Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

Знаменская церковь, Дубровицы: история, архитектор, адрес. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

Не каждый житель нашей страны знает, сколько удивительных памятников истории и архитектуры находятся в небольших городках и селениях. Если вы когда-нибудь окажитесь недалеко от села Дубровицы, то обязательно посетите бывшую усадьбу князей Голицыных. Это место входит в список культурных памятников России и представляет собой большой архитектурный ансамбль, обновлявшийся и пополнявшийся в разные годы и столетия. Наибольшую культурную ценность представляет церковь иконы Пресвятой Богородицы “Знамение”. Это сооружение настолько отличается от русских традиций зодчества, что привлекает к себе внимание уже с первого взгляда. Не менее интересна и история этого памятника, пережившего за несколько столетий своего существования разные периоды, оставившие неизгладимый след на внешнем облике храма. Сегодня, как вы догадались, наша статья посвящена Знаменской церкви в Дубровицах.

Местоположение храма

Адреса Знаменская церковь в Дубровицах как такового не имеет, но она является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, поэтому отыскать ее не составит никакого труда. Она расположена приблизительно в тридцати шести километрах от Москвы совсем рядом с Подольском.

Туристы, которые ездили сюда самостоятельно, утверждают, что дорога не занимает много времени. К тому же увиденная красота храма может компенсировать любой даже самый сложный путь до усадьбы.

Маршрут до поселка Дубровицы

Если вы интересуетесь тем, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах, то мы подскажем вам самый простой и краткий маршрут из Москвы. Обычно туристы садятся на электричку, отправляющуюся с Курского вокзала. Ехать необходимо до станции Подольск, прямо отсюда отправляется автобус под номером шестьдесят пять до села. Выйдя на остановке, вы буквально упретесь взглядом в Знаменскую церковь. В Дубровицах ее видно практически отовсюду, ведь стоит храм на некотором возвышении.

Если вы отправитесь из Москвы на собственном автомобиле, то выбирайте Варшавское шоссе. Добравшись до Подольска, двигайтесь по улице Ленина, а затем Кирова. Там вы увидите указатель направления на Дубровицы. Из города ехать до храма не дольше десяти минут.

Местные жители говорят, что необходимо выбирать дорогу на Обнинск, где нужно свернуть только единожды, на спортивном комплексе “Нептун”. Дальше путь пролегает прямо, поэтому заблудиться путешественникам будет негде.

Общее описание храма

Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, – Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

Знаменская церковь в Дубровицах: история строительства

Специалисты относят эту церковь к самым загадочным сооружениям семнадцатого века. Доподлинно о ее строительстве не известно ничего, все отрывочные сведения получены из кратких записей, слухов и домыслов. Такая тайна не окружала ни один храм в нашей стране, поэтому с каждым годом растет интерес к его истории.

Считается, что задумал возвести новый храм в своей усадьбе Б. А. Голицын, который являлся любимцем и наставником Петра I. Он обладал финансовыми возможностями для того, чтобы создать шедевр архитектуры того времени. В помощь были призваны иноземные мастера и русские зодчие. Известно, что Голицын общался со многими итальянскими архитекторами, жившими и творившими в России. Однако кто из них стал автором столь уникального проекта, неизвестно до сих пор.

Изначально на месте будущей церкви стоял небольшой храм в честь пророка Илии. Чтобы освободить площадку под будущее строительство, это сооружение из дерева аккуратно перенесли в ближайшее село, где оно благополучно стояло многие годы.

Историки утверждают, что первый камень церкви был заложен в двадцатых числах июля 1690 года. Буквально сразу после этого знаменательного события князь был обвинен в государственных преступлениях и сослан своим венценосным воспитанником в имение. Строительство на время приостановилось, но современники знали горячий и отходчивый нрав Петра I. Поэтому уже через несколько месяцев Голицын был возвращен в Первопрестольную и одарен титулом боярина. Этому событию он и решил посвятить новую церковь, посоветовавшись с царем.

Иногда в письменных источниках якобы находят упоминания о том, что Петр I часто бывал в имении своего учителя и даже самолично принимал участие в строительстве храма. Однако официально историки данный факт не подтверждают. Знаменская церковь была возведена в рекордные для такого грандиозного сооружения сроки – за девять лет. Но еще четыре года она простояла без дела. Свидетели тех событий упоминали в своих воспоминаниях, что храм был настолько необычен, что ни один священник не решался его освятить. И лишь в 1703 году церковь превратилась в действующий приход, освященная иконой Божией Матери “Знамение”. В этом действе принимал участие и сам Петр I, прибывший в имение, чтобы придать значимости событию.

Чудотворная икона

Историки считают, что икона Божией Матери “Знамение” неспроста использовалась при освящении нового храма. Ведь она всегда была очень почитаема на Руси и считалась чудотворной.

Создание иконы датируется двенадцатым веком, причем она является двусторонней. В шестнадцатом веке ее попытались обновить, что стало причиной практически полного исчезновения первоначального образа Богородицы.

Иконе приписывается спасение Новгорода от завоевателей в двенадцатом веке. Считается, что только благодаря ей жители не сдались и войска отступили от стен города.

Знаменская церковь (Дубровицы): архитектор

Ученые уже довольно долго ведут споры о человеке, гений которого нарисовал образ удивительного религиозного сооружения. Доподлинно известно, что прямое участие в строительстве принимали зодчие из Италии, Польши и Германии. Однако несколько версий об архитекторе этого архитектурного чуда все же существует.

Одни историки приписывают авторство проекта итальянцу Алемано. Он прибыл в Москву именно перед самым строительством церкви и пробыл в России несколько лет. Архитекторы даже находят во внешнем облике храма нечто общее с его другими творениями.

Другие специалисты поддерживают версию о Конраде Оснера, который приехал в нашу страну из Германии. Вместе с собой он принес особый, ни с чем не сравнимый архитектурный стиль южной части Германии. Его элементы и характерные черты легко угадываются в убранстве церкви.

Интересно, что сам князь Голицын принимал непосредственное участие в строительстве нового храма. Известно, что он разрабатывал общую концепцию и лично подбирал библейские сюжеты, которые должны были в каменном исполнении стать украшением его детища. Судя по записям того времени, мастера активно работали только в летний период. В холода они проводили все свое время, создавая причудливые каменные узоры, разместившиеся по всему периметру храма.

В итоге получилась уникальная в своем роде православная церковь, напоминающая католические шедевры Италии и Германии.

Знаменский храм до советских времен

До начала двадцатого века церковь была дважды реставрирована. Каждый раз финансы на этот сложный и затратный процесс находились с трудом. В последний раз деньги собирали всем миром, чтобы сохранить уникальное наследие для потомков. Стоит заметить, что тогда это удалось.

Недалеко от церкви была выстроена колокольня, ученые датируют ее создание серединой восемнадцатого века. Она выполнена в более традиционном для российской архитектуры стиле. На звоннице были размещены девять колоколов, а в подвале создан небольшой музей с установленной скульптурой. Предположительно это был один из почитаемых в то время святых. Восстановить практически разрушенную скульптуру современным мастерам не удалось.

На базе церкви к началу прошлого века действовала школа, а также богадельня. Находиться в ней одновременно могли девять человек. С семнадцатого года двадцатого века в усадьбу пришли запустение и разруха, что пагубно сказалось на состоянии церкви.

Советский период и наши дни

После революции бывшая усадьба Голицыных превратилась в памятник быта и постепенно начала приходить в упадок. Изначально на ее содержание выделялись средства, но спустя десять лет было принято решение закрыть ее и церковь для доступа людей. В тридцатые годы под снос попала колокольня усадьбы, на сегодняшний день от нее осталась только часть скульптуры, размещавшейся в подвале. За долгие годы фасад храма подвергся разрушительным действиям вандалов. Многие уникальные скульптуры лишились важных частей, некоторые были практически полностью уничтожены.

В шестидесятые годы прошлого века было решено провести реконструкцию храма, а спустя тридцать лет его торжественно вернули Церкви. Однако иконы, хранившиеся в разных музеях страны, когда-то вывезенные из Знаменского храма, удалось возвратить только в двухтысячных годах.

Сейчас церковь считается действующей, в нее можно попасть с девяти часов утра до пяти часов вечера. Здесь ведутся воскресные и праздничные богослужения, также можно приехать и на вечернюю службу.

Внешний облик храма: описание

Мы уже не раз уточняли, что церковь имеет уникальный внешний вид, который абсолютно нетипичен для православных храмов Руси. Основанием сооружения является крест с закругленными краями. Фундамент церкви немного поднят, что создает открытую паперть с парапетами. К строению ведут четыре лестницы, которые перекликаются с основанием храма.

Строительство велось из белого камня, который добывался здесь же – в низовьях реки Пахры. Фасад щедро украшен резьбой, покрывающей всю церковь целиком. По периметру расположены скульптурные изваяния старцев в мантиях и ангелов. Если приглядеться, то можно узнать и сцены из Библии, воплощенные в камне искусными резчиками.

У основания церкви расположены фигуры евангелистов, а у входа располагаются две массивные скульптуры – Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Внутреннее убранство церкви

Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

Читайте также:  Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

Вместо заключения

Довольно сложно описать словами всю красоту и уникальность Знаменской церкви. Поэтому обязательно стоит приехать сюда и открыть сердце для этого невероятного ощущения, которое возникает при одном взгляде на это сооружение талантливых мастеров семнадцатого века.

“Коронованный” храм: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Название архитектурного стиля “рококо” происходит от французского “rocaille” – дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, […]

Название архитектурного стиля “рококо” происходит от французского “rocaille” – дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле “рококо” в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой – Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора – изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого – наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь “заговорил” по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.

Архитектура церкви

Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.

В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.

Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.

Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.

К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса. [/ЧИТАТЬДАЛЕЕ]

История храма

Вы здесь

Горизонтальные вкладки

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Читайте также:  Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

История прихода

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.

В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.

В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться

Подмосковный храм в поселке Дубровицы, посвященный иконе Божией Матери «Знамение» — один из самых удивительных памятников церковного зодчества XVII–XVIII вв. Он настолько напоминает католический костёл, что в первые годы после строительства его отказывались освящать.

Знаменская церковь входит в список объектов культурного наследия Подольского района. Посмотреть на нее съезжаются паломники со всей России.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Знамения в Дубровицах стоит на мысе, который возник в месте слияния рек Десны и Пахры. Имя архитектора храма не известно. Историки сходятся только в том, что над созданием церкви Знамения трудились русские и итальянские мастера. В строительстве принимало участие примерно 100 человек.

Основным материалом для постройки послужил известняк, большие запасы которого имелись в каменоломнях на берегах реки Пахра. С одной стороны, известняк было не трудно обрабатывать, а с другой — он был прочным для того, чтобы украсить стены церкви резьбой.

Силуэт храма похож на четырехконечный крест с закругленными концами. Его высота — 42,3 м.

Первый этаж церкви построен на высоком фундаменте. Здание «опоясывает» узкая галерея, поднимающаяся на 10 ступеней над поверхностью земли. Она огорожена парапетом, который имеет четыре лестницы. Наружные стены выложены в стиле рустики — рельефной кладки из плотно пригнанных друг к другу камней.

Цоколь и парапет церкви украшены орнаментом из белого камня — крупным внизу и мелким наверху. Наиболее богато покрыта орнаментом в стиле барокко башня храма. Вокруг нее стоят скульптуры апостолов.

По изначальному замыслу архитектора, над самой землей, в углах цоколя, должны были стоять скульптуры четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Однако во времена Советского Союза фигуры трех евангелистов лишились голов. Уцелела только скульптура евангелиста Матфея.

Основание башни с восемью гранями украшают статуи апостолов, а фасад — изображения ангелов. Венчает церковь позолоченная ажурная «корона». На ней присутствуют шипы. Подобное архитектурное решение было не характерно для традиции церковного строительства XVII-XVIII вв. — как правило, храмы венчали шатры, шлемы или маковки.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы входит в состав архитектурного ансамбля Дубровиц. В прошлом в западном направлении от церкви была создана состоящая из трех ярусов колокольня. Она имела 9 колоколов. Ее построили в середине XVIII в. К началу XX века там разместился музей-кладовая. Колокольню взорвали в 1931 г.

К юго-западу от церкви находится усадьба Дубровицы. Там построен большой дом из камня, в прошлом принадлежавший хозяевам имения. В нем три этажа, присутствуют балконы, есть террасы и крытые галереи, выходящие на запад и восток.

Около углов дворцовой площади, которая в прошлом была ограничена кованой решеткой, стоят два одноэтажных флигеля. Кроме них, в наши дни сохранился еще один флигель, построенный к северу от барского дома. В этих домиках жили священнослужители, управляющие и слуги. В западной части усадьбы находится парк, где, по легенде, растут липы, посаженные Петром I.

История строительства

Во времена строительства Знаменского храма усадьба принадлежала Борису Алексеевичу Голицыну — воспитателю Петра I. Когда молодой царь стал конфликтовать с царевной Софьей из-за вступления на престол, Борис Алексеевич встал на сторону Петра I. Он последовал за ним в Троице-Сергиев монастырь и стал его советником и распорядителем.

Но в 1689 г. дядьку-воспитателя оклеветали перед Петром I и тот приказал Голицыну отправиться из Троицы в Дубровицы. Однако уже в 1690 г., после низложения Софьи Алексеевны, царь вызвал Голицына в Москву, где тот стал боярином.

Согласно преданию, Борис Алексеевич приказал построить новый храм из белого камня в знак благодарности Богу за примирение с царем.

До строительства каменной церкви на том месте стояла церковь из дерева — во имя Ильи-пророка. Ее возвели в 1662 г., а к началу строительства Знаменского храма перенесли в деревню Лемешево, которая располагалась рядом с Дубровицами. В 1699 г. строительство Знаменской церкви подошло к концу. Но освятили ее только через 5 лет.

Во-первых, Голицын был обязан получить благословение на освящение церкви у Патриарха Андриана. Тот отказался давать благословение. Во-вторых, во время строительства мастерам понадобилось дополнительное время для возведения каменной галереи. В-третьих, Борис Алексеевич хотел пригласить на первую службу в новом храме Петра I. Однако до 1704 г. царь практически не бывал в Москве.

После того как Патриарх Андриан умер, на смену ему пришел митрополит Стефан (Яворский). 11 февраля 1704 года (по старому стилю) митрополит Стефан освятил Знаменский храм. На службу в тот день пришел сам Петр I вместе царевичем Алексеем.

Храм Знамения в Дубровицах внутри украшен горельефами на евангельскую тему. Выпуклые изображения святых выполнены в реалистическом стиле, что напоминает нам о европейских храмах. Своды церкви украшены клубящимися облаками, горельефами небесных сил.

Внутреннее убранство

Храм Знамения в Дубровицах внутри украшен горельефами на евангельскую тему. Выпуклые изображения святых выполнены в реалистическом стиле, что напоминает нам о европейских храмах. Своды церкви украшены клубящимися облаками, горельефами небесных сил.

Над иконостасом изображено распятие Христа, над хорами — возложение на Него тернового венца, а далее над южной аркой сцена положения Спасителя во гроб. Иконы сочетаются с горельефной частью иконостаса. Над ними работали мастера Оружейной палаты.

Храм Знамения в Дубровицах, Подольск выглядит помпезно не только снаружи, но и изнутри.

Читайте также:  Князь-Владимирский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Невооруженным взглядом видно, что на оформление церкви оказала влияние католическая традиция изображения сцен Евангелия. К примеру, над распятием Христа высечен сюжет «Воскресение Христово». Скульпторы показали, как Спаситель восстает из гроба с крестом в руке. Это противоречит православным канонам изображения Воскресения Христа.

Левее от Распятия находится икона святого Трифона, которая выполнена в нетипичных для русской иконописи тонах — к примеру, сокол в руке святого изумрудного цвета. Персонажи сцен горельефов носят турецкие и испанские одежды, а также римские доспехи.

На арках, которые служат основанием трехъярусного столпа храма, расположены барельефные медальоны. На них изображен князь Борис Голицын с семьей. Внутри церкви встречаются позолоченные надписи, выполненные на латыни.

Святыни, мощи храма

Главной святыней храма считается икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Такое название она получила после чуда, которое произошло в 1170 г. в Новгороде. По преданию, во времена междоусобиц войска русских князей объединились, чтобы подчинить себе Новгород. Жители города усердно молились о том, чтобы Новгород остался целым и невредимым.

Во время молитвы перед иконой Спасителя архиепископ Новгородский Иоанн услышал повеление взять икону Богоматери и выйти с ней на городскую стену. Полки врага начали осаду Новгорода, осыпав стену стрелами. Одна из стрел вонзилась в лик Божией матери. В тот момент из глаз Богородицы хлынули слезы, ставшие святым знамением для защитников города.

После этого вражеские войска обратились в бегство. В начале XVI в. образ получил название «Знамение». Он представляет собой поясное изображение Пречистой Девы, воздевшей руки в молитве. На груди Богородицы медальон с образом Спасителя.

Духовенство, наставники

Перечень:

  1. Настоятель — протоиерей Андрей (Гришыцин). В миру — Гришыцын Андрей Евгеньевич. Родился в 1970 г. Рукоположен во священники 19 ноября 1995 г. архиепископом Можайским Григорием. Окончил Московскую духовную семинарию в 2003 г. В 2007 г. получил сан протоиерея.
  2. Священник — иерей Алексий (Втулов). В миру — Алексей Юрьевич Втулов. Родился в 1971 г. Окончил Коломенскую духовную семинарию в 2013 г. Рукоположен во священники в 2013 г. Рукоположен во священники митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем монастыре.
  3. Диакон — Константин Сергеевич Трегубов. Родился в 1981 г. Рукоположен в дьяконы 25 декабря 2016 г епископом Серпуховским Романом в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря. Окончил Николо-Угрешскую семинарию в 2016 г.

Приход

Советская власть разрушила приход Знаменского храма. В 1930 г. тогдашнего священника Михаила Порецкого, отправили в ссылку, где он умер. С 1989 по 1990 г. набожные люди боролись за передачу Знаменского храма в церковное ведение. 14 октября 1990 г. была проведена первая Литургия.

На территории храма функционирует воскресная школа. Действует приходской совет. Организуется помощь пожилым и больным людям.

Воскресная школа

Занятия в детской воскресной школе готовят прихожане, у которых есть педагогическая и богословская подготовка. В уроках активно участвуют родители.

Дети учатся в воскресной школе 5 лет. За это время они проходят курсы:

  • закона Божия;
  • церковнославянского языка;
  • истории Церкви;
  • церковного пения.

Ребята готовят творческие поделки и праздничные спектакли. Для них организуют прогулки к ближайшим храмам Подольска, переправы на лодках к источнику святой Параскевы и паломничества в известные монастыри. Духовник воскресной школы — протоиерей Андрей Грицышин.

Расписание служб, режим работы

Храм открыт для посещений каждый день, с 9 утра до 5 вечера. В дни, когда совершается вечерняя служба, церковь закрывается в 20:00. Каждый месяц в расписание служб вносятся изменения, в зависимости от наступления православных праздников.

Примерное расписание представлено в таблице:

День неделиНазвание службыВремя
ВторникМолебен перед иконой «Знамение»17:00
СубботаЛитургия8:30
Всенощное бдение17:45
ВоскресеньеЛитургия8:30

Престольные праздники

Престольным праздником храма считается 10 декабря (27 ноября по старому стилю), когда православная церковь отмечает праздник иконы Богоматери «Знамение».

Интересные факты про храм

Факты:

  • В усадьбе Дубровицы расположен ЗАГС, поэтому там всегда много влюбленных пар.
  • При митрополите Филарете латинские надписи, находящиеся внутри храма, заменили на церковно-славянские. Однако в 2004 году им вернули первоначальный облик.
  • В 1812 году Дубровицы оккупировала французская армия. Но солдаты не причинили Знаменской церкви вреда.

Информация для паломников

Храм Знамения в Дубровицах имеет паломническую службу. Для паломников есть возможность заказать обзорную экскурсию по храму Знамения и усадьбе Дубровицы. Организуется проезд на службы иногородних паломников.

Телефон сотрудников паломнической службы: +7 (916) 134-80-32.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

К северу-западу от Знаменской церкви располагается источник с целебной водой, освященный во имя великомученицы Параскевы. Он находится среди леса, на крутом берегу реки Десны. По легенде, в давние времена в Покровском храме, который был в селе Ерино, находился образ великомученицы Параскевы.

Но однажды он исчез. Его долго искали и обнаружили среди леса. Он висел на дереве, попав туда неведомым образом. Поначалу образ вернули обратно в Покровский храм, но ночью священнику приснилась святая Параскева. Великомученица повелела отнести икону обратно в лес. Когда повеление выполнили, под деревом забил источник с целебной водой.

Об источнике говорится в исторических сводках начала XIX века. До революции крестьяне почитали источник и служили там молебны. Позже власти постарались засыпать источник землей. Однако верующие не прекращали его посещать, называя святым колодцем.

В 2000 г. начались работы по восстановлению источника. Там были построены часовня, место для погружения, облагорожена прилегающая территория. Храм располагается в Подольском районе Московской области, в поселке Дубровицы. Доехать до него можно на машине, электричке или автобусе.

Вид транспортаСпособ добраться
МашинаПо Варшавскому шоссе, до указателя «Усадьба Дубровицы». Повернуть в правую сторону. Дорога выведет к поселку.
МетрополитенОт станции «Южная» до Дубровиц курсирует 417-й автобус
ЭлектричкаЕхать до станции Подольск от Курского вокзала. Далее на автобусе №65

В 2019 году Храм иконы «Знамение» Пречистой Девы в Дубровицах отметил 315 лет со дня освящения. В настоящее время его активно реставрируют.

Автор: Kukuruzova

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Знамения в Дубровицах, Подольск

Усадьба Дубровицы. Храм Знамения Богородицы:

1 КОММЕНТАРИЙ

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

История Дубровиц: тайный рыцарский орден и «нерушимый» Знаменский храм

В воскресенье, 10 июня, в поселке Дубровицы в 25-й раз отметят День знатного села Дубровицы и посвятят его предстоящему Дню России. В преддверии праздника корреспондент «РИАМО в Подольске» вспомнила самые интересные моменты истории знаменитого подмосковного села.

Первое упоминание

Дубровицы впервые упоминаются в документах в 1627 году, когда село принадлежало боярину Ивану Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. В старости он постригся в монахи и оставил Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье.

Дочь боярина Морозова вышла замуж за князя Ивана Голицына. После его смерти Дубровицы достались его сыну, а тот завещал село своей жене, урожденной Долгоруковой, которая поручила управление брату Борису. Он занимал видные должности при царе Алексее и царевне Софьи, когда она была регентшей.

После кончины Бориса Долгорукова имение перешло к Голицыным, киевскому воеводе Алексею, а затем к его сыну Борису, воспитателю Петра Первого.

Знаменитые владельцы

Борис Голицын незадолго до смерти принял монашеский постриг. Дубровицы достались сначала его сыну Алексею, потом невестке – вдове сына, а потом внуку Сергею Голицыну, который успел побывать на посту московского губернатора. Он построил барочный дворец, который позже приобрел черты классицизма, флигели, разбил в Дубровицах французский парк.

Младший сын Сергея запустил имение, и наследники продали его фавориту Екатерины Второй Григорию Потемкину. Он занялся им перед визитом императрицы, заехавшей сюда по пути из Крыма. Царице имение понравилось, и она выкупила его для своего нового фаворита – Александра Дмитриева-Мамонова. Правда, потом она уличила его в любовной связи с фрейлиной и сослала в Дубровицы.

Новый владелец отремонтировал дворец и флигели, на фасаде главного дома установил пилястры, с торцов – террасы. Его сын Матвей Дмитриев-Мамонов во время Отечественной войны 1812 года на собственные средства сформировал полк, в рядах которого сражались Василий Жуковский и Петр Вяземский.

Рыцарский замок

Позже Матвей Дмитриев-Мамонов создал тайный Орден русских рыцарей. Он собирался ограничить самодержавие, отменить крепостное право и отстранить иностранцев от влияния на внутреннюю политику Российской империи. Усадьбу он начал перестраивать в рыцарский замок, обнес имение высоким забором.

Тогда же в имении возвели ворота и П-образный конный двор с корпусами на каменном цоколе. Спустя столетие конный двор обнесли псевдоготической оградой, создали белокаменный декор на краснокирпичном фоне в сочетании с фигурными нишами и фронтонами. После революции ворота перекрасили в желтый цвет.

Однако Дубровицы так и не превратились в рыцарский замок. Судьба Матвея Дмитриева-Мамонова трагична: официально его признали умалишенным и назначили опекунов, и свою жизнь он закончил в Москве.

Храм Знамения Богородицы

Знаменский храм в Дубровицах был построен в 1690 – 1704 годах. Считается, что его трижды могли разрушить. Сначала мародерствующие французы во время Отечественной войны 1812 года. Затем советская власть в послереволюционные годы, но тогда разрушили только колокольню. В 1941 году во время наступления фашистов на Москву на крыше Знаменского храма установили пулемет. По мере продвижения немцев советские военные, отступая, взрывали важнейшие стратегические объекты. Дубровицкая церковь тоже значилась в списках на уничтожение, ее даже заминировали, но долго тянули с исполнением приказа. А затем началось наступление советской армии.

В 1919 году в усадьбе создали Музей дворянского быта, а в 1927 году закрыли его, а резную мебель, картины, скульптуры, гобелены и другие ценности вывезли в Москву, Серпухов, Царицыно. В усадьбе поселили воспитанников детского дома. В 1932 году в Дубровицах разместился сельскохозяйственный техникум, переведенный из города Богородицка Тульской области. Там преподавала Мария Кузьмина-Менделеева – младшая дочь Дмитрия Менделеева.

В августе 1960 года все здания и парк в Дубровицах были признаны памятниками архитектуры республиканского значения и взяты под охрану. В 1961 году из Москвы в Дубровицы переведен Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства (ВИЖ), который стал в наши дни Всероссийским. Он до сих пор является владельцем здания, поэтому туристам очень сложно попасть на территорию. В настоящее время часть бывшего усадебного дома отдана под Отдел ЗАГС Подольска.

Знаменскую церковь в 1990 году вернули верующим, начался длительный процесс реставрации, который не завершен до сих пор.

Цветаевский костер

Сама Марина Цветаева никогда не бывала в Дубровицах, но село однажды посетила ее родственница, заказавшая панихиду в храме иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Поэтому местные жители считают, что и в Дубровицах присутствует частица души великой русской поэтессы.

В память о Марине Цветаевой в Дубровицах каждую осень зажигают костры, а в 2011 году на Певческом поле поставили «Цветаевский камень». Идея монумента в Дубровицах схожа с памятным камнем Цветаевой, который находится в Тарусе.

Ежегодно возле памятника проводят акцию «Цветаевский костер» в память о поэтессе. Костры по случаю дня рождения Марины Цветаевой собирают писателей, поэтов и просто творческих людей.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Ссылка на основную публикацию