Деревянные церкви: деревянные храмы России, список, описание

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры – деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось – только на другом берегу.

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями – храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, – видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние – ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину. Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, – стильная красота церкви – спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Деревянные церкви и храмы России – фото и описание

Дыхание истории, рукотворное свидетельство о великих мастерах древности – все это деревянные церкви и храмы России.

Памятники древнего зодчества манят своим величием и одновременной простотой, деревянные церкви и храмы России – это уникальные строения, способные воплотить величие обители Бога в крестьянской избе.

В современном мире также не отказались от строительства храмов из дерева. Многие из них находятся в столице России и других славных ее городах.

Деревянные храмы Руси

Большинство древних храмовых построек сохранились на севере страны, но находятся в плачевном состоянии. Памятники архитектуры охраняются ЮНЕСКО, как историческое наследие. В настоящее время речь идет о вероятности полной утраты этих уникальных строений.

Чтобы сохранить стиль прошлых веков, современные архитекторы возводят новые деревянные храмы, используя секреты старых мастеров.

Самая старая деревянная церковь в России

Церковь Воскрешения Лазаря в Карелии – самый древний памятник архитектуры. Небольшое, потемневшее от времени строение напоминает больше деревянную избу древних селян, только купол с крестом указывают на то, что это церковь. Строение возведено по всем канонам древнего русского зодчества.

Храм находится на территории исторического заповедника «Кижи», в нем сохранились иконы на липовых досках, датированные XVI тысячелетием. Церковные службы в храме не проходят, постройка используется как туристический объект.

Деревянные церкви в Москве

Столица России богата как старинными, так и современными деревянными церквями.

Церковь Георгия Победоносца. Год основания – 1685. Это величественное деревянное трехъярусное строение.

Является главным архитектурным памятником заповедника Коломенское.

Храм Сергия Радонежского, расположенный в Зеленограде основан в 1998 году. Простое одноэтажное здание, увенчанное большим и малым куполами.

Церковь действующая.

В Раево в 1997 году был возведен деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Строение создано в соответствии с архитектурными канонами XV века.

Деревянный храм без единого гвоздя

Гордость Карелии – храм Преображения Господня. Его уникальность — постройка без использования гвоздей.

Имена великих мастеров древности история не сохранила. Храм был воздвигнут в 1714 году.

Храм высотой 37 метров насчитывает 22 купола различной величины. Все тело храма как бы стремится ввысь, в небеса.

В настоящее время здание находится на реставрации. Открыть его для прихожан и туристов планируют в 2020 году.

Деревянный суздальский храм

Никольский храм в Суздале был перевезен из Владимирской области и восстановлен архитектором М. М. Шароновым. Изначально храм был основан в 18 веке в селе Глотово, а в 1960 году властями было решено перевезти его на новое место и реставрировать.

Церковь возвели в западной части Суздальского кремля. Строение в деревенском стиле гармонирует с пейзажами сельской местности. Основа здания – клеть из тесаных бревен, аналогичная простым русским избам. Венчает храм небольшой купол с крестом.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово Ленинградской области с 1493 года существует храм Георгия Победоносца. В 1993 году была проведена реставрация, вид строения был полностью сохранен.

В наше время это все еще действующая церковь, в которой проходят богослужения.

В окрестностях Петербурга расположены и другие деревянные церкви:

  • храм Николая Чудотворца в селе Согинцы (1696 год);
  • храм Рождества пресвятой Богородицы в деревне Гимрека (XVII век);
  • шатровая церковь Афанасия в Подпорожском районе (XVII век);

Всего насчитываю более полусотни действующих деревянных церквей в Ленинградской области.

Современные деревянные церкви

В XXI веке верующие и меценаты не отказываются от возведения церквей из дерева. Храм Рождества Иоанна Предтечи в поселке Глебычево – прекрасный пример современной архитектуры.

Год основания – 2007. Создатели полностью сохранили стиль дореволюционных храмов.

Первая деревянная церковная новостройка, воздвигнутая в 1995 году – храм в честь Державной иконы Божьей Матери в Москве.

У этого храмового сооружения есть одна особенность: для колоколов не оборудована отдельная звонница, они подвешены под куполом нового храма.

Онежский остров с церквями из дерева

Уникальная природа острова Кижи и Онежского озера привлекают туристов. Но не только этим славен остров. Самые древние деревянные церкви России построены именно в этом месте.

Храмы и часовни острова Кижи:

  1. Церковь Преображения Господня, построена в 1714 году, увенчана 22 главами, расположенными ярусами.
  2. Покровская церковь построена годом позднее. Церковь венчают 8 куполов, расположенных вокруг девятого.
  3. Шатровая колокольня возведена в 1863 году. Это двухъярусное строение, которое венчает звонница на опорах из 9 столбов.

Комплекс церквей острова Кижи включен в Фонд Всемирного Наследия. Эти храмы относят к особо ценным архитектурным памятникам России.

Достояние ЮНЕСКО?
Выше описан храм Георгию Победаносцу в д.Родионово Ленинградской области, расположенный на берегу Юксовского озера, построенный в 1493г, к тому же действующий. Деревянному Храму 525 лет.
В этом году стали свозить мусор из п.Вознесенье и близлежащих деревень в карьер, расположенный в 300 м от церкви. Куда же смотрит ЮНЕСКО?
Немцы не сожгли, так сами уничтожим.
Кроме того весной грунтовые воды пойдут в озеро, далее в р.Свирь, далее в Ладожское озеро.

7 древнейших храмов России

С еверный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Читайте также:  Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Основные типы русского деревянного храма

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 – Клетские храмы,
2 – Шатровые храмы,
3 – “Кубоватые” храмы,
4 – Ярусные храмы,
5 – Многоглавые храмы.
( Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые “клетски”, разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, “на пошве”. Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части – алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие – главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название “куба”. “Кубоватые” храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб – кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название “четверик на четверике”, присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно “дивное диво”, может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм “четверика на четверике” .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное – в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
. . .

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………. .
P.S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме – просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ.

В наследство от наших предков нам досталось большое количество материального наследия, в частности культовых сооружения, как проявление национальных вкусов и предпочтений. К сожалению, с появлением в 19 веке жёсткой регламентации на архитектурные типы, русское зодчество перешло на рельсы общемировых тенденций, что привело к оскуднению форм, и первыми под удар профессиональных строителей попали церкви. Высочайшим распоряжением сверху были спущены примеры типовых храмов ( большинство из них созданы были под руководством К. Тона ) , бесконечные клоны которых начали появляться на месте разрушаемых древних зданий. Так как большинство деревенских церквей были выстроены из дерева, то за 19 век в центральных губерниях России были уничтожены практически все примеры древней народной архитектуры. На их месте возводились новые, или же старые стены претерпевали такие изменения, что узнать их в обновлённом облике было поистине невозможно. Назывались такие перестройки «во благолепие». А вот северные территории подобного искоренения народных вкусов тогда избежали- там разве что обшивали срубы досками, красили в дикие цвета , рисовали фальшивые окна в странной попытке дерево выдать за камень. В советское время многие культовые постройки под руководством реставраторов приобрели свой исходный вид и радуют сейчас нас своей подлинной красотой.

Решил устроить небольшой ликбез по развитию русского деревянного народного зодчества и на примере сохранившихся храмов показать эволюцию форм и предпочтения простолюдинов. Разговор веду о русском храмостроении, хотя подобные сооружения строили и наши ближайшие соседи- карелы, вепсы, коми…..
Как выглядели храмы восточных славян до принятия христианства доподлинно неизвестно, но они безусловно существовали. Говорят об этом и косвенные признаки (так первый княжеский христианский собор Новгорода , построенный из дерева — Софийский был возведён в 989 году и простоял 60 лет, когда в 1049 году сгорел ( «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» ). Уже само описание церкви- 13 (!) глав говорит о том, что сооружение это было крупное и сложное. Трудно представить , что новгородские плотники могли срубить такое здание, не наработав к тому времени навыков возведения больших культовых построек. Косвенные доказательства оставили и летописи тех времён, так первый русский метрополит Иларион восхваляя крещение Руси рёк: «Уж не капищ сграждаем, но Христовы церкви зиждем…капища разрушишась и церкви поствляются…идоли сокрушаются и иконы святых являхуся…». А монах Иаков восхваляя св. Владимира писал: » Храмы идольские и требища всюду расопа и посече и идолы сокруши». То есть в дохристианские времена у русских были какие то молельные здания, но как они выглядели неизвестно. С сотню раз летописцы костерили капища язычников поганых, но ни одного описания и тем более рисунка до нашего времени не дошло! Всё что в наше время рисуется как языческие храмы восточных славян не более чем плод фантазии художников. Куда больше повезло славянам западным- жителям Поморья (так тогда называлась Померания — территория на границе западной Польши и восточной Германии) , ибо сохранились письменные описания их капищ («контын»- «kontyny») , сделанные немецкими путешественниками. Так епископ Дитмар в 1018 году рассказывал , что в священном лесу лютичей «стоит капище, художественно срубленное из дерева, его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь», Отто из Бамберга видел в Щетине контыну посвященную Триглаву: «она была великолепно построена и стены её, как снаружи так и внутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой». А датский учёный Саксо Грамматикус так же в общих словах описал контыну города Аскона: «В центре равнины находился город, в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева. В этом святилище не только почитали Добро, но в нём были так же изображения богов которых боялись. Наружную оболочку составляла связная конструкция (сруб?), верх был покрыт червоной краской, внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани.». На основе этих описаний польский учёный Казимир Мокловский в своём труде «Sztuka ludova w Polsce» создал очень вольную графическую реконструкцию языческого храма западных славян, которую в наше время очень любят использовать иллюстраторы неоязыческих толков.
Удивительно, но о первых христианских храмах Руси известно не намного больше. Описаний их нет! Ни один русский летописец не потрудился ни рассказать как они выглядели, ни сделать зарисовок их. На помощь придут опять опять же европейские путешественники, но в периоды много более поздние. Само же зарождение русского храмостроения покрыто полным мраком. А ведь христианские церкви стояли на территории России много раньше чем произошло собственно Крещение — многочисленные христианские общины имелись во всех крупных городах. Так из летописного рассказа об убийстве Аскольда и Дира известно о существовании в 882 году двух деревянных церквей- св. Николая и св. Орины. О христианской соборной (!) церкви летопись упоминает в рассказе о договоре князя Игоря и греков: «Наутреня призва Игорь послы и приде на холмы где стояше Перун и поклодоша оружье и щиты и золото и ходи Игорь роте и мужи его и елико поганыя Руси а христьяную Русь водиша в церковь святого Ильи аже есть… се бо бе сборная церкви мнози бо быша Варязи христьяни».
Как же выглядели первые деревянные храмы, а так же те которые строились позднее, но изображений их так же не сохранилось? Вот тут и нужно достать пыльные фолиаты европейский путешественников которые оставили описания своих поездок в Московию в 17 веке- Адама Олеария и Августина Мейерберга. На многочисленных иллюстрациях прорисовано значительное количество деревянных церквей и на удивление они совпадают с храмами дошедших до наших времён. Казалось бы тогда какой смысл прибегать к книгам всяких Адамов и Августинов, но нужно держать в голове, что рисуя в середине 17 века русские поселения, встречавшиеся им по пути, эти путешественники изображали храмы построенные за 100-300 лет до момента их фиксации. То есть храмы 14 века- другой информации о тех временах у нас попросту нет!
Каким же образом сформировались первые православные храмы а Руси? От греков мы получили уже окончательно сформировавшиеся обряды с вполне определёнными частями храма, а именно алтарь, кафоликон (помещение для молящихся) и притвор. В греческих храмах каждая из этих частей имела определённый план и все они были пересажены на нашу почву для первых каменных храмов, но для дерева подобные формы были непригодны или очень сложны в изготовлении, что русские плотники увидели сразу же. Поэтому мастера взяли лишь схему плана, а церковники всегда зорко следили за соответствие ей, но не требовали точного копирования. Для молящихся требовалось сделать просторное помещение , достаточно светлое для размещения максимального количества прихожан, к кафоликону с востока примыкает алтарь, который при минимуме условий, должен вмещать в себя престол и жертвенник. Сплошные иконостасы есть творение недавних времён, а в первые века алтарь отделялся лишь небольшой преградой. И наконец притвор ( элемент который не являлся обязательным) примыкает с запада.

Читайте также:  Протоиерей Артемий Владимиров - биография священника, матушка и дети, где служит, труды и книги

Вот эти части храма и получила Русь от Византии, но если для строительства первых каменных княжеских церквей призывались греческие каменных дел мастера то в деревянном строительстве заезжие зодчие ничем помочь не могли- не умели. Поэтому русские плотники и взяли на вооружение именно свои родные традиции , взяли их из гражданского зодчества, а так же культового языческого. Приёмы выработанные столетиями помогли возвести храмы новой религии. И эти русские деревянные храмы являются уникальным явлением для мировой архитектуры- они самобытны, не имеют аналогий в зодчестве других стран, они ,банально говоря, только наши.
В самом простом и распространённом варианте алтарь, кафоликон и притвор имеют прямоугольные формы- они собраны из связанных друг с другом венцов , то есть «клетей». Поэтому такие храмы и принято называть клетскими. Очень часто они имеют абсолютно непрезентабельный вид ( переделанные из амбаров часовни «амбарушки»), а даже если и выделяются от жилой постройки то лишь наличием креста. Такая обыденность конечно не могла импонировать церковному причту и посему при строительстве деревянных храмов плотники прибегали к различным способам максимально выделить религиозные сооружения. И самым простым решением было увеличение высоты. Поэтому церкви начали строить на высоком подклёте, который порой представляет из себя полноценный этаж, для увеличения вертикали скаты крыши задирали всё выше и выше, пока она совсем не перестала быть прохожей на крышу дома, а приобрела клиновидную форму ( клинчатые кровли ). Для ещё большей выразительности скатам крыш придавали излом, что бы ,с одной стороны, подальше от стен отбрасывать дождевую воду, а с другой- придавать строению ещё более торжественный и красивый вид. Что бы ещё более увеличить привлекательность на крышах делали несколько ступенчатых скатов, украшали конёк главкой или небольшой «бочкой», делали четыре ската, два клина или завершали сруб ,перекрывающей всё молельное помещение, крупной «бочкой».
До нашего времени сохранилось большое количество часовен клетского типа и несколько церквей.
*
(фотографии и текст Николай Телегин. текст написан в основном на материале монографии М. Красовского)

9 удивительных по красоте деревянных церквей, которые стоит увидеть

Не каждая церковь представляет собой сложное сооружение из камня или мрамора, такие как Вестминстерское Аббатство или Нотр-Дам в Париже. Самыми красивыми и сложными по исполнению являются церкви из дерева. Сначала их конструкция может показаться простой, но это не так. В постройке некоторых церквей вообще не применялись гвозди или другие неестественные крепления.

Многие деревянные церкви Европы и Евразии представляют огромную культурную и духовную ценность. Сегодня мы расскажем вам 9 самых красивых деревянных церквей, которые стоит увидеть.

Церковь Святой Животворящей Троицы, Беларусь

В Гомельской области республики Беларусь стоят много деревянных церквей, но среди них можно выделить православный храм неподалёку от города Добруш. Небольшая церковь была заложена в 1830 году. Находится в маленькой деревушке под названием Крупец. В году войны деревня была полностью сожжена, но каким-то чудом деревянная церковь осталась нетронутой. Этот ярко-зелёный красочный приход носит официальное название Церковь Святой Животворящей Троицы. Она гармонично соседствует с другими церквями голубого, жёлтого, розового и красного цветов.

Несколько из них являются охраняемыми объектами организации ЮНЕСКО за свою историческую ценность. Церковь Святой Троицы пока не получила этот статус, но это одна из самых причудливых, удивительных и красивых церквей в Восточной Европе. При её создании не было использовано ни одного гвоздя.

Будирская церковь в Исландии

Церковь на острове Будир сделана из дерева, но первое, что бросается в глаза — это цвет, в который она выкрашена. Она окрашена в чёрный цвет, за исключением белых проёмов дверей и оконных рам. Место, где расположена церковь, само по себе удивительное. Вокруг возвышаются скалы и пейзаж просто умопомрачительный.

Построена в 1703 году, а в 1987 году была проведена единственная реконструкция. Сейчас является больше туристическим объектом, на фоне которого любят фотографироваться, особенно молодожёны.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи, Россия

Кижский погост — это целый комплекс, в который входит эта церковь. Весь погост и комплекс в 1990 году был вписан в охраняемые памятники за своё архитектурное и историческое значение. Считается, что именно деревянная церковь является главной достопримечательностью погоста благодаря мастерству архитектурного исполнения.

Она была создана путём сплетения деревянных каркасов и брёвен. У церкви насчитывается всего 22 купола. Центральный и самый большой купол находится на высоте 36 метров. Позолоченный иконостас состоит из 100 различных икон.

Кстати, на нашем сайте thebiggest.ru есть интересная статья о самых старых храмах России и всего мира.

Греко-католическая деревянная церковь в Доброславе, Словакия

Эта церковь была заложена в 1705 году в северо-восточной части Словакии. Намного позже в 1932 году были достроены ещё два здания с часовнями. В 2002 году прошла масштабная реконструкция, чтобы сохранить деревянную конструкцию и восстановить интерьер и убранство. Особенно выделяется иконостас XIII века и декоративная стена с фрагментами из Нового Завета, отделяющая помещение церкви и святилище.

Деревянные церкви в Пирогово, Украина

Местечко Пирогово находится вблизи украинской столицы. Оно славится именно своими церквями из дерева, которых здесь несколько. Наиболее знаковые из них входят в музейный ансамбль. Они были возведены между XII и XX вв. Туристы также найдут здесь много других интересных объектов, таких как старинные усадьбы и ветряные мельницы VI века.

Обратите внимание, про самые крупные города Украины на нашем сайте thebiggest.ru есть познавательная статья.

Церковь Святителя Николая в Измайлово, Москва

Любой, кто хоть как-то знаком с русской архитектурой, знает о Кремле на Красной площади, но многие не знают о ещё одном Кремле в районе Измайлово в Москве. Это новый культурный комплекс, который был построен в 2007 году. Конечно, Кремль в Измайлово не несёт в себе какую-то оборонительную функцию. В комплексе расположен Данилов Ставропигиальный мужской монастырь, на территории которого была построена Церковь Святителя Николая. Её строили по всем законам русского зодчества. Это самый высокий храм, который сделан из дерева в России. Его высота составляет почти 47 метров.

Деревянные церкви в Марамуреше, Румыния

Восемь деревянных церквей усеивают пейзаж Марамуреша. Нельзя найти две абсолютно одинаковые постройки. Единственное, что их объединяет, это часы на высоких колокольнях с западной стороны. Весь комплекс занесён в наследие ЮНЕСКО. Церкви строились в разные времена. Глядя на них, можно проследить разные архитектурные стили, от готического до традиционного древнего зодчество Южных Карпат. Все они сделаны из дерева, каждая имеет крышу с черепицей.

Если вы решите посетить Марамуреш, то thebiggest.ru вам советует также найти время, чтобы посетить кладбище в Сапання, расположенное недалеко. Его называют «весёлым» кладбищем за очень яркие памятники, места захоронения и мемориалы с усопшими.

Деревянная церковь Хеддал в Телемарке, Норвегия

Это самая большая из деревянных церквей, которые сохранились до нашего времени. Точное время постройки не известно, но предполагается начало XIII века. На стенах храма сохранилась руническая надпись, которая гласит, что церковь в 1242 году была освящена во славу девы Марии. Сделана она из такой качественной древесины, что до сих пор треть брёвен сохранилась со времён постройки. Чтобы сохранить вид, не раз проводили реконструкцию, также стены регулярно обрабатываются дёгтем.

Сейчас это лютеранская церковь, но до 1537 года храм был католическим. Богослужения проходят по воскресеньям, но туристы и посетители могут посетить храм в будние дни.

Деревянные церкви на юге Малопольского воеводства, Польша

Следующий ансамбль состоит из целой группы удивительных по архитектурному исполнению деревянных храмов и костёлов.

Костёлы возведены в древности в виде деревянного сруба. В них можно увидеть самые разнообразные стили архитектуры. Все храмы строились в разное время. Самым древним является Хачувский костёл от 1388 года. Они сохранились в отличном состоянии. Большинство материалов являются подлинными со времён строительства. Это второй по возрасту и размеру храмовый деревянный комплекс после церквей в Норвегии, о которых говорилось выше.

В заключение

Вот и подошел к концу наш список красивых деревянных церквей. Надеюсь, вы согласны с нами, что именно в деревянных постройках есть что-то душевное, чувственное. А какие примеры подобных церквей вы можете предложить? Пишите об этом в комментариях.

А вот ещё несколько интересных фотографий

Ссылка на основную публикацию