Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Введенская церковь, Феодосия

Один из самых древних греческих храмов Феодосии, построенного в средние века – храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Точную дату возведения храма историки точно определить не могут, но существует гипотеза, что впервые Введенский храм открыл свои двери на рубеже VIII-IX веков. Известно, что изначально церковь была подобна храму Святого Димитрия что на Карантине, поскольку все древнегреческие храмы в Феодосии похожи между собой. Владела церковью греческая община города. Старожилы помнят, что службу в церкви проводили как на греческом, так и на русском языке. Церковь расположена на Красноармейской улице, которая ранее называлась Дворянской. Известно, что на этой улице жили работники феодосийской табачной фабрики, а главная достопримечательность Красноармейской – Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Оформлена она в традиционном греческом стиле с характерными синими куполами.

Введенский храм был освящен в честь одного из главных событий в истории христианства – введения во храм Пресвятой Богородицы (святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом). В январе 1800 года Феодосийская консистория перестала существовать. В 1919 году Феодосийская кафедра была возобновлена.

В 1825 году церковь поменяла облик – была построена колокольня из белого камня, а в 1854 году сделана большая пристройка. Внутри храм был оформлен изящной резьбой по камню и фресками. С северной стороны церкви на расстоянии 4-х метров, против жертвенника в стене, был расположен колодец с чистой водой, впоследствии вошедший в алтарную часть храма. Купол был украшен цветным стеклом. Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым. Над царскими вратами – сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: “Со страхом Божьим и верою и любовью приступите”. В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан.

Церковь имела жилые дома (во дворе стоял дом священника), торговые помещения, землю, сад, лесную дачу “Бакаташ” недалеко от Старого Крыма. При храме, также, имелась начальная школа, над входом которой красовалась надпись: “Элинико сколио” (греческая школа). Школа была построена в 1891 году меценатами Мануилом и Скирагдой Грамматиковыми и изначально была одноклассной, а затем – четырехклассной. С 1888 года к церкви была приписана часовня во имя святого пророка Ильи в 2 – х километрах, на мысе Ильи. Греки оставались основными прихожанами церкви и в первой половине XX века, служба здесь велась на церковнославянском и греческом языках.

На сохранении в Введенском храме находилось немало драгоценных реликвий, в частности, греческое Евангелие 1766 года, украшенное серебром в малиновом переплете, а еще кадило из серебра, на котором был изображен Спаситель с двенадцатью апостолами по кругу. На кадиле была надпись на греческом языке, из которой следовало, что кадило является даром ключаря Федора Толкадзиса, который он сделал 10 октября 1300 года. В церкви хранилось блюдо из серебра с изображением Преображения Господня. На блюде имелась надпись, что оно является собственностью храма Преображения Господня и Святой Варвары в городе Кафе, и является пожертвованием полковника Спиридана, которое он сделал 5 июля 1700 года. К сожалению, сегодня никто не знает местонахождении и сохранности этих удивительных и бесценных церковных вещей, они были утрачены после революции.

Введенскую церковь закрыли в 1937 году. Перед закрытием храма в нём служил священномученик Варфоломей. Члены местной греческой церковной общины были расстреляны по обвинению в “шпионской контрреволюционной деятельности”. Варфоломея расстреляли в стенах НКВД в феврале 1938 года. Спустя годы Священномученник Варфоломей был канонизирован. Сегодня Русская православная Церковь отмечает его память 10 декабря. После всех этих бед и ужасов церковь существенно пострадала. Колокольня была разрушена, купол снесен, фрески закрашены, сбита изящная резьба по камню. Церковь была обезображена. В те страшные для нашей страны годы там разместился гимнастический зал с комнатой для тренера и раздевалками для спортсменов.

Церковь возобновила служение и была возвращена верующим только в 1993 году. Храм сразу стали восстанавливать. Прихожане сами мыли полы, белили стены и своды, устанавливали временный иконостас – ведь часть храма все еще оставалась спортивным залом. Заново были отстроены колокольня и купол. Реконструкция велась практически «в слепую», потому как не сохранилось никаких чертежей или фотографий первоначального вида храма. Сложно было точно установить и воспроизвести ни его первоначальных форм, ни внутреннего убранства. 4 декабря 1993 года в Введенском храме Феодосии состоялась первая служба. Восстановительные работы на этом историческом памятнике Феодосии ведутся по сей день, но воскресная школа при храме работает.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введенский храм — один из древнейших греческих храмов Феодосии, возведенный еще в средние века. Ученые датируют время основания храма VII–IX вв. Он был освящен в честь одного из главных событий в истории христианства — Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века в Екатеринославской епархии было учреждено викариатство. Во Введенском храме с 1787 года разместилась кафедра викария, которого называли Епископом Феодосийским и Мариупольским. Первым епископом стал архимандрит Дорофей (Возмуйлов), переведенный из Нежинского Благовещенского монастыря. Ему Императрица Екатерина II лично подарила крест и панагию. Владыка Дорофей скончался в 1790 году и был похоронен в Таганроге.

В том же 1790 году из-за ветхости архиерейский дом перенесли в Старый Крым, но все владыки продолжали служить во Введенской церкви. Всего было пять епископов Феодосийских и Мариупольских: первого епископа сменил Моисей (Гумилевский), затем епископами были Иов (Потемкин), Гервасий и Христофор (Сулима). При епископе Иове викариатству передали в подчинение Фанагорию (Тамань) и земли Войска верных казаков Черноморских. В январе 1800 года Феодосийская консистория перестала существовать.

В 1854 году к древней Введенской церкви сделали большую пристройку. Епископ Гермоген, посетивший Феодосию, оставил описание этой церкви:

Алтарь небольшой с тремя арками и одним окном. Престол на четырех каменных столбах с мраморною верхнею доскою, по сторонам между столбами изображены: с восточной стороны — воскрешение Лазаря, с западной — Воскресение Христово, с северной — снятие Спасителя с креста, с южной — распятие на кресте. Жертвенник в стене. Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым. Над царскими вратами — сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: «Со страхом Божьим и верою и любовью приступите».

Старожилы Феодосии вспоминают, что служба в храме велась на греческом и русском языках. Храм был небольшой, но очень красивый: над входом — белоснежная колокольня, купол украшен цветным стеклом. Во дворе храма построили дом для священника и четырехклассную начальную школу, над входом которой красовалась надпись: «Элинико сколио» («Греческая школа»). В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан.

Во Введенской церкви хранились драгоценные реликвии: изданное в 1766 году греческое Евангелие в малиновом бархатном окладе, украшенном серебром, серебряное кадило с изображением вокруг Спасителя Двенадцати апостолов и надписью на греческом языке, из которой следует, что это кадило пожертвовал ключарь Феодор Толкадзис 10 октября 1300 года. Также в храме находилось серебряное блюдо с изображением Преображения Господня. Вокруг блюда шла надпись на греческом языке: «5 июля 1700 года сие блюдо принадлежит церкви Преображения Господня и святой Варвары в Кафе, пожертвование полковника Спиридона». Неизвестно, где теперь находятся бесценные церковные вещи, сохранились ли они. Здесь служил иеромонах Варфоломей (Ратных), расстрелянный НКВД 10 февраля 1938 года.

В 30-е годы Введенский храм был закрыт и сильно обезображен: сбита изящная резьба по камню, украшавшая алтарь, закрашены фрески, снесен купол, разрушена колокольня. Здание бывшей церкви превратили в гимнастический зал, в правом нефе устроили раздевалки и тренерскую комнату.

В 1993 году часть храма вернули верующим, а часть все еще оставалась спортзалом, где обучали мастерству восточного единоборства. Церковь нуждалась в ремонте. Прихожане мыли полы, белили стены и своды, устанавливали временный иконостас. Трудно доподлинно установить, как выглядел храм раньше, каково было его внутреннее убранство — не сохранились фотографии с его видом. Но восстановить купол и колокольню было просто необходимо. В этом помогли кооператив «Коммунальник» и руководство феодосийского морского торгового порта, которое пожертвовало храму строительные материалы и отопительный агрегат. 4 декабря 1993 года в храме отслужили первую службу.

Читайте также:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Постепенно хорошела древняя церковь, вновь становилась похожа на Дом Божий. Над входом возвели белоснежную колокольню, увенчали крестом купол, обнесли храм оградой. Заменили временный иконостас, его расписал сам настоятель храма отец Александр Винник. Он окончил Харьковское художественное училище, затем Одесскую духовную семинарию, служил в Свято-Екатерининской церкви и Казанском соборе, а теперь является настоятелем Введенской церкви.

Адрес: Феодосия, ул. Красноармейская, 11.

Введенская церковь — древнейший храм Феодосии

Многие памятники древней крымской религиозной архитектуры сильно пострадали в результате войн и революций. Сейчас уже трудно установить, как они изначально выглядели. Но все же в храмовых фундаментах и стенах сохраняется прошлое. К их числу принадлежит Введенская церковь, выстроенная в Феодосии в период раннего Средневековья.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится храм в Феодосии?

Он располагается в южной части курортного города, рядом с ним вы обнаружите несколько известных достопримечательностей – Музей истории Феодосийского морпорта, Немецкий бункер, сквер с многочисленными памятниками, Дом В.А. Коронелло, Юбилейный парк.

Церковь на карте Крыма

История появления: наследие Византии

Точная дата строительства церкви специалистами не установлена. Но основная версия – она появилась на рубеже VIII-IX вв. Строили ее греки, а архитектура демонстрировала все признаки византийского канона. Считается, что изначально внешний вид сакрального объекта был почти идентичен храму Дмитрия Солунского, известнейшего архитектурного шедевра в Феодосии времен Византии.

Однако от тех времен осталось немного. В начале XIX века тут произошли масштабные перестройки. Над входным портиком соорудили колокольню, пристроили дополнительную часть, заложили для прочности простенки между колоннами. Появились и украшения – инкрустация купола цветным стеклом, резьба по камню, фресковая роспись. Работы оплачивали местные меценаты – греки по национальности. На территории стоял дом священника.

Храм относился к греческой общине, богослужения велись на двух языках: церковнославянском и греческом. Она содержала начальную школу, где обучали греческому, и часовню на мысе святого Ильи. Не чурались священнослужители и мирского – церкви принадлежала дача и торговые склады.

Есть сведения, что во времена Екатерины II во Введенской церкви хранились драгоценные культовые предметы (Евангелие, кадило, блюдо для подношений), причем самый древний из них датировался XIII столетием. Все это были приношения богатых верующих, что стремились таким способом заслужить прощение грехов: многие вещи имели соответствующие надписи. Был и дорогой алтарь, также созданный при правлении этой императрицы, с картинами на евангельские сюжеты и надписями. Его, однако, в конце XIX века подарили тюремной часовне, а для сакрального комплекса заказали новый.

В советское время Введенскому храму не повезло. Он работал до 1937 г., но потом был закрыт, а члены греческой религиозной общины подверглись репрессиям. В самом помещении открыли спортивный зал, при нем жил тренер, основное помещение приспособили для занятий, вспомогательные – под раздевалки.

Оно бы и ничего, но в процессе было безнадежно испорчено само историческое строение и расхищены дорогие предметы, имеющие большую научную и художественную ценность. Купол и верхняя часть колокольни были снесены, фрески закрашены, резьба сбита (зачем, спрашивается?). С 1993 г. собор является действующим, но представить себе, каким он был во времена своего расцвета, невозможно.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Реставрацию храма проводила община верующих, с энтузиазмом, но без намека на научную точность. Сейчас нередко встречаются такие достопримечательности – их древность тщательно замаскирована аккуратной побелкой и яркими красками.

Восстановить резьбу и фрески не представлялось возможным по техническим причинам – они были безнадежно испорчены, а хороших планов, фотографий или чертежей не сохранилось. Как можно увидеть на фото, Введенская церковь в г. Феодосия ныне имеет современную, кричаще-яркую роспись, не имеющую ничего общего с византийскими традициями. Алтарь и все культовые предметы – тоже новые, установить местонахождение старинных ценностей не удалось (в то время церковную утварь из драгоценных металлов нередко пускали на переплавку, чтобы использовать золото и серебро для государственных закупок).

Как указывают отзывы, внешний вид церкви не позволяет непосвященному человеку догадаться о ее древности. Но древней и является только центральная часть строения, причем до уровня крыши. Все остальное является либо пристройками, либо результатом реконструкции, ведь купол пришлось сооружать заново.

Византийская кладка (как и древнерусская) отличалась огромной прочностью, поэтому стены многих строений тех времен выдержали все испытания и дожили до сегодня. Так произошло и с Введенской церковью. Ныне она охраняется как древнейший архитектурный памятник Феодосии. Однако заинтересованные люди имеют минимум возможности познакомиться на ее примере с особенностями византийской архитектуры – все побелено, закрашено и перестроено. Возможности проведения научных исследований ограничены.

В церкви особенно почитают недавно канонизированного Варфоломея. Он служил здесь в 1937 г. и был расстрелян НКВД. Собор принадлежит русской православной церкви, посещается многими феодосийцами и курортниками.

Как добраться (доехать)?

Чтобы доехать до Введенской церкви на общественном транспорте, вам потребуется выйти на остановке «ул. Красноармейская», где останавливаются маршрутки №1, №14 и №15. Если же вы следуете от Феодосийского автовокзала, то ориентируйтесь на «ул. Циолковского», до нее вас довезет автобус №2.

На машине от центра Феодосии добраться до святого места нетрудно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Красноармейская, 11, Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.024767, 35.387435.

Впрочем, главное то, что Введенская церковь в Феодосии все же сохранилась. Как следствие, не утрачена возможность изучить, как следует, ее древнюю часть и узнать побольше о жизни Крыма в эпоху ранних Средних Веков. Хорошо, что византийцы строили так прочно!

Введенская церковь в Феодосии

Феодосийский Введенский храм заслужено считается одной из визитных карточек города. Это действующая православная церковь, дата постройки которой относится к VIII-IX векам. В настоящее время в ней проводятся службы на церковном славянском и греческом языках. Глядя на ухоженное строение трудно себе представить, что ему сейчас насчитывается более тысячи лет.

На фото Введенский храм:

Архитектурный облик

Сегодня никто не может точно сказать о том, как первоначально выглядел греческий храм. Многочисленные перестройки серьёзно изменили его облик. После Октябрьской Революции Введенская церковь была закрыта. Длительные годы в ней размещался спортивный зал. Последнее восстановление храма было инициировано местной греческой общиной.

Отсутствие чертежей и эскизов первоначальной постройки привели к тому, что свежие побелка и штукатурка скрыли от глаз прихожан уникальные фрески. Их не удалось восстановить, как и резные элементы строения. Современное внутреннее убранство церкви имеет яркую роспись, стилистически далёкую от оригинала. Древний византийский стиль не нашёл в ней своего отражения.

Самой старой частью строения является его центральная часть до уровня крыши. Это зона алтаря. Византийская кладка оказалась очень прочной. Время не смогло разрушить стены храмы. Многочисленный перестройки объекта привели к тому, что невозможно дать точного определения его архитектурному стилю. Построенная в 1829 году трёхнефная часть храмового комплекса имеет псевдоромантские фасады. Колокольня храма стоит на четырёх столбах, покрытых куполом.

История

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь в Феодосии) была построена на земле Крыма ещё до до того периода, когда Русью приняла христианство. К концу 18 века число прихожан храма составляло около 1300 человек. В этот период храм относился к Екатеринославской епархии. Он стал резиденцией Епископа Феодосийского и Мариупольского. В храме была открыта кафедра викария. В этот период в истории церкви началась новая эпоха. Она стала духовным центром греческой общины города.

После 1930 года церковь перестала выполнять функции религиозного объекта. Уникальные фрески закрасили краской, снесли купол и разрушили купол. Восстановление объекта началось в 1993 года.

Более подробную историческую информацию можно найти в Википедии.

Чем знаменит

Церковь знаменита дарами и святынями, которые в разное время приносились ей разными людьми. Среди них кадило подаренное храму ключником Федором Толкадзисом. Свой дар он сделал в 1300 году. На кадиле была сделана надпись на греческом языке. В 1766 году храму было подарено Евангелие. Ещё одна реликвия — блюдо из серебра с изображением двенадцати апостолов.

В 1937 году был расстрелян НКВД иеромонах храма Варфаломей Ратных. Позже он был канонизирован. День его памяти определён РПЦ 10 декабря.

Время посещений:
По воскресеньям на службу в церковь людей зазывает мелодичный колокольный звон. По будням попасть в неё можно с 9 до 19 часов. Вход в храм бесплатный.

Жизнь храма в наши дни

Описание храма можно найти в путеводителе по Феодосии. Его посещение входит в программу многих туристических маршрутов. В настоящее время в нём работает воскресная школа для детей и взрослых, проводятся службы. Над входом в храм возвышается белоснежная колокольня, увенчанная крестом на куполе. Временный иконостас и стены храма расписаны настоятелем церкви Александром Винником. С 2012 года церковь относится к УПЦ. Она имеет закрытую территорию, которая огорожена забором.

Читайте также:  Храм Христа Спасителя в Калининграде: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Как добраться в Введенскую церкоаь

Церковь находится по адресу: Феодосия, ул. Красноармейская, 11. Раньше это улица носила название Дворянской. На ней жили работники местной ткацкой фабрики. Располагается храм в южной части города. Это старый центр города. В 500 метрах от храма находится морской торговый порт, а в 770 метрах автовокзал. Добраться до храма можно на городских автобусах №1 и 2а.

Феодосийский Введенский храм на карте Крыма

GPS Координаты: 45.024674,35.387453 Широта/Долгота

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Г. ФЕОДОСИИ

Адрес храма: Россия, Республика Крым г.Феодосия, ул.Карла Маркса 52
тел:+73656230023, +73656230008
Электронный адрес:ivankr75@mail.ru

ВТОРНИК, 17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СРЕДА, 8.00 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

ЧЕТВЕРГ, 8.00 — ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ПЯТНИЦА — 8.00 -ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СУББОТА — 8.00 — ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ — 6.40 — ЧАСЫ, 7.00 — РАННЯЯ ЛИТУРГИЯ

8.30 — ЧАСЫ, 9.00 — ПОЗДНЯЯ ЛИТУРГИЯ

По окончании — МОЛЕБЕН С АКАФИСТОМ

По окончании — ЗАУПОКОЙНАЯ ЛИТИЯ
В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НАЧАЛО ВЕЧЕРНИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ В 16.00

История храма

В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии. Эта дача стала именоваться Казанским подворьем Топловского монастыря, и на этом подворье была устроена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. 24 февраля 1890 г. Святой Синод утвердил за Топловским монастырем это дарение с участком земли в две десятины, с домом, постройками и виноградником для устройства подворья богомольцам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек. 6 августа 1891 г. на подворье была заложена церковь во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона, которую освятил архиепископ Мартиниан. В 1890 г. Топловская обитель получила от графа Гейдена драгоценный дар, семейную святыню — икону Казанской Божией Матери — копию с древнего писания. Она была украшена сребропозолоченной резьбой, вокруг лика Богоматери — жемчужный брус с драгоценными камнями. 26 июля 1890 г. состоялся первый крестный ход с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию. В том же году граф Гейден подарил обители еще одну семейную святыню: крест со Святыми мощами Киево-Печерских угодников. В 1891 г. на средства этого же мецената игуменья Параскева приобрела на Афоне распятие в натуральную величину, в подножье которого вложен камень от животворного креста из Иерусалима. В 1907 году по проекту феодосийского архитектора Г. Л. Кейля на подворье Топловской обители вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в традициях русско-византийского стиля. Освящение его состоялось в 1911 г. После революции, в 1919 г., Топловский монастырь, его подворье с храмами и другими строениями было разграблено, пропали православные святыни: икона Казанской Божией Матери, святой ларец и вся церковная утварь. Долгое время собор пустовал, но в 1943 г., во время немецкой оккупации он заново был открыт для проведения церковных служб для воинов румынского подразделения. После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков с апреля 1944 года церковная служба в этом храме не прекращается. В 1950–1960 годах Архиепископ Симферопольский и Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий) принимал участие в обновлении собора художественными росписями и благолепным убранством, служил Божественную литургию. Собор иконы Казанской Божией Матери кажется легким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, купол, напоминающий шлем русского воина, световой барабан с десятью арочными окнами. Над входом три соединенные между собой арки, в двух боковых — устроены окна, а в средней части — храмовая икона. Кроме того, собор поражает величием и богатым внутренним убранством, художественной росписью на евангельские сюжеты: под светлым куполом образ Господа Бога, по бокам в верхнем ярусе образа Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, в среднем ярусе слева и справа образа Святых Великомучениц Феодосии и Варвары, Святого Великомученика Пантелеймона,преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского,святителей Николая и Стефана Сурожского. Алтарная часть украшена великолепным иконостасом. Более 40 лет настоятелем храма был протоиерей Анатолий Чепель.

Храмы Феодосии

Город Феодосия, являющийся одним из популярнейших курортов Крымского полуострова, славится своими многочисленными достопримечательностями, дошедшими до нас со средних веков. Это, прежде всего, знаменитая Генуэзская крепость Кафа, сохранившиеся части которой поражают воображение своим размахом и мощью. Ведь здесь существовал один из крупнейших европейских торговых городов 13-15 столетий!

Шли времена, сменялись правительства, доминирующие вероисповедания и территориальная принадлежность Феодосии. Вся непростая история города запечатлена в сохранившихся и не сохранившихся храмах, которые принадлежали разным конфессиям, историческим периодам и национальным диаспорам.

Первые феодосийские храмы появлялись вблизи Генуэзской крепости

Армянские храмы

Наиболее древними храмовыми сооружениями являются церкви конца 13 – начала 14 столетий, большая часть из которых являются армянскими культовыми сооружениями. Дело в том, что в этом главном генуэзском городе Крымского побережья в 14 столетии проживала очень большая армянская община, одна из первых начавшая возводить православные храмы, часть из которых мы можем видеть и сегодня. Все эти храмы довольно скромны в исполнении, ведь их основным предназначением было создание молельного места. Некоторые имели стеновую роспись.

Храм Сурб Саркис

Церковь Сурб Саркис – одна из старейших армянских церквей, сооруженная в первой половине 14 столетия. Она была мощным культурно-просветительским армянским центром Феодосии в течение ряда веков. Привлекательна история этого сооружения, интересна и определенная национальная окраска в оформлении этого культового строения. А сопричастность храма с судьбой известного художника И.Айвазовского просто завораживает.

Самый известный армянский храм – Сурб Саркис. Начало 14 века

Посетить этот действующий храм, побывать на могиле Айвазовского, посмотреть на армянские хачкары, прочувствовать многовековую ауру древнего храма – это то, зачем сюда стремятся многочисленные туристы, даже если они оказались проездом в Феодосии всего на 1 день.

Храм Святого Георгия

Адрес: улица Рабочий городок, 1 А

Храм Св.Георгия являлся в 14 столетии частью Георгиевского монастыря, который был расположен за южными стенам Генуэзской крепости, неподалеку от Иверской церкви. Считается, что данный храм сооружен мусульманским маркизом, которого звали Аслан, и который принял христианство. Так же известно, что сия церковь находилась под непосредственным контролем Константинопольского патриарха и относилась к армянской общине.

Храм Св.Георгия. 14 столетие

Это простое небольшое прямоугольное храмовое сооружение с полукруглыми сводами, сложенное из бутового камня, явно было рассчитано на не очень состоятельных прихожан. Церковь не раз перестраивалась, вплоть до 19 века. Сегодня в этот храм можно попасть только с местным экскурсоводом, ибо он закрыт в ожидании реставрации.

Музей в Храме Св.Георгия

Однако, внутри храма расположена музейная экспозиция, посвященная средневековым православным храмам Карантина.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Адрес: улица Армянская, 13

Эта средневековая армянская церковь, возведенная в начале 15 столетия, сооружена из традиционного местного строительного материала, который называется бутовый камень. Венчает строение восьмигранный барабан с куполом. По стилю здание является смесью армянской средневековой архитектуры с романским стилем и немного похоже на старинный замок.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Шестигранная резная звонница расположена на северной стороне храма. Внутри храма можно увидеть фрагментарно сохранившиеся фрески и древний плиточный пол. Храм, хотя и не является действующим, был в советский период довольно капитально отреставрирован и, при посещении его с экскурсоводом, оставляет довольно приятное впечатление от соприкосновения с духом старины глубокой.

Храм Иоанна Богослова

Адрес: улица Рабочий городок

Ныне недействующая Богословская Церковь (или Св.Иоанна Евангелиста) также находится на территории бывшего Генуэзского укрепления, и как и другие армянские храмы данной территории является ярким образцом средневековой культовой армянской культуры.

Читайте также:  Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Храм Иоанна Богослова. 15 век

Этот храм был сооружен в 14-15 века, хотя некоторые исследователи считают, что его возведение относится к более раннему периоду. Дело в том, что при храме имеются остаточные сооружения более древнейшего храмового сооружения с внутренним двориком и частично разрушенными колоннами. Постройка основного храма выполнена в целом из бутового камня, лишь отделочные детали арок, сводов, оконных наличников и пилястры сооружены из тесаного известняка.

Внутри храма по всему периметру расположена скамья из камня. Основной молельный зал, перекрытый полукруглым сводом, имеет замечательную акустику. Несмотря на то, что в церкви в 70-х гг. была проведена реставрационная работа, храм закрыт для посещений. Попасть внутрь можно только с экскурсионной группой.

Православные храмы

В Феодосии сохранилось несколько греко-византийских храмовых сооружений. Некоторые из них датируются своим возведением даже раньше армянских храмов. К сожалению, от этих древних культовых сооружений почти ничего не сохранилось. Наибольшее развитие православные храмы в Феодосии все-таки получили после присоединения Крыма к России в конце 18 века.

Введенский храм

Адрес: улица Красноармейская, 11

Одним из самых древних православных феодосийских храмов является греко-византийский Введенский или Храм Введения Пресвятой Богородицы, который появился в городе в 8-9 веках. Этот храм долгое время являлся кафедральным и в нем находился викарий – Епископ Феодосии и Мариуполя. А название данного храма связано с введением Девы Марии в храм Иерусалимский, которое согласно обету выполнили ее родители.

Введенский храм после реконструкции 19 века

В 19 столетии храм увеличивается в размерах за счет пристроя, около него возводится белокаменная колокольня и происходит ограждение территории, на которой к этому времени появились дома священнослужителей, здание греческой четырехклассной школы и садово-дачный участок.

Ограждение территории Введенского храма

Развитие храма было прервано революционными событиями начала 20 столетия. Многое было уничтожено и разграблено. Но с 90-х годов идет непрерывное восстановление этого вновь действующего храма. Многое уже воссоздано, многое еще предстоит сделать. Но, тем не менее, посетить это многострадальное древнее сооружение вполне интересно.

Храм Иверской Богоматери

Адрес: улица Портовая,16

Еще одним известным старинным феодосийским храмом является Церковь Иверской Божьей матери, строительство которого может относиться к концу 13 или к началу 14 веков. Начинала свое существование эта церковь как армянская, и называлась она тогда храмом Иоанна Крестителя.

Храм Иверской Богоматери около остатков стены Генуэзской крепости

Впоследствии она не раз закрывалась, а в период присоединения Крыма к России в конце 18 столетия церковь функционировала уже как русская православная, получив название в честь иконы Иверской Богоматери. Сегодня это действующий храм, хранящий в своих стенах ауру далеких веков.

Храм Димитрия Солунского

Адрес: Генуэзская крепость Кафа

Одной из древних православных феодосийских церквей, находящихся территориально непосредственно в бывшем Генуэзском укреплении, является храм Д.Солунского или Святого Стефана.

Это очень простое в исполнении одноапсидное храмовое сооружение в виде базилики с коробовым перекрытием, относится к 14 столетию, и первоначально функционировало как греческая церковь. Хотя не исключено, что впоследствии, храм стал культовым сооружением армянской общины.

Храм Димитрия Солунского. 14 век

Для возведения этого храма, как и многих других, использовался бутовый камень. Обычная двускатная крыша оформлена черепицей. Внутреннее помещение совсем невелико – порядка 50-56 кв.м.

В данном храме очень фрагментарно сохранились фресковые росписи, относящиеся к греческому периоду его существования. На алтарной апсиде находится фигура Христа, сидящего на троне, по обе стороны от которого стоят Иоанн Предтеча и Богоматерь. Есть и другие изображения. Однако большая часть росписей безнадежно утрачена.

Остатки фресковой росписи в Храме Дм.Солунского

В конце 15 века около храма появилась новая достопримечательность в виде Армянского фонтана, а в начале 20 столетия – обнаруженный здесь минеральный источник «Кафа» был отмечен скалой-памятником.

Храм Св.Александра Невского

Александро-Невский собор, сооруженный в 70-х гг. 19 века был до революции самым почитаемым православным храмом Феодосии. Месторасположение храма оказалось довольно намоленным. Дело в том, что до 16 века здесь находилась католическая церковь Св.Агнессы, которую в начале 16 века турки перестроили в Мечеть Султан-Селим.

Александр Первый в начале 19 века принимает решение о строительстве вместо мечети православного храма в память об Александре Невском. Во время разбора мусульманского строения обнаружили каменную плиту с ликом Николая Угодника. Впоследствии этот обретенный образ был установлен в алтарной зоне нового храма.

Собор Александра Невского был самым почитаемым городским храмом

Возведение храма, запланированное в начале века, свершилось только в начале 70-х гг. 19 столетия. Собор был сооружен как трехнефная базилика. Внутри храма стояли мраморные колонны, оставшиеся от древней византийской церкви. Храм освятили в 1873 году, а в 1876 году в соборе появилась Икона Богоматери «Знамение», ставшая городской святыней.

К сожалению, во время Первой Мировой войны в храм попал артиллерийский снаряд, потом начались революционные преобразования и борьба с атеизмом. Полуразрушенный собор был разграблен, а затем вовсе разобран. На его месте сегодня находится Морсад.

Памятный знак о существовании в этом месте Собора Александра Невского

Многочисленные отдыхающие, гуляющие по этому саду, обязательно обратят внимание на памятный знак, установленный на месте бывшего собора, в оформлении которого принимал участие сам И.Айвазовский, и где хранилась когда-то почитаемая икона Богоматери Знамение.

Всесвятский храм

Адрес: улица Назукина, 17

Всесвятская кладбищенская церковь, построенная из инкерманского камня с элементами готического, византийского и древнерусского стилей, была возведена на городском кладбище в 80-х годах 19 века (арх. М.Нич). Эта церковь подверглась сильным разрушениям в годы Отечественной войны, хотя она и была в этот период действующим храмом. В послевоенные годы было признано нецелесообразно производить ремонт этой церкви, ее просто взорвали в 1961 году, а колокола были выброшены в Феодосийскую бухту.

Восстановленный Храм Всех Святых находится на месте уничтоженного

К началу 21 столетия прихожане и активисты восстановления этого храма провели огромную работу по воссозданию Храма Всех Святых. Благодаря тому, что сохранились проекты, чертежи и фотодокументы исчезнувшего храма, новая Церковь воссоздавалась практически в утраченном варианте. Отличительной архитектурной чертой данного строения являлось то, что и храм и колокольня – были квадратными в плане сооружениями.

Недалеко от храма сохранилась Часовня-склеп князей Чернецких. Сохранились и арочные ворота на кладбищенскую территорию. Сегодня восстановлена и сама кладбищенская территория, и появился целый ряд новых сооружений – воскресная школа, библиотека, музей, просфорная, детский театр, паломническая гостиница и т.д.

Внутреннее оформление Храма Всех Святых

Туристам интересен и сам этот вновь созданный и действующий храм с его новой храмовой росписью, и старинное городское кладбище, на котором обрели покой многие известные жители Феодосии.

Казанский собор

Адрес: улица К.Маркса, 52

Возникший к концу 19 столетия как подворье Топловской обители Св.Параскевы, деревянный храм Св.Пантелеймона стал в начале 20 века каменным Казанским Собором.

Казанский собор. Начало 20 столетия

Это сооружение было выполнено в архитектурном псевдо-византийском стиле, характерном для начала 20 столетия. Легкое светло-желтое храмовое сооружение прошло через испытания революцией и войнами, все выдержало и сегодня является кафедральным собором Феодосийско-Керченской епархии.

Храм Св.Екатерины

Адрес: улица Федько, 95

Один из красивейших храмов Феодосии – Церковь Святой Великомученицы Екатерины – сооружен к концу 19 века в псевдорусском стиле и первоначально находился в ведении Александро-Невского собора, ныне утраченного.

Храм Св.Екатерины находится в центре обширного храмового комплекса

Сегодня храм Св.Екатерины превратился в мощный православный комплекс с новыми церковными постройками, библиотекой и приходской школой, новой крестильней и прочими служебными помещениями.

Мусульманские мечети

Мечеть Муфти-Джами

Адрес: Караимская улица, 1

Из всех многочисленных мусульманских храмовых сооружений османского периода существования Феодосии хорошо сохранилась только соборная Мечеть Муфти-Джами. Это строение начала 17 столетия в русский период феодосийской истории принадлежало армянской общине, но сегодня оно вновь отдано мусульманским верующим.

Мусульманская мечеть Муфти-Джами. 17 век

Эта мечеть имеет традиционный вид мусульманского турецкого храма. Мы видим здесь и высокий каменный минарет, и полуовальный купол, и красивую крытую галерею с колоннами.

Эта мечеть находится недалеко от Морсада и к ней непременно сворачивают все находящиеся здесь туристы.

Ссылка на основную публикацию