Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

Гефсиманский Черниговский Скит

Если вы хотите отдохнуть душой, посетите Сергиев Посад. Не обязательно быть верующим человеком, чтобы почувствовать всю глубину духовности, парящей над этим подмосковным городком. Можно бесконечно восхищаться величием местных достопримечательностей, но лучше все же знать и понимать, как зарождалось это великолепие. Гефсиманский Черниговский скит, находящийся здесь, является неотъемлемой частью исторического наследия нашей родины.

Появился он здесь достаточно поздно, в 1844 году и примечателен тем, что в нем есть специальное пещерное отделение, в котором находятся изумительно сохранившиеся кельи первых здешних монахов.

Сегодня Черниговский Скит – это подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и объект культурного наследия федерального значения.

Где находится Гефсиманский Скит?

Мы добрались в монастырь на автомобиле из Сергиева Посада, без труда, по навигатору. Находится он в трех-пяти километрах от центра города.

Из другого города вам сначала нужно добраться до Сергиева Посада, а затем до скита на автобусе или маршрутном такси, подробнее здесь.

История основания скита

В далеком 1884 году, рядом с Троице — Сергиевой Лаврой был основан Гефсиманский скит. Монахи, жаждущие уединения, перебираются в его стены, чтобы целиком посвятить свою жизнь служению Богу.

Не останавливают их ни отсутствие денежного жалования, ни скудность питания и одеяния. В собственных лишениях и молитвах видят они путь к Богу. Из мирских занятий оставляют себе лишь возделывание небольшого огорода и сада с фруктовыми деревьями.

Один из монахов — юродивый Филиппушка, мечтающий об отшельничестве, решается на то, чтобы выкопать себе келью под землей. Получив благословение у настоятеля монастыря, начинает свой нелегкий труд. Присоединившиеся к нему, со временем монахи смогли воздвигнуть целый подземный комплекс, состоящий из маленьких келий и прекрасного подземного храма.

Что можно увидеть на территории Черниговского скита?

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть созданных ими творений. Посетив их, можно воочию увидеть те условия, в которых жили основатели скита и их последователи. Крохотные кельи, в которых монахи непрестанно молились о милости Божьей, не оставят равнодушными никого. Божьей благодатью наполнен каждый глоток воздуха в этом волшебном, святом месте.

Величие этого удивительного места как внешнее, так и внутреннее, все желающие могут наблюдать, и по сей день.

Черниговский Собор (с пещерным храмом и кельями)

Верхний Черниговский Собор — более поздняя постройка, его возводили прямо над подземными пещерами, стараясь ничего не разрушить. Сначала был воздвигнут деревянный храм, который через 30 лет заменили на каменный. И все то время, пока велось строительство, ни на один день не прерывались службы у подземного алтаря.

Черниговский храм является композиционным центром всего архитектурного ансамбля скита.

С расписанием богослужений можно ознакомиться здесь.

Именно здесь хранится одна из самых почитаемых в России икон Богородицы — Черниговская, поклониться которой каждый день приходят сотни верующих.

Надвратная колокольня и Святые ворота

Пятиярусная надвратная колокольня, встречающая у храма с восточной стороны, увенчана колоколом, вес которого составляет около 16 тон. Представьте себе ту чудесную канонаду звуков, которую можно услышать здесь.

Монастырская трапезная

На территории скита работает небольшой цех, занимающийся производством кондитерских изделий, выпечки хлеба и изготовлением кваса по старинным рецептам.

Прихожане и паломники здесь могут перекусить и приобрести так же мед, соленые грибы, капусту квашенную и другие продукты собственного производства.

На территории монастыря

Святыни скита

Однако славится скит не только своими архитектурными моментами.

  1. Чудотворная икона Черниговской Божьей Матери привлекает тысячи паломников. Множество свидетельств чудесных исцелений приписывают этой святыне. Кроме того, она дала имя и самому скиту. Сам Николай II посещал Черниговский скит в непростые для себя и России времена.
  2. Помимо чудотворной иконы, здесь камень от гроба Божией Матери, привезенный из Иерусалима в 1850 году.
  3. Рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых.
  4. Икона Божией Матери Всецарица (благословение Святой Горы Афон, дар монастыря Ватопед).
  5. И другие иконы с частичками мощей святых.

Часовня Владислава Сербского

Эта часовня была построена для удобства прихожан, желающих набрать святую воду из источника.

Часовня открыта с 5:00 до 21:00.

Часовня Владислава Сербского

В начале 20-го века часовню разрушили, подача воды была приостановлена. Вновь отреставрировали, обустроили купель и освятили в 2016 году.

На табличке перед часовней написана краткая история основания монастыря и появления святого источника.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.

Читайте также:  Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде

В десяти минутах езды на маршрутке от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стоит Гефсиманский Черниговский скит — в Сергиевом Посаде особое место. Здесь не бывает такого скопления паломников, как в Лавре, хотя скит является ее подворьем. Видимо, причина в том, что стоит он на некотором отдалении. Как только выйдете на остановке, с дороги вы сразу увидите высокую краснокаменную колокольню. Пройдете через арку (обратите внимание на мозаичную икону Святой Троицы на ней) — и перед вами откроется храм, в солнечную погоду его золотые купола сверкают, и сам он выглядит ярким.

Территория скита небольшая. Здесь очень тихо, нет туристических очередей. Стоят лавочки в тени и цветут розы. За воротами — пруд.

Но главное, ради чего сюда приезжают, находится под землей. Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде знаменит пещерами, но не такими, о каких вы можете сначала подумать: это церкви, переходящие одна в другую, кельи и другие помещения. Попасть сюда можно только с экскурсией, которые проводят монахи. Не обязательно записываться заранее: группы набирают в верхнем Черниговском храме.

Адрес: Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Координаты: 56.306922, 38.178705

Режим работы: ежедневно, 6:30–19:00

Официальный сайт: skit-chernigovsky.ru

Видеоэкскурсия по Гефсиманскому Черниговскому скиту

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

В 40-х годах 19 века в Москве знали юродивого Филиппушку. Человеком он был прозорливым и многое людям предсказывал. Родители Филиппушки — простые крестьяне из Владимирской области. На родине он женился, родились двое детей. Но смысл своей жизни он видел в служении Богу.

Однажды он оставил семью и отправился в странствие. Обошел (только вдумайтесь, что ходил пешком!) множество городов. Практически не ел, носил вериги (металлические оковы) и железный посох весом примерно 16 килограммов. Самое яркое впечатление в этом пути у него осталось от пещер Киево-Печерской Лавры.

После многолетних странствий Филиппушка пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Какое-то время жил при обители, а потом попросил разрешение недалеко от нее вырыть, как он сказал, «погребок». Запрещать никто не стал, и юродивый выкопал… совсем не погреб, а келью для себя. Об уединенном месте для молитв узнали другие монахи и поддержали Филиппушку. Появились пещеры для затворников — по типу тех, что юродивый видел в Киеве, а потом и подземная церковь. Так началась история Гефсиманского скита.

Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в то время был архимандрит Антоний, крестник Серафима Саровского. Он подарил новой церкви икону Черниговской Богоматери, откуда и пошло название этого места. Стало понятно, что сюда поедут паломники, и церкви нужен настоятель.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: Иван МАКЕЕВ

В 1851 году при Лавре служил отец Варнава. Ему тогда было всего 20 лет. Отец Антоний уважал его мнение, несмотря на молодость, и потому отнесся с пониманием, когда отец Варнава попросил отпустить его в более тихое место — Гефсиманский скит. Так здесь появился первый наместник.

Монаху доверяли и шли к нему за советом. Приезжал даже император Николай II. В отличие от сегодняшних дней, тогда на территорию женщинам было запрещено входить.

Гефсиманский Черниговский скит расширялся. Построили наземную церковь (изначально она была деревянной), потом колокольню. В советские годы, как и большинство храмов, скит закрыли. Стали привозить заключенных: в 20-е годы прошлого века тут создали тюрьму. Позже здесь располагался дом инвалидов, а потом склады.

От построек 19 века сегодня мало что осталось. Пещеры в советское время заливали водой, и обрушившиеся перекрытия пришлось восстанавливать. Сегодня туристам открыты две церкви, часовня и кельи — все они соединены подземными переходами.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит относится к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре как ее подворье в Сергиевом Посаде.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Все слышали про Гефсиманский сад — место в Иерусалиме, где молился Иисус в ночь перед арестом. Скит в Сергиевом Посаде назван в честь него.
  • Скит — уединенное место, где живут монахи-отшельники. Обычно это очень маленькая территория, и в этом плане Гефсиманский Черниговский выбивается из общих представлений: несмотря на свою компактность, он гораздо больше, чем предполагает само понятие «скит».
  • Долгое время монахи здесь жили на подаяние — что принесут паломники. Быт их был настолько скромным, что даже чаши во время служб использовались деревянные.
  • Поскольку подземные церкви были затоплены и прежние настенные росписи не сохранились, восстанавливать их пригласили студентов из художественного колледжа имени Васнецова в подмосковном Абрамцеве.
  • В одной из подземных церквей по праздникам проводятся службы. Регулярные богослужения проходят в большой наземной церкви.

Что посмотреть на территории скита

Колокольня

Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Первое здание, которые вы здесь увидите, и самое высокое. Колокольня построена между 1895 и 1900 годами, представляет собой пять ярусов, общая высота — примерно 80 метров. К ней пристроены церковь Николая Чудотворца и церковь святых Константина и Елены. Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.

Черниговский храм

Под Черниговским храмом находится целая система подземных церквей.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Собор, который мы видим сейчас, — кирпичный и возведен на месте деревянной церкви, которая стояла раньше. Строительство шло с 1886 по 1889 годы, однако прошло восемь лет, прежде чем закончили отделку храма. Все время, что велись работы, службы проходили в подземных церквях. При том, что главная из них находится прямо под Черниговским храмом.

Подземный комплекс

Сюда вы пройдете в сопровождении священнослужителя, который расскажет об истории места и покажет подземные церкви. Самый старый, дошедший до нас и отреставрированный, — храм Архистратига Михаила. Его освятил митрополит Филарет в 1851 году. Вы удивитесь, что на пещеру здесь мало что похоже: уютная церковь с алтарем, росписями на стенах и сводах.

Второй подземный храм — во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В часовне иконы Иверской Божией Матери хранятся мощи Филиппа Гефсиманского.

Крошечные темные кельи впечатляют всех, кто сюда приходит. В некоторых из них невозможно даже прилечь: комнаты настолько узкие и маленькие, что монахи-отшельники молились в них сидя.

Все переходы — в росписях, и это отдельный пункт в программе экскурсии. Гид покажет вам также ключ, который бьет из-под земли. Он освящен, и здесь можно набрать воду в бутылки.

Жилой корпус

Вместо пещерных келий на территории скита для монахов выстроили двухэтажный жилой корпус.
Фото: Дарья ПАНКИНА

Сегодня монахи не живут в пещерных кельях, на территории стоит двухэтажный корпус. Скит мужской, но теперь сюда пускают и женщин, только нужно сохранять церковные порядки: юбки, прикрытые плечи, платок.

Сразу за жилым корпусом находится пруд.

Часовня Владислава Сербского

На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского.
Фото: Иван МАКЕЕВ

На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского. Ее построили над купелью. Источник здесь забил еще в 40-е годы 19 века. Монахи сделали колодец и брали отсюда воду для питья. Когда скит разрушили, пострадала и часовня. Позже ее восстановили. Сейчас она открыта для прихожан с раннего утра до девяти вечера.

Какие святыни хранятся

  • Оригинальная Черниговская икона Божией Матери, которую скиту преподнес отец Антоний, утеряна. Но с нее было сделано много списков, два из которых находятся здесь. Они считаются чудотворными. В 1860-х годах у иконы исцелилась парализованная крестьянка, позже были зарегистрированы и другие чудеса. С тех пор у Черниговской Богоматери просят все здоровья и благополучия.
  • Голгофа с частицей Креста Господня и Камень от гроба Божией Матери из Иерусалима.
  • Мощи святых Филиппа Гефсиманского и Варнавы Гефсиманского, а также рака с частицами мощей Киево-Печерских и других святых.

Расписание служб

6:30Утреня по будням
8:30Утреня по выходным и праздникам
17:00Вечерняя служба
Читайте также:  Шмелев Иван Сергеевич: биография и жизнь, творчество и труды

Черниговский скит в культуре и искусстве

Черниговский скит можно увидеть на необычной художественной работе — цветной литографии. Ее создал художник Владимир Николаевич Соколов в 1917 году — ученик великих мастеров: Левитана, Серова, Поленова. В начале 20 века Соколов переехал в Сергиев Посад, где и жил до самой смерти в 1946 году. Этому городу художник посвятил многие свои работы, выполненные в разных техниках.

Литография “Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските” хранится в музее священника Павла Флоренского в Москве.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, историк:

«Возводя каменный храм, важно было не повредить подземные церкви»

— Черниговская икона Божьей матери — необычная, она была писана на полотне. В Сергиев Посад попала из Хотьково, из семьи местного священника. Икону поместили в подземную церковь, где произошло ее прославление, после чего многократно увеличилось число паломников.

Наземная церковь в Черниговском ските построена архитектором Николаем Султановым, который считается одним из основоположников русского стиля. В документах он указан как инженер, и главная задача, поставленная перед ним, — построить каменный храм, не разрушив пещеру.

При ските была гостиница, где останавливались многие видные деятели русской культуры конца 19 века (например, Немирович-Данченко). Но она не сохранилась. Во время Первой мировой здесь жили беженцы, в основном, семьи священнослужителей, которые эвакуировались из оккупированных земель.

Гефсиманский скит и его пещеры

Скит – это небольшая обитель, которую строили вдали от крупного и многолюдного монастыря для уединения отшельников. Нередко скиты со временем вырастали до размеров настоящих монастырей, и от них потом «отпочковывались» новые скиты. Подобная судьба сложилась у Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В статье вы узнаете, почему основатели скита дали ему библейское имя, кем был юродивый Филиппушка, и в чем особенность местного святого источника.

Урочище Корбуха

Идея строительства скита Троице-Сергиевой обители, куда монахи могли бы удаляться из многолюдной от нескончаемого потока паломников лавры, появилась в 1840-е годы. Задумка принадлежала известному церковному деятелю митрополиту Филарету Дроздову и тогдашнему настоятелю лавры Антонию Медведеву. Изначально они не предполагали создание пещер, ставших сегодня отличительной чертой скита. Архимандрит Антоний хотел построить скит в трех километрах от основного монастыря в урочище Корбуха у старого оврага, заполненного водой. На Корбухе в XVIII веке находился увеселительный дом, в котором проводили время императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая во время своих визитов в Сергиев монастырь. Со временем надобность в этой царской резиденции отпала, дом пришел в ветхость, а сады заросли диким кустарником.

В книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем», изданной монахами Троице-Сергиевой лавры в 1899 году, приведен отрывок из письма митрополита Филарета, в котором он сомневается насчет выбора места для скита. «Корбуха не довольно безмолвна, если шум тростника, как заметил некто из отцов, не благоприятствует безмолвию, не больше ли многое слышимое из Посада и от близлежащей дороги?» – задавался вопросом Филарет Дроздов. Сомнения развеял визит другого иерарха с тем же именем – Филарета Амфитеатрова из Киева. Однажды он гостил в Троицкой лавре, а напоследок попросил архимандрита Антония показать место, где тот задумал строить скит. Приехав в урочище Корбуха, киевский гость, наоборот, похвалил выбор места и вспомнил, что в годы преподавания в духовной академии, он уединялся в этих рощах и готовился к лекциям. Филарет Дроздов считал своего киевского тезку человеком высокой духовной жизни, поэтому решил довериться выбору гостя.

Примерно в восьми километрах от урочища находилось село Подсосеньи, где стояла старая деревянная церковь Успения Богородицы. В церкви, которую построили вскоре после снятия знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, давно не шли службы. Местный священник даже просил у церковного начальства разрешения распилить лишнюю церковь на дрова, чтобы отапливать ими зимой новый каменный храм. Антоний и Филарет решили поступить по-другому. Они повелели взять Успенскую церковь из этого села и перенести на Корбуху.

Подмосковная Гефсимания

Перенос Успенской церкви из села Подсосеньи на Корбуху считается началом истории скита, который получил имя Гефсиманского. Таким названием митрополит Филарет Дроздов хотел символически связать подмосковную обитель со святыми местами Палестины. Эта идея была не нова. В конце XVIII века предшественник Филарета митрополит Платон Левшин уже строил недалеко от Троице-Сергиевой лавры свою палестинскую модель – Вифанию. В этом селении согласно Библии жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых незадолго до распятия в Иерусалиме. В подмосковной Вифании был построен и свой Фавор – прямо в церкви было сделано подобие холма, на котором расположился алтарь. Это должно было символизировать библейскую гору, упоминаемую в Евангелии. Наиболее известная попытка перенести географию «Святой земли» в окрестности Москвы была предпринята еще в XVII веке патриархом Никоном при строительстве знаменитого Нового Иерусалима на реке Истре.

Гефсимания – это место, где Иуда предал Христа, приведя с собой ночью стражников и солдат. Здесь же жила и скончалась мать Иисуса. Согласно древнему христианскому преданию, на третий день после своего успения Богородица была воскрешена Богом и взята на небо. Когда опоздавший на похороны апостол Фома, прибыл спустя три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб Марии, чтобы последний раз взглянуть на нее, тела в могильной пещере не оказалось. В этой связи главный праздник в подмосковном Гефсиманском скиту праздновался не на Успение 28 августа, а через три дня после него в день «взятия на небо» Богородицы. В обители совершалась редкая восточная служба, которую долгое время пели православные христиане только в Иерусалиме. Текст богослужения был специально привезен Филарету из Палестины, и митрополит лично участвовал в его переводе на церковно-славянский язык.

Юродивый Филиппушка с голубком

Появление пещер на другой стороне пруда Гефсиманского скита связано с деятельностью другой неординарной церковной фигуры того времени – юродивого Филиппа Хорева. Он происходил из крестьян Владимирской губернии и прославился подвигом юродства: ходил и зимой и летом босым, спал на голой земле и делал несуразные вещи. Однажды, увидев, как сосед мазал колеса своей телеги дегтем, юродивый вымазал также и свои босые ноги. Когда односельчане стали смеяться и спрашивать про ноги, Филипп отвечал: «Так они быстрее бегать будут». Скитаясь по заброшенным каменоломням и дорогам, он, в конце концов, окончательно ушел странствовать и стал известен во многих городах как «юродивый Филиппушка с голубком». Юродивый всегда брал с собой тяжелый железный посох с медной фигуркой голубя на рукоятке. Много раз Филиппа арестовывали за бродяжничество без документов. В таких случаях он доставал из кармана две игральные карты трефовой масти, которые пытался предъявлять полицейским вместо паспорта.

После 10 лет скитаний и юродства Филипп взял благословение у митрополита Филарета Дроздова стать монахом. Митрополит определил его в свой строящийся Гефсиманский скит. Однако Филипп вскоре попросил церковное начальство разрешения перебраться из скита через овраг в необитаемую лесную сторожку. Там он стал рыть «погребок», который превратился со временем в систему подземных коридоров и помещений. В пещеры к Филиппу постепенно стекались монахи из-за оврага из Гефсиманского скита. Видя это, митрополит Филарет стал даже беспокоиться, что все монахи из его Гефсиманского скита переберутся к Филиппу за овраг на новое место. Опасения иерарха оказались пророческими. Совсем рядом с Гефсиманским скитом параллельно рос и отстраивался, по сути, полноценный второй монастырь – Черниговский скит, возникший на месте пещер, вырытых Филиппом. В советские годы первоначальный Гефсиманский скит был почти полностью разрушен, а пещерный Черниговский, напротив, особо не пострадал. Сегодня, приехав в скит, можно увидеть пятиглавый собор и высокую колокольню именно второго Черниговского скита, а от первого Гефсиманского скита осталась только часть стены.

Устройство пещер

Пещеры, вырытые юродивым Филиппом, хорошо сохранились до наших дней в подклете массивного кирпичного Черниговского храма. Эта церковь была построена намного позже, но первоначальные пещеры оказались как бы внутри собора. Попасть в подземелье можно с экскурсией, в сопровождении сотрудника скита или монаха. Система подземных помещений строится вокруг так называемой «средней пещеры», где, как и во времена Филиппа, находится церковь архангела Михаила. Вправо и влево от алтаря подземной церкви уходят узкие коридоры с кельями отшельников – небольшими пещерками не больше двух с половиной метров в ширину. Во времена Филиппа в скиту насчитывалось 14 пещерников, каждый из которых должен был сам рыть себе свою келью. Отопления в пещерах не было, а построенная позже печь могла согревать только пространство средней пещеры с храмом. В одной из пещер сегодня расположена часовня, где покоятся останки их основателя – схимонаха Филиппа. На сегодняшний день он не канонизирован церковью, но многие верующие молятся у его могилы, как святому. В конце своей жизни Филипп переселился из пещер в еще один скит – Боголюбовскую киновию, которая стала уже третьим по счету монастырем в округе. Кстати, отреставрированная церковь киновии хорошо видна со стороны часовни-купальни над святым источником.

Колодец с водой появился в скиту во времена Филиппа. В наше время воду из источника берут как внутри самих пещер, так и с внешней стороны монастыря на улице, где недавно был сделан отвод той же самой воды к деревянной часовне. В бревенчатом срубе у пруда можно взять воду из кранов или окунуться в специально оборудованных купальнях. Впрочем, слово «окунуться» в данном случае не вполне уместно, потому что купальни устроены так, что вода из пещерного колодца падает сверху. Под этот своеобразный «водопад» нужно становиться как под душ.

Гефсиманский Черниговский скит – пещерная обитель в Исаковой роще

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, 1
Основан в 1844 году
Основные достопримечательности: собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери (1890 г.), надвратная колокольня (1900 г.)
Святыни: два чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», рака с мощам преподобной Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых, камень от гроба Божией Матери из Иерусалима
Координаты: 56°18’25.5″N 38°10’44.4″E

Черниговский мужской скит Троицко-Сергиевской Лавры находится в нескольких километрах от нее, возле Верхнего Скитского пруда. Его создали в 40-е годы XIX века при Гефсиманском ските и прежде называли «Пещерами». Место это на окраине Сергиева Посада очень живописно и как подворье Лавры привлекает много паломников. Сюда приезжают с тем, чтобы побывать в знаменитых пещерных церквях, подземных кельях и испробовать воды из святого подземного источника.

История Черниговского скита

Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.

Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.

60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита. Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.

В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.

В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.

Читайте также:  Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.

Архитектурные памятники Черниговского мужского скита

Монастырский архитектурный ансамбль сложился в конце XIX – начале XX века, и во многом без изменений дошел до нашего времени. Территория обители представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый с юга на север. Здания в нем расположены строго симметрично, а вокруг них много зелени.

Центральную часть композиции монастырского ансамбля занимает большой пятиглавый Черниговский храм, построенный из красного кирпича вместо обветшавшей деревянной церкви. Он был возведен над пещерным храмом с 1886 по 1889 годы. Руководил строительными работами известный российский архитектор Владимир Николаевич Султанов (1850-1908). Проект был так тщательно проработан, что на протяжении всего строительства подземные храмы оставались действующими. Отделка нового кирпичного собора по ряду обстоятельств была закончена только в 1897 году. Сейчас величественный Черниговский храм полностью отреставрирован. Он очень красив, пропорционален и имеет богатый внешний декор.

Украшением скита является также высокая, немногим уступающая Лавре, пятиярусная красно-кирпичная колокольня, возведенная над восточными воротами. По бокам от нее пристроены два небольших храма – церковь Николая Чудотворца и церковь Константина и Елены. Этот красивый надвратный комплекс был сооружен одновременно с оградой вокруг территории скита в 1895 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова. Благодаря удачному архитектурному решению, колокольня с прилегающими к ней храмами составляет единый по стилю ансамбль с большим Черниговским собором и видна из многих мест Сергиева Посада.

Под землей скита расположено несколько действующих церквей: храм Михаила Архангела, часовня иконы Иверской Божией Матери, а также храм Антония и Феодосия Печерских. Все они отреставрированы, расписаны при помощи студентов Абрамцевского художественного училища и используются для богослужений.

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

А окружающие их кельи поражают своими малыми размерами. Здесь же находится подземный родник, вода из которого пользуется большой популярностью у верующих.

Келейные корпуса были выстроены во второй половине XIX века и самом начале XX века. Они выдержанны в едином псевдорусском стиле, характерном для большинства архитектурных памятников Черниговской обители. На севере территории расположен большой некрополь, где погребены иноки, благотворители и попечители обители. Здесь также находятся могилы, в которых покоятся известные российские философы, публицисты и литераторы К. Н. Леонтьев (1831-1891) и В. В. Розанов (1856-1919).

Современное состояние и режим посещения Черниговского скита

Сегодня скит существует в статусе действующего подворья Троицко-Сергиевской Лавры. Службы в нем проходят каждый день – утром (в 6.00 или 6.30) и вечером (в 16.45 или 17.00). Работает воскресная школа для детей прихожан.

Особо чтимыми святынями скита считаются два списка, сделанные с чудотворной иконы Черниговский Божией Матери; рака, в которой хранятся мощи, принадлежащие Варнаве Гефсиманскому; и камень, привезенный из Иерусалима, от гроба Богоматери.

При ските работает небольшой кондитерский цех, в магазине которого можно приобрести хлеб, приготовленный без использования дрожжей: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. В продаже также имеются несколько сортов вкусного кваса, сделанного на хлебной закваске – имбирный, петровский (с хреном и медом), свекольный, хвойный и др. Кроме того, у прихожан и гостей скита большой популярностью пользуется разнотравный мед, льняное масло, соленые грибы, монастырские пирожки и квашенная капуста.

Как добраться до Черниговского скита

Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.

Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия. Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.

На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.

Гефсиманско-Черниговский скит

Гефсиманско-Черниговский скит
при Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Оглавление:

1. Введение.

Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре был основан наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым; t 1877) и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым; t 1867) в 1844 году. В 1847 году при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филипп (в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп; t 1868), который основал при ските Пещерное отделение и собрал пещерную братию. В 1851 году в пещерную церковь во имя Архангела Михаила была пожертвована девицей Александрой Григорьевной Филипповой Черниговская икона Божией Матери; 1(14) сентября 1869 года эта икона явилась чудотворной и была прославлена в Русской Православной Церкви с именем Черниговско-Гефсиманской (празднование 1 (14) сентября). В 1873 году Пещерное отделение Гефсиманского скита стало центром московского старчества; это связано со служением «старца-утешителя» отца Варнавы (t 1906), прославленного прозорливостью к чудотворениями при жизни и чудесами, совершавшимися на его могиле. В 1893 году был освящен в Пещерной отделении собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери. Пещерное отделение стало именоваться «Черниговский монастырь».

В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании, была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были вскрыты для, кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит».

По свидетельству современников (например, недавно преставившагося (t 19 января н. ст. 1992 года) протодиакона о. Сергия Боскина), из Лаврской братии перешли в Скит только 2—3 человека.

В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь, как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. Осенью 1922 года был закрыт и собор; вскоре, по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот», чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм преп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращен Русской Православной Церкви).

В 1924 году, во времена НЭПа, Гефсиманский скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей (их практически и не было; женщины в Скит на богослужения не допускались).

В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту — в честь Успения и Вознесения Божией Матери (храмовой праздник 17(30) августа) (в подклете — нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа, молитвенное воспоминание, о котором совершалось в Скиту во время Страстной седмицы) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита; братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 50-х годов.

Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском соборе (свидетельство очевидца — о. Сергия Боскица). В числе первых насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия, t 1968).

В 1950-е годы строения Гефсиманского скита были отданы военному ведомству; по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма-колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.

В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В декабре 1988 года председатель комитета В. М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника.


Собор Иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская в Черниговском скиту.


Начало хлопот о возрождении Черниговского скита совпало с началом новой государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Поэтому постепенно многие государственные ведомства перешли от «невмешательства» в работу комитета — к помощи и содействию. Прежде всего это относится к печати (например, «Литературная газета» дала место для двух публикаций), Производственному бюро по охране памятников истории и культуры Московской области, Совету по делам религий при Совете Министров РСФСР (ныне самоликвидировался).


Гефсиманско-Черниговский скит. Колокольня.

Одновременно, по благословению наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры (где находится чтимый список с чудотворной иконы – бывшая прежде храмовая икона собора Черниговской Божией Матери), а затем в церкви Явления Божией Матери преподобному Сергию и преподобному Михею, келейнику его. Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы, которые совершались насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии православных мирян.

Икона Старца Варнавы.

Наконец, молитвы Церкви принесли плоды: Исполком Загорского горсовета, — тот самый, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры,— теперь, в сентябре 1989 года, обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Не без Промысла Божия первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.

Наконец, 11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы.


Угловая башенка.

В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту; 18 июля 1990 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, насельников Скита посетил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В настоящее время в Черниговском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре живет 25 насельников; богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения — в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия скита наравне с наемными рабочими принимает участие в ремонте и реставрации зданий Черниговского скита, основательно разрушенных временем, но избежавших намеренного уничтожения. В этом мы не можем не видеть милости Божией Матери, хранящей эту Свою обитель. Также чудом Промысла Божия уцелел (по крайней мере частично) лес вокруг Черниговского скита; в настоящее время ведутся архивные разыскания для определения заповедной зоны вокруг Черниговского скита.


Угловая башенка и стена Черниговско-Гефсиманского скита.

Так возобновилась жизнь в первом, самом благодатном духовном очаге в окрестностях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: месте Явления чудотворной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери и месте подвигов и старческого служения утешителя скорбящих» — старца о. иеромонаха Варнавы.


Угловая башенка.

В 1991 году был возобновлен придел во имя святителя Николая Чудотворца при колокольне Черниговского скита, где и совершается ежедневное соборование болящих.

Наконец, осенью 1991 года приступили к восстановлению некрополя Черниговского скита, напротив алтаря главного престола в честь Черниговской иконы Божией Матери. Начало восстановлению некрополя было положено 24 ноября 1991 года, когда была обретена могила известного русского философа и публициста Константина Николаевича Леонтьева, в монашестве Климента (t 1891); в этот день православная общественность отмечала 100-летие со дня его кончины.

В 1919 году, 5 февраля н. ст. скончался младший друг Леонтьева, русский мыслитель Василий Васильевич Розанов, и был похоронен, по желанию своих близких, также в Черниговском скиту, недалеко от могилы Леонтьева. Место его захоронения предстоит обрести и восстановить и его могилу.

Их могилы были утрачены, когда весь некрополь Черниговского скита был уничтожен (засыпан сверху землей и зарос травой). Господу угодно было, чтобы их имена, дела и самые могилы были вновь обретены. В день кончины Леонтьева, 24 ноября 1991 года, на его могиле была отслужена панихида соборным служением, при многочисленном собрании верующей интеллигенции Москвы.

Ныне православный народ России ожидает двух событий в Черниговском скиту — двух явлений великой милости Божией: возвращения в Черниговский скит чудотворной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери или ее чтимого списка; и возвращения в Черниговский скит честных мощей местно чтимого в разных уголках Православной России святого старца-утешителя — отца Варнавы.

Ссылка на основную публикацию