Дмитриевский собор во Владимире: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дмитриевский собор во Владимире: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История

Великий князь Всеволод (в крещении Димитрий) Юрьевич, заботясь о благоукрашении своего стольного града, выстроил церковь на своем великокняжеском дворе и посвятил ее имени своего небесного покровителя Димитрия Селунского. Храм строился в 1194 – 1197 гг. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» (летопись). Строительство храма связывают с рождением сына Владимира в 1194 г.

В 1197 г. храм завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».

Во время реставрации собора в XIX в. на северной стороне открыты были следы древних пристроек на подобие тех, которые уцелели доселе в великокняжеском дворце в Боголюбове; на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим, вероятно, великокняжеское семейство вступало прямо на хоры.

В 1380 г. накануне Куликовской битвы собор лишился свое главной святыни – гробовой доски – иконы святого Дмитрия Солунского, которая по велению Московского князя Дмитрия Донского была перенесена в московский Успенский собор.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходным.

В XVI в.по перенесении великокняжеской столицы в Москву, он не был оставляем вниманием Московскими князьями. В соборе хранилась жалованная грамота великого князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте в 1515 г., в коей он жаловал «своих попов, что служат у его соборной церкви Дмитрия святого в Владимире внутри города на его дворе». По грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: их никто не мог судить, кроме великого князя, или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей….

В царствование Иоанна Васильевича Грозного, вероятно, в память его неоднократных посещений города Владимира, были сделаны пристройки к собору из белого камня с трех сторон. В северной был помещен придел в честь святителя Николая, а в южной – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи; на западной же стороне была устроена обширная паперть.

В 1536 г. собор пострадал в городском пожаре. «В 1536 году на Дмитрие святом вся кровля згорела».

В 1719, 1760 гг. собор пострадал в городских пожарах.

В 1783 г. – внутри храма похоронен владимирский наместник граф Роман Иларионович Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – А.Р. Воронцова, Е.Р. Воронцовой-Дашковой. Потомками графа был установлен памятник (1-я пол.XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой, памятник из каррарского мрамора, сделан в Лондоне.

В XVIII в. низкую галерею, окружавшую собор с трех сторон, частично надстроили и превратили в боковые церковные приделы, а лестничные башни перестроили в колокольни.

В XIX в. в начале царствования Императора Александра I (1807 – 1808) в соборе проводились поправки и улучшения. В 1806 г. четырехскатное покрытие заменено более близкой к первоначальной форме свинцовой кровлей. В 1838 – 1847 гг. проходила реставрация собора, с целью привести его в «первобытный вид». После ремонта собор стал приходской церковью. В 1838 г. древние пристройки к храму разобраны. Вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною.

В таком виде собор существовал до 1834 г., в этот год Император Николай I посетил Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. В 1837 – 39 гг. проведена ошибочная реставрация, собор потерял подлинные части – лестничную башню и галереи.

В 1843 г. «снимали старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах, так погибла большая часть фресок времен Всеволода. Чудом уцелевшая часть фресок скрылась за новой росписью». В 1844 г. Ф.Г. Солнцевым была открыта древняя живопись XII в. В 1847 г. создан иконостас.

Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 г. Преосвященным Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским. До 1883 г. собор оставался холодным, и богослужение в нем совершалось только в летнее время. В этом году устроено пневматическое отопление и над сторожкой устроена звонница, соответствующая по архитектуре собору. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткой.

Богатство внешних украшений собора в древности несомненно соответствовало богатству и внутренних украшений, в настоящее время практически несохранившихся. Только во время последней реставрации собора под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне, с двумя по сторонам Ея ангелами; рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Все эти фигуры изображены сидящими в вертограде; на другой стороне арки представлено две горы, при одной изображен (в разных одеяниях) собор святых, предводимый апостолом Петром с подписью «агиос Петр ведет вся святыя в рай». При другой – два трубящих ангела с подписью: «ангел трубит в землю», «ангел трубит в море». У западной стороны над входом по обеим сторонам средней большой арки изображен собор апостолов и ангелов: апостолы по 6 на каждой стороне сидят с книгами в руках, а за ними стоят в несколько рядов ангелы. Археологи относят эту стенопись к XII в., другие же к началу XV в.

Престол в соборе один во имя великомученика Димитрия Селунского.

Из предметов, замечательных древностью или в другом отношении в соборе сохранялись следующие: 1) Старинная золотошвейная хоругвь, взятая по возобновлении собора из древнего г. Суздаля. 2) Деревянный точеный подсвечник 1604 г. 3) Евангелие 1658 г. – бывшаго во Владимире Спасского-Златовратского монастыря. 4) Серебряные потир и дискос, пожалованные собору царевною Мариею Алексеевною 1714 г. 5) Сребропозлащенные, устроенные по древним рисункам, потир, дискос, звездица, лжица, две тарелочки, копие и ковш для теплоты, пожалованные Императором Александром Николаевичем и Императрицей Мариею Александровной в 1845 г. в бытность его Величества Наследником престола и 6) Жалованная грамота великого князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте 4 марта 1515 г.

В 1817 – 1918 гг. собор был действующим храмом.

В 1918 г. Игорь Эммануилович Грабарь отреставрировал древнюю живопись XII в. (сохранилась до настоящего времени только на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами).

В 1919 г. собор передан музею. Выломан иконостас, отдан в ГПУ на смывку позолоты. Храм превратился в склад. В 1931 г. разрушили юго-западный столб, своды, происходило разрушение белого камня. В 1930-е гг. разрушена невысокая звонница. В 1937-1953 – проведены сложные инженерные работы по укреплению и частичной реставрации собора. В 1938 г. собор обследован профессором К.К. Романовым, который отметил угрожающее состояние памятника архитектуры.

В 1939 г. на задний пилон собора поставлены временные стяжки, а на его барабан – металлическое кольцо.

В 1941 г. архитектор А.В. Столетов включился в работу по спасению памятника архитектуры. По его проекту на уровне пят подпружных арок были поставлены металлические стяжки накрест, внутри стен установлены железобетонные связи, вместо дубовых. В 1948 г. железобетонные связи установлены на уровне пола хор. В 1950-е гг. проводилось укрепление стен, сводов, парусов, укрепление юго-западного пилона. В результате работ Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством А.В. Столетова собор был спасен от разрушения. Восстановлены первоначальные формы памятника, устранены деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Реставрация продолжалась в следующие десятилетия. В 1951-1952 гг. отреставрированы четверик и позакомарное покрытие собора. В 1953 г. возвращенный к жизни памятник музеефицирован.

В 1958-1974 гг. в соборе размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству.

В 1948-1950 гг. под руководством Н.П. Сычева со стен снята масляная живопись XIX в. В 1948-1968 гг. было проведено укрепление древней живописи группой реставраторов под руководством А.П. Некрасова.

В 1975-1978 гг. велись реставрационные работы по расчистке и укреплению белого камня, устройству новой медной кровли, белокаменных водометов, золочению главы, восстановлению белокаменных полов и подпольных вентиляционных каналов XIX в. В 1985 г. в соборе устроено электроснабжение. В 1990-е гг. возобновились реставрационные работы. В 1994 г. проведено обследование белокаменных рельефов, организованных А.И. Скворцовым. В 1999 г. проводилась реставрация памятника архитектуры мирового значения.

Экстерьер собора

На белокаменных фасадах находятся барельефы с изображением растительных орнаментов, птиц, зверей и отдельных фигур, а также целые композиции на религиозные, мифологические и др. сюжеты. В этих рельефах с необычайной художественной силой отражены представления средневекового человека о Вселенной. Поделенный на два яруса, собор символизирует Земную и Небесную Церкви. Четыре стены нижнего яруса означают народы, притекающие с четырех сторон света и составляющие единую церковь. Верхний ярус – Небесный Град: 12 полукруглых закомар храма изображают 12 врат Горнего Иерусалима (по трое на четырех сторонах света). Над кубом символического храма-Града возвышается Престол Господень (круглый барабан). Над ним в свою очередь поднимается верх – Голгофа (лоб, череп) и символ Христа – крест, с сидящим на нем голубем – символом святого Духа. В закомарах-вратах Храма-Града изображен Небесный Рай. Между чудесными растениями бродят и летают крылатые грифоны, львы, кентавры, единороги, сирины… Выше к небу вознеслись ангелы. На западной «парадной стене» Рая на троне библейский царь Давид. С дугих сторон мифические Самсон, Геракл, легендарный полководец древности Александр Македонский…

В 2005 г. в Дмитриевском соборе открыта музейная экспозиция.

8 ноября 2011 г. впервые в Дмитриевском соборе за более чем полтора столетия состоялась Божественная литургия в память о св. вмч Дмитрии Солунском. Ее совершил Евлогий. Молебны в Дмитриевском соборе служили и ранее, а вот литургия стала результатом договоренности между ВСМЗ и епархией. Музей заключил с представителями церкви договор, по которому в Дмитриевском соборе будут проходить в год пять литургий.

Дмитриевский собор во Владимире – режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор – одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г.

  • С 10:00 до 19:00
  • Выходные дни – 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября

Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г.

  • Взрослые – 150 рублей
  • Дети до 16 лет – бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты – 100 рублей

Из истории

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Читайте также:  Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части – придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция “Вознесение Александра Македонского на небо”. Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета – два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра – приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций – сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах – светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

Дмитриевский собор во Владимире – это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Дмитриевский собор во Владимире: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Княжеские символы, мифические сюжеты и исторические фигуры, рукотворные каменные шедевры, прошедшие десятки реставраций – таково краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. А место Дмитриевскому собору во Владимире абыло определено на реке Клязьме, входившей в важный торговый судоходный путь. Но и это не спасло собор от превращения в музейный памятник.

Контакты

  • Искать Дмитриевский собор во Владимире нужно по адресу: ул. Большая Московская, 60.
  • Телефон для справок: (4922) 32-42-63.

Как лучше добираться

  1. Обладая большим запасом времени, можно позволить себе неторопливое созерцание местных красот на пути следования к собору. Тогда можно сесть на троллейбус № 1, 5 и выйти на остановке «Соборная площадь».
  2. Есть и более быстрый способ: поехать автобусом до той же «Соборной площади» (12С, 15, 22, 25, 26, 28).

Режим работы и расписание богослужений

  1. Советую планировать посещение этой владимирской достопримечательности на летний период, потому что часы работы тогда продлеваются: попасть внутрь получится с 10:00 до 18:00.
  2. Посещение храма-памятника платное, есть аудиоэкскурсии.
  3. Графика проведения служб в Дмитриевском соборе просто-напросто не существует. Являясь частью музея, который отвечает за памятники и Владимирского, и Суздальского края, собор не используется церковью.

Где рядом остановиться

Останавливаться где-то поблизости с собором, планируя долго его изучать, нет смысла. От былого блеска средневековья почти ничего не осталось, поэтому времени на его осмотр уйдет немного. Паломнических гостиниц во Владимире нет. Разве что частные и мини-отели, если есть в мыслях осмотреть прочие достопримечательности края.

История Дмитриевского собора во Владимире

Подлинная дата основания собора неизвестна, несмотря на летописные свидетельства: там фигурирует период с 1194 по 1197 гг. Заказчиком придворного храма выступил князь Боголюбский Всеволод, по прозвищу «Большое Гнездо» (князь-то был многодетным). А заказ для него выполняли талантливые русские мастера – немецкие банально не доехали.
Над названием собора долго не мудрили: Дмитрием звали святого, покровителя Всеволода, а также одного из его сыновей, поэтому собор-дворец и окрестили Дмитриевским.
Хотя сооружение у зодчих и вышло величественным, толком выполнять свое предназначение ему не пришлось. Начиная с XIII в., собор натерпелся многого: он пострадал от татаро-монгольского ига, не раз горел и даже получал повреждения от горе-реставраторов, которые почти ничего не оставили от первоначального облика Дмитриевского собора во Владимире внутри и снаружи.
После Октябрьской революции собор попал в руки Владимирского музею, который и сегодня его курирует. Затем последовала новая волна реставраций, целью которых было сохранение белокаменной основы собора и сотен его фасадных рельефов.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Когда рассматриваешь рельефы Дмитриевского собора во Владимире, словно переносишься в фантастический мир, в котором реальные мотивы переплетаются с фантазией. Сложно отыскать на 566 резных камнях привычную и обыденную символику православных сооружений. Это неудивительно, ведь к появлению этих шедевров в камне приложили руку заезжие зодчие с Балкан. Опытный глаз сможет разобрать, где распространенные византийские или западно-европейские мотивы, а где – типично русские. Разнообразие мотивов в скульптурах поражает: тут есть и исторические (фигуры А. Македонского и князя Всеволода), мифологические (подвиги Геракла) и библейские (царь Давид, воплощающий образ идеального правителя). Представленные в резных изображениях звери и птицы позднее перекочевали в гербы местной знати.
  • Фрески Дмитриевского собора во Владимире представляют собой особую ценность, так как их почти не осталось «благодаря» реставраторам XIX в. К сожалению, сегодня имеем жалкие остатки картины «Страшный суд» (XII в.), над которой, предположительно, трудились двое: чувствуется почерк византийского и русского мастеров. Мрачную атмосферу суда разбавляет картина небесного блаженства и райского сада с фигурами, в которых узнаются ангелы, Богоматерь и апостолы.

Святыни

Главной реликвией Дмитриевского собора признаны икона, изображающая святого мученика Дмитрия в полный рост, и покрытый серебром ларец, в котором содержится кусок ткани с кровью погибшего святого. Тот факт, что святыни были получены собором из далеких греческих Фессалоник в 1197 г., подтверждают летописные источники. Вопреки ожиданиям посетителей эти святыни не являются подлинниками: московские музеи оставили оригиналы у себя.

Интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире

  • В 1992 году Дмитриевский собор пополнил охраняемый список ЮНЕСКО.
  • Созданный для демонстрации княжеской власти, собор в итоге отошел обычному приходу.
  • К потере большинства древних фресок и нарушению первоначальной конструкции собора привели «благие» намерения монарха, Николая I.
  • До наших дней не дожили галереи с лестницами в башнях, созданные специально для визитов в храм княжеской семьи.

Фото Дмитриевского собора во Владимире

  • На куполе известнякового собора виднеется полумесяц с крестом, являющийся также символом власти.
  • Именно это обилие изображений ревностно сохраняет музей при помощи особого покрытия.
  • Один из наиболее частых мотивов в резных камнях – библейский царь Давид, в котором угадывается Христос.Дмитриевский собор во Владимире

Во Владимире есть и другие храмы, соборы, например Успенский собор, но и этот вам точно понравиться. Приятного просмотра.

Дмитриевский собор Владимира

Владимир: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Владимира
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (21)
    • Музеи (11)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Парки развлечений (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Парки (2)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Театры (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Центры активного отдыха (1)
  • Забронировать отель в Владимире
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Владимира
  • Советы о Владимире
  • Экскурсии в Владимире

Автобус№ 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная»
Троллейбус№ 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:

  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 500 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид. Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились. В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом. В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

Дмитриевский собор во Владимире — фото, история и описание храма

Дмитриевский собор во Владимире является архитектурным шедевром Древней Руси. Памятник белокаменного зодчества привлекает взор идеальными пропорциями, роскошными резными фасадами и скромным внутренним убранством. Храм уникален своим рельефным фасадом, художественными фресками, греческими реликвиями и святынями.

История возведения

Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Как полагают историки, Дмитриевский собор во Владимире 12 века постройки, точная дата неизвестна. Эта была эпоха высшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальского княжества.

Возводился храм великим князем Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода Большое гнездо, в честь святого мученика Дмитрия Солунского. Имя небесного покровителя было дано князю при крещении в Константинополе. Церковь возводили из белого известкового камня. К работе привлекли лучших русских мастеров-зодчих. Над отделкой, кроме владимирских умельцев, трудились и греческие резчики.

Во время монголо-татарского нашествия в 1237 году собор очень сильно пострадал, но был восстановлен. В XVI—XVII вв. в нем случились большие пожары. После ремонта продолжились богослужения. Но больше всего исказили собор реставрационные работы 1837−1847 годов. Поменялся внешний облик:

  • были уничтожены галереи вокруг храма, ведущие в княжеские покои;
  • разобраны угловые башни с лестницами, поднимающимися к хорам. Их заменили винтовыми лестницами внутри здания;
  • устроили новый иконостас;
  • уничтожили древние фрески, закрасив и заменив их новой росписью.

Такой варварской реставрацией навсегда уничтожили прежний облик храма. В 1937 году были продолжены работы под руководством архитектора В. А. Столетова.

Реставраторы занимались проблемой сохранения материала собора — уникального белого камня. Здание вернуло себе первоначальный облик, благодаря укреплению. В 2004 году решался вопрос о сохранении храма.

Фасад здания был покрыт специальной пластиковой смесью для защиты от внешних природных воздействий. Вдоль арочных колонн провели водосточные трубы, а также провели работы по созданию внутреннего микроклимата в помещении. Благодаря этому удалось остановить разрушение храма.

Архитектура и убранство собора

Собор представляет собой одноглавый четырёхстопный храм в византийском стиле, обрамленный тремя полукруглыми апсидами. Изначально сооружение с трех сторон было окружено галереями. По ним княжеская семья проходила из дворца в собор на богослужение. С западной стороны по углам находились две лестничные башни.

Храм разделен на три яруса. Этот архитектурный подход в строительстве собора символически связывает земную церковь с небесной иерархией. Нижний ярус выполнен без убранств. На фоне гладких стен видны декоративно оформленные входные порталы. Промежуточный ярус представляет собой аркатурно-колончатый пояс с изящным растительным орнаментом и различными мифическими фигурами (лев с расцветшим хвостом и гуси, переплетенные между собой). Здесь же есть барельефы апостолов Павла и Петра, русских князей Бориса и Глеба. Верхний ярус здания богато украшен каменной резьбой.

Для росписи внутри храма были приглашены мастера из Греции. Большая часть фресок повредилась во время пожаров и разрушений. Во время реставрационных работ в XIX веке были убраны остатки оформления. Однако в начале XX века под сводами были обнаружены остатки подлинных фресок, датируемых XII веком. Они представляли собой образцы древнерусской живописи неизвестных авторов. Художественная фреска страшный суд в Дмитровском соборе находится на южном склоне большого свода.

Наружный рельеф

Колонны, соединенные арками, символизируют переход из земного бытия в Царство Божие. На верхнем (духовном) ярусе прорезаны узкие окна, а сами стены покрыты сплошной каменной резьбой. Белокаменные рельефы переходят и на барабан, на котором расположен золоченый купол. На него водружен большой медный крест с позолотой, который украшают кружевные узоры и флюгер в виде голубя. Голубь на кресте является символом Святого Духа.

Южная стена храма украшена композицией о вознесении Александра Македонского на небеса. Царь со львятами в руках находится в коробе, который несут грифоны. В XII веке этот сюжет был довольно популярным в Европе, но не традиционным для православия. На западном фасаде камнерезы изобразили подвиги Геракла и сцену, на которой Самсон разрывает пасть льва. На северной стене, выходящей к городу, была вырезана композиция о самом великом князе Всеволоде.

На руках он держит новорожденного сына Дмитрия, а вокруг трона стоят остальные сыновья. Их у него было 12, благодаря чему он получил прозвище Большое гнездо. На всех фасадах изображен Давид, играющий на гуслях и поющий псалмы. Все птицы, звери и люди слушают его песнопения и восхваляют Господа. Количество рельефов около 600. Они составляют каменный узор, на котором изображены герои древних легенд и языческой мифологии. На западной стене сохранилась резьба в первоначальном виде. На остальных фасадах рельеф был отреставрирован в XIX веке.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Дмитрий. Годы спустя, во время правления на Владимиро-Суздальской земле великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Местоположение храма

Расположен Дмитровский собор во Владимире на Клязьме, на территории Владимиро-Суздальского заповедника. Пять раз в год в нем проводят богослужения. Внутри здания находится музей, внутреннее оформление которого можно запечатлеть. С начала апреля и до конца октября его двери открыты для посещения туристами. Адрес — Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60. Как добраться до храма:

  • на электричке от Курского вокзала Москвы в течение трех часов;
  • на рейсовом автобусе от Центрального вокзала у станции метро «Щелково»;
  • на фирменном или скоростном поезде «Сапсан»;
  • до Соборной площади Владимира на автобусах и троллейбусах.
Читайте также:  Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дмитриевский собор является интересным и удивительным архитектурным памятником Древней Руси. Он включен в список ЮНЕСКО и Всемирного наследия. Его белоснежная резьба на фасаде здания поражает своей красотой.

Поможет ознакомиться с Дмитриевским собором во Владимире краткое описание и его фотографии.

Белокаменная история древней Руси: Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.

История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

Видео о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Ссылка на основную публикацию