Богоявленский собор в Орле: адрес и описание, где находится и как доехать, святыни

Богоявленский собор (Орёл)

Богоявле́нский собо́р в Орле́ — православный храм Орловской епархии, старейшее каменное здание города Орла. Располагается на берегу реки Орлик у пешеходного моста над плотиной, недалеко от впадения Орлика в Оку.

Богоявленский собор является единственной сохранившейся постройкой стрелки Оки и Орлика — исторического ядра города, где когда-то стояла Орловская крепость. В XVIII-XIX вв. соборная колокольня была высочайшим зданием Орла.

Содержание

История

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

Современное состояние

При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора — Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода.

Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора.

Также при храме с 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху. Совершаются богослужения с сурдопереводом.

Существует воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха.

Духовник общины — протоиерей Сергий Гаврюшин.

Проводятся занятия и духовные беседы с сурдопереводом каждую субботу в 15:30.

В 2015 г. при соборе начало действовать православное молодёжное движение «Богоявленская семья».

Святыни

Главная святыня Богоявленского собора – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поражают воображение истории её появлений, исчезновений, возвращений. Впервые она появилась в 1847 году, перед ужасным городским пожаром. Некто неизвестный пришел в храм и попросил перенести сюда из Гостиного ряда тамошние иконы. После того как это случилось, произошел в Гостином ряду ужасный пожар. Может быть сам Святитель Николай, икона которого была в числе спасенных образов, был тем человеком? – говорили тогда. Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором… В 1999 году он отошел ко Господу.

В октябре 2004 года святыню похитили из храма прямо средь бела дня. Священники и прихожане были тогда безутешны, потому что, предприняв все возможные усилия, так и не смогли её найти. А украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, 302001, г. Орел, Богоявленская площадь, 1.

Телефон: +7 (4862) 54-31-59.

Электронная почта: sbs-orel@yandex.ru

Паломнику

Богослужения в Богоявленском соборе совершаются ежедневно:

В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00

В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

В каждое уставное воскресенье за вечерним богослужением читается акафист перед храмовой святыней — иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В Богоявленском соборе совершаются все церковные требы: таинство крещения, таинство венчания; погребение (в храме и заочно), панихиды; молебны (простой и с водосвятием, благодарственный). Вы также можете заказать обедню с просфорой, сорокоуст, поминание на 1/2 года, на год, на 2 года.

Видео




Богоявленский собор в городе Орел: история и описание

История собора

Строительство деревянного храма

Богоявленский собор не только историческое место, достопримечательность города Орла, но и его духовный центр. История собора начинается в XVII веке. В 1606 году поляки и литовцы сожгли Орёл. Разрушенный город 30 лет находился в запустении. В 1636 г. царём Михаилом Фёдоровичем Романовым был издан указ о восстановлении Орловского городища, и в период с 1641 по 1646 год на том месте, где в последствии будет стоять Богоявленский собор, построили деревянную церковь.

Вскоре рядом с церковью Богоявления построили церковь святых Бориса и Глеба. Так возник вокруг церквей Богоявленский монастырь, первым настоятелем которого стал монах Боголеп (до пострига в монахи — Борис).

Основание каменного собора

Пожар 1680 года подтолкнул к решению перенести монастырь. Возведение каменного храма на месте Богоявленского собора датируется началом XVIII в.

По своей архитектуре строение относилось к нарышкинскому стилю, сочетая живописность форм и богатое декорирование. Особенности стиля — основной объём, трапезная, колокольня, двухцветность, образуемая стенами красного кирпича и белокаменными наличниками и карнизами — соединились в храме, ставшем украшением города. На протяжении XVIII-XIX веков колокольня была самой высокой точкой в Орле.

С 1766 года в храме совершались торжественные городские богослужения, с 1770 года храм принимал орловского епископа, издавшего указ об упразднении кладбища при церкви.

От классицизма до неорусского стиля

Перестройка Богоявленской церкви началась в 1837 году. Решение в стиле позднего классицизма привело к изменению пропорций, и архитектурный ансамбль утратил свою целостность. В пятипристольном храме находилось три четырёх-ярусных иконостаса. В центре одного из них находилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Ещё один иконостас венчала икона «Нерукотворенного образа» Спасителя. Стены церкви украшала живопись.

Читайте также:  Храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешневе: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

В 1900 году, по решению специально созданной комиссии, была разобрана колокольня, угрожавшая обрушением. К строительству новой приступили только в 1908 году и теперь её архитектура относилась к неорусскому стилю. Надвратная колокольня увенчала открытую арку, являвшуюся входом на территорию храма.

Разрушение и закрытие собора

В 1939 году колокольню и ограду Богоявленской церкви, закрытой с 1937 года, разобрали на кирпич. В годы войны главка с крестом и малый восьмерик были сбиты. В ходе ремонтных работ 1948 года ограду вновь возвели и завершили восстановление храма.

В 1957 году Богоявленская церковь была расписана в основном объёме. Но в 1962 Богоявленский собор перевели в Ахтырскую церковь, и храм Богоявления снова закрыли. В 1964 году здание передали театру кукол и переделали под его нужды, убрав внутренний купол и кресты.

Восстановление и жизнь в наши дни

Богоявленский собор вновь был передан верующим в 1994 году. Регулярные богослужения стали проводиться после освещения престола в 1996. В 2005-2007 годах для храма отлили колокола, а в 2008-м началось возведение колокольни. В 2014 году, после поднятия и освящения полного комплекта колоколов, Богоявленский собор огласил окрестности колокольным звоном, и в 2015-м реконструкция была полностью завершена.

Настоятель храма в наши дни — митрофорный протоиерей Александр Прищепа. При соборе работает воскресная школа, открытая в 2011 году. На богослужениях поёт мужской хор из восьми человек. В 2014 году хор записал и выпустил диск с песнопениями.

Для детей и взрослых с нарушением слуха проводит свои занятия воскресная школа, для них ведутся богослужения с сурдопереводом.

Храм стал хорошей платформой для сплочения молодёжи. Образовалось движение «Богоявленская семья». Ребята — участники движения — оказывают помощь семьям, в которых есть дети с задержкой развития. Совершают походы по святым местам, вместе занимаются спортом, устраивают просмотры фильмов, беседы.

Туристы, посещающие Орёл, отмечают удачное расположение собора, его красоту и лояльное отношение прихожан и духовенства.

Внутреннее убранство

Стены храма украшает отреставрированная живопись:

  • Под сводами Богоявленского собора в трапезной части изображена Святая троица.
  • На других фрагментах росписи изображены Сретение Господне, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, Святитель Тихон, князь Александр Невский, Великомученица Варвара, князь Владимир, князья Борис и Глеб.
  • Резной иконостас сохраняет старинные иконы.

Описание святынь

Рядом с реконструированным величественным белым собором была возведена часовня Всех святых. Внутри неё установлен крест. По нему из скважины 140-метровой глубины стекает вода. Святынями храма являются иконы.

Икона Божьей матери «Всех скорбящих Радость»

Икона имеет свою интересную историю. По одной из версий, в каменную Богоявленскую церковь икона вместе с другими была перенесена в 1847 году, что спасло их от пожара, случившегося в деревянном здании Гостиного Ряда. В 1907 году была первая попытка украсть икону, но бдительный ночной сторож спугнул грабителей. В советские времена икона пребывала у прихожан и была возвращена собору в 1990-е годы. В 2004 году икону выкрали из храма. Похитителям даже удалось её продать. Покупатель — орловский коллекционер, узнав о происхождении иконы, вернул её храму.

Адрес и как добраться

Богоявленский собор в городе Орле находится по адресу площадь Богоявленского,1. К нему следуют 2, 5, 7 и 11 маршруты автобусов, остановка «Площадь Карла Маркса».

Богоявленский собор в Орле

Орел: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Орла
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (27)
    • Национальные парки (1)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Автовокзалы (1)
    • Музеи (7)
    • Театры (3)
    • Парки (3)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Озера (1)
  • Забронировать отель в Орле
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Орла
  • Советы об Орле

АвтобусОст. «Площадь Карла Маркса», № 2, 5, 11, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 26, 34, 35, 48, 55, 63
ТрамвайОст. «Площадь Карла Маркса», № 1, 3
Маршрутное таксиОст. «Площадь Карла Маркса», № 115, 329, 341, 352, 356, 445, 464, 482
ТаксиGett, Maxim, Яндекс

Богоявленский собор в Орле — самое старое каменное здание в городе, расположенное на берегу реки Орлик. Три века назад колокольня считалась самым высоким сооружением в городе. Сейчас это центровое здание в исторической части Орла.

Богоявленский собор возвели в XVIII веке. За столетия своего существования он пережил серьезные реконструкции, несколько раз его закрывали и даже переделывали под театр.

Расписание богослужений в Богоявленском соборе Орла

Собор открыт каждый день с 07:00 до 20:00. Богослужения здесь проходят регулярно: с понедельника по субботу — с 08:00 и вечером — с 17:00. В воскресенье и праздники: в 07:00 начинается ранняя литургия; в 09:00 — поздняя литургия; в 17:00 — вечернее богослужение.

В соборе проводят такие обряды, как венчание, крещение, отпевание. Прихожане могут заказать сорокоуст или поминовение.

Структура Богоявленского храма

Территория всего комплекса огорожена забором. Там расположены Богоявленский собор и часовня. Кстати, построили часовню над скважиной, глубина которой 140 метров. Вода поднимается вверх и омывает крест, установленный внутри.

В соборе проходят не только богослужения. Это центр религиозной, культурной и просветительской деятельности.

В Богоявленском соборе есть своя воскресная школа. Занятия проходят только по воскресеньям в самом храме или в Орловском краеведческом музее. Учебный год начинается с 14 сентября, каникулы бывают только летом.

У собора есть два хора — мужской и детский. Взрослые хористы — выпускники музыкальных училищ, в коллектив входят восемь человек. А вот в детский хор учеников набирают ежегодно.

Еще у собора есть свой клуб «Богоявленская семья». Здесь молодежь занимается волонтерством, искусством и спортом, организует путешествия. Встречи проходят каждый вторник.

История

Сначала в Орле была деревянная Богоявленская церковь. Построили ее в середине XVII века. Новое здание (на этот раз из камня) возвели в первом десятилетии XVIII века.

Храм в то время считался лучшим образцом так называемого нарышкинского стиля (еще называют нарышкинским барокко). Главная особенность — богатство внутреннего убранства, плавность линий, использование в основном только двух цветов при отделке фасада — красного и белого (Богоявленский храм полностью белый). Здесь же — белые колонны, фронтоны и узорчатые карнизы.

В 1837 году храм расширили: переделали алтарь, для этого снесли боковые стены и возвели новые. К западной стороне храма пристроили притвор. Верх церкви и колокольни остались прежними, здесь единый стиль был сохранен. Однако в новый облик храма (это касается внешней и внутренней отделки) было много привнесено из позднего классицизма: внутри прорезали высокие и широкие арки, снаружи появились новые портики и огромные апсиды.

Пожалуй, 1900 год стал одним из самых знаковых для Богоявленского собора. Тогда полностью разобрали колокольню: специалисты решили, что она может обрушиться. В 1908 году приступили к возведению новой колокольни. Работы завершили к 1912 году. Колокольня утратила свой былой облик и стала образчиком неорусского стиля. Прямо под колокольней располагалась арка — вход в храм.

В 1937 году Богоявленский храм закрыли, через какое-то время там основали антирелигиозный музей. В 1939 году колокольню разобрали на кирпичи. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Орел, местные жители обратились к коменданту Адольфу Гаману с просьбой открыть храм. Так в военные годы Богоявленский собор стал одним из самых посещаемых в городе.

С началом хрущевской антирелигиозной кампании в 1963 году собор снова закрыли. Тогда же сняли кресты, купольный потолок перекрыли плоским, настенную живопись заштукатурили. А в самом здании открыли театр кукол.

В 1994 году здание Богоявленского собора вернули церкви, в 1996 году освятили главный престол. В храме снова стали проходить богослужения.

В 2008 году началось строительство новой колокольни. В 2014 году — установили новые колокола, крести и купол.

Храмы Орла: Богоявленский собор и другие церкви

Богоявленский собор Орла входит в состав Орловско-Болховской епархии, которая ведет свое начало от Орловско-Севской митрополии. Храм является старейшим каменным сооружением города, располагается неподалеку от пешеходного моста над плотиной, на берегу реки Орлик, поблизости от места ее впадения в Оку.

История собора

Город Орел, в котором находится старинный православный собор Богоявления Господня, расположен в 382 километрах к юго-востоку от Москвы. Когда-то на месте современного города стояла Орловская крепость, построенная для охраны южных границ от набегов крымских татар. В областном центре на сегодняшний день находится 11 действующих храмов, относящихся к Орловской епархии.

Собор Богоявления Господня — это единственное сохранившееся старинное здание. Основание храма заложили в начале XVII века. Точная дата его постройки неизвестна, но история возведения тесно связана с одноименным мужским монастырем, прежде располагавшимся на этой территории.

Возведение и основание деревянного храма

В 1641- 1646 годах на месте современного здания собора была сооружена деревянная Богоявленская церковь. Ее возведение являлось частью мероприятий по возрождению города, сожженного литовцами и поляками в смутное время. Соответствующий Указ подписал царь Михаил Федорович Романов. Строительством руководил воевода Борис Савостьянович Колтовский.

Деревянная церковь просуществовала примерно 30 лет, пока в 1680 году не произошел большой пожар. Церковное здание вместе с расположенным поблизости монастырем уничтожил огонь.

Постройка каменной церкви

После пожара монастырь решено было перенести выше по течению Оки на Ввозную гору, а храм Богоявления возродился на прежнем месте, только из камня. Сейчас собор мало чем напоминает деревянную постройку XVII века, только в архивах сохранилось описание бывшей церкви. По своему стилю каменный храм Богоявления Господня относился к «нарышкинскому барокко», как его тогда называли.

  • ярко- красные стены;
  • белокаменный декор;
  • пятиярусную колокольню, возвышавшуюся на 30 метров над деревянным городом-крепостью.

Красота и оригинальность постройки помогли зданию уцелеть в 1920-е и 1960-е годы — времена особо яростных религиозных гонений на церковь.

За свою историю обитель претерпела несколько перестроек:

  • в 1837 году были возведены новые стены и алтарь;
  • само помещение было расширено и перестроено в духе модного в то время классицизма, с севера и юга у храма появились новые пристройки;
  • старому алтарю придали прямоугольную форму;
  • стены выкрасили в белый цвет:
  • в 1908 году перестроили звонницу и купол, сохранив при этом силуэт старой колокольни.

Звонница состояла, как и положено в неорусском стиле, из нескольких уменьшающихся по размеру ярусов с кокошниками и небольшими главками.

Храм соединил в своем облике черты трех основных архитектурных стилей в истории русского храмового зодчества:

  • барокко (барабан и купол церкви, оформление иконостаса);
  • классицизм (стены, портики и фронтоны);
  • неорусский (колокольня и апсиды).

Историческая судьба

После революции 1917 года церковь еще 10 лет оставалась действующей, только в 1930-х годах была закрыта. Звонницу и старую ограду разобрали на кирпичи, а в самом здании обосновался антирелигиозный музей. Вновь собор открылся для прихожан в 1941 году и еще более 20 лет оставался действующим.

В 1945 году Богоявленская церковь в Орле была признана объектом культурного наследия на государственном уровне. На ее стене была установлена охранная дощечка.

В 1964 году святыню снова закрыли и проводить богослужения в храме запретили:

  • были сняты все кресты;
  • уникальная, ценнейшая роспись XIX века оказалась заштукатурена;
  • куполообразный потолок переделан в плоский;
  • в помещении самого храма расположился кукольный театр.

Восстановление и реставрация

С конца XX века началось очередное возрождение храма. В 1994 году кукольный театр переехал на новое место, собор вернули русской православной церкви.

Двадцать лет продолжалось полное восстановление собора, которым занимались члены общины верующих во главе с настоятелем Владимиром Дорошем. В 1996 году епископ Орловский и Ливенский Паисий освятил главный престол, и в Богоявленском соборе вновь начали совершаться богослужения.

Читайте также:  Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

В 2014 году здесь вновь зазвонили колокола. Это случилось впервые после 1919 года. Здание храма обрело свой современный вид к 2015 году. Заново была отреставрирована и воссоздана роспись на стенах и сводах, отстроена колокольня, отлиты колокола.

В этом видео показан период реставрации собора Богоявления в Орле.

Современное положение

В наше время храм Богоявления в Орле — большой культурный и просветительский центр. Здесь проводится миссионерская деятельность совместно со школами и детскими учреждениями города. В храме ежедневно совершаются богослужения, работает приходская школа. Святыня расположена в центре города, потому является украшением и гордостью Орла.

В этом видео показаны прекрасные виды места расположения Богоявленского храма.

Архитектура и убранство сооружения

Туристы и паломники, посещающие Собор Богоявления в Орле, отмечают:

  • удачное расположение храма в черте города;
  • красоту архитектуры;
  • компактность храма;
  • богатство и великолепие внутреннего убранства;
  • особые теплые отношения между прихожанами церкви и духовенством.

Внешний вид

Белоснежные стены храма и золотые купола, устремленные к небу, видны издалека. Перезвон колоколов и оригинальная вечерняя подсветка стен и купола создают необычную атмосферу в самом центре города.

Внутреннее оформление

Современный собор внутри практически полностью расписан в классической манере. Самая крупная композиция — «Святая Троица», которая была завершена в 2002 году. Изображение украшает свод трапезной части. Росписи были сделаны в 1990-е и 2000-е годы.

Святыни храма

Главной святыней Богоявленского собора в Орле по праву считается Образ Богородицы «Всех скорбящих радость», который принадлежит храму еще со времен старой деревянной церкви.

При советском строе икона находилась на сохранении у верующих, возвратил ее в собор церковный староста Иосиф Калашников в 1990-х годах, когда гонения на церковь со стороны государства прекратились. В 2004 году древний лик был снова украден злоумышленниками, но вскоре возвращен обратно благодаря одному орловскому коллекционеру. Он выкупил образ у похитителя и передал его в церковь, а затем стал ее постоянным прихожанином.

В 1998 году при соборе выстроена часовня всех святых, где обустроена колодезная скважина глубиной 140 метров, воды ее омывают стоящий внутри крест.

Колокольня собора

С XIX века церковь Богоявления славилась своими колокольными звонами далеко за пределами Орловской губернии. Когда в 1822 году для храма был отлит особый «благовестный колокол с ясным звуком», обители присвоили статус собора.

История строительства

В 2005—2007 годах для прихода были отлиты новые колокола: один большой, диаметром два метра и массой почти шесть тонн, и девять поменьше, общим весом около семи тонн.

С 2008 по 2014 годы продолжалось строительство новой колокольни.

Архитектурные особенности

Благодаря уникальной технологии Владимира Степановича Скального, профессора кафедры агропромышленного и гражданского строительства инженерно-строительного института при Орловском аграрном госуниверситете, и под его руководством был укреплен фундамент колокольни. Это помогло избежать серьезной ошибки, которая была допущена прежними строителями. Из-за неправильной конструкции основания колокольня последние 70 лет стояла в накрененном положении.

Как проходят богослужения

  • литургии по будням в 8.00 и 17.00;
  • по воскресеньям и в праздничные дни — в 7.00 и 9.30.

Совершаются такие обряды:

В соборе можно заказать основные виды треб: молитвы о живых или об усопших, освящение предметов (икон, крестов). После литургии служится заказной молебен (благодарственный, о путешествующих, о болящих) — это усиленное моление о живых людях или благодарение Спасителю и Богородице за помощь.

Осуществляются особые службы по предварительному заказу:

  • обедня с просфорой;
  • сорокоуст;
  • поминовение об упокоении.

В канун великих двунадесятых праздников и по субботам в храме проходит всенощное бдение.

На вечерних богослужениях священники собора читают акафисты перед святыми образами:

  • Казанской иконы Богоматери или Великомученика Никиты (вторник);
  • святителя Николая (среда);
  • святителя Тихона Задонского (четверг);
  • Ахтырской иконы Божией матери (воскресенье).

Посетить обитель и поклониться чудотворным иконам могут все желающие.

Богоявленский храм города Орла Орловско-Болховской епархии Орловской митрополии Русской Православной открыт ежедневно с 7.30 до 19.30, в праздничные и воскресные дни — с 6.30 до 20.00.

На постоянной основе при храме работает воскресная школа, а в 2012 году был создан хор. В 2015 году организовано православное молодежное движение «Богоявленская семья». «Мы будем помогать друг другу отвечать на сложные вопросы жизни, говорить о Боге, заниматься искусством и спортом, смотреть кино, путешествовать», — такую задачу ставят перед собой его руководители. Встречи с молодежью проходят в Богоявленском соборе еженедельно по вторникам в 18.30.

По благословению митрополита Орловского и Болховского Антония осенью 2017 года при орловских храмах, а также в соборе Богоявления, началось формирование детских хоров для участия в богослужениях.

Участники музыкальных коллективов под руководством преподавателей могут познакомиться:

  • с лучшими образцами русской церковной музыки;
  • ходом богослужения;
  • православными традициями.

С 2009 года в Богоявленском соборе Орла совершаются богослужения с сурдопереводом. Открыта воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает тесную связь с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом для слабослышащих. Постоянных подопечных (членов общины) насчитывается 30 человек.

  • духовное окормление;
  • информационная поддержка;
  • паломнические поездки;
  • поздравления с церковными праздниками;
  • организация досуга и отдыха.

Как добраться до церкви

Богоявленский храм города Орла находится по адресу: Россия, 302001, г. Орел, Богоявленская площадь, 1.

Как добраться: проезд автобусами № 2, 5, 7, 11 до остановки «Площадь Карла Маркса».

Другие храмы и церкви Орла

По состоянию на 1 января 2018 года, общее количество храмов, часовен, молитвенных комнат и монастырей насчитывается в Орловской епархии — 107, в Ливенской — 69. На территории церковно-административного округа находятся 10 мужских и женских действующих монастырей.

  • Ахтырский кафедральный собор;
  • Свято-Троицкий храм;
  • Воскресенский;
  • Николо-Песковский с частицами мощей святителя Николая Чудотворца;
  • Свято-Иоанно-крестительский, где хранятся вериги святителя Тихона Задонского (были возвращены церкви в 1988 году) ;
  • Троице-Васильевский;
  • Успенский (Михаило-Архангельский) собор;
  • Иверской иконы Божией Матери;
  • Смоленской иконы Божией Матери;
  • иконы Божией Матери «Взыскание погибших»;
  • иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная;
  • Николая Чудотворца;
  • часовня святого Александра Невского на крови.

Ахтырский храм

Сооружение ведет свою историю с XVI века, когда на месте святыни стояла Пятницкая церковь. В переписных книгах 1678 года на этом месте уже упоминается Никитский храм, который к концу XVIII века пришел в упадок, встал вопрос о строительстве новой церкви.

В 1773 году Константин Семенович Пастухов, орловский купец, торговавший лошадьми в г. Ахтырка Харьковской губернии, получил чудесное исцеление от многолетней болезни благодаря молитве перед чудотворным ликом Богородицы. После этого купец попросил у епархиального начальства разрешение на строительство храма в честь иконы Божией матери. В 1775 году храм был построен и освящен. Прихожан было очень много, поэтому в 1876 году помещение было значительно расширено.

Главные святыни Ахтырского кафедрального собора: Ахтырский образ Божией Матери и частица мощей святого Тихона Задонского, переданные храму в 1988 г.

Свято-Троицкий храм

В 1778 году при создании Орловской губернии были выделены земли под кладбище за городом. Неподалеку располагались несколько деревень. На территории кладбища предполагалось осуществить захоронение умерших жителей одной трети части города, однако церкви при кладбище не было более 50 лет. Только Указом Орловской духовной консистории от 7 февраля 1823 года за № 447 разрешено было построить каменное сооружение на пожертвования прихожан.

6 мая 1828 года новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятил преосвященный архиепископ Гавриил, а богослужения в ней начали проводиться с сентября 1828 года.

Основной вклад в строительство храмового здания внес герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов, который много сделал для возрождения и укрепления храма, а после сам пожелал быть захороненным на Троицком кладбище рядом со свои отцом.

В 1949 году, благодаря Высочайшему пожертвованию на памятник генералу Ермолову, Свято- Троицкая церковь была значительно обновлена. Троицкий священник Иоанн Мещерский предложил тогда сыновьям генерала расширить церковь таким образом, чтобы могилы Ермолова и его отца оказались на ее территории. Освятил перестроенный храм 15 октября 1867 года епископ Макарий (Миролюбов).

В 1954 году на восточной стене правого храмового придела была установлена памятная доска с барельефом А.П. Ермолова работы известного орловского скульптора Б.Д. Бологова. В середине 90-х годов при храме была обустроена часовня, тогда же начали действовать воскресная школа и библиотека. 17 января 2014 года в Свято-Троицком соборе Орла в торжественной обстановке был открыт воссозданный склеп генерала Алексея Петровича Ермолова и членов его семьи, который был разграблен в 1930-х — 1950-х годах.

Свято Троицкая обитель хранит список образа Богородицы «Утоли мои печали», который:

  • дает силы верующим бороться с недугами,
  • исцеляет болезни;
  • помогает в печали.

В настоящее время Троицкий храм в Орле является историческим памятником. Выполнен в стиле позднего классицизма.

Видео о 20-летии освящения собора

Следующий видеоматериал посвящен 20-летию со дня освящения Богоявленского собора, которое состоялось 6 апреля 2016 года.

Орловская митрополия

Сообщение об ошибке

Богоявленский собор города Орла

Богоявленский собор города Орла

Историческая справка

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

Читайте также:  Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

С 19 века колокольня Богоявленского собора славилась своими звонами далеко за пределами Орла. В 1822 году для храма был вылит особый благовестный колокол, звук которого был отмечен как «ясный». Тогда же последовал указ орловского епископа Гавриила: «прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе его не начинать», а самому храму, и так уже бывшему в центре всех городских праздников, дан статус собора. В 2005 году для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра, а в 2007 году — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.

28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе.

С 3 по 6 сентября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском соборе пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. Порядок во время богослужений обеспечивали волонтеры молодежного православного движения «Богоявленская семья». Оргкомитетом всероссийского принесения святыни высоко была оценена работа настоятеля собора протоиерея Александра Прищепы и православных добровольцев.

Богоявленский собор

Что всякий проезжающий ожидает видеть в историческом центре города, когда тому почти полсотни лет? Ну, например, разрушенную крепостную стену… А она здесь, в месте слияния ленивой Оки и синего Орлика, и стояла, да давно не осталось от нее и камешка. Может быть, монастырь. Было и такое, но это дела минувших дней. Тогда что же?

Ныне, перебрасывая мостик от начала ХVIII века к веку XXI, на знаменитой орловской «стрелке» сверкает золотыми куполами и созывает колокольным звоном верующих и не очень ОН, Богоявленский собор – самая древняя постройка Орла.

Наш Богоявленский – ровесник Северной столицы, и дух захватывает при мысли о том, сколько великих мира сего по пути с севера на юг и обратно осеняли себя крестом, проплывая мимо в экипаже!

Если посмотреть с исторической колокольни

Начинавшийся с деревянной церквушки собор неоднократно перестраивался и видоизменялся и к сегодняшнему дню вырос в строгого белоснежного красавца, сочетающего элементы 3-х стилей: барокко (барабан и купол), классицизма (стены, портики и фронтоны) и неорусского (колокольня).

Если не брать в расчет реконструкции, тихо простояв себе два века, собор продолжал бы в этом духе и дальше, но тут грянул ХХ-й… и понеслось. Храм открывали и закрывали, одно время в нем даже располагался антирелигиозный музей (спасибо, не фабрика, хотя как знать?), а люди поколения 70-х ещё помнят, как мамы водили их туда на кукольные спектакли и концерты.

Старожилы рассказывают, как противился Собор пусть и благородным, но совсем не подобающим культовому месту мероприятиям: звук в пространстве распределялся так, что с некоторых точек зритель, пришедший насладиться прекрасным, получал взамен эхо-какофонию.

Храм выстоял, и в 1994 г. здание вернули Церкви. В конце 2015 года было завершено воссоздание колокольни, и собор вновь обрёл завершённый облик.

Явленные чудеса Богоявленского собора

Внутри собора – смотреть не пересмотреть! Но главной святыней храма считается чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С ней связана окутанная тайной история. Один из настоятелей Богоявленского записал рассказы очевидцев, которые свидетельствовали следующее: в 1848 году некий человек незадолго до страшного пожара предупредил, что икону вместе с тремя другими необходимо из соседнего деревянного здания торговых рядов срочно перенести в храм. Считается, что тем неизвестным был Святитель Николай, чей образ был одним из спасенных.

Уже в наше время, в 2004 году, с иконой, уцелевшей в войну и советские безбожные годы, опять чуть не случилось несчастье. Она была похищена из храма среди бела дня и продана орловскому коллекционеру, который, узнав о её происхождении, вернул святыню в храм .

Каждое воскресенье во время вечерней службы перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» читается акафист. О её чудотворениях имеется множество достоверных свидетельств. Верующие просят Богородицу о заступничестве в болезни, бедности, невзгодах, печали, скорби.

Часовенка с секретом

При храме имеется артезианская скважина, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора – Богоявление (Крещение Господне). Ну а в обычные дни можно испить святой водицы в надкладезной часовенке, расположенной перед входом в собор. Она находится над скважиной, по которой со 140-метровой глубины поднимается вода и стекает по Кресту внутри самой часовни.

Такие разные Святые чудотворцы.

Два столпа Богоявленского

Нет нужды напоминать, кто такой Серафим Саровский, чей памятник распложен по левую руку от здания. Выходя из храма, каждый словно попадает под благословение преподобного батюшки, пальцы правой руки которого собраны в троеперстие. Памятник был подарен городу на его 450-летие и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Но не все знают, кому принадлежит скромный барельеф, находящийся по правую руку. А изображен на нем Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Тридцатилетним статным красавцем с военной выправкой, играющим на скрипке и обращающимся к любому на «вы», но бедно одетым и босым, пришел он в наш город, потому что Орел, по его словам, был дан ему «в удел».

Несмотря на странное поведение, Афанасий Андреевич своей прозорливостью и умением читать мысли завоевал доверие людей, которые толпами ходили за ним, чтобы услышать его слово.

Уже полвека, как старца Афанасия нет с нами, и верующие не сомневаются: его вот-вот причислят к лику Святых, а мощи перенесут в храм. А пока они покоятся на Крестительском кладбище, что всего в 4-х трамвайных остановках от Богоявленского собора. Место погребения Афанасия Андреевича находится недалеко от центральной аллеи, сразу за церковью. Могилу не трудно отыскать, ведь там всегда люди и много цветов. В Свято-Иоано-Крестительском храме ведут счет чудотворениям старца, и список этот непрерывно пополняется новыми историями.

Собор-заговорщик

Богоявленский строго следит за тишиной во время богослужений. И правильно, нечего шептаться, когда служба идет! А то, благодаря местам с особой акустикой, с вами может случиться конфуз. Опытный прихожанин знает про такие точки в храме и держится от них подальше, ведь можно ненароком подслушать, например, о чем секретничают старушки-подружки метров за 15 от тебя. А сделай шаг в сторону – эффект пропадает.

А что это за тайные места, мы вам тихо шепнем на ушко, когда приедете!

Фомам неверующим

Скептики, ожидая, пока их спутники разглядывают фрески и наслаждаются пением мужского хора – гордости собора – могут посидеть неподалеку в многочисленных кафе на ул. Ленина, прогуляться у реки. Детишек легко занять в Детском парке, вытянувшемся вдоль Орлика между двумя пешеходными мостами: подвесным и понтонным. Там можно покататься на каруселях, покормить уточек, прокатиться на пони.

Всё в шаговой доступности.

Храм зажигает огни

По вечерам город расцветает огнями. Гармонично вписывается в галерею объектов свет-арта и Богоявленский собор. Отражаясь в реке белым лунным и синим небесным, храм, словно невесомый, парит над землей.

К вашему сведению

Откуда бы вы ни ехали: с севера или юга, с запада или востока – вам не миновать Богоявленского собора. Назовите прохожему или электронному помощнику волшебное слово «стрелка» – и попадете на Богоявленскую площадь, 1.

Богослужения в соборе совершаются ежедневно:

– В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00;
В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

Но сам храм держит двери распахнутыми весь день, а в свечной лавке для каждого всегда найдется подарок по душе: икона, книга, сувенир.

Чтобы не жалеть о несделанном

Итак:

– помолиться у чудотворной иконы «Всех скорбящих радость»;
– попросить о сокровенном у нашего любимого батюшки Афанасия Андреевича;
– выведать тайну храма, – это ли не повод побывать в Богоявленском соборе, который, даже утратив свою «кафедральность», остается самым популярным и самым любимым храмом города Орла!

Ссылка на основную публикацию