Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Свято-Георгиевский собор

Фото и описание

Свято-Георгиевский собор «за верхом» в Калуге стоит на улице Баумана. Он был построен в 1701 г. земским старостой И.К. Коробовым. Название этого храма связано с его местоположением. На местном крестьянском наречии “верхом” обозначали овраг. Значит, “за верхом” означало “за оврагом”.

Храм – двухэтажный, с шатровой колокольней. Еще издали он привлекает к себе внимание своими стройными пропорциями и шикарными архитектурными деталями. Здание построено в духе храмовой архитектуры в стиле “московского барокко”.

Практически полностью сохранились корпус и наружная отделка храма. Храм увенчан пятью главами. Его высота – около 43 м, длина – 32 м, по бокам второго этажа расположены галереи, которые размещены на четырех романских арках. Первоначально галереи были открытыми, но в конце 1776 г. их покрыли кровлей, которую с каждой стороны поддерживают пять четырехугольных колонн. В послевоенное время галерею полностью застеклили. С обеих сторон на галереи и второй этаж ведут лестницы. Стены верхнего храма снаружи украшены крестами. Храм имеет четырехскатную кровлю с пятью главками.

Алтарь Свято-Георгиевского храма имеет трехчастное традиционное деление. Отделка дверей выполнена в русском стиле. На первом этаже находятся три придела: главный – в честь великомученика Георгия Победоносца, северный – в честь Иоанна Предтечи, южный – в честь иконы “Утоли моя печали”.

На верхнем этаже храма расположен один придел – в честь Воздвижения Креста Господня. Храм, расположенный на втором этаже, был расписан в 1766-1767 гг. Нижний храм расписывался в начале 20 в. Трапезная нижнего храма расписана в 1999 г. Иконостас верхнего храма состоит из пяти ярусов и относится к 1770-80 гг. Его потолочная резьба – в стиле московского барокко.

Трехъярусный четверик колокольни Георгиевского собора несет восьмигранный звон, который завершается высоким шатровым верхом. Нижний ярус укреплен контрфорсом, который придает архитектуре здания вид крепостной стены.

В период с 1926 по 1999 гг. Георгиевский собор был кафедральным. В 1934-1937 гг. в соборе служил будущий священномученик Августин (Беляев). Благодаря владыке Августину Георгиевский собор продолжал свою духовную жизнь. Владыку Августина расстреляли в 1937 г. Вместе с ним были арестованы и другие священнослужители собора, многие из которых были потом расстреляны. Но службы в Георгиевском соборе продолжались вплоть до 1940 г. Тогда собор ненадолго закрылся, но в том же году снова был открыт.

В настоящее время в Георгиевском соборе находится чудотворная Калужская икона Божией Матери, являющаяся основной святыней Калужской земли. В нижнем храме особенно почитаются: икона “Утоли моя печали” (которая была написана специально по заказу купца Сысоева, который чудесным образом исцелился в Кёнигсберге), икона Спасителя, икона святителя Николая, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме почитается Иерусалимская икона Божией Матери (1740 г., иконописец Семен Фалеев).

С 1960 г. Георгиевский собор является памятником архитектуры республиканского значения.

В мае 1999 года был освящен крест, который посвящен памяти всех трудившихся в Калужской епархии, стоящий возле Свято-Георгиевского собора. После 1999 г., когда был восстановлен Свято-Троицкий собор, Георгиевский храм перестал быть кафедральным, но сохранил статус собора. При соборе с 1990 года функционирует воскресная школа, которая стала первой в Калужской епархии (до 1918 года при храме существовала церковно-приходская школа, располагавшаяся рядом с собором).

В конце 19 в. во время своего посещения Калуги в соборе провел службу Иоанн Кронштадтский. В знак памяти об этом событии в алтаре Георгиевского собора установлена памятная бронзовая табличка. В Георгиевском соборе также совершали службы: Святейший Патриарх Московский Алексий II, Митрополит Вашингтонский Феодосий, Патриарх Александрийский Парфений III.

В 2007 году Георгиевский храм был передан в собственность Калужской епархии.

Свято-Георгиевский собор г. Калуги

П ервое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Д вухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Н аружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

В ерхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

П ятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

К олокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

Д о революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

Читайте также:  Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Приходы Калужской епархии – Город Калуга:

Свято-Георгиевский собор
(храм в честь великомученика Георгия “за верхом”)

Адрес: г. Калуга, ул. Баумана, 14
Телефон: (4842) 74-24-68, 74-24-62

Наместник: протоиерей Николай Казаков

Клирики собора: протоиерей Вадим Кудрявцев, иерей Игорь Горня, иерей Сергий Гандера, диакон Филипп Лесинков, диакон Евгений Инанов

Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города – слово “верх” на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление “за верхом” означает “за оврагом”.

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле “московского барокко”. Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа – галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был “из-под колокольни”, о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел – во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный – во имя великомученика Георгия Победоносца, южный – во имя иконы Божией Матери “Утоли моя печали” и северный – во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма – великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. – то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора – один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. – время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, – в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма – протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны – великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой – праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли – чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери “Утоли моя печали” (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти “преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии”. Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции храм Георгия “за верхом” собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и стал кафедральным, храм Георгия “за верхом” сохранил статус собора.

В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа – первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковноприходская школа. Она находилась в здании рядом с собором, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12). Это здание было запрошено епархией еще в 1976 г., в настоящее здание полностью передано Калужcкой епархии.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память о этом в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: “Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию”. В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время наместником Свято-Георгиевского собора является протоиерей Николай Казаков.

Престольные праздники собор отмечает:

  • в дни празднования икон Божией Матери: Калужской – во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; 18/31 июля; 2/15 сентября и 12/25 октября;
  • “Утоли моя печали” – 25 января/7 февраля;
  • в праздники Воздвижения Креста Господня – 14/27 сентября и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня – 1/14 августа; в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную;
  • на Рождество Иоанна Крестителя 24 июня/ 7 июля.

Свято-Георгиевский собор (Калуга)

Свято-Георгиевский собор, называемый также собором в честь великомученика Георгия «за верхом», построен в 1701 году. По преданию, строителем собора был земской староста Иван Кириллович Коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города.

Содержание

История

Первое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Читайте также:  Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Деятельность прихода

Воскресная школа при соборе была открыта тщанием архиепископа Калужского и Боровского Климента (ныне митрополита) в сентябре 1990 года. Она стала первой в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковно-приходская школа. Она находилась в расположенном во дворе собора здании, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12).

В настоящее время здание частично возвращено Церкви, в нем и разместилась школа.

Святыни

Главной святыней храма является всемирно известная чудотворная Калужская икона Божией Матери. Празднования в её честь совершаются четырежды в год: во второе воскресенье после праздника Святой Троицы (переходящее празднование), 31 июля, 15 сентября и 25 октября. Доступ к иконе открыт для всех желающих каждый день с 7-30 до 19-00.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, г. Калуга, ул. Баумана, 14

Электронная почта: georgsobor@mail.ru

Паломнику

08:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

17:00 Вечерня и утреня

07:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

10:00 Часы, Божественная литургия

17:00 Вечерня и утреня

Видео




Свято-Георгиевский кафедральный собор в Калуге: основательный взгляд на вопрос

Свято-Георгиевский собор в Калуге — уникальная христианская святыня с удивительной старинной архитектурой и святынями, сохранившийся с 1701 года. Местным жителям георгиевская церковь известна, как Георгиевская «за верхом», «верх» на местном наречии означает овраг, овраг исчез, а название осталось.

История возникновения Георгиевской церкви в Калуге

По историческим данным, Свято-Георгиевский храм был воздвигнут в 1701 году купцами Коробовыми, в нем было 2 придела. По неточным данным, ранее на этом месте находилась деревянная церковь, построенная в 1626 году.

Свято-Георгиевский собор в Калуге

  • На верхнем этаже нововозведенного храма располагалась, как и поныне, Воздвиженская церковь Креста Господнего, которая была расписана в семидесятые годы XVIII столетия. Через сто лет рисунки омыли и обновили, не нарушив качества первоначальной росписи.

Нижний этаж окончательно был расписан только в начале XX века. В 1926 году собору присвоен статус кафедрального, ибо Свято-Троицкий кафедральный храм закрыли.

Советский период

В 1934 году, время особого гонения на Церковь, кафедру возглавлял священномученик Августин (Беляев). На собственном примере владыка проявлял верность христианской вере. В бесстрашии проповедовал Слово Божье, собирая под соборные купола православный народ. Архиерейская кафедра постоянно была украшена цветами от мирян.

Духовная жизнь в храме не прекращалась в годы страшных репрессий, но в 1937 году тройка УНКВД приговорила владыку Августина и священнослужителей к расстрелу за религиозную деятельность.

5 лет, до 1942 года храм действовал, в нем служили многие священники, но место владыки пустовало. Богослужения проводились вначале протоиереем А.Кедровым, священником Николо-Козинского храма, затем священномучеником Ионикем (Дмитриевым), также расстрелянного, как сподвижника великомученика Августина. Священнику Волкову удалось удержать на служении всего 10 дней, после чего советская власть арестовала и его.

Еще несколько священников сменилось на соборной кафедре святого Георгия Победоносца.

  • В 1940 году Георгиевский собор в Калуге был закрыт на несколько месяцев, после открытия его возглавляли игумен Прокопий, протоиерей Анохин, отец Иосиф, протоиерей Г.Лысяк.
  • В 1950 году храм возглавлял епископ Онисифор (Пономарев), под его руководством роспись в церкви была промыта, знаменитые художники были привлечены к восстановлению настенной живописи.

Возрождение

В честь 1000-летия Крещения Руси собор Георгия Победоносца в Калуге был окончательно отремонтирован, реставрация коснулась иконостасов, киотов и храмовых икон.

На заметку! В 1960 году Свято-Георгиевский кафедральный собор в Калуге признан архитектурным памятником.

С 1926 года и по 1999 Георгиевский храм обладал статусом кафедрального, на время закрытия собора Святой Троицы, после восстановления его остался в статусе собора.

1999 год ознаменовался 200-летием Калужской епархии и освящением в честь этого события креста, установленного около Георгиевского храма в память обо всех священнослужителях епархии.

Крест, посвященный архипастырям Калужской епархии

В конце XІX-начале XX веков Георгиевская церковь была посещаема святым праведным Иоанном Кронштадтским. Служения в знаменитом калужском соборе проводились под благословением:

  • Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго;
  • Блаженнейшего Митрополита Вашингтонского и всея Америки Феодосия;
  • Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Парфения Третьего.

С 2007 года храм великомученика Георгия Победоносца официально передан в распоряжение Православной Церкви.

Название

Название храма связано с топографическими особенностями его расположения — слово «верх» в обиходе местных жителей использовалось в значении «овраг», и уточнение «за верхом» означало «за оврагом».

История Свято Георгиевского собора

Свято Георгиевский соборный храм с 1926 по 1999 год был кафедральным, то есть главным в Калуге.

С 1934 по 1937 г. в Георгиевском соборе служил священномученик Августин (Беляев). В суровые для Русской Церкви годы Августин собственным примером учил людей вере и бесстрашию. Люди шли в Свято Георгиевский храм с украшениями и цветами. В Георгиевском кафедральном соборе на фоне разрушения церквей, при помощи Августина, продолжалась духовная жизнь, проводились таинства. Такой уклад не нравился атеистически настроенной хунте. г. священномученика Августина расстреляли сотрудники УНКВД Тульской области. Вместе с Августином арестованы и расстреляны:

· протоиерей Иоанн Сперанский,

· протоиерей Павел Семеновский,

· протоиерей Иоанн Остроглазов,

· священник Василий Макаров,

· священник Афанасий Любимов,

· священник Александр Покровский,

· псаломщик Бабичев А.К.,

· диакон Василий Становов,

· староста Тащина З.М.,

· регент Виноградов А.Ф.,

· член церковного совета Филатова Е.А.,

С 1937 по 1942 г. в Калужском соборе часто менялись настоятели. Когда владыку Августина и его соратников расстреляли, в Георгиевском соборе совершали службы служители разных церквей города: священники Николо-Козинской церкви — протоиерей Александр Кедров и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), впоследствии арестованный по делу Августина.

Читайте также:  Церковь Знамение на Рижской: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За многие годы существования храма произошло частичное обветшание здания снаружи и изнутри.

В 1950 году в Свято Георгиевском соборе к празднованию тысячелетия Крещения Руси выполнен капитальный ремонт:

· отреставрирована роспись на стенах,

· стены снаружи оштукатурены и покрашены,

· сделан ремонт кровли,

· заменён центральный крест над куполом, покрытый позолотой.

· На западной стене алтаря нарисовали живописные росписи: в центре — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, справа — Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, слева — Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В 1960 году собору присвоили статус памятника архитектуры и градостроительства республиканского значения.

После долгого перерыва, в сентябре 1990 г., при храме открылась первая в Калуге воскресная школа. Раньше приходская школа работала при соборе до 1918 года.

Архитектурная уникальность и устройство храма

Стройные постройки двухэтажного каменного храма с богатыми архитектурными деталями, ярким дизайном издалека привлекают внимание прихожан и гостей Калуги.

В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко.

Ещё интересные статьи о православии:

На втором этаже собора находится церковь Воздвижения. Главный придел Георгия Победоносца располагается на первом этаже, на южной стороне строения проводятся богослужения в церкви иконы Богородицы «Утоли Мои Печали». На севере — придел Иоанна Крестителя.

Архитектура колокольни Георгиевской церкви в Калуге поражает своей неповторимостью.

  • На трехъярусном четверике располагаются колокола восьмигранной звонницы, расположенные под шатровым покрытием.
  • Наличие двойных четырехугольных и закругленных проемов придает колокольне особого величия. Небольшие колонки служат украшением наличников.
  • Русский стиль архитектуры использован при постройке входных порталов верхней и нижней церквей. Использование витых колонок, резных крестов, ставен на окнах подчеркивают уникальность храмовой архитектуры.
  • Пять глав церкви украшены гранеными барабанами, украшенными куполами луковичной, шлемовидной формой.
  • Ползучие арки ранее украшали лестничные пролеты с севера и юга, на данный момент их заложили. Галереи ограждены глухим парапетом, его кладка украшена фигурными балясинами белоснежного цвета, что особенно выделяется на фоне красной окраски здания.
  • Кресты, заключенные в четырехугольную форму с круглыми дисками по углам, украшают бока контрфорса.
  • Контрфорс, придающий храму древний вид, служит укреплением нижнего яруса.

Интерьер Георгиевского храма

Святыней верхнего храма является иконостас, состоящий из пяти ярусов. Время изготовления его относится к середине восьмидесятых годов XVIII столетия. В основу пышной потолочной резьбы иконостаса положен стиль московского барокко.

Множество святых образов, украшающих верхний иконостас, выполнено индивидуально для него.

Иконы нижнего иконостаса по предположению историков перенесены из деревянной церкви, стоящей на месте теперешнего собора. Именно время написания святых образов Св. Георгия и мученицы Параскевы Пятницы реставраторами отнесено к началу XVII столетия.

Описание храма

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

Святыни

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых.

Деятельность храмового комплекса

В 1990 году архиепископ Калужский и Боровской Климент благословил открытие воскресной школы. На тот период эта было единственное учебное заведение в епархии Калуги, которая поныне служит православным образовательным центром для взрослых и детей.

Престольные праздники

  • 6 мая в день почитания святого Георгия Победоносца на богослужения собирается множество горожан и паломников.
  • 18 мая православный мир поклоняется святому лику Пречистой Девы «Утоли Моя Печали».

Богослужение в Свято-Георгиевском соборе Калуги

  • 7 июля отмечается Рождество Предтечи, Иоанна Крестителя.
  • Трижды в году, 31 июля, 15 сентября и 25 октября на торжественных богослужениях возносится хвала Божьей Матери и почитание Ее святого чудотворного образа «Калужская».
  • 27 сентября православная церковь празднует Воздвижение Животворящего Креста Господнего.
  • Информация для паломников и гостей

    Свято-Георгиевский собор в Калуге находится на улице Баумана, дом 14. Богослужения проводятся ежедневно. По будням они начинаются в 8.00 утра, и вечерняя служба совершается в 17.00.

    По воскресеньям Божественная литургия совершается в 7.00 и в 10.00.

    Совет! Для участия в Таинстве крещения нужно пройти специальную подготовку и предварительно договориться со священником о времени совершения таинства.

    Исповедь совершается каждый день после утренней службы. По договоренности в храме совершается венчание в разрешенные церковным уставом дни. Отпевание и погребение проводятся ежедневно.

    После посещения Георгиевской святыни в Калуге в душе надолго остается светлое чувство покоя и радости.

    Калужский Свято-Георгиевский собор

    Использованные материалы

    • Страница храма на официальной странице Калужской епархии

    постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327

    Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

    История собора

    Свято-Георгиевский собор построен в 1701 г. в стиле «московского барокко», отличается стройностью пропорций и богатством архитектурных деталей. Наружная отделка сохранилась почти полностью. Здание храма каменное, двухэтажное. Кровля четырехскатная, увенчана пятью главами. По бокам верхнего этажа находятся галереи, опирающиеся на четыре романские арки, через которые свет проходит в окна нижнего этажа.

    В храм второго этажа и на галереи с обеих сторон ведут лестницы. Наружные стены этого храма украшены крестами. Иконостас верхнего храма пятиярусный, выполнен в стиле «московского барокко». Иконы писались для него специально. В нижний храм иконы предположительно перенесены из ранее существовавшего деревянного храма. Расписан нижний храм в начале ХХ в. На втором этаже расположен придел в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже – три придела: южный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», северный – во имя Иоанна Предтечи и главный – во имя великомученика Георгия Победоносца.

    С 1926 по 1999 г. собор являлся кафедральным. В 1950 г. в соборе был отремонтирован купол, подновлена роспись, промыта и восстановлена стенная живопись.

    В 1999 г. к празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Тогда же трапезная часть нижнего храма была вновь расписана иконописцами калужской епархии.

    Калужская икона Божией Матери

    В соборе хранится главная святыня Калужской земли – чудотворная Калужская икона Божией Матери. Явление чудотворной иконы Божией Матери Калужской произошло в 1748 г. в сельце Тинькове в доме Василия Кондратьевича Хитрово. Две дворовые девушки перебирали на чердаке старые вещи. Отличавшаяся несдержанным нравом Евдокия позволяла себе резкие и даже непристойные речи. В это время среди вещей был случайно обнаружен большой сверток сурового холста. На холсте было изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини, благоразумная девушка пригрозила Евдокии гневом игуменьи, та ответила бранью и плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.

    Следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная. Она открыла им, что это над Ней кощунственно надругалась их дочь, и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После службы Евдокия выздоровела, и помещик Хитрово, взяв чудотворную икону в дом, открыл ее для почитания, где от нее обильно источались исцеления всем, приходящим к ней с верой.

    Впоследствии икону перенесли в приходской храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Калужке (сейчас пос. Ждамирово г. Калуги). Там произошли чудесные исцеления от болезней: расслабленные вставали на ноги, слепые прозревали. Особенно много-было исцелений от болезней души. В 1771 г. произошло спасение Калуги от моровой язвы, после того как архимандрит Лаврентий, в монашестве Никодим, принес туда икону.

    Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена. 2 сентября в воспоминание избавления от моровой язвы в 1771 г. установлено первое празднование Калужской иконе.

    Второе празднование совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 г. В 1898 г. было установлено празднование 18 июля в благодарность Божией Матери за охранение от холеры. Празднование совершается также и в первое воскресение Петрова поста.

    С 1918 г. чудотворная Калужская икона Божией Матери находилась в г. Калуге в музее. В послевоенные годы икона была возвращена Церкви и ныне находится в георгиевском кафедральном соборе.

    Другие святыни

    В Георгиевском соборе хранятся многие святыни: образы Божией Матери «Утоли моя печали» (написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление от Богородицы в Кенигсберге), Спасителя, Святителя Николая, великомученика Георгия, великомученицы Параскевы Пятницы, мучеников Гурия, Самона и Авива (небесных покровителей семьи и супружества). В верхнем храме находится Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранится напрестольный крест с мощами девяти Киево-Печерских угодников.

    Ссылка на основную публикацию