Гребневская церковь в Одинцово: адрес и история, описание, святыни

ОДИНЦОВСКИЙ ГРЕБНЕВСКИЙ ХРАМ

Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове, вид с южной части. Фото со страницы храма на сайте “Приход.ру”

Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове (Московская епархия)

  • Престолы: Гребневской иконы Божией Матери (главный); свт. Николая Чудотворца (южный придел); прпп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (северный придел)
  • Адрес: Россия, 143005, Московская обл., г. Одинцово, Можайское шоссе, 72
  • Тел.: +7 (495) 591-07-31
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    На старой Смоленской дороге в небольшом селе Одинцово в 1673-1679 годах на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени (это даёт основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена), была построена первая деревянная церковь во имя его небесного покровителя – священномученика Артемона.

    Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

    Осенью 1801 года сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном епископу Дмитровскому Серафиму (Глаголевскому), викарию Московскому прошении писала: “. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова”. 22 ноября 1801 года церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся её утварь “кроме некоторого числа образов, обращена в новую” церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Феодор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В ночь на 1 сентября 1812 года, уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом. 2 сентября, как сообщал в своём письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, с 1813 по 1816 годы при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 года церковь готовилась к новому освящению.

    В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный посёлок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 году их было здесь 125.

    К лету 1898 года по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя приделами: с правой стороны во имя святителя и Чудотворца Николая и с левой – во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трёх ярусов.

    После революции 1917 года в Гребневской церкви по-прежнему продолжались богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х годов в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 года.

    В 1938-1939 годах церковь закрыли, разграбили и использовали в хозяйственных целях посёлка. Последний настоятель протоиерей Александр Ворончев и диакон Владимир Запольский были арестованы и сосланы в лагеря, отец Александр – погиб, а отец Владимир – умер на поселении. Дочь диакона Владимира – Нина Владимировна Запольская, сообщила о том, что после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны храм продолжали разрушать и грабить, был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проёмы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. 30 августа 1960 года выходит постановление СМ РСФСР за № 1327 о “взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану”.

    В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. В 1989 году, было объявлено, что здание “должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан”. Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители города Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине.

    В марте 1991 года храм был передан общине Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов. Первые богослужения проходили в маленькой часовне, а в июне того же года на Троицу прихожане молились за первой Литургией в храме, который начал обустраиваться.

    В 1991 году при храме открылась воскресная школа для взрослых, а вскоре и для детей [1].

    Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви села Акулово Одинцовского района и после открытия Гребневского храм были возвращены обратно.

    2 июля 1995 года состоялось полное освящение храма, которое совершил епископ Можайский Григорий (Чирков).

    В 1990-2000-е годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В 2002 году на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери “Утоли моя печали”, “Неупиваемая Чаша” и других.

    В марте 2000 года при Гребневском храме был организован Православный молодёжный центр.

    В 2004-2005 годах на территории Гребневского храма была построена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, которую 6 мая 2005 года освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) [2].

    Одинцовский Православный социально-культурный центр

    6 сентября 2002 года на строительной площадке на территории у Гребневского храма состоялась закладка Одинцовского Православного социально-культурного центра, которую совершил митрополит Крутицкий Ювеналий. В основание будущего центра была замурована капсула с грамотой, в которой навеки записано, кем и когда начато благое дело [3]. 7 августа 2004 года центр был торжественно открыт. Он включал в себя центр благочиния, воскресную школу, детский приют “Благо” (расформирован в 2015-2016 годах), также в одном и корпусов построен и оборудован и домовый храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. В открытии центра участвовал митрополит Крутицкий Ювеналий [4].

    Настоятели

    • Александр Ворончев (1928 – 3 ноября 1938 [5])
    • Игорь Борисов (март 1991 – октябрь 1997)
    • Николай Симонов (октябрь 1997 – 9 ноября 1999)
    • Нестор (Жиляев) (9 ноября 1999 – 29 ноября 2010)
    • Григорий Федотов (с 29 ноября 2010 [6])

    Приписные храмы

    Использованные материалы

    [1] “Воскресная школа – наш дом”, сайт Одинцовского благочиния Московской епархии, http://www.odinblag.ru/?page_ >

    [2] “В Светлую пятницу Владыка Ювеналий посетил Одинцово”, официальный сайт Московской епархии, май 2005, http://www.mepar.ru/news/2005/05/06/1002/

    [3] “С любовью дело начато, с любовью пусть продолжится”, сайт “Одинцово.инфо”, 4 сентября 2004, http://www.odintsovo.info/news/? >

    [4] “Архипастырский визит в Одинцовское благочиние”, сайт Московской епархии, http://www.mepar.ru/news/2004/08/07/457/

    [5] Дата ареста. В других источниках – 1937 год.

    Гребневский храм

    г. Одинцово, 1680 год

    Настоятель

    Священнослужители

    Престольный праздник: иконы Божией Матери Гребневская (10 августа)

    Приделы свт. Николая (19 декабря, 11 августа, 22 мая) прп. Сергия Радонежского (8 октября, 18 июля) Приписные храмы часовня мч. Иоанна Воина домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм иконы Божией Матери «Целительница» больничный храм свт. Луки Симферопольского часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм иконы Божией Матери Владимирская Адрес г. Одинцово, Одинцовский район,
    Можайское шоссе, д. 72 Телефон (495) 596-85-65 (факс), (495) 591-07-31, (498) 595-17-35

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

    г. Одинцово, Московской области

    От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

    Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

    Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

    Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

    В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

    К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

    ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

    В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

    «ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

    Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

    Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

    2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

    В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

    При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

    В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

    В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

    Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

    Мы рады новой встрече в новом учебном году и с теми, кто давно с нами сотрудничает и рады познакомиться с теми, кто впервые переступил порог Центра.

    Более тысячи детей и взрослых занимаются в Приходском центе при Гребневском храме, который существует с 2004г.

    В этом учебном году начала работу автономная Православная общеобразовательная школа «Лествица», продолжает заниматься Детская хоровая школа. Для взрослых, кто желает получить дополнительные знания, работают Миссионерские и Богословские епархиальные курсы.

    Молодежь организует свои проекты в Молодежном центре под руководством о. Иоанна Федорова.

    И, конечно, при Гребневском храме с 1991 года работает Воскресная школа, презентацию о которой подготовили преподаватели. Стоит отметить, что все педагоги грамотные специалисты, творческие люди с большим опытом работы.

    Возглавляет Воскресную школу настоятель Гребневского храма священникГригорий Федотов.

    В Воскресной школе учатся детивсех возрастов и школьники, и дошкольники. Изучают Церковно-славянский язык. Священную библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, Катехизис, Православное богослужение и алтарное послушание.

    В Воскресную школу мы принимаем детей с 4 лет. Они посещают занятия вместе с родителями. Часто задают вопрос: Что делают малыши в Воскресной школе, как они изучают Закон Божий?

    Малыши учатся по особой программе «Введение в традицию». Все занятия приурочены к праздникам в течение года:

    • Покров Пресвятой Богородицы
    • Собор Архангела Михаила
    • Рождество Христово
    • Начало Великого поста
    • Благовещение
    • Пасха

    Каждое занятие проводится в большой детской студии, красочно оформленной в соответствии с темой занятия, примерно по такому плану:

    1. Дети встают в круг и приветствуют друг друга;
    2. Начинаем игры, направленные на пополнение словарного запаса, развитие фонетического слуха и речи детей;
    3. Беседа в иконном уголке, она может сопровождаться слайд-фильмом;
    4. сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);
    5. совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;
    6. музыкальная часть, включающая упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики. А также народные песни, попевки;
    7. рукоделие – введение в народные художественные промыслы и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов.

    У малышей занятие 1 раз в неделю по своему расписанию, у школьников занятие 1 раз в неделю в воскресенье, но надо помнить, что в Воскресной школе очень разнообразная и насыщенная жизнь. Вместе мы учимся молиться Богу, посещаем богослужения, учимся жить по заповедям, отличать добро от зла. Главная наша задача – сделать церковную жизнь понятной для детей и их родителей.

    Все занятия в воскресной школе опираются на годовой круг православных церковных праздников. И мы, все вместе с детьми и родителями готовимся к этим праздникам: шьем костюмы, кукол, делаем слайды, подбираем музыку, рисуем декорации и показываем спектакли. Поделиться радостью православного праздника мы идем в больницу, госпиталь, коррекционную школу «Надежда», в детский дом и дом престарелых.

    Но не забываем и учиться (смотрите расписание).

    Теперь о кружках и спортивных секциях Приходского центра.Они открыты для всех, занятия идут по трем направлениям: музыкальному, декоративно-прикладному и спортивному.

    Хоровое отделение состоит из 6 хоров, в зависимости от возраста. Все хоры регулярно участвуют в богослужениях, кроме дошкольного (еще слишком маленькие 5-6 лет).

    • Увлекательная физика
    • Математика со сказкой
    • Английский язык
    • Керамика
    • Изостудия
    • Иконопись
    • Для самых маленьких – ОФП (Общая физическая подготовка с веселыми играми)
    • Футбол
    • Спортивная гимнастика для детей
    • Реабилитационная гимнастика для взрослых
    • Рукопашный бой школьники
    • Греко-римская борьба
    • Настольный теннис

    Расписание на стенде. Каждый преподаватель готов ответить на все Ваши вопросы. Мы стараемся к каждому ребёнку, к каждому человеку найти индивидуальный подход, раскрыть его творческие способности.

    Мы надеемся, что старания наших педагогов, те зерна, которые они посеют в сердцах не только детей, но и их родителей обязательно дадут всходы и помогут всем быть стойкими и сохранять радость в любой жизненной ситуации.

    Двери нашей воскресной школы всегда открыты для детей и неравнодушных взрослых. Ждем всех!

    Помоги всем нам Господи найти свою дорогу к Храму!

    Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
    Банк «Возрождение» (ОАО) г. Москва
    ИНН 5032003444/КПП 503201001
    р/с 40703810103700141233
    Одинцовский филиал МАКБ г.Одинцово
    к/с 30101810900000000181
    БИК 044525181
    ОКПО 40422291
    ОКОНХ 98700
    Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»

    13 февраля 2020 г.

    ( 31 января 2020 г. СТ. СТ. )

    Контакты

    • Адрес: Московская область, Одинцово, ул. Можайское шоссе д. 72
    • Cекретарь благочинного: т. 8(495)596-85-65
    • Одинцовское благочиниеodinblag@gmail.com
    • «Задай вопрос о своей вере» — многоканальный справочный телефон о православной вере и практических вопросах церковной жизни. Единый номер 8-495-66-515-88 и единый e-mail 6651588@bk.ru.

    Ссылки

    © 2018 Одинцовское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви

    История

    История храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

    Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери

    г. Одинцово, Московской области

    От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

    Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

    Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

    Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

    В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

    К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

    ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

    В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

    «ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

    Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

    Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

    2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

    В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

    При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

    В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

    В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

    Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

    Гребневская церковь: от солдатской бани
    до наших дней

    Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было складом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

    От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

    Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

    Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

    В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ. Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

    Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

    «Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

    На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

    Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

    Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

    Реконструкция храма в 1990-х годах

    2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

    Гребневская церковь в Одинцово

    Церковь Гребневской иконы Божией Матери является старейшей в городе Одинцово. Сохранившийся храм- ротонда строился в царствование Павла I на средства графини Е.В. Зубовой, чьи дети сыграли значительную роль в заговоре против императора. В 1898 году к Гребневской церкви были пристроены колокольня и трапезная с приделами Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. А начиналась история прихода в бывшем селе Одинцово с деревянной церкви в честь малоизвестного святого Артемона Лаодикийского.

    В конце XVII столетия, как следует из материалов летописца приходов Московской епархии В. И. Холмогорова, в селе Одинцово была построена деревянная церковь в честь мученика Артемона. Незадолго до этого село приобрел Артамон Сергеевич Матвеев – сподвижник царя Алексея Михайловича, дипломат, один из первых «западников» в среде русской знати и основатель первого театрального училища в Москве. Новый владелец Одинцово решил посвятить храм своему небесному покровителю мученику Артемону Лаодикийскому.

    Священномученик Артемон жил в III веке в Римской империи, застав гонения на христиан императора-язычника Диоклетиана. Будучи уже старцем, пресвитер Артемон совершил несколько бесстрашных поступков, в числе которых было сожжение идолов в капище Артемиды и разорение храма языческого бога Асклепия. Артемон обладал даром повелевать животными: в пути его сопровождали шесть диких ослов и два оленя. Власть над животными проявилась и в капище Асклепия. Святой вошел в языческий храм, где жило множество змей, и выгнал ядовитых животных за его стены. Один из оленей Артемона даже мог разговаривать: именно он сообщил местному епископу о том, что хозяина схватили воины императорского наместника. Тот же необычный олень приходил облизывать раны святого, когда языческий правитель хотел пытками склонить его отречься от Христа. Может быть, не случайно на современном гербе города Одинцово изображен олень.

    Боярин Артамон Сергеевич Матвеев, как и древний святой Артемон, закончил жизнь мученически. Сначала Матвеев был сослан по воле представителей клана Милославских в Пустозерский острог. Затем, выйдя из заточения и вернувшись в Москву, сторонник Петра был растерзан стрельцами во время бунта 1682 года. На надгробном камне Артамона Сергеевича у московской церкви святителя Николая в Столпах были высечены такие слова: «На память убиения святого благоверного царевича Димитрия Московского и всея России, волею Всемогущего и Всесильнейшего Царя Царем и Бога, в смутное время, от воров и бунтовщиков убиен бысть раб Божий страдалец, скончался мученически ближний боярин Артамон Сергеевич Матвеев». Деревянный храм Артемона в Одинцово не сохранился, однако в Подмосковье уцелела другая замечательная церковь, построенная на средства Артамона Матвеева – каменный храм Рождества Богородицы в Поярково (городской округ Солнечногорск).

    В 1797-1801 годы на месте деревянной Артемоновской церкви в селе Одинцово был построен каменный храм с новым посвящением Гребневской иконе Божией Матери. Этот храм, центральная часть которого сохранилась до нашего времени, был построен «на собственный кошт» статс-дамой, графиней Елизаветой Васильевной Зубовой. У графини было две дочери и четыре сына. Дети Зубовой сыграли важную роль в русской истории конца XVIII – начала XIX века. Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II , его брат Николай женился на единственной дочери великого полководца Александра Васильевича Суворова, другой брат Валериан командовал армией в войне против Персии 1796 года, а сестра Ольга слыла известной политической авантюристкой и любовницей английского короля Георга IV . Все названные дети графини Зубовой были, кроме того, активными участниками заговора, который привел к убийству императора Павла I .

    Но были среди потомков устроительницы церкви в Одинцово и те, кто прославился не придворными интригами, а на духовной стезе. Один сын графини Зубовой Дмитрий не участвовал в цареубийстве. Именно его внучка Прасковья Григорьевна Розен с юности была склонна к иноческой жизни. В возрасте 26 лет аристократка, увлекавшаяся живописью и бравшая уроки у Ивана Константиновича Айвазовского, приняла монашеский постриг с именем Митрофания. По настоянию святителя Филарета Дроздова она стала игуменьей Владычнего монастыря в подмосковном Серпухове. Активная хозяйственная деятельность игуменьи Митрофании привела к расцвету обители. С другой стороны, ее имя стало связано со скандальными обвинениями в финансовых махинациях. Судебное дело, в котором обвиняемой была игуменья монастыря аристократического происхождения, вызвало большой общественный резонанс. Митрофания Розен отвергала обвинения, а шумиху, поднятую в прессе, считала несправедливым гонением. Последние годы жизни правнучка графини Елизаветы Зубовой провела на Святой Земле в Иерусалиме.

    Почитание Гребневского образа Божией Матери было распространено в основном среди жителей Москвы и Подмосковья. В книге историка Н.М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» 1852 года приводится история Успенской церкви на Бору в Москве, где хранился оригинал святыни. Согласно летописи, составленной митрополитом Стефаном Яворским, образ был подарен великому князю Дмитрию Донскому жителями селения Гребня в устье реки Чири, когда благоверный князь возвращался победителем с Куликова поля. Прибыв в Москву, Гребневская икона заняла место в Успенском соборе, а спустя столетие великий князь Иван III по обету возвел на московском посаде новую Успенскую церковь специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую святыню. С этой иконой он связывал победу в Шелонской битве над мятежным Новгородом и рождение сына Василия. В 1930-е годы церковь Успения на Бору была разрушена, и московская святыня утерялась. К счастью, в Одинцовский храм вернулся более поздний список Гребневского образа, спасенный в советский период и хранившийся с 1939 по 1991 годы в Покровской церкви соседнего села Акулово.

    Церковь Гребневской иконы Божией Матери

    Сельцо, а после построения церкви село Одинцово получило название по прозвищу владевшего им во 2-й половине XV в. боярина Андрея Ивановича Одинца-Домотканова. В документах Одинцово впервые упоминается в 1470 г. в грамоте князя Андрея Васильевича Большого Горяя (1446-1494), с 1462 г. удельного князя углицкого и звенигородского, с 1481 г. удельного князя можайского: «Се яз князь Андрей Васильевич, пожаловал есмь Игумену Сторожовского Евсевию з братиею, или хто по нем иный игумен будет:променил есмь игумену да и братии свои деревни черные тягловые в Ондреевском стану – деревню Масловскую с селищи с Воронцовым. да с Одинцевым, што в Городецком стану. »

    В 1627 г. в сельце поместье Степана Ивановича Исленьева, Андрея и Василия Михайловичей Савиных. В 1668 г., после Исленьева, село продано из Поместного приказа в вотчину его детям Даниилу и Ивану Степановичам.

    В 1673 г. куплено у них Артамоном Сергеевичем Матвеевым (1625-1682), который построил здесь деревянную церковь. Артамон Сергеевич – государственный деятель, дипломат и писатель. Сын дьяка, он начал службу стрелецким головой, в 1649 г. стал полковником. Умом и душевными качествами обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича и был привлечён к широкой деятельности: в 1654 г. ездил в составе посольства на Переяславскую раду, участвовал в польской и шведской войнах, с 1661 г. стоял во главе Стрелецкого приказа, с 1671 г. управлял Посольским приказом. В том же году царь женился на его воспитаннице Наталье Кирилловне Нарышкиной.

    После рождения царевича Петра (1672) Матвеев пожалован окольничим.

    С 1674 г. – боярин. После смерти царя Алексея Михайловича он был обвинён в чародействе и сослан.

    В 1678 г. все его имения отписаны на государя и причислены к Дворцовому ведомству.

    Артамон Сергеевич возвращён из ссылки после смерти царя Феодора Алексеевича (1682) и вскоре убит на глазах малолетнего царя Петра мятежными стрельцами.

    В 1682 г. село пожаловано его сыну Андрею Артамоновичу (1666-1728), сподвижнику Петра I, государственному деятелю и дипломату. Вместе с отцом он был в ссылке, где от пленного поляка выучился латыни. Совсем молодым начал службу в Посольском приказе, в 1691 г. Андрей Артамонович двинский воевода, с 1699 г. – посол в Гааге, один из первых постоянных представителей России за границей, выполнял дипломатические поручения во Франции (1705-1706), Англии (1707-1708), в Вене (1712-1715).

    В 1717 г. назначен президентом Юстиц-коллегии, сенатор.

    В 1724-1725 г. – московский губернатор (первый присутствующий московской сенатской конторы), с 1725 г. действительный тайный советник.

    В 1726 г. Матвеев, посланный ревизовать Московскую губернию, нашёл всюду «непостижимое воровство и хищения» и подверг виновных суровым наказаниям: в первом же городе, после ознакомления с делами, отдал под суд и велел повесить секретаря воеводской канцелярии. У взяточников нашлись покровители, но, преодолевая все препятствия. Матвеев довёл ревизию до конца и по возвращении в Петербург в 1727 г. по собственной просьбе был отставлен от службы.

    Переехал в Москву и вскоре умер.

    В 1704 г. им была построена новая деревянная церковь во имя мученика Артемона. Его жена Настасья Ермиловна (урождённая княжна Барятинская) была первой русской женщиной, которая сопровождала своего мужа в дипломатических миссиях в Голландию (в 1699 г.), Францию, Англию, Австрийскую империю.

    После А.А. Матвеева селом владел его сын Матвей Андреевич, который в 1735 г. заложил Одинцово жене графа Павла Ивановича Ягужинского, генерал-прокурора и кабинет-министра, Анне Гавриловне. Она была второй женой Павла Ивановича, первая жена, Анна Фёдоровна Хитрово, богатая и неуравновешенная женщина, приданое которой стало основой богатства Ягужинских, была разведена с мужем и заключена в монастырь «на неисходное до смерти житие, не за одну болезнь, а за её прелюбодеяние».

    В октябре 1723 г. П.И. Ягужинский стал готовиться ко вступлению во второй брак. 3-го октября был совершен сговор с дочерью великого канцлера графа Г. И. Головина, Анной Гавриловной. В деле принимали участие и император, и императрица; 10-го ноября с огромной пышностью была совершена свадьба.

    От брака с Анной Гавриловной у П.И. Ягужинского были три дочери: Анастасия, Мария, вышедшая впоследствии за графа А. М. Ефимовского, Анна – за графа П. Ф. Апраксина и сын Сергей.

    После смерти мужа, в 1743 г. Анна Гавриловна вступила во второй брак с М.П. Бестужевым-Рюминым. Его родные не хотели этого брака, так как знали про близость Анны Гавриловны к семье царя Иоанна, а еще более про её беспокойный нрав и болтливость.

    В июле того же 1743 г. разразилось дело «о заговоре маркиза Ботты» или иначе «Лопухинское дело» и причастной к нему оказалась гр. А. Г. Бестужева. 26-го июля арестовали её и дочь её Анастасию Ягушинскую, со страху наболтавшую все, что хотели внушить ей следователи. Ответы самой Бестужевой были сдержанны и уклончивы. Она вела себя, как ни в чем не виновная, и следователи при допросе, вопреки обыкновению, говорили ей вы, а не ты. Но в тот же день вечером Бестужева была отослана под караулом в крепость, а дочь её под караулом же на дом.

    Главная цель тех, кто затевал, Лопухинское дело, состояла именно в том, чтобы «свалить» Бестужевых, и поэтому приложены были все старания, чтобы за путать в замыслы мнимых заговорщиков, не только Анну Гавриловну но и её мужа, а если можно, то и его брата.

    27-го июля с Бестужева был снят второй допрос о замыслах Ботты, но она твердо стояла на том, что от маркиза ничего не слыхала, а о замыслах Лопухиных ничего не знает.

    17-го августа ее, в виду явного запирательства, подняли на дыбу, «но не дополнили прежних показаний новыми: палачи слышали только хруст суставов да вопли истязуемых».

    19-го августа 1743 г. бывшую статс-даму императрицы приговорили к урезанно языка и колесованию. Её обвиняли в том, что она, вменяя ни во что все милости, оказанный ей императрицей, по злобе на государыню за брата Михаила, отправленного в ссылку (Михаил Головкин, кабинет министр и вице-канцлер, главный советник правительницы Анны Иоанновны, после государственного переворота, осуществленного дочерью Петра Великого, Елизаветой Петровной, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Якутию) таила к ней ненависть; что вместе с Лопухиной жалела принцессу, и с Боттой и с Лопухиными устраивала совещания относительно того, как бы вернуть престол Брауншвейгской династии, «мнимой перемены нетерпеливо ожидала и радовалась и в той надежде Е. И В.

    высочайшую персону словами оскорбляла». 28-го августа приговор был конфирмован самой Елизаветой, но в смягченном виде. «Анну Бестужеву, говорилось в нем, высечь кнутом и, урезав язык, послать в ссылку».

    31-го августа у здания двенадцати, коллегий приговор был приведен в исполнение, Рассказывали, что и здесь Бестужева нашла способ смягчить свою участь. В то время, как палач снимал с неё верхнее платье, она успела передать ему свой золотой усыпанный брильянтами крест. Зато удары кнута, наносимые им Бестужевой, были гораздо легче, чем другим, и при урезании языка он отхватил небольшой его кончик.

    Затем ее сослали в Якутск, куда она и прибыла после тяжелого путешествия и массы лишений, в начале января 1744 г. Там и прожила она под крепким караулом, полуголодная, в разваливавшемся от ветхости и сырости доме, до своей смерти в 1760 г.

    А.Г. Ягужинская как в течение всего дела, так и при наказании и в ссылке проявила необычайную стойкость, твердость и величие души. Могилу её отыскал в 1828 г. А.А. Бестужев и посвятил памяти её несколько прочувствованных строк.

    От Анны Гавриловны Ягужинской село перешло к сыну – генерал-поручику, графу Сергею Павловичу Ягужинскому (1731-1806).

    Единственный сын Анны Гавриловны от второго брака – Сергей родился 14 апреля 1731 г., начал службу военным в 1740 г и дослужился в 1764 г. до генерал-поручика. Это был бездарный, распутный и расточительный человек. Легкомысленно истратив состояние свое и своих жен (он был в браке дважды), Ягужинский впал в крайнюю нужду и был взят в опеку. Он умер 10 февраля 1806 г., не оставив после себя мужского потомства

    С ним пресекся род графов Ягужинских.

    В 1760 г. Одинцово продано графу Андрею Михайловичу Ефимовскому (1716-1767), камергеру, гофмаршалу Высочайшего двора, генерал-аншефу и кавалеру ордена Святого Александра Невского. Он был сыном сестры императрицы Екатерины I, Анны, крестьянки из Литвы, которая была замужем за польским крестьянином Михайлом-Ефимом, в 1742 г. Ефимовские возведены с нисходящим потомством в графы Российской империи. Первым браком Андрей Михайлович был женат на Марье Павловне, урождённой Ягужинской. После него село перешло к его сыну – майору, графу Петру Андреевичу Ефимовскому.

    Ныне существующий каменный храм Гребневской иконы Божией Матери построен в 1801 г. (освящен 22 ноября архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном) владелицей села графиней Елизавет Васильевной Зубовой (1742-1813), урожденной Вороновой.

    Её муж – отец Платона (фаворита Екатерины II), Валериана, Николая, Ольги – был вице-губернатором в провинции, управлял имениями Н.И. Салтыкова, а с возвышением сына Платона назначен обер-прокурором в 1-й департамент Сената, в 1793 г. возведён в графское достоинство.

    Селом владел их сын, граф Николай Александрович Зубов (1763-1805). Огромного роста, физически очень сильный, он был ничтожен по нравственным качествам, груб, высокомерен, охотно пускал в ход кулаки. Он служил в конной гвардии, с 1793 г. граф Священной Римской империи.

    Зубов первым поспешил известить великого князя Павла о смерти его матери, императрицы Екатерины II, Павел I наградил его высшим орденом Российской империи – Святого апостола Андрея Первозванного, – но вскоре выслал в деревню вместе с братом Платоном. Позднее Зубов был возвращён и назначен обер-шталмейстером. Он участвовал в заговоре против императора Павла и первый нанёс ему удар тяжёлой табакеркой в висок.

    В 1795 г. Николай Зубов обвенчался с дочерью великого полководца А.В. Суворова, Натальей Александровной (1775-1844). Слава Суворова побуждала многих молодых людей свататься к Наташе, которую отец в письмах называл Суворочкой. В её судьбе принимала участие сама императрица. Разлад между родителями привёл к тому, что 5-летнюю Наташу по ходатайству Суворова отдали на воспитание госпоже Делафон, начальнице Смольного монастыря.

    В 1791 г. императрица Екатерина пожаловала 16-летнюю графиню Суворову-Рымникскую, во внимание к заслугам её отца, во фрейлины и поместила у себя на жительство. Отец подыскивал Наталье жениха, предлагал лучших своих офицеров.

    Наталья Александровна вопреки воле отца выбрала Н.А. Зубова. Она была кроткой, любящей женой, но муж не доставил ей счастья. Он был груб, склонен к пьянству и, к крайнему огорчению жены, не ладил с тестем. Смерть отца и участие мужа в заговоре против императора довершили чашу испытаний графини. Она удалилась на жительство в Москву и некоторое время жила в разъезде с мужем. После его смерти Наталья Александровна предалась воспитанию оставшихся у неё на руках троих сыновей и трёх дочерей.

    В 1831 г. Николай I пожаловал ей орден Святой Екатерины.

    В 1797 г. у Зубовых родился первенец, названный в честь обоих дедов Александром.

    Граф Александр Николаевич Зубов получил образование в Пажеском корпусе. 14 апреля 1814 г. выпущен из камер-пажей Императрицы Марии Феодоровны в кавалергарды; в 1816 г. произведен, в поручики; в 1817 г. назначена адъютантом к шефу Кавалергардского полка Ф. П. Уварову; в 1819 г. в ротмистры; в 1820 г. вернулся во фронт и получил в командование запасный эскадрон. Однако, эскадроном он прокомандовал только около года и 21 августа 1821 г.назначен адъютантом к князю П. М. Волконскому. В этой должности Зубов оставался до 1825 г., когда был произведен в полковники и снова получил эскадрон. 21 Января 1827 г. уволен от военной службы для определения к статским делам.

    В 1831 г., состоя в придворном звании камергера, Зубов был назначен для особых поручений в министерство Внутренних дел. В этой должности он оставался до 1837 г. Впоследствии он дослужился до чина действительного статского советника.

    В 1821г. Зубов вступил в браке княжной Натальей Павловной Щербатовой (1801 -1858). У них было 5 детей, только один дожил до зрелого возраста: граф Платон Александрович, умерший в 1890 г. в чине тайного советника.

    В 1853 г. граф А.Н. Зубов продал Одинцово князю Борису Владимировичу Мещерскому (1818-1884), который был женат на княжне Софье Васильевне Оболенской (1822-1891). Но жили они в своем имении Лотошино (центр Лотошинского района Московской области).

    Князь Борис Васильевич Мещерский тайный советник, камергер, тверской губернский предводитель дворянства.

    Софья Васильевна Оболенская была из обедневшей семьи. Её отец умер и мать, стесненная в средствах, поднимала большую семью. Чувство взаимной любви запало в сердце князя Бориса Васильевича и княжны Софии Оболенской. Отец князя Бориса наметил для него одну из самых богатых и образованных московских девиц. Но, несмотря на крутой нрав и привычку самовластно распоряжаться всем его окружающим, князю отцу пришлось на этот раз уступить. Поездка за границу, придуманная для отвлечения князя Бориса, не переменили его чувств.

    В 1843 г. Борис и София были обвенчаны и вскоре уехали на год за границу.

    По возвращении в Россию отец Бориса Васильевича предложил ему взять самое значительное из его имений, с. Лотошино, Тверской губернии, Старицкого уезда, в котором числилось 2000 душ крестьян и около 12 000 десятин земли, но при этом поставил, условием чтобы князь Борис выплачивал ежегодно довольно крупную сумму ему, тетке, брату и другим родственникам. Княгиня Софья Васильевна была против этой сделки, предвидя сколько труда и забот это навлечет на её мужа, но князь Борис Васильевич любил Лотошино и, как старший в роде считал своим священным долгом потрудиться именно в этом родовом своем гнезде.

    Вся остальная жизнь супругов Мещерских— «Лотошинских», как их звали в среде родных, была тесно связана с их деятельностью в этом обширном имении.

    В 1898 г. к храму, по проекту архитектора Г. Веригина, пристроена трапезная с двумя престолами: Святителя Николая Мирликийского и Преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского.

    В 1887 г., вместо издавна существовавшей деревянной часовни, московским купцом Петром Кузмичём Горлуновым была построена ныне существующая каменная часовня.

    Причт храма по штату 1888 г. состоял из священника и псаломщика, позднее прибавлен 2-й псаломщик.

    При Гребневском храме в то же время жил заштатный священник Александр Павлович Пиуновский, 64-х лет, награжденный бронзовым крестом на владимирской ленте в память войны 1853-1854 гг. Семинарист, для того чтобы получить рукоположение, должен был найти невесту с приданым в виде церковной должности. Отец Пётр Диаконов, женившись на дочери о. Александра Пиуновского и его жены Марьи Тимофеевны, Евдокии Александровне, как бы наследовал место о. Александра. Сыновья о. Александра Пиуновского: Павел (30 лет) был на службе в Московской Духовной консистории, Александр – диакон в Москве, Николай (24 г.) – псаломщик в Москве. Дочери: Анна (43 года) – вдова потомственного почетного гражданина Ильи Николаевича Любимова, Вера – 28 лет – девица.

    В 1904 г. в с. Одинцове была открыта в Церковном здании церковно-приходская школа. В 1909 г. в ней обучались 43 ученика. Заведовал школой священник С. Парусников.

    Последним перед закрытием настоятелем храма был митрофорный протоиерей Александр Ворончев (1876-1941).

    В 1938 г. храм закрыт и разграблен. Использовался как склад, солдатская баня, общежитие, конторское помещение.

    В 1991 г. передан общине верующих и к 1995 г. восстановлен.

    Внутреннее убранство погибло, но сохранились святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие, находившиеся в Покровской церкви с. Акулово и возвращённые после открытия храма в Одинцово.

    2 июля 1995 г. преосвященный Григорий, епископ Можайский, освятил храм.

    В километре от Одинцово, на Московской дороге стоит д. Мамоново.

    В 1778 г. её посетил академик Г.Ф. Миллер, он писал, что деревня принадлежала в то время графу Ивану Григорьевичу Чернышеву (1726-1797), генерал аншеф, сенатор и первоприсутствующий в Адмиралтейств коллегии, при воцарении Павла I назначен президентом Адмиралтейств коллегии с чином генерал-фельдмаршала по флоту.

    В 1895 г. в д. Мамоново была построена каменная часовня. На чертеже написано: «План и фасад каменного столба для иконы».

    Читайте также:  Храм Николая в Толмачах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться
    Ссылка на основную публикацию