Богородице-Рождественский монастырь во Владимире: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальный мужской монастырь

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице – Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице – Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице – Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице – Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1263 г. в соборе Богородице – Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро – Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице – Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи – свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице – Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице – Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона – в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице – Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) – являлись членами Святейшего Синода.

Богородице – Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение – цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице – Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Библиотека Богородице – Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них – списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице – Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице – Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество – Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне – июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже – спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице – Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице – Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице – Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. – постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Адрес Богородице-Рождественского монастыря:600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68
Адрес Богородице-Рождественского монастыря: http://брм33.рф
Телефоны Богородице-Рождественского монастыря: (4922) 42-12-06, 32-67-10
Как проехать к Богородице-Рождественскому монастырю: монастырь находится рядом с Вокзальной площадью. От вокзала подняться вверх по улочке вдоль стены Рождественского монастыря до Большой Московской улицы (справа будет гостиница “Владимир”), свернуть налево и дальше также вдоль стены дойти до входа в монастырь.
На автомобиле: из Москвы – въехать во Владимир, по главной улице мимо Золотых ворот, мимо Соборной площади доехать до Рождественского монастыря – монастырь будет справа. Чтобы припарковаться без проблем, нужно, как только проедете Соборную площадь, на первом светофоре свернуть направо на маленькую улочку, которая ведет к Дмитриевскому собору. Оставить здесь машину и пройти дальше к монастырю.
Посмотреть на карте яндекса:
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире.

Сочинение краеведа К.Н.Тихонравова.
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

Оглавление

Владимирский Рождественский монастырь XII века, где почивали св. мощи В К. Александра Невского, по перенесения в С.-Петербург.

Сочинение Действительного Члена Археологических Обществ: Императорского С.-Петербургского и Московского Б.Тихонравова.
Город Владимир. 1869.

Оглавление

1. Этапы истории.

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, древнейший на Руси, был основан, согласно летописным свидетельствам, великим князем Всеволодом Большое Гнездо 22 августа 1191 года, при епископе Иоанне.

С самого основания монастырь занимал важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные архиерейские кафедры. До 1230 года монастырем управляли игумены, позднее была учреждена Архимандрия. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою». С половины XIII до начала XIV века обитель считалась кафедральной для российских митрополитов.

23 ноября 1263 года, в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, почил мощами великий князь Александр Ярославич Невский, в схиме Алексий. Эта великая святыня оставалась в монастыре вплоть до 14 июля 1723 года, когда по высочайшему указу императора Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены из обители в Санкт-Петербург.

Святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

В 1237 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергается полному разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину.

В 1561 году, когда звание первого монастыря на русской земле окончательно закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроению в Петербурге Александро-Невской Лавры – третьим. Однако, он по-прежнему оставался ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху.

В 1667 году настоятелю Богородице-Рождественского монастыря архимандриту Филарету греческими патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским дано было право носить мантию со скрижалями, именоваться «преподобнейшим» и употреблять за богослужением архиерейский жезл.

В 1607 году иждивением Ростовского митрополита Ионы над святыми вратами была возведена надвратная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, впоследствии упраздненная. Ее помещение было соединено с новым обширным храмом в честь Рождества Христова, построенным в 1866 году при Святителе Феофане Затворнике (Говорове), в бытность его Правящим архиереем Владимиреской епархии. Храм имел также придел в честь Иверской иконы Божиеи Матери, устроенный в память о временном пребывании этой московской святыни здесь во время войны 1812 года. Бывший же надвратный храм служил ризницей при новом.

Читайте также:  Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В 1695 году в южной части монастыря, близ больничных палат, была устроена церковь в честь святого пророка и Предтечи Иоанна, который упомянут в Библии.

С 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, Богородице-Рождественский монастырь был обращен в резиденцию Владимирских архиереев.

Главным, соборным храмом обители являлся древний белокаменный храм во имя Рождества Богородицы. С севера от него находилась церковь святых мучеников Фотия и Аникиты, построенная в XVIII веке в другом месте и перенесенная на территорию монастыря в 1800 году. Подлинным украшением обители была шатровая колокольня с часами, находившаяся к западу от собора, на одной линии с ним.

Двухэтажный архиерейский дом с подвалом был построен в 1748 году епископом Платоном. При том же Преосвященном к югу от архиерейского дома строится двухэтажный корпус, где разместились часть семинарии и покои викарного архиерея.

В 1850 году при епископе Парфении была устроена домовая церковь во имя Святой Троицы. Впоследствии она была упразднена. Усердием Преосвященного Парфения строится также двухэтажный корпус для певчих и братии, который в совокупности с архиерейским домом и Христорождественским храмом образовал внутреннее каре.

После 1918 года и до недавнего времени территорию обители занимало Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. Вследствие этого в 1930 году были снесены все храмы, кроме Христорождественского, включая древний собор и уникальную колокольню, заложены Святые врата и упразднена бывшая при них часовня.

21 сентября 1991 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совпавший с 800-летием Богородице-Рождественской обители, впервые после семидесятилетнего «вавилонского пленения» состоялся бывший когда-то традиционным крестный ход из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, где на месте взорванного древнего храма был водружен Поклонный Крест.

В1992 году, осенью, в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии окончательно была передана вся территория обители. Ныне здесь располагаются Епархиальное управление, Свято-Феофановская духовная семинария и собственно монастырский корпус.

Усилиями Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, священноархимандрита Богородице-Рождественского монастыря, народных депутатов России, глав областной и городской администраций были освобождены и занимаемые КГБ помещения. Соответствующие документы были подписаны 11-13 июля 1992 года.

Первым наместником возрожденной обители стал архимандрит Юстиниан (Саган). Горстка первых насельников разместилась в голых стенах. Позднее здесь же расположились и воспитанники духовного училища. Надо было организовать нормальную жизнь нескольких десятков людей и, конечно, совершать богослужения.

Литургию служили на переносном престоле в разных углах храма (по мере подготовки). Администрация и жители города поддержали возрождение монастыря – была оказана материальная помощь, благодаря которой удалось приобрести церковную утварь, паникадило, подсвечники, фанеру для временного иконостаса. Местный музей передал монастырю гробницу Александра Невского.

В 1993 году была осуществлена предварительная реконструкция Христорождественского храма, освященного еще в 1863 году великим Святителем Феофаном Затворником: пробиты заложенные кирпичом проемы. В 1994 году храм был приведен в относительно приличное состояние и вновь освящен.

29 октября 1995 года при большом стечении народа в стенах монастыря была отслужена панихида по безвинно убиенным жертвам политического террора, захороненным на территории обители. Вместе с братией монастыря в ней участвовал хор юношей и девушек из Владимирской православной духовной школы. К мемориалу – белокаменному кресту в монастырской стене – были возложены цветы и установлены поминальные свечи.

В сентябре 1995 года торжественно отмечалось вступление города во второе тысячелетие. Для монастыря эти дни тоже стали знаменательными, так как торжества почтил своим присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Здесь, в монастыре, Святейший Предстоятель Русской Православной Церкви совершил торжественное освящение закладного камня возрождаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана церковь сия в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и главнаго Ее Рождества, при Патриархе Московском и всея Руси Алексии при святительстве Переосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского в лето от сотворения мира 7503 от Рождества же по плоти Бога Слова 1995 августа месяца 9 дня».

В настоящий момент строительство храма, воплотившего характерные черты древнего владимиро-суздальского зодчества и ставшего собирательным образом белокаменной архитектуры, близко к завершению.

В монастыре находятся частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, свт. Феофана Затворника, святых, подвизавшихся в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии – преподобных Зосимы и Германа, старца Алексия, священноисповедника пресвитера Петра Чельцова, Великодворского.

В октябре 2000 года в Христорождественский храм были торжественно перенесены мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, прославленного в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. В 1920 году будущий Святитель Афанасий был назначен наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря и на 20 января (12 февраля) 1920 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, возведен в сан архимандрита.

Важной вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 году «Патерика Владимирского Богородице-Рождественского монастыря».

К 2000 году, когда христианский мир торжественно отмечал двухтысячелетие со дня Рождества Христа Спасителя, монастырь снова вступил в полноценную духовную жизнь, свидетельствуя об Истине иного бытия, высшего и вечного, открытого всем Воплощенным Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом.

С июля 2001 года наместником Богородице-Рождественского монастыря стал архимандрит Нил (Сычев), ранее настоятельствовавший в Зосимовой пустыни. Братия Зосимовой пустыни перенесли в монастырь чудотворную
икону Тихвинской Божией Матери. Хотя число насельников обители невелико (10 монахов и 2 послушника), они активно принялись за хозяйственно-восстановительные работы, дела милосердия и благотворительности. Но свою первоначальную задачу иноки видят в созидании духовной основы монастырской жизни.

Монастырь, построенный на крови мучеников, вечен. Даже на какое-то время разрушенный, он возродится непременно – об этом ярко свидетельствует славная многовековая история Богородице-Рождественского монастыря.

ВЛАДИМИРСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирский Богородице-Рождественский монастырь

Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии

  • Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 68, корпус 1
  • Тел.: (4922) 32-67-10, 42-12-06 (наместник)
  • Сайт: http://брм33.рф/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году “заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане.” 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.

    Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена “великая архимандрия”. В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

    Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться “лаврой.” С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

    В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности – здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.

    После обособления Русской Церкви

    В 1491 году во время городского пожара “и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре,” “и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми,” после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара “рождественаго монастыря половина згорела.”

    Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.

    В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным. В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера “паперть и палатки кирпичные.” В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение “палаток” и “связное железо.” В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на “чертеже” 1715 года. В 1683 году – монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается “трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный.” В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

    Синодальный период

    В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры. По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители. 16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь – бывший до того ставропигией Синода – был определен резиденцией Владимирских архиереев.

    В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Христорождественским. В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего “Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим” [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей. В 1791 году Христорождественский храм был отстроен заново.

    В 1812 году в старой (XVII века) Христорождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.

    24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году – ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода. В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.

    При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

    Советский период

    В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

    С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен “План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,” по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

    В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

    Возрождение

    21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

    В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года [2].

    В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

    В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

    С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет “Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.”

    На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

    Статистика

    • нач. XVIII в. – 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов) [3]
    • нач. 2005 – ок. 15 насельников [3]
    • 25 сентября 2012 – 10 человек братии (из них 7 постриженных) [4]

    Храмы

    Рождественский храм

    Церковь в честь Рождества Христова с трапезной – единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах – картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

    К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины – вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными – в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

    Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр – в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором – филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа – небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей – арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

    В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах – плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее – старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

    Приписные

    На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [4].

    Настоятели и наместники

    Наместники

      Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 – 1 июля 1921)

    Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

    Богородице-Рождественский монастырь является одним из самых древних в России, он был образован в конце XII века. В течение 150 лет, до основания Троице-Сергиевой Лавры, обитель была главным духовным центром на всей территории Северо-Восточной Руси. В настоящее время Богородице-Рождественский монастырь является действующим, он расположен в центре города, на возвышенности, над руслом реки Клязьмы.

    Даже если во время поездки мало времени и Вы осматриваете только главные достопримечательности Владимира, посетить эту древнюю обитель, несомненно, стоит. Архитектурный ансамбль составляют, в основном, строения XVII – XVIII веков, в том числе кельи монахов и палаты архимандрита, церковь Рождества Христова (массивное вытянутое здание) и Святые ворота, собор Рождества Богородицы и другие исторические здания. На территории обители расположена Владимирская духовная семинария.

    Вы сможете посетить службу и послушать звон колоколов, а также ощутить дух древности и истории русского государства. Чтобы гостям было легче ориентироваться, на входе имеется план обители, а на всех важных объектах помещены таблички с наименованием.

    Становление Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

    Датой основания монастыря принято считать 21 августа 1191 года, в этот день сын Юрия Долгорукого князь Всеволод III Большое гнездо (такое имя он получил по той причине, что у него было 12 детей) заложил белокаменный собор Рождества Богородицы.

    Время становления обители тесно связано с именем Всеволода III. Князь покровительствовал над монастырем – отписал ему немалые земли, а настоятелями назначал епископов Владимира.

    Ярким событием в монашеской жизни стало погребение в склепе Рождественского собора в 1263 году Великого князя Александра Невского. В дальнейшем, каждый из правящих князей, желая почтить память великого полководца, преподносил дары Богородице-Рождественскому монастырю и делал вклад в его развитие. Это было время, когда обитель укреплялась и процветала.

    Правда, в этот период были и мрачные страницы в ее истории. В 1238 году во время нашествия полчищ татаро-монгольского ига монастырские постройки были разграблены и преданы огню, а монахи и настоятель убиты. Много сил и времени потребовалось, чтобы вновь восстановить монастырскую жизнь.

    Значение обители

    Высокий статус обители сохранялся до правления Ивана Грозного, первого царя на Руси. По его решению в 1561 году главным центром монашеской жизни была признана Троице-Сергиева Лавра. Богородице-Рождественский монастырь Владимира стал вторым по своему значению. Через 150 лет, при Петре Первом в 1710 году, был основан Александро-Невский монастырь (с 1797 года он становится Лаврой). Именно сюда в 1723 году переносятся мощи Великого князя Александра Невского и Владимирская обитель становится третьей по своей значимости.

    Несмотря на то, что значение обители, как центра духовной жизни, снизилось, вплоть до большевистского переворота 1917 года она оставалась важным центром паломничества и святым почитаемым местом.

    Богородице-Рождественский монастырь в Советское время

    За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался. Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ. В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.

    В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.

    Собор Рождества Богородицы

    К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.

    В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом. Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.

    Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.

    Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы. Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.

    Адрес Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

    Владимир, Большая Московская 68

    Официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

    Богородице-Рождественский монастырь – это одна из сохранившихся жемчужин древнерусского зодчества. Разрушенный и переживший страшные годы репрессий он непременно возродится.

    Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

    Богородице-Рождественский мужской монастырь – православный мужской монастырь во Владимире.

    Содержание

    История

    Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.

    Монастырь в XIII-XIV веках.

    В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

    23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь.

    Монастырь в XVII веке.

    Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета.

    В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

    В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

    Монастырь в XVIII-XIX веках.

    14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

    16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.

    24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

    Трагедия XX века.

    В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

    С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен “План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,” по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

    В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

    21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

    В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

    В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

    В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

    С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет “Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.”

    На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

    Современное состояние

    Ныне Богородице-Рождественский мужской монастырь является действующим.

    В монастыре совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует духовная семинария и молодежное объединение. Насельники обители, при помощи активных прихожан, занимаются социальной деятельностью и миссионерским служением.

    Храмы

    • Собор Рождества Богородицы;
    • Собор Рождества Христова;
    • Храм Рождества Иоанна Крестителя;
    • Храм Александра Невского;
    • Притвор-часовенка Иверской иконы Божией Матери;
    • Часовня св. Николая Чудотворца.

    Святыни

    В соборах и храмах монастыря находятся частицы мощей святителей Феофана Затворника и Афанасия, преподобного Серафима Саровского и святого благоверного великого князя Александра Невского.

    Престольные праздники

    Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире

    Богородице-рождественский мужской монастырь.Вид сверху

    Видео



    Как добраться

    Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 68, 70, 70а.

    До г. Владимир можно добраться на самолете, поезде и автобусе. Добраться до монастыря можно на автобусах № 15, 12 С, 152, 25, 22, 26, 55 или троллейбусами № 1, 5. Остановка – “Соборная площадь”.

    Паломнику

    Богородице-Рождественский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

    Монастырь может принять организованные паломнические группы и провести экскурсию по территории и храмам обители.

    При монастыре имеется гостиница в которой могут остановится паломники, однако перед заселением необходимо предварительно связаться с монастырем и сообщить количество паломников, а также время пребывания в стенах обители. Плату за проживание монастырь не берет.

    Богородице-Рождественский монастырь

    Фото и описание

    Богородице-Рождественский монастырь находится в центре Владимира, на холме над долиной протекающей в южном направлении от него реки Клязьма. В средневековье располагался на границе Печернего города, вал и ров которого с восточной стороны примыкали к его территории. С запада он ограничен ансамблем Николо-Кремлевского храма, с севера выходит на улицу Большая Московская. Обитель выполняет важное градостроительное значение, также определяет силуэт Владимира, неплохо просматривается с низкой речной поймы.

    По легенде, мужской монастырь был образован в 1175 году владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 году князем Всеволодом Юрьевичем здесь же было основано общежительство, и возведен в 1192-1196 годах белокаменный собор, представляющий собой 4-ехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальской архитектуры конца XII века (не сохранился). До 1219 года в соборе проводились еще какие-то работы, потому что именно в этом году храм был освящен.

    С 1230 года в обители бытовала архимандрия. Затем обитель стала центральным монастырем всей Северо-Восточной Руси. В 1263 году в монастырском соборе был упокоен великий князь Александр Невский (его мощи были открыты в 1381 году).

    Роль первого монастыря Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежал Богородице-Рождественскому монастырю до 1561 года, когда он стал вторым после Троице-Сергиевой лавры.

    В середине XVII века в монастыре снова было начато каменное строительство: в 1654 году была возведена колокольня в виде высокого 8-мигранного столпа с шатром, в 1659 году – казенные кельи. В 1667 году обитель стала ставропигиальной. При архимандрите Викентии в 1678-1685 годах к собору были пристроены каменные палатки, тогда же появился братский корпус. Во II половине XVII века был построен каменный надвратный Рождественный храм с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий был пристроен еще один объем. Какие-то постройки XVII столетия были на месте Архиерейских палат.

    В 1724 году по указу Петра Великого мощи Александра Невского были перевезены в петербургскую Александро-Невскую лавру.

    В первой половине XVIII века зона монастыря была обнесена каменными стенами с башнями. С 1744 года здесь располагался Архиерейский дом Владимирской епархии, по причине чего в 1748 году по инициативе епископа Платона возводятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в этот период были организованы изменения декора палаток и паперти у собора.

    В 1828-1831 годах была осуществлена перестройка фасадов и интерьера казенных келий, возможно, с утратой декора XVII века. В 1831-1840 годах под управлением губернского архитектора Е.Я. Петрова были реконструированы Архиерейские палаты.

    Следующим этапом в изменении облика ансамбля являлся период, связанный с приказом Александра II о реконструкции и восстановлении собора и монастыря. В 1859-1869 годах по плану архитектора Н.А. Артлебена храм был полностью перестроен в кирпиче, в формах, близких к изначальным, но более дробных и сухих. В 1859 году была сооружена каменная пристройка к братскому корпусу, весьма меняется его интерьер и декор. В 1867 году было перестроено здание казенных келий, к нему была сделана еще 1 пристройка, изменен декор. В 1866-1867 годах по замыслу того же Артлебена был серьезно перестроен надвратный Христорождественский храм и трапезная. Тогда же снова немного изменен декор Архиерейских палат.

    В 1930 году собор и колокольня были разрушены, позднее подверглись изменениям отдельные интерьеры. В дальнейшем постройки монастыря многократно ремонтировались. Здесь было возведено несколько новых зданий. Все исторические постройки исполнены из кирпича, оштукатурены и покрыты краской.

    Богородице-Рождественский монастырь – уникальный для Владимира и области ансамбль выдающегося исторического значения. В облике дошедших до нас построек отразилось зодчество XVII века (жилые и гражданские постройки), эклектики и барокко. Несмотря на утраты, обитель сохранила облик позднесредневекового монастыря со свободной планировкой.

    Читайте также:  Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
    Ссылка на основную публикацию