Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии Смоленск

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество храмов в православном мире. Ко многим из них постоянно текут толпы паломников, а вот некоторые привлекают множество туристов своей архитектурой. К одному из таких относят храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске. Хоть на сегодняшний день он и не является действующим, но многие приходят чтобы насладится его неоготическим стилем, который очень нетипичен для зданий данного города.

Описание храма

Расположено это необычное здание в городе Смоленске на улице Урицкого 10. Период его постройки попал на конец 19 века. Ранее это был действующий храм, а в данное время здание находится в аварийном состоянии и относится к архивным помещениям. По приблизительным подсчетам там хранится около 740 тыс. очень важных и редких документов. Некоторые из них относят еще к 17 веку. Многие из них пережили пожары и войны.

В середине установили большое количество стеллажей. Не пожалели даже орган, который еще в 50 годы отправили в утиль. Большинство красивейших витражей разбито и окна просто заставлены листами фанеры. Католической общине города для ее нужд был отдан дом священника, который находится рядом с храмом. Там они провели небольшую реконструкцию и оборудовали часовню и помещение для потребностей.

В 2011 году мер города заявил, что после строительства нового архива данное здание будет передано верующим, а все документы будут перевезены в новое помещение. Реставрацию храма согласилось провести правительство Польши за собственные деньги. Но на данный момент здание находится на реконструкции.

История

Появление его связано с польской шляхтой. Она появилась в 1654 году после возвращения Смоленска в состав Московского княжества. Полякам и литовцам сохранили их привилегии и владения в обмен на московское подданство. На месте нынешнего храма изначально уже был один, который был разрушен во время Отечественной войны.

Затем там построили деревянный, а потом и каменный. Так как число прихожан росло, то было принято решение увеличить его площадь, и этим занялся архитектор Мейшнер, который не успел закончить дело в связи со смертью и его заменил Дубейковский. По окончанию работ его было признано самым грандиозным строением в городе.

Внутреннее наполнение вызывало у всех восторг. Там были:

  • цветные витражные окна,
  • 5 дубовых резных алтарей,
  • орган,
  • изображения Христа, Богородицы и прочих святых.

Вместительность его составляла 6000 человек, а прилегающая территория состояла из 8 гектаров земли. Так как это уникальное здание, то католики Смоленска рассчитывают на его реставрацию и возвращение для проведения служб.

Как добраться до храма

Доехать Смоленска можно несколькими вариантами:

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии расположен южнее центра, недалеко от крепостной стены. Практически с каждого уголка города туда идет маршрутное такси, троллейбус или трамвай. Если общественный транспорт Вам не по душе, то можете взять такси.

Многие жители мечтают, что это здание будет отреставрировано и приведет в город еще большее количество туристов.

История

Из истории Католической Церкви в Смоленске

Город Смоленск (первое упоминание о нем относится к 863 г.) возник на перекрестке важнейших торговых путей – “из варяг в греки” (с севера на юг, по Днепру в Грецию и Византию) и сухопутного – с запада на восток.

С XII в. Смоленский край для развития торговли и экономики проявляет интерес к своим западным соседям. По ряду причин южное направление теряет для смолян свое первоначальное значение – они входят, как и новгородцы, в свободное общение с европейскими народами, воспринимая все лучшие традиции и элементы западной культуры. Таким образом, установление теснейших торгово-экономических связей с западом способствовало проникновению на Смоленскую землю западной культуры.

Первые торговые предприятия немцев по Западной Двине описаны ливонским священником и миссионером Генрихом Латышем. Весной 1159 г. бременские купцы с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль бурей прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Начались торговые отношения «латинян» с местным населением и, спустя 6-7 лет, они со своими товарами дошли до Полоцка и Смоленска.

Первый католический храм

Первый католический храм в Смоленске – церковь во имя Святой Девы Марии – был построен во второй половине XII века немецкими купцами в месте, где велась торговля (в бухте реки Чуриловка), и которое быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми.

Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Упоминание о ней есть в письменных источниках. Например, в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом, заключенном в 1229 году, названа «латинская церковь» в Смоленске (в другом варианте договора – «немецкая божница – так называли храм местные жители).

Церковь окормляла проживающее в Смоленске приезжее торговое население – непосредственно к месту торговли примыкала немецкая слобода. В этой церкви принимали крещение и смоляне, родившиеся от смешанных браков.

Краеведческая литература, касающаяся партнерских связей смолян со своими прибалтийскими соседями, свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями – православной и католической. И православное, и католическое духовенство строго следило за “правильностью” торговли, за соблюдением международной системы мер и весов…

Однако начиная с XIV в. мирные торговые отношения смолян с немецкими католиками стали ухудшаться. Не последней причиной тому была и агрессивная политика Тевтонского Ордена по отношению к славянским народам. Не безызвестный факт, что участие Смоленских полков в битве под Грюнвальдом в 1410г. сыграло решающую роль для общего исхода сражения. Немецкое католическое население города покинуло Немецкую слободу в XV веке, а те, кто остался ассимилировали в результате смешанных браков и постепенно перешли в православие.

Период с 1514 по 1611 гг. ознаменован тем, что в силу своего географического положения Смоленск вновь становится участником межгосударственных и межконфессиональных отношений. В этот период отмечаются довольно частые контакты русских государей с Римом. При этом римские послы часто проезжали через Смоленск.

Монашеские ордена

7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.

Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III , в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.

С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.

Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.

Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.

Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.

Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.

Становление католической епархии

1 сентября 1636 года вышел Папский документ о создании в Смоленске кафедры – четверть века потребовалось на организационные вопросы, связанные со становлением католической епархии Смоленска. Столь долгий период объяснялся многим: тяжелым положением Сигизмунда III после завоевания города, необходимостью восстановления крепости и города, длительным формированием монашеских орденов в Смоленске, возведением новых храмов.

Согласно Папскому документу, доходы епархии оценивались в четыре тысячи флоринов в год, что считалось достаточным для проживания около семидесяти человек. Служить в епархии должны были шесть прелатов, двенадцать каноников, двенадцать чинов. На то время число священников во главе приходов сокращалось, с тем, чтобы “все деньги пошли на строительство нового кафедрального костела”. Новую каменную церковь должны были возвести за три года, а ризницу – за два.

В 1637 году при огромном стечении народа епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Епархия не была обширной, но верующих было много. Епископ организовал около десяти приходов. Упоминаются приходы в Дорогобуже, Красном, Поповой горе.

В это время в Смоленске помимо католической действовали также кафедры Православной и Греко-католической Церквей.

В 1654 году началось выступление России за возвращение земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял их защитникам выбор – или уйти в Польшу, или принять подданство Москвы и православную веру с сохранением своих владений и привилегий. Жителям Смоленска также было обещано, что при переходе шляхты “под Москву и принятии ими православной веры” за ними сохраняются их поместья и привилегии. Мещане, казаки и пушкари тоже жаловались землей.

Смоленск стал «городом – ключом», форпостом, защищающим Русь от «нежелательного проникновения католичества». Здесь вновь были освящены православные храмы, занятые униатами.

Нет никаких сведений относительно существования в Смоленске в то время (вторая половина XVII и первая четверть XVIII в.в.) каких-либо католических храмов. Но известно, что в 1678 году царь гарантировал оставшимся в городе католикам проведение богослужений дома и беспрепятственное посещение заграничных храмов. Католическое население земли Смоленской составляли потомки польских переселенцев, приехавших сюда во времена Сигизмунда III , смешавшихся с местным населением и перенявших некоторые русские обычаи, утратив при этом часть своих. Первоначально смоленской шляхте не возбранялось приглашать себе в дома католических священников, приезжавших Польши, а их дети могли свободно учиться в Польше, имея возможность вернуться впоследствии в Россию. Так продолжалось вплоть до Высочайшего Указа 1728 года, когда права шляхты были урезаны – их дети не могли больше учиться за границей, и была ограничена возможность общаться с католическими священниками.

Читайте также:  Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В 1735 году был издан указ российского правительства о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям России, при этом оговаривалось, чтобы «в оные не привлекались русские подданные, какой бы веры они не были, под опасением суда и наказаний».

Церковь Божьей Матери Ангельской

Католическая церковь в Смоленске вновь появилась где-то между 1735 и 1748 г.г. Связано это было с возобновлением деятельности монахов-францисканцев. Во второй половине XVIII века они занимались пастырским окормлением в католическом приходе и служили в малом храме, который располагался на том самом месте, где стоит нынешний католический храм. В ходе военных действий 1812 года он был уничтожен и взамен сгоревшего в 1813 году губернский архитектор проектирует новый храм. Он просуществовал до 1838 года, когда с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена за год. Холм, на котором она построена, представляет собой большую могилу. В 1812 году, когда армия Наполеона захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Их тела сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на которой и по сей день стоит храм.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось ее точное описание. По свидетельству Польского Иллюстрированного Еженедельника, в 1870 году опубликовавшем фотографию храма и подробное его описание: «Костел богат украшениями, каждая вещь – дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии – все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисевичу. Сад и кладбище поддерживаются стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска. Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске».

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

К началу девяностых годов прошлого века храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы стал тесен вследствие увеличивающегося количества прихожан. Возникла необходимость строительства нового, более вместительного храма. В своем прошении о перестройке храма его настоятель Стефан Денисевич указывал: «Католиков обоего пола во всем приходе числится по спискам 3015, а в самом городе Смоленске – 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится более 1500 человек».

«5 июня настоятелем Смоленского римско-католического костела Денисевичем, а также священниками того же костела в присутствии многих частных лиц, после торжественной литургии совершено было освящение места для вновь строящегося костела» – пишет газета «Смоленский Вестник» 8 июня 1894 года. Храм возводился на Костельной улице за Молоховскими воротами.

По свидетельству того же «Смоленского вестника», на 3 октября 1896 года церковь была построена «с внешней стороны и отчасти внутри. В ней 5 алтарей, главный алтарь уже готов, в нем достойны внимания окна, в которых разноцветные стекла подобраны так, что изображают иконы Иисуса Христа, Божией Матери, и святых. Костел размером своим был рассчитан на 3000 прихожан».

Оконные витражи для храма были выполнены в художественной мастерской графини Марии Магдалины Лубенской в Варшаве. На двух больших витражах в алтарной части было изображение, посвященное Непорочному Зачатию Пресвятой Богородицы, и образ святого Иосифа. В верхнем круглом окне над алтарем изображен Иисус, спасающий святого Петра. Двойные окна в боковых нефах были украшены медальонами с изображениями святых – Казимира и Станислава Костки с одной стороны, и святых Анны и Франциска с другой. Остальные окна выполнены из разноцветных стекол.


13 октября 1896 года состоялось первое богослужение в новом храме.

В 1898 году храм был расписан варшавским художником Антонием Тончинским. Роспись была скромной, с растительным орнаментом. В алтарной части роспись была выполнена самим художником – справа изображен Моисей, получающий Скрижали, слева – Иисус, вручающий ключи Петру.

Все деревянные изделия в храме (алтари и скамейки) были выполнены местным мастером Синявским. Был еще амвон, изготовленный в Смоленской мастерской Кириллова.

На башнях Смоленского храма располагалось пять колоколов, среди них – св. Николай – 640 кг., св. Петр – 320 кг., Матерь Божия Ченстоховская – 160 кг., которые были отлиты в 1914г. фирмой «Черневич» из местечка Пустельник под Варшавой. (После октябрьской революции, в 1922 году колокола замолчали, их сняли и конфисковали по указанию новой власти).

29 июня 1898 года, в день апостолов Петра и Павла, состоялось освящение нового храма епископом.

Автором проекта, выполненного в неоготическом стиле, был М.Ф.Мейшнер. После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына М. М. Мейшнера, а впоследствии, в связи со смертью и этого архитектора – под руководством нового губернаторского архитектора Е.Ф.Лыщинского.

В начале XX века приход насчитывал 9000 верующих. К храму прилегали более 8 гектаров земельных угодий с множеством строений.


Воздушная съемка

Дела милосердия

В 1898 г. при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни – мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.

В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.

Пастыри

Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии – настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).

Время гонений

В декабре 1917 года был основан Смоленский деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. Деканом стал отец Антоний Около-Кулак.

В 1918 году из всех культовых учреждений, включая католические храмы, были изъяты метрические книги. Положение Католической Церкви усугублялось и конфликтом между Советской Россией и Польшей. Летом 1921 года, с началом голода, началось изъятие церковных ценностей. Из храма изымались все золотые и серебряные изделия – пожертвования прихожан. Приходские строения были отобраны еще раньше – отняты здания приютов, выселены из дома настоятель и викарий, а в их доме открыта мастерская по изготовлению щеток. Часть здания была отдана для проживания смолян. В 1926 году храм был взят под охрану губернского музея.

Поначалу власти не чинили католикам каких-либо препятствий. Но в 1936 году был арестован настоятель – о.И.Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 года богослужения были запрещены «по техническим причинам», в регистрации священникам отказывали. Все эти годы продолжал действовать церковный совет, немало прихожан за свое мужество заплатили жизнью. В 1937-38 годах в Смоленске было расстреляно 292 поляка и 40 литовцев, среди которых немало католиков и церковных активистов.

К концу 1939 года католической общины не существовало. 14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.

Где находится храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

Библейская история непорочного зачатия Девы Марии почитается римо-католиками возведением храмов и религиозным праздником. Среди нескольких соборов России, возведенных в честь знаменательного события безгрешного зачатия Иисуса Христа, заслуживает внимания старейший католический костел Смоленска.

Драматическая история храма

Готический храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии возвышается на холме улицы Урицкого города Смоленска. Вздымающиеся к небесам шпили видны со многих мест города, напоминая жителям о былом величии собора. Его разрушающиеся стены хранят многовековую историю, служа немым укором современникам, доведшим уникальный памятник церковной архитектуры до аварийного состояния.

Важно! Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске, возведенный в XII столетии, стал первым католическим храмом православной Руси.

Первое строение на месте собора

Сооружение католической церкви было вызвано бурным развитием торговли смоленской земли с европейскими соседями. По воле случая в 1159 году корабль с купцами из Бремена, направлявшийся к острову Готланд, ураганом выбросило на берег Западной Двины, где чужеземцам пришлось поселиться, наладить торговлю со Смоленском и Полоцком.

Интересно! Где находится храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

Бухта реки Чуриловки стала местом торгового рынка, вокруг которого заселялись чужеземцы, исповедующие католическую веру. Они образовали немецкую слободу. На средства иностранных купцов была построена церковь, освященная именем Святой Девы Марии. Горожане прозвали храм «немецкой божницей». В нем крестились, молились, отпевались не только иностранцы, но также русские, рожденные от смешанных с иностранцами браков.

С начала XIV столетия отношения смолян с немцами ухудшились из-за торговой конкуренции. На протяжении XV века католики выехали из Немецкой слободы на родину. Оставшиеся приверженцы католической веры обратились в православие. Столетие пребывания города под властью Литвы не способствовало усилению католицизма, хотя церковь Девы Марии была открыта для всех.

Войска польского короля Сигизмунда III, наступавшие в 1609 году на Смоленск, встретили героический отпор смолян. Смоленская крепость пала только после двадцатимесячной осады в 1611 году.

Территорию крепости польский монарх передал ордену иезуитов. Небольшую церковь иезуиты достроили своими силами, сделав ее просторной, удобной и красивой.

Польский король назначил костелу содержание, помогали материально солдаты польской армии и верующие. В 1636 году на Смоленской земле указом Папы Римского была создана епархия. Началось возведение каменного кафедрального собора, где первое богослужение, проводимое епископом Смоленским Петром Парчевским, состоялось в 1637 году.

Познавательно! Кто такой Владимир Креститель Руси: краткая биография князя

Во время боевых действий 1654 года Россией были возвращены земли, занятые Польско-Литовским княжеством. Смоленск стал форпостом, ограждающим христианскую Русь от католической религии. Церкви, служившие католикам, были возвращены православным христианам. Смоленской католической общине разрешили проведение своих богослужений в домах или посещать храмы за границей.

Вновь деятельность католической церкви связана с возобновившимися отношениями России с францисканцами примерно с 1735 по 1748 год. Для проведения служб им отдали малый храм, располагавшийся на месте, где сегодня возвышается здание костела Непорочного зачатия Девы Марии.

Новое здание костела

Храм сгорел в пожарищах войны с Наполеоном в 1812 году. На старом месте временно построили деревянный, простоявший всего до 1838 года. Горожане, собиравшие добровольные пожертвования на новую каменную церковь, обратились к правительству и митрополиту за разрешением на ее строительство.

Это важно! Где находится Форосская церковь в Крыму

Архитектура церкви выделялась изяществом русского классицизма. Страницы польского «Иллюстрированного еженедельника» 1870 года описывали богатое оформление храма Непорочного зачатия, поместив его фото. Число прихожан к началу последнего десятилетия XIX века увеличилось так, что не хватало места на богослужениях.

Возникла необходимость строительства более вместительного костела. Проект строительства и смету разработали в 1892 году. Финансирование происходило за счет пожертвований, взносов прихожан, благотворителей, а также средств, выделенных Могилевским приходом. Хронология строительства грандиозного культового сооружения поражает:

  • 8 июня 1894 года освятили новое место, отведенное под стройку;
  • 4 октября 1896 года ознаменовалось первой торжественной мессой в зале, вмещающем 6000 человек;
  • 29 июня 1897 года во время празднования Дня Святых Петра и Павла, костел торжественно освятил епископ в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Читайте также:  Храм Богородицы в Ясенево: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Величественная архитектура неоготического собора, возведенного из красного кирпича, стала настоящим украшением города. Красотой стремительных стрельчатых линий, формой окон, острыми кинжальными шпилями и декором фасад не уступал богатому внутреннему оформлению. Витражные окна, сложенные из разноцветных стекол, выполнены в виде икон, изображающих Иисуса Христа, Богородицу и святых.

Искусной резьбой по дереву восхищали пять дубовых алтарей. Божественное звучание органной музыки создавало атмосферу единения с небесами. К церковному зданию прилегало 8 гектаров с хозяйственными постройками и римско-католическим погостом. Кладбище стало местом захоронения 6 русских генералов, почетных смоленских шляхтичей, оперных певцов, врачей и адвокатов. Тогда католические погосты были только возле церквей Санкт-Петербурга и Смоленска.

Интересно! Собор в честь Пресвятой Богородицы построили за год на месте старого деревянного костела на холме, возникшем из братской могилы тысяч погибших солдат наполеоновской армии.

Полезное видео: костел 1896 год в Смоленске

Советский период

С установлением советской власти судьба костела Непорочного зачатия постоянно менялась. Проследим путь, приведший к упадку по годам:

  • 1918 – из костела забрали метрические книги. Отношение к католической церкви ухудшилось из-за конфликта советских властей с Польшей;
  • 1921 – изъяли из церкви святыни и ценности. Были национализированы строения, принадлежащие католическому приходу, из своих домов были выселены викарий и настоятель;
  • 1926 – здание передали губернскому музею под охрану, но собор Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии продолжал работать;
  • 1936 – настоятеля Жолнеровича О.И. арестовали;
  • 1937 – службы запретили «по техническим причинам»;
  • 1939 – прекратила существование католическая община;
  • 1940 – церковное строение передали архиву НКВД;
  • 1941 – при оккупации Смоленска в костеле проводили службы немецкие пасторы для своих солдат;
  • 1956-2012 – под сводами собора находился госархив Смоленской области, где сберегалось 740 тысяч документов, начиная с ХVII столетия.

За годы советской власти шпили лишились золоченых крестов. Ценные детали внутреннего декора исчезли, орган разобрали, отправив на свалку. По всей высоте церковного помещения были установлены стеллажи. Красивые оконные витражи заколотили досками и закрыли металлическими листами. Развал Советского Союза мало изменил судьбу исторического религиозного строения.

Интересно! Расписание богослужений и адрес храма Петра и Павла в Лефортово

В 2012 году костел возвращен католическому приходу в аварийном состоянии. У него течет крыша, портится уникальная кладка фасада. За время передачи общине городские власти частично обтянули сеткой здание, выкорчевали деревья, проросшие на кровле, огородили пешеходную зону. Богослужения для верующих католического прихода, возродившегося в 1991 году, происходят в небольшой часовне, обосновавшейся под крышей бывшего кладбищенского склепа. Приход насчитывает до 400 прихожан, ждущих от городского правительства помощи по реставрации костела, являющегося историко-культурным памятником регионального значения.

Действующие соборы Непорочного зачатия

Событие непорочного зачатия Спасителя Девой Марией отмечено возведением храмов по всему миру, славящихся уникальной архитектурой:

  • США. Католический кафедральный собор неоромантического стиля города Мемфис был освящен в 1938 году. При нем действует школа, основан монастырь сестер милосердия.
  • Россия имеет несколько церквей, посвященных Непорочному зачатию Девы Марии. Крупнейший действующий собор находится на Грузинской улице Москвы. Здесь проводятся богослужения на русском, английском и других западноевропейских языках, устраиваются органные концерты, работает библиотека.
  • Австрия. Самый грандиозный готический Собор страны, посвященный празднику Непорочного зачатия Богородицы, – гордость Линца. Он поражает прекрасными витражами, красотой внутреннего оформления.
  • Германия. Неоготическая церковь, находящаяся в Дюссельдорфе, уникальна служебным престолом «Сердце Христа», расположенным в алтаре.
  • Мальта. Церковь построена рыцарем Рафаэлем Спинолой в 1688 году. Церковь знаменита иконой, изображающей событие непорочного зачатия.
  • Индия. Город Панаджи на Гоа восхищает старейшим собором барочного стиля, основанным в 1600 году. К нему ведет двойная живописная лестница. Храм знаменит колокольней с огромным колоколом, весящим 2250 килограммов.
  • Таиланд. Самая большая христианская готическая церковь начала XVIII столетия, посвященная Непорочному зачатию Богоматери, украшает город Чантабури.

Полезное видео:Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

Вывод

Уникальное здание римско-католического костела Непорочного зачатия – архитектурная жемчужина Смоленска ожидает капитальной реставрации. Общественность России надеется, что храм, ставший собственностью католического прихода, найдет своих благодетелей и благотворителей, чтобы возродиться к былому величию.

Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (годы строительства 1894-96), расположенный на улице Урицкого в Смоленске, является, пожалуй, одним из самых необычных и нетипичных для этого древнего города зданий.

[_value]

Строение имеет все характерные черты готического стиля, наиболее распространенного в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе в XII-XVI веках. Этот стиль характеризуется, как «устрашающе величественный», и тем удивительней видеть здесь те стремительные стрельчатые линии фасада и окон костела, а так же его острые кинжальные шпили, словно стремящиеся проткнуть низкие облака.

История смоленского костела неразрывно связана со смоленской шляхтой, образовавшейся в 1654 году после возвращения Смоленска в состав Московского княжества из-под власти польско-литовского государства, захватившего город ранее в 1611 году.

Полякам и литовцам, сдавшимся русским в плен, царь Алексей Михайлович предложил принять московское подданство с сохранением их владений и привилегий, на что многие из них и согласились, составив значительную общину, гармонично вписавшуюся впоследствии в жизнь России.

На месте нынешнего костела в Смоленске небольшой католический храм располагался уже в конце XVIII века. Но он был разрушен во время Отечественной войны 1812 года. Затем тут построили временный деревянный костел, простоявший до строительства каменного в 1838 году.

Но число прихожан-католиков продолжало расти, и уже к исходу XIX века стены того костела не могли вмещать всю паству. Поэтому, после недолгих согласований в различных государственных и религиозных инстанциях, в 1894-96 годах на общественные пожертвования по проекту архитектора М.Ф. Мейшнера строится нынешний костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. К сожалению, автор не дожил до окончания строительства. После смерти автора проекта, стройку возглавил архитектор Л.И. Дубейковский.

Здание явилось на тот момент одним из самых грандиозных строений в городе. Внутреннее убранство костела производило на верующих огромное впечатление. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь и святых, а так же обязательный атрибут католической службы – орган.

Новый грандиозный костел, вмещавший до 6000 человек, стал центром религиозной и культурной жизни католической общины Смоленщины. К нему прилегало 8 гектаров территории, на которых размещались подсобные строения и римско-католическое кладбище, где с 30-х годов XIX века похоронено 6 генералов русской армии, а так же цвет смоленской шляхты: артисты оперы, адвокаты, врачи. Подобных отдельных католических погостов во всей России существует всего два: в Санкт-Петербурге и Смоленске.

После революции 1917 года здание костела претерпело немало перипетий. Службы здесь проходили до 1936 года, когда был арестован его настоятель И. Жолнерович. С 1940 года костел передан под архив НКВД, а в 1956-ом в нем разместился Государственный архив Смоленской области. В это время со шпилей храма сняли уникальные позолоченные кресты, бесследно исчезли еще остававшиеся элементы внутреннего убранства, огромный орган демонтировали и отправили в утиль.

Долгое время в здании костела размещается архив, в котором хранилось более 740 тысяч дел и уникальных документов. Для этого внутри столи огромные шестиярусные стеллажи. В 2012 году было достроено новое здание архива и все материалы были перенесены из костела.

Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является изысканным и редким украшением города Смоленска, которое нуждается в серьезной реставрации. Католики России надеются на то, что храм рано или поздно будет им передан для использования по его прямому назначению, однако, ясного понимания того, что будет в дальнейшем с этим прекрасным культовым сооружением – нет.

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске и дом священника, богадельня

В есной 1159 г. бременские купцы, как рассказывает ливонский священник и миссионер Генрих Латыш, с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Через шесть-семь лет они дошли и до Смоленска. В бухте реки Чуриловка, где велась торговля, во второй половине XII в. ими был построен храм во имя Святой Девы Марии, называемый горожанами «немецкая божница, или латинская божница (существовал до конца XVI в.). Он окормлял приезжих торговцев, прибывавших в город, находившийся на перекрестке торговых путей. Упоминание о храме имеется в письменных источниках (в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом от 1229 г.). 7 июля 1611 г., после занятия Смоленска польским королем Сигизмундом III, в городе появился орден иезуитов, также построивший свой храм. Для укрепления города-крепости польские власти путем привилегий привлекали жителей Польши селиться в Смоленске. В тяжелые годы отцы-иезуиты спасли здесь от голода многих жителей города. Одной из задач, которую ставили перед собой члены ордена, было обучение жителей латинской грамматике. В 1623 г. здесь был основан королевский иезуитский коллегиум, существовавший до 1654 г. В нем изучали латинский язык, философию, математику, грамматику, нравственное богословие, риторику. Позже в городе появились доминиканцы и францисканцы.

Первый францисканский монастырь создан был в 1626 г., как награда францисканцам за исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены. 1 сентября 1636 г. распоряжением папы Римского была создана Смоленская кафедра. Двадцать пять лет шло создание католической епархии Смоленска. В 1637 г. епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Существуют упоминания этого времени о приходах в Дорогобуже, Красном, Поповой горе. В 1654 г. началось возвращение Российских земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял жителям выбор: уйти в Польшу или принять русское подданство и православную веру. Город превратили в форпост, защищающий Россию от «нежелательного проникновения католичества». Но известно, что в 1678 г. царь гарантировал католикам города возможность проведения домашних богослужений и посещение храмов за границей. В 1728 г. права поляков были урезаны – их дети не имели права учиться за границей, была ограничена возможность общения со священниками. В 1735 г. издан указ о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям, но без привлечения в них русских подданных «под опасением суда и наказаний».
Католический храм, построенный францисканцами на месте нынешнего костела, впервые появился в Смоленске между 1735 и 1748 гг. (в честь Божьей Матери Ангельской). В ходе войны 1812 г. он был уничтожен, но губернский архитектор в 1813 г. проектирует новый храм (с таким же названием, просуществовал до 1838 г.). В 1938 г. с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы (на месте захоронений солдат армии Наполеона). В 1892 г. из-за увеличения прихода по заказу настоятеля Стефана Денисевича губернский архитектор Михаил Фаддеевич Мейшер составляет проект и смету на сооружение нового большого костела. В прошении о дозволении строительства Стефан Денисевич писал: «Католиков обоего пола во всем приходе числится по спискам 3015, а в самом городе Смоленске – 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится более 1500 человек». 5 июня 1994 г. было освящено место для вновь строящегося костела. К 3 октября 1896 г. костел, рассчитанный на 6000 прихожан, был построен. В нем было пять алтарей, цветные окна, витражи которых изображали иконы Иисуса Христа, Божией Матери, святых. 13 октября 1896 г. состоялось первое богослужение; 29 июня 1898 г., в день апостолов Петра и Павла, храм был освящен епископом.
После скоропостижной смерти архитектора костела спустя год после начала постройки работы велись под контролем его сына, архитектора М.М.Мейшнера, а впоследствии, в связи с его смертью, под контролем губернского архитектора Е.Ф.Лыщинского. В начале XX в. приход насчитывал уже 9000 верующих. К храму прилегали более 8 га угодий с постройками. При церкви действовали три сиротских приюта (для юношей и девушек, с обучением ремеслам), две богадельни (мужская и женская). С 1898 г. действовало общество помощи бедным. В приютах подвизались монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Спонсорами благотворительной деятельности были представители дворянской семьи Коморовских. В декабре 1917 г. был создан Римско-Католический Смоленский Деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. На пост Декана был назначен священник отец Антоний Около-Кулак. В 1918 г. из храма были изъяты все метрические книги, а летом 1921 г. – все церковные ценности. В приходских строениях разместилась мастерская для изготовления щеток и квартиры смолян. Однако в 1926 г. храм был взят под охрану губернского музея. В 1936 г. был арестован настоятель, отец И. Жолнерович. С 1937 г. «по техническим причинам» были запрещены богослужения. В 1937-38 гг. в Смоленске были расстреляны большинство деятелей приходского католического совета, 292 поляка и 40 литовцев. К концу 1939 г. католической общины уже не существовало. 14 января 1940 г. храм был закрыт Смоленским облсоветом, само здание передано архиву НКВД, который находится здесь по сей день. С 1956 г. в здании размещены материалы Архива Смоленской области. Орган был демонтирован и оставлен на улице перед храмом в 1960-е годы.
Католический приход был возрожден в ноябре 1991 г. Первым католическим священником в нем стал отец Зигмунд Ходосовский, приезжавший из Могилева. Весной 1992 г. службы стали совершаться в часовне, устроенной в кладбищенском склепе, на втором этаже которого жили монахини, а затем и настоятель прихода и монах-паулин (отец Владислав Блин, отец Станислав Ходун). Затем богослужения начали проводиться в деревянном доме службы бюро ритуальных услуг. Вскоре католическая община Смоленска получила в своё распоряжение расположенный рядом с храмом сохранившийся, как и здание богадельни (ныне жилой дом) бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода. 20 октября 2010 г. губернатор С.В.Антуфьев пообещал, что по завершении строительства нового здания для архива здание костела будет передано верующим и восстановлено при финансовой поддержке Польши. До последнего времени в храме все еще находилось свыше 700 тысяч дел (более половины) Смоленского архива, ценные письменные исторические свидетельства, пережившие все пожары и войны: ревизские сказки и метрики, документы XVII века, архив НКВД (По новейшим данным, 20 июня 2012 г. начался перенос архива в новое достроенное здание на улице Нахимова). На всю высоту храма установлены деревянные стойки и балки шестиярусных стеллажей с документами. На месте органных труб также расположены стеллажи. Утраченные витражи заменили листами фанеры, из-за которой первые ярусы с документацией затемнены. Разрушаются находившиеся еще десятилетие назад в удовлетворительном состоянии фрески. Вход внутрь разрешен только сотрудникам архива.
В июне 1992 г. постоянным настоятелем прихода стал священник-францисканец отец Птоломеуш (Яцек) Кучмик. В 1997 г. приходу передано здание бывшего дома священников, утвержден проект его реконструкции, за два года приходской дом отстроен, как и новая часовня для богослужений. В приходском доме, помимо жилья для священников, имеются библиотека, канцелярия, зал для занятий. 21 ноября 1999 г. Тадеуш Кондрусевич освятил часовню вместимостью около 200 верующих. В ней имеется электронный орган. С начала возрождения прихода в общине сослужат сестры-монахини конгрегации Малых Сестер Милосердия св.Луиджи Орионе: Даниэла Гаргуля и Эстера Ясинская, Ангелика Дерень, Бернардетта Щверчинская, Малгожата Стржелецкая, Адриана Новак и Долорес Кохановская. Ныне число прихожан достигает 400 человек (среди них поляки, русские, немцы, литовцы и др.).
Костел, по отзывам туристов, является изысканным и редким украшением города и нуждается в серьезной реставрации. Проводятся работы по устройству временной защитной сетки по периметру здания. 17 октября 2014 г. проведен электронный аукцион по определению подрядчика и исполнителя реставрационных работ. Отдельным объектом религиозного наследия является старое польское кладбище (отдельный католический погост) при костеле, уникальное для России. Помимо ссыльных поляков, участников восстаний, польских священников, на нем похоронено шесть генералов русской армии, видные российские чиновники, артисты римской оперы, адвокаты, врачи, жертвы событий в пореволюционной России XX в.

Читайте также:  Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

slovelenia

Девушка с бокалом вина и ноутбуком

Елена S.

Сегодня расскажу красивую, но грустную историю. Некоторые здания – они как люди, у них свой характер и своя судьба.

Смоленский костёл, правильное название: Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но все смоляне его называют просто «Костел» и сразу понятно, о чем идет речь, так вот, смоленский костел стоит на вершине холма, его видно из многих точек города. Его готические шпили проглядывают сквозь пышную листву вековых деревьев, и мне с детства это казалось немного волшебным и загадочным. Еще бы, маленькая девочка, выросшая в советской серой пятиэтажке, а тут красный кирпич, шпили, огромные окна, и вообще, всяческие чудеса архитектуры, и какое-то неуловимое величие.

Костел меня привлекает до сих пор, несколько раз я специально приезжала к нему и фотографировала. Когда появилась возможность попасть внутрь, я ею воспользовалась. Костел не действующий, как попасть туда сейчас – не знаю, я же была там в те время, когда его использовали для хранения документов государственного архива. Но обо всем по порядку.

В 1892 году был составлен проект и смета на сооружение нового костёла (до этого был деревянный). Бюджет строительства формировался из пожертвований и взносов прихожан, священников и благотворителей Могилевской архиепархии (смоленский римско-католический приход заключал в себя Смоленскую губернию и часть Оршанского уезда Могилевской губернии).

Уже 29 июня 1897 года состоялось торжественное освящение нового храма во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Вид тогда:

Вид еще совсем недавно:

Строение имеет все характерные черты готического стиля, наиболее распространенного в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе в XII-XVI веках. Этот стиль характеризуется, как «устрашающе величественный», не удивительно, что мы видим здесь стремительные стрельчатые линии фасада и окон костела, а так же острые кинжальные шпили.

Здание являлось на тот момент одним из самых грандиозных строений в городе. Внутреннее убранство костела производило на верующих огромное впечатление. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь и святых, а так же обязательный атрибут католической службы – орган.

Новый грандиозный костел, вмещавший до 6000 человек, стал центром религиозной и культурной жизни католической общины Смоленска. К нему прилегало 8 гектаров территории, на которых размещались подсобные строения и римско-католическое кладбище, где с 30-х годов XIX века похоронено 6 генералов русской армии, а так же цвет смоленской шляхты: артисты оперы, адвокаты, врачи. Подобных отдельных католических погостов во всей России существует всего два: в Санкт-Петербурге и Смоленске.

С костелом все было хорошо до 1917 года. В 1918 году из храма были изъяты метрические книги. В 1926 году здание храма было отдано под охрану губернского музея. К концу 1939 года католической общины не существовало. 14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт. С 1940 года костел передан под архив НКВД, а в 1956-ом в нем разместился Государственный архив Смоленской области. В это время со шпилей храма сняли уникальные позолоченные кресты, бесследно исчезли еще остававшиеся элементы внутреннего убранства, огромный орган демонтировали и отправили в утиль. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, Смоленский костёл был открыт оккупационными войсками. Несколько месяцев в нём совершались богослужения немецкими священнослужителями для солдат германских войск.

До 2012 года в здании костела размещался архив, в котором хранилось более 740 тысяч дел и уникальных документов. Для этого внутри стояли огромные шестиярусные стеллажи. Вот именно эти стеллажи, наполненные документами с хрупкими желтыми страницами, я и видела.

Зрелище жуткое и завораживающее одновременно: сквозь стеллажи с папками проглядывали древние стены, на которых можно было еще разглядеть остатки фресок. Крыша протекала, здание не отапливалось, витражи и стекла выбиты и забиты фанерой. Получался какой-то абсурд: и костел разрушался и документы в нем не хранились, а постепенно умирали. Руководители архивного дела много сделали, чтобы в 2012 году было достроено новое здание архива, и все материалы из костела были перенесены туда. Я слышала, что на все согласования, разрешения и финансирования этого строительства ушло чуть ли не 15 лет.

И что же произошло с тех пор с костелом? Ничего. Его окутали зеленой строительной сеткой… и все. Так он и стоит, постепенно разрушаясь. Старинное кладбище уже почти заросло травой и кустарником, народ там протоптал удобные дорожки, чтобы побыстрее добежать до трамвайной остановки. Наверное современные горожане даже и не подозревают мимо чего каждый день бегут на работу.

Меня такое отношение к истории и культуре просто обескураживает. И возникает такое странное чувство, когда другие творят безобразности, а стыдно почему-то тебе.

По слухам правительство Смоленской области отказалось передавать здание католической общине, объяснив это тем, что костел находится в аварийном состоянии, хотя власти Польши готовы выделить финансирование на его восстановление. Звучит, как всегда, абсурдно и бредово. Но, мне кажется, что тут причина в другом: это практически центр города, и земля, на которой стоит костел – довольно лакомый кусочек, чтобы просто так отдать его людям. Гораздо интересней построить на нем огромный торговый центр (знаете, такие уродские торговые центры, растут как грибы по всей России, сделаны из бетона и стекла, покрытого зеркальной пленкой) или «элитный» жилой комплекс для смоленской «элиты». Другой причины, кроме как корысть и жажда наживы городских правителей, у меня нет. Хотя, может еще прослеживаются политические мотивы “жадности” властей?

Как можно добровольно терять такую красоту? Почему ничего не меняется к лучшему? Говорят, смоленский народ на форумах возмущается этим городским позором, но ведь ничего не происходит. И прекрасное величественное здание, красивое, как из сказки, будто из другой жизни, пропитанное загадками, уникальное для истории города здание просто тихонечко умирает.

А на празднование 1150-летия Смоленска в 2013 году было выделено 16, 5 миллиардов рублей… 16 500 000 000 рублей. Шестнадцать миллиардов пятьсот миллионов рублей.

Ссылка на основную публикацию