Геннадий Заридзе: биография отца, проповеди и беседы, труды

Отец Геннадий

Прозорливый Отец Геннадий Заридзе известен далеко за пределами села Отрадное Новоусманского района Воронежская области, где служит настоятелем в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Первую половину жизни священник посвятил науке: в юности изучал астрофизику, закончил биологический факультет. По его мнению, религия и наука являются методами познания мира. Ныне является главой Объединения православных учёных.

Будущий священник родился в 1959 в преподавательской семье: отец учил научному коммунизму, мать — русскому языку и литературе. Крещение принял ещё в детстве, но воцерковленным стал после того, как тяжело переболел менингитом. Возвратившись к жизни после реанимации, осознал, что цель его жизни — служение Богу.

Прозорливый батюшка

В возрасте 30 лет прозорливый батюшка Геннадий был рукоположен в сан священника, начал вести богослужения в Покровском кафедральном соборе, занимался издательским делом при Воронежской епархии. Вел теле — и радиопередачи на православные темы. Эту деятельность пришлось оставить после перенесенного инфаркта.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Отрадное Новоусманского района Воронежской области

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Отрадное Новоусманского района Воронежской области не был бы столь известен за пределами области, если бы в 2001 году прозорливый батюшка Геннадий не стал в нем настоятелем. Церковь получила известность благодаря добрым делам его пастыря. В народе его называют прозорливым. Сейчас Воронежская область в село Отрадное — место, куда съезжаются люди для того, чтобы получить совет от священника, исповедаться ему. В 2015 году в гостях у отца Геннадия побывал Владимир Путин.

Объединение православных ученых под руководством священника оказывает помощь служителям науки, оказавшимся в трудном положении, ведёт миссионерскую работу. Оказывается помощь и одаренным детям.

Отец Геннадий для детей

Батюшка был инициатором открытия детского приюта. Средства на него начали собирать всем миром ещё в 2008 году. Сейчас там находят пристанище не только обездоленные дети, но и беженцы с Украины.


Воспитанию юных прихожан батюшка уделяет значительную часть жизни: читает лекции, молится за прихожан, проводит с ними беседы. Для совсем маленьких детей при церкви организован центр «Теплый дом», где малыши проводят досуг с пользой для себя. Здесь же выпускается журнал, посвященный науке, детские и молодежные газеты. Есть и своя киностудия. Батюшка помог детям организовать театр зверей, где они выступают вместе с дрессированными животными.

Прозорливый Отец Геннадий Заридзе известен как автор, исполняющий духовные канты о смысле жизни, познании Бога, о Божественной любви. Псевдоним «Странник» священник избрал себе в знак того, что каждый человек должен пройти свой путь познания в этом мире.

Чтобы поехать к отцу Геннадию, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и побывать в тихих местах Очево. Подробнее о поездке здесь.

При потребности попасть к прозорливому старцу безотлагательно, мы сможем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним. Подробнее об этом здесь.

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

ЗАРИДЗЕ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Протоиерей Геннадий Заридзе, 12 декабря 2014 г. Фото с сайта Воронежской митрополии

Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959), протоиерей, настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского, клирик Воронежской епархии, автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник

Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала.

Крещён был в детстве, но православной вере научен не был.

Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо.

Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.

Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения.

В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь:

После этого случая стал певчим в Казанском храме города Воронежа, подрабатывал художником-оформителем.

Первый раз исповедовался у протоиерея Николая Седых, позже познакомившего его со схиархимандритами Макарием (Болотовым) и Серафимом (Мирчуком), которые стали помогать ему на духовном пути и сделались его духовными отцами.

Для того чтобы решиться идти служить Богу, поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили бабушка и дедушка Геннадия – на улице, соседней с Александро-Невским храмом, где тогда служил схимитрополит Серафим (Мажуга), благословивший Геннадия на священство.

14 октября 1988 года был рукоположен во диакона в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и назначен клириком того же собора.

23 апреля 1989 года был рукоположен в сан священника к тому же собору, где прослужил до 1995 года.

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии. Занимался телепрограммами: “Православный собеседник” (по 40 минут в прямом эфире), “Слово, обращённое к душе” (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе “Панорама”. Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии. В январе 1995 года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

В 1990-х годах был настоятелем Троицкого храма посёлка Борового (ныне микрорайон, в составе города Воронежа) [2].

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

С 2001 года – настоятель того же храма.

Был возведён в сан протоиерея.

С 2000-х по 2008 год был куратором строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабякова Новоусманского района Воронежской области [3]. Впоследствии был назначен настоятелем этого храма [4].

15 марта 2011 года упоминается как духовник возрождающегося Белогорского Воскресенского мужского монастыря [5], оставался таковым на 12 сентября 2013 года [6].

12 марта 2014 года был назначен настоятелем Воронежского храма-часовни в честь преставления святителя Митрофана Воронежского [7]. 24 июля того же года был повторно назначен настоятелем того же храма-часовни в связи с его переименованием во имя святителя Митрофана Воронежского [8].

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых [9].

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года – двоих) и внуков. Сын – священник Георгий Заридзе [10].

Сочинения

Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия – о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.

О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:

Награды

  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (10 февраля 2008, за участие в создании храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабяково Новоусманского района Воронежской области [3])
  • палица (18 апреля 2009, к Пасхе [12])
  • наперсный крест с украшениями (2014, к Пасхе)
  • почётный знак правительства Воронежской области “Благодарность от земли Воронежской” (13 сентября 2014 [13])

Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду»

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Геннадий Заридзе был хорошо известен в Воронежской области и до минувшего Рождества, когда в гостях у него побывал Владимир Путин. В прошлом году после многолетнего строительства при храме был, наконец, открыт детский приют. Он задумывался в помощь органам опеки, как место призрения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но волею судьбы приют стал прежде всего убежищем для ребят из Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Алчевска. Однако разговор с отцом Геннадием мы начали с него самого – слишком нечастое явление, чтобы священнослужитель пришел к Богу из научной среды.

культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?

Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем – изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, – ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.

Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики.

Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям – обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.

В 1982 году судьба испытала меня на прочность – подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти – мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.

культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту – открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко.

Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении – просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.

Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.

культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?

Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость – получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются.

Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек – это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов – к Богу, к церкви, к судьбе.

культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?

Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная. Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии – благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме – это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.

Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь – это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.

Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела – 36,6 градуса?

культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?

Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера – лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.

Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.

Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований – изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.

культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?

Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.

В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?

культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?

Заридзе: Рецепт очень простой – надо укреплять веру в себе. Вера – это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.

И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых – окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, – это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.

культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?

Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские – обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности – мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.

культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?

Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем – иначе это слепая вера.

Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.

В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них – музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.

Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.

культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме.

Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.

Марина КАЛИНИНА, Воронежская область

Смысла жизни без Бога не бывает

Беседа с протоиереем Геннадием Заридзе

Протоиерей Геннадий Заридзе – настоятель храма Покрова Богородицы в селе Отрадном Воронежской области. Приход у храма большой, но все друг друга знают, и создается впечатление, что живут одной большой дружной семьей. И как во всякой семье, здесь особое внимание к подрастающему поколению. Был даже построен приют для детей-сирот.

О том, как привести к Богу современных подростков, воспитанных интернетом и соблазняемых всевозможными субкультурами, как строить жизнь в семье, что нужно делать, чтобы дети выросли настоящими христианами и служили своими талантами Господу, – беседа с батюшкой. Кстати, отец Геннадий сам человек творческий: он автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник.

– Отец Геннадий, известно, что этот год для прихожан Покровского храма ознаменовался очень важным событием.

– Да, в этом году на Рождество Христово к нам приезжал Президент России В.В. Путин. Владимир Владимирович человек глубоко верующий. Молился искренне, от всего сердца и, когда по протоколу нужно было уходить из храма, спросил: «Можно еще помолиться, а после сказать слово?» – и произнес речь, встав на амвон. Это была его воля. Думаю, что Владимир Владимирович глубоко православный человек, патриот нашей Родины, который пытается привести ее в порядок. Президент осмотрел и наш приют.

– А как устроен приют, и кто его постояльцы?

– Приют мы построили на добровольные пожертвования верующих, в него не было вложено никаких государственных денег. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и из других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать шесть ребят вместе с патронатной мамой. Всё по-домашнему уютно и красиво. Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. Те, кто затем перебрался на постоянное место жительства, получили от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье и всё необходимое.

– Вы ведь заботитесь не только о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

К вере нельзя относиться формально: это Господу противно

– Всеми детьми и подростками надо заниматься. Молодежный отдел при храме – около 100 человек. Выпускаем научный журнал, газеты – детскую, для многодетных семей и для подрастающего поколения. Несколько лет назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио “Благовестие”» на частоте 73,55 УКВ. Молодежь приходит к нам, мы общаемся. Они находят свой путь, начинают понимать суть Православия. Начинают понимать, что нужно осознать смысл жизни и веры православной, а не просто прийти в храм, поставить свечку. Что нужно научиться любить Бога, людей и духовно развиваться. Что к вере нельзя относиться формально: это Господу противно.

Клирики нашего храма проводят разные беседы в вузах города, в школах с преподавателями. Всё это необходимо, особенно тем, кто живет в России. Конечно же, наша страна многоконфессиональная, но основная часть жителей – православные, поэтому нам всем очень важно знать о своей вере.

– А с чего нужно начать свой путь к Богу, как его проходить, как следовать Промыслу Божиему?

– Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними. Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии. Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога. Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет – и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет – и всё. Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой. Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца. Преподобный Ефрем Ватопедский говорил, что необходимо гнать помыслы, не развивать те глупости, которые нам подсовывает лукавый. А что касается Промысла Божиего, то это оптимальная форма, по которой человек должен жить на земле и развивать свою бессмертную душу ради спасения. Но это, опять-таки, не навязывание обязательного пути: человек идет за Богом по собственному желанию.

– Как же нам, обычным людям, живущим обычной суетной жизнью, понять Промысл Божий?

– Знаю случай, когда старец одному молодому человеку советовал не жениться, так как он прозревал, что этот юноша в будущем станет епископом – на то была воля Божия. Старец был известен, многие получали от него помощь. Обычно происходило то, что он говорил. Юноша ослушался старца – просто потому, что не хотел работать над собой, не хотел смиряться. Он женился, но вскоре развелся с женой и запил так, что умер от этого. Вот и не совершилось уготованное Промыслом Божиим.

Чтобы не заблудиться в жизни, а человек может многократно попадать в сети диавола, нужно обращаться к священнику, к людям духовным за советом – но только если это действительно серьезные, фундаментальные проблемы. Не стоит у духовника спрашивать, можно ли съесть, допустим, этот кусочек селедки, а не тот или мыть руки с мылом или без. Такого быть не должно. Но когда есть какие-то важные вопросы и человек хочет спросить совета у духовника, это правильно. Так в России было всегда.

– Приход у вашего храма немаленький, иной раз нужно выстоять большую очередь, чтобы исповедаться. С какими духовными проблемами приходят люди?

Страх – это тоже воздействие лукавого на душу

– Спектр проблем очень широкий. Это и разные заразы общества: блудные, жадные… Человек может не совладать со своими страстями. Он может пить, прелюбодеить, принимать наркотики, не справляться с нападками диавола. Страх – это тоже воздействие лукавого на душу. Когда сатана подступает, человеку становится очень страшно, хочется куда-то бежать – это верный признак того, что диавол пытается пугать душу.

Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние.

А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого.

– Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев?

– Важно каждому из близких суметь смирить свою гордыню, причащаться, чтобы оставаться членом Церкви, и просить о дружной семье святых угодников Божиих – Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую, мученика Трифона. И самое главное – работать над собой, чтобы стать лучше. Вот основные советы. А за более подробными можно обратиться к записанному мной диску «Беседы о нравственности в семье и целомудрии», который был выпущен в этом году.

– Еще вопрос: как супругам правильно готовиться к пополнению в семье, правильно воспитывать детей, распознать, какой у ребенка дар от Бога, и помочь его реализовать?

– Родители должны быть образцом для ребенка. Если вы не будете жить целомудренно, будете кричать, ругаться, устраивать истерики, то ваше чадо привыкнет к этому и подумает, что это норма и можно поступать так же. Понимаете, в чем дело? Если родитель ругается матом – и ребенок будет ругаться; если смотрит гадость по телевизору – и малыш тоже станет смотреть, так как старшие для него пример.

Необходимо показывать позитивный пример, жить в чистоте. Так, чтобы была нравственная непорочность. Следует молиться, чтобы дети были Богу угодны, дабы действительно славили Христа, а не были Его противниками. Не о том надлежит думать, сколько у ребенка будет денег и какая машина, а какова станет душа. И стараться самому готовиться, чтобы воспитывать будущее поколение должным образом.

Детям с детства необходимо дать возможность проявить себя. Одни хорошо рисуют, другие – поют, кто-то хорошо пишет сочинения, стихи, а иные понимают толк в машинах и могут легко разобрать их… У каждого свои способности, и, конечно, нужно их развивать. И если у человека есть творческая одаренность, она должна быть не только для его пользы, но и для окружающих. Талант закапывать не положено – так написано в Евангелии.

– Батюшка, вы сами пишете музыку и кладете на нее свои стихи. Когда и как открылся этот талант?

Когда висишь над пропастью, очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти

– Писать песни я начал с первого курса университета. Однажды со спелеологической группой мы были на Кавказе. Я оказался в одной из пещер в форме колбы, с узким «горлом». Начал спуск по веревке, и в какой-то момент получилось так, что подо мной – 30 метров, а наверх вылезти невозможно: веревка зацепилась за щель и не шла. Висишь над пропастью и думаешь обо всем! Очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти… Так и получилась первая песня. Когда вернулись вечером в лагерь – взял гитару и спел:

Это вовсе не дождь – это бьется в пещере вода,
По провалам сочится, в скале вырезая узор.
Лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда
И веревка, и жизнь, и с пещерой начавшийся спор…

– Это было в 1982 году, я тогда оказался при смерти. Помню, что Бог решал, оставить меня на земле или нет, – помиловал и оставил на покаяние, так что теперь знаю точно: тот мир реально существует. Поэтому прекратил работу на кафедре (я физиолог по образованию, занимался научной работой, писал диссертацию) и пошел служить Богу. Хотя и был крещен в Православии, толком тогда ничего не знал о вере.

А смысла жизни без Бога не бывает, даже невозможно себе представить это.

Сначала был певцом в храме, потом чтецом, а в 1988 году меня рукоположили в священный сан. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. Так и пришел к служению. Разумеется, песни поменяли свою направленность, стали одной из форм проповеди о Боге.

– Отец Геннадий, а почему вы пишете под псевдонимом Странник?

– На этой Земле мы все странники. Не всегда же тут будем находиться. После своего помилования Богом воспринимаю себя человеком, который скользит во времени, не цепляясь за всё, что есть вокруг.

Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду»

культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?
Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем — изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, — ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.

Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики.

Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям — обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.

В 1982 году судьба испытала меня на прочность — подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти — мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.

культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту — открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко.
Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой — четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении — просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.

Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь — деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.

культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?
Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость — получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются.

Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек — это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов — к Богу, к церкви, к судьбе.

культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?
Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная. Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии — благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме — это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.

Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь — это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.

Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела — 36,6 градуса?

культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?
Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера — лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.

Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.

Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований — изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.

культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?
Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.

В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?

культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?
Заридзе: Рецепт очень простой — надо укреплять веру в себе. Вера — это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.

И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых — окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, — это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.

культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?
Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские — обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности — мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.

культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?
Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем — иначе это слепая вера.

Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.

В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них — музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.

Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.

культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме.
Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.

Смысла жизни без Бога не бывает. Беседа с протоиереем Геннадием Заридзе

07 октября 2015

Протоиерей Геннадий Заридзе – настоятель храма Покрова Богородицы в селе Отрадном Воронежской области. Приход у храма большой, но все друг друга знают, и создается впечатление, что живут одной большой дружной семьей. И как во всякой семье, здесь особое внимание к подрастающему поколению. Был даже построен приют для детей-сирот.

О том, как привести к Богу современных подростков, воспитанных интернетом и соблазняемых всевозможными субкультурами, как строить жизнь в семье, что нужно делать, чтобы дети выросли настоящими христианами и служили своими талантами Господу, – беседа с батюшкой. Кстати, отец Геннадий сам человек творческий: он автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник.

– Отец Геннадий, известно, что этот год для прихожан Покровского храма ознаменовался очень важным событием.

– Да, в этом году на Рождество Христово к нам приезжал Президент России В.В. Путин. Владимир Владимирович человек глубоко верующий. Молился искренне, от всего сердца и, когда по протоколу нужно было уходить из храма, спросил: «Можно еще помолиться, а после сказать слово?» – и произнес речь, встав на амвон. Это была его воля. Думаю, что Владимир Владимирович глубоко православный человек, патриот нашей Родины, который пытается привести ее в порядок. Президент осмотрел и наш приют.

– А как устроен приют, и кто его постояльцы?

– Приют мы построили на добровольные пожертвования верующих, в него не было вложено никаких государственных денег. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и из других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать шесть ребят вместе с патронатной мамой. Всё по-домашнему уютно и красиво. Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. Те, кто затем перебрался на постоянное место жительства, получили от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье и всё необходимое.

– Вы ведь заботитесь не только о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

К вере нельзя относиться формально: это Господу противно

– Всеми детьми и подростками надо заниматься. Молодежный отдел при храме – около 100 человек. Выпускаем научный журнал, газеты – детскую, для многодетных семей и для подрастающего поколения. Несколько лет назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио “Благовестие”» на частоте 73,55 УКВ. Молодежь приходит к нам, мы общаемся. Они находят свой путь, начинают понимать суть Православия. Начинают понимать, что нужно осознать смысл жизни и веры православной, а не просто прийти в храм, поставить свечку. Что нужно научиться любить Бога, людей и духовно развиваться. Что к вере нельзя относиться формально: это Господу противно.

Клирики нашего храма проводят разные беседы в вузах города, в школах с преподавателями. Всё это необходимо, особенно тем, кто живет в России. Конечно же, наша страна многоконфессиональная, но основная часть жителей – православные, поэтому нам всем очень важно знать о своей вере.

– А с чего нужно начать свой путь к Богу, как его проходить, как следовать Промыслу Божиему?

– Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними. Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии. Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога. Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет – и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет – и всё. Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой. Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца. Преподобный Ефрем Ватопедский говорил, что необходимо гнать помыслы, не развивать те глупости, которые нам подсовывает лукавый. А что касается Промысла Божиего, то это оптимальная форма, по которой человек должен жить на земле и развивать свою бессмертную душу ради спасения. Но это, опять-таки, не навязывание обязательного пути: человек идет за Богом по собственному желанию.

– Как же нам, обычным людям, живущим обычной суетной жизнью, понять Промысл Божий?

– Знаю случай, когда старец одному молодому человеку советовал не жениться, так как он прозревал, что этот юноша в будущем станет епископом – на то была воля Божия. Старец был известен, многие получали от него помощь. Обычно происходило то, что он говорил. Юноша ослушался старца – просто потому, что не хотел работать над собой, не хотел смиряться. Он женился, но вскоре развелся с женой и запил так, что умер от этого. Вот и не совершилось уготованное Промыслом Божиим.

Чтобы не заблудиться в жизни, а человек может многократно попадать в сети диавола, нужно обращаться к священнику, к людям духовным за советом – но только если это действительно серьезные, фундаментальные проблемы. Не стоит у духовника спрашивать, можно ли съесть, допустим, этот кусочек селедки, а не тот или мыть руки с мылом или без. Такого быть не должно. Но когда есть какие-то важные вопросы и человек хочет спросить совета у духовника, это правильно. Так в России было всегда.

– Приход у вашего храма немаленький, иной раз нужно выстоять большую очередь, чтобы исповедаться. С какими духовными проблемами приходят люди?

Страх – это тоже воздействие лукавого на душу

– Спектр проблем очень широкий. Это и разные заразы общества: блудные, жадные… Человек может не совладать со своими страстями. Он может пить, прелюбодеить, принимать наркотики, не справляться с нападками диавола. Страх – это тоже воздействие лукавого на душу. Когда сатана подступает, человеку становится очень страшно, хочется куда-то бежать – это верный признак того, что диавол пытается пугать душу.

Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние.

А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого.

– Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев?

– Важно каждому из близких суметь смирить свою гордыню, причащаться, чтобы оставаться членом Церкви, и просить о дружной семье святых угодников Божиих – Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую, мученика Трифона. И самое главное – работать над собой, чтобы стать лучше. Вот основные советы. А за более подробными можно обратиться к записанному мной диску «Беседы о нравственности в семье и целомудрии», который был выпущен в этом году.

– Еще вопрос: как супругам правильно готовиться к пополнению в семье, правильно воспитывать детей, распознать, какой у ребенка дар от Бога, и помочь его реализовать?

– Родители должны быть образцом для ребенка. Если вы не будете жить целомудренно, будете кричать, ругаться, устраивать истерики, то ваше чадо привыкнет к этому и подумает, что это норма и можно поступать так же. Понимаете, в чем дело? Если родитель ругается матом – и ребенок будет ругаться; если смотрит гадость по телевизору – и малыш тоже станет смотреть, так как старшие для него пример.

Необходимо показывать позитивный пример, жить в чистоте. Так, чтобы была нравственная непорочность. Следует молиться, чтобы дети были Богу угодны, дабы действительно славили Христа, а не были Его противниками. Не о том надлежит думать, сколько у ребенка будет денег и какая машина, а какова станет душа. И стараться самому готовиться, чтобы воспитывать будущее поколение должным образом.

Детям с детства необходимо дать возможность проявить себя. Одни хорошо рисуют, другие – поют, кто-то хорошо пишет сочинения, стихи, а иные понимают толк в машинах и могут легко разобрать их… У каждого свои способности, и, конечно, нужно их развивать. И если у человека есть творческая одаренность, она должна быть не только для его пользы, но и для окружающих. Талант закапывать не положено – так написано в Евангелии.

– Батюшка, вы сами пишете музыку и кладете на нее свои стихи. Когда и как открылся этот талант?

Когда висишь над пропастью, очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти

– Писать песни я начал с первого курса университета. Однажды со спелеологической группой мы были на Кавказе. Я оказался в одной из пещер в форме колбы, с узким «горлом». Начал спуск по веревке, и в какой-то момент получилось так, что подо мной – 30 метров, а наверх вылезти невозможно: веревка зацепилась за щель и не шла. Висишь над пропастью и думаешь обо всем! Очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти… Так и получилась первая песня. Когда вернулись вечером в лагерь – взял гитару и спел:

Это вовсе не дождь – это бьется в пещере вода,
По провалам сочится, в скале вырезая узор.
Лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда
И веревка, и жизнь, и с пещерой начавшийся спор…

– Это было в 1982 году, я тогда оказался при смерти. Помню, что Бог решал, оставить меня на земле или нет, – помиловал и оставил на покаяние, так что теперь знаю точно: тот мир реально существует. Поэтому прекратил работу на кафедре (я физиолог по образованию, занимался научной работой, писал диссертацию) и пошел служить Богу. Хотя и был крещен в Православии, толком тогда ничего не знал о вере.

А смысла жизни без Бога не бывает, даже невозможно себе представить это.

Сначала был певцом в храме, потом чтецом, а в 1988 году меня рукоположили в священный сан. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. Так и пришел к служению. Разумеется, песни поменяли свою направленность, стали одной из форм проповеди о Боге.

– Отец Геннадий, а почему вы пишете под псевдонимом Странник?

– На этой Земле мы все странники. Не всегда же тут будем находиться. После своего помилования Богом воспринимаю себя человеком, который скользит во времени, не цепляясь за всё, что есть вокруг.

Читайте также:  Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство
Ссылка на основную публикацию