Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Ярославль, церковь Ильи Пророка: история, описание, фото

Множество уникальных достопримечательностей может показать своим гостям красивейший город Золотого кольца, старинный исконно русский Ярославль. Церковь Ильи Пророка входит в число немногих сохранивших свой первозданный внешний вид, хотя с момента ее основания прошло без малого четыре века. Эта церковь интересна историей своего создания, архитектурой, а более всего внутренним убранством и росписями, которые делают ее жемчужиной российского церковного зодчества и живописи.

Месторасположение

Практически в центре города возведена церковь Ильи Пророка (Ярославль). Адрес у нее такой: площадь Советская, дом №7. Доехать сюда с ж. д. вокзала можно на маршрутке №99. До 1918-го года площадь Советская именовалась Ильинской, так как здесь располагалась Ильинская церковь.

Начиная с 1878 года городские власти начали проводить реконструкцию Ярославля. В этот период были спрямлены или убраны небольшие кривые улочки и тупики, в результате чего церковь получилась в самом центре бывшей торговой площади, переименованной в Ильинскую. Теперь от нее расходились, подобно лучам, несколько городских улиц. В настоящий момент это улицы Кирова, Советская и Нахимсона.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

Место для строительства церкви

В мае 1647 года Скрипины начали возведение храма, название которому дали не случайно. В Ярославле очень почитался пророк Илья. К нему нужно было обращаться только с чистой душой, иначе он ни в чем не помогал. Считается, что, именно когда отмечался день этого святого (2 августа), был заложен Ярославль.

Церковь Ильи Пророка братья решили возвести в своем дворе, там, где в прежние годы были две деревянные церквушки. Одна – во имя Ильи Пророка, была неотапливаемой (как говорили, холодной), другая – Покрова Богоматери – отапливаемой (или теплой). Все горожане, и очень религиозные Скрипины в том числе, верили, что это место святое, потому что в 1612 году, когда по улице проносили икону Спаса, прозрел слепой, лишь только шествие поравнялось с тем местом, где стояла холодная церковь Ильи Пророка. Жили Скрипины в центральной части Ярославля, на улице Пробойной, возле торговой площади, позже ставшей Ильинской.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Почему возвели третий придел

Когда строительство церкви подходило к концу, патриарх Иосиф, получивший разрешение царя – батюшки Алексея Михайловича – подарил братьям Скрипиным частицу ризы Христа. Эта бесценная реликвия, несомненно, сделала более значимым небольшой по тем временам городок Ярославль. Церковь Ильи Пророка благодаря драгоценному подарку приняла такой внешний вид, которым все мы можем сейчас любоваться.

Ризу Христа в 1625 году вручил патриарху Филарету посол грузинского шаха Аббаса. Она считалась священной и хранилась в Москве в Успенском соборе. В 17-м веке было принято отделять от нее небольшие фрагменты и посылать в дар особо отличившимся людям. Позже эта практика была запрещена. Для братьев Скрипиных стало величайшим событием в их жизни получение фрагмента ризы. Они специально для хранения реликвии достроили третий придел, который назвали Ризоположенческим.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Колокольня

С северо-западной стороны к храму примыкает колокольня. Благодаря тому, что в 17-м веке строилась церковь Ильи Пророка (Ярославль), стиль для возведения ее колокольни и Ризоположенческого придела мастера использовали шатровый. В 18-м веке строительство церквей в этом стиле было запрещено как не соответствующее церковным канонам.

Дизайн колокольни прост и строг, без лишних деталей. Снаружи можно видеть ребра (лопатки) в местах установки опор. Всего их 8, поэтому тип здания называют восьмерик. Стены колокольни завершает один ярус звона, имеющий 8 окошек. Каждое окружено арочными проемами. Над этим ярусом расположено два ряда «слухов» – специальных отверстий для лучшего резонанса звона. «Слухи» представляют собой оконца, украшенные наличниками. Венчает белоснежный шатер зеленая луковка с крестом.

Ризоположенческий придел

Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.

Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Одно из уникальнейших храмовых сооружений не только Ярославля, но и всей русской православной архитектуры, относящейся к середине 17 столетия, можно увидеть на Советской площади города. Это прекрасная Ильинская церковь, или Церковь Ильи Пророка, украшающая главную городскую площадь.

Этот шедевр церковного строительства и внутренней стеновой фресковой росписи чудом сохранился с 17 века практически в первозданном виде и является сегодня одной из «визитных карточек» города и притягательной достопримечательностью даже при однодневном посещении города.

Ильинская церковь на Советской площади

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины – решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Читайте также:  Храм Успения Богородицы в Вешняках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина – строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы – в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Архитектурная уникальность храма

Внешнее оформление

Ильинская церковь строилась как соборный храм византийского типа. Основным материалом для строительства служил большемерный красный кирпич, а на декор шел белый камень. До начала 18 века храм существовал в таком виде, затем он был побелен известкой с добавлением охры.

Архитектурная планировка Ильинского храма весьма своеобразна, а его внешняя структура привлекает внимание уже своей ярко выраженной ассиметричностью, что очень присуще многим ярославским храмам 17 столетия. Сложная ассиметричная планировка Ильинской церкви делает ее уникальным городским храмом, вид на которой с различных ракурсов совершенно неповторим.

Вид на Ильинский храм с северной стороны

Помещение центрального храма находится на высоком подклете и снабжено пятью крупными луковичными главами на барабанах, снабженных световыми оконными проемами. Сами барабаны имеют украшения в виде узорчатых поясков и изящных кокошников.

Вокруг основного храма группируются приделы, галереи и колокольня и все это вместе создает неповторимый архитектурный ансамбль, из гармоничного объединения которого вырываются вверх Колокольня и Ризоположенский придел. С южной стороны находится Покровский придел с Трапезной. На восточной стороне очень небольшой башенный придел Гурия, Самона и Авива с трехъярусным украшением из кокошников. Подклет этого придела и является семейной усыпальницей Скрипиных. Западная галерея соединяет Колокольню с Ризоположенским приделом.

Вид с западной стороны

Построенный позже остальных, Ризоположенский придел выделяется не только шатровым завершением, но и сочетанием удивительной легкости и величественности. На чуть вытянутом в высоту четверике, снабженном окошками, находится невысокий, но довольно крупный восьмерик. Место перехода одного в другое отмечено изящными угловыми кокошниками. Восьмерик плавно переходящий в ажурный восьмигранный шатер. Два нижних яруса шатра выделяются небольшими волнами кокошников, а идущие от них вверх грани декорированы параллельными выступами-насечками. Все эти детали создают ощущение легкости и изящности. Кроме этого придела в храме имеется еще два, один из которых – у южного фасада Покровский – вместе с Трапезной является теплым.

Колокольня находится на северо-западе храма. Выполнена она в строгом и простом ключе, без излишеств. Ее восьмигранное основание – восьмерик, имеет декоративные лопатки, скрывающие опоры и подчеркивающие граненое строение нижней части сооружения. Ярус звонницы имеет восемь арочных оконных проемов. Еще выше находятся «слухи» с наличниками – специальные отверстия для улучшения звукового резонанса. А белое шатровое завершение заканчивается зеленой луковкой и крестом.

Снаружи храмовые стены не расписаны, как было в конце 17 века, они просто отштукатурены, но при этом каждый из фасадов индивидуален. Фасады ансамбля с западной и северной сторон более декоративны и парадны. Они украшены такими архитектурными деталями как прорисованные арки, наличники разных форм, квадратные углубления ширинок, с резными вставками изображений фантастических животных.

Архитектурный декор стен

Живописное оформление сохранилось сегодня только на фронтоне западного крыльца. Это панно «Распятие», расположенное над входом в храм, реставрируется во время каждого ремонта.

Панно “Распятие” над западным входом

По всей длине карнизов можно видеть нарядный позолоченный железный подзор. Как и центральный купольный крест этот подзор выполнен неизвестными ярославскими кованых дел мастерами в 17 столетии.

Внутреннее убранство: росписи, иконостас и т.д.

Четырехстолпное внутреннее пространство храма имеет множество объемов, шатровый и купольный приделы, пять престолов и шатровую колокольню. Все помещения связаны между собой крытыми галереями, стены которых, как и стены самого храма покрыты фресковыми росписями на библейские и бытовые сюжеты. Эта роспись чудом сохранилась со второй половины 17 века. Ее только неоднократно очищали от пылевого и грязевого налетов.

Фресковые росписи внутренних помещений Ильинского храма

Прогулка по всем трем храмовым галереям – это знакомство с уникальнейшей стеновой живописью, являющейся настоящим шедевром данного вида искусства. Самым интересным галерейным коридором является путь от Розоположенского придела к Колокольне. Галереи расписывались еще годы спустя после оформления основного храмового интерьера.

Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.

Стеновая роспись

В сценах третьего яруса запечатлены известные фрагменты жития Ильи, его чудеса врачевания и контакты с народом. Четвертый ярус посвящен житию Апостолов, а пятый и шестой – сюжетам Евангелия.

Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.

Иконостас

Отдельно нужно обратить внимание на тонкую работу резчиков по дереву, оформлявших сам иконостас, царские врата и надпрестольную сень. На шести иконостасных ярусах находятся самые старинные иконы. По центру расположены иконы, принадлежавшие купеческой семье Скрипиных. Все они были когда-то в богатых окладах с жемчугом и драгоценными камнями.

Филигранная резьба в оформлении Иконостаса

Иконостасы приделов несколько отличаются от главного, но они так же содержат старинные и ценнейшие иконы. Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.

Режим работы

Богослужения, и туристическое посещение храма возможно только в летнее время при хорошей погоде. Во время дождей храм временно закрывается. С октября по май Ильинская церковь также не доступна для посещения. Такой режим работы призван обеспечить максимальную сохранность внутренний фресковой росписи 17 века.

В летний период Ильинская церковь в качестве филиала Ярославского музея-заповедника работает с 8.30 до 19.30. Выходным днем является среда.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ярославская школа древнерусского зодчества имеет свои особые черты. Одним из ее характерных представителей является Церковь Ильи Пророка. Этот храм уникален сочетанием разнообразных форм как во внешнем, так и внутреннем убранстве и отличается от других храмов России. Кроме того, это одно из немногих сооружений, дошедших до нас в практически изначальной форме, благодаря чему мы можем понять, каким образом древние зодчие выражали свое видение церковного строительства. Этот рассказ о данном шедевре древнерусской архитектуры, его достопримечательностях и отличительных чертах, а также о современности.

Где находится

  • Церковь Ильи Пророка находится по адресу: город Ярославль, площадь Советская, 7.
  • Телефон +74852303869.

Как лучше добираться

  1. Если вы путешествуете общественным транспортом, до Ярославля можно добраться на поезде.
  2. От железнодорожного вокзала Ярославль Московский до Церкви Ильи Пророка вы можете дойти пешком, расстояние составляет чуть более трех километров.
  3. Также можно воспользоваться городским автобусом. Вам подойдут маршруты, следующие через Красную площадь, от нее пешком по улице Советской.

Посещение

  1. Церковь Ильи Пророка доступна для посещения в летний сезон (май-октябрь) каждый день.
  2. Среда – выходной.
  3. Работает музей с половины девятого утра до половины восьмого вечера.
  4. В остальное время года посещение церкви возможно лишь по предварительному согласованию.
  5. В дни с осадками доступ в Церковь Ильи Пророка закрыт.

Архитектурные и культурные достопримечательности Церкви Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка считается памятником архитектуры XVII века и шедевром древнерусского зодчества. Ее основной чертой является асимметричность. Благодаря этому храм при обзоре под разными углами предстает в разных образах. Кроме того, это тот редкий случай, когда здание церкви дошло до наших времен практически без изменений и перестроек. Храм представляет собой композицию, в центре которой находится летняя церковь, увенчанная пятиглавием. Окружают церковь колокольня, а также четыре самостоятельных придела.

  • Особой достопримечательностью являются фрески Церкви Ильи Пророкав Ярославле. Их особенностью является широта тематик. На фресках изображены как ветхозаветные и евангельские сюжеты, так и бытовые сцены. Написаны всего в течение двух лет в конце XVII века группой мастеров под руководством Гурия Никитина и Силы Савина.
  • Следует уделить внимание иконостасам церкви, среди которых особо выделяется иконостас центрального храма. Он выполнен в конце XVII века и содержит порядка ста икон различных эпох и школ.
  • Одной из самых ценных считается икона Божьей Матери Тихвинской, работы XVI века.
  • Весьма интересно декоративное оформление церкви. Здесь можно полюбоваться на интересные образцы резьбы по дереву. Таким образом оформлены как оклады икон, так и бытовые предметы.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле на фото


Такой видят Церковь Ильи Пророка посетители со стороны главного фасада.

При смене ракурса церковь предстает уже в другом образе.

Внутреннее убранство храма, хорошо видны знаменитые фрески.

Читайте также:  Храм Воскресения Христова в Форосе: история и адрес церкви, как добраться и доехать, график работы и расписание богослужений

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Содержание:

Церковь Илии Пророка строили богатые ярославские купцы. Для своего храма они отобрали самое лучшее из созданного русскими художественными школами XVII века. При этом в старину церковь выглядела не так, как сегодня, — ее не белили, стены оставались краснокирпичными, с синими и зелеными кокошниками и наличниками.

История церкви Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей — покровительницей живших на этих землях племен — произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

«христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в свое имя Ярославлем».

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы — братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

«Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили — она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Храм Илии Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки Ярославля по генеральному плану 1778 года. Тогда же, в XVIII веке, купола церкви перекрыли ставшими к тому времени «фирменными» ярославскими чешуйками. Несколько раз на протяжении следующего столетия росписи внутри церкви поновляли, но, тем не менее, храм постепенно ветшал, и к концу XIX века встал вопрос о его реставрации.

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Первая научная реставрация храма

Летом 1894 года Вахромеев обратился к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану (Рудневу) с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в храме Илии Пророка, план одобрили все инстанции, включая императора и Святейший Синод, и Иван Александрович принялся за дело. Все работы исполнены весьма добротно с полным сохранением древнего рисунка. На все работы употреблено до 40 тысяч рублей, многое со времен того грандиозного ремонта сохранилось в храме до наших дней!

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под. антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат — маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

Храм Илии Пророка после войны

В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина.

В храме Илии Пророка пришлось промывать стены, укреплять красочные слои. То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решетку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле.

Ярославская школа зодчества — явление совершенно особое в истории русской архитектуры, это — квинтэссенция узорочья. XVII столетие, когда была возведена церковь Илии Пророка, — золотой век ярославского храмостроительства. Даже сейчас, после безжалостного «прореживания» храмов города в советскую эпоху, удивляешься, насколько не похожи друг на друга, неповторимы и уникальны уцелевшие церкви.

Впрочем, как раз удивительного в этом ничего нет. Достаточно вспомнить, что Ярославль был богатым купеческим городом. Купцы — благодарные прихожане — жертвовали щедрые суммы на храмы. Но человек остается человеком — привыкшие к профессиональной конкуренции, жертвователи и в строительстве пытались перещеголять друг друга. Отсюда все богатство форм и декора, главы самых неожиданных очертаний, непременные поливные изразцы.

Храмы Ярославля XVII века можно четко разделить на две группы: «симметричные» — такие строили вдоль Волжской набережной, они формировали облик города при взгляде с реки; и «асимметричные», рассчитанные на круговой обзор и с каждой точки выглядящие по-разному. Церковь Илии Пророка — из второй группы.

Само «тело» храма — традиционный четверик на высоком подклете, но как он обыгрывается дополнительными объемами! Четверик обстроен галереей и приделами, один из которых (северный) деликатно завершен традиционным перекрытием с кокошниками и луковичной главкой, удачно «играющей» с пятиглавым верхом самой церкви. Зато другой увенчан дерзким высоким шатром и подобен второй колокольне — с определенного ракурса церковь даже кажется симметричной из-за этих двух шатров, но это ощущение обманчиво. И дело не только в том, что шатры не повторяют друг друга по форме.

В отличие от колокольни, пристроенной к храму с запада, южный придел отстоит от него значительно дальше. Эта смелая игра объемами и создает тот удивительный эффект, суть которого понимаешь, когда неспешно обходишь площадь, постоянно удерживая церковь в поле зрения. Парадный, но в то же время необычайно изящный, обращенный к Присутственным местам и Спасо-Преображенскому монастырю юго-западный фасад сменяется спокойным северо-западным — отсюда Ильинская церковь выглядит вполне традиционно и даже неожиданно камерно, «компактно». По мере продвижения на восток, к алтарным апсидам, храм приобретает монументальность, свойственную зодчеству Древней Руси. И наконец, с юга он поражает пластичностью, насыщенной фактурой — благодаря вынесенному шатровому приделу и непринужденным вариациям на тему форм и размеров оконных проемов.

Таковы горизонты, которые раскрывает перед имеющим вкус архитектором асимметрия.

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле.

Сложно передать словами то ощущение, которое возникает у неподготовленного зрителя (да и у подготовленного тоже!) при входе в храм Илии Пророка. Разумеется, предварительно придется пройти необходимые формальности в виде покупки музейного билета, но затем посетитель в один момент забывает, что он в музее. Великолепные фрески делают храм живым, дышащим, они буквально взрывают воображение и вовлекают человека в хоровод красок и образов. Однако, преодолев первое впечатление, начинаешь понимать, что пестрота эта упорядочена и столь буйный праздник цвета художник подчинил достаточно четким канонам.

Росписи храма располагаются фризами — широкими горизонтальными полосами. Фризов этих может быть до пяти, если не считать самого нижнего: он находится ниже уровня глаз наблюдателя и представлен в основном орнаментами — они как бы обрамляют сюжетные и образные линии верхних поясов. Своды — «небо» храма, галерей и приделов —отведены основным евангельским сюжетам, под ними — Деяния апостолов, еще ниже — так называемые «храмовые» фрески, связанные с посвящением церкви:здесь изображены сцены из жизни пророка Илии и его ученика, пророка Елисея, чудеса этих святых (исцеления, воскрешение мертвых и другие). В этом ярусе располагается и знаменитая «Жатва».

Галереи церкви и шатровый Ризоположенский придел расписывались уже не Гурием Никитиным, а местными ярославскими изографами после 1681 года, когда мастер закончил работу в храме. Завершали роспись и вовсе после смерти Никитина, в 1716 году. Фрески вышли проще, хотя и они по-своему интересны. В Ризоположенском приделе, например, изображения рассказывают об обретении Ризы Господней.

Иконостас главного храма специалисты считают одним из лучших в XVII веке. Он состоит из шести ярусов — между традиционными пророческим и деисисным чинами расположен так называемый вкладной. Резное чудо мастера Ильи Якимова украшают около ста икон! «Спас Смоленский» и «Спас Эммануил с ангелами» работы ярославца Стефана Дьяконова — из тех икон, что находились в церкви изначально, то есть отбирались лично братьями Скрипиными.

Особое внимание привлекают «моленные места» в главном храме. Уникальные резные, с высокими шатрами, сени над тронами были изготовлены ярославскими умельцами в середине XVII века. Как гласит легенда —для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, а образцом послужило «царское место» Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Шедевры эти, впрочем, изначально делались для другого храма — Николы Мокрого, а в церковь Илии Пророка попали уже в ее «музейную» эпоху.

Церковь Илии Пророка в Ярославле сегодня

Совместное использование храма епархией и музеем — это, по большому счету, отголоски советской эпохи, но иногда такой симбиоз идет на пользу памятникам — если речь идет о памятниках огромной культурной ценности. Таковы, например, храмы, расписанные известными мастерами, ведь для сохранения фресок нужен особый климатический режим, определенные температура и влажность воздуха. Опытные реставраторы помогают поддерживать шедевры в удовлетворительном состоянии.

Главный престол церкви Илии Пророка вновь освятили в 1989 году. Поначалу богослужения совершались лишь один раз в год — 2 августа, в день памяти пророка Илии. Сейчас служат и по большим церковным праздникам, но только в летний сезон, когда уникадьной стенописи не угрожают ни холод, ни влага.

Храм Илии Пророка регулярно реставрируется. С 1990-х годов и по настоящее время по мере необходимости приводятся в порядок фрески, исправляются кирпичная кладка и кровля, поддерживается в должном виде красочное покрытие фасадов. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник накопил богатый опыт в части реставрации и консервации и все указанные работы проводит своими силами с привлечением местных мастеров.

В июне 2000 года церковь Илии Пророка отметила свой 350-летний юбилей.

Храм Илии Пророка в Ярославле богослужения график работы контакты как добраться самостоятельно расположение на карте

Богослужения в церкви Илии Пророка:

Богослужения в храме проводятся только в летний сезон и по главным церковным праздникам.

График работы храма и время посещения:

Храм открыт как музей с 8:30 до 19:30. Билеты для посещения церкви Илии Пророка продаются у входа в храм. В период с октября по апрель посещение возможно только по предварительным заявкам.

Контакты Ильинской церкви в Ярославле:

  • Адрес храма: г. Ярославль, Советская пл., 7
  • Адрес дирекции музея: г. Ярославль, Богоявленская пл., 23
  • Телефон экскурсионного отдела музея: +7 (4852) 30-38-69
  • Официальный сайт музея: www.yarmp.yar.ru
  • Электронная почта: yarmp.1865@gmail.com

Как добраться самостоятельно к Ильинскому храму в Ярославле:

Из Москвы до Ярославля на автомобиле нужно ехать по федеральной трассе М-8 «Холмогоры»; в город въезжаете по Московскому проспекту (в который переходит М-8); после моста через Которосль, за Спасо-Преображенским монастырем, поворачиваете направо и по улице Нахимсона добираетесь до Советской площади.

С Щелковского автовокзала в Ярославль отправляются автобусы — несколько раз в день, с 8:30 до 23 часов. Время в пути — четыре с половиной часа.

Как вариант, можно воспользоваться железнодорожным экспрессом Москва — Ярославль (комфортней, но дороже) или электричками. Уточнять расписание следует на Ярославском вокзале Москвы.

В городе отлично развит туризм, есть гостиницы всех ценовых категорий. Бронировать номера в них лучше заранее.

Читайте также:  Храм Владимира в Кузьминках: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка – это выдающийся памятник архитектуры и истории, который можно смело отнести к наиболее выразительным и совершенным ансамблям XVII столетия. Храм является одной из главных достопримечательностей Ярославля, а уникальность его состоит в том, что он сохранился до нашего времени практически без изменений. По своей величине он уступает только Успенскому собору в Ярославле и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Гуляя по центру Ярославлю, Вы, конечно, еще издалека увидите это белокаменное строение, расположенное на просторной площади города – Советской, где сходится сразу несколько улиц. Внешнее и внутреннее убранство храма вызывает восхищение. Только самые талантливые мастера – зодчие и художники, кузнецы и резчики по дереву, плиточники и рабочие по серебрению, могли создать эту настоящую сокровищницу древнерусского искусства.

Режим работы Церкви Ильи Пророка в 2019 г.

  • В летний период (с 1 мая по 1 октября) ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход закрывается в 19:00. Церковь может быть закрыта в дождливую погоду по рекомендациям реставраторов для сохранности фресок
  • В зимний период (с октября по апрель) закрыта

Стоимость билетов в Церковь Ильи Пророка в 2019 г.

  • Для взрослых – 120 рублей
  • Для детей старше 16 лет, студентов и пенсионеров РФ – 60 рублей
  • Для детей 7-16 лет – 60 рублей

Из истории

Когда-то на месте этой нарядной церкви стояли два деревянных храма – летний – в честь Ильи Пророка и теплый зимний – во имя Пресвятой Богородицы. Всего за три года с 1747 по 1750 год на месте старых построек ярославские мастера создали великолепный архитектурный ансамбль. На белокаменной плите справа от входа в храм Вы увидите надпись об этом историческом событии.

Работы по созданию храма выполнялись на средства братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, богатых ярославских купцов. Церковь находилась на их подворье и прекрасно вписывалась в единый архитектурный ансамбль. В конце XVIII века Ярославль, как и многие российские города, был перестроен по регулярному плану. Церковь Ильи Пророка оказалась в центре площади, названной Ильинской, позже переименованной в Советскую.

После смерти братьев Скрипиных (Вонифатия в 1660 и Иоанникия в 1661 годах) храм почти не обновлялся и через два столетия сильно обветшал. Только благодаря помощи предпринимателя Ивана Махромеева, в начале XX века были выполнены уникальные работы по реставрации здания и церковь Ильи Пророка удалось сохранить.

В советское время строение использовалась как склад, был период, когда храм хотели снести. В 50-х годах началось его восстановление и в 1969 году обновленный храм был освящен. Сейчас он совместно используется православной церковью и музеем. В дни праздников здесь проходят службы, а в теплое время года храм работает как музей.

Церковь Ильи Пророка – описание

Церковь Ильи Пророка – пятиглавый храм, его барабаны украшены кокошниками и аркатурой (аркатура – это ряд декоративных ложных арок). Для придания выразительности на фасадах храма выполнены квадратные углубления – ширинки, в которых помещены изразцы и белокаменные вставки.

Росписи внутри храма отличаются яркостью красок, они созданы костромскими художниками. Особой ценностью является резной иконостас. Многие иконы храма написаны одним из лучших придворных иконописцев Федором Зубовым. В храме находились иконы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.

Всего в церкви Ильи Пророка пять приделов, главный из которых – в честь Ильи Пророка, а самый большой – Покровский, это боковой придел. Также имеется придел во имя Варлаама Хутынского и придел, посвященный святым исповедникам Гурию, Самону и Авиве, выполнявший роль домовой церкви купцов Скрипиных.

Ризоположеский придел

Пятый Ризоположенский придел церкви Ильи Пророка необычен – он выглядит особо торжественно благодаря своей пирамидальной форме. Эта часть храма была возведена позже основного здания и была предназначена для хранения святыни – частицы Ризы Господней. Святая реликвия была подарена церкви патриархом всея Руси Иосифом в честь окончания ее строительства.

Ярославль был основан в XI веке в Ильин день – 2 августа. С тех пор история города и храма, носящего имя этого Святого, тесно связаны друг с другом. Поэтому неудивительно, что церковь Ильи Пророка является символом города на Волге, входящего в Золотое кольцо России.

Церковь Ильи Пророка – шедевр ярославских зодчих и иконописцев XVII века

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, площадь Советская
Начало строительства: 1647 год
Окончание строительства: 1650 год
Координаты: 57°37’36.2″N 39°53’39.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Ильинский храм, построенный в середине XVII века, стал одной из визитных карточек древнего Ярославля. Он уникален прежде всего тем, что сохранил свое богатое внутреннее убранство. Дошедшие до нашего времени прекрасные росписи и резной золоченый иконостас XVII века признаются вершинами древнерусского художественного искусства. А многие из образов, написанные специально для этой церкви, созданы знаменитым русским иконописцем Федором Зубовым.

История строительства церкви

Церковь Ильи Пророка, как считается, была самым первым православным храмом в городе, который заложил еще Ярослав Мудрый. Посвящение храма Илье Пророку имело основание. Именно в день поминовения этого святого случилась легендарная битва ярославского князя с медведем. Но стоял самый первый храм, предположительно, на том месте, где сейчас возвышается Ильинско-Тихоновская церковь.

Вид на церковь с площади Советской

Современному Ильинскому храму предшествовали две деревянные церкви – холодная в честь Ильи Пророка и теплая Покровская. Решение о возведении нового каменного храма было принято ярославскими купцами братьями Иоанникием Ивановичем и Вонифатием Ивановичем Скрипиными. Они происходили из богатой купеческой семьи, которая переселилась в Ярославль из Новгорода, и торговали мехами, жемчугом и церковной утварью. О масштабе торговли Скрипиных говорит тот факт, что товары у них покупались царским и патриаршим дворами, и даже купцами из Западной Европы. Братья считались крупнейшими в России скупщиками пушнины и получали баснословные прибыли. Помимо прочего, это была очень религиозная и образованная семья.

Построить новый храм Скрипины захотели на хозяйственном подворье своей усадьбы, располагавшейся в центральной части Ярославского посада, рядом с торговой площадью. Строительство продолжалось три года и велось силами местных зодчих, имена которых история не сохранила. В 1650 году высокая Ильинская церковь, видная ото всюду, была готова. При ней для богатого дара царя Алексея Михайловича – частицы Ризы Господней был специально построен шатровый придел. А саму драгоценную святыню торжественно вручил новому храму Патриарх Всея Руси Иосиф.

Внешние фасады новой церкви были расписаны «травами» – стилизованными растительными орнаментами. До наших дней эта роспись не сохранилась. Как не дошла и первоначально сделанная для куполов зеленая черепица, которую в XVIII веке заменили на чешуйчатое покрытие.

История храма с XVII по XX век

Спустя восемь лет, 1958 году в городе произошел большой пожар. Фасады Ильинской церкви сильно обгорели, но, к счастью, она не пострадала внутри.

Вид на церковь с запада

1680 году храм за три летних месяца расписали. Все художественные работы были выполнены артелью из 15 ярославских иконописцев, руководили которой известные костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В «Книге церковного строения» было отмечено, кто из изографов приглашался, и какие иконы были созданы.

В 80-х годах XVIII века, когда Ярославль реконструировался согласно новой городской планировке, возле Ильинской церкви создали одноименную площадь. Позже, уже в прошлом веке ее переименовали в Советскую.

В последние годы XIX века храм окружили красивой оградой, проект которой выполнил академик архитектуры Андрей Михайлович Павлинов. А на рубеже XIX и XX вв. церковь отремонтировали на средства, выделенные ярославским городским головой, меценатом и предпринимателем Иваном Александровичем Вахромеевым. Во время этих восстановительных работ полностью очистили и промыли старинные фрески. И оказалось, что за двести с лишним лет краски на них остались яркими и сочными.

В 1920 году храму присвоили статус архитектурного памятника и передали его Ярославскому городскому музею. В музейные фонды были перенесены изъятые из храма частица Ризы Господней и ценная богослужебная утварь. Какое-то время здесь проводили выставки старинного шитья, древних икон и редких предметов для совершения церковной службы.

В 30-е годы прошлого века, когда шла повсеместная борьба с религией, лишь благодаря настойчивому противодействию сотрудников музея, удалось избежать уничтожения этого архитектурного памятника. Позже, с 1938 года в здании несколько лет существовал музей антирелигиозной пропаганды, созданный местной общественной организацией «Союз воинствующих безбожников». Одним из его экспонатов был подвешенный под церковный купол маятник Фуко. Когда началась Великая Отечественная война, директора антирелигиозного музея В.М. Ковалева отправили на фронт, а сам музей закрыли.

Вид на церковь с севера

После окончания войны в церкви размещались музейные фонды. А с середины 50-х годов прошлого века в ней трижды велись реставрационные работы. Главки и церковные приделы покрыли специальной черепицей, которую сделали по старинным технологиям ярославских зодчих в мастерской известного реставратора-керамиста Алексея Алексеевича Егорова. Кроме того, позолотили кресты, отремонтировали ограду вокруг храма, а росписи вновь отчислили от накопившейся за десятилетия пыли. В 1989 году прошло освящение церковного престола.

Архитектура и внутреннее убранство церкви

Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.

Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.

Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.

Вид на церковь с севера-запада

Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.

В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.

Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.

Современное состояние храма и режим посещения

Ильинская церковь – действующая и имеет несколько приделов. Службы в ней проходят только по большим церковным праздникам в летнее время. В остальное время храм работает как филиал Ярославского музея-заповедника. Попасть в него можно с мая по октябрь с 8.30 до 19.30, кроме среды и дождливых дней.

Вид на церковь с юга

Как добраться

Ильинская церковь расположена в Ярославле на Советской площади, 7.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на улицу Нахимсона, которая и выведет к зданию храма на Советской площади.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Ильи Пророка составляет 3,3 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Ссылка на основную публикацию