Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

Церковь Архангела Михаила (Свирская)

Церковь Архангела Михаила (Свирская) находится в Смоленске на улице Парковой и является одной из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в городе. Она гордо возвышается на холме, у подножия которого в далеком прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

[_value]

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Недалеко от места преступления сейчас стоит памятный знак, построена небольшая часовня, а из земли бьет святой источник.

Храм Архангела Михаила (Смоленск)

Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Памятник архитектуры.

Содержание

История

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Современное состояние

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

При храме действует Воскресная школа.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, Смоленская область,г.Смоленск, ул. Парковая 4а

Телефон: +7 (4812) 38-08-65

Паломнику

Видео


Храм Архангела Михаила в Смоленске

Архангельская (Свирская) церковь. Вид с северо-востока

Прошлым летом мы побывали у домонгольских храмов Смоленска, и тогда уже стало ясно, что нужно будет посетить каждый храм ещё раз. И вот мы снова у церкви Архангела Михаила или Свирской. Самый известный памятник смоленского зодчества домонгольского периода Свирская церковь гордо возвышается над Днепром. Совершенно исключительное своеобразие ей придают архитектурные пропорции и формы. Она вся как бы устремлена вверх. Это ощущение возвышенности и торжественности ещё более усиливается внутри храма. Нам очень повезло, что мы оказались в храме во время вечерней службы и слышали прекрасное пение церковного хора.

Читайте также:  Спасо-Евфимиев монастырь: история и адрес, описание, праздники и святыни, схема

1. Церковь была возведена по указу смоленского князя Давида Ростиславича, княжившего с 1180 по 1197 год. В своё время она слыла великолепнейшим и богатейшим храмом во всей северной России. Киевский летописец так описывает ее: “Церковь Святого Архистратига Михаила!… Такое же несть в полунощной стране… и иконы и златом и серебром и жемчугом и камением драгым украшена” (История Государства Российского. III, 455 прим. 97).
Вся суровая история Смоленска отразилась в судьбе этой церкви. Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костёл. Восстановлен при царе Алексее Михайловиче. В это время были переложены своды и верха стен. В 1775-85 годах вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу.

2. В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.

3. В 1833 году в церковь Архангела Михаила была перенесена гробница князя Давида Ростиславича, найденная в руинах собора Борисоглебского монастыря. Ее судьба после закрытия монастыря неизвестна.

4. После революции храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского.

5. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Раскопками открыто не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Не менее чем на половину высоты уцелели только три памятника смоленского зодчества: помимо Свирской, это более ранние церкви Петропавловская и Богословская.
Неизвестную страницу древнерусского зодчества — формирование в Полоцке и Смоленске своеобразного аналога западноевропейской готики, позволили восстановить исследования Н.Н. Воронина, проведённые в послевоенное время. Оказывается, смоленские зодчие строили столпообразного храма и в других землях — в Новгороде, Пскове и, вероятно, в Рязани. В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Не исключено, что если бы развитие “высотной” архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике.

6. Через проездные ворота в колокольне входим на территорию храма.

7. Кирпичные стены колокольни побелены. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине.

8. Завершается колокольня легким восьмигранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки.

10. Стены церкви сложены из плинфы — широкого плоского кирпича. Встречается лекальная плинфа для декоративных элементов, и трапециевидная в оконных откосах. Фасады оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в начале XVIII века, были побелены по тонкой известковой обмазке. Домонгольская часть здания сохранилась на высоту до сводов.

11. Храм представляет собой вытянутую вверх башню с тремя притворами — с севера, запада и юга, и апсидой с восточной стороны. Благодаря этому здание в горизонтальной плоскости образует крест. Храм имеет большие размеры: его ширина 28 метров, длина 28,6 метра, высота 38,5 метра. Чрезвычайно большая высота основного объема подчеркнута массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами.

12. Идея столпообразного храма с подчеркнутой вертикальностью композиции выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко.

15. Отличительная черта этой церкви — прямоугольные боковые апсиды. Центрическая ступенчатая композиция храма получила распространение в других местных школах зодчества Древней Руси. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде. Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления конца ХII века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений. С западной стороны фасад воспринимается как главный.

Архангельская (Свирская) церковь. Вид с запада

18. На фасадах выступающие ряды чередуются с заглубленными.

19. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посeредине.

Архангельская (Свирская) церковь. Вид с юга

22. В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П.Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века.

23. По проекту реставраторов С. С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой в 1976-1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы).

24. В 1985 году была закончена реставрация фасадов древнего храма, дошедшего до нашего времени в редакции середины XIX столетия.

26. В основу проведённых работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений.

29. Вертикальные пропорции внутреннего пространства храма ещё более захватывают своей устремлённостью ввысь. Пение хора тоже возносится вверх.

30. Купол поддерживают массивные колонны, соединенные вверху арками. Свет в храм проникает через окна купола и через два ряда пробитых в стенах окон позднейшего устройства. Такое рассеянное освещение вместе с массивностью колонн, толщиною стен и древностью храма, создёт особое благоговейное настроение уже при самом входе в храм.

31. Алтарь состоит из трёх отделений: посередине — главный престол во имя Архангела Михаила, справа устроен престол во имя Алексия Божия человека, слева придел во имя Александра Невского. Для переходов из одного отделения в другое оставлены в толстых простенках с той и другой стороны главного престола высокие узкие отверстия.

32. В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Богослужение возобновлено в 1991 году. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века. Белокаменный резной иконостас и престол храма освящён в 1999 году.

33. Из домонгольских храмов Свирская церковь — единственная дошедшая до наших дней церковь башенного типа.

Архангельская (Свирская) церковь: 1. Реконструкция Н.И. Брунова. 2. Реконструкция П.Д. Барановского. 3. Реконструкция С.С. Подъяпольского. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 166, 167, 186.)

Обмерный план. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 168.)

Церковь Архангела Михаила Оставить отзыв

В любом историческом альбоме, рассказывающем о достопримечательностях Смоленска, в путеводителях, на памятных фотографиях нашего города обязательно будет присутствовать удивительная бело-розовая церковь, будто сошедшая со страниц древней летописи, – это храм Архистратига Божия Михаила, расположенный в западной части города на высоком холме над Днепром. Храм этот, действительно, уникален: он построен еще в XII веке и является едва ли не единственным примером архитектуры смоленской зодческой школы.

Фото Николая Дементьева (Смоленск)

История создания храма и его названия

Храм Архангела Михаила возведен при княжении Давида Ростиславовича в 1191-1194 годах. И о нем и впрямь говорится в летописях, например, в Ипатьевской летописи, где дано такое описание храма: «Такое же несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивится изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены и всею благодатию исполнена…».

Читайте также:  Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение

В народе церковь еще называют «Свирская». Откуда взялось это название доподлинно неизвестно. Более «древний» вариант объяснения говорит, что храм стоял на пересечении с торговыми путями из Северских, или свирских, земель – отсюда и название. Более «позднее» предположение связывает название Свирской церкви с тем, что в 1733 году здесь был освящен придел в честь святого преподобного Александра Свирского.

Фото предоставлены фотографом Денисом Максимовым (Смоленск)

С названием, посвященным Архангелу Михаилу, тоже не все просто. Храм всегда был посвящен предводителю Небесного воинства, но за время его существования изменилась привязка к разным церковным праздникам. Первоначально храм назывался «Храмом чуда архистратига Божия Михаила в Хонех». Память этого события (чуда, совершенного святым архистратигом Михаилом в Хонех) совершается Церковью 19 сентября по новому стилю, 6 сентября – по старому, этот день и был престольным праздником храма. Сейчас же храм Архангела Михаила празднует престольное торжество 21 ноября (8 ст. ст.) в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Впрочем, чудо архистратига Михаила в Хонех в храме тоже почитают, считая вторым престолом.

Храм в XVII – XIX веках

Но вернемся к историческому пути смоленской святыни. Начало XVII века была ознаменовано страшными смутами на Руси, не избежала печальных последствий передела государственной власти и Смоленщина, оказавшаяся в 1611 году под властью польского короля Сигизмунда III. Храм Архангела Михаила, как и другие православные храмы, был превращен поляками в костел и даже до построения в Смоленске католического кафедрального собора в 1627 году считался соборным для всех католиков.

Государь Алексей Михайлович Романов, вернув в 1654 году Смоленск под власть Москвы, заботился и о восстановлении поруганного в годы польской интервенции православия, и в 1655 году храм Архангела Михаила снова стал православным приходом.

В XVIII веке ктитором храма становится купец Василий Григорьевич Хлебников. Он был старостой церкви, и на его средства храм отреставрирован, вокруг выстроена каменная ограда и колокольня. В таком виде ансамбль Свирской церкви сохранился и поныне. Интересно, что при храме Архангела Михаила трудами Василия Хлебникова было открыто первое в Смоленске (после поляков) училище для бедных и беспризорных детей.

Архивные фото с сайта Администрации г.Смоленска

Серьезным испытанием была для Михаило-Архангельской церкви Отечественная война 1812 года. Свирское предместье заняли французские войска, они жестоко надругались над православной святыней: уничтожили в ней напрестольную сень, иконы и деревянный пол. Одна из главных святынь храма – чтимая икона Божией Матери «Иерусалимская» – была расколота на две части и выброшена на кладбище. Пострадала и гробница устроителя церкви – князя Давида Ростиславовича.

Заботами императора Александра I после изгнания французов храм был возрожден к богослужебной жизни. Благодарные смоляне в память об этом при повторном освящении храма посвятили придел, до трагических событий освященный в честь преподобного Александра Свирского, святому небесному покровителю императора – благоверному князю Александру Невскому.

Храм в XX веке

В XX веке храм Михаила Архангела разделил участь многих православных храмов и монастырей. В 1930 году богослужебная жизнь была прекращена, храм закрыт, и в нем устроен склад Народного Комиссариата Обороны. И только в 60-х годах в судьбе церкви наметились изменения: была начата историческая реставрация по проекту Петра Дмитриевича Барановского. Петр Барановский ратовал за возвращение архитектурным памятникам первоначального облика, так в храме Архангела Михаила были удалены наслоения XVIII-XIX веков и восстановлены первоначальные проемы над притворами. Работа П.Д. Барановского была продолжена С.С. Подъяпольским и Т.Е. Каменевой, по чьим проектам велась научная реставрация фасадов и интерьера с 1978 года.

Храм архангела Михаила, Смоленск: история, описание

Храм Архангела Михаила, или Свирская церковь — одна из древнейших культовых построек в Смоленске. Это единственный точно датированный и хорошо сохранившийся памятник православной культуры подобного архитектурного направления. Святыня находится в числе первых православных сооружений на Руси, возведенных по типу каменного столпообразного зодчества.

История

Храм Архангела Михаила (Смоленск) был сооружен в 1194 году. Заказчиком выступил сам князь Смоленский Давид Ростиславич, потратив на возведение церкви немалые средства. Его целью было затмить масштабами нового сооружения все близлежащие храмы.

В сохранившихся летописях того времени имеются восхищенные отзывы о Смоленском храме Архангела Михаила, который на фоне деревянных построек поражал своей монументальностью и богатством интерьера.

Во время нападения на Смоленск польско-литовских войск в 1609 году Михайловский храм был захвачен врагами и использован в качестве крепости. В 1611 году церковь была переоборудована в костел и здесь был организован католический приход, просуществовавший до 1627 года.

Во власть Российского государства Смоленск был возвращен в 1654 году. Тогда же храм Архангела Михаила был переосвящен и открыт для православных богослужений.

В 1733 году к церкви пристроили придел (ныне не существующий), освященный во имя Александра Свирского. Позднее старостой храма Архангела Михаила в Смоленске был назначен купец А. Хлебников. При его попечительстве в период с 1775 по 1785 годы была построена каменная колокольня, ограда и одноэтажный дом, в котором на собственные средства Хлебникова обучались мальчики из бедного сословия.

Во время войны 1812 года Михайловский храм был разграблен и разрушен французами. После изгнания неприятеля церковь была восстановлена на деньги купца Хлебникова при личном вмешательстве императора Александра I.

В 1833 году сюда привезли белокаменную усыпальницу с останками князя Давида, найденную в разрушенном Борисоглебском монастыре. После закрытия храма гробница была вывезена и помещена в исторический музей. В 1950 году саркофаг был разбит. Чудом сохранившаяся часть усыпальницы Давида сейчас хранится в Смоленском музее-заповеднике.

С XIX века церковь становится не только приходской, но еще арестантской и полковой.

Советский период

В 1930 году храм Архангела Михаила в Смоленске был закрыт. Все церковное имущество конфисковано, а здание использовано под военный склад.

В Великую Отечественную войну церковь существенно не пострадала, но тем не менее после нее нуждалась в реставрационных работах. В здание не было кровли и местами отлетела штукатурка. В таком состоянии храм простоял два десятилетия, постепенно разрушаясь.

В 1963 году благодаря реставрационным работам, был отчасти восстановлен первоначальный облик храма, утраченный при обновлениях в XVIII веке и разрушениях XX века. Правда, это коснулось только внешнего вида храма. Внутри церковь стояла пустой и неустроенной.

Следующий цикл реконструкционных работ был начат в 1978 году силами Смоленской научно-реставрационной мастерской. Восстановление проводилось с небольшими перерывами до 1990 года и осталось незавершенным. Главной причиной этого послужило отсутствие должного финансирования и дефицит необходимой для работы плинфы.

В 1982 году на фасаде здания была восстановлена часть архитектурных элементов XII века: маленькие окна, барабан, карнизы, киот над южным порталом. Можно сказать, что реставрация имела ограниченный характер и не ставила своей целью полное воссоздание оригинального облика.

Одним из основных моментов реконструкции было восстановление оконных проемов. Их форма была значительно изменена при перестройке в XIII веке, что сильно исказило внешний облик святыни.

Архитектура

Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.

Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.

На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.

Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.

Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.

Читайте также:  Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.

Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.

Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.

Внутреннее убранство

Внутри Михайловская церковь была также богато украшена и расписана, но сохранились только отдельные фрагменты фресковой и темперной живописи.

Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства этой церкви важную роль играло освещение. Центральная часть здания хорошо освещена благодаря большим окнам в простенках длинного барабана и дополнительным окнам.

Можно предположить, что в те времена, когда храм был расписан, это обилие света, яркость пышного убранства и устремленность вверх производили на прихожан незабываемое впечатление.

Храм Архангела Михаила в Смоленске (фото см. в обзоре) — блестящий образец мастерства древнерусских зодчих. Дальнейшее формирование этого архитектурного направления было прервано татаро-монгольским нашествием, которое надолго приостановило монументальное строительство на русской земле.

Возрождение

В 1990 году храм Архангела Михаила (Смоленск) был возращен Смоленской епархии. Тогда же были начаты реставрационные работы, по окончании которых культовое здание должно приобрести первоначальный облик XII века.

Частично средства на восстановительные работы выделило государство, но основные работы проводились самостоятельно, под руководством прихода. Важной проблемой реставрации был выбор фактуры и цвета наружных поверхностей.

В 1991 году вновь стали проводиться регулярные богослужения. В 1999 году в храме был установлен новый резной иконостас, выполненный по образцу иконостаса церкви Святого Пимена в Новых Воротниках.

Современное состояние

Сегодня храм Архангела Михаила в Смоленске является действующим, хотя реставрационные работы еще не завершены. При церкви работает воскресная школа и библиотека духовной литературы.

Настоятелем храма Архангела Михаила (Смоленск) является протоиерей Павел Петровский.

Расписание служб

Храм Архангела Михаила в Смоленске, расписание богослужений в котором можно в случае необходимости найти на сайте, открыт для прихожан ежедневно с 8:30 до 19:00 часов.

Утренняя служба начинается в 9:00. Вечерняя литургия совершается в 17:00.

В праздничные и воскресные дни режим работы храма может меняться. Подробное расписания богослужений на каждый день можно увидеть на официальном сайте Смоленской епархии.

Расположен храм Архангела Михаила в Смоленске по адресу: ул. Парковая, дом 4а.

Как добраться

Михайловский храм находится в шаговой доступности от ж/д или автовокзала. Следует пройти по мосту через Днепр и свернуть направо на улицу Б. Краснофлотскую. Время в пути – около 30 минут.

Смоленск. Церковь архангела Михаила

В некрологе смоленскому князю Давиду Ростиславичу, скончавшемуся в 1197 г., отмечено, что этот князь имел обычай «.. .по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея» [HJI 6705]. Учитывая, что при жизни Давида церковь была не только достроена, но расписана и украшена утварью, а летописец говорил о сложившейся привычке этого князя ходить в построенную им церковь, закладку здания можно ограничить 1180 и 1190 гг. Точное название храма — церковь Чуда архангела Михаила. В более позднее время церковь получила наименование Свирской. В XVII—XIX вв. в церкви происходили значительные перестройки. Изучение памятника началось с 1923 г.; детальное исследование проведено в 1961 —1963 и 1975 гг. под руководством С. С. Подъяпольского (рис. 23).

Рис. 23. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Западный фасад. Реконструкция С. С. Подъяпольского.

Церковь представляет собой большой шестистолпный храм, подкупольное пространство которого образовано не восточными, а западными столбами (табл. 13). Однако в объемной композиции здание является не шестистолпным, а четырехстолпным, поскольку восточная пара столбов в действительности служит опорой восточной стены храма. Центральная апсида большая, полукруглая; боковые снаружи прямолинейные. Ко всем трем порталам храма примыкают притворы, причем северный и южный имели самостоятельные апсиды, ныне не существующие, но вскрытые раскопками. Столбы церкви крестчатые. Общий размер храма без притворов: длина 23.6 м, ширина 16.3 м, азимут 77°. Подкупольное пространство вдоль храма равно 5.5 м, поперек — 5.2. Объемная композиция здания центрична, с отчетливо выраженным ступенчато-башнеобразным характером. Средняя апсида высокая. Притворы и боковые апсиды значительно ниже, а апсиды притворов еще ниже. Высота средней закомары фасадов над первоначальным уровнем земли около 21.2 м. Общая высота здания до вершины купола приблизительно 33 м.

Своды храма полностью переложены в XVII—XVIII вв., но сохранились почти все древние арки, разделяющие своды, в том числе и подпружные под барабаном. Уцелели также постамент под барабаном и значительная часть самого барабана. Исследование памятника показало, что угловые членения были перекрыты сводами в четверть окружности, опирающимися пятами на южную и северную стены. Фасады здания поэтому завершались трехлопастными кривыми. По-видимому, трехлопастное очертание имел и постамент, расположенный под барабаном. Диаметр барабана несколько меньше подкупольного пространства, что достигнуто сужением верха парусного кольца.

Притворы полностью открыты внутрь храма и первоначально были разделены сводами на 2 яруса; в настоящее время такой свод сохранился только в западном притворе. Второй ярус притворов, очевидно, служил княжескими хорами, причем помещения хор в притворах сообщались между собой проходами в толще стены. Местоположение лестницы, ведшей на хоры, пока не установлено. В храме имеются аркосольные ниши.

Кладка исполнена из кирпичей размером 3.5—4X20—20.5X27—28 см. Встречаются также лекальные кирпичи. Нижняя часть стен на высоту от 2.5 до 4 м сложена в обычной для Смоленска равнослойной технике, затем идет полоса кладки со скрытым рядом, имеющая ширину 1—2 м, а выше — опять равнослойная. Здание было укреплено несколькими поясами деревянных связей, проходивших как в толще стен, так и между столбами. В нижнем ярусе связи размещались только внутри стен. Фундамент храма состоит из небольших валунов, уложенных насухо. Над фундаментом — вымостка из 2—3 рядов кирпичей.

Фасады церкви были богато декорированы, особенно стены притворов. Лопатки храма представляли собой сложнопрофилированные пучковые пилястры с тонкой полуколонкой на оси каждой из них. Фасады украшали пояса аркатуры и поребрика, двухуступчатые пиши, большие ниши-кпоты над порталами, декоративные кресты, бровки над окнами. Окна на фасадах расположены в 3 яруса. Большинство оконных проемов несколько расширяется наружу и внутрь; для кладки таких окон использовались специальные трапециевидные кирпичи. В средних пряслах западной, северной и южной стен выше примыкания притворов находились тройные оконные проемы, в которых среднее окно завершалось циркульной аркой, а боковые — полуарками. Окна барабана имели снаружи уступчатые ниши, а бровки над ними объединялись в аркатуру. На поверхности фасадов, особенно в шипах, сохранились остатки штукатурки со следами росписи. Пол храма лежал на слое подсыпки и был несколько поднят выше уровня окружающей земли. От убранства самого пола уцелели лишь фрагменты поливных керамических плиток. Храм был внутри расписан, но на месте найдены только незначительные фрагменты фресковой живописи.

Подъяпольский С. С. Церковь архангела Михаила. — В кн.: Воронин И. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска…, с. 163—195; Брюсова В. Г. Вновь открытые фрески церкви архангела Михаила в Смоленске. — В кн.: Культура и искусство Древней Руси. «П., 1967, с. 82—89; Воронин Н. Н. Смоленская живопись…, с. 132—135.

Ссылка на основную публикацию