Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Новостная лента епархиальной жизни

Документы

Опубликованные официальные документы

Видео

Официальный канал митрополии на Youtube

Правящий архиерей

Отделы

Отделы костромского епархиального управления

Карта митрополии

Храмы и монастыри митрополии на карте

Благочиния

Храмы

Справка по храмам Костромской епархии

Монастыри

Образовательный и миссионерский отделы

Братства и сестричества

История митрополии

Костромской кремль

Святые и подвижники благочестия

Святые особо чтимые
в Костромской митроплии

Феодоровская икона Божией Матери

История обретения. Молитвы. Акафист

Святые иконы

Особо почитаемые в Костромском крае иконы

Святые источники

Святые источники и родники в Костромской митрополии

Краткая история Богоявленско-Анастасиина монастыря города Костромы

Богоявленский Монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитой Костромским — учеником и сродником Преподобного Сергия Радонежского. Мощи Преподобного Никиты находятся под спудом в Крипте Богоявленского Собора, перестроенного из деревянного в каменный Игуменом Исаией (Шапошников) с 1559 по 1565 гг. с двумя приделами -правым в честь Успения Божией Матери, и левым – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1821-1824 годах Настоятелем Богоявленского Монастыря был Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев).

Обитель имеет двух Небесных Покровителей ‒ двух Святых настоятелей древнего Богоявленского монастыря: Преподобного Никиту и Преподобного Макария.

В 1864 году, Богоявленский Монастырь, по ходатайству насельницы Крестовоздвиженско-Анастасииной Обители монахини Марии (Давыдовой), впоследствии Настоятельницы Богоявленского Монастыря, был преобразован в женский и получил новое название Богоявленско-Анастасиин.

С 1924 г. Монастырь не осуществлял свои права в свободе вероисповедания и только 21 июля 1990 года по Благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, получил право на открытие.

Монашеский образ жизни с его традиционными обычаями стал осуществляться с указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II от 7 марта 1991 года по прибытии из Свято-Успенского Пюхтицкого Ставропигиального Монастыря 26 марта 1991 г. его первой Настоятельницы Игумении Иннокентии (Травиной).

Важным событием в истории Монастыря явилось торжественное перенесение 18 августа 1991 года главной Святыни Костромской земли — Чудотворной Феодоровской Иконы Божией Матери в восстанавливающийся Богоявленско-Анастасиин монастырь.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.

Адрес Богоявленско-Анастасиина женского монастыря: 156000, г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), д.26.
Телефон Богоявленско-Анастасиина женского монастыря: (4942) 31-83-94.
План Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Как проехать к Богоявленско-Анастасиину монастырю.
Проезд по г. Костроме: троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.

В 1559-1565 годах по благословению святителя Макария, митрополита Московского, в монастыре построили каменный Богоявленский собор. 30 декабря 1608 года отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), возглавляемые Александром Лисовским, при захвате Костромы ворвались в Богоявленский монастырь, братия которого отказалась изменить данной царю Василию Шуйскому присяге; интервенты подвергли обитель разграблению, а ее насельников предали смерти. Имена тринадцати преподобномучеников Богоявленского монастыря, погибших от рук захватчиков, ныне почитаются в лике местночтимых святых Костромской епархии. Осенью 1619 года, совершая благодарственное паломничество в Макариево-Унженский монастырь, Богоявленскую обитель посетили царь Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа.

XVII век стал для Богоявленского монастыря временем обширного каменного строительства: здесь были воздвигнуты Иоанно-Богословский и Трехсвятительский (впоследствии Сретенский) храмы, Никольский придел к Богоявленскому собору, звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, служебные здания. В 1642-1648 годах вокруг монастыря построили каменную ограду с шестью башнями; руководил работами настоятель монастыря игумен Герасим (управлявший обителью в 1644-1672 годах), опытный и высокообразованный пастырь. В 1667-1672 годах артель костромских изографов расписала Богоявленский собор «стенным письмом»; к тому же времени относится написание на стене угловой юго-западной монастырской башни Смоленской иконы-фрески Божией Матери – впоследствии прославившейся чудотворениями.

С началом XVIII столетия – эпохи петровских преобразований – Богоявленский монастырь постепенно стал приходить в упадок. Число насельников уменьшалось, практически прекратилось новое строительство; лишь в 1752-1760 годах в обители была воздвигнута одноглавая Никольская («Салтыковская») церковь с приделом во имя Архистратига Михаила, построенная над местом погребения генерал-майора М.П. Салтыкова попечением его вдовы Е.М. Салтыковой.

12 мая 1779 года в Костроме произошел опустошительный пожар, испепеливший большую часть города и причинивший немалый ущерб Богоявленскому монастырю. Но Смоленская икона-фреска на юго-западной башне монастырской ограды чудесным образом сохранилась неповрежденной в огне; с того времени началась история ее почитания как одной из костромских святынь.

В 1814-1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, ректорами которой являлись настоятели монастыря. В 1821-1824 годах монастырем и семинарией руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), прославившийся затем миссионерскими трудами на Алтае. Его трудами юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

6 сентября 1847 года еще один пожар обратил Богоявленский монастырь в руины. В конце 1847 года он был закрыт, а его насельники – переведены в Богородицкую Игрицкую мужскую обитель под Костромой. Лишь в ноябре 1863 года Богоявленский монастырь решением Святейшего Синода был возрожден как женский, объединен с костромской Анастасииной Крестовоздвиженской женской обителью и получил именование Богоявленско-Анастасииного. Первой настоятельницей Богоявленско-Анастасииной обители стала игумения Мария (Давыдова; 1822-1889), до этого возглавлявшая Анастасиин Крестовоздвиженский монастырь.

Под руководством игумении Марии древняя обитель восстанавливалась и благоукрашалась. К Богоявленскому собору было пристроено обширное здание «нового собора» из красного кирпича; величественный соборный храм, в котором собору XVI века отводилась роль алтаря, стал именоваться также Богоявленско-Анастасииным – в честь Богоявления и во имя преподобномученицы Анастасии Римляныни, небесной покровительницы Анастасииного монастыря. В 1867 году в усыпальнице собора был устроен небольшой храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и святому великомученику Никите (небесному покровителю основателя Богоявленской обители). В шестидесятые-восьмидесятые годы XIX века строения монастыря были полностью восстановлены или отстроены заново. К началу ХХ века Богоявленско-Анастасиин женский монастырь стал центром церковного социального служения: здесь действовали училище для девиц из бедных семей, курсы сестер милосердия Красного Креста и первая в России монастырская лечебница для сельского населения.

В 1918 году монастырь был закрыт богоборческой властью, однако Богоявленско-Анастасиин собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. В 1918-1922 годах здесь служил диаконом священномученик Василий Разумов, впоследствии – священник, расстрелянный 21 сентября 1937 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В двадцатых-тридцатых годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и башни, разобран Никольский храм. Огромный ущерб собору причинил пожар в областном архиве 16 августа 1982 года.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года сюда из Свято-Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии сюда прибыли первые насельницы во главе с монахиней Иннокентией (Травиной), возведенной затем в сан игумении. 17 августа 1991 года состоялось освящение восстановленного Богоявленско-Анастасииного собора, ставшего кафедральным храмом Костромской епархии, а на следующий день под своды собора была торжественно перенесена главная святыня Костромской земли – чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. В 1991 году начались богослужения в возобновленном Смоленском храме, в 2006 году был восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского). В декабре 2003 года в кафедральном соборе были положены честные мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, местночтимого святого Костромской епархии, ученика и духовного друга преподобного Серафима Саровского.

Надгробие преподобного Никиты. Избражение со страницы Второй игумен Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Младший книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни монастыря:

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Праздники:

30 декабря / 12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.); 6/19 января – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 21 января / 3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.); 23 января / 5 февраля – Собор Костромских святых; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 5/18 июля и 25 сентября / 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского; 28 июля / 10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери; 15/28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.); 29 октября / 11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.

Содержание

История

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Современное состояние

В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.

Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.

Храмы

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Собор Богоявления Господня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Святыни

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Престольные праздники

11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни

12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.);

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

5 февраля – Собор Костромских святых;

27 марта и 29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери;

18 июля и 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского;

10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.)

Фото начала 20-го века

Вид сверху на территорию обители

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь2

Трапезная палата в монастыре (XVII век)

Видео


Как добраться

От Ярославского вокзала Москвы доехать поездом или автобусом от автостанции у метро “Щелковская” до Костромы. Проезд по г. Костроме: троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

Паломнику

В храме совершаются ежедневно. Утреннее в 7:30 ч, в воскресные и праздничные дни – в 9 ч, вечернее – в 18 ч.

Территория монастыря Костромы закрыта для посторонних: открыт только собор. Гостиницы для паломников при монастыре нет. Есть два номера мобильных телефонов людей, у которых можно остановиться на квартире, но это далеко, за городом, мы звонить не стали поэтому.

Требы в монастыре очень дорогие, за четыре записки: одна о здравии и одна об упокоении + две записки на молебен (у Феодоровской иконы Божией Матери) с меня взяли 1 000 руб. Сестра за свечным ящиком спросила, что меня огорчило? Я ответила, что огорчила меня цена, поскольку я не смогу проделать маршрут, который собиралась. И ещё сказала, что у нас в Москве молебен стоит 40-50 руб.. ,а не 300 и записка 30-50 руб., и священник иногда читает записки по сорок минут – столько их, но прочитывает каждое имя. Свечи тоже дорогие – берите любую свечу в своём храме и умножайте минимум на три. В общем, запасайтесь наличностью. А лучше подайте требы в Ипатьевском монастыре, там и свечи, и записки по совести, сколько опустишь в ящик, только большие свечи нужно покупать, но цены очень умеренные.

Местные Богоявленский Настасиин монастырь не любят, поэтому на службах, кроме монахинь, наберётся едва человек 10. Мы были на Литургии, потом началась Лития, потом Молебен. Литургия протекала обычно, Лития “побыстрее бы”, а молебен “без комментариев”. Я на таком молебне оказалась впервые в жизни, и даст Бог, последний. То что водосвятного не было, ладно, но на нём даже не читался (не то чтобы пелся) акафист, т.е. преп. моли Бога о нас, все святии молите Бога о нас. Длился он от силы минут семь! По выходу из монастыря, разговорились с местными. Женщины рассказали то: дорого очень, а служат как придётся, да ещё монахини выгоняют со службы женщин с детьми, если ребёнок начинает капризничать. Я уточнила, делают замечание? Нет, просто выводят прилюдно из храма. Поэтому местные туда ходят только приложиться к Феодоровской иконе. Они считают, что в этом монастыре нет православия, я поддерживаю – от православия там только храм. Храм шикарный, просторный.

Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга – 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.

Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре тоже нет гостиницы для паломников) Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете. Как выяснилось, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. . Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.

В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль – на любителя 🙂 и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово “Снегурочка”, может “Сувениры от Снегурочки”. По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки – миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром – 100 руб.)

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Фото и описание

Пышный и необычный Богоявленский собор Анастасиина монастыря сочетает в себе два здания — одно построено в XVI веке, второе в XIX. Сейчас это кафедральный собор Костромы, в нем находится главная костромская святыня — Феодоровская икона Богородицы. Кроме этого, здесь сохранились старые монастырские строения и еще одна — Смоленская — церковь, перестроенная из башни.

История обители

Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.

Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.

Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.

После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.

В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.

В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.

В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.

После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.

От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.

Богоявленский собор

Храм был построен на месте предыдущего деревянного в 1559 году. В XVII веке появляется звонница, а позакомарное покрытие сменяется четырехскатной крышей. В те времена собор был обнесен галереей, но до настоящего времени она не дошла.

В середине XIX века монастырь горит и несколько лет лежит фактически в развалинах, а после 1863 года отстраивается заново. В 1867 году, к собору пристраивается новая часть: еще один пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле. Сейчас это здание выглядят необычно — как две церкви, стоящие рядом. На самом деле внутри они соединены — старая часть стала алтарем, а новая — самой церковью. В новой части был устроен предел св. Анастасии — ведь сюда переехал Анастасиин монастырь, и пределы св. Никиты и Сергея Радонежского — здесь находятся остатки монастырских захоронений. Считается, что икона св. Сергия Радонежского, находящаяся в этом храме иногда мироточит.

Росписи Гурия Никитина до нашего времен, к сожалению, не дошли: костромской архив, который располагался в храме, сгорел в 80-е годы XX века, и фрески разрушились. Храм был расписан заново уже в наше время.

Здесь находится надгробие основателя монастыря — св. Никиты Костромского. Также сейчас здесь лежат мощи еще одного костромского святого — Тимофея Надеевского. Это был старец, духовный сын преп. Серафима Саровского, который в первой трети XIX века жил в Николо-Надеевской пустыни. Его погребение и мощи были найдены в 2003 году при реставрации монастыря, он был канонизирован, а тело было перенесено в кафедральный собор. Среди святынь собора также находится мощевик с частицами мощей 278 святых. Он хранился раньше в Игрецком монастыре — одном из самых крупных и богатых костромских монастырей, а после закрытия монастыря был передан сюда.

Феодоровская икона

Сейчас в Богоявленском кафедральном соборе хранится одна из самых почитаемых на Руси икон Богородицы — Феодоровская. Предание говорит о ней, что она написана апостолом Лукой, реально она датируется примерно XII веком и повторяет иконографию Владимирской. Неизвестно, почему она называется «Феодоровской» – скорее всего, это связано с тем, что икона связана с родом Мстиславичей, потомков Владимира Мономаха, а они почитали Федора Стратилата, как своего покровителя. Сейчас Федор Стратилат считается святым покровителем Костромы, и перед собором в 2002 году появился памятник ему. Скорее всего, эта икона долгое время хранилась в каком-то из храмов, посвященных св. Фёдору Стратилату.

Особое почитание иконы началось с XVII века. По преданию, именно в день празднования этой иконы Михаил Романов согласился принять русский престол, и именно этой иконой благословила сына инокиня Марфа. Впоследствии именно в честь именно этой иконы немецкие принцессы, выходящие замуж за представителей рода Романовых, принимая православие, получали отчество Фёдоровна. Мария Федоровна, жена Павла I, и Мария Федоровна, жена Александра II, Александра Федоровна, жена Николая I, и Александра Федоровна, жена Николая II — все они были названы именно в честь этой иконы.

Икона находилась в Успенском кафедральном соборе Костромы. После войны ее пытались реставрировать — к сожалению, реставрация показала, что от оригинальной живописи XII века остались только разрозненные фрагменты, а вот написанная на обратной стороне Феодоровской иконы икона св. Параскевы сохранилась — датировка иконы дается сейчас в первую очередь по ней. После уничтожения Успенского собора Феодоровская икона века меняла местопребывание неоднократно, потому что место архиерейской кафедры в советское время несколько раз переносилось.

С 1991 года кафедральным собором Костромы является Богоявленский собор Анастасиина монастыря, и святыня находится именно там.

Смоленская церковь

Церковь построена в 1824 году на месте одной из угловых башен монастырских стен. Когда-то на стене этой башни была написана Смоленская икона Богородицы — теми же иконописцами, который расписывали Богоявленский собор в 1672 году: Гурием Никитиным и Силой Савиным. Икона вскоре стала почитаться в народе как чудотворная. В середине XVII века случился большой пожар, горели все здания монастыря, но чудесным образом эта фреска не была повреждена. В начале XIX века обветшавшую башню перестроили в церковь. Архитектором, скорее всего, был П. Фурсов. В середине XIX века чудо повторилось — во время большого пожара 1847 года икона уцелела.

Современный облик церковь получила после перестройки 1887 года. К этому моменту в монастыре располагалась духовая семинария, и Смоленский храм стал семинарским.

После революции в здании некоторое время был музей революционной печати. Оклад с чудесной иконы был снят, а она сама сильно повреждена, и восстановлена уже после передачи здания церкви.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. 27 июня 2014 .

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Свою связь с Боровским краем обитель сохраняла на всем протяжении XV века. Как известно, последний князь Серпуховско-Боровского княжества Василий Ярославич (внук героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго) в 1446 году сыграл во многом решающую роль в поддержке низложенного и ослепленного великого Московского князя Василия Васильевича. В 1456 году Василий Васильевич от платил ему самой черной неблагодарностью: серпуховско-боровский удел был ликвидирован, а самого Василия Ярославича арестовали и сослали вначале в Углич, а потом в Вологду, где он и умер в 1483 году, проведя в заключении 27 лет. Его сыновья, разделившие с отцом заточение, князья Андрей, Василий и Иван, пред положительно в конце XV — начале XVI веков были погребены в со борном храме монастыря вблизи от могилы почитаемого ими преподобного Никиты (вероятно, несчастным

князьям на склоне лет разрешили по селиться в обители, основанной святым старцем Никитой).

До середины XVI века все строения монастыря были деревянными.

23 апреля 1559 года в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. Инициатором его строительства был игумен Исайя; (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В течение шести лет, как полагают, ростовскими мастерами был возведен величественный храм – пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, на высоком подклете. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII века собор с трех сторон обнесли галереей, а с се верной стороны пристроили при дельный Никольский храм). В 1569 году князь Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил Богоявленский монастырь, где братия во главе с игуменом с честью встретила его. В конце того же года князя Владимира, как известно, убили по приказу Ивана Грозного в Александровской слободе. Царский гнев обрушился в связи с этим и на безвинных богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю, жертву бессмысленной жестокости царя, по гребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

В эпоху Смутного времени, в конце 1608 года, отряды Лжедмит-рия II («Тушинского вора») во главе с А. Лисовским во время захва та Костромы осадили Богоявленскую обитель. Монахи вместе с монастырскими крестьянами мужественно защищались. Однако 30 декабря 1608 года тушинцы ворвались в монастырь, подвергнув его грабежу и разгрому. При этом по гибли 11 иноков: три иеромонаха -Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки Вар-лаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).

По-видимому, уже с начала XVII века Богоявленскому монастырю покровительствует известный боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. Судя по всему, первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был погребен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608). Здесь же завершился земной путь его сыновей — бояр Бориса Михайловича(+ 1644) и Михаила Михайловича (+ 1671), пользовавшихся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Федоровича Романова; его внука Петра Михайловича (+ 1690) — видного деятеля в царствование Алексея Михайловича, возглавлявшего Малороссийский приказ в эпоху воссоединения России и Ук раины; его правнука стольника Федора Петровича (+ 1682), погибшего в Москве во время стрелецкого бунта, и других.

Игравшие важную роль при первых Романовых Салтыковы заботи лись о благоустройстве костромской обители, где находилось их родовое кладбище. С начала XVII века в монастыре началось большое каменное строительство, ведшееся преимущественно на пожертвования Салтыковых. Уже в первые годы XVII века наряду с придельным Никольским храмом в обители была построена церковь святого Иоанна Богослова, освященная 8 мая 1610 года патриархом Гермогеном. После завершения Смутного времени каменное строительство в монастыре возобновилось. В 1607-1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь, в 20-е годы над монастырем

вознеслась столпообразная звонница с храмом во имя Преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе. В 1642-1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и патриарх Иосиф). В 1667-1672 годах Богоявленский собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. К концу XVII века архитектурный ансамбль монастыря достиг своего расцвета, представляя собой выдающийся памятник русского зодчества ХУ1-ХУН веков. В 50-е годы XVIII века ансамбль дополнила освященная в 1760 году Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь — блестящий образец стиля барокко, — сооруженная над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой.

Реформа 1764 года, в ходе которой у монастырей были изъяты их вотчины, резко подкосила благосостояние Богоявленской обители: новое строительство прекратилось, уже по строенные сооружения десятилетия ми не ремонтировались и ветшали. В 1814-1847 годах в стенах монастыря размещалась Костромская Духовная семинария, лишившаяся из-за пожа ра своих помещений в упраздненном Спасо-Запрудненском монастыре на окраине города. Конечно, монастырю было трудно принять несколько сот семинаристов, и поэтому учебные, жилые и хозяйственные помещения семинарии были разбросаны по всей обители, что, разумеется, причиняло большие неудобства. С другой стороны, само пребывание в овеянных поэзией старины стенах монастыря не могло не оказать своего влияния на учащихся семинарии. Бывший в числе тогдашних семинаристов Н. Н. Страхов (1828-1896), впоследствии известный публицист и философ, пи сал в своих воспоминаниях: «. следует помянуть добром этот Богоявленский монастырь, где я прожил пять лет. Это был беднейший, почти опустошённый монастырь; в нём было, кажется, не больше 8 монахов; но это был старинный монастырь, основанный еще в XV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было восходить, с башнями по углам, с зубца ми и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с темными образами, длинные пушки, лежавшие кучей под нижним открытым сводом, колокола со старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившихся сюда для своих умственных занятий. В нашем глухом монастыре мы росли, можно сказать, как дети России. Не было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь».

Среди ректоров семинарии были люди, оставившие заметный след в истории Русской Православной Церкви. В первую очередь надо назвать

архимандрита Макария (Глухарева, 1792-1847), бывшего ректором семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря с 1821 по 1824 годы (позднее архимандрит Макарий с 1830 по 1844 год являлся главой Алтайской православной миссии и известен как апостол Алтая). По инициативе о. Макария одна из крепостных башен монастыря была перестроена в сохранившуюся доны не церковь Смоленской иконы Божией Матери. В числе наиболее известных выпускников семинарии периода её пребывания в Богоявленском монастыре были митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), епископ Порфирий (Успенский) – первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, востоковед и путешественник, протоиерей П. Ф. Островский — костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, протоиерей А. В. Горский — ректор Московской Духовной Академии, богослов, церковный историк, и многие другие.

Конец пребыванию семинарии в Богоявленской обители положила та же причина, что и изгнала её из Спасо-Запрудненского монастыря. Страшный пожар в начале сентября 1847 года, испепеливший чуть ли не всю Кострому, нанес огромный ущерб и монастырю. Семинарию из его стен было решено вывести, а сам монастырь упразднить.

В 1848 году было принято решение о строительстве на месте упраз дненной обители нового здания семинарии. В силу этого решения в 50 – начале 60-х годов были разобраны (а если не удавалось разобрать, то их взрывали порохом): монастырская звонница, Сретенская (Трехсвятительская) церковь, часть крепостных стен и башен, началось и разрушение Богоявленского собора (уже разобрали его галереи и Никольский придел). К счастью, про тесты горожан и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли древний монастырь от полного уничтожения.11ерелом к лучшему произошел в 1863 году, когда было решено объединить бывшую Богоявленскую обитель с находящимся неподалеку Крестовоздвиженским-Анастасииным женским монастырем. Решающую роль в возрождении монастыря, ставшего женским, принадлежит, во-первых, епископу Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому), а во-вторых, игуменье Марии (Давыдовой, 1822-1889), которую историк И. В. Баженов по праву считал «бессмертной в истории этого монастыря».

Происходившая из известного московского дворянского рода, игуменья Мария (в миру София Дмитриевна Давыдова) в 1847 году по ступила послушницей в Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Пройдя ряд ступеней послушания, она в 1858 году приняла монашеское пострижение, а в начале 1863 года была возведена в сан игуменьи и возглавила Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Глубоко переживая за судьбу пребывающего в развалинах Богоявленского монастыря, она в 1863 году предложила епископу Платону объединить его с её обителью. Тем самым игумения брала на себя большую ответственность, так как огромных средств, требуемых на восстановление монастыря, у неё, конечно, не было, она предполагала собрать их в основном за счет пожертвований. В конце 1863 года Синод разрешил объединить оба монастыря в один под на званием Богоявленско-Анастасиин. Возрождение Богоявленской обители началось 6 января 1864 года, когда многочисленный крестный ход после освящения воды на Волге про следовал к её руинам, где в церкви Смоленской иконы Божией Матери — единственном уцелевшем храме мо настыря — состоялась служба. Обращаясь к присутствующим, владыка Платон тогда сказал: «Кто, братие, из преданных православной Церкви при виде развалин сей древней обители не скорбел об ее запустении и не желал восстановления оной в пре жнем благолепии (а мы видели, какая была об этом скорбь!)? Возрадуйся ныне о Господе ты, сонм иночествующих дев! Ты наследуешь досточтимое место. Сия древняя обитель освящена вековыми молитвами, лощениями, бдениями, коленопреклонениями и другими подвигами иноческими и орошена кровию мучеников, положивших здесь живот свой за веру, царя и отечество. Знаем, что вам, сестры о Господе, предлежит много забот, скорбей, трудов и слез при восстановлении этих развалин. Но неизреченна благость Господа Бога ко всем верующим и уповающим на Него. »

Появление у обители истинных хозяев не могло не изменить ситуацию к лучшему: в 60-70 годах XIX века в ней непрерывно шли восстановительные и строительные работы. В 1864-1869 годах к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм XVI века стал служить алтарем. В 1865 году западную башню ограды перестроили в колокольню. В 60-е годы был возведен ряд жилых корпусов (больничный, рабочий), восстановлены разрушенные башни участки крепостных стен. После объединения обеих обителей игумения Мария смогла создать бывшем Крестовоздвиженско-Анастасиином монастыре сеть учебно-благотворительных учреждений: 864 году здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, в 13 году — первая в России лечебница для сельского населения, в 78 году — фельдшерские курсы (в 86 году преобразованные в курсы я сестер милосердия Красного Креста). В русско-турецкую войну 1877-1878 годов и в Первую миро-го войну 1914-1918 годов здесь помещались лазареты для раненых. Во второй половине XIX — начала XX века возрожденный Богоявленско-Анастасиин монастырь неоднократно посещали представители царственного Дома Романовых.

В 1866 году — наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году — император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником престола Ни колаем Александровичем (будущим императором Николаем II). В 1913 году во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых монастырь посетила императрица Александра Федоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В 1913-м и 1916 годах монастырь посещала великая княгиня преподобномученица Елизавета Фёдоровна, в 1897 и 1902 годах святой праведный протоиерей отец Иоанн Кронштадтский.

После революции судьба находящегося в центре Костромы монастыря была предрешена: в начале 1919 года новая власть закрыла обитель, сестер из неё изгнала (последней настоятельнице игуменье Сусанне (Мельниковой) удалось эмигрировать в Польшу), а в бывших монастырских строениях устроили общежития кооператива «Безбожник».

Еще несколько лет продолжались богослужения в Богоявленско-Анастасиином соборе, ставшем после закрытия обители приходским храмом, но в 1925 году его закрыли, и в здании собора разместился губернский архив. В 20-30 годах ансамбль монастыря понес страшный урон: в 1928 году были разобраны крепостные стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен по строили два трехэтажных дома), в середине 30-х годов разрушили Никольскую («Салтыковскую») церковь, уничтожили старинное кладбище, засыпали поэтичный монастырский пруд. Территория монастыря была загромождена сараями, поленницами дров, свалками мусора. Так продолжалось несколько десятилетий. В 1982 году в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленско-Анастасиином соборе областном архиве, был нанесен огромный ущерб и документам архи ва, и зданию собора. От огня, от которого плавились решетки на окнах, очень сильно пострадали фрески Гурия Никитина и Силы Савина. В80-е годы шла реставрация собора, в котором предполагалось устроить зал органной музыки.

Второе возрождение в истории монастыря началось на рубеже 80-90 годов, когда Костромская епархия желая иметь кафедральный собор, обратилась к властям с просьбой о возвращении Богоявленско-Анастасииного храма монастыря Русской Православной Церкви. У возрождения собора именно как православного храма оказалось не мало противников (настаивавших на устройстве зала органной музыки), но всё-таки здравый смысл возобладал, и 19 марта 1990 года возведенный во времена Ивана Грозного собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось и возрождение обители.

4 февраля 1991 года — в канун Собора Костромских святых — епископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) отслужил в Богоявленско-Анастасиином соборе первое с 1925 года всенощное бдение, а утром 5 февраля — первую Боже ственную литургию. 26 марта 1991 года в Кострому из Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Эстонии прибыла группа инокинь во главе со старшей монахиней Иннокентией (Травиной). Глубоко символично, что основательницей в 1891 году Пюхтицкой обители была игумения Варвара (Блохина), направленная в Эстляндию из костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря. Судьба Пюхтицкой обители в XX веке сложилась более счастливо: она уцелела, и, спустя сто лет, именно сестры из Пюхтицы начали возрождение монастыря в Костроме.

Торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина собора было совершено епископом Александром 17 августа 1991 года. На следующий день, 18 августа 1991 года, много людным крестным ходом сюда пере несли главную святыню костромского края — Феодоровскую икону Бо-жией Матери. 29 августа 1991 года старшая монахиня Иннокентия (Тра вина) епископом Александром была возведена в сан игумений.

В начале 90-х годов возрождаю щейся обители возвратили ряд быв ших зданий монастыря. В числе первых шагов молодой иноческой общины было создание традиционных монастырских учреждений — богадельни для престарелых и инвалидов и детского приюта. Вслед за Богоявленско-Анастасииным собором в августе 1991 года была возрождена и церковь Смоленской иконы Божией Матери с её главной святыней — чудотворной фреской Смоленской Божией Матери. Возрожден и третий храм, устроенный в 1867 году в крипте Богоявленско-Анастасиина собора во имя преподобного Никиты Костромского, его учителя Пре подобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты.

Возобновленную обитель дважды посещал Предстоятель Русской Православной Церкви. 7 и 8 мая 1993 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел службы в Богоявленско-Анастасиином соборе. Вновь посетив Кострому в связи с 250-летием Костромской епархии, патриарх Алексий служил в соборе 23 и 24 июля 1994 года.

В течение 90-х годов Богоявленско-Анастасиин монастырь сыграл большую роль в восстановлении оби телей костромского края. Сестры начали возрождение ряда древних монастырей: Макариево-Унженского, Троице-Сыпанова и Макариево-Писемского. В ноябре 2001 года монастырь торжественно отметил 575-летие основания и 10-летие возрождения.

В настоящее время произведена реставрация возвращенного обители в 2001 году Восточного корпуса – памятника архитектуры. Проведено обновление интерьеров собора и выполнена роспись его стен, изготовлена новая киот-сень для Феодоровской иконы Божией Матери, обновлена побелка колокольни, Смоленской церкви и монастырских стен, возведена новая стена с южной стороны.

Можно говорить о состоявшемся возрождении монастыря в ХХ веке.

– чудотворная Феодоровская икона Божией Матери;

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Недеевского;

– крест-мощевик с частицами 278 святых( из бывшего Богородицкого Игрицкого монастыря);

– складень- мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря).

Адрес: Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26.

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Адрес: Россия, Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26
Основан: XV век
Координаты: 57°46′23.08″N 40°55′30.34″E
Основные достопримечательности: Богоявленский собор (построен в 1559 году), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор, церковь Смоленской иконы Божией Матери, колокодьня
Святыни монастыря: чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери, святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий. Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован. И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы – дочери Дмитрия Донского.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа – генерал-майора М.П. Салтыкова.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Читайте также:  Храм всех святых на Соколе: история и описание, адрес, праздники и святыни
Ссылка на основную публикацию