Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

Успенский Далматовский мужской монастырь г. Далматово Епархиальный мужской монастырь

История

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя святителя Стефана, епископа Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.

Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.

Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи преподобного Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником преподобного Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Рассказ о поездке в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

12 июня 2017 г. состоялась паломническая поездка прихожан Благовещенского собора г. Тюмени в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Предлагаем вашему вниманию фотографии и отзывы о поездке.










Решения поехать в Далматовский монастырь принимать не пришлось, потому что не было и тени сомнения, что мы туда поедем.

Ожиданий от поездки тоже не было, были предвкушение, интерес и радость. Так все и вышло.

Ворота на территорию монастыря всегда открыты, и это сразу лишает мыслей о замкнутости и закрытости живущих на ней людей, а людям, пришедшим «в гости», внушает некое новое чувство. Будто тебя здесь всегда ждут, любят и ждут.

Меня всегда привлекали старые полуразрушенные строения, оголённая кирпичная кладка, потертости и сколы. Поэтому больше внимания я посвятила Собору Успения Пресвятой Богородицы, от которого захватывает дух. Сохранившиеся стены, как измученные кости, держатся изо всех сил. Кирпичи хранят как любовь и веру тех, кто эти стены строил, так и ненависть тех, кто их разрушал. И смесь этих эмоций и боли пропитала все вокруг. Когда стоишь там, между построенным до и после, попадешь на стык времен, два временных пласта соединяются вершинами, а под ними остается вся эта боль, ненависть, разрушения. Эти пласты будто мост соединяют веру и веру, и появляется твердая уверенность, что всё будет хорошо!

Персональную огромную благодарность испытываю к Cвятому источнику в честь преподобного Далмата Исетского. Мне удалось собраться с духом и окунуться, но после этого я не могла оторваться от трубы, из которой текла эта чудесная вода. Я бесконечно умывалась и пила эту воду. У меня всю поездку очень болели плечи и шея, я ополаскивала их водой много раз, будто кто-то велел мне это делать. Когда мы приехали домой плечи почти не болели, а на утро и вовсе всё прошло.

«Мне очень понравилось окунаться, вода холодная, но очень вкусная. Там красиво и люди добрые», — это отзыв моей дочери.

Выражаю огромную благодарность за поездку, организацию и любовь отцу Алексию! Спаси же его, Господи!

Прихожанка Благовещенского собора г. Тюмени Татьяна Осташкова.

«Что же, в паломничестве, молитва у тебя другая?»

— «Да нет, там я другой…». (из притчи)

Собираясь в поездку в Свято-Успенский мужской монастырь в г. Далматово, которую организовал священник Благовещенского собора г. Тюмени иерей Алексий Симаков, я мало что знала о нем, и о преподобном Далмате, да и вообще о паломнических поездках. Мне хотелось узнать, почему и зачем люди посещают это место, что ищут и что здесь находят. В интернете о Далматовском мужском монастыре оказалось много информации. Тут я узнала историю создания, разрушения и восстановления этого монастыря прочитала историю, жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Далмата. Прочитала блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того, что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это «здорово, прекрасно, и что — ЭТО что-то!». А мне хотелось знать, что это «что-то»? Ответов на свои вопросы я не нашла. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих — это называется «БЛАГОДАТЬ». А благодать — это особое состояние души, которое словами не выразишь. И все-таки, я попытаюсь кратко рассказать о нашей поездке.

12 июня 2017 г. большая группа паломников состоящая из прихожан Благовещенского собора г. Тюмени, воспитанников воскресной школы вместе со своими родителями, преподавателями и с отцом Алексием Симаковым отправилась в путь. Цель поездки — посетить Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, приложиться к мощам Святого Далмата Исетского. Группа наша была довольно большая – около 100 человек, да и путь был неблизкий, однако всем было комфортно, настроение у всех было приподнятое, предвкушение чего-то радостного было в глазах большинства паломников. Время в дороге пролетело незаметно.

И вот, наконец, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. История обители насчитывает около пятиста лет. Мы подъехали к тяжелым полукруглым воротам. Перед глазами крепкие массивные постройки. Часть из них полуразрушена (результат советской эпохи), а часть уже восстановлена и сверкает благолепием золотых куполов. Сколько же людских минут видели эти стены? А сколько еще людского, монашеского труда надо вложить, сколько жизней прожить, чтобы полностью оживить этот чудесный уголок земли, обустроенный и намоленный нашими предками.

В монастыре нас уже ждали. Не растерялись перед такой массой людей, а предложили разделиться на три группы и организовали экскурсии для каждой по своему маршруту. Я попала в группу, проводником которой был отец Герман. Он и рассказал нам историю обители.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь – один из духовных центров Урала и Сибири. Датой основания его считается 1644 год, когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исеть. Преподобный Далмат (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский), сын казачьего атамана, родился в остроге Березове в 1594 году, был женат, имел детей. В 34 года достиг уже должности городничего в Тобольске. Уже будучи зрелым человеком, решил оставить суетную мирскую жизнь. Он стал послушником Невьянского Богоявленского монастыря и через непродолжительное время принял монашеский постриг с именем Далмат. Праведнику пришлось претерпеть многие скорби, прежде чем устроился монастырь, но от напастей защитили его сам Господь и Царица Небесная. Братия Успенской обители почитала преподобного как истинного подвижника благочестия.

Читайте также:  Кизилташский мужский монастырь в Судаке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

За пятисотлетнюю историю монастырь много раз подвергался нападениям, и Господь покрывал его. Нападения начались еще при жизни старца Далмата. Когда преподобный стал жить отшельником на месте будущего монастыря, угрозой для него был татарский мурза Илигей, владелец этих земель. В первый раз он пришел к старцу Далмату, и в ходе разговора выяснилось, что у матери Далмата татарские корни. Тогда он временно оставил преподобного в покое. Старец понимал, что он придет разорить монастырь. И святой Далмат возложил всю надежду на Господа. Он стал молиться, чтобы Сам Господь помог: если будет воля Божия на мученичество, то, чтобы Господь дал силы и крепость умереть за Христа. Но когда Илигей направился к обители во второй раз, ему во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить в покое Далмата и подарить эту землю, он так и сделал, и стал первым благодателем обители.

Праведная кончина Преподобного Далмата последовала в 1697 году, в возрасте 103 лет, но и с небес он не оставлял своим попечением основанную обитель.

После 1917 года обитель молитвами ее основателя и заступничеством Царицы Небесной подверглась не столь значительному разорению, как другие монастыри. В 1989 году обитель была полностью возвращена верующим. В 1994 году совершилось обретение мощей местночтимого святого Далмата Исетского. Ныне святые мощи пребывают в главном монастырском храме.

Сегодня в Успенском Далматовском мужском монастыре имеется налаженное хозяйство: теплицы, пасека, небольшой скотный двор, дающий сырье для сырного производства. Столярная мастерская, кузница, свечное производство. Для паломников, разумеется, проводятся экскурсии.

Мимо нашей группы стремительно проходит несколько монахов. Они спешат по своим делам. На территории монастыря ни на минуту не останавливается работа. Все как в большом муравейнике заняты своим делом. Да, много сил еще надо, чтобы восстановить все, что разрушило время и люди. Но они верят, что с ними Господь Бог наш и преподобный и богоносный отец Далмат. Эта вера дает им силы.

Посетив храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» и приложившись к святым мощам, мы прошли по стенам монастыря. Побывали в музее, умылись на святом источнике, а некоторые даже окунулись в купель.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы по возможности старались все фотографировать.

Посетили монастырский музей. Хочется отметить, что весь ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения, уже сам по себе представляет большой интерес для любителей истории нашего края. К сожалению, экспонатов в музее, свидетельствующих об истории самого монастыря сохранилось немного, но все они бережно хранятся.

Основную часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России.

Сегодня активно ведется работа по расширению музея. Проводится ремонт помещений под дополнительные залы. Помощи Божией устроителям в таком нужном для наших будущих поколений деле. Не случайно в одной из экспозиций музея есть такие слова:

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».

Иван Бунин (1919 г.)

Когда наступил час обеденный, нас пригласили на трапезу. Трапезная представляет из себя большой зал человек на 200-300. В ней чисто, опрятно и, как-то по-домашнему, просто и уютно. О самой трапезе стоит обмолвиться особо: такой аппетитной и сытной, хотя и постной пище мне еще не приходилось вкушать. Я где-то читала, что монахи получают удовольствие от умеренной пищи больше, чем от изобильной. В этом тоже проявляется способность монахов к самоограничению. Вместе с непрестанным трудом и молитвой, ограничение в еде лежит в основе рецепта здоровья и долголетия. Я на самом деле почувствовала удовольствие от «умеренности в еде». И судя по отзывам, не я одна.

Незаметно, наше пребывание в монастыре подходило к концу. Оставалось побывать на источнике, и мы дружно отправились туда. Желающие искупались в святом источнике.

Вернулись в Храм иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость» к мощам преподобного отца Далмата. Здесь Отец Алексий отслужил молебен, паломники приложились к мощам и провели некоторое время в храме. Наступило время прощаться. Время, отведенное Богом для пребывания в святом месте, подошло к концу, мы нехотя побрели к выходу.

Уставшие, но с каким-то необъяснимым умиротворением мы добирались до своих домов. Эта поездка, как и любое посещение святых мест, помогает человеку, погруженному в мирские проблемы, как бы вернуться в себя, вспомнить о Боге, ощутить душой Божественную благодать. Мы возвращались домой счастливые и более сплоченные, планируя следующую поездку.

Слава Богу за все!

р.Б. Татьяна, прихожанка храма.

Нам очень понравилось в Далматовском мужском монастыре. Место необыкновенное, намоленное, святое. Слава Богу за эту поездку!

Семья Борзул, пос. Тазовский ЯНАО.

Монашеский труд, он очень трудный. Сегодня мы с дочкой в этом убедились еще раз. Побывали в монастыре в Далматово. Это древнее строение поражает своей мощью. Отцы монахи словно дитя оберегают свой монастырь, преумножают его величие. На территории есть древняя церковь, которую восстанавливают по крупицам, есть музей, полный старинных экспонатов. Они были собраны со всех концов не только нашей страны, но и мира. Меня впечатлила прогулка по стене, которая служит укреплением монастыря и на своем веку повидала многое. Ах, если бы она могла говорить…. Я готова бы была слушать эти рассказы часами. Для доченьки главным впечатлением стал святой источник. Она расстроилась, когда мы с бабушкой сказали, что она не будет окунаться. Сколько было счастья, когда она вошла в воду. Спасибо всем организатором поездки. Махт Анна и Варя.

Я живу в Тюмени 1,5 года и поэтому все окрестные святые места посещаю впервые. Время в дороге пролетело незаметно и вот мы у ворот монастыря. Толстые стены ограды с сохранившимися кое-где зубцами, высокий полуразрушенный храм Успения Пресвятой Богородицы напоминают о былом величии. Радует глаз храм Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В храме много старинных икон, там же находится рака с мощами преподобного Далмата Исетского и два мощевика: один с частицами мощей печерских святых, другой большой с частицами многих святых. Мы все приложились к мощам преподобного Далмата. Обычно, я всегда прошу святых помолиться о моих детях и внуках, но в последнее время у меня появилась зависимость от телевизора. Я просила преподобного Далмата избавить меня от этой зависимости. Прошло уже 3 дня, телевизор смотреть не хочется. Я благодарна преподобному Далмату за помощь. А еще, нас в монастыре вкусно покормили, провели интересную экскурсию. Мы даже прошлись по монастырским стенам, посетили музей, в котором много экспонатов о жизни дореволюционной России. Очень нас взбодрило купание в святом источнике. На прощание наш батюшка отслужил молебен у раки с мощами преподобного Далмата, окропил нас святой водой, и мы счастливые поехали в Тюмень. Слава Богу за все!

Р.Б Людмила 66 лет.

12 июня я ездила в Далматовский Успенский монастырь с папой и другими прихожанами нашего храма. Монастырь находится в г. Далматово Курганской области. Монахи нам показали интересный музей. Затем мы побывали в храме Богородицы «Всех Скорбящих Радость» и поклонились мощам святого Далмата. Далее мы прогулялись по монастырской стене! Ходили к святому источнику. Мой папа даже искупался. Мне поездка очень понравилась!

Лангенбах Варвара 9 лет.

Блог-мастер “Смотри и читай”

Страницы

суббота, 11 июля 2015 г.

Святыни Далматовского монастыря

МОЩИ ПРП. ДАЛМАТА ИСЕТСКОГО

ЧАСТИЦЫ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами.

Собор преподобных отцев Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих

1. преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля),

2. преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря),

3. преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля),

4. преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября),

5. преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября),

6. преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября),

7. преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря),

8. преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля),

9. преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября),

10. преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня),

11. преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля),

12. преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября),

13. преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа),

14. преподобный Нестор Летописец (память 27 октября),

15. преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля),

16. преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля),

17. преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря),

18. преподобный Николай Святоша, князь Черниговский (память 14 октября),

19. преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля),

20. преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января),

21. преподобный Пимен Постник (память 27 августа),

22. преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа),

23. преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая),

24. преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта),

25. преподобный Макарий Постник(память 19 января),

26. преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля),

27. преподобный Илия Муромец (память 19 декабря),

28. преподобный Ефрем Переяславский (память 28 января),

Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих

1. преподобный Моисей Чудотворец (память 28 июля),

2. преподобный Лаврентий Затворник (память 20 января),

3. преподобный Иларион схимник (память 21 октября),

4. преподобный Мартирий диакон (память 25 октября),

5. преподобный Феодор, князь Острожский (память 11 августа),

6. преподобный Ипатий Целебник (память 31 марта),

7. священномученик Лукиан пресвитер (память 15 октября),

8. преподобный Иосиф Многоболезненный (память 4 апреля)

9. преподобный Феофил, епископ Новгородский (память 26 октября),

10. преподобный Сисой схимник (память 6 июля),

11. преподобный Нестор Некнижный (память 27 октября),

12. преподобный Феодор Молчальник (память 17 февраля),

13. преподобный Паисий (память 19 июля),

14. преподобный Арсений Трудолюбивый (память 8 мая),

15. преподобный Евфимий схимник (память 20 января),

16. преподобный Тит воин (память 27 февраля),

17. преподобный Меркурий Постник (память 24 ноября),

18. преподобный Макарий диакон (память 19 января),

19. преподобный Пимен игумен, Постник (память 8 мая),

20. преподобный Зотик Постник

21. преподобный Леонтий (память 8 июня)

23. преподобный Геронтий канонархи (память 1 апреля),

24. преподобный Силуан схимник (память 10 июня),

25. преподобный Агафон Чудотворец (память 20 февраля),

26. преподобный Игнатий архимандрит (память 20 декабря),

Читайте также:  Анатолия Берестов: биография священника, книги и труды, где служит и как к нему попасть

27. преподобный Григорий затворник, Чудотворец (память 8 января),

28. преподобный Павел Послушливый (память 10 сентября),

29. преподобный Вениамин затворник, Печерский (память 13 октября),

30. преподобный Ахила диакон (память 4 января),

31. преподобный Захария Постник (память 24 марта),

32. преподобный Лонгин вратарь (память 16 октября),

33. святитель Павел митр.Тобольский, (память 10/23 июня).

34. святитель Филарет митр. Киевский, (память 21 декабря),

35. священномученик Владимир митр. Киевский.(память 25 января)

Частицы святых мощей иных угодников Божиих

1.преподобный Лев Оптинский

2.преподобный Макарий Оптинский

3.преподобный Моисей Оптинский

4.преподобный Антоний Оптинский

5.преподобный Иларион Оптинский

6.преподобный Амвросий Оптинский

7.преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский

8.преподобный Анатолий (Зерцалов) Оптинский

9.преподобный Иосиф Оптинский

10.преподобный Варсанофий Оптинский

11.преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский

12.преподобный Нектарий Оптинский

13.мученица Евдокия Пузовская

14.мученица Дария (Тимолина) Пузовская

15.мученица Дария (Сиушинская) Пузовская

16.мученица Мария Пузовская

17.святитель Иннокентий архиепископ Херсонский

18.преподобный Феофил Киевский Христа ради юродивый

19.святитель Иннокентий епископ Пензинский

20.святитель Афанасий патриарх Цареградский Лубенский чудотворец

21.священномученик Алексий пресвитер Красноуфимский

22.блаженный Косьма Верхотурский Христа ради юродивый

23.преподобный Гавриил Седмиезерский

24.преподобная Александра Дивеевская

25.преподобный Кукша исповедник Одесский

26.преподобный Иона Киевский

27.праведный Александр пресвитер Чагринский

28.святитель Мелетий архиепископ Харьковский

29.священномученик Лев пресвитер Красноуфимский

30.праведный Симеон Верхотурский

31.преподобный Василиск Сибирский

32.преподобная Марфа Дивеевская

33.преподобный Гавриил Афонский

34.един от преподобномучеников Зверинецких Киевских

35.святитель Феодосий архиепископ Черниговский

36.священномученик Александр архиепископ Харьковский

37.священномученик Александр пресвитер Красноуфимский

38.преподобный Арефа Верхотурский

39.преподобный Илия Верхотурский

40.часть Мантии святителя Иоанна архиепископа Сан-Францисского

41.праведный Иона пресвитер Одесский

42.преподобный Алексий Голосеевский Киевский

43.преподобный Лаврентий Черниговский

44.святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

45.священномученик Константин пресвитер Меркушинский

46.преподобный Авраамий архимандрит Ростовский

47.преподобный Никита столпник Переяславльский

48.преподобный Иов Почаевский

49.благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские

50.благоверные князья Василий и Константин Ярославские

51.святитель Дмитрий митрополит Ростовский

52.благоверный князь Константин Муромский

53.святитель Игнатий Брянчанинов епископ Кавказский

54.благоверный князь Феодор Муромский

55.праведный воин Феодор (Ушаков)

56.преподобный Амфилохий Почаевский

57.благоверный великий князь Андрей Боголюбский

58.благоверный князь Глеб Владимирский

59.благоверный великий князь Георгий Владимирский

60.преподобный Корнилий Александровский

61.благоверный князь Михаил Муромский

62.преподобный Стефан Махрищский

63.преподобная София Суздальская

64.преподобный Феодор Санаксарский

65.святитель Иоанн епископ Суздальский

66.святитель Афанасий исповедник , епископ Ковровский

67.преподобный Лукиан Александровский

68.преподобный Роман Киржачский

69.преподобный Александр исповедник, игумен Санаксарский

И К О Н Ы М О Н А С Т Ы Р Я

Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку чувство реального присутствия Божия. Почитание, которое воздаёт человек её, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно не было, а восходит к Первообразу.

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы»

В Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили игумен Варнава, иеромонах Тимофей, послушник Игорь (сейчас иеромонах Иосиф) и другие монашествующие.
В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).

После окончания Литургии старики развернули сверток, : показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. О себе они сказали, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место – Далматовский монастырь.

Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ-АРТУРСКАЯ), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива – голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона – Владивостокская.

Место обретения – дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.

Больше информации о этой иконе на сайте храма ХРАМА ВО СЛАВУ ИКОНЫ «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»(ПОРТ-АРТУРСКОЙ) В КУРГАНЕ.

Далматовский мужской монастырь

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Заброшенные храмы Каменского района. Часть I

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Читайте также:  Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

Адрес: 641730, Курганская область, город Далматово, улица Советская, дом 194
Телефон: +7 (35252) 3−17−06 — иконная лавка; +7 (35252) 3−15−92 — автоответчик Наместника монастыря (просьба указывать телефон для ответного сообщения)
Сайт: dalmat.su/

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

«Чудеса и святыни Далматово»

В далеком 1644 году иноку Далмату приглянулась пещера на высоком берегу реки Исеть, где он решил основать поселение. Так началась история Далматовского монастыря. Никто не мог предположить, какая нелегкая и интересная судьба уготована этому месту. Далматово (209км. от Челябинска) – один из старейших городов Зауралья, первых центров православия, грамотности и русской культуры.

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь – архитектурный ансамбль сооружений постройки 18-19 веков. В это время “Золотые врата Сибири”, как называли Далматово, имели не меньшее значение, чем Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Комплекс монастыря включает крепостные стены с воротами и башнями, Успенский собор, Церковь в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, кельи, надвратную церковь Иоанна Богослова и часовню. Во время правления императрицы Екатерины II монастырь выдержал осаду войска Емельяна Пугачёва. В 18 в. – место ссылки старообрядцев. На территории монастыря находится святой источник.

Сегодня история монастыря получает новый интересный поворот, сооружения восстанавливаются, верующие приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата Исетского и посетить святой источник.

Во втором этапе конкурса “Россия 10” Далматовский Успенский монастырь по результатам голосования вошел в Топ 10 достопримечательностей страны.

В программе:
– увлекательный рассказ экскурсовода по пути следования о любопытных фактах из истории края и Далматово;
– интересная экскурсия по обители монастыря;
– вкусная трапеза;
– посещение огромного музея, экспозиции, посвященной жизни на Урале в царские времена, семье последнего Русского царя, временам гонения на Русскую Православную Церковь. Экспонаты на стендах и витринах собраны таким образом, чтобы дать представление почти о всех сферах жизни в царской России.
– посещение Чудотворного источника Далматовского монастыря;
– омовение в купели(по желанию);

Программа тура «Чудеса и святыни Далматово»:

8:00 Автобус отправляется! Место отправления: Карла Маркса, 131 (Маркштадт) .
12:00 Приезд в г. Далматово:
трапеза
экскурсия по комплексу Далматовского монастыря,
– посещение святого источника с возможностью совершить омовение в купели (по желанию).
16.00 Выезд из Далматово.
19.00 Возвращение в г.Челябинск.

Стоимость тура «Чудеса и святыни Далматово»:
1 820 руб. на человека

Данная экскурсия проводится для корпоративных групп.
Смотреть “Туры выходного дня” >>

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНО:
– проезд Челябинск-Далматово-Челябинск на комфортабельном автобусе туристического класса,
– путевая информация,
– экскурсия по комплексу Далматовского монастыря,
– трапеза,
– пожертвование монастырю,
– страховка от несчастного случая.

ВНИМАНИЕ. При посещении Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря необходимо быть одетым скромно, мужчинам – в брюках, женщинам – в длинных юбках, на голове платок. Косметика для женщин нежелательна. Для желающих совершить омовение – полотенце, соответствующую одежду для омовения, сланцы.

Преимущества путешествия с «Уральскими Сказами»:

  • «Уральские Сказы» в туризме около 20 лет, опыт работы сотрудников – более 20 лет;
  • тур по доступной цене;
  • на протяжении всего тура Вас будет сопровождать квалифицированный экскурсовод, который расскажет Вам много нового и ответит на интересующие Вас вопросы;
  • проезд на комфортабельном автобусе;
  • Особое внимание наша компания уделяет безопасности и комфорту туристов;
  • С нами Ваш отдых в хороших руках!

Даты проведения тура представлены здесь >>

* Туристическая фирма оставляет за собой право изменить время и порядок предоставляемых услуг и экскурсий без изменения их количества. Фирма не несёт ответственности за пробки на дорогах, время прибытия в Челябинск является ориентировочным и не может считаться обязательным пунктом программы.


купель у Святого источника

Написать отзыв:

Дорогие друзья! Коллектив фирмы благодарит Вас за теплые слова и замечания о нашей работе. Все отзывы будут рассмотрены, и приняты меры по улучшению качества обслуживания!

Возрождение святыни: Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Мне, как свердловчанину, есть с чем сравнить Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (г. Далматово, Курганская область), конечно, это Верхотурье и Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Разница в годах их образования не столь значительна, всего-то 40 лет.

Мне, как свердловчанину, есть с чем сравнить Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (г. Далматово, Курганская область), конечно, это Верхотурье и Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Разница в годах их образования не столь значительна, всего-то 40 лет.

На этом, наверное, внешняя схожесть заканчивается…

Крепость в Далматово, построенная в начале XVIII века, успела целый месяц простоять под натиском войск Емельяна Пугачева в 1774 году, так и не сдавшись, отбиваясь от нападавших из бойниц стен и башен, Верхотурье такой судьбы избежало…

После закрытия монастыря в Верхотурье, в его помещениях размещалось уголовно-исправительное учреждение для несовершеннолетних преступников. В Далматовском монастыре был размещен завод «Молмашстрой», который не только возвел промышленные цеха, но и подверг существенной перестройке имеющиеся здания… Именно, в таком состоянии в начале XXI века здесь стали восстанавливать комплекс зданий Далматовского монастыря…

В Далматовский монастырь я приехал по приглашению начальника Управлению по охране объектов культурного наследия Правительства Курганской области Сергея Севостьянова, для участия в текущем мониторинге проводимых строительных и реставрационных работ на территории объекта культурного наследия федерального значения.

В мониторинге, кроме Сергея Севостьянова, принимал участие Начальник отдела учета и охраны объектов культурного наследия Управления Дмитрий Бровко.

Как мне рассказал Дмитрий Бровко, строительные и восстановительные работы в монастырском комплексе производятся за счет собственника, которым является Российская Федерация. На весь объект имеется проектно-сметная документация, которая предполагает воссоздание исторического вида монастырских стен и зданий. Общий объем требуемого финансирования, в момент создания проекта (2001г.), оценивался в 950 млн. рублей. Ежегодный объем финансирования колебался, в разные годы он составлял от 500 000 рублей до более реальных и требуемых сумм. В 2015 году бюджет Российской Федерации выделил 35 млн. рублей, что позволило приступить в возведению Циферной школы… До этого, в течении трех лет, был реставрирован фасад и внешний вид Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Здесь к нашей беседе подключился Салим Магадеев, начальник участка ООО «Росстань» (субподрядчика), который как раз и осуществлял ремонт церкви. Он рассказал, что представители Управления ежемесячно отслеживают качество работ, на месте делают замечания. В частности, сегодня обсуждались некоторые отшелушивания штукатурки на Храме, которые возникли в ходе эксплуатации и воздействия влаги. Храм находится на гарантии, поэтому внешний вид будет восстановлен. В дальнейших планах работ, при наличии финансирования, завершение Цифирной школы, ее отделка, а также подготовка Успенского Храма к восстановлению…

Вот как Успенский Храм выглядит сейчас. Из двухэтажного храма сделан четырехэтажный цех.

На 2016 год Правительством Курганской области сделана заявка на работы по восстановлению Далматовского монастыря в размере 110 млн. рублей. Учитывая то, что я увидел, на мой взгляд, вполне уместная сумма, так как задача не деньгами строителей завалить, а обеспечить реальное выполнение работ.

Монастырские музеи… Далматовский монастырь и богоборчество

Относительная близость этого монастыря-крепости к Кургану 197 км., Екатеринбургу -175 км., Тюмени — 259 км., Челябинску 206 км., его транспортная доступность (находится на федеральной автомобильной трассе и имеет железнодорожное сообщение) делают его привлекательным туристическим объектом. Для сравнения, расстояние до Верхотурья: Екатеринбург — 300 км., Тюмень — 624 км., Челябинск — 509 км., Курган — 664 км.

Это так, к слову о доступности…

Но не о транспортной логистике для путешественников мой рассказ, а о тех музеях, которые благодаря стараниям наместника Далматовского монастыря игумена Варнавы (Аверьянов), монастырской братии, прихожан Храма и благодетелей созданы и продолжают создаваться в монастыре.

Совершенно разные и необычные по подборке артефактов и выставочного материала экспозиции находятся в разных залах создаваемого музея.

Зал, посвященный семье Николая II.

Основной акцент сделан на царственном служении семьи, о тех знаковых событиях Родины, которые не могли не отразиться на судьбе самодержца, его супруги и детей… Совершенно замечательный музейный ход, который, даже мне, преподавателю истории, показался не просто интересным, а несущим много новых исторических акцентов, которые ранее не видел…

Всем известно, что период коммунистической идеологии трагически сказался не только на судьбе Русской Православной церкви, но и священников, православной паствы… Следующий зал рассказывает не о жертвах атеистического прошлого, а о тех идеологических и пропагандистских штампах, которые советская власть привнесла в российскую жизнь. Очень необычная экспозиция, особенно для монастыря… Главное, что в современной нравственной ситуации, акценты поставлены очень взвешенно и грамотно… Никакой религии в этой выставке, это реквием по человеческой душе, которая стала основной потерей этого кровавого времени…

Последние (надеюсь, что пока) два зала будут рассказом о жизненном пути Архимандрита Антонина (Капустина), уроженца Шадринского уезда Пермской губернии, воспитанника Далматовского духовного училище при Далматовском Успенско-Исетском мужском монастыре, который является одним из основателей и первым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме… В этих залах не только еще идет ремонт, но часть экспозиции уже готова принять посетителей…

Одним словом, музейно-просветительская деятельность монастыря заслуживает не только восхищения, но и признания того, что не во всяких музеях можно увидеть и услышать похожее… В сочетании с намоленным местом, историей самого Монастыря, впечатление становится неизгладимым… Сюда хочется не только возвращаться вновь и вновь, но и привести сюда, к родной для свердловчан реке Исеть, своих знакомых и семью…

Ссылка на основную публикацию