Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель – князь Андрей Долгорукий.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад. Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.
В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского, которые продолжаются и сейчас.

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Болдинский Свято-Троицкий монастырь

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинская обитель превратилась в богатейший и влиятельнейший монастырь всей смоленской земли.

В 1580–90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания – Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура и фасадная декорация Троицкого собора восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Представьте, в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Москвы.
Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги – тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы, торговые люди. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 году благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи пр. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Большой удар по Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVII века и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Речи Посполитой, в котором государственной религией было католичество.

После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Болдинский обитель была возрождена, но не смогла сохранить за собою былых богатств. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у монастыря (как и у всех монастырей государства Российского) были отобраны все земли. Это привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь расположилась партизанская база. В марте 1943 года, когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню – и взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями, Тихвинская церковь, а также деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII – первой половины XIX веков.

В Троицком соборе находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед (Николай Владимирович) и бабушка (Екатерина Андреевна), отец (Андрей Николаевич) и два дяди (братья отца: Николай Николаевич и Василий Николаевич) двух выдающихся государственных деятелей России – военного министра (1852–1856), начальника III отделения Собственнго Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов (1856–1866) кн. Василия Андреевича Долгорукова и знаменитого московского генерал-губернатора (1865–1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова.

В настоящее время, вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения.

Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

История

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П.Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П.Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А.М. Пономарёв).

Читайте также:  Ивановская митрополия: история, храмы и монастыри, состав, православные добровольцы

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ГЕРАСИМО-БОЛДИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков “бабьего лета”. Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски “болды”, теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его – гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб – столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, – так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие – невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь – попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. “Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, – думал он, – сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?” С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть “кожешвецем” – обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, – только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять – придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: “Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится”. Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, – без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику – родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего – как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы. Спать-то когда? – спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо – размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников – Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились – монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. “Все в монастыре должно быть общее – учил он. – В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе – игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять”. Необычное в обителях своих преподобный управление установил – в помощь игумену – собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, “в случае чего” и самого игумена поправить, тоже ведь человек – всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов – более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, – причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка – и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии – много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее – кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было – даже собор Троицкий не отобрали, там те “дворники” и “смотрители” и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые – вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, – верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть. Но главное, конечно, не в этом, главное – в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело – судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние – богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора – он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, – от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься – а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: “вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?” Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись – все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое – это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.
Фото: http://www.keytown.com/users/eparh/hram/bold.htm
Фото: сайт Смоленско-Калининградской епархии

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить “освидетельствование” почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с “религиозным опиумом”. Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения “мощей” ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны – в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую – Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они – мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: “весело, мол, было, когда клуб в соборе был”.

Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует – бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.

Захотелось нам радостью этой поделиться с нашими друзьями. “Можно ли, – спрашиваем, – батюшка, приехать сюда к Вам попаломничать, может, группами даже, остаться подольше?” – “Конечно, приезжайте, – просто сказал отец Антоний, – всех примем, всем рады”.
Елена Максимова

Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь

Проезд:
На трассе Р134 Дорогобуж-Вязьма указатель на монастырь. Но дорога для легковых автомобилей может представлять затруднения. При проезде от Дорогобужа на Вязьму дорога после монастыря грунтовая, указателей нет, на развилке легко сбиться и попасть на левую дорогу, идущую в Игнатково, а не Семлево. Однако места невероятно хороши — идеальный ландшафт для велопутешествия.

Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Церковь прп.Тихона Задонского
4. Часовня
5. Колокольня (1585-1592 гг., восстановлена в 1987 г.)
6. Надкладезная часовня
Другие постройки монастыря:
7. Настоятельский корпус (новый, 2000-2002 гг.)
8. Братский корпус (1995 г.)
9. Казначейский дом
10.Бывший настоятельский корпус (2-я пол. XIX в., восстановлен в 1993 г.)
11.Палата привратника (1993 г.)
12.Святые ворота (2-я пол. XIX в.)
13.Стены и башни ограды (XVIII в.)
14.Западные ворота
15.Восточные ворота
16.Монастырские постройки
17.Некрополь

Подворья монастыря:

  • Подворье в Дорогобуже (Смоленская обл.): церковь Казанской иконы Божией Матери
  • Подворье в Сафоново (Смоленская обл.): церковь Владимира равноапостольного

История:

Средневековый период

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.
Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Читайте также:  Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А. М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ДАЛМАТА ИСЕТСКОГО

ЧАСТИЦЫ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами.

Реликвии преподобного Далмата Исетского

(шлем и кольчуга).

По преданию они являются подарком старцу Далмату от хозяина земель, на которых впоследствии возник монастырь, тюменского ясачного татарина Илигея. Желая убить пришельца, Илигей с толпой сородичей в середине XVII в. прибыл на Белое Городище, где незадолго до этого Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства. В сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запрещая причинять какой-либо вред монаху и повелевая отдать ему землю для устроения будущей обители. Воинские доспехи как раз и стали знаком уважения Илигеем к безоружному подвижнику, бывшему до принятия монашеского пострига воином – казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в г. Тобольске.

После кончины прп. Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал: «…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли…». Сохранились дореволюционные фотографии этих реликвий, в том числе цветной снимок, сделанный побывавшим в Далматовском монастыре в 1912 г. известным русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским.

После закрытия монастыря в 1930-е годы реликвии были переданы в Свердловский областной краеведческий музей.

Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря проведению большой подготовительной работы. На средства благотворителей специалисты монастыря изготовили и установили соответствующую всем требованиям изукрашенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, кованые ограждения. В нише над витриной помещена написаннаяна основе изображения, имевшегося на гробнице преподобного Далмата, иконописцем П. А. Рублевым икона явления Божией Матери татарину Илигею.Установлены охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, система контроля температуры и влажности.

Возвращение музейных предметов – реликвий преподобного Далмата для длительного экспонирования в Успенский Далматовский мужской монастырь является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью.

Собор преподобных отцев Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих

1. преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля),

2. преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря),

3. преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля),

4. преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября),

5. преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября),

6. преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября),

7. преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря),

8. преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля),

9. преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября),

10. преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня),

11. преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля),

12. преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября),

13. преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа),

14. преподобный Нестор Летописец (память 27 октября),

15. преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля),

16. преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля),

17. преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря),

18. преподобный Николай Святоша, князь Черниговский (память 14 октября),

19. преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля),

20. преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января),

21. преподобный Пимен Постник (память 27 августа),

22. преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа),

23. преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая),

24. преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта),

25. преподобный Макарий Постник(память 19 января),

26. преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля),

27. преподобный Илия Муромец (память 19 декабря),

28. преподобный Ефрем Переяславский (память 28 января),

Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих

1. преподобный Моисей Чудотворец (память 28 июля),

2. преподобный Лаврентий Затворник (память 20 января),

3. преподобный Иларион схимник (память 21 октября),

4. преподобный Мартирий диакон (память 25 октября),

5. преподобный Феодор, князь Острожский (память 11 августа),

6. преподобный Ипатий Целебник (память 31 марта),

7. священномученик Лукиан пресвитер (память 15 октября),

8. преподобный Иосиф Многоболезненный (память 4 апреля)

9. преподобный Феофил, епископ Новгородский (память 26 октября),

10. преподобный Сисой схимник (память 6 июля),

11. преподобный Нестор Некнижный (память 27 октября),

12. преподобный Феодор Молчальник (память 17 февраля),

13. преподобный Паисий (память 19 июля),

14. преподобный Арсений Трудолюбивый (память 8 мая),

15. преподобный Евфимий схимник (память 20 января),

16. преподобный Тит воин (память 27 февраля),

17. преподобный Меркурий Постник (память 24 ноября),

18. преподобный Макарий диакон (память 19 января),

19. преподобный Пимен игумен, Постник (память 8 мая),

20. преподобный Зотик Постник

21. преподобный Леонтий (память 8 июня)

23. преподобный Геронтий канонархи (память 1 апреля),

24. преподобный Силуан схимник (память 10 июня),

25. преподобный Агафон Чудотворец (память 20 февраля),

26. преподобный Игнатий архимандрит (память 20 декабря),

27. преподобный Григорий затворник, Чудотворец (память 8 января),

28. преподобный Павел Послушливый (память 10 сентября),

29. преподобный Вениамин затворник, Печерский (память 13 октября),

30. преподобный Ахила диакон (память 4 января),

31. преподобный Захария Постник (память 24 марта),

32. преподобный Лонгин вратарь (память 16 октября),

33. святитель Павел митр.Тобольский, (память 10/23 июня).

34. святитель Филарет митр. Киевский, (память 21 декабря),

35. священномученик Владимир митр. Киевский.(память 25 января)

Частицы святых мощей иных угодников Божиих

1.преподобный Лев Оптинский

2.преподобный Макарий Оптинский

3.преподобный Моисей Оптинский

4.преподобный Антоний Оптинский

5.преподобный Иларион Оптинский

6.преподобный Амвросий Оптинский

7.преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский

8.преподобный Анатолий (Зерцалов) Оптинский

9.преподобный Иосиф Оптинский

10.преподобный Варсанофий Оптинский

11.преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский

12.преподобный Нектарий Оптинский

13.мученица Евдокия Пузовская

14.мученица Дария (Тимолина) Пузовская

15.мученица Дария (Сиушинская) Пузовская

16.мученица Мария Пузовская

17.святитель Иннокентий архиепископ Херсонский

18.преподобный Феофил Киевский Христа ради юродивый

19.святитель Иннокентий епископ Пензинский

20.святитель Афанасий патриарх Цареградский Лубенский чудотворец

21.священномученик Алексий пресвитер Красноуфимский

22.блаженный Косьма Верхотурский Христа ради юродивый

23.преподобный Гавриил Седмиезерский

24.преподобная Александра Дивеевская

25.преподобный Кукша исповедник Одесский

26.преподобный Иона Киевский

27.праведный Александр пресвитер Чагринский

28.святитель Мелетий архиепископ Харьковский

29.священномученик Лев пресвитер Красноуфимский

30.праведный Симеон Верхотурский

31.преподобный Василиск Сибирский

32.преподобная Марфа Дивеевская

33.преподобный Гавриил Афонский

34.един от преподобномучеников Зверинецких Киевских

35.святитель Феодосий архиепископ Черниговский

36.священномученик Александр архиепископ Харьковский

37.священномученик Александр пресвитер Красноуфимский

38.преподобный Арефа Верхотурский

39.преподобный Илия Верхотурский

40.часть Мантии святителя Иоанна архиепископа Сан-Францисского

41.праведный Иона пресвитер Одесский

42.преподобный Алексий Голосеевский Киевский

43.преподобный Лаврентий Черниговский

44.святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

45.священномученик Константин пресвитер Меркушинский

46.преподобный Авраамий архимандрит Ростовский

47.преподобный Никита столпник Переяславльский

48.преподобный Иов Почаевский

49.благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские

50.благоверные князья Василий и Константин Ярославские

51.святитель Дмитрий митрополит Ростовский

52.благоверный князь Константин Муромский

53.святитель Игнатий Брянчанинов епископ Кавказский

54.благоверный князь Феодор Муромский

55.праведный воин Феодор (Ушаков)

56.преподобный Амфилохий Почаевский

57.благоверный великий князь Андрей Боголюбский

58.благоверный князь Глеб Владимирский

59.благоверный великий князь Георгий Владимирский

60.преподобный Корнилий Александровский

61.благоверный князь Михаил Муромский

62.преподобный Стефан Махрищский

63.преподобная София Суздальская

64.преподобный Феодор Санаксарский

65.святитель Иоанн епископ Суздальский

66.святитель Афанасий исповедник , епископ Ковровский

67.преподобный Лукиан Александровский

68.преподобный Роман Киржачский

69.преподобный Александр исповедник, игумен Санаксарский

ИКОНА «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

(ПОРТ-АРТУРСКАЯ)

В Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили игумен Варнава, иеромонах Тимофей, послушник Игорь (сейчас иеромонах Иосиф) и другие монашествующие.
В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).

После окончания Литургии старики развернули сверток, : показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. О себе они сказали, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место – Далматовский монастырь.

Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ-АРТУРСКАЯ), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива – голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона – Владивостокская.

Место обретения – дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.

Ссылка на основную публикацию