Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Феодоровский Государев собор (Пушкин)

Феодоровский Государев собор построен в 1909-1912 годах, памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Храм относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа.

Содержание

История

Временная церковь

В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.

В середине 1900-х годов возникла идея строительства на территории казарм архитектурного комплекса в стиле XVII века под названием «Фёдоровский городок». Центральной доминантой должен был стать полковой храм.

В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.

В начале 1909 года был сооружён временный храм для чинов Сводного пехотного полка и Собственного конвоя. Помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды полка. Здесь установили иконостас походной церкви лейб-гвардии Преображенского полка, полученный 13 (26) января 1909 года. Обустраивал храм капитан лейб-гвардии Павловского полка Д. Н. Ломан. 6 (19) февраля 1909 года в церкви состоялась первая служба. Временная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Для храма были пожертвованы из Москвы утварь и облачение. Сюда была передана икона святого Серафима, написанная матерью Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, освящённая у мощей преподобного в год его прославления. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.

24 мая (6 июня) 1909 года, с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта. В ней продолжались работы. Князь М. С. Путятин создал чертёж нового иконостаса, который создавался с июня по декабрь 1909 года. Архитектор В. А. Покровский, не изменяя помещение, украсил интерьер церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича. В храме были собраны древние иконы и ряд святынь.

По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени.

Строительство собора

Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан.

Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен.

20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.

Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок.

А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века.

Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов.

Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.

Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

Пещерный храм был устроен путём перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 ноября (10 декабря) 1912 года Серафимом, епископом Кишиневским.

По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом В. А. Покровского. По указанию Николая II роспись Фёдоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет, под председательством К. Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д. Н. Ломана, графа А. А. Бобринского, В. А. Покровского и др. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Императору был представлен обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и другое. Всё было одобрено.

Храм с 1914 по 1934 год

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор».

Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.

Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

Император посещал службы в соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Николай II и члены его семьи традиционно присутствовали в Фёдоровском соборе перед важными делами.

В 1917 году собор стал приходским храмом, через год в Детскосельский отдел ЗАГСа были переданы все метрические книги. В 1922 году произошло самое крупное изъятие имущества. В 1925 году убранство Пещерной церкви было оценено и передано в Екатерининский дворец-музей, а в 1927 году на выставку в Русский музейный фонд были изъяты старинные облачения. Кроме того, в соборе произошло несколько краж, ответственность за которые была возложена на «двадцатку».

Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда: протоиерей Алексий Кибардин водил гостей по храму, подробно с демонстрацией предметов рассказывал об императорском периоде жизни собора. 21 апреля 1931 года представителями ОГПУ во время ареста протодиакона Николая Нейдбайлика были отобраны ключи от собора, которые затем были обнаружены брошенными на городской площади. 26 августа того же года храм был снова открыт.

Период закрытия

Впервые вопрос о закрытии храма прозвучал на уровне Детскосельского горсовета в декабре 1932 года. Поводом послужила задержка перезаключения «двадцаткой» договора с властями. Кроме того, в качестве причин назывались большое количество действующих храмов в Детском Селе (пять) и необходимость выделения помещения для устройства клуба Института молочного животноводства.

13 июня 1933 года было принято решение Леноблисполкома о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК 27 декабря 1933 года.

Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. После передачи икон из нижнего храма в Русский музейный фонд выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинно древними, полностью или отчасти фальсифицированы.

Мозаика была закрашена. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем — был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов здание сильно пострадало от обстрелов. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.

По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.

Современное состояние

Весной 1991 года Фёдоровский собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. 15 января (по другим данным, 1 марта) 1992 года начались богослужения в нижней, а 29 августа 1996 года — в верхней церквях.

В 1995 году Фёдоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

15 октября 2006 года, около 8:30, в подвальном помещении, приспособленном под хранение икон, на площади 10 м² сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию.

4 сентября 2009 года в Москву из Амстердама были доставлены две иконы — Божией Матери и святого Александра Невского, ранее находившиеся на главных хоругвях верхнего храма. На сегодняшний день это первые иконы Фёдоровского собора, обнаруженные в зарубежной частной коллекции. Приобретённые известным московским коллекционером И. В. Возяковым, эти иконы будут выставлены для обозрения в «Доме Иконы на Спиридоновке» в Москве.

Святыни

  • список Феодоровской иконы Божией Матери, обретённый в марте 1991 года

Видео

Как добраться

  1. На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Египетские ворота» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до собора (расстояние 450 м.).
  2. От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Египетские ворота», затем пешком до собора (расстояние 450 м.).

Адрес: 196607, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 34

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно, кроме понедельника (требный день).

В будни Литургия: 10:00, исповедь: 9:30, по воскресеньям в 7:00 и 10:00, исповедь за 30 мин. до службы.

Вечерние богослужения: 17:00. Акафисты в 17:00: по воскресеньям — Иисусу Сладчайшему, по вторникам — св. Царственным Страстотерпцам; по средам — пред Феодоровской иконой Божией Матери; по четвергам — пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по пятницам — прп. Серафиму Саровскому.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Феодоровский собор или Собор Феодоровской иконы Божией матери

Соборы и Храмы

Краткое описание

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых петербуржцы привыкли называть просто Феодоровским собором или кратко – Феособор. Это действующий храм Русской Православной Церкви, находящийся в центре Санкт-Петербурга и приковывающий внимание своей не вполне типичной для северной столицы церковной архитектурой.

Строительство собора

В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.

Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.

Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.

В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Читайте также:  Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:

  • Государственные учреждения
  • Образовательные заведения
  • Губернские и городские управы
  • Банки
  • Железнодорожное ведомство
  • Воинские части
  • Общественные организации

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году, а нижнего – в 1920 году

Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.

В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии

Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.

Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.

Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.

Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.

Советские годы

В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.

В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор.

Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками

В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.

В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.

Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.

Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

Новая жизнь

Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:

  • Воскресная школа для детей
  • Религиозно-просветительские курсы
  • Школа библейской филологии
  • Богословско-философский семинар
  • Группы взаимопомощи для зависимых
  • Общество трезвости
  • Школа пения
  • Социально-информационный прием
  • Экскурсионная служба
  • Швейная мастерская

Кроме этого в Феодоровском соборе:

  • Осуществляется полноценная работа по воцерковлению детей и взрослых
  • Уделяется серьезное внимание подготовке желающих принять Таинство Крещения
  • Ведется благотворительная деятельность, молодежное и семейное служение
  • Устраиваются регулярные встречи для совместного изучения Библии
  • Проходят приходские собрания «Женщины в свете Писания»
  • Читаются лекции по богословию, истории, искусству
  • Проводятся концерты духовной, а также классической музыки

Архитектурный облик

Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.

Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.

В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.

К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.

Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами

Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.

Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:

  1. Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину — центральный алтарь
  2. Царственным страстотерпцам — южный придел
  3. Святым Новомученикам и Исповедникам Российским — северный придел

В верхнем храме установлен привычный иконостас, выполненный так же, как его несохранившийся предшественник. Он вырезан из липы и украшен позолотой.

Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.

Расписание богослужений

По будням:

  • 7:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По субботам:

  • 10:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – всенощное бдение в нижнем храме

По воскресеньям и в дни великих церковных праздников:

  • 7:00 – ранняя литургия в нижнем храме
  • 10:00 – поздняя литургия в верхнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читаются акафисты

Официальный сайт

Телефон

Где находится

Адрес

Миргородская улица, 1-В, литера А

Метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского

Как добраться

  • Со станции метро Площадь Восстания выйти на Московский вокзал. Пересечь площадь Восстания и идти по улице Гончарная. Дойдя до Полтавской улицы, повернуть направо и следовать до ее пересечения с Миргородской. Там и находится собор. Путь пешком займет около 10 мин.
  • Прибыв на станцию метро Площадь Александра Невского, повернуть направо – при выходе через Александра Невского-I или налево – при выходе через Александра Невского-II. Идти по Невскому проспекту до Харьковской улицы и свернуть налево. По ней – до пересечения с Миргородской и направо. Пешком – приблизительно 15 мин.

Интересные факты

  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.

Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.

Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.

Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

Феодоровский собор с крепостной стеной на улице Миргородской

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Московского вокзала Вы неожиданно встретите старинный величественный храм. Это Феодоровский собор, построенный в стиле допетровской эпохи. Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно – в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых. В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

Рядом с храмом Вы увидите крепостную стену из красного кирпича, с башенками и арками, напоминающую стену Московского Кремля.

Читайте также:  Свято-Успенский монастырь в Дивногорье: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге интересен тем, что он строился в начале XX века, а внешний вид его, как и было задумано, соответствовал стилю времен царствования Михаила Романова.

К 300-летию Дома Романовых готовились задолго до его наступления и одним из предложений было построить собор, напоминающий храмы первой половины XVII века, когда на престол взошел первый представитель семейства Романовых – Михаил Фёдорович.

Храм пятиглавый, с куполами, покрытыми золоченной медью. Его внушительные размеры впечатляют: площадь – 350 кв. метров, высота – 48 метров, а вместимость – 3500 человек (1500 в нижнем храме и 2000 – в верхнем).

Строительство велось с размахом, так на колокольню было поднято 11 колоколов, 9 из них – с именами членов царской семьи. Один из колоколов «Михаил-Николай» имел вес почти 9 тонн.

Стены церковного здания были покрыты белым камнем, при оформлении фасадов использовалась резьба и красочные изразцы. Главным украшением фасада со стороны парадного входа стало майоликовое панно размером 4,24 на 12,76 метра, выполненное по эскизу художника Сергея Васильевича Чехонина. На нем изображен Успенский собор Москвы, Божья Мать и родословное древо Романовых.

К сожалению, в годы преследования церкви эта замечательная керамика была полностью уничтожена, не сохранилось ни одного ее фрагмента. Благодаря сохранившемуся эскизу и фотографиям панно было заново создано в 2011-2012 годах.

Из истории

На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм. По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского. Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.

Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915-1916 годах.

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).

Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века – с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный – святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской – это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598 – 1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Фёдоровский собор

Аудиогид

Фотографии

1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки. Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей. Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.

Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века. Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала. Август 1911 года в истории храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.

Три года длилось строительство собора – в итоге все получилось, как было задумано: внешний вид храма соответствовал ростовскому стилю времен царствования основоположника династии Михаила Романова.

Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью. Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс. прихожан.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных событий он был арестован и расстрелян. 2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.

Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…

К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.

Феодоровский собор

Феодоровский собор Санкт-Петербурга – действующий храм Русской православной церкви. Построен он был в начале прошлого века, а реконструирован всего несколько лет назад. Для верующих это еще и один из символов Северной столицы, переживший годы забвения во времена советской власти. Но обо всем по порядку.

История Феодоровского собора

В 1613 году на российский престол взошел Михаил Федорович Романов, потомки которого руководили страной непосредственно до момента октябрьского переворота и захвата власти большевиками. Трехсотлетие правления августейшей династии приходилось как раз на время царствования Николая II. Последний российский император и решил ознаменовать приближающееся торжественное событие строительством собора в честь Феодоровской иконы Божией матери.

Решение о возведении храма было принято в 1907 году. Из множества различных проектов, подготовленных архитекторами, специально созданная конкурсная комиссия выбрала вариант, предложенный С. С. Кричинским. Местом для строительства была выбрана территория вблизи Николаевского вокзал, где до этого располагалось подворье Феодоровского монастыря, принадлежавшего Нижегородской епархии.

Работы проводились за счет всенародных пожертвований. Завершить возведение собора удалось как раз в 1913 году, когда и праздновалось трехсотлетие царствования династии Романовых. Построенный храм имел пять куполов и был рассчитан на одновременное присутствие в его стенах трех с половиной тысяч прихожан. В высоту он достигал сорока восьми метров.

По своей архитектуре Феодоровский собор в Санкт-Петербурге напоминал храмы Ростова на Дону и Ярославля, построенные в шестнадцатом – семнадцатом веках. Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьской революции, старались искоренить православную веру. Повсеместно они закрывали соборы и монастыри. Не обошла эта участь и храм Феодоровской иконы богородицы.

В 1932 году приход закрыли, купола снесли, а в самом здании, где раньше проходили богослужения, организовали производство молочной продукции. Внутри была выполнена полная перепланировка, а снаружи появились неблаговидные пристройки. Лишь в 1993 году молокозавод перебазировали в другое место, а храм стали активно восстанавливать. На полную реставрацию ушло фактически 10 лет.

Весь комплекс работ удалось завершить к 2013 году. Храм Феодоровской иконы Божией матушки вновь открылся для прихожан спустя ровно век с момента своего изначального возведения. При этом отмечалось, что с момента воцарения на российском престоле первого представителя династии Романовых прошло как раз четыре сотни лет.

В чем помогает Феодоровская икона Божьей матери?

Православные верующие с особым трепетом относятся к чудотворному лику Богородицы. Наряду с другими изображениями пресвятой заступницы Феодоровская икона пользуется особым почтением. По преданию она была написана евангелистом Лукой. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, когда и при каких обстоятельствах святыня оказалась в России.

Читайте также:  Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Почему такое название «Феодоровская»? Дело в том, что ее обнаружил святой великомученик Феодор Стратилат, проходя по сосновому лесу. Случилось это почти тысячу лет назад. В дальнейшем перед этой иконой молился Александр Невский, бравший ее во все свои походы. Для династии Романовых она и вовсе стала родовой.

Верующие читают молитву Феодоровской Божьей матери, обращаясь к деве Марии с самыми разными просьбами. Святая заступница помогает каждому по его вере. Просить можно о чем угодно. Главное, чтобы просьба не вступала в противоречие с заповедями Господними. Иными словами, нельзя желать зла или вреда кому-либо из людей.

Известны многочисленные случаи, когда после усердных молитв Феодоровской иконе Божией матери в бездетных семьях рождался ребенок, а тяжелобольные получали исцеление. У святой заступницы помощи нужно просить с искренней верой. Во время чтения молитвы в голову могут приходить посторонние мысли, отвлекающие и мешающие сосредоточиться. Их необходимо отгонять, стараясь полностью сконцентрироваться.

Желательно также читать акафист Феодоровской иконы Божией матери. Его можно найти в специальных книгах – православных молитвословах. Они продаются в церковных лавках. Акафист Феодоровской божьей матери обязательно нужно читать в день празднования иконы – 27 марта. В остальное время прибегать к этой молитве нужно по зову души и сердца. Если подходить к процессу с искренней верой, Богородица обязательно услышит и поможет.

Обращаться к святой заступнице можно ежедневно. Акафист Феодоровской Божьей матери для беременных женщин рекомендуется читать, чтобы роды прошли легко, а ребенок появился на свет здоровеньким. Молиться можно также по поводу семейного счастья и благополучия родных.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге сегодня

Все последние годы после завершения реконструкции в храм Феодоровской иконы Божией матери приходят жители Северной столицы и паломники из других российских городов. Службы в соборе проводятся ежедневно. В храме присутствуют сразу три списка канонической иконы. Говоря по-простому, это три варианта, соответствующие изначально написанному лику, хранящемуся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы.

Также в Феодоровском храме Санкт-Петербурга находятся иконы Иисуса Христа и почитаемых святых. Наряду с ними присутствуют и другие чудотворные лики Богоматери. В соборе установлен иконостас, имеющий пять горизонтальных рядов. Однако заполнены они пока еще не полностью. В настоящее время продолжаются работы по воссозданию иконостаса путем добавления заново написанных ликов святых.

Как посетить Феодоровский собор?

Храм открыт для посещения каждый день. Богослужения проводятся утром и вечером. Совершаются литургии, чтения акафистов, всенощные бдения. Чтобы увидеть точное расписание богослужений, достаточно посетить официальный сайт Феодоровского собора Санкт-Петербурга. На этом интернет-ресурсе можно также почерпнуть множество другой полезной информации.

В церкви работает просветительский центр для взрослых и Воскресная школа для детей. В стенах собора рады видеть не только тех, кто уже крещен и считает себя верующим человеком, но и тех, кто вовсе не имеет знаний о православной религии. Для желающих сделать первые шаги на пути к своему воцерковлению здесь организуются специальные встречи со священнослужителями, а также проводятся лекции, беседы и проповеди, направленные на приобщение человека к православной вере.

Кроме того, в здании храма нередко звучат духовные произведения российских поэтов и композиторов, творивших в прошлые века. Партии традиционно исполняет «Концертный хор Санкт-Петербурга». При этом вход для всех посетителей продолжает оставаться свободным. С анонсами концертов и других предстоящих мероприятий позволяет ознакомиться официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Там же можно подробнее узнать историю храма, посмотреть фотографии, почитать о православии и актуальных новостях христианского мира.

Резюме

Без сомнений, Феодоровский собор представляет собой интересный объект для посещения. Этот храм с богатой и чрезвычайно непростой историей, помимо прочего, является еще и одним из символов Северной столицы. Отрадно и то, что в его стенах рады и воцерковленным людям, и тем, кто только стремится приобщиться к православной вере.

Кстати, одноименный храм сейчас находится и в Ленинградской области. В небольшом городке Пушкин Феодоровский собор также посещают и местные жители, и паломники. Это совсем недалеко от Санкт-Петербурга, поэтому при желании можно объединить посещение обоих храмов.

Федоровский собор – памятник династии Романовых

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Миргородская улица
Строительство: 1911 – 1914 годы
Автор проекта: Степан Самойлович Кричинский
Координаты: 59°55’32.8″N 30°22’07.1″E
Объект культурного наследия народов РФ

Оригинальный церковный комплекс рядом с Московским вокзалом относят к самым красивым соборам и храмам Санкт-Петербурга. Жители города называют его Романовской церковью, потому что храм появился в год 300-летия дома Романовых. В XX веке собор прошел через непростые испытания. Сегодня архитектурный памятник полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Федоровский собор с высоты птичьего полёта

История храма

В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.

В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.

Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.

Вид Федоровского собора с Полтавского проезда

Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.

Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.

После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.

Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.

Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.

Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.

В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.

Вид на северный фасад Феодоровского собора

Федоровская икона

Собор посвящен одному из самых почитаемых на Руси образов – Федоровской иконе. По преданию, автором изображения Богородицы с маленьким Иисусом на руках был евангелист Лука. Эта икона появилась на Руси в XII веке, и для нее была построена деревянная часовня в Городце. Спустя век, здесь выросла мужская Богородице-Федоровская обитель.

Знаменитая икона получила свое имя в честь святого великомученика Федора Стратилата. Она считалась едва ли ни главной святыней рода Романовых. Именно с этой иконой в 1613 году был призван на царство родоначальник династии – Михаил Романов. В настоящее время древняя святыня хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Архитектурные особенности

Затейливое здание Федоровского собора возведено в неорусском стиле, по образцу православных храмов Ростова Великого, Юрьева-Польского, Суздаля и Ярославля, которые строили во времена царствования государя Михаила Федоровича. Питерский собор сделан из железобетона и стоит на цельной железобетонной плите. Его купола светятся приятной позолотой.

Необычный храм сочетает древние мотивы с модерном, имеет высоту 48 м и вмещает 3,5 тысячи верующих. По периметру здания возвышаются три непохожих друг на друга башни. Стены облицованы белым известняком и украшены затейливой резьбой. На них легко найти райскую птицу Сирин, российского двуглавого орла, птицу Феникс, льва и единорога.

На парадном фасаде с северной стороны красуется мозаика с изображением Богоматери, русских святых и представителей дома Романовых. Она сделана из майолики и имеет высоту 8 м.

Главный вход в собор украшает мозаичная икона Иисуса Христа. Более ста лет назад мастера Академии художеств изготовили необычную икону по рисунку Василия Михайловича Васнецова. К сожалению, в годы советской власти оригинальный мозаичный образ был уничтожен. Под толстым слоем штукатурки сохранилось только несколько разрозненных фрагментов. Современный художник-мозаист Виктор Татаренко использовал их в качестве образца и воссоздал красивую мозаику заново.

Крытый переход, который похож на краснокирпичную стену Московского Кремля, связывает основное здание со стройной шатровой колокольней. Все, кто идет со стороны Московского вокзала, видят на восьмигранном куполе аккуратную черепичную кровлю. В проемах колокольни висят 11 колоколов, общий вес которых составляет 17 тонн.

Интерьеры и святыни

Внутри здания находятся два храма, и они отличаются своим оформлением. Нижний престол освящен в честь князя Александра Невского и Марии Магдалины – небесных покровителей российского государя Александра III и его супруги. По проекту нижний храм должен быть оформлен в традициях новгородских церквей XIII века, но задуманное так и не удалось реализовать.

Сегодня нижнюю часть собора украшают фрески, написанные современным иконописцем архимандритом Зиноном. Нежные цвета росписей гармонично сочетаются с каменными элементами декора.

Интерьеры верхнего храма напоминают церкви первой половины XVII столетия. Верхняя часть собора полностью восстановлена и выглядит, как в начале прошлого века. Внутри высокой и светлой церкви красуется пятиярусный резной иконостас, а по центру висит огромное бронзовое паникадило.

Мраморный пол оформлен круглой двухцветной розеткой. Многие элементы декора Федоровского собора – это точные копии богослужебной утвари XVII-XVIII веков, которая хранится в Оружейной палате Москвы.

Храм новомучеников

Возвращение собора Церкви растянулось на несколько лет. Чтобы верующие могли посещать службы, в 1992 году рядом с обезображенным зданием храма построили временную часовню. Через 6 лет ее посвятили Новомученикам и Исповедникам Российским. Сегодня в небольшой церкви стоит красивый четырехрядный иконостас. Почти все иконы, которые находятся здесь, были написаны специально для этого храма.

Полезная информация для посетителей

Паломники и туристы могут попасть в собор в любой день с 6:30 до 19:00. Вход бесплатный. Богослужения проводят ежедневно утром и вечером.

Вид на панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом» на северном фасаде собора

В соборе ведут большую просветительную работу. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых, экскурсионная служба и школа библейской филологии, слушатели которой изучают языки Священного Писания. Здесь открыты религиозные курсы, проводят лекции по истории искусств и истории, концерты классической и духовной музыки.

Как добраться

Собор стоит в центре города, на Миргородской улице. До него удобно дойти пешком от станций метро «Площадь Восстания» и «Площадь Александра Невского».

Ссылка на основную публикацию