Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Слово Патриарха

Неделя 23-я по Пятидесятнице

XIХ церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru

О церковном единстве

Сегодня мировая православная семья испытывает немалое давление со стороны внешних сил и переживает очень непростое время.

Единство Святых Божиих Церквей, единство православных народов, которое подвергается ныне серьезному испытанию, качественно отличается от того, что понимают под этим словом в политической или общественной жизни. Церковное единство нельзя свести к совпадению интересов или к простому уважению друг к другу. Единство – это одновременно и свойство Церкви, и заповедь Спасителя, открытая нам в Первосвященнической молитве: Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17: 11). Церковь Божия не может разделиться, как не может разделиться Сам Христос. Но от единства с Церковью могут отпадать ее отдельные члены и даже целые сообщества, что, к сожалению, не раз случалось в истории. Обращение к прошлому свидетельствует, что разделениям в Церкви всегда предшествовало оскудение любви. Сам Господь наш сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35).

Сохранение церковного единства является заботой каждого из нас, но особенно Предстоятелей Поместных Церквей, на которых возложена ответственность за соблюдение чистоты православной веры, за соблюдение единства Церкви, за укрепление добрых отношений Православных Церквей и православных народов друг с другом. Неслучайно лауреатами премии Фонда единства православных народов неоднократно становились Предстоятели Церквей-Сестер, ибо крест Предстоятельского служения требует полного самоотречения ради народа Божия, готовности, по слову апостола, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим. 12: 15).

Из слова на XIX церемонии
вручения премий Международного фонда
единства православных народов,
Москва, 21 ноября 2019 года

О сегодняшнем давлении на Церковь

Торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru

То, что мы сегодня видим, – это не инициатива церковных лидеров. Это инициатива внешних по отношению к Церкви сил. Давно уже вынашивалась идея, что Церковь якобы представляет собой так называемую мягкую силу, И некоторых политических противников России почему-то очень беспокоила Русская Церковь, которую они считали «мягкой силой». Кто-то поставил вопрос, не слишком ли близки отношения России с единоверными народами, в первую очередь с греческим народом, с греческими Патриархатами. И мы знаем, что была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром.

Внешними силами была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром

То, что мы сегодня видим, – это не результат инициативы Поместных Церквей, это результат того, что некоторые Церкви не сумели выдержать давления. Предстоятели Церквей мне говорят прямо: «На нас давят», на что я отвечаю: «Не рассказывайте нам в России про давление внешних сил. В течение XX века это были не тяжелые разговоры с власть имущими. Наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал». Конечно, таким образом никто не давит на наши братские Поместные Православные Церкви, но, может быть, жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия, и даже дипломатическое давление, которое было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не сумел выдержать. Проблемы в отношениях Русской Церкви с некоторыми братскими греческими Церквями – это результат внешнего давления. А поскольку случившееся не проистекает из внутренней жизни Церквей, то глубоко убежден, что очень скоро все это прекратится.

Вот реальный яркий пример: какому давлению подвергалась наша Церковь на Украине при бывшем президенте этой страны! Казалось, все силы государственной власти работали на то, чтобы разорвать отношения России и Украины по церковной линии. Но наши братья и сестры на Украине выдержали! Не прогнулись под этим давлением! Ну, а где теперь тот, кто его организовал? Сегодня уже и давления такого нет, и политика вмешательства в жизнь Церкви критикуется. То же самое произойдет и с теми греческими Церквами, которые, находясь в куда более спокойном положении, чем Украинская Церковь, тем не менее поддались на уговоры второразрядных чиновников.

Я рассказываю обо всем этом, чтобы вы ясно понимали: сегодня на Православную Церковь оказывается давление, в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Еще раз благодарю наш епископат за единомыслие, за поддержку Патриарха, который в силу своего положения находится в центре этой борьбы.

Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя,
Москва, 20 ноября 2019 года

О самом важном для священнического служения

Пастырская встреча Святейшего Патриарха Кирилла с рукоположенными Его Святейшеством священнослужителями. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru

С чего начинается успех священнического служения? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Одни скажут – с уровня богословского образования, другие – с уровня воспитания, которое получил человек, с уровня воцерковленности или же с уровня интеллигентности и так далее. Конечно, каждый из этих уровней очень важен. Но я, может быть, несколько неожиданно сказал бы совсем другое: успех зависит от нашей молитвы. Если священник перестает молиться, то это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство внутреннего состояния души. Если священник перестает молиться, то он перестает быть религиозным человеком.

Если священник перестает молиться, это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство того, что он перестал быть религиозным человеком

А в чем проявляется религиозность? Не вам говорить о том, что означает слово religare. Это связь, связь с Богом, а как же эта связь осуществляется, если человек не молится? Если нет связи, то нет религии. А если человек нерелигиозный, то что означает его служение в Церкви? Спектакль или просто зарабатывание денег? Если нет личной религиозности, то не может быть никакого пастырского служения, даже если у человека хорошо язык подвешен, память хорошая и проповеди он неплохие говорит. Все эти способности и достижения не меняют главного. Почему? Да потому что вера – это не просто наша связь с Богом. Вера имеет и вертикальное, и горизонтальное измерения, особенно если говорить о христианской общине. Внутренний духовный опыт священника, сила его молитвы влияют не только на его связь с Богом, но и на его отношения с окружающими. Человек, который сам глубоко не верит, не может быть убедительным – его слова становятся пустыми, даже если они очень красивые. Не может человек, не имеющий внутреннего содержания, наполнить свою проповедь тем, что захватит душу людей.

Если нет веры в сердце, то не будет и движения людей к Церкви, к Богу, к священнику. Конечно, личная вера очень важна, а личная вера не может быть без молитвы. Речь не только о том, чтобы правила читать, которые, конечно, надо читать обязательно. Знаете почему? Однажды мне один монах сказал: «Так устаю на послушаниях – с ног валюсь. Начинаю читать правило – засыпаю. Ложусь в кровать, снова начинаю читать, стыдно все-таки, – и снова засыпаю. Тогда зачем вообще мне это правило читать?» Я говорю: «Все равно читай». – «Но у меня мысль не работает!» – «Все равно читай». – «А почему?» – «А потому, что ты подвиг Богу приносишь, маленькую жертву: тебе спать хочется, а ты себя переламываешь. Мысль, может быть, далеко, но ты стоишь».

Когда мы на долгой службе стоим и ноги отваливаются, разве мы пребываем постоянно в молитвенном горении? Конечно, нет! Так что, бросать все и уходить? Нет, потому что даже отваливающиеся ноги, эта тяжесть, это напряжение, этот труд – все это и есть жертва Господу. Мы ее приносим, даже когда голова неспособна соображать и язык не в состоянии артикулировать какие-то слова. Поэтому никогда не надо бояться усталости, которая приходит в связи с молитвой или в связи с церковным послушанием.

Из выступления на встрече
с рукоположенными священнослужителями,
Москва, 19 ноября 2019 года

Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Греческое и русское православие – одна религия. Между ними нет разницы в догматах и канонах, однако существуют различия в церковной практике, обрядовости, но главное – в отношении священнослужителей к прихожанам.

Повседневность

В России простых верующих зачастую не покидает ощущение, что священнослужители — это словно отдельная каста, отгороженная от прихожанина невидимой стеной. В Греции священник и прихожанин гораздо ближе друг другу.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае попросить у него благословение. В России подобное не принято.

В Греции строже, чем в России, требования к священнослужителю. Так, рукоположение человека, который вступал в добрачные отношения, был разведен или состоит во втором браке, исключено.

Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – послеполуденный отдых. С 13:00 и до 17:00 часов, особенно в жаркие месяцы, жизнь в городах и деревнях затихает. Это относится и к церквям. В этот время не только стучаться в двери, но даже звонить неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, на которой прихожанам всегда будут рады.

В отличие от России в Греции Церковь имеет государственный статус и тесно сотрудничает с различными общественными структурами. Там по-прежнему сохраняются традиции церковных судов, давно утерянные в России.

Находясь в греческой церкви, следует помнить, что перед иконами нет подсвечников, отсутствуют и свечные лавки. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка, – особенно это актуально для древних храмов с фресками. Деньги за свечку никто не просит, каждый может отдать ту сумму, которую пожелает.

Крест

Не только во время богослужения, но и вне храма мы привыкли видеть поверх одеяния священнослужителя Русской Православной Церкви большой крест, зачастую дорого инкрустированный. В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Настоятельницы крестов не носят.

Традицией Русской Церкви предусмотрено перед рукоположением в сан иерея давать священнику так называемый «николаевский» (учрежденный Николаем II) наперстный крест. В Греции уже сам факт ношения креста считается церковной наградой, поэтому рядовые священники наперстный крест не носят.

В Греческой Церкви по внешнему виду иерейские кресты не различаются в отличие от существующих в России вариантов: «николаевский», «павловский», «с украшениями».

Богослужение

Многим бросается в глаза пышность богослужений в российских храмах. В греческом богослужебном обряде, напротив, все демократично и просто. Есть отличия и в продолжительности литургии: в греческом богослужении литургия длится не более 1,5 часа, в русском – иногда свыше трех часов.

В греческих приходских храмах вся литургия совершается при «отверстых Царских вратах», а все тайные молитвы произносятся вслух. Сразу после чтения Евангелия следует возглас «Яко да под державою», и тут же поется Херувимская песнь. В Русской Церкви в этом случае следует сугубая ектения (протяжное моление), ектении об оглашенных и две ектении о верных. В греческой литургии ектения произносится после освящения Даров и сокращена до четырех прошений. В отличие от Русской Церкви в Греческой наравне со священником стоять с Чашей и причащать мирян может диакон.

Есть различия и в атрибутах. Так, в Греческой Церкви проскомидия (первая часть литургии) совершается на одной большой просфоре (богослужебный литургический хлеб), в Русской – на пяти. В греческих храмах не так много свечей, как в русских. Еще одно отличие заключено в престоле, который в Греческой Церкви служит жертвенником.

Важно отметить, что у греков, как у сербов и болгар, женщины не поют в церковном хоре, в России исключительно женский церковный хор не такое уж редкое явление.

Крестный ход

Если Русская Церковь отличается более пышным богослужением, то Греческая – более торжественным Крестным ходом. В Греции Крестный ход, сопровождаемый духовыми оркестрами, исполняющими бравурные марши, больше похож на парад. Такого нет ни в одной другой православной Церкви мира.

Процессия идет не вокруг храма, как принято, а с пением и зажженными свечами направляется по городским улицам к центральной площади города, где перед стечением огромного числа народа происходит символическое сожжение чучела Иуды. После этого наступает разгар праздника, оглушаемого взрывами бесчисленного количества хлопушек.

Иерархия

В Русской Православной Церкви митрополит находится выше архиепископа, но в греческой традиции все наоборот. Иерархическая цепочка снизу – вверх там выглядит так: епископ – митрополит – архиепископ – Патриарх.

В Греческой Церкви в отличие от Русской нет степени рясофорного монашества. Сперва идет послушничество, затем – так называемая малая схима, а за ней – великая схима. В Греции пребывание монаха в малой схиме – кратковременное явление. Оно считается лишь подготовкой к принятию Великой схимы.

В Русской Церкви схимник уже никогда больше не сможет принять на себя какой-либо священный сан, если таковой не был принят еще до пострига в Великую схиму. В греческой православной традиции основной формой монашества является именно Великая схима и рукоположение священника в сан иеромонаха просто немыслимо без предварительного пострига в Великую схиму.

Головной убор

Камилавка – это традиционный головной убор в Греческой Православной Церкви в виде расширяющегося к верху цилиндра. Она символизирует терновый венок Иисуса Христа. В Русской Церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью, однако она никогда не считалась популярной в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Греческая камилавка отличается тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра, русский головной убор их не имеет. Балканские камилавки (в том числе сербские, болгарские) отличаются от русских меньшей высотой и диаметром – нижний край камилавки располагается выше ушей.

Греческая камилавка всегда черного цвета, тогда как русские священники могут надевать красные, синие, фиолетовые камилавки.

Что касается скуфьи (небольшая черная шапочка), то в греческой и балканской традиции она практически не используется, тогда как для монаха Русской Церкви это повседневный головной убор. Интересно, что старообрядцы скуфью называют камилавкой.

Библия

Библия, которую используют в Греческой Православной Церкви по составу книг отличается от церковнославянской Библии. Первое отличие – в греческой Библии нет 3-й книги Ездры. Второе – наряду с принятыми у нас тремя Маккавейскими книгами в греческую Библию входит 4-я Маккавейская книга. Однако эти различия не воспринимаются Церквями как богословски значимые.

Таинства

Одно из главных отличий прихожан Русской и Греческой Православных Церквей – это частота причастия и исповедания. Греки стараются причащаться в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. В России прихожане причащаются гораздо реже. А ведь из Апостольских правил следует, что «тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви».

Читайте также:  Уржумская епархия: монастыри и храмы, священники, святыни

В Греческой Церкви право исповедовать имеют только иеромонахи, получившие на это благословение, и только те, которые приезжают из монастыря. В Русской Церкви правила не столь строгие.

Многие попадающие в Грецию россияне, заходя в храм, удивляются, что нет столь привычных для нас очередей к исповеди, нет священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. Может показаться, что исповеди здесь вообще не существует. Это не так. Просто в греческих храмах каждый желающий исповедаться приходит в назначенное ему время. Здесь нет суеты и толчеи.

Это разнится с картиной, которую наблюдал прихожанин одного из красноярских храмов. «Приходят в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух?» – вопрошает он.

Влияние Запада

Запад оказал на Греческую Церковь более заметное влияние, чем на Русскую. Живет Греческая Православная Церковь по новоюлианскому календарю, который совпадает с принятым в Римско-Католической Церкви григорианским календарем.

Это значит, что все праздники отмечаются на тринадцать дней раньше, чем в Русской Церкви, использующей традиционный юлианский календарь. Так, Рождество Христово в Греции – 25 декабря (как и у католиков), тогда как в России – 7 января.

Есть еще ряд деталей, которые делают Греческую Церковь ближе к Римской, чем к Русской. Это стасидии (кресла, предназначенные, к примеру, для игуменов или певчих). В России вместо стасидии используются скамьи или лавки. В Греции женщинам позволяют входить в церковь без платков и в брюках, в России так нельзя. Евангелие в греческих храмах читается лицом к прихожанам, а у нас – лицом к алтарю.

Клирик храма Святой Троицы в Афинах Александр Носевич подтверждает, что в греческой православной традиции в ХХ веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма, женщины перестали носить косынки, получили разрешение заходить в храм в брюках. Но при этом, по словам священнослужителя, В Греции эти внешние отступления не привели к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры.

Русские мифы о греческом православии

П равда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, — о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной беседа со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.

— Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках. Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?

— Действительно, в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьёзнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного — внутреннего осмысления православной веры.

Давайте не будем лукавить, русское богослужение — пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т. е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создаёт. Приходящий в храм — приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне — все благополучно, а внутри — иначе. Именно закрытость русской души — самая большая её проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал, сущностное вещей, доступных в своей открытости и простоте.

В России, по статистике, существует огромный разрыв между людьми, считающими себя верующими, и людьми воцерковлёнными. А как в Греции?

— Начнём с того, что Церковь в Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни общества и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К её голосу прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все — как некогда было в дореволюционной России.

Разница между людьми глубоко церковными и так называемыми «захожанами» cуществует. Для Греции этот фактор усугубляется тем, что православие здесь — традиционная государственная религия, и принадлежность к нему хотя бы по факту крещения — очень высокая. Конечно же, далеко не каждый, кто считает себя верующим, является таковым по сути. Только в моменты потрясений, катастроф, войн, эпидемий, бедствий люди в своем подавляющем большинстве серьёзно задумываются о вопросах жизни и смерти. В повседневной же жизни они слишком заняты житейскими проблемами, общественными неурядицами, сиюминутными заботами. Церковь всегда и везде помогает людям не забыться окончательно в кругу непрерывной жизненной гонки. Продуманной системой праздников и постов она напоминает им об иной реальности, о жизни вечной. Храмы в Греции практически всегда открыты, особенно крупные приходы. Туда может прийти любой желающий и обратиться к священнику со своей духовной проблемой, получить разрешение недоумений.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае взять благословение. Проходя или проезжая мимо храма, многие крестятся. Повторяю, в Греции, как правило, храм — не есть неприступная крепость, к которой и приблизиться порой страшновато, но прежде всего — обитель Бога Живого, где каждый ощущает себя членом семьи, получает радость от общения с церковными людьми, а не утыкается в стену холодного равнодушия. Только так можно помочь человеку обрести внутренний покой и упование на исцеляющую духовные раны силу Духа Святого.

Какова в Греции традиция духовничества для воцерковлённых людей? Сопоставима ли ситуация с Россией?

— Греция в данном смысле находится в преимущественном положении, потому что в России традиция духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди — это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение духовника на Причастие и совсем другое — исповедоваться ему. Ведь даже отходя от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда — дольше, в ожидании исповеди и после бежать к Причастию — крайне вредно для того, кто пришёл на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность, теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии — крайне важно и действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать, как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших события для пришедшего на Вечерю Господню — исповедь и Причастие — воспринимаются как некая полуформальность, а не Таинства.

В России существует представление, согласно которому в Греции никто не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда хотят. Это так?

— Это не так. Духовник, руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему причащаться и дает на это свое благословение. Мы, приезжая из России и находясь на богослужении в храме, поражаемся, что нет столь привычных для нас очередей к исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента, подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На самом деле желающий исповедоваться приходит в определённый день и час, когда принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника, однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать, исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам, или нет, он ему просто доверяет.

Благословение на причащение каждому дается индивидуальное?

— Конечно. С настоящим духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в тонкостях души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной поступок, научить правильно жить. При этом любое слово священника — на вес золота. Как возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек? Поэтому проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще не приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до полумагизма: человек пришёл, сказал «виновен», его накрыли епитрахилью и все. Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит после такой исповеди. Вот что самое трагичное.

А здесь происходит?

— Отношения духовника и пришедшего на исповедь — это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно, что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом, стать подлинным проводником благодати Божией.

Какой канон относительно рукоположения действует в Греции?

— Прежде всего, для рукоположения необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал, это не случайный человек, у которого ты 1—2 раза поисповедовался, но тот, кто знает всю твою подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению, рукоположение невозможно (т. е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай сам разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника: кого он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом, что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника абсолютно все играет огромное значение.

По мере того, как священник погружается в жизнь Церкви, духовник ходатайствует перед епископом о поставлении его в духовники. Необходима и подпись супруги, если кандидат — из семейных. Кроме того, требуется свидетельство двух человек, что кандидат действительно показал себя с достойной стороны. А также объявляется на приходе и в СМИ, иногда по радио, что такой-то избран кандидатом на рукоположение в священный сан, поэтому, если у кого-то есть претензии к кандидату, личное несогласие или недоумение, это заранее сообщается архиерею или в епархиальное управление. Если претензий к рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят в священный сан. Как правило, священническая хиротония на приходах в Греции — это целый праздник, особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.

Существуют ли возрастные ограничения для рукоположения?

— До 30 лет в священника обычно не рукополагают. Все, за очень редким исключением, происходит согласно канонам, в русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите священника на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и, если факт появления священника без надлежащего вида будет доведен до священноначалия, то такого нерадивого пастыря ждут серьёзные неприятности и наказания. Кроме того, появление священника в общественном месте в штатском костюме непременно вызовет негативную реакцию у населения, а виновник станет объектом разговоров и кривотолков.

Через сколько лет после рукоположения священник получает благословение на духовное окормление паствы?

— Обычно должно пройти не менее трех лет, прежде чем священник станет духовником.

Многие ли священники Элладской Православной Церкви несут послушание духовничества?

— Процентов 80. Обычно рано или поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он способен стать духовником.

Сколько духовных чад приходится в Греции на одного духовника? Может быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет непосильную нагрузку?

— На этот вопрос каждый духовник ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей, которые приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.

Всегда ли исповедь проводится в Греции вне богослужения?

— Да, исповедь никогда не бывает втиснута в рамки Литургии. Для её совершения выделены определённые дни. Исповедь может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на протяжении нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но только не во время Литургии.

У нас в храме мученицы Татианы при МГУ всегда существовала возможность прийти в какой-то день и неспешно исповедоваться вне службы! Значит, это осуществимо и в России?!

— При правильном понимании того, что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее?! Бывает предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнётся от исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли, препятствующие её нормальному развитию.

Что дает человеку индивидуальная исповедь в сравнении с общей, все еще принятой в России? Почему она так важна?

— Важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь — это не суд, где его будут осуждать или оправдывать, не место казни или «галочки» для соблюдения проформы, но величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями и израненному грехами, подаётся исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На исповеди он, измученный укорами совести, может получить подлинное успокоение и отдохновение от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной обстановке, при всецело доброжелательном отношении священника, который не переминается нетерпеливо с ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося, человек переступает барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей глубине своего покаяния другому человеку, облечённому в священный сан. Он доверяется ему, как отцу, который поймет его и поможет разобраться во всех затруднениях и сомнениях, поддержит его в добре, подскажет, где корень и источник его злоключений и страданий. Не нужно бояться выслушать человека! Однако для этого элементарно требуется немного времени, которого, при всем желании, при общей исповеди у священника нет.

Читайте также:  Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Что из литературы, переведенной на русский язык, наилучшим образом раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?

— Такой литературы сейчас немало. Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для пастыря, — опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил замечательное издание творений старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита Иерофея (Влахоса), проповеди отца Константина Статигопулоса, жития митилинских мучеников, поучения преподобного Космы Этолийского.

Основные отличия греческого богослужения (*) от русского

Важно отметить большое количество литургических и обрядовых различий и разночтений современного (1) греческого богослужебного чина в отличие от русского. Среди них есть вполне понятные, объяснимые и допустимые, как исторически сложившиеся и, как отражающие местные богослужебные обычаи и традиции. Но есть так же и такие, которые вызывают, порой, недоумение, вопросы и даже прямоепорицание.

Кпоследним относятся, например, совершение проскомидии на одной просфоре, вынимание частицы за Ангелов (2), отсутствие в молитве эпиклезы тропаря 3-го часа и, конечно, новый календарь, разрушающий все Марковы главы Типикона, чтение на литургии не более одного евангельского зачала и некоторое другое (3). Вся литургия, например, в греческих приходских храмах совершается при отверстых царских вратах;все тайные молитвы произносятся вслух. Сразу после чтения Евангелия – возглас «Яко да под державою», и тут же поется Херувимская песнь (сугубая ектения, ектении об оглашенных и две верных не произносятся). Ектения после освящения Даров сокращена до четырёх прошений. Наравне со священником может стоять с Чашей и причащать мирян диакон (4).

Однако остановимся только на вызывающих особое внимание спорных литургических моментах.

Не раз проходилось наблюдать у греков такую довольно странную практику (5), когда на литургии священник во время причащения мирянв момент, когда Святая Кровь в Чаше заканчивалась, доставал новую бутылку вина и прямо из неё доливал вино в Чашу, и далее, ничтоже сумняся, продолжал причащать. Как известно, подобные действия в русской богослужебной традиции категорически воспрещаются (6), а «Известие учительное» таковых священников даже повергает извержению из сана (7).

Так же в Греции в некоторых храмах практикуется ссыпание всех частиц, в том числе и вынимаемых за Богородицу, святых, живых и усопших, в Чашу перед её выносом для причащения, и причащение мирян, таким образом, происходит вообще всеми частицами (8). Такую порочную практику покойный Сербский патриарх Павел называл идолопоклонством (9). И действительно, если вышеуказанные частицы непресуществлены в Тело Христово, хоть и пропитываются Кровью Христовою при погружении в Чашу, то в причащении, оказывая им истинное богопоклонение (λατρεία), как Телу Христову, мы становимся идолопоклонниками. Эти частицы, хотя и освящены, не являются Телом Христовым, и им допустимо только почитательное поклонение (προσκύνησις), а не истинное по вере нашей богопоклонение (λατρεία) (10). Как и святым мы поклоняемся не как Богу, но лишь почитательным поклонением.

Дополнительные чаши с вином для причащения большого количества мирян поставляются на святом престоле после причащения духовенства, в каждую из которых из основной Чаши, на которой совершалась литургия, по трижды лжицейсвященник или диакон добавляет Святой Крови и в каждую опускает частицы Святого Тела, и далееиз них причащают мирян. Видимо полагают, что Святая Кровь либо размешивается, таким образом, с вином, растворяясь в нём, либо вино пресуществляется в Кровь от соприкосновения со Святыми Кровью и Телом. Если первое с большой натяжкой можно ещё и допустить (об этом подробный разговор будет ниже), то второе является грубейшим магизмом и профанацией таинства причащения, так как никакого пресуществления вина в Кровь Христову через одно соприкосновение с Телом и (или) Кровью без молитв эпиклезы Святая Церковь никогда не исповедовала, как никогда не исповедовала и пресуществления хлеба в Тело Христово от одного лишь соприкосновения с Кровью. Но так как обряд всегда отражает догматику, то такое практическое или прикладное верование, а, лучше сказать, суеверие – «пресуществление через соприкосновение» – может возникнуть лишь исходя из неверия в само пресуществление Св. Даров;неверие в то, что сама сущность хлеба и вина прелагается (изменяется) в сущность Тела и Крови Христовы. Однако вполне может сочетаться с протестантскими воззрениями на евхаристические Дары, как на взаимное сопребывание или «соприсутствие» (consubstantiatio) сущности хлеба и вина с сущностью Телом и Кровью Христовыми (или же как «вохлебление»(impanatio) – «принятие в ипостась» Бога-Слова хлеба и вина), то есть, исходящими,по сути дела, из возможности смешения или слияния сущностей.В евхаристии же происходит чудо пресуществления (изменение сущности) хлеба и вина с сохранением вида и других свойств для возможности последующего причащения. Только языческийплатонизм верует вединосущие всего бытия (субстанциональное единство) и возможность смешения частных сущностей (природ). Православие же исповедует, что каждое из творений по своему роду былосоздано Богом в отдельной, неслиянной с другими, сущности (11).

Преложение (изменение) через соприкосновение больше напоминает детскую сказку Шарля Перро, в которой добрая Фея одним лишь прикосновением волшебной палочки превращает мышей в коней, а тыкву – в карету для Золушки.У Бога же всё не так, но происходит через молитву с призыванием имени Божьего. Чудо Божие – это не магия, и священник – не волшебник. «Для того-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, полагаясь на неё не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве.» (12).

Остаётся надеяться, что всё-таки греки руководствуются в данном случае не подобным суеверием, а возможностью растворения Крови Христовой в вине по всему объёму потира, так как в каждой самой малой частице Святых Даров мистическим образом пребывает весь Христос, как и в самой малой капле Его Крови (13). Рассмотрим это более детально.

При добавлении в Чашу теплоты после раздробления Святого Агнца, Кровь Христова растворяется горячей водой. Не будем здесь останавливаться на объяснении символики данного литургического обряда, но обратим внимание на саму возможность растворения Святой Крови водой. Если такое священнодействие предусматривается чинопоследованием литургии и действительно происходит растворение Крови водой, томожет быть греки предполагают возможным и растворениеСвятой Крови вином? И, видимо, считают при этом, что при добавлении в дополнительные чаши(по три лжицы) Крови Христовой, Кровь в малой концентрации распределяется каким-то образом по всем объёмам дополнительных чаш, итогда,получается, что таким «раствором»можно причащать. Если нет разницы: винный раствор или водный. Тем более, что разбавление вином, в отличие от воды, можно количественно не ограничивать, так как ни вкус, ни цвет от этого никак не изменится (14). Только вот как быть с тем, что из ребра Христова всё же истекли Кровь и вода, а не Кровь и вино.

Подобные рассуждения можно перенести и на литургию Преждеосвященных Даров. Так как частица «IИС», опускаемая в потир, предварительно напояется Кровью Христовой, то возможным становится предположить растворение Крови в вине по всему объёму потира, хотя и в малой концентрации, но малость концентрации здесь не имеет значения. Это означает, что получается вполне возможным причащать младенцев до семи лет без частички на литургии Преждеосвященных Даров. Но насколько такие рассуждения справедливы?! Большой вопрос. Во всяком случае, подвергать сомнению благодатность таинства причащения мирян, думаю, нельзя, если такая практика всё же существует в некоторых братских Поместных Православных Церквах. Но перенимать её нам явно не стоит.

*) – За исключениемСвятой горы Афон.

1. Речь идет о богослужебной реформе 1838 года в Греции и создании нового Устава для соборных и приходских церквей т.н. «Церковного типикона по Уставу Великой церкви».Афон не принял константинопольскую реформу 1838 г. и остался верным древнему Иерусалимскому Типикону. Здесь следует так же отметить, что древний «Устав Великой Церкви» имел отношение только к Храму св. Софии в Константинополе, отражая порядок богослужения в присутствии Византийского Императора, и к приходскому богослужению не имел никакого отношения. Впоследствии «Устав Великой Церкви» был безвозвратно утрачен.

2. См. Протоиерей С.Д.Муретов «О поминовении бесплотных сил на проскомидии», М., 1897.

3. Неблагоговейным отношением к святыне в русском понимании благочестия является и наличие на св. престоле во время богослужения таких посторонних предметов, как очки, расчёска, микрофоны.

4. Такую практику можно наблюдать в храмах Афин и Салоник.

5. Такую практику можно наблюдать, например, при служении греками литургии на Гробе Господнем в Иерусалиме.

6. «Егдажерастворяеши святым укропом божественную кровь владычню, тогда да вливаеши укроп тепл с рассмотрением, и елико быти довольно всем хотящим причаститися. И последи никаконичесоже да вливаеши»(Служебник патриарха Иосифа, 1651.Божественная служба Иоанна Златоуста, л.168).

7. «Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана» (Служебник, 1995.«Известие учительное», с. 436-437). (Приведено здесь в русском переводе.)

8. «А от части пресвятыя Богородицы, или девятиих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши» (Служебник, 1995.Божественная литургия Иоанна Златоустаго, с. 159).

9. «СИТУАЦИЈА У СРПСКОЈ ЦРКВИ ЈЕ ВЕОМА ТЕШКА И У ЊЕНОЈ ИСТОРИЈИ НЕБИВАЛА» http://borbazaveru.info/content/view/5593/1/

10. См. догмат Седьмого Вселенского Собора. Книга правил. Издание Свято-Троицкой- Сергиевой Лавры 1992.

11. «И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они – твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в своей сущности, какою сотворена, такою и пребывает»(Свт. Афанасий Великий. На ариан слово второе, 19).

13. «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церквио Православной вере (1723 г.)).http://www.verapravoslavnaya.ru/?Poslanie_vostochnyh_Patriarhov_1723

14. «Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит» (Служебник, 1995.«Известие учительное», с. 406-407).(Приведено здесь в русском переводе.)

10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви

Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают греческое благочестие от русского.

О наиболее интересных, примечательных и необычных греческих достопримечательностях мы уже писали. А теперь для читателей “Фомы” приводим 10 самых распространенных отличий церковной практики в Греции. Знание их позволит вам не попасть в курьезную ситуацию, когда вы посетите эту благословенную страну.

Тем более, что число россиян, которые выбирают Грецию для семейного отдыха или посещают ее с паломническими целями, неуклонно растет.

1. Если вы встречаете человека в рясе – неважно, священник он или простой монах, скажите «Эвлогитэ» (Благословите) и поцелуйте руку. То же касается и монахинь в монастырях. В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Также и настоятельницы крестов не носят. Поэтому лучше благословиться у послушницы, чем обидеть игуменью (внешне они неотличимы).

Православный священник. Калабака, Греция. Фото Nagarjun

2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы (Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто) – самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа (греки празднуют по Новому Календарю). Это праздник сугубо семейный – большие города пустеют – все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее (трансферы, отели, паромы).

Никаких деловых мероприятий с 8 по 20 августа лучше не планировать.

3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. Да. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером (когда спадает жара). В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю.

Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic

4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Такие имена, как Мария, Мара, Мариос, а также Панайот или Панайота (от греч. «Панагия» – Пресвятая, т.е. Богородица) здесь очень популярны. Так что у вас нет шансов не встретить именинника. При встрече надо пожелать ему «Хроня полля!», то есть «Многая лета!».

5. Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно.

Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili

6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник. А только имеющий посвящение в сан духовника. Обычно это опытный клирик, который «гастролирует» по приходам епархии. Его расписание известно заранее и вывешено при входе в храм. К исповеди греки относятся очень серьезно.

7. Греки очень трепетно относятся к своей истории. Право, им есть чем гордиться! Поэтому не удивляйтесь, что батюшка может украсить вход в приходской дом статуей Аполлона или Афродиты.

8. К этому же «культу» истории можно отнести и огромную популярность древнегреческих имен. Не удивляйтесь, встретив на улице Аполлона, Эврипида, Ликурга или Артемиду. Этих имен нет в святцах, но греки нашли выход – все отмечают именины в день Всех Святых.

9. Церкви в Греции открыты с утра до позднего вечера. Как правило, перед иконами подсвечников нет, как нет и свечных лавок. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка (особенно это актуально для древних церквей с фресками). Сколько монет вы опустите в свечной ящик, взяв свечи, – дело вашей совести. Нормальное пожертвование – 3-5 евро.

Часовня на острове Антипарос, Греция. Фото A_Peach

10. Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – обеденный отдых. С 13.00 и до 17.00, особенно в летнее время все умирает. Это важно знать, планируя посещение действующих монастырей. Не только колотить в двери, но даже звонить в это время неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, и вам всегда будут рады.

Благодарим за подготовку материала православный фестиваль «Артос. Россия-Эллада».

Тема: отличия русского Православия от греческого

Опции темы

Трудно удержаться от ругани когда 4 раз приходится писать одно и тоже. Еще раз – в русских храмах в отличии от греческих нет святая-святых. (для особо одоренных алтаря в алтаре). Поэтому местоположение Бога во время службы в русском и греческих храмах отличается принципиально.

Читайте также:  Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

“В 1655 г. на пятой седмице Великого поста вновь был созван Собор с участием Макария III, Патриарха Антиохийского, и Патриарха Никона по вопросу несоответствия русских церковных обрядов греческим. На этом Соборе был одобрен новоисправленный Служебник, исправлен текст Символа веры, установлен новый (для России) внешний вид антиминсов, перекрещивание католиков было заменено миропомазанием и др. Спустя шесть недель после Собора в Москве получили послание Патриарха К-польского Паисия I, где содержалось объяснение литургии и ответы на вопросы, заданные Патриархом Никоном в письме, посланном им после Собора 1654 г. (Паисий не придавал большого значения несоответствию греческой и русской литургических практик и указывал, что они не имеют догматического характера.) В том же году одобренный Собором Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. Кроме Служебника в 1655 г. была напечатана (но не обнародована) книга «Скрижаль». Основу ее составило присланное Никону К-польским Патриархом Паисием толкование чина литургии греческого иером. Иоанна Нафанаила. К этому толкованию Никоном были прибавлены выдержки из послания Патриарха Паисия 1655 г., несколько статей, объясняющих богослужение, а также статьи о троеперстии, слово прот. Николая Малаксы о именословном перстосложении, статьи о тексте Символа веры.”

Последний раз редактировалось AHTOXA; 27.01.2006 в 08:51 .

. второе правило II Вселенского Собора гласит: “Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области и да не смешивают церквей; но по правилам, александрийский епископ да управляет церквами только египетскими, епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных, также епископы области асийския да начальствуют только на Асии, епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские – токмо Фракии…”

Я думаю, что этого достаточно. С учетом всего прочего. Если нет – извините.
Вообще, эту тему необходимо прекратить. Взаимные нападки совсем нас не красят.

Посоветуйте, пожалуйста, где найти систематизированную информацию по этой теме? Может быть, кто-то сразу может что-то рассказать – в чем существенные различия греческого Православия от Русского?

Есть например вот такое отличие: народ русский у священника просит благословения, а греки сами берут благословение, объясняя это тем, что в Евангелии описан случай с женщиной, исцелившейся от прикосновения к одежде Христа.

Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
Неверье – слепота, а чаще свинство” И.Бродский

Покаяние – это жажда быть другим. (с)

. второе правило II Вселенского Собора гласит: “Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области и да не смешивают церквей; но по правилам, александрийский епископ да управляет церквами только египетскими, епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных, также епископы области асийския да начальствуют только на Асии, епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские – токмо Фракии…”

Я думаю, что этого достаточно. С учетом всего прочего. Если нет – извините.
Вообще, эту тему необходимо прекратить. Взаимные нападки совсем нас не красят.

Антоха, брат, ты умница – люблю тебя. Спасибо тебе за то что ты есть.Суть вопроса такова что греки живут на юге Украины уже более 4500 тыс лет. Мариуполь, Крым, Одеская облась – это наша земля, мы тут не гости.Русская церковь претендует на эти территории не законно.Это земля всегда была готфейско- кафайской епархией Констонтинопольского патриархата.Гости здесь русские – это их князь в моем Херсонесе тут крещён был, моими предками.Вникаеш?

Ну надо же учитывать современные границы государств, а не вспоминать историю. А то давайте тогда переименуем Московский патриархат в Киевский, ведь Киев – мать городов русских, Москвы тогда ещё не было наверно когда русские князья крестились в вашем Херсонесе. И заодно границы государств можно пересмотреть – присоединить Россию к Украине, ну а грекам так и быть отдать земли в Крыму и Одессой области. Правда раз уж поворачивать историю вспять, то грекам следует готовиться к нападению ещё некрещёных русских князей.

Очень жаль что для вас наши проблемы это не ваши проблемы. Глава у нас общая – Христос, и если один член нездоров, то и всему телу нехорошо. Но некоторые члены видимо так не считают. Не кажется ли Вам что это противоречит Евангелию “где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос”? Надеюсь что среди 100 тыс мариупольских греков найдутся и те которые думают не так как Вы. Вот бы они ещё и статьи писали да просвещали своих собратьев в вопросе соборности православия.

Кстати, как Вы лично понимаете это слово “соборность” применительно к православию вообще и теме нашего разговора в частности?

Окончательно убеждаюсь, что в основе всех обвинений – национализм. μαραν, пожалуйста, не думайте, что мне нечего ответить на “. ИХ князь в МОЕМ Херсонесе. “. Русские летописцы тех времен столь же невысокого мнения о греках (византийских), как невысоко Ваше мнение о русских. Только по причине того, что земля Византийская породила множество святых отцов Православия, это признано всеми, я не стану на это отвечать. Но еслы Вы живете на земле, которая была когда-то греческой колонией (не греческой землей), а теперь – это земля славянская (не колония и не один век), будьте добры хотя бы уважать или быть терпимым к народу, который дает Вам возможность жить и молиться в той вере, к которой Вы принадлежите, точнее, говорите, что принадлежите – в православии.

Что касается предыдущей цитаты. Я ее растолкую для ясности, хотя она совсем не допускает разночтений. Крым – не Турецкая территория (как я понимаю, речь идет о Константинопольском Патриархате). Потому, согласно решению II Вселенского Собора Константинопольский Патриархат не имеет никакого права на него, так как это земля Украины. Украинская ПЦ входит в состав РПЦ и подчиняется Московскому Патриархату. Исторически. Даже если Украинская ПЦ станет автокефальной, это не даст на нее права Константинополю (Стамбулу). Что неясно?

Последний раз редактировалось AHTOXA; 28.01.2006 в 03:58 .

Зачем повторятся по 4 раза , вам , что писать больше нечего?
Ваше “местоположение Бога во время службы в храме” – это бред противоречащий священному писанию и преданию господствующий в умах русских сващенников.
Поменьше читайте Шмемона и побольше Новый завет, там, чётко написано, что:”там где двое и трое собраны во имя Моё там и Я ПОСРЕДИ НИХ”.и дальше Павел пишет:”хочу вам рассказать тайну сокрытую от веков – Христос в вас. (в верующих)”
Поэтому если вы священник и хотите стоять литцом к Богу на службе, то повернитесь прежде всего литцом к народу.
А ваш Шмемон – он оправдывает ваши заблуждения и глупости алтарём в алтаре .Не верти ему.И не слушайте его.
В любом случае ваши нападки на меня не обоснованы и не логичны, вы не уличили меня во лжи и ничего не доказали.Факт остаётся фактом – греки читают евангелие литцом к народу ,а вы задом, и никуда вы от этого не денитесь.

Выделено мною – А.

1. Во лжи никто не уличал. Что не доказали ничего – очень жаль.

2. Одна из Ваших цитат в данном разделе:

Не верю. Докажите. Фактами. Официальными.

3. Не стану приводить всю Вашу статью (голословную, так как в ней нет ссылок ни на один ОФИЦИАЛЬНЫЙ документ: ссылки вообще отсутствуют) – она достаточно объемна для того, чтобы помещать ее на форуме, к тому же на нее имеется ссылка. Приведу последний абзац, который, как я понял по прочтении статьи, должен являть собой общий вывод. Комментарии в скобках – мои:

Сегодня для многих мариупольских греков вопрос о возрождении нашей греческой церкви в Приазовье, такой же актуальный, как и пол века назад (согласен). Нам грекам, чётко нужно понимать, что строя храмы для русской церкви (есть православная церковь) и посещая их, мы пренебрегаем (. ) своей собственной греческой церковью (?) и отдаём дань, совсем другой, чужой нам культуре (. как я понимаю, православной культуре, так как русской церкви нет, есть русская ПРАВОСЛАВНАЯ церковь). Поэтому неплохо было бы нам, хотя бы ради исторической справедливости (. ), воскресить в Мариуполе греческое православие (Я мог бы согласиться с фразой “греческие православные храмы” или “приходы”, мог бы понять “епрахию Константинопольского Патриархата”, однако здесь сказано другое). Для этого нам нужно это только сильно захотеть. Именно сегодня, когда восстанавливаются храмы и возрождается всё духовное, нам даётся уникальная возможность, сделать то о чём мечтали верующие греки не одно поколение – возвратится домой, вернувшись назад в греческое православие (?).
Давайте же не упустим такую возможность. (Какую возможность? Пользоваться возросшим давлением на Православие не только сект, но еще и политики? Когда на Константинопольского и Московского Патриархов оказывают политическое давление? Когда пан Збигнев Бжезинский говорит, что “. после распада Советского Союза главный враг США – Православная Церковь”? Надо этим пользоваться?) .”

Я зделал только замечания.
Вывод Вашей статьи противоречит одному из основных догматов – о единстве и неделимости Православной Церкви.
Это по поводу нападок на Вас и. Ваших высказываний.

4. Мне кажется, это тупиковый разговор. К тому же пустой.
Для себя, исходя из прочитанных мною материалов, я делаю вывод, что различия между Греческой (Константинопольской) Православной Церковью и Русской Православной Церковью (Никак не греческое православие и русское православие – это общие понятия, в которых скрыта только национальная принадлежность основной массы прихожан и ИСТОРИЧЕСКИЕ их корни, но НЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ расхождения) заключается в некоторых внешних особенностях Богослужения, ни одно из которых не является догматически противоречивым как друг другу, так и всей Православной традиции. Что не исключает возможности исправления неточностей в чине Богослужения РПЦ.

Последний раз редактировалось AHTOXA; 28.01.2006 в 06:22 .

Найдите концепцию миссионерской деятельности РПЦ, там посмотрите раздел миссионерский приход и конкретно чтение Евангелья. Вы убедитесь что Евангелье в РПЦ читают лицом к народу. Более того это прямое указание и Архиерейского Собора и Патриарха и вообще ни у кого сомнений не вызывает. Дело в другом – Евангелье в РПЦ читают лицом к народу перед новообращенными и слабыми в вере. Верующие читают Евангелье лицом к алтарю. Почему такая разница и с чем связано рассказано в том числе и у Шмемона. Еще раз повторяю Вы просто не знаете как читают Евангелье в РПЦ, не говоря уж о том, что вообще не представляете почему.

Ладно, АНТОХА со всеми прасчаицца и сваливает.

Попутно желает побыстрее выбраться из этого межконфессионального болота монологов, которые почему-то названы диалогами, после чего просто начать посещать церковь, а также заниматься своими непосредственными обязанностями, как то: выводить новые научные законы, учить детей в школах, строить дома, собирать автомобили, доить коров, точить болванки на станках и так далее.

Всем удачи, православным – победы!

скажите а Греческая Православная Церковь отмечает Рождество вместе с с Католической Церковью ?

для меня отличие есть но мы единая святая соборная и апостолская церковь

Я принадлежу Русской православной церкви Я вот уже 3 года живу в США. Когда Я приехал в Сан Диего я ходил в нашу церковь Св. Иоанна Кронштадтского там очень хороший приход у меня остались очень добрые воспоминания о тех прихожан и о храме. Служба шла на старославянском (ну по нашему короче) и отличий помимо упоминания священников из иерархии РПЦЗ не было (факт в том что РПЦЗ автономная она всё равно является частью той единой святой Русской Православной церкви). Затем Я по работе переехал в Чикаго и там я ходил в Собор Покров при святой богородице это конечно же большой приход там служат главные церковнослужители РПЦЗ но служба так же по русский. Я сейчас переехал в Техас в город Лаббок по учёбе к моему глубокому сожалению здесь нет Русской православной церкви но есть греческая православная церковь я здесь только 3 недели и конечно же у меня ШОК! Первое что бросается в глаза это конечно же крест он у них другой при входе в храм не весит икона но хотелось бы чтоб на этом отличия закончились но нет друзья. При входе в храм у них есть подсвечник наполненный песком я там ставлю свечку и молюсь об умерших как и в нашей церкви но дальше следует не что другое храм заполнен скамьями других подсвечников нет иконостасы основанном настенные потому что мешают скамейки у главных ворот алтаря отсутствует крест. Самое страшное что в храме есть орган на котором играют в воскресение во время божественной литургии это убивает полностью духовное пенье и основу православных канонов. С пением тоже беда совершенно не в попад без ритма и не по канонам церкви. Заместо традиционного старого церковного календаря они используют григорианский календарь и например успенский пост здесь начинается первого Августа а не 14ого. Я конечно понимаю что мы единая церковь православная и то что полностью мы принадлежим Единой соборной и апостольской церкви. Я так же понимаю то что причастие у нас одно и то что разницы то же есть например пост перед причастием и исповедь здесь не обязательны. Это только мои наблюдения но вот что я хочу сказать это то что я на самом деле считаю что именно в Русской Православной церкви остались те традиции и именно та служба которая была 2000 лет назад и к этому можно представить исторические доказательства нужно просто посмотреть правде в глаза и если кто хочет просто проведите личное расследование на такие темы как (свечи, кадило, алтарь, крест) и вообще на практику богослужения. Ведь когда входит президент все встают чтобы показать уважение не ужели господь бог Иисус Христос не достоин такого же уважения чтоб когда мы молились все вышнему мы стояли. по сидеть мы и дома можем. Конечно же очень много разногласий и я буду стараться придерживаться истины ведь мне здесь ещё три года жить. Хочу ещё просто добавить если вы посещаете Русскую православную церковь гордитесь этим и цените каждый момент потому что это на самом деле дар божий то что мы вопреки всему сумели сохранить ту древность у культуру ( это многого стоит). Я очень скучаю по Родине и по нашей церкви потому что без этого как бы не банально это звучало чувствуешь пустоту в сердце.

Ссылка на основную публикацию