Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

Протоиерей Александр Хворост

Символ веры: третий член. О Боговоплощении

12 февраля 2020 г.

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.

12 февраля 2020 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Перед литургией был совершён молебен с чтением акафиста Собору трёх святителей.

09 февраля 2020 г.

Нижний храм Богоявленского кафедрального собора отметил престольный праздник

Божественную литургию совершил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в сослужении пяти архиереев и многочисленного духовенства.

08 февраля 2020 г.

Митрополит Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе

Владыке сослужили епископ Добропольский Спиридон епископ Волновахский Амвросий и многочисленное духовенство.

08 февраля 2020 г.

Епископ Спиридон совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

В субботу Недели 33 по Пятидесятнице епископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Горловки.

06 февраля 2020 г.

Епископ Спиридон совершил литургию в храме св. блж. Ксении Петербургской города Краматорска

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской престольный праздник отметил краматорский храм в её честь.

02 февраля 2020 г.

Епископ Спиридон совершил литургию в Викторовском храме Мирнограда

В Неделю 33 по Пятидесятнице епископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в храме святого мученика Виктора Халкидонского города Мирноград (Димитров).

07 февраля 2020 г.

Мощи преподобного Кукши Одесского прибыли в Горловку

У входа в Богоявленский кафедральный собор святыню встретили митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон.

04 февраля 2020 г.

Священник и молодёжь поговорили о любви

В преддверии дня всех влюблённых в городской библиотеке Часов Яра прошла встреча для молодёжи.

31 января 2020 г.

В Горловке завершился флешмоб «Мелодия Рождества»

Свыше 400 добровольцев подарили праздник более чем 1500 детям и взрослым.

31 января 2020 г.

Священники Краматорского благочиния встретились с медиками

По приглашению руководства больниц священники окропили помещения святой крещенской водой и пообщались с персоналом.

29 января 2020 г.

Православная молодёжь Славянска взяла призы в соревнованиях по боулингу

Победителей наградили медалями и грамотами.

29 января 2020 г.

Калининскую исправительную колонию посетил священник

В молитвенной комнате во имя святого мученика Вонифатия священник совершил молебен для осуждённых и рассказал им, как избавиться от порочных привычек.

Священник Димитрий Паламарчук

Почему мы почитаем новомучеников?

Они свидетельствовали: в жизни есть то, за что не страшно умереть.

Протоиерей Вадим Ильчук

«Боюсь быть невостребованным». Как перевозчик стал священником

Бизнес можно было развить до серьёзных масштабов, но я выбрал другое и не жалею ни о чём.

Протоиерей Владимир Шутов

Символ веры: второй член. О Сыне Божием

Иисус Христос — истинный Бог, а не творение Божие.

Протоиерей Олег Кручинин

Иерихонский «смотрящий»: видевший только деньги Закхей сумел увидеть Христа

Если бы герой сегодняшнего евангельского чтения был нашим современником, его бы высмеяли во всех социальных сетях.

Цитата дня

Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.

Возрождение Владивостокской епархии и ее современное положение

За более чем свою столетнюю историю Владивостокская епархия, впервые образованная в 1898 г., в начале 90-х годов XX века пережила новое рождение. 31 янв. 1991 г. определением Священного Синода она вновь обрела свою самостоятельность[1]. Поэтому мы принимаем эту дату за точку отсчета, чтобы дать характеристику этапов возрождения самостоятельной Владивостокско-Приморской епархии.

Вопросы управления епархией

Первым правящим архиереем вновь возрожденной епархии стал архиепископ Николай (Шкрумко), в сентябре 1992 г. его сменил епископ Вениамин, продолжающий управлять епархией до настоящего времени, будучи возведенным в сан архиепископа в феврале 2003 г. Таким образом можно выделить два этапа возрождения епархиальной жизни: первый – с января 1991 г. по сентябрь 1992 г. и второй – с 1992 г. по настоящее время. Архиепископ Вениамин руководит нашей епархией в течение вот уже 14 лет и такая стабильность в управлении имеет историческую параллель – первый архиерей Владивостокской епархии – митрополит Евсевий (Никольский) был на приморской кафедре около 20 лет. Примечательный факт: напутствуя епископа Вениамина на служение в Приморье, один из членов Священного Синода вручил ему панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского – Преосвященного Евсевия (Никольского).

На первом этапе возрождения управление епархией налаживалось с трудом. В июле 1991 г. была восстановлена работа епархиального управления, разместившегося в маленьком административном помещении Свято-Никольского Кафедрального собора – единственном храме во Владивостоке в начале 90-х годов. Бывшая неустроенность видна хотя бы из такого примера – вся канцелярия епархиального управления размещалась в одной комнате. Помощников у владыки было мало. Архиепископу Николаю приходилось добиваться от органов власти возвращения здания бывшей Духовной консистории, что ему удалось сделать в мае 1992 г. С 1993 г., с приходом нового правящего архиерея, управление епархии перебралось из собора в свое отдельное помещение, и тогда собственно началась проводиться планомерная работа по восстановлению епархиального управления. В своем первом отчете Святейшему Патриарху в 1993 году владыка писал: “Куда ни посмотри, в какую проблему ни вникни – везде нужны руки, помощники”. Епархия восстанавливалась практически с нуля. К настоящему времени в соответствии с уставом в епархии действуют: епархиальное собрание и епархиальный совет, состоящий из 7 человек. Постепенно, в течение первых десяти лет управления архиепископа Вениамина, было образовано 13 отделов епархиального управления: общий, финансовый, хозяйственный, религиозного образования и катехизации, миссионерский, издательский, пресс-служба, по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию с медицинскими учреждениями, по делам молодежи, юридический, по взаимодействию с казачеством.

Помощь архиерею в управлении на местах сегодня оказывают пять благочинных. Епархия разделена на 5 округов: Центральный (центр – Владивосток), Северный (центр – г. Спасск-Дальний), Южный (центр – г. Фокино), Западный (центр – г. Уссурийск) и Восточный (центр – пос. Кавалерово). Если сравнивать с синодальным периодом, то тогда храмы на территории Южно-Уссурийского края распределялись не менее чем по 13 благочинным округам[2], при этом один округ объединял от 7 до 15 приходских церквей. В настоящее время округа епархии, конечно, имеют укрупненный вид, объединяя в себе приходы сразу на территориях нескольких районов края и включая в себя от 16 до 25 приходов[3]. Вопрос об увеличении числа благочиний пока не ставится.

Церкви, приходы и духовенство

Анализ статистики по количеству приходов и храмов показывает их прирост, начиная со времени возрождения епархии[4]. На первом этапе, 1991 – 1992 гг. ситуация была такой: в начале 90-х гг. действовали всего 8 приходов, в конце 1991 г.- 15. На втором этапе, с 1992 г. новые приходы продолжают открываться, чему в большой степени способствует сам правящий архиерей. Архиепископ Вениамин часто совершает поездки по приходам епархии, отечески заботясь о возрождении православной жизни в глубинке. Так в конце 1992 г. в епархии было 22 прихода, к 1.01.1998 г. их уже насчитывалось 59, в 2003 г, – 61, в 2005 г. – 88, причем преобладают сельские приходы. Однако количество строений больше, чем приходов. При этом, начиная с 2000 года, их стало появляться больше, так что к 2005 г. в епархии имелось 112 строений, в том числе 57 храмов, 20 домовых храмов, 23 молитвенных дома и 12 часовен. Также действовало 5 молитвенных комнат при исправительных учреждениях. Т.е., можно сказать, что епархия строится, и в перспективе запланировано появление как минимум 16 новых храмов и часовен. Однако процесс храмового строительства сталкивается с главной проблемой – финансирования работ. Основные источники финансирования – это спонсорские средства и помощь прихожан. Но ресурсы местных благотворителей ограничены, поэтому нередко храмы строятся небольших размеров, или это часовни с алтарями. Заметим, что в период до 1914 г. церковное строительство в Приморье в основном поддерживалось за счет специального фонда Александра III при комитете Сибирской железной дороги, средств переселенческого управления и частных благотворителей из западных регионов России.

При возрождении епархии в 1991 – 1992 гг. в ней имелось 16 священников и 4 диакона. Со времени начала деятельности архиепископа Вениамина число духовенства стало постепенно увеличиваться. Так на 1 янв. 1998 г. в епархии насчитывалось уже 50 священнослужителей, в 2002 – 83 чел., в 2005 г. – 107 чел. в штате епархии, в том числе 93 священника и 12 диаконов[5]. Кадровая проблема для епархии на сегодняшний день остается одной из актуальных. Для ее решения в марте 1992 г. было открыто Владивостокское духовное училище, первый выпуск в котором состоялся в 1996 г. В 2005 г. прошел девятый выпуск. За несколько лет училище окончило 63 чел. Но так как возраст выпускников училища часто не превышает 20 – 24 лет, существует проблема их рукоположения, так что многие остаются нести послушание на приходах. Что касается образовательного уровня уже имеющегося духовенства, то он выглядит так: 7 человек (6 %) имеют высшее богословское образование, 47 человек (45 %) имеют среднее богословское образование. В настоящий момент учатся в училище 14 священнослужителей, на кафедре теологии ДВГУ 11 чел., всего это составляет 16 % от числа клириков. Но не имеют пока богословского образования 34 чел (33 % от клириков), поэтому можно сказать, что существует проблема “батюшек-строителей”.

Если до 1923 г. в епархии было 2 монастыря, то сейчас их пять. В 1993 г. началось возрождение Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря, основанного в 1899 г. и закрытого в 1923 г. Сегодня монастырь приобрел благоукрашенный вид, где имеются все условия для женской монашеской жизни.

Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, первый монастырь на Дальнем Востоке, основанный указом Святейшего Синода в 1894 г. и закрытый в 1923 г., стал возрождаться с 1995 г. Более активный процесс возрождения этой обители начался с 1998 г., когда монастырю была передана часть бывшей территории. Процесс возвращения имущества до настоящего времени не завершен. Командование ДВО готово возвратить монастырские здания, лишь в том случае если вместо них будут построены другие. Поэтому пока на втором этаже бывшей домовой церкви в честь Иверской иконы Божией Матери действует клуб Шмаковского военного санатория, на первом этаже – лечебное отделение. В доме настоятеля – административный корпус санатория, в братской трапезной – столовая санатория, в братском корпусе – спортзал. Сейчас в монастыре продолжается строительство новой деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы.

Читайте также:  Уржумская епархия: монастыри и храмы, священники, святыни

Появились в епархии и новые монастыри. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия была основана в 1995 г. на станции Седанка (близ Владивостока) после возвращения епархии в декабре 1995 г. архиерейского подворья. Женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери открыт в 1998 г. в с. Раздольное на территории бывшей военной части, неподалеку от переданного здания Казанской церкви. В 2002 г. начал действовать мужской монастырь преподобного Серафима Саровского на острове Русском, который за три года сумел восстановить храм, построить келейный корпус, хозяйственный корпус и продолжает строительство гостиницы для паломников. В целом возрождение монашеской жизни пришлось на период после 1992 г. при неослабном личном внимании архиепископа Вениамина.

Религиозное образование во Владивостокской епархии приняло активную форму развития после 1994 г., когда в духовном училище начались занятия. Постепенно к сегодняшнему дню в училище подобрался высококвалифицированный преподавательский состав в количестве 17 чел., из которых в сане – 12 чел. Имеют ученую степенью 4 преподавателя, с высшим богословским образованием 8 чел., с высшим светским образованием – 13. Училище имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности, с 2006 года оно перешло на трехлетний цикл обучения по новой учебной программе. Епархиальная библиотека полностью обеспечивает процесс обучения необходимой литературой.

Активно работает епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. В 1997 г. при училище организованы двухлетние катехизаторские вечерне-заочные курсы по изучению основ православия. Здесь обучаются миряне со всех уголков епархии. По окончании курсов слушателям выдается свидетельство с правом преподавания в воскресных школах епархии. Для многих слушателей учеба на курсах стала хорошей школой воцерковления. Часть выпускников курсов продолжают совершенствовать свое богословское образование на отделении теологии и религиоведения ДВГУ. Эта кафедра в университете создана при активной поддержке архиепископа Вениамина в 1999 г., который является ее заведующим. Преподавательский состав кафедры насчитывает 15 человек, среди них есть и священнослужители. Кафедра активно сотрудничает с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом г. Москвы. Выпускники отделения готовятся к различным видам деятельности, и особенно к преподаванию богословских и религиоведческих дисциплин в высших и средних учебных заведениях, включая “Основы православной культуры”. В настоящее время епархия продолжает развивать сотрудничество с Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО). Созданная в прошлом году Лаборатория православной культуры успешно осуществляет деятельность по обучению педагогов на курсах ОПК. Уже течение 2005-2006 гг. лабораторией проведено около 15 двухнедельных курсов для учителей школ по ОПК, в том числе проводятся выездные занятия в районах края. Кроме этого, в рамках прочих учебных программ ПИППКРО на различных курсах сотрудниками лаборатории и преподавателями факультета теологии и религиоведения ДВГУ читаются лекции на темы: “Основы православной веры”, “История России и Православная Церковь”, “Православие и русская литература”, “Православие – культурообразующая религия России”, “Современная школа и секты” и др. Одним словом, епархия прилагает максимум усилий, чтобы “Основы православной культуры” вводились в школьную программу. В результате данной работы на конец 2005 года количество школ, где преподаются ОПК, возросло примерно до 20. В некоторых школах преподавание ОПК ведется не только в рамках одного класса; всего насчитывается примерно 50 классов, в которых преподается ОПК, в которых учатся 700 учащихся. В настоящее время отдел религиозного образования активно способствует учебно-методическому обеспечению преподавания ОПК по всем школам.

С 2006 г. при Дальневосточном государственном техническом университете на кафедре искусствоведения при содействии епархиального отдела образования открыта новая специальность – “художественный руководитель хорового коллектива”, где будут готовить регентов церковных хоров.

Крупным вкладом в дело православного просвещения общества стала “Всероссийская конференция “Приморские образовательные чтения”, проводящаяся ежегодно в феврале-мае и собирающая в последние два года до нескольких тысяч участников по разным городам и поселкам Приморья.

При епархиальном отделе образования действует духовно-просветительский центр, основными задачами которого являются создание учебных и учебно-методических пособий на современных носителях – аудио- и видеокассетах и компьютерных дисках. Центром подготовлена и выпущена солидная подборка лекций по богословским дисциплинам.

По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина в 1999 г. во Владивостоке была учреждена Православная гимназия во имя свв. равноапп. Кирилла и Мефодия. Сейчас это крупный не только учебный, но и миссионерский центр епархии.

Низшая ступень катехизации в епархии пока развивается медленно, на приходах действует 26 воскресных школ и 7 школ по изучению Православия для взрослых с численностью преподавателей около 40 человек и учащихся – более 400 человек.

Религиозное состояние населения Приморского края в целом в настоящее время не поддается какой-либо точной оценке, т.к. специального изучения данного вопроса никто не предпринимал. Можно лишь по косвенным признакам сделать некоторые выводы. C конца 90-х гг. прошлого века вплоть до настоящего времени в крае продолжается распространение неправославных религиозных учений. По данным из администрации Приморского края, на начало 2006 года в Приморье было зарегистрировано более 310 религиозных организаций; необходимо отметить небольшой прирост данного показателя в сравнении с прошлым годом. Православных приходов в этом списке меньшинство. По мнению специалистов администрации края, в Приморье идет активное образование новых религиозных групп, которые нигде не регистрируются. Предполагают, что с их учетом в крае действует около 400 религиозных организаций и групп. Нетрадиционные религиозные объединения нигде себя не афишируют, действуют скрытно. Нередко, имея одну зарегистрированную организацию в муниципальном образовании, они создают от 3 до 5 незарегистрированных религиозных групп в селах и поселках, которым делегируют свои права. Отмечается тенденция к объединению христиан веры евангельской, евангельских христиан, пресвитерианских и методистских церквей.

В этих внешних условиях актуальные вопросы миссионерской деятельности обсуждаются на миссионерских съездах духовенства и мирян. Первый миссионерский епархиальный съезд состоялся в 1997 г., третий – в 2003 г. С 1994 г. работает епархиальная библиотека. С 1997 г. открыт информационный центр миссионерского отдела. В марте 2003 г. началась деятельность Братства православных следопытов.

Издательская и информационная деятельность

По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина с 1994 г. ежемесячно издается газета “Приморский Благовест”, являющаяся печатным органом епархии. Приходские издания выпускаются в Лесозаводске, Большом Камне и Находке. С 1996 по 2000 гг. епархия участвовала в подготовке православных телепередач на отдельных приморских телеканалах. К сожалению, в настоящее время эти передачи закрыты. С февраля 2001 г. архиепископ Вениамин благословил осуществлять ежедневную ретрансляцию на Приморский край передач православного радио “Радонеж” из Москвы, что продолжается по настоящее время. С 1999 г. действует епархиальная пресс-служба. В апр. 2003 г. открыт новый официальный сайт епархии (с миссионерской направленностью). Сайт представляет из себя интернет-журнал, в котором размещена разнообразная информация: история епархии с 1899 г. до сегодняшнего дня, новости, материалы по церковно-общественным отношениям, катехизические статьи, православный календарь, материалы по религиозному образованию, статьи по миссионерской работе, епархиальная газета, интерактивные ресурсы: вопрос-ответ, гостевая книга, фотоархив из епархиальной жизни и многое другое.

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин благословляет поддерживать самые активные связи епархии с общественной жизнью в Приморском крае. С этой целью священство епархии участвует в различных встречах и мероприятиях. В 1992 и 1997 гг. в рамках научно-просветительной деятельности в епархии прошли Иннокентиевские чтения, посвященные изучению истории деятельности на Дальнем Востоке Русской Православной Церкви и святителя Иннокентия (Вениаминова). В 1996 г. епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ (ТОФ) в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих, согласно которому главной формой сотрудничества стала возможность проведения встреч священнослужителей с личным составом частей. Среди важнейших событий взаимодействия епархии с Тихоокеанским флотом: личное участие архиеп. Вениамина в 1997 и 2002 гг. в нескольких учебных походах на кораблях флота, благословение флота частицей мощей св. прав. воина Феодора Ушакова в августе 2002 г. и частицей мощей св. ап. Андрея Первозванного в июне 2003 г., открытие часовни во имя св. прав. Феодора Ушакова на территории главного госпиталя ТОФ во Владивостоке в окт. 2002 г., строительство храма святого апостола Андрея Первозванного при штабе ТОФ

В 2005 г. между Владивостокской епархией и Управлением федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Дальневосточному региону подписан договор о совместной работе в области просвещения населения и реабилитации людей, страдающих наркотической зависимостью. При храме св. прав. Иоанна Кронштадтского создан и развивается Душепочительский центр по реабилитации наркозависимых.

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в новейшей истории Владивостоско-Приморской епархии, начавшейся в 1991 г., активное развитие восстановление всех сторон жизни началось на втором этапе, после 1992 г., и особенно после 1998 г. Восстановлено епархиальное управление, во всех крупных городах и поселках края открыты храмы. Нормализуется приходская жизнь. Активное развитие получила образовательная и миссионерская деятельность. Поэтому в настоящее время Владивостокская епархия стоит на переходе от восстановительного периода к своему планомерному росту.

[1] Определения Свящ. Синода от 29, 30 и 31 янв. 1991 г. // ЖМП. 1991, N 5, С. 10;
[2] РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2567. Л. 5 об – 6.
[3] Отчет Владивостокской епархии за 2005 г.
[4] Отчеты Владивостокской епархии за 1992, 1995, 1998, 2002, 2005 гг.
[5] Отчеты Владивостокской епархии за 1998, 2002, 2005 гг.

Читайте также:  Храм Иоанна Воина на Якиманке: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться

ГОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Горловский Богоявленский собор

Горловская и Славянская епархия Украинской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Украина, 84626, Донецкая обл. / “ДНР”, г. Горловка, ул. Кирова, 41
  • Тел.: +38 (0624) 55-26-05 (приемная, канцелярия); +38 (066) 218-59-83 (пресс-служба), факс: +38 (0624) 55-25-05
  • Официальный сайт: http://gorlovka-eparhia.com.ua
  • Каноническая территория: Горловский, Артёмовский, Дебальцевский, Дзержинский, Добропольский, Дружковский, Енакиевский, Кировский, Константиновский, Краматорский, Красноармейский, Краснолиманский, Славянский и Шахтёрский горсоветы, а также Александровский, Артёмовский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Краснолиманский, Славянский, Шахтёрский р-ны Донецкой обл.
  • Кафедральные соборы: Богоявленский в г. Горловке, Александро-Невский в г. Славянске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви самостоятельная Горловская епархия была выделена 29 июля 1994 года из состава Донецкой в пределах северных районов Донецкой области. В 2004-2007 годах находящаяся в пределах епархии Святогорская Лавра состояла в ведении епархии.

    Статистика

    • 2000 – 150 приходов, 1 монастырь [1].
    • ок. 2004 – 176 приходов; 204 священнослужителя (185 священников, 19 диаконов) [2].
    • нач. 2006 – 223 церковные общины, 2 монастыря, 229 священнослужителей (207 священников, 22 диакона) [3].
    • нач. 2007 – 223 церковные общины, 1 монастырь, 204 священнослужителя [4]
    • сентябрь 2011 – 268 приходов [5]
    • 31 декабря 2012 – 276 церковных общин, 2 монастыря, 198 священнослужителей [6]
    • январь 2017 – 290 зарегистрированных приходов, 20 благочиний, 2 монастыря, 222 священнослужителя (включая монашествующих), 86 монашествующих [7]

    Архипастыри

    • Алипий (Погребняк) (29 июля 1994 – 11 июня 1997)
      • Иларион (Шукало) (11 июня 1997 – 24 января 2007) в/у, митр. Донецкий
    • Митрофан (Никитин) (с 28 января 2007)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Благовещенское:
      • г. Горловка
    • Александровское
    • Александро-Невское:
      • г. Славянск
    • Артёмовское:
      • г. Бахмут
    • Дебальцевское:
      • г. Дебальцево
    • Дзержинское
    • Димитровское
    • Добропольское
    • Дружковское
      • г. Дружковка
    • Енакиевское:
      • г. Енакиево, п. Корсунь
    • Иово-Почаевское
    • Краснолиманское
    • Николаевское (Горловка):
      • г. Горловка
    • Николаевское (Константиновка):
      • г. Константиновка
    • Райгородокское
    • Серафимовское:
      • г. Славянск
    • Соледарское
    • Троицкое
    • Успенское
    • Шахтёрское

    Монастыри

    В пределах епархии расположена также Святогорская Лавра в ведении Донецкой епархии

    Епархиальные отделы

    • по работе с силовыми структурами, исправительными учреждениями, казачеством
    • по работе с молодежью
    • по работе со СМИ
    • по каритативной работе
    • отдел религиозного образования и катехизации

    Учебные учреждения

    • Бахмутское духовное училище (недейств.)
    • детский методический центр христианского православного просвещения (при Красноармейском Владимирском храме, с 2000)

    Литература

    • Письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о территории Горловской епархии от 11 апреля 1997, Архив Горловской епархии.
    • Горловская епархия: Отчет за 2005 г., Горловка, 2006.

    Где находится Горловская славянская епархия: адрес и расписание богослужений

    Управлением религиозной жизнью православных христиан, проживающих на территории Горловки, Славянска и прилегающих к ним районов, занимается Горловская и Славянская епархия. По состоянию на 2018 году, она включает 3 женских монастыря и 250 церковных общин, где служат 202 священника.

    Общие сведения

    Горловская епархия была создана путем отделения от Донецкой епархии более 20 лет назад – в 1994 г. Объединяет православные церкви и монастыри, расположенные в северных районах Донецкой области.

    В ее состав входят приходы и храмы Шахтерского, Славянского, Константиновского, Бахмутского, Лиманского, Торецкого и других округов. Главным городом епархии является Горловка, вторым по значению населенным пунктом – Славянск.

    Это важно! Что такое Медовый Спас и какова история праздника

    Нынешним митрополитом Горловской и Славянской епархии является Преосвященнейший Митрофан (Никитин), который возглавил епархию с января 2007 г., до этого был настоятелем храма Рождества Господня в Донецке и преподавателем Нового Завета в Донецком национальном университете.

    Кафедральный собор

    В качестве епархиального центра выступает грандиозный Богоявленский собор, получивший статус кафедрального относительно недавно – в 2013 г. Храм был назван в честь Богоявления Господня.

    Из-за военных действий собор так до конца и не достроили. На сегодняшний день на территории храма действуют воскресная школа, детский и юношеский хоры, группа библейского чтения, молодежная группа, театральный кружок и секция русского рукопашного боя для подростков.

    Занятия в кружках являются бесплатными, посещать их может каждый.

    Богоявленский кафедральный собор расположен на Соборной площади в Горловке, включает Нижний и Верхний храмы. Нижний славится своим удивительным иконостасом, главное место в котором занимают иконы Спасителя и Богородицы. Это одновременно религиозные святыни и истинные произведения искусства, полюбоваться которыми можно, как на фото в Интернете, так и воочию.

    Расписание Богоявленского кафедрального собора:

    ДеньВремяСобытие
    Ежедневно16:00Вечернее Богослужение
    С понедельника по субботу07:30Божественная литургия
    Воскресенье06:30, 08:30Божественная литургия
    Во время Великого поста в будние дни07:00Божественная литургия
    Пятница07:00Молебен с чтением акафиста чудотворной Почаевской иконе Божией Матери
    Каждое воскресеньеПосле Божественной литургииЗанятия воскресной школы

    На территории города Горловка есть и другие православные святыни. Среди них: Николаевская церковь, Казанский храм и храм иконы Всех скорбящих радость. К сожалению, большинство церквей города было повреждено во время войны на Юго-Востоке Украины (2014 – настоящее время).

    Интересно! Защитник от всякого зла Пансофий Афонский

    В 2014 году великолепная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы полностью сгорела, потом так и не была восстановлена. К счастью, во время бомбардировки и пожара никто из священнослужителей и прихожан не пострадал. Как сообщает Преосвященнейший митрополит Митрофан из 22 церквей Горловки неповрежденными остались только 2.

    Второй кафедральный собор епархии расположен на территории Славянска. Храм был построен в честь Александра Невского. Статус кафедрального собор получил в 1994 г.

    Обратите внимание! На сегодняшний день на территории Богоявленского кафедрального собора работает пункт бесплатного питания для жителей Горловки и входящих в ее состав районов.

    Ежедневно в 12:00 трапезная собора открывает свои двери всем голодным и нуждающимся. Горловский собор также предоставляет бесплатную помощь беременным женщинам, которые оказались в трудных жизненных условиях и тяжелых ситуациях.

    Официальный сайт

    Официальный сайт Горловской епархии позволяет получить информацию не только о самой церковной общине, но и обо всех важных событиях, которые проводятся на ее территории.

    Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

    Посетив сайт, можно ознакомиться с:

    • историей епархии.
    • храмами и монастырями.
    • биографией и знаменитыми проповедями архиереев.
    • образовательными программами: воскресные школы, хоровое пение, кружки и др.
    • важными контактами.
    • различными полезными и интересными материалами.
    • концертами и другими событиями.

    На сайте Горловской и Славянской епархии можно получить информацию о пунктах бесплатного питания в Горловке и получении гуманитарной помощи, которая предоставляется всем нуждающимся и пострадавшим в военном конфликте на Юго-Востоке Украины.

    Важно! Для внесения пожертвований или получения помощи можно написать на электронный адрес gumkomissiya@gmail.com.

    Православие в Горловке

    Разнообразие национального состава Горловки и прилегающих к ней территорий обусловило наличие в городе нескольких религиозных групп, среди которых различные направления: христианство, мусульманство, иудаизм.

    Однако большая часть городского населения являются русскими и украинцами, которые исповедуют православие, поэтому на территории Горловки построено большое количество православных церквей.

    Если раньше в качестве основных прихожан православных церквей епархии были люди пожилого возраста, то в последние годы все больше возрастает интерес к религии среди молодежи.

    Также православная церковь Горловки вызывает немалый интерес у детей. При Богоявленском кафедральном соборе работает воскресная школа «Росток», посещать которую могут дети от 2,5 лет.

    Полезная информация

    1. Официальный сайт епархии:http://gorlovka-eparhia.com.ua/.
    2. Контактный e-mail администрации сайта: g.eparhia@gmail.com.
    3. Телефон Богоявленского кафедрального собора: +38 (099) 961-90-31.
    4. Контактный телефон руководителя воскресных школ епархии Ильчук Ольги Владимировны: +38 (066) 078-89-36.
    5. Контактный e-mail комиссии по распределению и приему гуманитарной помощи: gumkomissiya@gmail.com.

    Полезное видео

    Вывод

    На сегодняшний день Горловская епархия разделена линией фронта. Значительная ее часть находится на территории не признанной в мире Донецкой народной республики, созданной весной 2014 г. Оставшаяся часть расположена на территории Украины.

    Горловская и славянская епархия

    Епархия — это административно-территориальная церковная единица, которая управляется епископом. Такой единицей в составе Украинской Православной Церкви является Горловская и Славянская епархия, расположенная на севере Донецкой области.

    Основные сведения о Горловской епархии

    В состав Горловской и Славянской епархии входят приходы, а также монастыри северной части Донецкой области, в том числе находящиеся на территории районов с особым порядком местного самоуправления. Горловская епархия граничит с Изюмской епархией, Днепропетровской, Луганской и Донецкой.

    Епархиальные города:

    Кафедральные соборы:

    1. Богоявленский.
    2. Александро-Невский (находится в Славянске).

    Епархиальная территория разделяется на следующие благочиннические округа:

    • Город Славянск: Александро-Невский, Серафимовский;
    • Город Горловка: Богоявленский, Николаевский;
    • Город Константиновка: Иово-Почаевский, Николаевский.
    • Город Крамоторск: Троицкий, Успенский.
    • Районы Донецкой области: Дружковский, Александровский, Добропольский, Дзержинский, Артёмовский, Енакиевский, Дебальцевский, Димитровский, Краснолиманский, Райгородский, Соледарский, Шахтёрский.

    На 1 января 2015 года на епархиальной территории существовало 229 церковных общин, а также Сергиевский и Стефановский женские монастыри. Церковную службу на тот момент осуществляло 231 духовное лицо.

    В интернете есть много информации посвящённой деятельности Православной Горловской епархии. Официальный сайт — gorlovka-eparhia.com.ua/.

    История образования

    Горловская и Славянская епархиальная церковь появилась 29 июля 1994 года в результате отделения её территорий от Донецкой епархии согласно письму № 68 от 11.04.1997 главы УПЦ Митрополита Блаженнейшего Владимира.

    К новой епархиальной территории стали относится следующие районы и городские Советы Донецкой области:

    • Районы:
      • Славянский,
      • Александровский,
      • Краснолиманский,
      • Константиновский,
      • Артёмовский,
      • Шахтёрский,
      • Добропольский;
    • Городские Советы:
      • Горловский,
      • Дебальцевский,
      • Артёмовский,
      • Дзержинский,
      • Добропольский,
      • Константиновский,
      • Дружковский,
      • Енакиевский,
      • Славянский,
      • Кировский,
      • Краматорский,
      • Краснолиманский,
      • Шахтёрский.

    Епископы

    Первым епископом Горловки и Славянска 29 июля 1994 года был назначен архиерей Алипий Погребняк. 11 июня 1997 года он оставил службу и отошёл на покой из-за болезни.

    11 июня 1997 года Высокопреосвященнейший митрополит Донецка и Мариуполя Иларион временно заступил на Горловскую кафедру, которую занимал до 24 января 2007 года.

    С 28 января 2007 года и по сегодняшний день Горловскую и Славянскую кафедру занимает Преосвященнейший Митрофан Никитин. Архиерей Митрофан 28 августа 2013 года получил сан архиепископа.

    16 сентября 2014 года Священный синод УПЦ назначил Преосвященнейшего Алипия Погребняка викарием в епархии Славянска и Горловки, а также архиереем Краснолиманским. Архиерей Алипий 4 октября 2014 года стал архиепископом.

    Кафедральные соборы

    Богоявленский собор

    Богоявленский кафедральный собор, его фото есть на сайте епархии, в городе Горловке представляет собой два храма. Их называют верхний и нижний. На данный момент собор ещё строится, а потому соединение храмов лестницами и лифтами пока лишь в планах строителей. Тем не менее собор уже оснащён современным оборудованием и открыт для прихожан.

    Все богослужения проводятся в верхнем храме. Широкая красиво украшенная лестница, а также особые въезды для людей с ограниченными возможностями позволяют всем желающим посетить богослужения.

    Первые службы были проведены в верхнем храме в Вербное воскресенье 23, 24 апреля 2016 года.

    Нижний храм собора функционирует с 23 июня 2013 года.

    В этот день в нижнем храме епископ Митрофан возглавил первую Божественную литургию, а также Великую вечерню, сопровождающуюся вознесением коленопреклонённых молитв во имя Новомучеников, исповедников РПЦ.

    18 сентября того же года нижний храм освятил глава УПЦ митрополит Блаженнейший Владимир.

    Настоятелем собора является сам митрополит Митрофан.

    При соборе имеются: крестильная, трапезная, ризница, а также просфорная и воскресная школа.

    Служители собора проводят занятия с детским и юношеским хорами, молодёжной группой, военно-патриотическим обществом, носящего имя благоверного русского великого князя Александра Невского, причисленного к лику святых. Кроме того, в соборе проходят библейские православные чтения.

    Александро-Невский собор

    В 1895 году рядом с привокзальной площадью станции Славянск был построен православный храм.

    Храм стал благодарностью железнодорожных работников Богу за то, что император Александр I. I. отменил крепостное право. Покровительствовал императору святой благоверный русский великий князь Александр Невский, а потому и новый дом Господа стал называться Александро-Невским.

    С началом гонений на Церковь Александро-Невский храм, подобно многим церквям, был закрыт. Это случилось в 1937 году. Позже его стали использовать как спортзал, а затем как столовую.

    В 1944 году, практически в день памяти святого князя Александра Ярославича, церковь вновь открыли. Примечательно то, что за всё время боёв Великой Отечественной войны на территории храма не взорвался ни один фашистский снаряд, хотя попадали они в церковь не раз. Местные жители считают, что это говорит о заступничестве святого князя.

    22 января 1993 года храм города Славянска стал именоваться собором, согласно указу главы УПЦ Митрополита Блаженнейшего Владимира. Сейчас Александро-Невской собор считается вторым кафедральным собором епархии.

    В административном здании рядом с храмом расположены крестильная, библиотека, видеотека, воскресная школа для взрослых и детей.

    Славянская и Горловская епархия несёт своим верующим слово и поддержку Православной Церкви. Несмотря на недолгое время своего существования она имеет как старинные, так и недавно построенные храмы, открытые для всех желающих также, как открыта сама Русская Православная Церковь.

    Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

    4 июня 2003 г. – 175 – летний юбилей учреждения самостоятельной Олонецкой епархии

    ОЛОНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    По указу Николая I в 1828 году в России была образована новая самостоятельная епархия – Олонецкая. На докладе Синода по этому вопросу император собственноручно начертал резолюцию « Быть по сему. 22 мая 1828 г. с. Белград в Бессарабской губернии».

    Необходимость образования самостоятельной кафедры в Олонии назрела давно. Об этом говорили многие церковные и государственные деятели. С одной стороны, здесь процветал раскол, с другой – сильны были пережитки язычества: зачастую крестьяне, не зная русского языка, не понимали смысла богослужения. Трудно было и новгородскому митрополиту управлять церковной жизнью в подчиненной ему епархии, находившейся за сотни верст, поскольку по существовавшему тогда почтовому сообщению поручения церковных властей доставлялись, как правило, со значительным опозданием. Малое количество храмов на огромных пространствах губернии, удаленность духовных властей и малочисленность духовенства стали важными причинами и в устроении самостоятельной Олонецкой епархии с епископской кафедрой в губернском городе Петрозаводске. Первым вновь учрежденную епархию возглавил епископ Игнатий (Семенов).

    Чтобы обеспечить церковные приходы достаточным количеством священников и подготовить новых, в 1829 г. в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Неоценима ее роль не только во взращивании будущих духовных пастырей, но и в формировании местной интеллигенции. Среди ее преподавателей и воспитанников – имена святых, прославленных Русской Православной Церковью в XX в.: святитель Феофан Затворник, священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский. За годы существования семинарию окончили более полутора тысяч воспитанников. Значительная часть их стала священниками, которые несли свет духовного просвещения своей пастве. Во многих приходах были созданы церковно-приходские школы для обучения детей грамоте и Закону Божию. Начальное духовное образование получали в Петрозаводском духовном и женском епархиальном училищах.

    Деятельность олонецких епископов была связана с организацией миссионерской службы (в XIX в. – для борьбы с расколом, а с начала XX в. – для защиты Православия от лютеранской экспансии в карельских приходах). Особое внимание архипастыри уделяли храмостроительству. К 1917 году благодаря усилиям духовных властей на территории епархии действовало около 600 церквей и 1724 часовни. С 1898 года началось издание газеты «Олонецкие епархиальные ведомости». К началу XX века, благодаря учреждению самостоятельной кафедры, в Олонецком крае значительно возросло влияние Православия на жизнь народа.

    После установления советской власти в 1918 г. все имущество Церкви было национализировано, духовные учебные заведения закрыты, часть священников выслана за пределы Олонецкой губернии. Монастыри были разграблены, монашествующие изгнаны из своих обителей. В годы репрессий практически все духовенство было физически уничтожено. Последний епископ Олонецкий Феодор (Яковцевский) в 1937 году был уволен на покой, а с середины 1940-х гг. епархия перешла в управление митрополиту Ленинградскому и Новгородскому (впоследствии – Ленинградскому и Ладожскому). Лишь на небольшой период, в 1947-1949 гг., была предпринята попытка восстановления самостоятельной кафедры. В течение многих лет в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце. И только в середине 1980-х гг. был зарегистрирован еще один православный приход – в Сегеже.

    Самостоятельный статус епархия вновь получила только спустя 41 год после закрытия – 19 июля 1990 года. В середине августа этого года состоялся визит в Карелию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вместе с другими иерархами Русской Православной Церкви Патриарх совершил чин наречения благочинного церквей Олонецкой епархии, настоятеля Крестовоздвиженского собора архимандрита Мануила во епископа Петрозаводского и Олонецкого . “ Образование новой епархии,— сказал Патриарх, оценивая значение этого события, — основная предпосылка к тому, чтобы расширилась епархиальная жизнь. В течение 40 лет Олонецкая епархия была придатком Ленинградской митрополии и управлялась из Ленинграда. Сегодня ей придана самостоятельность, здесь появился свой епископ, в обязанности которого входит возрождение епархиальной жизни, воссоздание приходов”.

    8 июля 1991 года в Министерстве юстиции Карельской АССР состоялась регистрация Петрозаводской епархии. Ее возрождение шло медленно. Новые приходы открывались с большими трудностями – не хватало священников. Но уже за первых полтора года открылось 20 новых приходов. За последнее десятилетие Петрозаводская и Карельская епархия значительно выросла: уже зарегистрировано более 40 приходов.

    С начала возрождения епархии в 90-х годах верующим стали возвращать некоторые храмы и церковные реликвии. Первой святыней, переданной епархии, стали мощи прп. Елисея Сумского. 26 июня 1990 года они были перенесены в Крестовоздвиженский собор из запасников Карельского краеведческого музея. В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II освятил восстановленный Александро-Невский собор, получивший статус кафедрального. В возрожденный храм была перенесена кафедра епископа Петрозаводского и Карельского (с февраля 2000 г. – архиепископа) Мануила. В 1992 году епархии официально были переданы древние обители – Муромская Свято-Успенская и Важеозерская Задне-Никифоровская, возрождение которых идет с немалым трудностями.

    В 1993 году в Петрозаводске открыт Православный центр “Журавка”, ныне – Духовно-просветительский православный центр во имя св. прп. Александра Свирского при отделе религиозного образования и катехизации епархии. Его главными формами деятельности стали христианское просвещение и образование. На базе Православного центра появилась воскресная школа для детей и взрослых, где по специально разработанной программе обучения слушатели знакомятся с Ветхим и Новым Заветами, получают необходимые начальные знания по истории Церкви. С марта 1996 года епархия начала издавать православное приложение в газете “Карелия” – “Сретение”.

    Петрозаводская и Карельская епархия осуществляет активное сотрудничество с научной общественностью республики. В его рамках были организованы и проведены совместные научно-практические конференции: в 1994 году – посвященная традициям образования в Карелии, в 1996 году – международный семинар “Духовно-нравственное образование школьников”, в 2000 году – конференция «Православие в Карелии», в 2002 году – конференция в память 775-летия крещения карелов.

    Все эти годы епархию возглавляет Высокопреосвященный Мануил, архиепископ Петрозаводский и Карельский, неустанные заботы и труды которого по благоустроению епархии отчетливо видны в возрождении многочисленных православных приходов и монастырей, духовном просвещении паствы. И сегодня в жизни епархии, которая, несмотря на свою относительную “молодость” имеет не менее, чем старейшие епархии России, интересную и богатую историю, продолжается возрождение некогда забытых традиций.

    Читайте также:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр
Ссылка на основную публикацию