Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Горненский женский монастырь в Иерусалиме расположен в районе Эйн-Карем – сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

ЧАСЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МОНАСТЫРЯ:
ежедневно с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В период израильского летнего времени:

  • Утром в будни . в 7:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье . в 7:30;
  • Вечером во все дни . в 15:45.

В период израильского зимнего времени:

  • Утром в будни . в 6:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье . в 06:30;
  • Вечером во все дни . в 14:45.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Почтовый адрес: Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel

Телефон: +972 2 641-28-87, факс: +972 2 643-50-50

Местоположение: Google Maps

Панорама улицы: Google Maps

GPS-координаты: 31.764827 N, 35.155468 E

Настоятельница монастыря: игумения Георгия (Щукина).

По вопросам трудничества в Горненском женском монастыре в Иерусалиме ознакомьтесь, пожалуйста, с информацией, размещенной на странице Контакты.

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Торжественный прием по случаю 60-летия Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

12 февраля 2020 Вечером 12 февраля в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме состоялся торжественный подробнее

В день своего 60-летия Начальник Русской Духовной Миссии совершил Божественную литургию в Горненском монастыре

12 февраля 2020 12 февраля, в день празднования собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, подробнее

В канун своего 60-летия Начальник Русской Духовной Миссии совершил всенощное бдение в Горненской обители

11 февраля 2020 11 февраля, в канун своего 60-летия, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит подробнее

День дипломатического работника в Израиле

10 февраля 2020 10 февраля на подворье Русской Духовной Миссии в честь свв. апостола Петра и прав. Тавифы подробнее

Представитель РДМ встретился в Аммане с архиепископом Кириакопольским Христофором

05 февраля 2020 4 февраля по благословению Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита подробнее

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь — православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года — игумения Георгия (Щукина).

Содержание

История

В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км. к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня – камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой “пустыни” св. Иоанна Предтечи, рядом с современным поселком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находилось около 200 монахинь, которым по требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в Александрию, откуда вернулись в 1918 году в основательно повреждённый монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским Патриархатом монастырь, как и вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской Православной Церкви заграницей. В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Святую Землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита в Святую землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая часть сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время арабо-израильской войны, когда в июле 1948 года начались бомбежки Эйн- Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины.

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями Московской Патриархату. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, перебрались в Англию, где основали Благовещенский монастырь в Лондоне. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящен пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Храмы

Собор Всех святых в земле Российской просиявших

Церковь Казанской иконы Божьей Матери

Церковь Иоанна Предтечи

Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 1910 г. в монастыре был заложен вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся в 1914 г. I Мировой войны, когда сотрудники РДМ был вынуждены покинуть Иерусалим и уехать в Каир. В недостроенном виде собор простоял почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. К настоящему времени строительные работы практически завершены. Храм был освящен во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Церковь Казанской иконы Божией Матери построена между 1880 и 1881.

Пещерная церковь Иоанна Предтечи построена не позже 1987.

Престольные праздники

Особый праздник монастыря

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Священный синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находиться в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения).

С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), т.к. Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл . В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря.

В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует.

Как добраться

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Где остановиться

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Игумения Горенского монастыря Георгия (Щукина)

Источник Иоанна Предтечи

Видео





Настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Беседа 2

Прот.А.Степанов: Монашество иногда называют Церковью в Церкви. Монашеский путь воплощает в себе христианский идеал в наибольшей полноте. Самоотвержение, совершенное предание своей жизни Богу, путь, ведущий к смирению через послушание, – вот характерные черты монашества, делающие его средоточием евангельского понимания жизни. Христиане, живущие в миру, не часто имеют возможность побеседовать с духовно опытными людьми, многие годы, и даже десятилетия, проведшими в монастыре. Нам удалось воспользоваться коротким пребыванием в Санкт-Петербурге игуменьи Георгии, настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме. Предлагаем вашему вниманию продолжение нашего разговора с матушкой Георгией. Матушка, а сколько сейчас сестер в обители?

Игуменья Георгия: На сегодня 70 насельниц.

Прот.А.Степанов: Откуда они берутся? Как вообще попадают в Горний монастырь?

Игуменья Георгия: Из России. Вот когда было еще начало 80-х годов, еще при покойном Патриархе Пимене началось пополнение Горненской обители. И наши первые сестры с 1955 года поехали. Первая монахиня Викторина (Сошальская), которая там и скончалась, она наша, из Пюхтицкого монастыря, а раньше она жила в Петербурге. Она первая в 1955 году приехала. А потом уже в 80-х годах стали еще посылать сестер. Была группа большая – 10 человек направили, потом 6 человек, еще 4, так что пюхтицких сестер человек десять живет. Некоторые, знаете, уже кто-то по болезни выехал, у кого-то окончилась как бы «командировка». Иногда, бывает, и скучают. Не все, знаете могут… Но есть такие сестры из Пюхтиц, которые уже 18 лет живут в монастыре, и они даже в отпуск не приезжали – не хотят. А другие – скучают по родине. И такое бывает.

Прот.А.Степанов: Обычно приезжают уже монахини с опытом монастырской жизни или бывают женщины, приходящие из мира?

Игуменья Георгия: Присылают нам трудниц через Отдел внешних церковных связей. Сначала на месяц их оформляют, потом продлеваем им визы на 3 месяца. И очень много таких молодых девушек, которые хотят остаться на Святой земле. Вот 3 месяца они прожили, а они просятся: матушка, я бы хотела здесь остаться. Я докладываю начальнику, отцу Феодосию, и мы тогда их оставляем на испытательный срок в течение года. Смотрим, как здоровье, как настроение, есть ли призвание вообще к монашеской жизни. ведь нужно призвание в первую очередь. Это ведь совсем не то, чтобы только поклониться, помолиться, везде поездить по святым местам. А самое главное – надо призвание к монашеской жизни. Вот в течение года эта сестра испытывается. И если у нее такое же осталось настроение, и она со слезами просит: матушка, никуда не хочу. Это мое место, будто я здесь родилась, и прошу Вас ходатайствовать за меня и оставить меня здесь, в обители. Таких оставляем.

Прот.А.Степанов: За время Вашего настоятельства увеличилось число монахинь?

Игуменья Георгия: Когда я в 1991 году была назначена, то было около 50. Но в течение 10 лет, за эти годы и прибыло, но в то же время и выбыли сестры. Кто-то по состоянию здоровья – ведь климат все же тяжелый – жарко, не каждый может выдержать. И уже возраст у некоторых такой. Сейчас мы выбираем, чтобы были сестры помоложе, конечно.

Прот.А.Степанов: Матушка, монастырь — довольно сложный организм, и нужен большой опыт для руководства таким значительным числом насельниц, для того, чтобы окормлять их ко спасению. Вероятно, эти естественные сложности усугубляются еще и такой большой удаленностью монастыря от родины, ощущением жизни за границей. Как справляется с этим Ваш монастырь?

Игуменья Георгия: Раньше же монастырь был, так сказать, своекоштный. Первые насельницы, каждая себе или грядку делала, или где-то зарабатывали, а сейчас монастырь общежительный, общая трапеза, общее послушание. Первые насельницы прибывали на Святую Землю и хотели и косточки свои сложить на Святой Земле. Вот архимандрит Капустин купил это святое место, и стали строить домики, иногда каждая даже на свои пожертвования. Делали вклады. Кто-то даже сами себе и лепили дома, потому что камней там достаточно, даже на территории Горненского монастыря своя глина. А теперь, к сожалению, эти домики уже и разваливаются. Некоторые приходится вновь делать, потому что эти уже все ветхие… И вот глина и камни, глина и камни… Только работай и строй.

Прот.А.Степанов: Все-таки Горний монастырь возник в конце XIX века как своекоштный, то есть анахоретский. Действительно, эти домики не случайно отдельно стоящие, и каждая монахиня жила, имея свое собственное хозяйство, и спасалась как бы самостоятельно. Это древний способ монашеского жития. И, конечно, в России такой практики монастырской жизни вероятно в конце XIX века уже быть не могло. Тогда открывались в России только общежительные монастыри.

Игуменья Георгия: Да, в России сразу общежительные.

Прот.А.Степанов: А были ли еще русские монастыри в Святой Земле?

Игуменья Георгия: К нашей Русской Духовной Миссии принадлежали еще два монастыря. На Елеоне, где было Вознесение Господне, где стопа Господня осталась на камне, когда Господь вознесся. Там часовня есть, а рядом Вознесенский женский монастырь. И в Гефсимании есть монастырь в честь Марии Магдалины, это тоже женский монастырь. Значит, Русской Духовной Миссии принадлежало три женских монастыря. Так что когда мы составляем программу для паломников, обязательно включаем Елеон, где поклоняются стопочке Спасителя и посещают Елеонский Вознесенский монастырь. И так же в Гефсимании. Идут к Матери Божией, где Матерь Божия заповедала Себя похоронить. Там, в Гефсиманийской веси Ее гробница находится. Там тоже наши паломники совершают часто богослужение, причащаются. А рядом, чуть выше подняться – женский монастырь Марии Магдалины, где покоятся мощи Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее сподвижницы инокини Варвары.

Прот.А.Степанов: Матушка, Вы сказали, что монастырь существует с 1871 года. А были периоды, когда монастырь закрывался?

Игуменья Георгия: Вы знаете, когда была в 1914 году война, тогда сестер даже эвакуировали в Александрию. Но некоторые оставались. И на участке даже хотя по одной сестре, но оставались, и своим присутствием они сохранили все участки. Конечно, это было очень нелегко. Одна живет, знаете, время такое сложное, всякое может быть. Это требовало мужества, конечно. Но наши участки сохранились, слава Богу.

Прот.А.Степанов: А как сложилась судьба монастыря после революции?

Игуменья Георгия: Жили в монастыре, жизнь продолжалась. Монастырь не закрывался. У нас есть на самой вершине нашей горы, нашего монастыря недостроенный собор. В 1910 году началось его строительство, а в 1914, когда началась война, все прекратилось, и паломничество, и строительство. И так он стоит до сего времени недостроенный. Одни стены без куполов. А в Тиверии на участке Марии Магдалины, который на самом берегу Галилейского озера, там тоже, где сестры жили, два-три домика были уже совсем старенькие. Сестры сами их подмажут, подкрасят. Потолок сыпется, они опять подлепят немножечко. И несколько лет никак не могли добиться разрешения, чтобы их снести, а построить один дом. Я когда в 1991 году была назначена, в то время был начальником Русской Духовной Миссии архимандрит Никита. И он несколько лет хлопотал, добивался, чтобы дали разрешение. Никак не давали разрешение. Сейчас вот только отец архимандрит Феодосий добился. И вот дом новый построили, на этой же территории, такого же размера, но теперь мы можем хотя бы паломников принять и обедом их накормить. Ведь когда едут по Галилее, обязательно на нашем участке останавливаются . А мы готовим обед для паломников. Теперь там трапезную сделали, дом, и останавливаются у нас гости, даже архиереи. Часто бывают гости из посольства или из консульства. Всегда едут на наш участок, потому что все его знают и любят. Там родоновый источник, можно покупаться, вкусная рыбка апостола Петра, очень красивое место. Храм в честь Марии Магдалины тоже отремонтировали, расписали его. Сейчас там тоже идут ремонтные работы, ограду делают немножко от дороги. Так что на всех участках все понемножку восстанавливается с Божией помощью.

Читайте также:  Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Прот.А.Степанов: Значит, в послереволюционное время монастырь продолжал жить своей жизнью, но новых монахинь из России не поступало. А до какого времени это продолжалось?

Игуменья Георгия: С 1955 года началось пополнение в Горненский монастырь через Русскую Духовную Миссию.

Прот.А.Степанов: То есть до 1955 года там жили только те, кто жили до революции?

Игуменья Георгия: Да, только те, кто жил до революции.

Прот.А.Степанов: Значит, очень преклонного возраста были монахини.

Игуменья Георгия: Да. Тогда с Мукачева, с Покровского монастыря с Киева по одной, по две присылали сестер. Но самое большое количество с Пюхтицкого монастыря.

Прот.А.Степанов: Матушка, а как складываются отношения монастыря с местными властями? Нет ли каких-либо утеснений, искусственных проблем?

Игуменья Георгия: Нет, пока не ощущаем. У нас и звон колокольный разрешен, все нормально. Хотя рядом, за нашей оградой католики, у них так заведено: шаббат начинается, день покоя – они уже не звонят, придерживаются их порядков. А у нас все равно в шаббат утром и вечером и звон, и трезвон. Надо праздничную службу – мы во вся трезвоним. Конечно, когда идут строительные работы, ремонты, то стучать в шаббат – это уже опасно. Особенно когда бывает у иудеев Судный день, это в сентябре месяце, очень, очень строгий у них день. Они постятся, ничего не кушают уже накануне. И Боже сохрани, стучать, колотить или пилить. Один раз так было у нас, это в первые годы. И нас там услышали. Я сказала ребяткам: в помещении работайте, но чтобы на улице, на территории не слышно было. Но кто-то из работников вышел во двор, что-то пилил или колол – услышали, моментально прибежали, чуть камнями не стали бросаться.

Прот.А.Степанов: Значит, местное население в большинстве все-таки придерживается ветхозаветных заповедей, живет в соответствии с иудейской верой.

Игуменья Георгия: Особенно эти законники, пейсаты, через их квартал, Боже сохрани, кому-нибудь проехать: забросают камнями. В субботу они не ездят на машинах. В пятницу уже в 3 часа дня идет последний автобус, и все движение прекращается. Но такси ходят, частники не соблюдают эти законы. Они ни иудеи, ни православные, и они ездят, как им вздумается. Но рестораны, кафе, магазины – все закрывается, и больницы, и все – и до вечера, пока не взойдет звезда.

Прот.А.Степанов: Матушка, а поддерживаете ли вы какие-то связи, общение с другими православными монастырями в Святой Земле? Не русскими, я имею в виду. Там ведь есть греческие монастыри, может быть, есть арабские.

Игуменья Георгия: Да, греческие. Арабских нет, а греческие есть. Мы посещаем их, когда где какой-нибудь праздник, например, преподобного Онуфрия. Были в монастыре Герасима Иорданского недавно, за неделю до моего отъезда. Там замироточили иконы. И вот мы все, всем монастырем – все ездили, но не сразу в один день, а смотрели по очереди. Вы знаете, там распятие, которое раньше стояло на Голгофе, оно теперь у Герасима Иорданского в нижнем храме стоит. И вот из ребра показалась даже кровь…

Прот.А.Степанов: Это греческий монастырь?

Игуменья Георгия: Это греческий монастырь. Там у них очень мало монахов. Всего один – он и настоятель, и вся братия. Обслуживать помогают арабы, правда, православные. Посещаемость большая, потому что мы и по жизнеописанию святого Герасима знаем, как со львом он там жил. Когда едут в Иудейскую пустыню, то сразу первый монастырь посещают Герасима Иорданского. А вот уже монастырь Георгия Хозевита, он на скале. И когда было неспокойно, туда даже не пропускали. Потому что водители говорят, мы не рискуем, кто знает, что там. Но вот последние дни перед моим выездом сюда, тоже паломники ездили к Георгию Хозевиту – это очень красивый монастырь.

Прот.А.Степанов: А сколько там монахов?

Игуменья Георгия: Там побольше. 2 или 3 там, что-то.

Прот.А.Степанов: Тоже не слишком много.

Игуменья Георгия: Да, и тоже обслуживают все арабы везде.

Прот.А.Степанов: Видимо, ваш монастырь – самый большой в Святой Земле?

Игуменья Георгия: Самый большой, да. Даже на Елеоне в Гефсимании женские монастыри – там тоже очень мало сестер.

Прот.А.Степанов: Там, вероятно, пополнение только из старой русской эмиграции? Или кто-то еще?

Игуменья Георгия: Там арабочки у них есть. И наши некоторые сестры, которые жили в Горнем монастыре, некоторые там остались. Когда было разделение, до шестидневной войны, кто-то остался на стороне палестинцев, и они отошли.

Прот.А.Степанов: За долгие годы жизни в Святой Земле Вы и, наверное, многие Ваши сестры, уже научились понимать греческую службу. Скажите, Вы участвуете в греческих богослужениях в других храмах, в святых местах, может быть в греческих монастырях?

Игуменья Георгия: Да, мы знаем, понимаем. Потом, Вы знаете, много лет все время пели наши сестры в храме Гроба Господня. В субботу приезжаем, на ночном богослужении мы всегда пели. Вот сейчас за эти полтора года редко стали давать нам попеть. Какая-то у них появилась или ревность, или зависть, так как было очень много паломников русских, и они что-то стали бояться, как бы мы все не заполонили. И, Вы знаете, столько стоит паломников наших, сотни, ведь это такая святыня, а один или два грека поют – и все. Просто жалко своих. Ну только понимают «Кирие елейсон», «аксиос» или что-нибудь такое, знают греческих несколько слов, и все. А херувимскую распевает один грек-певец на два клироса. Но когда владыка Тимофей служит, тогда обязательно он меня позовет: Матушка, у вас есть певчие? А сестры, раз теперь петь нельзя, кто на Голгофе стоит, кто на другом приделе, по уголкам, знаете, кому где по душе. Я говорю владыке: я соберу быстро певчих. Сестру пошлю – моментально все прибегут, и уж тогда херувимскую нам дают петь. А когда архиереи наши служат – ведь как бывает? Четыре архиерея, а поет один грек только. Представляете, какая это служба?

Прот.А.Степанов: Тоска смертная. Но в Вашем монастыре, я думаю, должен быть образцовый хор. Вы ведь регент, я знаю.

Игуменья Георгия: Да, сейчас, знаете, подбираем таких, чтобы умели и петь, и читать, потому что служба совершается и на других участках, надо, чтобы и там тоже были сестры певчие. Поэтому такой подбор. Трудниц, когда приезжают, сразу спрашиваю: поешь, читаешь? И тогда мы оставляем. Сейчас новенькие поступили, которые могут и басом, и дискантом петь.

Прот.А.Степанов: Вероятно, в ближайшие годы можно ожидать большой приток новых сил из России. ведь число паломников тоже растет. Как Вам кажется?

Игуменья Георгия: Очень много было паломников до этого времени. Очень много паломников. Так что, конечно, надеемся на пополнение.

Прот.А.Степанов: Что же, хочу поблагодарить Вас от имени наших слушателей за интересный рассказ о монашеской жизни и о Вашей жизни, и хочу пожелать, чтобы Горненский монастырь стал для Ваших молодых монахинь тем же, чем для Вас когда-то был Пюхтицкий. Еще раз благодарю Вас и до свидания.

Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

Матушка Георгия, в миру — Валентина (Щукина), родилась в 1931 году в Ленинграде. Она воспитывалась в верующей семье. В 1942 году вместе с матерью и двумя сестрами была эвакуирована из блокадного города. Дети ослабели от голода и холода. Младшая, Нина, скончалась в поезде, Валю тоже приняли за умершую и в Орехово-Зуево отправили в морг, но там девочка пришла в себя. Три месяца она провела в больнице, ей ампутировали обмороженные пальцы на одной ноге. Вылечили и отправили к матери.

Далее — рассказ матушки Георгии о своей жизни.

— Еще когда я находилась в больнице, мама прислала письмо: «Жива ли моя девочка?». Она оказалась в Краснодарском крае, но точный адрес не сообщила. Врачи посадили меня в поезд, но нужную станцию я проехала. В Краснодаре мне ножки перевязали и опять в поезд посадили, и снова я проехала. Третий раз меня отправили, в вагоне женщина-попутчица прочитала мамино письмо, которое было у меня с собой, и говорит проводнице: «Я еду как раз в ту станицу». И все обрадовались, что наконец-то могут меня кому-то поручить. От станции шли пешком несколько километров, а у меня пальчиков нет, тяжело. К тому же тепло, май месяц, а я в валенках, одета по-зимнему. Женщина ехала к своей сестре, которая, как оказалось, жила по соседству с моей мамой — блокадников по хатам местных жителей распределили. Я была в полном изнеможении, сразу уснула, слышу сквозь сон какой-то шум. Открываю глаза — передо мной мама. Соседи собрались. Все обрадовались: «К Ефросинье Степановне доченька приехала!». Кто арбузы соленые, кто помидоры, кто соленья-варенья несет…

Но вскоре мама заболела и умерла — была эпидемия сыпного тифа. Меня не знали куда деть. У мамы оставалось семь сестер. Они жили по всей стране. Меня сначала отправили на Алтай. Но там — голод, жизнь тоже тяжелая, и меня родственники в детдом сдали. Потом я вернулась в Ленинград, к тете Моте, она — бездетная и поэтому очень обрадовалась моему появлению.

Мама и все ее сестры всегда ходили в церковь. И для меня богослужение было такой радостью! Еще девочкой я пела в Никольской и Казанской церквях Ленинграда. И уже все батюшки меня знали. В те годы молодежи мало было в храме, батюшка оглянется — посмотрит, кто может петь: «Валя, Валя, иди сюда, помогай!». И вот я по всем храмам ходила и пела. Тогда это для меня было большое утешение и духовная поддержка.

Однажды на Рождество священник во время проповеди говорит: «Господь родился, волхвы принесли Ему дары. А что мы принесем?». И я заплакала: «Господи, что я принесу Тебе? У меня ничего нет, кроме грехов. Возьми, возьми меня!». Духовенство уже знало о моем желании идти в монастырь, я всех просила молиться обо мне. Как-то раз приезжает из Пюхтиц игумения Рафаила. В Никольском соборе мне говорят: «Валя, приехала матушка Рафаила, поклонись ей в ножки и проси, чтобы она тебя взяла в монастырь». После службы алтарницы-матушки меня к ней подводят — она у них ночевала, меня домой на чаек и пригласили. Сижу, плачу: «Матушка-игумения, возьмите меня, я так хочу в монастырь». Она говорит: «Приходи». Мне тогда было 16 лет. Тете Моте сообщаю: «Я хочу себя Господу посвятить ради вечной жизни. Здесь все временное, все пройдет». Она в ответ: «Никуда я тебя не пущу, бросаешь нас — старую да малую». С нами еще моя младшая сестра Лида жила.

В храме мне посоветовали к отцу Серафиму в Вырицу съездить и получить благословение. Старец был уже настолько слабенький, что никого почти не принимал. День был такой солнечный, человек двадцать сидели, все писали записочки, а его келейница, матушка Серафима, к батюшке их носила. Мне тоже сказали: «Пиши, девочка, он никого не принимает». Я думаю: ну как же так, Господи, мне так нужно батюшке все рассказать! Серафима вышла, берет записочки, ко мне подходит: «А ты, девочка, кто, откуда? Ты записочку писала?». Я смутилась: «Да нет, не писала». Она в скором времени возвращается, меня за руку берет и к батюшке ведет. Люди стали возмущаться: «Матушка, я со вчерашнего дня сижу!». — «Миленькие, молитесь и пишите записочки, батюшка очень слабенький». Батюшка лежал на кровати, рука под головой. Я сразу на колени, слезы градом, не могу слова вымолвить. Он меня благословляет, спрашивает, как звать, откуда. «Грешная Валентина, с Питера». И опять плачу. «Что ты хочешь?». — «Помолитесь обо мне, я так хочу в монастырь, а меня тетушка — тетя Мотя — не отпускает». — «С Богом гряди! — и дает мне фотографию Пюхтицкого монастыря, — тебя Матерь Божия избрала». И повторяет: «С Богом гряди! Господь тебя призывает! А тетушка твоя, Матренушка, пусть ко мне приедет». Но тетя Мотя даже слушать не хотела: «Никуда я не поеду и тебя не пущу. Похоронишь меня, тогда иди куда хочешь». Пришлось второй раз поехать к старцу. Он меня опять принял. Я плачу. Батюшка меня по головке гладит: «Валечка, Валечка, скажи своей тете, чтобы она ко мне приехала». — «Она слушать не хочет, помолитесь, чтобы Господь смягчил ее сердце». — «С Богом гряди, я помолюсь». Когда я вернулась домой, тетя Мотя только плакала. Она поехала к отцу Серафиму и вернулась от него совершенно другим человеком.

Пюхтицкий монастырь имел большое хозяйство — скотный двор, лошади, коровы, куры, поля. И ни одного наемного работника! Сами сестры трудились, причем не было никакой техники, все обрабатывали вручную.

Игумения меня приняла и говорит: «Валя, у нас рабочий монастырь — пахать, бороновать придется, за грибочками в лес ходить». — «Матушка, куда благословите! За святое послушание все буду делать!».

Меня поселили в келью к монахине Аркадии — духовной дочери Иоанна Кронштадтского, но вскоре перевели в игуменский корпус келейницей. Сразу поставили на клирос, чему сестры очень обрадовались — певчих не так много было. Но я со всеми также выполняла и общие послушания. В монастыре в те годы — ни воды, ни света, ни отопления. Сестры на источник ходили. Дрова носили из лесу. А их нужно было принести на кухню, в трапезную, в церковь, в игуменский корпус, в богадельню, в священнический дом. И все на себе таскали.

Но потом трудники из Питера поехали. Первым делом провели электричество, потому что служба в храме идет — темнота, певчий или чтец со свечкой, в алтаре батюшка тоже со свечечками. Сейчас в Пюхтицах — красота. Я когда туда ездила, сестры уговаривали: «Матушка Георгия, возвращайтесь к нам». На что я отвечала, что в Горненском — за святое послушание, не сама туда поехала, а Святейший Патриарх Алексий II меня направил.

В 80-х годах восстанавливалось Пюхтицкое подворье — Иоанновский монастырь на Карповке. Я была помощницей игумении и казначеем, часто ездила к отцу Николаю Гурьянову — за советом и молитвой.

Однажды я приехала, мы попили чайку, посидели, потом старец и говорит: «Пойдем-ка в храм, помолимся». Пришли, и он меня вдруг заводит в алтарь и кладет мне на спину тяжелый запрестольный крест: «Это твой игуменский крест!».

В 1991 году Патриарх назначает меня игуменией Горненского монастыря. Я говорю: «Святейший владыка, я ведь языка не знаю, ничего не знаю, как справлюсь?». — «Мать Георгия, Господь поможет, — успокаивает он. — На сегодня у нас только одна кандидатура — ваша, сколько сможете, два-три года, но нужно монастырь восстанавливать, скоро поедут туда паломники». И вот он меня сюда привез. Перед отъездом я навестила отца Николая Гурьянова. Плакала: «Батюшка, как справлюсь, помолитесь». — «Все получится, справишься». Я говорю: «Меня Святейший на три года в Иерусалим отправляет». А он мне: «А я хочу, чтобы ты там и померла». Вот так он меня утешил. Вот, видите, уже 24 года здесь.

Горненский монастырь в Иерусалиме находится на том месте, где две тысячи лет назад располагался град Иудов, о котором упоминает евангелист Лука (см.: 1, 35). Именно в нем жили святые супруги Захария и праведная Елисавета — родители святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Именно сюда, к Своим родственникам, пришла из Назарета получившая Благую Весть Дева Мария; именно здесь исполнившаяся Святого Духа Елисавета пророчествовала о рождении Спасителя; именно здесь впервые раздалась Песнь Богородицы, которую мы поем теперь на каждой утрене: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе…». И потом Дева Мария гостила у Своих сродников около трех месяцев; обо всем этом повествует святой апостол и евангелист Лука в первой главе своего Евангелия.

В XIX веке эту землю купил тогдашний начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Православные люди, русские, желавшие здесь поселиться, должны были возвести дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители вместо корпусов разбросаны по склону горы маленькие домики, в которых живут сестры. Возле каждого домика — дворик и садик. Монастырь утопает в зелени, повсюду деревья, кустарники, цветники. Чисто и красиво. Но, когда игумения Георгия прибыла к месту своего служения, всего этого благолепия не было: вместо дорожек — булыжники, в главном храме — соборе в честь всех святых, в земле Русской просиявших, — росли огромные деревья… Пять с половиной лет в монастыре не было игумении. Последняя настоятельница смогла пробыть здесь всего два года. Впрочем, мать Георгия не стала говорить, по какой причине в обители не задерживались настоятельницы.

Читайте также:  Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Сейчас в обители 82 насельницы, но часть из них трудится на подворьях в Хевроне, Иерихоне, Хайфе, Тиверии, Иордании — принимают там паломников. И многие паломники останавливаются в Горненском, трудятся здесь, помогая сестрам, а потом еще не раз посещают это святое место.

— Когда я приехала, конечно, не знала, с чего начинать: ни воды, ни света, ни отопления. Трапезная отсутствовала. Каждая сестра готовила себе еду в келье: кашку сварит или картошечку… Рабочих нет. Тогда ведь и паломников тоже не было — дохода абсолютно никакого. Святейший мне семинаристов прислал, и они выкорчевывали деревья в соборе, расчищали территорию — такие были заросли, никаких дорог — везде одни булыжники, только одна тропинка вела к Казанскому храму, в нем единственном совершались службы. Среди студентов нашлись электрик и связист — постепенно электричество провели, телефон установили. Они трудились, ну а я им потом даже копеечку немножечко заплатила. Теперь некоторые из них стали священниками, есть и архиерей — мы их всегда с благодарностью вспоминаем. Одно из предприятий Санкт-Петербурга рабочих прислало. Их руководство меня знало. Появились отопление, водопровод, асфальт. А потом поехали к нам и паломники.

Не всем подходил местный климат, многие сестры подолгу привыкали, адаптировались. Мне же этот климат сразу подошел. В Пюхтицах я всегда простужалась, то ангина у меня, то еще какая-нибудь болячка. А здесь все прошло! Господь так устроил! Я благодарила Его за то, что попала на Святую землю, где Он родился, пострадал и воскрес. Тысячи людей хотели бы сюда приехать, помолиться, а мне довелось здесь жить!

Что помогало преодолевать все эти трудности? Святое послушание. Еще отец Иоанн Кронштадтский завещал пюхтицким сестрам: «Только безропотно несите послушания — три шага до Царства Небесного».

Сейчас, слава Богу, храмы открыты, сколько монастырей, везде служба идет. Это милость Божия. Много верующих, много хороших проповедников, духовной литературы много. Только читай — не ленись. Причащайся, молись, крещение принимай, венчайся. Все сейчас пока открыто, слава Богу.

Завершим наше знакомство с матушкой Георгией словами начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова): «Вот так сложилась и так Промыслом Божиим устроена жизнь матушки Георгии, что, пройдя испытания военного времени, сердце ее не ожесточилось, а наоборот — размягчилось. Она действительно согревает одним своим присутствием. Видимо, вот эта благодать Божия, накопившаяся в ней годами через ее подвиги, через ее смирение, терпение, сегодня выходит за пределы личности. Она уже становится достоянием людей, которые соприкасаются с ней, приезжают сюда в качестве паломников. Матушка игумения Георгия — олицетворение этого монастыря. Она является драгоценным началом в жизни Русской Палестины. Без молитвы, которая постоянно творится в Горненском монастыре, наша миссия не имела бы сердца, не имела бы души. Благодаря монастырю, той замечательной духовной атмосфере, которая создана трудами и благодатными дарованиями матушки игумении, монашеская жизнь там полнокровная, полноценная. Мы чувствуем у себя за спиной надежный тыл для всех наших устремлений, опираемся на эти молитвы и понимаем, что по этим молитвам Господь дает и нам благоуспешность в служении. Мы чувствуем эту духовную молитвенную поддержку монастыря и матушки игумении».

Фото автора

Журнал «Православие и современность» № 39 (55)

ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету.

Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным), к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елиcаветы («. Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» – Антонин (Капустин). С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах – Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский . С. 7).

Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ. общине). Территория совр. Г. м. состоит из неск. участков, приобретенных архим. Антонином в разное время по мере материальных возможностей и оформленных на разных лиц (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архим. Антонина, и на его племянников). В завещании, составленном перед кончиной владельца, 19 марта 1894 г., говорилось: «Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода» (Духовное завещание архим. Антонина // Россия в Св. земле. Т. 2. С. 226). Отдельным пунктом значилось: «Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем» (Там же. Т. 2. С. 227). Даже до 1959 г. «дом, где жила Апостолиди, сохранил наименование «дом Софьи-Гречанки»» ( Никодим (Ротов) . С. 253).

Общая площадь территории Г. м. составляла (по описям 1895 и 1949) 360 тыс. кв. м. При строительстве госпиталя Хадасса (открыт в 1961) и подъездной дороги к нему значительная территория в верхней части монастырских владений отошла в муниципальное пользование. В наст. время площадь Г. м. составляет 228 тыс. кв. м.

Архим. Антонин задумал создать здесь монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц – каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии «без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей» (ЦВ. 1880. № 41. С. 21).

Для буд. общины необходим был храм. Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией решено было основать в Айн-Кареме «русско-арабский» храм, как бы приходский для местных правосл. арабов, расположенный для удобства в пределах рус. участка. Временная домовая церковь была открыта в Г. м. в 1880 г. с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, к-рый по просьбе архим. Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался по-походному, в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке 2-этажный дом РДМ. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви.

16 июня 1880 г. архим. Антонин выбрал место для постройки храма на нижней террасе крутого склона. Начатое строительство вызвало противодействие со стороны соседей-францисканцев. Кустод Св. земли, благожелательно отнесшийся к действиям архим. Антонина, был смещен ( Дмитриевский . С. 16). В апр. 1881 г. иерусалимский губернатор Реуф-паша потребовал, чтобы до получения султанского фирмана строительство было прекращено. На заявление Иерусалимского патриарха Иерофея Святейшему Синоду, что архим. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение», митр. Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода, в ответном послании подчеркнул, что храмы строятся архим. Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха (Там же. С. 17).

В течение 2 строительных сезонов (1880-1881) артель под рук. Илиаса Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. р. серебром) небольшое здание церкви, план к-рой был начерчен архим. Антонином. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архим. Антонина. Мон. Леонида в России заказала иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и проч. церковную утварь. Колокол в 41,5 пуда был подарен Ф. Н. Самойловым. Тот же благотворитель, по свидетельству архим. Антонина, пожертвовал 2 тыс. р., а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых».

14 февр. 1883 г., спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце («произведение собственной усердной, но недостаточно искусной в художестве кисти»), архим. Антонин совершил малое освящение воздвигнутого храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Подробная опись церкви и ее ризницы была составлена 30 марта 1894 г., после смерти архим. Антонина (Россия в Св. земле. Т. 2. С. 78-80). 20 лет спустя в отчете М. Я. Дьяконова (1914) о церкви сказано: «Иконостас двухъярусный с иконами хорошего письма. Утварь и ризница церкви не богаты и не обильны. Церковь содержится в порядке, но признана в настоящее время малопоместительною в период паломнического движения» ( Дьяконов . С. 297).

Буд. мон-рь обстраивался постепенно. В акте об учреждении вакуфа от 12 сент. 1889 г. отмечено 14 домиков-келлий, в документах 1894 г. названо кроме домов для ризницы и для трапезной 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т. е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по неск. комнат в каждом), в к-рых проживало более 80 чел. (Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц // Россия в Св. земле. Т. 2. С. 240-242). Материальное благосостояние еще не утвержденной общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Имп. Правосл. Палестинское об-во (ИППО) оказывало архим. Антонину финансовую помощь (по 2 тыс. франков было перечислено для Горненской общины в 1891 и 1892).

Каноническое оформление Горненской общины произошло при преемнике архим. Антонина, новом начальнике РДМ архим. Рафаиле (Трухине). Летом 1897 г. по совету секретаря ИППО В. Н. Хитрово начальник миссии ввел в общине общую трапезу, на что от ИППО было обещано по 10 тыс. франков ежегодно (Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г. // Дмитриевский . С. 22). В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры» (ею стала матушка Рахиль), что вызвало нестроения в общине, для пресечения к-рых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил (первоначальный текст правил см.: Россия в Св. земле. Т. 2. С. 104-106). С нек-рыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 г. (текст см.: Дмитриевский . С. 23-27) – эта дата считается временем основания мон-ря.

Община управлялась старшей сестрой, в 1898-1918 гг. мон. Валентиной, награжденной наперсным крестом 4 дек. 1912 г. Продолжателем трудов архим. Антонина по расширению и благоустройству обители стал назначенный в 1903 г. начальником РДМ архим. Леонид (Сенцов). При нем в Г. м. были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» ( Дьяконов . С. 286).

В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, в Казанском храме сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером.

В 1910 г. начато строительство большого собора во имя Живоначальной Троицы, прерванное после 1914 г. В 1913 г. был приобретен участок, именуемый «Камень сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресв. Богородицы в Айн-Кареме. В отчете 1914 г. указана только стоимость участка – 5100 р., с примечанием: «Уплачено из сумм Горненского монастыря 3232 руб. 72 коп.» (Там же. С. 303).

Будучи архитектором по образованию, архим. Леонид, как и архим. Антонин, сам проектировал постройки, что вызывало нарекания петербургских властей. С др. стороны, активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины, составлявший к 1911 г. 71 510 р., был в последующие 3 года полностью израсходован, притом что общий долг РДМ составлял 124 тыс. р. (Там же. С. 272, 299). Сестры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход: в 1911 г.- 9763 р., в 1912 г.- 15 859 р., в 1913 г.- 6175 р. Если разделить эти суммы на 200 чел. (именно столько насельниц проживало к 1914 в Г. м.), в среднем сестры при растущей дороговизне должны были жить на 4 р. 40 к. в месяц.

Во время первой мировой войны в связи с выступлением в 1914 г. Турции на стороне Германии и Австро-Венгрии рус. учреждения в Св. земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Г. м. и Елеонского Вознесенского мон-ря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию и вернулись только в 1918 г. В Александрии скончалась в 1918 г. старшая сестра Горненской общины Валентина, общину возглавила мон. Тавифа (в миру Татьяна Минина).

26 нояб. 1919 г. управлявший рус. учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёв в донесении Совету ИППО писал: «В Иерусалиме… около 450 человек паломниц и монахинь. Церкви открыты, ризница сохранилась. На Елеоне живет 120 сестер, в Горнем 70, службы везде справляются». Поддерживать адм. связь с Московской Патриархией стало трудно; рус. храмы и мон-ри в Св. земле оказались в ведении РПЦЗ. Архиерейский Синод решил реорганизовать Г. м., поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении. Игуменией стала Тавифа I, управлявшая обителью до 1945 г.

В 1945 г., после визита в Св. землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер Г. м. возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая группа «патриарших» сестер, т. е. сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник РДМ в юрисдикции РПЦЗ архим. Антоний (Синькевич) отстранил от управления мон-рем всеми почитаемую игум. Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную мон. Елисавету (Анненкову). Просьбы сестер вернуть игумению ни к чему не привели. Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Архим. Антоний запретил «своей» игумении и «своим» сестрам общение с «патриаршими» и опечатал Казанский храм обители. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греч. храм в Айн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнослав. языке рус. иером. Исаию.

Весной 1948 г., после того как евр. военизированные отряды Хаганы изгнали араб. население из сел. Айн-Карем, ок. 100 монахинь покинули Г. м. Вернулись в обитель не все. Возникшее в мае 1948 г. гос-во Израиль передало оказавшиеся на его территории рус. храмы и участки, в т. ч. Г. м., советскому правительству. Г. м. вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, остались в Елеонском мон-ре.

В сент. 1948 г. Свящ. Синод назначил начальником восстановленной РДМ в Иерусалиме архим. Леонида (Лобачёва). В состав миссии вместе с ним вошел свящ. Владимир Елховский. 5 дек. 1948 г. они совершили первую торжественную службу в Г. м., к ним присоединился духовник Г. м. иером. Исаия. Архим. Леонид писал, что «обитель приготовилась к службе, как к великому празднику. Во время литургии прибыло наше посольство, представители государства Израиль, представители командования армии, фотографы, журналисты» (Архив ОВЦС. Д. 53. 1948 г. Л. 43).

В Г. м., по списку архим. Леонида, оставалось в это время 59 сестер, 46 из них старше 60 лет. Схим. Мефодии (Овсянниковой) было 110 лет, схим. Синклитикии (Куликовой) – 115. Материальное положение обители оставалось тяжелым, денежное обеспечение РДМ было недостаточным. Архим. Леонид сообщал, что «с хозяйством переходят к нам и люди русские, которых необходимо и обязательно материально содержать… На присланные 4 тыс. долларов приобретаем предметы первой необходимости, содержим общую трапезу, производим неотложный ремонт. Двести долларов выделили Горненскому монастырю. Сейчас средств нет, и на наши телеграммы Святейшему ответа не имеем. Вынуждены просить ссуду у Израиля» (Там же. Л. 44).

Читайте также:  Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

В 1987 г. был освящен пещерный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Он вплотную примыкает к территории францисканского мон-ря Магнификат, к-рому принадлежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы.

30 янв. 1991 г. игуменией Г. м. назначена насельница Пюхтицкого мон-ря мон. Георгия (В. А. Щукина). В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в мон-ре архив и б-ка (в основе к-рой лежит уникальное книжное собрание архим. Антонина). В 1997 г. в честь 150-летнего юбилея РДМ в Иерусалиме, возле Казанского храма, установлен бюст основателя Горненской общины архим. Антонина (Капустина) и оформлена мемориальная аллея. К Пасхе 1997 г. завершена реконструкция одного из домов Г. м. под 2-этажную гостиницу для паломников.

В наст. время в обители несут послушание 60 сестер (больше не позволяют израильские власти). Они работают на рус. участках в Яффе, Хайфе, Тиверии, служат на клиросе у Гроба Господня, сопровождают паломников из России по св. местам.

В 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было возобновлено строительство собора в честь Св. Троицы, переосвященного в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Литургическая жизнь обители имеет нек-рые особенности. В воспоминание встречи Пречистой Девы Марии с прав. Елисаветой по прошению архим. Антонина указом Святейшего Синода от 5 авг. 1883 г. в Горненской обители установлен особый праздник Целования, или Прихождения Божией Матери в Горний град Иудов, совершаемый обычно 30 марта – на 6-й день по Благовещении. Накануне праздника из Троицкого собора в Иерусалиме в Г. м. переносится чудотворная икона «Благовещение Пресв. Богородицы». Встреча иконы сестрами обители происходит у бьющего под горой источника Божией Матери, откуда по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в Казанский храм. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, укрепляя у основания игуменским жезлом. Здесь икона остается до праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, т. к., по Евангелию, Богородица гостила в Горнем граде у прав. Елисаветы 3 месяца.

Престольный праздник обители в день почитания Казанской чудотворной иконы Божией Матери 8 (21) июля также отмечен особой благодатью Божией. В 1914 г., после начала первой мировой войны, от голода и эпидемии чумы в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. После 12-кратного прочтения эпидемия прекратилась. Традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной сохранилась в обители до наст. времени.

19 мая 1983 г. в Г. м. были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), к-рые несли послушание с 1967 г. Утром 20 мая сестры нашли их бездыханные тела в крови, в кельях, где они проживали. Убийца, признанный невменяемым, был выслан из Израиля. «Мученицами нашего времени» назвал убиенных сестер Патриарх Иерусалимский Диодор в телеграмме Святейшему Патриарху Пимену.

Главными святынями Г. м. являются камень, отколотый и перенесенный с места первой проповеди св. Иоанна Предтечи (он находится у зап. внешней стены храма, справа от входа), а также чудотворный образ Казанской Божией Матери, написанный известной горненской мон.-иконописицей Сергией. Ее кисти принадлежит также чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», находящаяся в Гефсимании, в ц. Успения, в особом киоте за кувуклией Пресв. Богородицы.

Паломничество во Святую Землю

Окрестности Иерусалима

Вифания

Гробница праведного Лазаря Четверодневного

Гробница праведного Лазаря Четверодневного

Все мы помним то удивительное чудо, которое совершил Христос незадолго до Своих страданий, воскресив четверодневного мертвеца Лазаря. Произошло это в Вифании – небольшом селении, расположенном рядом с Иерусалимом, где жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Нынешнее селение носит название Аль-Азария (по-арабски “дом Лазаря”). Евангелие говорит нам, что Спаситель очень любил Лазаря, которого именует Своим другом, и его сестер. Воскрешение Лазаря было совершенно поразительным, великим чудом. В Палестине умерших хоронили в самый день смерти, поскольку из-за жаркого климата тело быстро начинало разлагаться. А четверодневный мертвец уже и вовсе терял человеческие черты. Т.е., очевидно, что тело Лазаря Господь воссоздал вновь. Это чудо было совершено Спасителем на глазах множества людей и оно является прообразом будущего воскрешения мертвых в конце времен, когда Бог воссоздаст из праха тела всех от века умерших. Еще одно чудо заключалось в том, что Лазарь вылез из узкой гробницы, весь плотно спеленутый плащаницей.

Праведный Лазарь был погребен в обычной еврейской семейной могиле, высеченной в скале. Она не была расположена так глубоко под землей, как сейчас, не было лестницы, ведущей вниз, по которой теперь спускаются паломники. Просто с течением веков значительно поднялся культурный слой. Также, следует отметить, что место погребения праведного Лазаря уже очень долгое время принадлежит мусульманам, которые несколько изменили внешний вид гробницы и перенесли вход в другое место. Первоначально вход располагался с противоположной стороны.

В IV – VII веках все это место было обнесено стеной, внутри располагалась базилика. До эпохи крестоносцев здесь существовал монастырь. Господь именно отсюда начал Свой торжественный вход в Иерусалим и поэтому с древнейших времен именно отсюда начиналось следование торжественной церковной процессии в праздник Входа Господня в Иерусалим. Во времена крестоносцев древний храм несколько раз перестраивался. После XIV века это место перешло во владение мусульман. В настоящее время на том месте, где, по преданию, был дом Лазаря и его сестер, находится католический храм. Когда мы идем к гробнице праведного Лазаря, то это место расположено по дороге слева от нас. Также, в Вифании есть православный русский участок, а напротив него – православный греческий монастырь во имя святых Марфы и Марии, называемый еще монастырем Встречи.

Русский участок. Место, где Марфа встретила Господа

Вифания. На этом месте произошла встреча Господа с Марфой и Марией

Неподалеку от гробницы праведного Лазаря находится место, где Марфа, вышедшая навстречу Господу, встретилась с Ним. Потом сюда же пришла и Мария, услышав, что Господь пришел и зовет ее. Сохранился участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим, проходившей здесь. Вероятно, по ней ступал и Спаситель. Рядом с дорогой был обретен камень с надписью «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь. » (далее текст обрывается). Над камнем воздвигнута небольшая часовня. А рядом были обнаружены остатки древнего византийского храма. Этот участок был куплен Русской Духовной Миссией в конце XIX века. Впоследствии он оказался в ведении Русской Зарубежной Церкви. Здесь также устроен замечательный пещерный храм, освященный в честь святителя Николая Чудотворца.

Вифания. Древняя дорога

Во время Первой мировой войны участок заняли войска турецкой армии, которые полностью разорили здесь все, и участок пришел в запустение. Он был возрожден в конце 20-х годов двумя монахинями – Марфой и Марией, которые впоследствии основали в Гефсимании монастырь святой Марии Магдалины. Родом они были из Шотландии, принадлежали к Англиканской Церкви, оказались на Святой Земле по пути в Индию. Но по Промыслу Божию, они остались на Святой Земле и приняли здесь Православие. В Вифании образовалась небольшая монашеская община. В память Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, которую сестры считали своей духовной руководительницей и покровительницей, они устроили бесплатную амбулаторию для окрестных жителей. А также ими была организована православная школа-интернат для девочек. После Шестидневной войны изменились границы, сюда переехало очень много мусульман, а христиан осталось меньше двух процентов. Поэтому было принято решение открыть школу для населения, с 1972-го года она была официально зарегистрирована как частная христианская школа, каковых немало на Святой Земле, и в нее стали принимать девочек и мусульманского вероисповедания. Но в интернате по-прежнему живут только православные дети. И, преимущественно, это девочки из неблагополучных, разбитых семей. В настоящее время это единственная православная школа на Святой Земле. Директором школы всегда является кто-то из сестёр Гефсиманского монастыря святой Марии Магдалины, несколько сестер несут здесь послушание.

Горненский монастырь

Совсем рядом с Иерусалимом (сейчас эта местность стала окраиной города) расположена “нагорная страна” – “Горняя”, упоминаемая в Евангелии, где был некогда “град Иудов”, Иутта, в котором жили праведные Захария и Елизавета – родители святого Иоанна Предтечи. Захария и Елисавета происходили из благородного священнического рода и были праведными пред Богом. Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресвятой Деве Марии. Когда праведные Иоаким и Анна привели в Храм трехлетнюю Марию, чтобы посвятить Ее Богу, именно Захария исполнял священническую череду. И по внушению Святого Духа, Захария совершил удивительное дело – ввел Святую Отроковицу во Святая Святых Храма, куда положено было входить только однажды в год и только первосвященнику. Евангельский град Иудов упоминается и в Ветхом Завете, в книге Иисуса Навина, в числе других городов, доставшихся в удел колену Иуды. Местность здесь очень красивая, посреди гор раскинулась живописная долина, все утопает в зелени садов и виноградников.

Горненский монастырь.
Вид на новый собор

Здесь родился “величайший из рожденных женами” – Пророк и Предтеча Спасителя, Иоанн Креститель. Именно сюда к своей ближайшей и любимой родственнице, поспешила Пресвятая Богородица после Благовещения.

“Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. “(Лк.1: 39-45)

Пресвятая Дева Мария поняла, что чудесное событие, свершившееся с Ней, открыто Елисавете Духом Святым. Душа Ее преисполнилась умиления и радости при мысли, что наступило вожделенное время пришествия Обетованного Мессии, и из уст Ее излилась вдохновенная песнь хвалы и благодарения: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. “

Горненский монастырь.
Казанский собор

Рождение Иоанна Предтечи сопровождалось многими чудесными событиями. Захария и Елисавета были бесчадными и уже состарились, когда Архангел Гавриил возвестил Захарии о том, что жена его Елисавета зачнет и родит сына, который будет велик пред Богом. Захария тогда засомневался, как это может быть, и был наказан немотою до того дня, когда исполнится обещанное. Когда же разрешились уста Захарии, он произнес по внушению Духа дивное пророчество, благовествуя о пришествии Мессии и называя своего новорожденного сына пророком Божиим, который предъидет пред лицем Господа приготовить пути Ему.

Современное селение, расположенное здесь, называется Эйн-Карем, что в переводе с арабского означает “виноградный источник”. Первый христианский храм, остатки которого сохранились до нашего времени, построила на этом святом месте святая равноапостольная царица Елена. Во времена крестоносцев здесь возникали католические храмы и обители. У подножия горы бьет древний источник, из которого брали воду в евангельские времена. Сюда ходила за водой и Пресвятая Дева Мария, гостившая три месяца у праведной Елисаветы.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел на склоне одного из холмов участок, который впоследствии был значительно расширен. Со временем здесь образовалась женская монашеская община, ставшая в 1898 году монастырем. В 1883 году был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1910 году на вершине горы был заложен большой собор, строительство которого было прервано Первой мировой войной и завешилось только в наши дни. Собор был освящен в 2007 году в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. В Казанском храме обители очень много святынь, частичек мощей. Справа от входа в храм – часть камня , на котором начал свою проповедь святой Иоанн Предтеча. Главная святыня собора – чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. Молитва пред этой иконой спасла некогда насельниц обители от эпидемии холеры. Это произошло в трудные для монастыря времена, в 1916 году. Тогда сестры вынуждены были зарабатывать на жизнь участием в строительстве дорог и работой в городе. Оттуда они занесли в обитель холеру. Тогда сестры начали ежедневно читать акафист перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы. И после двеннадцатого прочтения акафиста все ясно услышали голос, возвещавший о том, что обитель будет спасена от болезни. С этого времени эпидемия прекратилась. В память об этом чуде в монастыре на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы после Всенощной 12 раз читается акафист пред этим образом.

При устройстве обители архимандрит Антонин стремился, чтобы насельницы жили более-менее уединенно. Поэтому каждой из них был выделен небольшой участок, на котором сестры могли поставить домик и разбить сад. В таких маленьких домиках, утопающих в зелени садов, сестры живут и сейчас.

В 1986 году в обители был устроен пещерный храм на месте Рождества святого Иоанна Предтечи. Храм вплотную примыкает к территории католического монастыря и находится на месте дома праведных Захарии и Елисаветы.

Одним из главных монастырских праздников является праздник Встречи (или Целования) Девы Марии и праведной Елисаветы, совершаемый 30 марта (12 апреля по н.ст.), на пятый день после Благовещения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в обитель переносится чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Встречать икону сестры с букетиками весенних цветов собираются внизу, у источника Девы Марии, где служится молебен. От источника, по дороге, украшенной цветами, торжественный крестный ход следует в Казанский храм. Словно Сама Матерь Божия шествует в обитель. Образ ставят в Казанском храме на возвышенном месте, покрывают голубой мантией. Рядом устанавливается игуменский жезл. Икона остается в Горней три месяца, в память о трехмесячном пребывании Матери Божией в гостях у праведной Елисаветы. В этот период игуменией обители становится Сама Пресвятая Богородица. Сестры обители берут благословение вначале у Матери Божией, а потом уже у Матушки игумении. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают а Троицкий собор РДМ.

Горненский монастырь.
Место погребения монахинь
Варвары и Вероники

19 мая 1983 года в монастыре произошло трагическое событие: были зверски убиты две монахини – Варвара и Вероника, мать с дочерью. Это было ритуальное сатанинское убийство. Убийцу нашли, он признался в содеянном. Но его признали психически ненормальным и выслали из Израиля. Сначала была убита мать – монахиня Варвара. На теле ее дочери – монахини Вероники – было найдено 29 ножевых ран. Ее убийца мучил долго.

Монахини Варвара и Вероника несли послушание в Горненской обители с 1967 года. Родились они на Смоленщине. Ефросиния Петровна (будущая монахиня Варвара) – воспитала дочь в вере и благочестии. А в 1957 году они стали насельницами Рижской Пустыньки. Муж Ефросинии Петровны погиб во время Великой Отечественной войны. В 1967 году они были направлены на послушание во Святую Землю. Отличались усердием в молитве и трудах, всегда неопустительно посещали богослужения. Старались всем помочь, окружить заботой и вниманием нуждающихся в этом. Вероника обладала особым даром клиросного пения, была талантливым регентом.

Перед кончиной они обе заболели гриппом и не выходили из домика. Поэтому и не смогли в тот вечер, когда приняли мученическую кончину, быть на службе. Позднее выяснилось, что убийца следил за другим домом, где жили другие сестры, но те отсутствовали, и тогда он ворвался к Варваре и Веронике.

“Монахини Варвара и Вероника – мученицы нашего времени”, – написал Патриарх Иерусалимский Диодор в телеграмме Святейшему Патриарху Московскому Пимену. Могилки убиенных монахинь Варвары и Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.

Пещера, где укрывалась праведная Елизавета с младенцем Иоанном Предтечей

Пустынька святого Иоанна Крестителя

Недалеко от Горненской обители на территории католического монастыря находится пещерка с источником воды, именуемая Пустынькой Иоанна Предтечи.

По преданию, здесь скала расступилась и укрыла праведную Елизавету с младенцем Иоанном от воинов Ирода, истреблявших младенцев в Вифлееме и окрестностях. Елисавета тогда убежала в горы и со слезами молилась Господу – защитить ее и младенца. Но и здесь настигли их воины. Не видя никаких средств к спасению, она с молитвой и упованием на Бога воскликнула: “гора Божия, приими матерь с сыном”. Тогда скала чудесным образом сокрыла в себе праведную Елисавету с младенцем. Праведный Захария в то время находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод помнил о чудесных событиях, сопровождавших рождение Иоанна, и послал к Захарии воинов с требованием открыть, где находится его сын. Но Захария ответил: “Я теперь служу Господу Богу Израилеву и не знаю, где сын мой”. Тогда святой Захария был убит прямо в храме.

Праведная Елисавета с младенцем Иоанном продолжала жить в пещере, где вскоре скончалась. Святой Иоанн, охраняемый и питаемый ангелом, остался жить в этом пустынном месте. Повзрослев, святой Иоанн ушел в суровую пустыню в окрестности Хеврона, где и подвизался до того времени, как Господь призвал его на проповедь о покаянии.

Неподалеку от пещерки и источника, чуть выше, находится место погребения праведной Елисаветы, над которым крестоносцы построили часовню.

Ссылка на основную публикацию