Храм Андрея Критского: описание и адрес церкви, история, праздники и святыни, как добраться

Храм преподобномученика Андрея Критского Подворье епархиального женского монастыря

История

Храм преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, дом 9, входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО ГосЗнак) и имеет интереснейшую историю. Он располагается недалеко от гостиницы Азимут, ранее гостиница Советская, в одном километре от станции метро Балтийская. Каждый может добраться до него, ориентируясь на эти топографические точки.

И тем не менее нередко приходится слышать, что о месторасположении храма трудно догадаться и легко пройти мимо. В череде зданий Рижского проспекта храм Андрея Критского действительно замечаешь только тогда, когда поднимешь взор к небу и увидишь золотую колоколенку, возвышающуюся над крышами.

Храм возводился в память о чудесном спасении Императорской семьи и царя Александра III во время крушения императорского поезда 17 (29) октября 1888 года на участке железной дороги рядом со ст. Борки под Харьковом: рабочие и служащие фабрики – Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг -решили на собственные пожертвования построить церковь.

Храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря в 2006 году. В советское время здание храма использовалось под разные хозяйственные нужды, и , как это нередко бывало в те годы, в церкви одно время был даже клуб (имени Ногина).

После реставрации храм приобрел торжественный и великолепный вид.

В храме можно помолиться перед святыми мощами Святителя Спиридона Тримифунтского, Святителя Николая Чудотворца, Святых Захарии и Елизаветы, святого Аркадия Константинопольского, св. Великомученицы Татианы, св. Великомученика Георгия Победоносца.

В храме есть частицы мощей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных Константина и Елены, святой Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых. Прекрасны иконы, написанные афонскими иконописцами : Божией Матери Ватопедской, Божией Матери Троеручница, святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, в храме особо почитается икона святого преподобномученика Андрея Критского.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Является подворьем монастыря

Богослужение в монастыре

Служение

Мастерская церковной вышивки «Покров» под руководством кандидата искусствоведения Веры Борисовны Казариной была создана в 1990 году по благословению протоиерея Николая Головкина (ныне архимандрит Нектарий), настоятеля храма Петра и Павла в Парголово.

Вера Борисовна рассказывает, что батюшке «пришла идея устроения золотошвейной мастерской, он предложил ее прихожанкам и попросил митрополита Алексия (Ридигера), впоследствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, написать сопроводительное письмо для группы в Пюхтицкий монастырь, чтобы нас пустили в вышивальную мастерскую». Вере Борисовне удалось попасть к игумении Варваре, настоятельнице Пюхтицкого женского монастыря, и получить «заветное благословение» на обучение вышиванию в мастерских монастыря. По возвращении из Пюхтиц начались первые самостоятельные работы.

Взялись за Лицевое шитье – это вышивка образов святых угодников Божиих. «Перед тобой чистая ткань, и вот начинают появляться глаза, брови, лик выступает из небытия и смотрит на тебя немного строго, но с любовью, и ты просто таешь в этой божественной благодати» — так передает Вера Борисовна переживание творческого момента при создании работ.

В вышивках мастерской используются разные приемы: шитье в раскол, прикреп, сажение жемчуга по бели и др. Вышивают по профессиональным прорисям. Вера Борисовна рассказывает, что она сама подбирает цветовую гамму, и если надо, то красит нити в тот цвет, который требуется, стараясь получить максимально близкий к желаемому оттенок.

Работа вышивальщиц – это работа коллективная. При этом каждая рукодельница должна положить свое индивидуальное мастерство на алтарь общего дела, чтобы умения и старания всех и каждого симфонично сочетались в изделии и звучали гимном хвалы Господу! Поэтому между сестрами складывается совершенно особый дух со-творчества, и общее дело созидает между ними любовь, терпение и прощение.

Какие работы были выполнены в первые годы существования мастерской Покров:

  • Первый заказ — покров на раку св. преп. Арсения Коневского, выполненный по прориси Татьяны Кругловой. Этот покров до сих пор лежит на раке.
  • Вышивка для Успенского подворья Оптиной пустыни — плащаница Спасителя. Это не простая вышивка, а с предстоящими святыми, копия с плащаницы XV века из Русского музея. Татьяна Круглова выполнила прорись после подробного изучения музейных альбомов.

Лики святых, лик Спасителя вышиты шелком, нимбы, крылья и гробница вышиты золотыми нитями в прикреп, а вот одежды сделаны аппликацией из парчи. Буквы тропаря на каймах и многочисленные звезды вышивала на машинке Галина Лужкова. «К Страстной неделе 1994 года мы все закончили и перед сдачей повезли показать о. Василию Ермакову на Серафимовское кладбище. Разворачиваем ее в приделе и от нее такой свет брызнул во все стороны! Батюшка выдохнул: жива Россия! Не было утешения больше этого», — так вспоминает Вера Борисовна подготовку к передаче изделия в храм Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной Пустыни в Петербурге. Отец Василий Ермаков духовно поддерживал мастерскую и всех вышивальщиц. «Его молитвами мы и состоялись, он поддерживал нас в трудное время, выносил из искушений как с поля боя на руках», — говорит Вера Борисовна.

Стремление к совершенствованию мастерства было потребностью и необходимостью рукодельниц. Руководитель мастерской, В. Б. Казарина, создала первые в городе курсы по церковной вышивке. Это был 1998 год, курсы были организованы при Центре духовного возрождения СПб. Потом был курс обучения в Академии постдипломного педагогического образования, который прошли все будущие мастерицы – костяк «Покрова». Большое влияние при обучении иконописному рисунку оказал на всех учащихся Заслуженный художник России Живаев Алексей Алексеевич, который научил относиться к своему творчеству именно как к мастерству, восходящему корнями к древнерусскому шитью. На курсах преподавали также историю вышивки.

Мастерская и ее руководитель ведут научную работу. Так в 2004 году силами мастерской «Покров» была организована первая в Санкт-Петербурге конференция по древнерусскому шитью и современной церковной вышивке. Впоследствии еще пять раз проводились конференции, объединившие вышивальщиц из России и ближнего зарубежья, искусствоведов, реставраторов и просто любителей древнерусского искусства. Материалы конференций публиковались в журнале “Покров”, который издавался собственными силами до 2008 года.

В 2008 году мастерская «Покров» обрела уже теперь постоянное пристанище на подворье Константино-Еленинского женского монастыря в храме Св. преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте.

В один из своих визитов в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл посетил Храм Прпмч. Андрея Критского познакомился с выставкой работ мастерской.

Настоятельница монастыря матушка Илариона (Феоктистова) поддерживает творческий дух мастерской, вдохновляемый любовью, молитвой, постоянной заботой о мастерской.

Внешние успехи сопутствуют мастерской вместе с обретением постоянного пристанища — полным составом вступили в Союз художников, а два облачения, выполненные в мастерской, закупили у монастыря для своего собрания Музей истории религии.

Много работ выполнено специально для подворья Константино-Еленинского монастыря в Огоньках — Линтульского Свято-Троицкого собора, к освящению которого в скором времени готовятся в монастыре.

Сейчас в мастерской трудятся замечательные вышивальщицы, мастера своего дела: Аникина Ирина, Денисова Ирина, Жерлицина Вера, Иванова Алина, Казарина Вера, Казарина Елизавета, Коломийченко Ирина, Пенькова Елена, Самараковская Ирина, Скокова Светлана, Скрипкина Валентина, Сухарева Евгения, Трекущенко Марина, Трещинская Елена.

Храм Преподобномученика Андрея Критского в пос. Володарский (Сергиево)

История церкви, сооруженной во имя святого преподобномученика Андрея Критского, тесно переплетена с историей Православного благотворительного общества ревнителей веры и милосердия. Церковь эта была устроена в слободе Александрово (Сергиево, ныне п.Володарский) в доме, принадлежавшем этому обществу. Создавалась она в конце XIX – начале XX веков. История церкви связана с именами видных церковных и общественных деятелей того времени.

Православное благотворительное общество ревнителей веры и милосердия было основано в память случившегося 30 октября (17 октября по старому стилю) 1888 года недалеко от Харькова, близ станции Борки, крушения императорского поезда, когда были разбиты несколько вагонов, погибло 23 человека, погиб официант, подливавший сливки государю. Но никто из членов царской семьи не пострадал. Государь удержал на своих плечах крышу разбитого вагона, давая возможность семье выйти.

Произошло это в день памяти прмч. Андрея Критского – почитателя и защитника икон.

Читайте также:  Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

У тех, кто создавал Православное благотворительное общество была объединяющая программа действий и, прежде всего в ней ставились цели миссионерского характера – оказывать содействие желающим принять православную веру, другая цель была благотворительная – доставлять помощь бедным людям.

В списке учредителей поставили свою подпись – первым – святой праведный Иоанн Кронштадтский, ставший его почетным членом, а также ректор Московской Духовной академии архимандрит Антоний Храповицкий, настоятель Троице-Сергиевой Пустыни архимандрит Игнатий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии архимандрит Питирим, кафедральный протоиерей Исаакиевского собора Петр Смирнов. Здесь были настоятели соборов, церквей, лица, занимающие видное служебное положение и лица, относящиеся к купеческому сословию.

В 1891 году, в канцелярию Санкт-Петербургского генерал-губернатора было подано прошение почетного гражданина Г.В.Егорова о постройке дома для Православного благотворительного общества ревнителей веры и милосердия в слободе Александрово близ станции Сергиево, своим появлением обязанной расположенному по соседству монастырю Троице-Сергиева Пустынь.

Проект Дома составил староста Исаакиевского собора, действительный статский советник, архитектор Митрофан Михайлович Долгополов, построивший в те годы немало зданий на территории нынешней Володарки и Стрельны. На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня.

На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А.Н. Дорофина был выстроен храм в честь св. прмч. Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за № 473, причисленный к Петергофскому благочинническому округу.

После революции настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского вплоть до его закрытия был отец Сергий (Дружинин), архимандрит Троице-Сергиевой пустыни, в последствии епископ Нарвский.

В советское время Дом милосердия с храмом постигла та же участь, что и многие тысячи православных храмов: он был закрыт в 1929 году, клир и служащие разогнаны. Лишь ненадолго в Великую Отечественную войну в период оккупации была открыта для богослужений часовня в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. Дом Милосердия пострадал от бомбометания во время наступления наших войск. После войны здание использовалось под различные нужды. В 1959 году здание отдали под клуб.

Приход в честь св. прмч. Андрея Критского был возрожден в 1992 году.

В декабре 1994 года решением Санкт-Петербургской мэрии общине был возвращен ее храм в честь св. прмч. Андрея Критского и часть помещений Дома милосердия. Первая служба во вновь переданном храме совершилась на праздник Благовещения Пресвятой Деве Марии 7 апреля 1995 года. Окончательная передача Русской Православной Церкви здания, находящегося под охраной государства как памятник архитектуры начала XX века, состоялась в конце 2002 года.

В здании произведена реконструкция и восстановлены объемы помещения храма, который был заново обустроен: установлен резной дубовый иконостас; написаны иконы; в проеме алтарного окна установлена двухсторонняя икона Воскресения Христова и Господа Вседержителя с предстоящими фигурами преподобного Сергия Радонежского и преподобномученика Андрея Критского; есть резное Распятие, писаная Плащаница с золотым шитьем по бархату. В храме находятся частицы мощей евагелиста Марка, апостола Фомы, свщмч. Иллариона, вмч. Георгия, прп.. Даниила Переяславского, прп. Иова Почаевского, св. кн. Василия Ярославского, свт. Игнатия (Брянчанинова),прав. Симеона Верхотурского, прмцц. Елизаветы и Варвары, свт. Тихона Патриарха Московского, частицы гробов и облачений более 20 святых.

При возрожденном храме прмч. Андрея Критского открылась Покровская богадельня, принявшая в феврале 1996 года первых насельниц.

При храме прмч. Андрея Критского действует детско-юношеский центр с дневным Детским приютом памяти св.прав. Иоанна Кронштадского.

Возглавляет приход с первых дней его возрождения настоятель протоиерей Валерий Швецов, который с февраля 1999 года является благочинным Красносельского благочиннического округа.

Церковь прмч. Андрея Критского на Рижском пр. (Санкт-Петербург)

Церковь преподобномученика Андрея Критского построена в 1891-1892 годах, является подворьем Константино-Еленинского монастыря. Престольный праздник: 30 октября, день памяти прмч. Андрея Критского.

Содержание

История

Храм преподобно-мученика Андрея Критского на Рижском проспекте, дом 9, входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне НПО ГосЗнак) и имеет интереснейшую историю. Он располагается недалеко от гостиницы Азимут, ранее гостиница Советская, в одном километре от станции метро Балтийская. Каждый может добраться до него, ориентируясь на эти топографические точки.

И тем не менее нередко приходится слышать, что о месторасположении храма трудно догадаться и легко пройти мимо. В череде зданий Рижского проспекта храм Андрея Критского действительно замечаешь только тогда, когда поднимешь взор к небу и увидишь золотую колоколенку, возвышающуюся над крышами.

Храм возводился в память о чудесном спасении Императорской семьи и царя Александра III во время крушения императорского поезда 17 (29) октября 1888 года на участке железной дороги рядом со ст. Борки под Харьковом: рабочие и служащие фабрики — Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг — решили на собственные пожертвования построить церковь.

В июле 1891 года пригласили для работы в комиссии по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг священника Философа Орнатского (прославлен в лике святых). 26 августа 1892 года по просьбе служащих Экспедиции его назначили настоятелем этого храма.

В советское время здание храма использовалось под разные хозяйственные нужды, и, как это нередко бывало в те годы, в церкви одно время был даже клуб (имени Ногина).

Современное состояние

В 2006 году храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря. В начале 2000-х годов была проведена реставрация церкви.

Святые

Святыни

  • частица мощей свт. Спиридона Тримифунтского
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца
  • частицы мощей прор. Захарии и прав. Елизаветы
  • частица мощей прп. Аркадия Константинопольского
  • частица мощей вмц. Татианы
  • частица мощей вмч. Георгия Победоносца
  • частицы мощей равноапп. Кирилла и Мефодия
  • частицы мощей равноапп. Константина и Елены
  • частица мощей мц. Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых
  • икона прмч. Андрея Критского
  • икона Божией Матери Ватопедской
  • икона Божией Матери Троеручница
  • икона свт. Николая Чудотворца

Видео

Как добраться

Адрес: 190103, Санкт-Петербург, Рижский проспект, д. 9

Тел.: 8 (812) 251-01-65, 251-99-28

E-mail: konst_elena@bk.ru, blagochestie@konst-elena.ru

Расписание богослужений

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте храма.

ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ КРИТСКОГО в Ярославле

ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ КРИТСКОГО построена в 1908 году по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова на средства владельцев « Товарищества Ярославской Большой мануфактуры» .

В закоторосльной части Ярославля возле Ярославской Большой мануфактуры в XIX веке существовали несколько храмов: Николы в Меленках ( холодная) и Успения Богоматери ( тёплая), Донская, Петра и Павла. Неподалёку располагались церкви Иоанна Предтечи ( холодная) и Вознесения Господня ( тёплая), Фёдоровской Богоматери ( холодная) и Николо-Пенская ( тёплая).

В середине XIX в. Ярославская Большая мануфактура после большого пожара находилась в кризисе, производство было остановлено. В 1857 году московские купцы Андрей Александрович Карзинкин вместе с дядей Иваном Андреевичем и в до­ле с пе­тербургским куп­цом Гавриилом Матвеевичем Игум­но­вым приобрели предприятие у наследников Саввы Яковлева и основали « Товарищество Ярославской Большой мануфактуры бумажных изделий».

Карзинкиным и Игумнову удалось довольно быстро возродить пришедшее в упадок предприятие и окупить вложенные средства. В связи с развитием производства и ростом числа работников церкви Николо-Меленского прихода перестали вмещать всех проживавших при мануфактуре прихожан. И в канун 50-летия создания « Товарищества ЯБМ» его правление, в которое входили наследники учредителей Товарищества ( на тот момент в живых из троих учредителей оставался только Андрей Александрович), решило возвести рядом новую церковь.

Проект храма был заказан модному московскому архитектору, председателю Московского архитектурного общества Александру Васильевичу Иванову ( по его проектам были построены, например, здания гостиницы « Националь» на углу Моховой и Тверской улиц и страхового общества « Россия» на Лубянской площади, где после революции расположилось ВЧК/ОГПУ/НКВД).

Закладка храма состоялась 27 июля 1904 года. Первый кирпич в фундамент будущего храма заложил, а затем и совершил его освящение архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий. ( Неделю спустя владыка Сергий скончался.)

Читайте также:  Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Строительство продолжалось четыре года. Торжественное освящение храма состоялось 5 октября 1908 года, его престолы посвятили святым, соименным учредителям Товарищества — Ивана Андреевича Карзинкина ( 1790 — 1869), Андрея Александровича Карзинкина ( 1825 — 1906) и Гавриила Матвеевича Игумнова ( 1805 — 1888). Главный престол был освящён во имя Иоанна Постника, придельные — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. Главный престол храма освящал архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх. Тем не менее, за храмом в качестве основного закрепилось наименование Андрея Критского.

Жертвователи потратили на новую церковь более четырехсот тысяч рублей. Построенный ими храм поражал обширностью размеров здания, вмещающего до трех тысяч лиц, обилием света, симметричностью частей, стройностью и простотой в целом.

Храм Андрея Критского представляет собой трапезную церковь, в архитектуре которой сочетаются древний византийский стиль и характерный для начала ХХ века модерн. Над входом в церковь возвышается шатровая колокольня высотой 43 метра, над основным четвериком — большая главка на массивном барабане, над приделами — две главы меньших размеров. В декоративном оформлении активно использовалась цветная керамика теплых тонов, размещенная широкими поясами в обрамлении портала главного входа, во фризе притвора и основном объеме здания.

Интерьер основного объема был украшен росписями: «на сводах восемь художественных картин и на западной стене храма две», среди каноничных сюжетов на сводах вызывали интерес композиции « Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами» и «Крещение Руси». Трехъярусный иконостас « работы ученого рисовальщи­ка И. М. Дикарева» был украшен искусной резьбой.

На новую колокольню перевесили с прежней восемь колоколов: благовестник весом в 209 пудов, который, вме­сто разбитого, был отлит в 1816 году на заводе мастера Ивана Чарышникова; его же работы второй, полиелейный, колокол 1824 года весом в 103 пуда; третий, вседневный, отлит 3 октября 1746 года Андреем Маляровым на тульском заводе Акинфия Никитича Демидова; четвертый, в 36 пудов, и пятый, в 15 пудов, — работы завода Порфирия Ивановича Оловянишникова; три зазвонных колокола, по свидетельству о. Дмитрия Предтечевского, «по цвету меди, по рисунку орнамента» одинаковы с третьим, вседневным.

В 1923 г. церковь была закрыта. Здание использовали в качестве кинозала, рабочей столовой. С 1951 г. здесь находился Городской дом физкультуры, с 2001 г. — детская спортивная школа олимпийского резерва.

Осенью 2010 г. храм возвращен Русской православной церкви. Первое богослужение в нём состоялось 30 октября 2010 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского.

Реставрация храма осуществлялась в 2010-е годы. По проекту архитектора восстановлены главы, декор фасадов. В 2013 — 2015 гг. артелью ярославских художников под руководством выполнены работы по раскрытию и реставрации храмовой росписи.

5 августа 2015 года, после окончания реставрации, храм освятил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, совершивший в храме литургию.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Андреевский монастырь – учительское братство и традиции московского образования

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: 1648, 2013 годы
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова в Пленницах, церковь Иоанна Богослова в колокольне, церковь Андрея Стратилата
Координаты: 55°42’42.5″N 37°34’29.9″E
Объект культурного наследия РФ

На юго-западе столицы, у подножья Воробьевых гор стоит монастырь, основанный другом царя Алексея Михайловича – боярином Федором Ртищевым. Православная обитель стала первым просветительным учреждением Москвы, и в наши дни она имеет статус памятника архитектуры.

Андреевский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство – объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы – Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств – в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.

Архитектурные памятники и святыни

Первоначальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в середине XVII века под руководством талантливого зодчего Григория Копылы. Сегодня монастырская территория имеет форму правильного прямоугольника. Со всех сторон ее обрамляют двух-трехэтажные корпуса келий, учебных корпусов и хозяйственных построек, построенных в XIX веке.

Церковь Иоанна Богослова в колокольне

Особенно красиво смотрится монастырь с фарватера реки. Проплывающие на прогулочных теплоходах москвичи и туристы могут любоваться каменными корпусами и живописными куполами трех православных церквей.

Читайте также:  Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Центральное место занимает самое высокое здание – трехъярусная барочная колокольня с храмом Иоанна Богослова. Она была возведена в 1748 году на деньги, которые пожертвовал граф С. Б. Шереметев. Вначале храм посвятили Архангелу Михаилу, но в середине XIX века его реконструировали и переосвятили.

С 1997 года над церковью была восстановлена звонница. Колокола для нее отлили на частном заводе Рудольфа Пернера, расположенном в городке Пассау. Примечательно, что мастера этого небольшого баварского городка занимаются изготовлением колоколов уже 400 лет, и их изделия можно увидеть в храмах по всему миру.

Старейший монастырский храм Андрея Стратилата был построен в 1675 году. Каменное здание стало памятью о древней деревянной церкви, с которой началась монашеская жизнь на берегу реки. Барабан под куполом и четверик храма украшен красивыми поливными изразцами «павлиний глаз», сделанными мастерами из Белоруссии.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь – икона Казанской Божией Матери.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам – в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Как добраться

Монастырь стоит на зеленой Андреевской набережной, в 6 км от Московского Кремля. Рядом проложено Третье транспортное кольцо, по которому до обители удобно доехать на автомобиле. От станции метро «Ленинский проспект» до монастыря около 1,4 км. До набережной нетрудно дойти вдоль Третьего транспортного кольца или по улице Сергея Капицы. Возле монастыря находится пристань, где в период навигации делают остановку курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Свято-Екатерининский мужской монастырь в Видном

Великомученица Екатерина Александрийская особо почиталась в нашей стране. Практически в каждом храме находился образ святой. Житие ее, романтическое и наполненное чудесными событиями и знамениями, любили читать все христиане. Несмотря на это, именем великомученицы были названы почему-то единичные храмы. Свято-Екатерининский мужской монастырь в Видном, или, как его называют, Екатерининская пустынь, — одна из первых таких обителей.

Она построена по указу царя Алексея Михайловича. По преданию, монарху, который отправился в эти места на охоту, во сне явилась святая Екатерина и предрекла благополучное рождение дочери. Так и случилось. В честь мученицы царевну назвали Екатериной.

В советское время монастырь превратили в особорежимную Сухановскую тюрьму. В начале 90-х его вернули Русской Православной Церкви и полностью восстановили.

Адрес: Видное, район Расторгуево, Петровский пр., вл. 21

Координаты: 55.536309, 37.665739

Режим работы: ежедневно, 8:00-19:00

Официальный сайт: ekaterinamon.ru

Видеоэкскурсия по Свято-Екатерининскому мужскому монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Пустынь начиналась в 1658 году с деревянной церкви, но постепенно обрастала землями и имуществом. Среди особо почитаемых святынь монастыря был золотой ковчег с частицами мощей святой Екатерины.

К середине 18 века здания обветшали, денег на их обновление и строительство новых не хватало. Все изменилось с началом правления Екатерины II. Обитель, посвященную своей святой покровительнице, императрица не обделила своей милостью. Тут построили новый собор, кельи, отреставрировали надвратную церковь. 19 век стал счастливым для Свято-Екатерининского мужского монастыря в Видном. Рядом проложили железную дорогу, и сотни паломников потянулись к обители. Много людей собирали ежегодные крестные ходы и популярные ярмарки.

Колокольня и надвратный храм сложены из камня и белого кирпича.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

На монахов и имущество обители не раз нападали. В 1835 году банда грабителей покушалась на драгоценный бриллиантовый крест — подарок архимандрита Фотия (Спасского). Бандиты разграбили ризницу, но крест унести не смогли. В 1908 году террористы-революционеры убили настоятеля монастыря игумена Мартирия.

В 1918 году насельников монастыря разослали по разным уголкам России, а на их место переселили сестер из польского Красностокского женского монастыря. Обитель стали называть трудовой артелью, но это не спасло монахинь от преследований. Вскоре многих из них вместе с настоятельницей арестовали, часть изгнали, а в 1934 году убили последнюю старицу, полуслепую матушку Веру. Тогда же без вести пропал духовник обители старец Пантелеимон.

В Екатерининской пустыни открыли тюрьму. Сначала туда отправляли преступников, отбывающих короткий срок. Но в 1938 году по инициативе наркома НКВД Николая Ежова сюда стали ссылать политических заключенных: советских военачальников, сотрудников разведки, иностранцев, партийных и государственных чиновников высшего ранга, обвиненных в измене Родине. Пришло время и самого основателя тюрьмы Ежова — после ареста наркома поместили именно сюда. Заключенных лишали даже имен: от человека оставался только номер.

По некоторым данным, в Екатерининском соборе работал крематорий, где сжигали тела замученных. Тюрьму расформировали в 1953 году, но до 1965-го тут работала тюремная больница, а затем учебный центр МВД.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

В оранжерее монастыря есть своя достопримечательность — куст неопалимой купины. Это растение, которое мы знаем по Библии: Моисей увидел горящий, но несгорающий кустарник, когда пас овец у горы Синай. Моисей подошел ближе — и тогда Бог обратился к нему, призвав увести израильтян из Египта на Землю Обетованную.

Что посмотреть на территории монастыря

Соборный храм великомученицы Екатерины

Храм великомученицы Екатерины занимает центральное место в архитектурном комплексе монастыря.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одно из немногих сохранившихся исторических зданий обители. В советские времена в алтаре храма варварски прорубили ворота, через которые въезжали машины: в святом месте устроили гараж и авторемонт. Сегодня ничего не напоминает об этих временах, пределы украшены работами иконописцев монастыря и палехских мастеров.

Колокольня и храмы

Свято-Екатерининский монастырь — одна из немногих обителей в России, названных в честь великомученицы Екатерины.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

На территории монастыря вы увидите колокольню с надвратным храмом святителя Димитрия Ростовского, храм апостолов Петра и Павла и храм святителя Тихона Московского.

Обязательно стоит попробовать свежую монастырскую выпечку. В церковной лавке можно купить натуральный мед.

Какие святыни хранятся

  • Ковчег с частицей мощей святой великомученицы Екатерины.
  • Ковчежцы с частицами мощей святых апостола Андрея Первозванного, преподобного Максима Грека, священномученика Владимира Киевского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Антония Радонежского.
  • Мощи старцев Оптинских.
  • Ковчег с частицей мощей праведной Матроны Московской.
  • Ковчег с частицей мощей мученицы Татианы.
  • Ковчег с частицей мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Иконы Божией Матери Ченстоховской, святителя Николая Мирликийского чудотворца, великомученицы Екатерины.
  • Иконы с мощами святителя Иннокентия, митрополита Московского, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Феофана Затворника.

Экспертное мнение

Антон Григорьев, преподаватель Свято-Тихоновского Православного Университета:

«В монастыре, который был тюрьмой, особая атмосфера»

— Сейчас монастырь открыт для паломников и туристов. Тут работает большая церковная лавка, где можно приобрести богослужебную литературу и иконы. Открыт отдел здорового питания, где можно попробовать монастырский мед и травяные чаи. Открыт музей истории монастыря и старинного русского быта. Проводятся встречи с молодежью, миссионерская работа, курируется Дом ребенка в Видном. Всеми паломниками отмечается удивительно тихая и мирная атмосфера, однако знающие историю этого места отмечают особую атмосферу: будто присутствие душ советских палачей и их жертв.

Ссылка на основную публикацию