Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

История, состав и репертуар хора Валаамского монастыря

Кто хотя бы однажды слышал Праздничный хор Валаамского монастыря , обязательно был тронут искренностью исполнения, глубиной. Его выступления собирают тысячи зрителей по всей стране. Часто коллектив выступает в Кремле .

И конечно, поклонникам его творчества будет интересно познакомится с историей создания хора, его участниками и богатым репертуаром.

Хор Валаамского монастыря

Коллектив является уникальным и по составу исполнителей, и по репертуару. Благодаря талантливым певцам молитвенные песнопения валаамских монахов не оказались забытыми.

История создания

Праздничный хор зарождался с началом восстановления обители. Летом 2005 года отреставрировали Спасо-Преображенский собор. В августе на его освящение прибыл Святейший Патриарх Алексий II. В этом событии участвовал вновь созданный мужской коллектив певцов.

Одна из его особенностей — валаамское духовное пение. В монастыре стали вести богослужения, используя древние одноголосные мелодии. В наши дни традиция не только не утрачена, но и развивается.

О монастыре

Дата основания обители на Ладоге неизвестна. Сказания уверяют, что еще Андрей Первозванный оставил знак, указывающий, где основать обитель. Паломники Сергий и Герман основали ее в 1407 году. Об этом есть документальные упоминания.

В 15-16-х веках Спасо-Преображенская обитель процветала. Сюда шли паломники со всего мира. Число братии достигало до 600 человек. Нередко в те годы монастыри служили оборонительными укреплениями. Набеги со стороны Швеции были частыми. Монахам приходилось брать в руки оружие. В 17-м веке северные соседи практически уничтожили обитель. Да и территория стала принадлежать Швеции.

Возрождаться монастырь стал после Северной войны. По указу Петра Первого в 1715-м году здесь началось строительство. Пожар уничтожил деревянные постройки, земли перешли государству. Силами немногочисленной братии (не более 20 человек) восстановить утраченное было невозможно. Несколько десятилетий длилось забвение монастыря.

В конце 18-го века приняли решение о возрождении обители. Здесь началось активное строительство каменных зданий. С 1811-го года территория отошла к Финляндскому Княжеству, но обитель до 1892-го года относилась к Петербургской епархии. Это время стало новым расцветом монастыря.

Связано оно с именем игумена Дамаскина, который 42 года руководил обителью.

  • построено несколько храмов, около 20 часовен;
  • перестроен скит «Всех святых» и построены 6 новых;
  • возведены поклонные кресты;
  • появились маяк, таможня, водопроводный дом;
  • построили более 20 жилых помещений для братии, гостиницу, странноприимный дом для финнов и шведов;
  • начали работать мастерские, животноводческая ферма на сотню голов, рыбный завод, конюшня, питомник по разведению хвойных и лиственных деревьев;
  • открылось книгохранилище;
  • построены мосты и дороги, приобретен пароход.

Все это силами монахов. В 1855-м году на Валааме побывала царская семья. В 1866-м году были приобретены шесть островов, дома в Москве, Новгороде. К началу 20-го века в обители проживало около тысячи человек. Многие из паломников приезжали, чтобы услышать православные церковные песнопения Валаама .

С победой революции монастырь не был закрыт, так как оказался на территории Финляндии. Вскоре на острове начали строить оборонительные сооружения, готовясь к войне с Советской Россией. В тридцатые годы в обители осталось около 400 человек постоянных жителей. Во время Советско-финской войны монастырь оказался в центре военных действий, был разрушен.

8 марта 1940-го года колокольные удары известили о закрытии обители. Монахи уехали, забрав ценности, в Финляндию, где организовали Нововалаамский монастырь.

Долгое время здания использовали для различных нужд:

  • осенью 1940-го года здесь разместили военно-морское училище;
  • после Великой Отечественной войны организовали Дом инвалидов;
  • в 70-х годах открыли Музей-заповедник.

В сентябре 1989-го года Валаам возвращен Русской Православной Церкви.

Благословение игумена

Игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий благословил создание Праздничного хора. Наместник считал важным восстановить не только внешний вид святыни, но и сберечь ее уклад.

С первого дня возрождения жизнь здесь шла в соответствии со строгим уставом, заложенным еще много лет назад. Была сделана и попытка сохранить особое валаамское пение.

Состав участников

Уникальность хора и в том, что участники собираются только по особым случаям. Чаще всего, когда в обители проходят Патриаршие богослужения. Коллектив складывался без какого-либо специального прослушивания и отбора. Словно по велению Бога оказались все в Валаамской обители.

Алексея Жукова пригласили в 1993 году, когда был нужен профессионал, умеющий читать музыку с листа. Он еще мальчиком начал ходить в храм с бабушкой. Получив музыкальное образование, пел в церковных хорах, в том числе и на Валааме. В 2005 году стал его художественным руководителем.

Небольшой коллектив (16 человек) составляют профессиональные певцы, дипломированные дирижеры, постоянно работающие в музыкальных театрах северной столицы.

Здесь встретились обладатели редких голосов:

  • Михаил Круглов (бас-профундо);
  • Антон Нестеров (тенор-альтино);
  • Дмитрий Попов (контр-тенор);
  • Борис Петров (лирический баритон).

Александр Бордак окончил вокальный и дирижерско-хоровой факультеты Санкт-Петербургской консерватории. Каждое лето приезжал трудиться в хоре Валаамского монастыря. С 2013 года начал в нем постоянно работать. Через три года возглавил коллектив.

Музыкальный репертуар хора

Мало собрать уникальные голоса, надо еще и репертуар подобрать яркий, узнаваемый, чтобы доходил до сердец слушателей. Теперь каждое произведение обрабатывается с учетом диапазона голосов. Каждый концерт хора Валаамского монастыря становится событием.

Церковные песнопения

Православное богослужебное древнерусское знаменное пение, валаамский распев лежат в основе репертуара. Эти мелодии звучат в самых разных программах коллектива. Особенно пронзительны молитвы в исполнении хора.

Сохранить лучшие традиции православного песенного искусства, дать возможность прикоснуться к ним любому человеку призвана программа «От Византии до России».

В подборке «Величественные тоны Валаама» зрители слышат традиционное пение, много веков существовавшее на древней земле.

Стихотворные и музыкальные произведения, посвященные Рождеству, соединились в программе «Свет Христов просвещает всех!».

Знатоки признаются, что древнее пение братии в Валаамской обители располагает к молитве и умиляет сердца. Хорошо, что традицию удалось сохранить.

Светские песни

Произведения этой ниши, которые коллектив выбирает для исполнения, тоже исполнены глубокого смысла.

«Вера и Победа» соединила богослужебное пение и песни военных лет. Хотя многие из них звучат не совсем привычно. Оказывается, порой трудно установить, какими же первоначально были слова песни. Нередко стихи редактировались разными исполнителями.

«Завтра весна» наполнена ощущением полета, которое вносят такие знакомые с детства песни, как «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов, Ю. Энтин), «Мама» (В. Гаврилин), «Под небом голубым» (А. Волохонский).

В программу «Есенин» вошли яркие самобытные произведения поэта, виртуозно исполненные участниками коллектива.

Дискография коллектива

Сегодня познакомиться с творчеством коллектива можно не только во время его выступлений. Хором записано уже несколько альбомов.

«Величественные тоны Валаама»

Музыкально-литературная программа посвящена старинному пению. Альбом записан весной 2015-го года. В исполнении народного артиста России В. М. Ивченко звучат воспоминания Д. Н. Соловьева, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Вениамина о Валааме.

Иллюстрацией к чтению служат песнопения:

  • «Помилуй нас, Господи» и «Объятия Отча»;
  • «Свет Неизменный Слове» и «Иже светом Твоим»;
  • «Придите, поклонимся» и «Святый Боже»;
  • «О преславнаго чудесе. » и «Свет тихий»;
  • «Ангел вопияше» и «Взбранной Воеводе»;
  • «Не ввери мя» и «Достойно есть».

Участники коллектива признаются, что долго учились петь, как монахи сто лет назад, когда монастырский хор насчитывал более 100 человек.

«Забытая война»

100-летию начала Первой мировой войны посвящен этот альбом. В нем звучат произведения, написанные сто лет назад, мелодии русских композиторов (С. Рахманинова, М. Глинки) и современных авторов (А. Бордака, В. Файнера).

Органично вплетаются в музыкальную канву стихи Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Валентина Катаева.

Любое дело православный человек начинает с молитвы. Вот и программа начинается проникновенным обращением «Благослови оружие, Господь». Звучат произведения: «Яко пленных свободитель», «В память вечную будет праведник», «Благодать Божия».

Коллектив не просто собрал в единое целое самые разные произведения, но и раскрыл историю некоторых, казалось бы, известных всем песен. Так, исполняемая в советское время «Смело мы в бой пойдем за власть Советов» изначально звучала «Мы смело в бой пойдем за Русь Святую». Стихи неизвестного автора посвящены обретению иконы Божией Матери «Августовская победа».

Природа во многих произведениях тоже выступает участником событий, оттеняет происходящее:

  • «Вот вспыхнуло утро»;
  • «Можжевельника запах сладкий»;
  • «Под ракитою зеленой».

Лирические ноты звучат в композициях «Мать», «Сестре милосердия».

Здесь и военная действительность:

  • «Наступление»;
  • «Ревет и грохочет мортира вдали»;
  • «Вы пали, жизнь свою отдав».

Все тяготы и лишения переносят участники событий с одной целью «Славься, славься, Русь моя!».

Философским осмыслением жизни наполнена песня «Людям, увы, не хватает Великой любви», которую А. Бордак написал на слова иеродиакона Амвросия.

Авторы ряда произведений неизвестны. И хор вернул их из небытия, донес до современного зрителя.

«Вера и Победа»

В мае 2014-го года коллектив представил очередной альбом, посвятив его Воскресению Господа и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В первую часть вошли авторские духовные сочинения:

  1. Открывается альбом ирмосами канона Святой Пасхи «Воскресения день».
  2. Звучат произведения С. Рахманинова («Благослови, душе моя, Господа», «Воскресение Христово видевши»), А. Бордака («Святый Боже», «Ангел вопияше»), П. Чеснокова («Да исправится молитва моя», «Воскресни, Боже»).
  3. Мостиком ко второй части — «Победа» — стало пронзительное стихотворение протоиерея Андрея Логвинова «Они опалились войной».
  4. Виртуозно исполнены песни военных лет. Здесь «Два Максима» (В Дыховичный, С. Кац), «Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин), «Жди меня» (К. Молчанов, К. Симонов), «Соловьи» и «Тальяночка» (В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов), «День Победы» (Д. Тухманов, В. Харитонов).

Коллектив выбором произведений подчеркнул, что понятия Вера и Победа неразделимы.

«Мелодии русской души»

В феврале 2011-го года хор записал большой альбом. Само название показывает, что составители собрали любимые на протяжении веков русскими людьми произведения. Среди песен духовного содержания — «Монастырь» (В. Волков).

Широко представлен пласт русских народных и казачьих песен:

  • «Вьюн над водой» и «Ах, ты степь широкая»;
  • «Полно вам, снежочки» и «Черный ворон»;
  • «Любо, братцы, любо».

Интересно звучат напевы, популярные среди эмигрантов и в русской армии: «Молись, кунак» (А. Вертинский), «Замело тебя снегом, Россия» (Ф. Чернов), «На сопках Маньчжурии» (И. Шатров), «Уж ты поле мое».

Много в альбоме знакомых всем лирических песен и романсов:

  • «Было двенадцать разбойников» (Н. Маныкин-Невструев, Н. Некрасов);
  • «Не для меня» (А. Гадалин, Н. Девитте);
  • «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина, М. Лермонтов);
  • «Однозвучно гремит колокольчик» (П. Булахов, Н. Макаров);
  • «Степь да степь кругом» (И. Суриков);
  • «Вечерний звон» (А. Алябьев);
  • «Уж как пал туман» (Л. Шварц);
  • «Гори, гори, моя звезда» (П. Булах, В. Чуевский).

Рядом с произведениями 19-го века звучат мелодии советских композиторов:

  • «Не жалею, не зову, не плачу» (Г. Пономаренко, С. Есенин);
  • «Вечер на рейде» (В. Соловьев-Седой, А. Чуркин);
  • «Прощайте, скалистые горы» (Е. Жарковский, Н. Букин);
  • «Гляжу в озера синие» (Л. Афанасьев, И. Шаферан);
  • «Конь» (И. Матвиенко, А. Шаганов).

Оригинальная аранжировка каждой песни придет новое звучание известным мелодиям.

Участие в концертах

Концертная деятельность хора началась в 2007-м году, когда коллектив выступил в Торгово-промышленной Палате России. Через год певцы поехали в Италию представлять страну на Фестивале Российского искусства.

Постоянно хор гастролирует по стране. Только за последние годы почти 400 выступлений могли увидеть зрители. Традиционными стали Рождественские концерты в Исаакиевском соборе. На первый (в 2013-м году) пришли шесть тысяч слушателей.

Праздничный хор исполняет произведения на:

  • испанском и английском;
  • сербском и французском;
  • украинском и казахском;
  • греческом и грузинском языках.

Вылетали артисты в Сирию, где проникновенно и душевно выступили для российских военнослужащих.

Богослужебная деятельность

Все совершаемые на Валааме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси богослужения, приемы высоких гостей не обходятся без участия в них Праздничного хора.

Особую красоту и торжественность придает выступление коллектива на собраниях Патриаршего попечительского совета обители в Храме Христа Спасителя, на богослужениях на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге.

Во время паломнического сезона участники поют в составе хора братии Валаамского монастыря, рассказывают приезжающим об особенностях валаамского пения.

Поддержка фонда Тимченко

В конце 2010-го года супруги Елена и Геннадий Тимченко организовали благотворительный фонд для помощи семьям, поддержки культуры, спорта.

С 2013-го года фонд поддерживает деятельность хора. Начало было положено выступлением в Исаакиевском соборе с Рождественской программой «Христос рождается, славите».

Представление программ на сцене Государственного Кремлевского дворца «Вера и Победа», «Забытая война» тоже не обошлись без помощи Фонда. Помогает организация и в гастрольной деятельности коллектива.

Значение творчества в православной церкви

Просветительская работа, нравственное патриотическое воспитание, сохранение богатых традиций — вот цель известного хора.

Участники коллектива стали инициаторами проведения Международного Свято-Владимирского Валаамского фестиваля православного пения «Просветитель», на который собираются сотни зрителей и участников из разных стран. Слушатели знакомятся с красотой православного пения.

Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Видео

В этом видеоролике праздничный хор исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ – совокупность музыкальных вариантов церковных песнопений, бытовавшая в Валаамском монастыре.

Читайте также:  Храм Георгия Победоносца в Челябинске: описание и адрес храма, праздники и святыни, певчие, как добраться

Проблемы происхождения распева, его самостоятельности или, напротив, зависимости от других распевов не нашли в настящее время однозначного решения в современном музыковедении.

В архивах России древние певческие рукописи Валаама, которые могли бы стать объектом исследования, не сохранились. В описании древлехранилища Валаамского монастыря, сделанном в 1913 году, значились 4 рукописных певческих «Ирмология»: два из них были записаны знаменной нотацией, два – квадратной нотолинейной; в последнем есть примечание «ноты крюковые на пятилинейной системе» (Епархиальное древлехранилище. С. 18). Самая древняя рукопись, «Ирмологий нотный с месяцесловом» (полуустав XV века, раздельноречие), была отнесена составителями к эпохе князей, т.к. в припевах на девятой песни канона Сретению Господню упоминается князь (Епархиальное древлехранилище. C. 18-19); к тому же периоду относился и сокращенный «Ирмологий». Нотолинейная рукопись «Ирмологий и праздники», а также, по-видимому, «Ирмологий и некоторые стихиры из нотного Обихода» были созданы переписчиком Петром Макарьевым в 1690 году По данным И. Гарднера, в настоящее время в музее г. Куопио в Финляндии находятся два крюковых Ирмология (Куопио. Церковный православный музей. Инв. № 64, 69) (Gardner J. v. Die altrussischen Neumen-Handschriften des orthodoxen Kirchenmuseums in Kuopio // Die Welt der Slaven. Köln; W., 1973. Jg. 18).

При отсутствии рукописей важным источником сведений о певч. традиции Валаамского монастыря являются описания, оставленные паломниками. Первое описание (1847 год) принадлежит свт. Игнатию (Брянчанинову), который отметил особую выразительность валаамского пения, «глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». Услышанный им напев он назвал знаменным, или «столбовым»: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся . Эти тоны – в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами» (Валаамский монастырь. С. 14-15).

Ценные сведения о монастырском пении во второй половине XIX века содержит книга директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода композитора Д.Н. Соловьёва «Церковное пение в Валаамской обители». Если святой Игнатий писал, что в монастыре «древние рукописи уничтожены», то Соловьёв представлял Валаам как монастырь, «до сей минуты поющий по знаменным книгам». Соловьёв считал неоспоримым факт непрерывной исторической преемственности певческой традиции с основания монастыря до конца XIX века и называл Валаам «живым свидетелем знаменного периода». Регент московского подворья Валаамского монастыря А. Загребин подвергает сомнению это утверждение, так как возрождение монашеской жизни, по его мнению, начинается лишь в 1782 году и связано с приходом саровского старца Назария (Кондратьева), который принес в монастырь устав и традиции пения Саровской пустыни.

В целом на Валааме преобладала устная певческая традиция. По свидетельству Соловьёва, и монастырские певчие, «и все остальные члены монастырского причта – иеродиаконы, иеромонахи, не исключая даже и отца наместника», входившие в состав хора, знали весь круг церковного пения наизусть, не нуждаясь в нотных книгах.

К началу ХХ века возникла необходимость письменной фиксации традиции с целью ее сохранения для молодого поколения монахов. Подготовкой Обихода занимался лично игумен Гавриил (1891-1903 годы), большой рачитель церковного пения. Записывать песнопения на ноты с голоса знающих иноков ему помогали монах Маркиан (будущий старец иеросхим Михаил, † 1934 год), а также предположительно регент инок Авксентий, «переложивший на ноты» херувимскую песнь валаамского напева (Валаам Христовой Руси. С. 303, 304). «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» был издан в 1902 году, переиздан с исправлениями и дополнениями в 1909 году. Он содержит песнопения всего годового круга. Первая включает неизменяемые песнопения всенощного бдения, Октоиха, вседневных служб, вторая часть – Постной и Цветной Триодей, третья часть – песнопения двунадесятых праздников, Божественной литургии и молебна Пресвятой Богородице. Иногда по причине совпадения напевов даются ссылки на «Обиход» синодального издания, чем, вероятно, объясняется почти полное отсутствие служб Страстной седмицы, службы отпевания.

В предисловии к «Обиходу» отмечено, что «напев валаамский есть соединение напевов: большого и малого знаменного, а также и других», а именно: греческого, киевского, болгарского и путевого. Указания на распевы во мн. случаях отсутствуют, их можно установить путем сравнения с обиходными песнопениями синодального издания: например, песнопение «Достойно есть» (на возношение Панагии) греческого распева известно также под названием «Жуковская малая, 5-го гласа», предначинательный псалом – киевского распева и т.п.

Основу «Обихода» составляют песнопения знаменного распева, к которому принадлежат «Блажен муж», запевы и первые стихиры на «Господи, воззвах», догматики, воскресные богородичны на стиховне, «Бог Господь», прокимны на утрене, «Свят Господь Бог наш», почти все песнопения литургии, кроме гимна «Единородный Сыне» (праздничного) болгарского распева. Характерной тенденцией рубежа XIX-ХХ веков является сокращение мелодий, в песнопениях отсутствуют фиты (хотя в конце XIX века они еще использовались; так, Соловьёв упоминает о пении фиты «кудрявой» в литийной стихире «Подобаше самовидцем» на Успение). Соловьёв с тревогой писал о «заметном расположении к употреблению малых роспевов». В большинстве песнопений из «Обихода» Валаамского монастыря попевочный фонд знаменного распева сохранен. В тех случаях когда попевки знаменного распева модифицируются, имеет место как их упрощение («редукция»), так и увеличение мелизматических оборотов, добавление опеваний, проходящих звуков, что делает мелодию более развитой, гибкой.

Одной из древних традиций, сохранившихся в Валаамском монастыре, Соловьёв считал стихологию, т.е. антифонное чтение и пение псалмов. Особенно близким древнему первообразу он находил исполнение гласовых напевов на «Господи, воззвах», когда головщик поет все 3 запева, а хор трижды повторяет «Услыши мя, Господи».

Загребин отмечает сходство структуры стихир «на глас» в Валаамском «Обиходе» с современном их исполнением в рижской Гребенщиковской и Невской старообрядческих общинах.

Украшением валаамского пения были подобны. По словам Соловьёва, древнейшая традиция пения на подобен на Валааме сохранилась великолепно, но головщик правого клироса в беседе с ним сетовал, что «знание этого отдела у валаамских певцов ослабевает и количество употребляемых подобнов постепенно уменьшается», например, не поются 12-строчные («на двенадцать колен») подобны (Соловьёв. С. 26). В «Обиходе» Валаамского монастыря 11 подобнов: «Прехвальнии мученицы», «Небесных чинов» 1-го гласа, «Доме Евфрафов», «Егда от древа» 2-го гласа, «Яко добля», «Дал еси знамение», «Хотех слезами» 4-го гласа, «Радуйся» 5-го гласа, «Все отложше», «Тридневен» 6-го гласа, «О преславного чудесе» 8-го гласа.

В целом «Обиход» Валаамского монастыря основан на общерусской традиции знаменного распева, поэтому некоторые исследователи возражают против самого определения «валаамский распев», считая его местной разновидностью знаменного распева. Вопрос о том, существовали ли в Валаамском монастыре особенные «валаамские» песнопения, пока остается открытым. Например, широко распространенное «Ангел вопияше» напоминает мелодии греческого распева; о позднем происхождении напева свидетельствуют простота его строения (чередование 2 мелодических строк с вариантами), тонально-гармоническая определенность с опорой на I-V ступени мажорного лада. Но характерные мелодические фигуры не встречаются в песнопениях греч. распева. Возможно, в этом случае допустимо говорить о самостоятельном «валаамском» распеве, сложившемся в XVIII-XIX веках.

Хоровое исполнение одноголосных песнопений, по свидетельству Соловьёва, было различным. Некоторые игумены, чтобы не ослаблять строгости молитвенного настроения, не допускали даже разделения теноров и басов, и они пели унисоном в среднем регистре. В конце XIX века монастырский хор (50 чел.) состоял из басов, теноров и альтов. Хоровой склад зависел от голосовых возможностей певчих: первые тенора могли передать свою партию альтам и перейти на 2-й голос, а низкие 2-е тенора могли облегчить партию 1-х басов. При таком распределении голосов большая часть их вела основную мелодию. В движении прочих голосов, по словам Соловьёва, возникала особая гармония, «не столько в смысле применения правил аккордики, сколько контрапунктического характера, двухголосная, трехголосная и т.д., гармония особых подголосков и мелодических ходов», которая «драгоценна как вообще в музыкальном, так в особенности в церковно-певческом соотношении», т.к. дает многоголосное истолкование знаменной мелодии (Соловьёв. С. 20). Такой тип фактуры с применением подголосочной полифонии отчасти был зафиксирован в «Сборнике церковно-богослужебных песнопений» для 4-голосного смешанного хора, изданном в мон-ре одновременно с одноголосным Обиходом в 1902 году.

Первые многоголосные обработки песнопений Валаамского распева создал М.А. Балакирев («Ангел вопияше» и тропарь свт. Иоанну Златоусту «Уст твоих»). В XX в. к «Обиходу» Валаамского мон-ря как первоисточнику своих произведений обращались диакон Сергий Трубачёв, архиепископ Ионафан (Елецких), К. Никитин, протоиерей Николай Ведерников, регент Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря М.Ю. Рузанов, архимандрит Матфей (Мормыль), А.З. Непомнящий, В.И. Мартынов и др. авторы.

Песнопения Валаамского распева, как одноголосные, так и в многоголосной обработке, входят в репертуар совр. профессиональных хоровых коллективов и клиросных хоров. Большое число песнопений Валаамского распева представлено в аудиозаписях хора братии монастыря под управлением регента иеродиакона Германа (Рябцева) и мужского хора института певческой культуры «Валаам» (художественный руководитель и дирижер Игорь Ушаков).

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Востребованный концертный коллектив, состоящий из мирян, гастролирующий по самым разным залам России – нет, эта история не про шоу-бизнес, а про служение Богу и людям. Хор Валаамского монастыря выступает перед людьми, многие из которых имеют самое поверхностное представление о христианстве, о Церкви. Оригинальные концертные программы хора – не только предложение прикоснуться к древней культуре и насладиться более привычными для нее произведениями современных композиторов, но и свидетельство проникновения Православия в сознание жителей России. Руководитель хора Александр Бордак рассказывает об истории создания коллектива и о его буднях.

– Монастырь на острове Валааме возник в начале прошлого тысячелетия. Как только на суровой северной земле затеплился огонек веры, запели сердца, преисполненные любовью, воздавая хвалу Творцу. На Валаамскую землю пришли греческие миссионеры Сергий и Герман, с уставом греческой службы они внесли пение византийской традиции. Особенность пения в один голос передавалась из поколения в поколение. В эпоху Петра I в храмах и монастырях Руси стали петь многоголосные песнопения, но братия Валаамского монастыря сохраняла верность древней знаменной традиции. Многие паломники преодолевали тысячи километров, чтобы оказаться на острове и погрузиться в молитву, слушая строгий одноголосный распев.

Постепенно и на Валааме зазвучал партес. Чаще пелись обработки именно одноголосных распевов, чему есть подтверждение. Существует аудиозапись на шведском радио – покинувшие в связи с исторически сложившейся сложной ситуацией Валаам монахи записали фрагменты богослужений, и там мы слышим как раз валаамский распев в многоголосном изложении.

С начала Великой Отечественной войны на Валааме – страшное запустение. Военные действия, затем интернат. И только в 90-е годы, с возрождением монастыря, опять начинает звучать древний одноголосный распев. По благословению епископа Троицкого Панкратия на Валаам были приглашены профессиональные музыканты для помощи братскому хору. Помимо пения на службах «светская» часть хора ежедневно участвовала в небольших концертах-лекциях, во время которых знакомила паломников и туристов с историей валаамских песнопений. Традиция данных выступлений сохранилась и по сей день.

Постепенно Валаамский монастырь обретает статус центра Православия на Севере Руси. Патриарх ежегодно служит на острове. Приезжает много гостей, среди них – и члены правительства страны. Хор увеличивается в своем численном составе для более объемного и красочного звучания, и на данный момент шестнадцать человек в его составе славят Господа на службах и поют концерты.

Как Вы стали руководителем хора Валаамского монастыря?

– Я закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и классу вокала, длительное время занимался сольной практикой. В 2013 году был приглашен руководством Валаамского монастыря для создания новых музыкальных программ. Осенью 2016 года по благословению владыки Панкратия был назначен художественным руководителем коллектива.

За время нашего сотрудничества создан ряд духовно-патриотических программ. Первой стала программа «Вера и победа», премьера которой состоялась 9 мая 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Далее были подготовлены программы «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, «Свет Христов просвещает всех», посвященная Рождеству Христову. Все произведения создаются с учетом специфики голосов наших певцов. Например, специально для нашего баса Михаила Круглова, обладателя редкого голоса бас-профундо, был написан гимн Пресвятой Богородице «Достойно есть». Такой голос – конечно, украшение нашего коллектива. Как и все голоса, конечно, которые создают ту самую узнаваемую краску именно нашего хора.

С чем выступает ваш хор сейчас?

– В данное время мы выступаем в разных городах России с программой «Свет Валаама». В концерте звучат древние валаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторская музыка русских композиторов. Затем мы поем произведения, в которых в простой песенной форме говорим о Божьих заповедях, о милосердии и жертвенности. И именно в песнях военных лет – известных и неизвестных, любимых и забытых – эта тема стоит особенно остро. Две тысячи лет назад Спаситель отдал Свою жизнь за спасение всего человечества. И на полях сражений тысячи героев отдавали свои жизни во имя мира и во имя любви, о которой сказал Сам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Читайте также:  Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Как часто хор должен репетировать, чтобы звучать достойно?

– Мы стараемся делать запись каждого концерта, затем ее слушаем, анализируем и перед следующим концертом на репетиции вносим коррективы. Таким образом, во время гастролей у нас репетиции проходят каждый день. Раньше, когда у нас не было большого количества выступлений, мы встречались два-три раз в неделю. Теперь, когда в Петербурге мы бываем значительно реже, наши репетиции только на гастролях и происходят.

Какие напевы, произведения каких композиторов нравятся лично Вам? И влияет ли Ваш вкус на репертуар хора?

– В первую очередь это, конечно, древние одноголосные распевы, которые являются неотъемлемой частью богослужения на Валааме. Мы их исполняем на каждом концерте. Часто звучат произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова. Для реализации творческих задач иногда сами сочиняем музыкальные композиции.

Кто-то, кроме Вас, участвует в составлении программ?

– До сегодняшнего дня мы сами справлялись с поставленными задачами. Но впереди обозначена новая работа, рабочее название которой – «100 лет жизни страны: 1917-2017». Премьера состоится 27 июля на Валааме в рамках фестиваля «Просветитель». Помимо хора, в концерте примут участие автор-исполнитель Елена Фролова, певец Олег Погудин, а также камерный симфонический оркестр. Будет осуществляться видеоподдержка. С таким объемом работы нам одним, конечно, не справиться. Будут приглашены режиссеры, видеоинженеры, и совместными усилиями, я уверен, удастся создать новую интересную программу.

Откуда приходят в хор новые певцы? Обязательно ли они должны быть воцерковленными людьми?

– Основной состав нашего хора сохраняется с 90-х годов. Мы вместе работаем больше двадцати лет, и поэтому хорошо понимаем друг друга с полуслова, полужеста.

Конечно, и новые люди приходят. Вера – дело очень личное. Когда человек приходит на прослушивание, никто не спрашивает его, верит ли он в Бога, воцерковленный ли он. Если человек принимает решение работать в нашем хоре, он ведь понимает, что идет не только работать, но, в первую очередь, служить Богу, так как мы занимаемся именно духовно-просветительской деятельностью. Бог приводит нам людей, которые нужны. Как руководитель хора я не заглядываю в личное пространство певцов. Но отношение ребят, конечно, проявляется.

Например, мы были в Керчи. Концерт «на материке» был под угрозой срыва, так как оказалась закрытой паромная переправа. Вдруг появился неизвестный нам батюшка и стал служить молебен. Мы даже не сразу это все заметили, поскольку были в другом месте. Я стал участвовать в молитве. Краем глаза заметил, что еще несколько наших ребят присоединились. Потом услышал, как запели басы. Через некоторое время пел уже весь хор. Поэтому мне кажется, мы дышим одним воздухом, смотрим в одном направлении и делаем одно общее дело.

Вас часто приглашают поучаствовать в богослужениях?

– В данный момент не часто. И это оправдано, потому что у нас каждый день концерты, каждый день переезды. Существуют чисто физические ограничения. Ребятам надо высыпаться, чтобы полноценно работать. Мы поем службы на Валааме. Наше служение сейчас – на концертных площадках. И это очень важно.

На концертах вы используете подзвучку. Есть ли в этой части вашей работы какие-то нюансы?

– Залы очень разные по акустическим параметрам, поэтому мы используем микрофоны. Стараемся «подзвучить» каждого певца, чтоб звуковые потери были минимальными. Мы обращались к владыке Панкратию с ходатайством, чтобы благотворители монастыря помогли в приобретении гарнитур для каждого участника хора. Уверен, такой момент настанет, и это даст нам возможность получить полный спектр звуковых красок.

Очень важный момент: наш звукорежиссер находится в зале, но в хоре один из певцов – также звукорежиссер, у него в папке с нотами находится планшет, с помощью которого он управляет звуком прямо со сцены. Это наша маленькая особенность.

Песоченская епархия

Официальный сайт

Озарил свет Валаама

Калужскую область озарил свет святой земли острова Валаама. Он пролился на наш регион, благодаря знаменитому хору Валаамского монастыря. Этот уникальный творческий коллектив дал на Калужской земле несколько концертов. С 17 по 20 февраля 2017 года его выступления прошли в Калуге, Малоярославце, Людинове и Кирове. Музыкально-поэтическая программа просветительского тура называлась «Свет Валаама».

О хоре Валаамского монастыря

Хор Валаамского монастыря создан в августе 2005 года по случаю восстановления и освящения главной святыни Валаамской обители – Спасо-Преображенского собора. Выступать перед публикой начал в 2007 году.

Коллектив является одновременно церковно-певческим и концертным. В этом его уникальность! Хор ежегодно участвует в Патриарших богослужениях на Валааме и его подворьях, а также концертирует.

В составе хора вошли только профессиональные дипломированные дирижёры и вокалисты, заслуженные артисты, лауреаты международных вокальных конкурсов.

Репертуар у коллектива крайне широкий. Он включает богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, Древней Руси, пасхальные и рождественские песнопения, песни времён Первой мировой и Великой Отечественной войн, русские народные песни и романсы, лирические и патриотические песни советских композиторов.

Ведущая идея творческой деятельности хора заключается в осуществлении культурно-просветительской миссии и духовно-патриотического воспитания.

Неординарное событие

Приезд прославленных исполнителей в маленький провинциальный город Киров стал ярким и запоминающимся событием.

Кировчане, которым посчастливилось получить пригласительный билет во Дворец культуры «Юбилейный» на концерт «Валаамского хора», будут вспоминать эту встречу всю свою жизнь. Ведь ничего подобного – возвышенного, очищающего, проникающего в душу – на кировской земле ранее не происходило. Собравшийся 19 февраля в ДК полный зрительный зал соприкоснулся с духовным светом Валаама и, хочется верить, впустил его в свои сердца.

О, дивный остров Валаам!

Затихшую в ожидании чуда публику приветствовал художественный руководитель хора Валаамского монастыря Александр Бордак.

В качестве вступления он рассказал историю острова Валаама, на протяжении многих столетий являющегося символом православной веры на Руси. Расположенный здесь монастырь был основан преподобными Сергием и Германом Валаамскими. За период своего многовекового существования он достигал великолепного рассвета и переживал страшные разорения.

-Земля Валаама поистине святая. Она полита слезами, потом и кровью своих насельников, — отметил ведущий концертной программы. — На самой верхней точке острова, на колокольне Спасо-Преображенского храма, всегда горит яркий свет. И так как Валаам – это остров в Ладожском озере, то исходящий от «его вершины» свет служит маяком для проходящих мимо кораблей. Так и духовный свет Валаама светит всем людям, жаждущим Божией правды далеко за пределами острова.

О, дивный остров Валаам!

Рука Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель вышней чистоты…

Такими стихотворными строками воспевают Валаамскую обитель её братия и многочисленные паломники. За ними стоит «осознание того, что благословенный Валаам есть возвышенный (хотя и вполне земной) прообраз райского бытия, к которому призывается всякий просвещенный светом Христовым человек, и что само существование столь дивного места на Русской земле есть дело всеблагого Божественного Промысла».

Талантливо и с вдохновением!

В ходе концерта исполнители талантливо и с вдохновением открыли кировским зрителям «глубокую духовную правду», имя которому – святой Валаам.

Участники хора исполнили древневалаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторскую музыку известных композиторов, а также прикоснулись к великим христианским праздникам – Рождеству Христову и светлой Пасхе. Затем в простой песенной форме вокалисты говорили о Божиих заповедях, таких как милосердие и жертвенность. Стоит заметить, что тема любви к ближнему и готовности пожертвовать собой ради него занимает особое место в творчестве коллектива. Она прозвучала в песнях военных лет – хорошо знакомых многим и неизвестных, любимых и несправедливо позабытых.

-Более 2000 лет назад наш Спаситель Иисус Христос отдал свою жизнь ради спасения всего человечества. А следом тысячи наших героев отдавали свои жизни во имя мира на земле, своих родных и близких, своей страны, выполняя главную заповедь Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — подчеркнул художественный руководитель хора Александр Бордак, объясняя, почему песни военных лет, причём относящиеся, как к Первой мировой, так и к Великой Отечественной войне, включены в репертуар коллектива.

Лично на меня, да и, думаю, на всех неизгладимое впечатление произвело мощное и проникновенное исполнение молитвы «Достойно есть». Так как шёл концерт, то все в зале сидели и с трепетом слушали, а хотелось встать. Уверена, что мысленно весь зал стоял вместе с солистом и молился на купола кировских храмов «Матери Бога нашего, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

Также мне особенно запомнилась песня на слова монаха Валаамской обители иеродиакона Амвросия. Она пропитана болью за греховную жизнь, которую ведёт род человеческий.

Людям, увы, не хватает великой любви,

Здесь и повсюду, везде на земле, повсеместно.

Люди страдают и топят друг друга в крови,

Занято злобой святое сердечное место…

Благодаря хору Валаамского монастыря, кировчане услышали показательное исполнение патриотических композиций, написанных в послевоенное время советскими композиторами. Например, великолепно, «без показного надрыва», свойственного современным эстрадным певцам, прозвучала песня о солдате авторского дуэта В. Мигули и А. Агашина. Вы, наверняка, помните строчку из узнаваемого всеми припева: «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал!». Искреннее спасибо профессионалам – показали пример.

Примечательно, что для выступления «Валаамскому хору» понадобилось минимум аппаратуры. Лишь в некоторых номерах использовались инструменты – клавишные и баян. В основном произведения исполнялись акапелла.

-Кстати, музыка исполнителям вовсе и не требовалась, она лилась из них самих с помощью одного лишь голоса, — поделилась Марина Николаевна Елесина, методист Дома детского творчества, занимающаяся с детьми фольклором. – Интересно также то, что для звуковой настройки вокалистов худрук едва заметным движением доставал из кармана своего длинного кафтана камертон.

Замечательный материал с одноимённого концерта в городе Свободном Амурской области опубликовал Олег Погодаев, журналист общественно-политической газеты «Зeйcкиe огни». Советую почитать http://www.gzt-sv.ru/2016/09/28/hor-valaamskogo-monastyrya-potryas-zritelej.html. Если сравнить публикацию коллеги с собственными впечатлениями и отзывами в Интернете своих земляков http://hor.valaam.ru/otzyvy/, то видно, что, в каком бы уголке России ни выступал хор Валаамского монастыря, везде его встречают с восторгом и благодарностью. Жаль только, такие коллективы – редкость в провинции.

На земле мир, в человеках – благоволение

К финальной песне «Я люблю тебя, Россия» атмосфера достигла такого эмоционального состояния, что зрители больше не могли оставаться на своих местах. В итоге зал – от мала до велика – в едином эмоциональном порыве поднялся и стоя подпевал.

Силу воздействия русской национальной культуры на сердца людей вне зависимости от их возраста прокомментировал заместитель главы Кировской районной администрации Герман Викторович Кропачев: «После того что мы услышали, хочется просто помолчать, побыть наедине с собой и как можно дольше сохранить в себе возникшие чувства и переживания. На ум приходят слова молитвы: «На земле мир, в человеках – благоволение».

Высокую оценку творческой деятельности коллективу, посетившему Киров, дал архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Он назвал концерт «Свет Валаама» прекрасным прежде всего потому, что хор Валаамского монастыря подарил нам «разумное пение».

-По мнению святых отцов, человеку дан разум, чтобы избегать греха, чтобы стремится к добродетели и чтобы петь с чистым сердцем. Тогда будет «разумное пение». На Валааме живут монахи – воины, ведущие духовную брань с грехами. Перед нами выступил хор Валаамского монастыря, старающийся жить по Евангелию и петь разумно. И мы почувствовали, насколько сильно «разумное пение» воздействует не только на певцов, но и на слушателей. Я надеюсь, что такое «разумное пение» поможет нам в нашей борьбе с грехами, — сказал владыка.

В знак благодарности управляющий Песоченской епархией подарил гостям с острова Валаама авторскую фотокнигу. Она посвящена красотам и духовным святыням Северной Фиваиды. Напомню, что так зовётся Вологодоская область, где просияло много святых, показавших пример борьбы с грехами и то, какую пользу духовный подвиг приносит нашему государству.

В ответ участники «Валаамского хора» поблагодарили гостеприимных кировчан за тёплый приём и на волне душевного единства спели с ними «Катюшу».

Подготовила Оксана Баркова.

// Невский благовест. Приходская газета собора святого благоверного князя Александра Невского.– 2017. — 28 февраля № 15 . – С. 1,5.

Русская церковная музыка – это незабываемые встречи

Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была на вечерних богослужениях и десять раз – на литургии и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви. За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как регента, меня в первую очередь интересовала церковная музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии сложилось представление о том, что в русской церкви поют единообразно, потому мне и захотелось рассказать о многообразии русского церковного пения.

Читайте также:  Космо-Дамиановский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники,

Если в Японии в основном используется обычный обиход, то в России можно услышать и византийское пение, и знаменный распев, причем последний – как в традиционном, так и в современном переложении. В кафедральных соборах крупных городов России церковное пение обычно совершается на высокопрофессиональном уровне: ведь здесь часты архиерейские богослужения и сам чин службы воспринимается как образец для остальных приходов. Я побывала на литургии в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и на всенощном бдении в московских Сретенском и Свято-Даниловом монастырях.

В Александро-Невской лавре пели два хора: мужской на балконе, а женский – на клиросе справа от иконостаса. Почти все храмы Петербурга построены в пышном византийском стиле с величественными куполами, поэтому «Херувимская» Бортнянского очень органично воспринималась именно при таком расположении двух хоров в соборе.

Свято-Данилов монастырь – старейший в Москве. Правый и левый хор стояли за массивными колоннами, расположенными в центре Троицкого собора. Каждый певчий праздничного мужского хора пел сильным и густым голосом. По словам регента хора Георгия Сафонова, «со времени крещения Руси церковное пение было уделом профессионалов. Очень важно, чтобы певчие воспринимали свое участие в богослужении именно как работу».

Больше всего мне запомнилось всенощное бдение в Сретенском монастыре в престольный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Это было в самый первый день моего паломничества в Россию. Недавно храм был расширен и у него появился просторный левый придел и большая галерея, но на службу собралось столько прихожан, что пришлось попросить стоящих впереди людей передать свечку к иконам. Мужской хор из десяти человек пел на клиросе – возвышении, находящемся сразу после притвора Владимирского собора. Меня поразила сила голосов певчих: казалось, что высокие волны бьются о берег во время прибоя. Запомнилось и участие всех прихожан в богослужении: многие пели тропари, некоторые имели перед глазами раскрытые молитвословы или тексты службы. После шестой песни канона был полностью прочитан акафист Пресвятой Богородице перед Владимирской иконой Ея, и весь храм пропел акафист вместе с хором. Участие прихожан в богослужении и пение многих молитв во время всенощной и литургии я наблюдала и в других московских храмах.

Мне посчастливилось познакомиться с основами преподавания церковного пения в России. Во многих приходских храмах существуют вечерние курсы для всех желающих научиться петь вне зависимости от возраста и наличия музыкального образования. Такие группы я видела в Петербурге на Леушинском подворье и в Московском университетском храме святой мученицы Татианы. Во многом курсы такого рода стали естественным откликом на необходимость возобновления церковного пения во вновь открывающихся приходских храмах. На Леушинском подворье есть и группы, изучающие старинное пение, в том числе и «крюки» знаменного распева.

Русские хоры поют несколько быстрее, чем японские: только-только успеет священник произнести возглас или закончить молитву – и тут же слышен голос певчих.

Я побывала в единственном в Москве храме святителя Николая Японского, который находится в Бибирево, на самой окраине города. Здесь на солее, справа, перед иконостасом, пел небольшой хор из двух мужских и двух женских голосов. Во время богослужения я смотрела на большую икону святого равноапостольного Николая, и в какой-то момент мне показалось, что я нахожусь у себя на родине, в Нагоя, а не в Москве.

Загрузить увеличенное изображение. 600x616px. Размер файла 125,53kb После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский
После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский

Руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский пригласил меня на занятия только что начавшегося осеннего семестра. В первую очередь здесь изучали обиход. Евгений Сергеевич энергично и громко наставлял небольшие группы из четырех – пяти учеников, практиковавшихся в пении простых стихир и тропарей. Регентская школа занимается выпуском богослужебной литературы и нот специально для нужд церковных хоров. Существует и Интернет-библиотека на собственном сайте школы. В феврале этого года материалы этого сайта очень помогли мне при подготовке к лекции о церковном пении в рамках семинара Западно-Японской епархии.

Загрузить увеличенное изображение. 600x585px. Размер файла 109,31kb Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря
Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря

Особенно меня удивил старинный знаменный распев, услышанный в Спасском соборе бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Во время богослужения в Спасо-Андроникове монастыре антифонно пели мужской и женский хоры, а во время «Херувимской» оба хора сошлись вместе в центре собора. О важности сохранения традиций знаменного пения стали говорить еще в конце XIX века, и перед революцией специалисты смогли систематизировать и восстановить многие ноты. Однако в советское время исследования не продолжались. В Андрониковом монастыре я познакомилась с Борисом Павловичем Кутузовым – регентом Спасского собора и одним из ведущих русских специалистов в области знаменного пения.

Около четырех лет назад усилиями архимандрита Матфея Мормыля знаменный распев был возрожден и в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Мне удалось услышать это пение на ранней литургии в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.

Хочется рассказать и о посещении Валаама, который поразил меня больше всего.

Загрузить увеличенное изображение. 450x600px. Размер файла 139,95kb На Валааме
На Валааме

Валаамский распев – это достаточно простое одноголосие вместе с исоном (основой). Исон поддерживает развитие мелодии и делает музыку более глубокой. Служба начинается в 4.30 утра: полунощница, часы, проскомидия и литургия. К литургии как раз потихоньку встает солнце. Когда во время Великого входа открываются Царские врата, лучи солнца падают на Евангелие, как будто являя верующим небесный свет, осеняющий Христа. Музыка, солнце, священнодействия в ходе богослужения – все это соединяется в одну силу, возвышающую сердце к Невидимому миру. Во время причастия я не смогла сдержать слез.

Я попросила о встрече с регентом хора Валаамского монастыря иеромонахом Давидом. Прежде всего он спросил: «Используются ли собственно японские мелодии в японских православных церквях?» Я была сильно смущена вопросом и ответила: «В Японии удалось сохранить преимущественно российские распевы XIX века, привнесенные к нам святителем Николаем Японским». На это отец Давид сказал: «Молитесь Христу так, как свойственно вашей культуре. Так считали и святитель Николай, и святитель Иннокентий, и сибирские миссионеры. Молитесь Богу на своем языке в рамках своей культуры. Христос Един». Отцу Давиду пришлись по сердцу слова о том, что атмосфера Валаама схожа с японской с точки зрения музыки и внутреннего устройства храма. На прощание он подарил мне свои диски и ноты.

Мне хочется поблагодарить всех русских людей, которые помогали мне во время моего паломничества. В России я встречалась со многими регентами и священниками, и они были рады поделиться свои опытом и дать практический совет по поводу богослужения и пения. Все говорили мне: «Поначалу вы можете использовать русскую музыку, но постепенно находите свой собственный, японский подход к церковному пению».

Пер. с яп. Г. Е. Бесстремянная

хор Валаамского монастыря

297 людям
на сумму 26566585 рублей

На регулярные пожертования
уже подписались 564 человек

О хоре

За свою более чем 1000-летнюю историю Валаамский монастырь пережил множество как духовных, так и материальных взлётов и падений.
Наиболее значимые из них, произошедшие в XX-XXI вв., это:
— полная эвакуация обители с Валаамского архипелага в глубь Финляндии во время советско-финской войны 1939-1940 гг.;
— наступившее за этим разорение и забвение монастыря на многие десятилетия;
— возвращение монастыря Русской Православной Церкви и начало его духовного возрождения и реставрации в декабре 1989 г.;
— окончательное восстановление и освящение Святейшим Патриархом Алексием II главной Валаамской святыни – Спасо-Преображенского собора в августе 2005 г. В связи с этим событием по благословению игумена Валаамской обители, епископа Троицкого Панкратия был организован профессиональный мужской хор монастыря.

Состав

В состав хора вошли профессиональные музыканты из Санкт-Петербурга, выпускники Хорового училища при Государственной академической капелле им. М. И. Глинки и Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, дипломированные дирижёры и вокалисты, ведущие певцы вокальных, хоровых коллективов и музыкальных театров Санкт-Петербурга. Среди них заслуженные артисты Республики Карелии Михаил Круглов (род. в 1972, бас-профундо) и Дмитрий Попов (род. в 1967, контр-тенор), лауреаты международных конкурсов Александр Бордак (род. в 1973, тенор) и Борис Петров (род. в 1984, баритон). Постоянные творческие партнёры хора — заслуженный артист России Владимир Миллер (род. 1964), солист Государственного Мариинского театра Санкт-Петербурга Владимир Целебровский, солист Государственного академического Большого театра России Станислав Мостовой, солист Государственного Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Антон Росицкий. Средний возраст участников хора 35 лет.

По благословению игумена

Хор Валаамского монастыря – уникальный творческий коллектив, деятельность которого связана с непосредственными благословениями игумена Валаамского монастыря, епископа Троицкого Панкратия. Хор одновременно является богослужебно-певческим и концертным творческим коллективом. Он участвует в праздничных богослужениях на Валаамском подворье в С.-Петербурге. Храм подворья – единственное место в городе, где аутентичные древнерусские песнопения исполняются по старинному обычаю «антифонно» (попеременно) на два «лика» и одним общим хором вместе. Коллектив сопровождает Патриаршие богослужения на Валааме, торжественные приёмы на острове Президента и членов Правительства РФ, других высокопоставленных гостей монастыря. В период летнего паломнического сезона певцы хора помогают в пении хору братии Валаамского монастыря и дают благотворительные концерты, знакомя многочисленных гостей обители с традициями валаамского церковного пения.

Концертная деятельность

хора началась в 2007 г. с выступления на торжественном собрании Торгово-промышленной палаты России, возглавляемой Е. М. Примаковым. В мае 2008 г. хор дал сольный концерт в базилике Святителя Николая города Бари в рамках Фестиваля российского искусства в Италии, организованного по личной инициативе В. В. Путина и С. Берлускони. Сольные выступления хора состоялись на самых престижных академических концертных площадках России – в Большом зале Филармонии С.-Петербурга, в Концертном зале им. П. И. Чайковского Филармонии, в Большом зале Консерватории, в Международном Доме Музыки Москвы. Гастроли хора прошли в Нижнем Новгороде, Красноярске, Саратове, Тамбове, Рязани, во всех крупных городах СЗФО (Архангельске, Петрозаводске, Мурманске, Вологде, Пскове, Вел. Новгороде, Сыктывкаре), в Минске, в Алматы. С 2013 г. хор ежегодно в начале января организует и исполняет Рождественский концерт в Исаакиевском соборе С.-Петербурга, первый из которых собрал около 6000 слушателей. Хор первым из российских исполнителей создал специальную программу, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны — «ЗАБЫТАЯ ВОЙНА», и представил ее в январе 2014 г. на сцене БКЗ «Октябрьский»в Санкт-Петербурге. В январе 2015 г. по приглашению народного артиста СССР Владимира Спивакова и митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) хор принял участие в V Московском Рождественском фестивале духовной музыки на сцене ММДМ, представив программу «Свет Христов просвещает всех!». В разное время творческими партнёрами хора были и остаются многие известные исполнители: народные артисты СССР Алибек Днишев и Роза Рымбаева, народный артист РСФСР Лев Лещенко, народные артисты России Василий Герелло и Дмитрий Маликов, Елена Ваенга. С конца января 2016 г. начался концертный тур хора «Свет Валаама», в рамках которого уже состоялось более 80 концертов в разных городах России. 2 мая 2016 г. в Москве на сцене Государственного Кремлёвского дворца хор представил программу «Вера и Победа» с участием иеромонаха Фотия и народного артиста России Олега Погудина.

Репертуар

Ведущей идеей концертной работы хора является культурно-просветительская деятельность и духовно-патриотическое воспитание посредством создания, концертных представлений, записей и изданий музыкально-исторических, мемориальных и тематических программ. Крайне широкий репертуар хора отражен именно в них. «От Византии до России» — богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, древнерусские сполповые и раннепартесные песнопения. «Величественные тоны Валаама» — оригинальные напевы Валаамского монастыря и их многоголосные изложения. «Русский духовный концерт» — духовные сочинения русских классиков крупной формы, (Бортнянский, Дегтярев, Архангельский). «Мелодии русской души» — русские народные песни и романсы (Алябьев, Булахов, Вертинский), песни русской армии и казачества XIX-XX вв., лирические и патриотические песни советского периода (Соловьев-Седой, Пономаренко, Афанасьев). «Забытая война» — оригинальные гимны, песни и романсы Первой мировой войны, русская классическая и современная духовная музыка. «Вера и Победа» — Пасхальные песнопения русских классиков и современных российских композиторов (Рахманинов, Чесноков, Бордак), песни о Великой Отечественной войне (Мигуля, Тухманов, Молчанов). «Свет Христов просвещает всех!» — древнерусские и валаамские песнопения Рождества Христова, рождественские песни России, Украины, Болгарии, Сербии, Греции, Англии, Франции,

Ссылка на основную публикацию