годы в храме Рождества Богородицы и княжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Владимирской Епархии и здесь организован мужской монастырь. В июле 1991 г. во время перенесения мощей Серафима Саровского в Дивеево в обитель заходил крестный ход. Патриарх Алексий II отслужил молебен перед мощами, а также освятил в цокольном помещении собора Боголюбской иконы Божьей Матери первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского.

В 1997 г. в Боголюбский монастырь стал женским, в него были переведены более шестидесяти сестер из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. На протяжении нескольких лет проводились восстановительные и реставрационные работы в монастырских храмах и зданиях, а также благоустройство территории обители.

С 2001г. Свято-Боголюбский монастырь помогал восстановлению своего Спасо-Преображенского подворья в Спас-Купалище, которое получило самостоятельность в 2012 г.

К сохранившимся архитектурным памятникам Свято-Боголюбского монастыря относятся:

Богородице-Рождественский собор, построенный в 1751 г., на фундаменте и цокольной части храма XII в., с остатками княжеских палат Андрея Боголюбского и лестничной башней (1158-1165 гг.).

Часовня-киворий XVII в. Построена на площади перед Рождественским собором на месте резного кивория в виде восьмигранной аркады XII в. (по преданию, здесь стоял шатер, в котором во время ночной молитвы князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь). Внутри часовни находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее Андрей Боголюбский наделял деньгами строителей храма.

Благовещенская трапезная церковь (около южной стены монастыря, замыкает соборную площадь). Построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была перестроена, практически утратив первоначальный вид.

Центральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенный в 1855-1866 гг. по проекту московского архитектора К.А. Тона, в византийско-русском стиле. В 1870-х годах храм был расписан изнутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин села Боголюбово И.И. Шорохов с братьями. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же в главном приделе им был создан новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

Надвратная колокольня 1842 г. Она была воздвигнута на месте надвратной церкви Андрея Первозванного (XII в.), разобранной в конце XVIII в. Высота колокольни 58 м; в первом ярусе помещались святые ворота, во втором – церковь Успения Божьей матери, в третьем – звонница с колоколами (самый тяжелый колокол весил 8 тонн). В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами, которые через каждые 15 минут, по словам очевидцев, вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

Двухэтажный келейный корпус (расположен к востоку от центрального собора). Построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и братская трапезная, с расписанными стенами и с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас в этом корпусе живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

Дом архимандрита (расположен к западу от собора) – небольшое двухэтажное здание, построенное в 1786 г., выделяющееся декором стен (широкий резной пояс разделяющий этажи, широкие лопатки между центральными окнами, красивые наличники окон верхнего этажа). Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус (к югу от собора). Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. В 1863-1879 гг. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (И.Е. Михайлов) после ухода на покой с Владимирской кафедры. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем – гостиница для приезжавших архиереев. В советское время в этом здании было сначала общежитие, а затем разместился райотдел милиции. Летом 1999 г. года дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем находятся приемные покои для гостей-архиереев.

Часовня, построенная в 2008 г. на месте, где, по преданию, трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея Боголюбского.

Сегодня ансамбль Свято-Боголюбского монастыря является архитектурной доминантой поселка Боголюбово. Купола и кровли храмов и часовен обновленного монастыря выкрашены в синий цвет, считающийся цветом Богородицы. Сочетание его с белыми стенами делает весь монастырский комплекс торжественным и запоминающимся.

Святыни монастыря:

  • чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери;
  • святой источник Боголюбской иконы Божией Матери.

Время работы Рождественского собора в Боголюбово (экспозиция «Город камен именем Боголюбый»):

  • вторник-воскресенье: с 10:00 до 17:00;
  • понедельник – выходной день;
  • 3-я среда месяца – санитарный день.

Свято-Боголюбский монастырь

Фото и описание

Свято-Боголюбский монастырь – один из старейших российских монастырей, который находится на Владимирской земле. Слава Владимира, как древнерусской столицы началась отсюда – из Боголюбова монастыря.

В 1155 г. князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, выехал на северо-восток Руси из Киева. На крутом берегу Клязьмы, в 7 верстах от Владимира, лошади, везущие возок с иконой Божией Матери, вдруг встали и не могли идти дальше. Всю ночь князь провел перед иконой в молитве. Ему явилась Пресвятая Богородица и велела чудотворную икону поставить во Владимире, выстроить на этом храм и устроить монастырь.

В 1157 г. было начато строительство. Чудотворную икону назвали в честь города – Владимирской. Именно с этого времени она – главная святыня и символ Святой Руси. По повелению князя также была написана икона Богоматери в память о чудесном видении князю, она была названа Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона была первой, которую написали на Руси, до этого времени все иконы привозили из Византии.

Великий князь Андрей Боголюбский был первым после великого князя Владимира устроителем и созидателем Русской земли. За его благочестие князя прозвали Боголюбским. Он наизусть знал весь церковный Богослужебный круг, ему являлась Пресвятая Богородица, он подарил Руси две ее чудотворные иконы, построил более 30 монастырей и храмов. Летом 1174 г. князя убили заговорщики за то, что он стремился к объединению русских княжеств в единое государство. До наших дней в Боголюбском замке сохранилось место мученической смерти князя.

После гибели Андрея Боголюбского монастырь несколько раз разорялся и разграблялся, но продолжал существовать. Сюда часто приезжали цари, князья, другие именитые лица. Здесь бывал святой князь Александр Невский, а в 1263 г. после внезапной его кончины сюда привезли его тело. Митрополит Петр, святитель московский, совершал здесь богослужения. Здесь с 1364 по 1373 годы подвизался епископ Суздальский Иоанн, который потом был причислен к лику святых. Во время своего казанского похода в 1552 г. здесь побывал Иоанн IV. Приезжали сюда на богомолье московские патриархи Иосиф и Никон. В почетных богомольцах монастыря также – Димитрий Пожарский и Александр Суворов, Андрей Рублев, царь Феодор Алексеевич, царь Петр I, Павел I, Александр I, Александр II и многие великие князья. 13 мая 1913 г. Боголюбскую обитель своим посещением почтил Николай II с семейством. 17 июля 1918 г. в день памяти князя Андрея Боголюбского семья Николая II была злодейски убита, как и князь Андрей.

19 век являлся духовным расцветом обители: выросло число насельников, выстраивались новые корпуса, в 1842 г. возвели новую монастырскую колокольню, а в период с 1855 по 1866 гг. был построен новый соборный пятикупольный храм в честь Боголюбской иконы Этот храм является одним из самых больших в Центральной России. Он вмещает порядка 5 тыс. верующих. Его построили на средства купчихи А.Г. Алексеевой по проекту архитектора Никифорова Я.М., который за основу взял разработки К.А. Тона. Храм был освящен в 1866 г.

Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К началу 20 в. в обители насчитывалось около 75 человек братии. Последний настоятель монастыря до его закрытия в 1923 году был Афанасий Сахаров, сегодня причисленный к лику святых.

После революционных событий для монастыря настало время запустения, храмы были разорены, колокола сброшены, святыни осквернены. Монахи были разогнаны, многие приняли мученическую смерть. В корпусах монастыря размещались больница, школа, почта, милиция, консервный завод, а в храмах были устроены склады и хранилища. Восстановление святыни началось в 1994 г., когда в Боголюбскую обитель перевели 60 сестер и архимандрита Петра (Кучера) из Преображенского женского монастыря (Задонск). Сегодня в монастыре более 170 насельниц, его настоятельница – игумения Антония (Шаховцева), духовник обители – архимандрит Петр (Кучер), старший священник – иеромонах Герман.

Силами Боголюбского монастыря ведется строительство подворья в урочище Спас-Купалище в Судогодском районе, которое находится рядом с местом впадения Судогды в Клязьму. По легенде там во время купания тонул царь Иоанн Грозный. Чудесным образом он был спасен, и построил по обету в честь Преображения Господня храм.

Свято-Боголюбский монастырь сегодня восстал из руин и является духовным центром России. Он входит в Золотое кольцо России, ежедневно его посещают многочисленные группы туристов, тысячи паломников приходят сюда для поклонения древним святыням.

Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово – архитектура, Боголюбская икона Божией Матери

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово – это уникальный памятник архитектуры, построенный в духе древнерусских традиций 12 века. Святыня, расположенная на Владимирской земле, восхищает своей самобытностью, строгостью линии. Объект прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и находится вблизи трассы, участок поселка ухожен и благоустроен.

Когда разливаются реки Нерль и Князьма территория поселка становится еще более загадочной. Знаменит храм тем, что именно здесь находятся фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Это здание является единственно уцелевшим со времен гражданской архитектуры. В древности самому князю явилась Богоматерь. Она указала место для строения святыни и резиденции.

Сегодня от замка осталась только лестничная башня, которую открыли еще в 1950-х годах и небольшой закрытый переход. В 18 веке над обителью находилась шатровая колокольня.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Сложностей с тем как добраться до достопримечательности не возникнет. Она находится во Владимирской области Суздальского района. Сам же монастырь расположился возле дороги М 7. Если вы едите на поезде, то от станции ГЖД Боголюбово потребуется идти 10-15 минут. С Щелковского автовокзала из столицы ходит рейсовый автобус.

Многие приезжают сюда экскурсионным туром. Святыню посещают в рамках программы по Золотому кольцу. Недалеко от достопримечательности предусмотрена автомобильная стоянка.

Интересные факты из истории

Погиб князь Андрей Боголюбский в 1174 году в своей резиденции. Причины трагического обстоятельства неизвестны. Возможно, этому послужило открытие монастыря при его приемниках.

По проекту К.А. Тона было принято решение возвести белокаменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году обитель закрыли и потом передали в пользование музею. Помещение вернулось церкви только в 1991 году. Открытие монастыря состоялось в 1997 году.

Сегодня фрагменты замка Андрея Боголюбского можно рассмотреть в составе церкви. Они представлены нижними секциями колокольни и частями перехода на хоры. Сама обитель отреставрирована, покрыта штукатуркой. Стены замка имеют характерные арочные пояса. В качестве основного строительного материала применялся белый известняк.

Новые открытия

Институт археологии РАН в 2018 году проводил археологические раскопки на территории комплекса. В результате проведенной работы были получены новые данные. Представления о плане объекта, архитектуре изменились. Специалисты пришли к выводу, что вероятно, в возведении объекта принимали участие профессионалы из Ломбардии и Эмилии-Романьи. Таким образом, предположение о европейских корнях строения не подтвердилось.

История появления монастыря интересная, да и само место является необычным. Объект находится на стратегически важном месте. В этой точке сливаются две реки Клязьма и Нерли. С этого пункта было удобно вести контроль над ремесленно-торговым городом. Кроме того, в древние времена чиновники старались выбирать место жительства подальше от скопления людей. Но народ очень любил князя. Это был удачливый и харизматичный правитель.

Где остановится на ночлег?

В Боголюбово и рядом распложенных городах можно подобрать жилье на любой вкус и бюджет. Повышенным спросом пользуются гостиницы «Доброе», «У золотых ворот», «Владимир», «Заря», «Клязьма». Имеется много привлекательных вариантов в частном секторе. Перекусить можно в монастырской трапезной. Там простая и вкусная еда. Здесь можно приобрести необходимые продукты.

Архитектурный ансамбль

Загородная крепость представлена следующим ансамблем – собор, элементы разрушенного замка, Боголюбский собор, Благовещенская церковь, колокольня, святые ворота, пруд, ограды, корпуса хозяйственных и жилых построек.

Сам замок не уцелел. Дело в том, что длительное время достопримечательность находилась под «культурным слоем». Территория на протяжении долгого периода не убиралась. Мусор накапливался годами. Все это привело к разрушению колонн. После этого нашли портал, который выступал неотъемлемой частью здания, его разрушили в 1772 году. На этом месте впоследствии появился храм Рождества Богородицы, который радует наш взгляд в настоящее время. Сегодня внутри организован небольшой музей, его интересно посетить.

Колонны замка когда-то были круглой формы. В процессе восстановительных работ их сделали прямоугольными. Сам храм имеет европейский стиль и состоит из блоков известняка.

Когда-то напротив западного угла находился резной киворий. Сегодня на его месте стоит часовня из кирпича 18 века. Внутри нее чаша из белого камня. Если верить приданию, из нее наделялись средства на возведение обители.

Кроме кивория на белокаменной площади находился Богородничий столп. С юга стояла Благовещенская трапезная церковь. В 1804 году ее реконструировали. Они сильно изменила свой первоначальный вид.

На месте надвратной церкви в 1842 году возвели колокольню в честь св. апостола Андрея Первозванного. В конце 18 столетия ее демонтировали, а на ее месте построили колокольню.

В восточной части территории, где сейчас стоят Святые ворота, находилась усыпальница, украшенная живописью. Створы святых врат имели четыре лика — князей Александра Невского, Андрея, Глеба и Георгия. Новый соборный храм вчесть Боголюбской иконы Божией Матери заложили в 1855 году. В строительстве принимали участи разные купечества. Среди них владимирское, ивановское, московское княжество. Стройка шла на протяжении 11 лет. Освещение проводил святитель Феофан Затворник. Внутренним благоустройством храма занимался архимандрит Даниил. Над иконостасом работал Ф.Г. Солнцев. В 70-х была сделана эффектная роспись в классическом академическом исполнении.

С восточной стороны от собора есть двухэтажный келейный корпус. Его построили в 1830 году в духе классицизма. На верхних этажах находились зал для приема, комнаты, келий, а на нижнем ярусе были кухни и трапезная. Когда обитель закрылась, здесь начала работать средняя школа.

С западной стороны находится дом архимандрита. Его построили в 1786 году. Сегодня это здание является частью монастыря. До 1999 года оно эксплуатировалось как телефонная станция. Южнее вы увидите двухэтажный келейный корпус. Первый этаж его возвели еще во второй половине 18 века, а второй ярус был выполнен из дерева и появился спустя сто лет. На протяжении нескольких лет в этом доме проживал епископ Иустин. В советский период корпус был отдан под общежитие, а после районному отделу милиции. В 1999 г. начались реставрационные работы. Сегодня это приемные покои для гостей-архиереев.

В восточной стороне имелось множество и других построек – баня, скотный двор, номерной фонд с тремя этажами, поликлиника. В 2013 году хозяйственная часть снова стала принадлежать монастырскому комплексу. Сегодня она применяется по своему назначению. Здесь оборудована гостиница для приезжих.

Помимо этого, в обители была еще одна пристройка – маленькая часовня, которую поставили с южной стороны. На этом месте лежало на протяжении трое суток тело святого князя Андрея. Внутри святыни находилось изображение правителя. Сегодня от строения остался только фундамент. В 2008 году святыню возобновили.

Боголюбский монастырь отличается торжественностью. Белокаменные стены восхищают своим величием. Они эффектно смотрятся на фоне зеленых лесов. Купала синего цвета гармонично комбинируют с синем небом. Архитектура, характеризующаяся сочетанием византийского стиля и монументальности, выглядит броско и торжественно.

Внутреннее убранство сегодня лишено древних фресок. Главным его достоянием является Боголюбская икона Богоматери. На соборной звоннице расположен крупный колокол, вес которого составляет 8 тонн. Древнейшее сооружение 12 столетия является часто посещаемым среди туристов местом. Длительное время величавый замок был частично потерянным. В 1954 году удалось найти башню и переход на хоры.

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря непременно стоить проехать к железнодорожной станции для того чтобы полюбоваться бескрайними красотами луга. Во время таяния снега поляна уходит ко дну. Место становится сказочно красивым. Деревья стоят на половину погруженными в воду. Складывается невероятно живописная картина. Иногда подтапливаются даже постройки.

Можно пройтись по пешеходному мосту, который идет через железную дорогу. Переходя через него, вы попадаете на другую сторону. С высоты заливной луг еще более прекрасен. На окраине виднеются золотые купола храма Покрова на Нерли. Дата его постройки 1158 год. Это первая святыня на Руси, которая была освещена в честь праздника Покрова Богородицы. Если верить приданию, то для строительства сооружения был привезен камень белого цвета из Булгарского царства. Строительство объекта произведено на рукотворном холме, на месте, где происходит слияние двух рек. С течением времени русло реки видоизменилось, но холм так и остался там стоять. Когда-то это место окружала галерея. Но в скором времени ее разрушили.

В период паводка до обители можно добраться воспользовавшись лодкой. Перед железнодорожной станцией есть маленький рынок. Здесь продаются местные сувениры – магниты, шкатулки, платки, деревянные изделия и разнообразные предметы ручной работы.

Монастырская колокольня

Уникальной достопримечательностью Владимирской области является монастырская колокольня. Ранее на ее месте находилась надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного, которую разобрали в 18 веке. Звонница появилась в 1842 году. Вес самого тяжелого колокола составляет 498 пудов (8 тонн). При этом длина самой постройки ровна 58 метрам. В восточной зоне святых врат расположена усыпальница. Она украшена живописью. В 1884 году на высотку установили куранты, оснащенную четырьмя циферблатами.

Особенности возрождения монашеской жизни, период советской власти

После революции началась череда разгрома и осквернения святынь. Многие монахи были разогнаны и умерли тяжелой смертью. Корпусы монастырей использовались под различные заведения – школу, склады, хранилища, поликлинику, почту. В 1991 году началось возрождение жизни монахов. Часть зданий стала находиться во владении схиигумена Никодима. В 1997 году появилось два монастыря – мужской и женский. С этого момента православная жизнь началась активно возрождаться.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отреставрирован. Его оштукатурили и провел паровое отопление. В нем установили паникадила, вес центрального составляет 2 тонны. Пол выложили гранитом и мрамором. Алтарь, престол и жертвенник отремонтировали. В 2002 году изготовили новый иконостас, стоящий из трех ярусов. Соорудили хозяйственные постройки и посадили красивый фруктовый сад.

Сегодня в храме хранится Боголюбская икона Божией Матери. Она признана наиболее почитаемым образом в русской православной церкви. Ее написали еще в 18 веке по приказу Андрея Боголюбского. Древнейший лик русского происхождения относится к числу чудотворных и почитаемых. День празднования установлен 18 июля.

Келейные корпуса тоже отреставрировали. Возобновили свою деятельность швейные, иконописные, столярные мастерские. Сегодня окрестности поселка оглашаются торжественным звоном колоколов. На святом источнике появилась часовня и две купели. Также возродили традицию крестного хода. Он совершается каждый год 1 июля из города Владимир. Обустроили чудотворный источник. В настоящее время полностью завершены работы по реставрации Спасо-Преображенского храма. Расписание богослужений рекомендуется уточнять заранее.

Ссылка на основную публикацию