Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Гуслицкий монастырь

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь.

Адрес Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровское, ул. Лесная
Телефон Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря: (496) 411-34-07.
Сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря: http://www.guslickiy.ru
Как проехать к Гуслицкому монастырю.
Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Куровское». Расписания автобусов из Москвы – в полезных ссылках.
Как проехать к Гуслицкому монастырю на автомобиле: по Горьковскому шоссе.
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

Место, где расположен Гуслицкий монастырь, имеет почти шестивековой молитвенный возраст (595 лет). Здесь в 1410 г., на месте, как считали, чудесного спасения киевского митрополита Фотия, он устроил, обитель в честь Преображения Господня. В период правления императрицы Екатерины II эту обитель упразднили. Тогда осталась действующей только небольшая деревянная церковь, срубленная святителем Фотием. В ней хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, обретенная на месте спасения митрополита. Память о бывшем здесь ранее монастыре пресеклась.


Святые ворота.

Нынешний Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь по подмосковным меркам относительно молодой, в 2005 г. его возраст исчисляется всего 146 годами. И тем не менее он занимает особое место среди всех монастырей Подмосковья, поскольку именно он был целенаправленно создан как миссионерский центр по противостоянию старообрядческому расколу. Раскольники, или сторонники старой веры, не принявшие церковные реформы патриарха Никона во второй половине XVII в., считались особо опасными врагами православия. Еще в 1685 г. специальным указом царевны Софьи Романовой раскол был запрещен, а его приверженцы карались смертью.


Святые ворота.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь был создан в 1859 г. по повелению императора Александра II (1818—1881, царствовал с 1855 г.), прозванного со временем Освободителем (в 1861 г. он подписал высочайший манифест об отмене крепостного права). Александр II стал первым императором, который обеспечил подготовку и стал проводить комплекс реформ в России, некоторые из них имели элементы демократической значимости. Александр II был убежденным православным человеком, делал все от него зависящее для усиления позиций православия в России — государственной религии в его стране.


На территории монастыря.

Александр II был твердо убежден, что только православная идеология, ее правила, принципы, способны обеспечить наиболее эффективную борьбу с трудностями, преодолевать недуги. Он по-своему жалел иноверцев, поскольку они не были вооружены всем арсеналом духовной православной мудрости, помогающей преодолевать невзгоды. Он был склонен думать, что полезнее не притеснять иноверцев, а приложить максимум сил для разъяснения им целительных и спасительных возможностей православия.


Колокольня.

Александр II родился в Москве, поэтому всю жизнь проявлял особый интерес к событиям в исторической столице и ее пригородах. При этом он весьма сожалел, что именно в Москве и ее окружении сохранилось сильное влияние старообрядцев. Он не слишком обольщался возможностями единоверческой церкви, а считал более действенным создавать новые очаги православной веры в Московии.


Спасо-Преображенский собор.

Подмосковье, его восточная часть, в том числе и Гуслицкая волость в окрестностях Богородска (теперь г. Ногинск), выделялась большим числом сторонников старой веры. Историческая местность Гуслицы в народе именовалась «старообрядческой Палестиной». Она имела ряд физико-географических причин для этого. Гуслицы — это старинное название обширной местности в Подмосковной Мещере, занимающей около 400 кв. км и охватывающей десятки сел и деревень.

Местность Гуслицы — очень древняя, она упоминается в завещаниях великих московских князей Ивана Даниловича Калиты и Дмитрия Ивановича Донского (XIV в.). Это в большой мере заболоченная территория. (Чего стоит только одно низинное Гуслицкое болото площадью 502 га; здесь болот, в том числе торфяных, было и есть великое множество.)


Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь.

В прошедшие века в эти места расселения старообрядцев было трудно добраться государственным карательным отрядам, поэтому неудивительно, что именно здесь численность старообрядцев была особенно велика. Для умаления влияния старообрядцев в восточном секторе Подмосковья император Александр II и распорядился устроить здесь православный монастырь.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь был основан в селе Куровское (теперь город) у р. Нерской в месте ее слияния с притоком Бошице (Сошице). Основателем и строителем этого монастыря был игумен Парфений, создавший Николаевскую Берлюковскую пустынь 30 годами ранее в 1829 г.

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов В.М., 1783—1867, с 1826 г. — митрополит, канонизирован в 1994 г.) направил в этот заселенный старообрядцами край именно иеромонаха Парфения (Агеева), сильного и опытного в духовных делах человека, чтобы выбрать два места для основания мужского и женского монастырей.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

На средства жертвователей и благотворителей в монастыре были построены и украшены храмы, собрана богатая библиотека, приобретены великолепные древнерусские иконы (в собрании монастыря их было около 500). Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Считали, что эту деревянную церковь построил митрополит Фотий на месте явления чудотворной иконы Спасителя; позже основатель монастыря игумен Парфений перенес эту церковь со всей ее старинной утварью в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.

Именно в этом храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

После 1917г. монастырь терпел гонения от новых властей, которые разорили храмы, отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей. По решению большевиков на попечении братии монастыря оказалась младшая группа одного из детских домов Орехово-Зуевского уезда.

В 1923 г. в монастырь перевели часть больных Дома инвалидов г. Орехово-Зуево, но монастырь еще действовал.

В 1918—1920 гг. в монастыре разместили колонию для малолетних преступников, в 1922 г. здесь были склады и столовая лесхоза.

В 1931 г. на территории монастыря организовали Дом инвалидов. В то время в обители еще жили монахи, у них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Последние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1938 г., когда монастырь официально закрыли и монахам велели освободить все помещения.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок.

В 1994 г. часть территории монастыря передали общине верующих. В Воскресенском храме возобновились богослужения.

В 1998 г. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь возродился. В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы, увеличивается число братии, расширяется поле их духовной и хозяйственной деятельности. Главной святыней монастыря является список с почитавшейся чудотворной иконы Спаса Нерукотворного (сам чудотворный образ утрачен — пропал в советский период).

С использованием материалов из книги «Монастыри Подмосковья».

Преображенский монастырь в Гуслицах

В Куровском городского округа Ликино-Дулево находится Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Его основали в 1859 году для обращения в православную веру гусляков-старообрядцев. В 1880-е годы был построен величественный собор Преображения Господня по проекту московского архитектора Федора Федоровича Горностаева. После революции монастырь закрыли и поместили в нем дом инвалидов. Сегодня обитель вновь действует и делит территорию с психоневрологическим интернатом. В трапезном корпусе монастыря в 2013 году устроили церковь Царственных Страстотерпцев.

Миссионер в Гуслицах

Гуслицкую Спасо-Преображенскую обитель называли миссионерской, а первого игумена Парфения Агеева посылали в Гуслицы на «апостольский подвиг». Кажется странным, что миссионерские и даже апостольские труды требовались во второй половине XIX века в семидесяти верстах к востоку от Москвы. Однако в то время край Гуслиц представлялся многим опасным и диким углом Подмосковья. Если верить литературе того времени, миссионера и любого православного здесь ожидали бандиты, плуты, фальшивомонетчики и фанатичные сектанты. Из Гуслиц вышел подмосковный «Робин Гуд» разбойник Василий Чуркин, о котором вскоре после смерти был даже написан популярный роман. Местное население считали не менее жестоким, чем дикие языческие племена. Под видом внешнего благочестия гусляки якобы скрывали пороки: считали за добродетель обмануть, обокрасть и даже убить православного. В «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года говорилось: «Отделившись от православной церкви, эти несчастные потеряли всякое сознание добродетельной и благочестивой жизни, так что в настоящее время во всей Московской округе пользуются незавидной славой: в названии гусляк здесь все понимают человека без чести и совести».

Болотистая и лесная местность Гуслицкой стороны на стыке трех губерний действительно привлекала шайки разбойников и бандитов, но кровожадность гусляков сильно преувеличивали. Гуслицы объединяли десятки сел и деревень в Богородском уезде, жители которых упорно придерживались старых церковных обрядов и не признавали реформ патриарха Никона. Живя самобытно и замкнуто, подмосковные старообрядцы вызывали суеверный страх у православных и раздражение у государственных властей.

Читайте также:  Гребневская церковь в Одинцово: адрес и история, описание, святыни

Министр государственный имуществ М.Н. Муравьев предложил царю Александру II ликвидировать очаг старообрядчества недалеко от Москвы. У Муравьева уже имелся подобный опыт. В первой половине XIX века он боролся с католическим иезуитским влиянием среди белорусов. Император отклонил строгие меры против раскольников Гуслиц. Его политика по отношению к староверам была более гибкой, чем при Николае I . Александр предложил московскому митрополиту Филарету для преодоления раскола в Гуслицком крае строить мужские и женские монастыри со школами, богадельнями и больницами. Миссионерский монастырь был призван обращать раскольников не силой, а «словом и примером иноческой жизни».

Гуслицы называли «неведомой страной… логовищем закоренелых отщепенцев». Подходящей кандидатурой игумена для такого места стал инок-путешественник Парфений Агеев. Он объездил многие неведомые россиянам и далекие страны и описал их в «Сказании о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Эта книга пользовалась популярностью во второй половине XIX века. О ней положительно отзывались Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. «Сказание» инока Парфения оказало влияние на творчество Федора Михайловича Достоевского.

Инок Парфений – в миру Петр Агеев – воспитывался в старообрядческой семье. Он постригся в монахи в старообрядческом Белокриницком монастыре, но позже перешел в православие и принял новый постриг на горе Афон. Литературный талант помогал в полемике со староверами. Он написал несколько книг против раскола. До Гуслицкой обители схиигумен Парфений был строителем другого подмосковного монастыря – Николаевской Берлюковской пустыни в Богородском уезде. Конец жизни Парфений провел в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Фотий и «Спас во мхах»

По указу митрополита Филарета Дроздова игумен Парфений совершил две экспедиции в Гуслицкий край, чтобы найти подходящее место для будущего православного монастыря. В густом лесу на берегу речки Нерской он набрел на небольшую полуразрушенную церковь, сложенную из дерева. При этом храме жил священник, дьячок и отставной солдат – единственный прихожанин. В этой лесной церкви хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которую почитали и раскольники. Парфений решил устроить обитель вблизи этого места, но на другом берегу реки. Вместе с помощником Иеронимом он отправился в Москву, чтобы доложить о выбранном месте в гуслицком лесу.

О намерении инока Парфения строить монастырь узнали окрестные жители. К нему пришли старые раскольники из деревни Курской. Они были настроены доброжелательно и рассказали пришельцу старые предания о лесной церкви и чудотворной иконе. Парфений хотел перенести полуразрушенную церковь на другой берег реки Нерской и, восстановив, сделать соборной в новом монастыре. Один из старцев заметил на это: «Погрешите вы этим перед знаменитым основателем этого храма». Старик рассказал, что деревянная Спасская церковь считалась первой в Гуслицкой стороне. Построил ее митрополит Фотий еще в XV веке. Летом Фотий часто ездил в свое митрополичье имение через Гуслицы. Почему митрополит построил в лесу церковь, никто не знал. Старики предположили, что Фотия могла задержать здесь вода в весеннее половодье накануне церковного праздника.

Старец рассказал также историю чудотворной иконы Спасителя, которая хранилась в церкви. Икона явилась во мху на том месте, где Парфений намеревался строить монастырь. Ее трижды переносили на другой берег реки в Фотиевскую церковь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась обратно. Только на четвертый раз с крестным ходом образ удалось установить в деревянной церкви. Так как икону Спасителя нашли во мхе, приход прозвали «Спас на Мошку» или «Спас на Мошеве». «Икона эта чудная! У нас в Гуслицах многие видели благодать от нее», – рассказывал старик-раскольник. Образ был старше церкви, которую построил святитель Фотий. Место на берегу реки Нерской называли монастырищем – урочищем, где раньше стоял монастырь. По легенде, исчезнувшую обитель разорили татары. Рассказы стариков воодушевили игумена Парфения строить новый Гуслицкий монастырь на месте, которое отмечали до него древний монастырь, митрополит Фотий и явление иконы Спасителя.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь – православная мужская обитель, основанная на рубеже 1858—1859 годов. Монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, возвращен Церкви в 1994 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

История

Монастырь был основан на рубеже 1858—1859 годов по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал схиигумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, схиигумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную ещё митрополитом Московским Фотием. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерская. Именно здесь схиигумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре соорудили прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в северной части обители, которую обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянными. 70-90 годы XIX века — период наивысшего расцвета обители. В 1879—1886 годах был построен каменный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Кроме того, воздвигли каменный трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественную колокольню.

При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала знаменитая второклассная монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского — небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексия Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.

За время существования обители её посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре в свою бытность благочинным монастырей Московкой епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья. После закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано.

Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов).

В советский период, в монастыре разместилась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации.

В 1994 году при монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы.

Несколько лет понадобилось для восстановления главного храма монастыря — Спасо-Преображенского собора. В 2008 году он был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

8 августа 2009 года настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря назначен игумен Стефан (Макаров), служивший ранее в храме Новомучеников и Исповедников Российских подворья Екатерининского монастыря на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья.

Монастыри всегда были центрами духовной жизни того региона, в котором они находились, несли не только молитвенное, но и просветительское служение людям. Вследствие малочисленности православных церквей в районе монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Тут приходят к вере, принимают Святое Крещение, духовно окормляются жители города Куровское, поселка Давыдово и ещё нескольких деревень. В Гуслицкой обители проводятся огласительные беседы для желающих приступить к таинствам Святого Крещения и Венчания, где можно приобрести ясные знания об основах православной веры и нравственности, стать сознательными и живыми членами Церкви.

С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение», работает монастырская лавка, регулярно устраиваются православные ярмарки, действует воскресная школа для детей и для взрослых. Преподают в ней священники Алексий Кнутов, Александр Морозов, и Игорь Лысиков. Создана православная молодёжная организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию подростков, семейный клуб, общество трезвости и клуб для юношества. Организована и успешно действует служба милосердия «Преображение», являющаяся одной из лучших в Московской епархии.

Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Обитель посетили игумен Киприан (Ященко), профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай Блохин, православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель Московской Духовной Академии; Валентина Андреевна Звонкова и Федорова Вера Ивановна — духовные чада протоиерея Михаила Труханова, протоиерей Валериан Кречетов.

За прошедшее время многое сделано по реставрации обители. В 2010—2013 годах произведена реконструкция трапезного корпуса, на втором этаже которого устроен храм Святых Царственных Страстотерпцев. Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

Читайте также:  Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

В 2014 году запланирован капитальный ремонт колокольни, являющейся одним из архитектурно-исторических памятников, достопримечательностей и символов не только города Куровское, но и всего Орехово-Зуевского района.

В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: взгляд со всех сторон

Гу́слицкий Спа́со-Преображе́нский монастырь — миссионерский монастырь Русской православной церкви, расположенный в городе Куровское Орехово-Зуевского района (в районе массового расселения старообрядцев).

История

Основан по инициативе императора Александра II и благословению митрополита Филарета (Дроздова) на рубеже 1858—1859 годов вблизи древнего погоста Спас на Мошеве. По мысли митрополита, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал схиигумен Парфений (Агеев), который выбирая место для будущей обители, обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную ещё митрополитом Фотием. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерская. Именно здесь схиигумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре соорудили прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в северной части обители, которую обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянными. В 1879—1886 годах был построен каменный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Кроме того, воздвигли каменный трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественную колокольню. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала знаменитая второклассная монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящён храм во имя святителя Алексия — небесного покровителя наследника престола цесаревича Алексея Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.

В советский период, после закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано; трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомучеников Российских — это преподобномученики Иоасаф (Крымзин), Петр (Мамонтов) и Серафим (Булашов).

В монастыре размещалась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Постройки

В центре монастыря находится великолепный Преображенский храм, который был возведен в 1886 г. При начертании проекта создатели ориентировались на схему постройки Собора Спасителя, расположенного в столице. Двухъярусный Спасо-Преображенский собор воздвигли на месте старой деревянной церкви, основанной митрополитом Фотием. Вскоре его переделали в великолепный храм с девятью главами, территориально он стал находиться на севере монастырского комплекса.

Внутреннее убранство Преображенского собора

Больших трудов стоило братии восстановить былое величие главного строения после долгих лет угнетения в советский период. В 2008 г. митрополит Ювеналий совершил великий чин освящения Преображенского собора, ритуал происходил в день 150-летия с даты основания монастыря.

  • В 1917 г. завершилось строительство церковной колокольни. Высота сооружения была более 55 метров, на втором ярусе располагался храм, освященный в честь преподобного Фотия. В советский период на третьем этаже установили водопроводный бак, в настоящее время продолжается реставрация колокольни.
  • В 2013 г. на территории Гуслицкой обители проводились работы по восстановлению трапезного корпуса. Здесь устроили церковь во славу семьи Романовых. Ритуал освящения состоялся в 2013 г., проводил его митрополит Ювеналий.

Настоящее время

В 2009 г. Московский епископ Роман представил паломником нового настоятеля Гуслицкой обители, им стал игумен Стефан, который до этого служил настоятелем церкви Новомучеников России.

Ещё интересные статьи о православии:

Монастырская община с момента передачи комплекса РПЦ стала вести просветительную деятельность. С 2010 г. среди местного населения началось распространение бесплатной газеты, которая называлась «Преображение». Зимой этого года на территории открыли церковную лавку, где паломники имеют возможность приобрести духовные книги и различную атрибутику, а также воскресную школу. Монастырская община с этого времени регулярно проводит ярмарки.

  • В Гуслицкую обитель часто приезжают известные люди Православия, они делятся с прихожанами личным духовным опытом. Беседы с видными священниками и богословами приносят колоссальную религиозную помощь тем, кто стремится жить по воле Всевышнего Творца.
  • В 2010 г. на территории комплекса создали церковную подростковую организацию, где большое внимание уделено духовному развитию и физическим упражнениям для укрепления тела. В 2010 г. по благословению монастырского игумена Стефана община создала службу милосердия.
  • Городское управление Куровского не остается в стороне от деятельности Гуслицкой обители. Социальные учреждения наладили крепкие и дружественные отношения с монастырем. В одной из школ города священники часто ведут уроки по основам Православия.
  • Местная театральная студия готовит религиозные спектакли на праздники Рождества, Пасху и Преображение. Православные торжества вызывают большой восторг у местных жителей, так как здесь устраиваются различные соревнования, игры, раздаются подарки.
  • В 2013 г. провели реконструкцию трапезного храма: усилили фундамент, заменили перекрытия, сделали стены более устойчивыми, соорудили новую кровлю. В отремонтированном здании устроили церковь во славу Страстотерпцев Романовых.

Интерьер храма в честь святых Царственных Страстотерпцев

Интерьер расписали, установили иконостас, освящение произошло в конце лета 2013 г. На первом этаже храма работает фотогалерея, которая посвящена семье Николая II и жизни Российской империи до времен революции.

Монастырские храмы

  • храм Преображения Господня (1886, архитектор Ф. Ф. Горностаев)
  • храм Царственных страстотерпцев (освящен в 2013 г.)
  • храм святителя Фотия, митрополита Московского
  • храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • часовня страстотерпца царя Николая

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.

Храм Царственных Страстотерпцев

Храм был освящен в 2013 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.

При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.

Какие святыни хранятся

В монастыре хранятся частицы мощей нескольких святых.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его образ из монастыря святой Параскевы на острове Корфу.
  • Чудотворная икона «Спас Нерукотворный».
  • Иверская икона Божией Матери (была написана на Афоне в начале 20 века).
  • Список с чудотворного образа «Всецарица».
  • Икона преподобного Паисия Святогорца с частицей его рубашки.
  • Ковчег с частицами мощей трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Гуслицкого монастыря

Расписание служб

6:30Часы. Божественная литургия
16::00Вечернее богослужение

Экспертное мнение

Екатерина Перова, доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат культурологии:

«Полемика в стихах поэта и митрополита»

— Митрополит Филарет, по благословению которого возник Гуслицкий монастырь в Куровском, вел стихотворную полемику с Александром Пушкиным. На свой 29-й день рождения поэт написал «Дар напрасный, дар случайный», где чувствовались пессимизм и отрицание Бога. Сам Пушкин тогда находился под надзором полиции. Филарет же ответил на него перефразированным стихотворением от лица самого Пушкина: «Не напрасно, не случайно жизнь судьбою мне дана…». В 1830 году Пушкин писал Елизавете Хитровой: «Стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты — это, право, большая удача!». И тогда же ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», тем самым публично признав его правоту.

Настоятели

  • Парфений (Агеев), игумен, (1858 — до августа 1872) — первый строитель монастыря;
  • Иероним, игумен (до май 1895);
  • Мина (Шустов), игумен (до ), указом Синода № 416 перемещён в Климовский Покровский монастырь;
  • Георгий (Хлебников), игумен (— );
  • Стефан (Макаров), игумен (С ).
  • Серафим (Голованов), игумен (с года).

Общинная деятельность

Обитель располагается по адресу: г. Куровское (100 км. От столицы), ул. Лесная, дом № 24/1. Доехать до места можно на общественном транспорте, остановка находится рядом с главными вратами. Богослужения проходят здесь ежедневно, утреня начинается в 7:00, а вечерня — в 17:00. По будням совершаются молебны о людях, страдающих различными видами зависимости.

С 2010 г. в монастырском комплексе функционирует детская воскресная школа. Учителя убеждены: правильное религиозное знание и добродетельное отношение поможет утвердиться человеку в праведности. Главный предмет изучения — Закон Божий, преподается различным способом для детей всех возрастов. Самые малые изучают его посредством просмотра мультфильмов и рисования. Занятия проходят по выходным дням. Два-три раза в год родители со своими чадами отправляются в путешествие по святым местам Отечества.

На основе старших классов воскресной школы здесь создана православная молодежная дружина. Подростки еженедельно встречаются в монастыре, а также занимаются в спортивном зале, изучая основы туризма и практикуя самооборону.

Важно! В обители также совершаются милосердные молебны о людях, страдающих различного рода зависимостями.

Встречи клуба трезвости назначены на вечер среды. Монастырская служба милосердия помогает одиноким людям, старикам, инвалидам, многодетным семьям, организовывает досуг и празднества.

Фильм о возрождении Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря

Карта намоленных мест Подмосковья

Собор Спаса Преображения

Церковь Фотия, митрополита Московского (в надвратной колокольне)

Церковь Царственных страстотерпцев (в трапезном корпусе)

Паломнику

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском

Величественная обитель с богатой историей была основана в 1858 году, с трудом пережила богоборческие времена и на сегодня является единственным монастырем в Орехово-Зуевском районе. А его колокольня изображена на гербе города Куровское.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь заложили по благословению митрополита Московского Филарета в особом месте и с особой целью: в то время в Куровском проживали старообрядцы, и Русская православная церковь стремилась с помощью такого миссионерского центра противодействовать расколу.

Адрес: городской округ Ликино-Дулево, г. Куровское, ул. Лесная, 24/1

Координаты: 55.580269, 38.882876

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Видеоэкскурсия по Спасо-Преображенскому Гуслицкому монастырю

Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Построенная по распоряжению императора Александра I обитель стоит в непростом месте. Жители города рассказали строителю и первому настоятелю монастыря схиигумену Парфению (Агееву) о том, что, по преданию, на берегу реки Нерской еще до татаро-монгольского нашествия был храм. Таким образом священник и определился с «точкой». Изначально Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском был деревянным, к концу 19 века — уже каменным.

Реконструкция монастыря продолжается и по сегодняшний день.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С приходом советской власти обитель ждала горькая участь. Здесь организовали общежитие для работников Инвалидного дома, колонию для малолетних преступников, психиатрический диспансер. Насельников обители репрессировали, а колокольню превратили в водонапорную башню. В 1978 году она обрушилась, но Минкульт СССР признал ее памятником архитектуры и запретил снос.

С 1998 года монастырь стали возрождать. Десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил главный храм. Реконструкция продолжается и по сегодняшний день. В планах — кровельные работы, восстановление на первом и втором ярусах колокольни храмов в честь иконы Божией Матери «Державная» и святителя Фотия, митрополита Московского.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Митрополит Филарет стоял у истоков строительства множества храмов, включая Елоховский собор и Храм Христа Спасителя. Святитель также основал восемь монастырей и четыре монастырских скита.
  • В историю он вошел и благодаря тому, что по распоряжению императора в 1823 году составил акт о престолонаследии от Александра I к Николаю I. Получается, за два года до кончины монарха. А в 1856 году короновал Александра II. Редактировал он и его «Манифест» по отмене крепостного права, обнародованный 19 февраля 1861 года.
  • Главный же труд жизни Филарета — перевод на русский язык Священного Писания. В 1994 он был канонизирован Русской православной церковью. Мощи святого находятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.

Храм Царственных Страстотерпцев

Храм был освящен в 2013 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.

При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь расположен в городе Куровском Орехово-Зуевского района.

Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь. Местное предание до XIX столетия сохраняло память о разрушенном здесь во время татаро-монгольского ига монастыре.

Письменные источники сообщают, что в 1631-1633 годах существовал в «Гуслицкой волости погост, что на Мошеве, а в нем место церковное, что был храм Преображение Спасово. » Новая деревянная церковь была построена в 1668 году.

Гуслицкий монастырь является самым молодым из мужских монастырей Московской епархии, возникших до 1917 года. Основание обители в 1858-1859 годах связано с именами двух новопрославленных святых – святителя Филарета Московского и святого праведного Василия Павлово-Посадского.

В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782-1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807-1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 г. Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там, в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге – «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции» (М.,1854). На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени – Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 г. назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь и было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господня и Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон – около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев.

В 1872 г. игуменом монастыря был назначен иеромонах Иероним, при котором обитель из убыточного пришла в цветущее состояние. В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин. Расписан собор был уже в начале XX столетия известным придворным иконописцем В.П.Гурьяновым. В соборе был один престол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколько престолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых в подклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из них направлялся к реке, второй в сторону монастырской бани. По ним можно было пройти еще в 1950-х годах, после чего они были засыпаны.

Под 1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное и старейшее сохранившееся здание монастыря.

При основании монастыря на его территорию была перенесена старая церковь упраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде, но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу – Воскресения Христова. Храм был одноглавый. Освящен в 1859 г. святителем Московском Филаретом. Когда этот храм был снесен, не установлено.

Когда была построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная, также не установлено.

Нынешняя колокольня монастыря была построена в 1914 году при последнем игумене обители Исаакие. Во втором ярусе предполагалось устроить надвратную церковь. Ее, видимо, не успели освятить до 1917 г. По местным преданиям, храм должен был быть посвящен святителю Фотию.

Первоначальная деревянная ограда монастыря простояла до 1876 г., когда настоятелем о.Иеронимом, в течение двух лет она была заменена на каменную, сохранившуюся частично до настоящего времени.

В монастыре по штату, согласно правилам, заведенным еще при его основании, было положено 33 человека монашествующих, включая настоятеля – по числу земных лет Спасителя, а также такое же число послушников.

В советский период обитель была закрыта, в 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. В том же 1922 г. монастырь был закрыт, часть братии разошлась, но многие продолжали оставаться в монастыре, пытаясь поддерживать его храмы, ставшие приходскими.

После войны в монастыре располагался дом инвалидов, затем областной психоневрологический интернат.

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня.

Решение о восстановлении монастыря было принято Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II 9 июля 1998 года, когда праздновалось 140-летие основания обители.

Настоятелем монастыря является игумен Георгий (Хлебников).

Читайте также:  Церковь Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию