Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа Епархиальный женский монастырь

История

Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 году по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж.

Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек.

Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII века настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 года эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 года, после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 гг. и потом с 1867 г.).

Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру – Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря.

Монастырь был закрыт весной 1931 года (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году бывший настоятелем монастыря в 1926 году архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 годы архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 года.

После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию.

В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.

4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия.

Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 года монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 году и возведенная в сан игумении в 1993 году.

Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм – во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня – историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.

В 2015 году возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 гг., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е годы, и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники.

С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.

Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые: часовни (водосвятная – в 1992 году, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – в 2010 году, в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 году).

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная.

Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.).

Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский.

Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 году с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII – нач. XX веков: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е годы и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 году их останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, году покоились до 1993 года. Вместе с Воронежскими владыками погребен епископ Гродненский и Брестский Паисий (Образцов), в последние годы живший в Воронеже на покое.

В 2009 году на кладбище Алексеево-Акатова монастыря были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной), особенно почитаемой воронежцами. Каждую неделю по понедельникам на могилах праведницы и архипастырей воронежских служатся панихиды.

Богослужение совершается в монастыре ежедневно. Начало Божественной Литургии в будни – в 7.30 ч. В воскресные дни, двунадесятые праздники и поминальные родительские субботы служатся две Литургии: ранняя – с 6.00 ч., поздняя – с 8.30 ч. Начало вечернего Богослужения (вечерня, утреня) – в 17.00 ч.

Ежедневно в обители совершается Божественная Литургия, возносится молитва «за град и люди». Священнослужители монастыря совершают церковные Таинства, произносят проповеди, духовно окормляют прихожан. Сестры обители читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших.

Проводятся экскурсии для иногородних поломников и жителей города, знакомящие с историей монастыря на фоне церковной истории края, касающиеся и духовно-нравственных вопросов современной жизни.

Местная религиозная организация Алексеево-Акатов женский Епархиальный монастырь


г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»


Игумения монастыря – игумения Варвара (Сажнева З.Ф.)


394036, г. Воронеж, ул. Освобождение труда, 1-в


ОГРН 1033692003630; ИНН 3666060209; КПП 366601001


Р/С 40703810413000071167 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанка г. Воронеж; Кор. сч. 30101810600000000681; БИК 042007681

История храма

Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих.

Читайте также:  Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Согласно историческим сведениям Отрожка ( Рожки, Атрошки, От­рожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или « отрогов» ( от­сюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было при­писано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, ког­да к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль един­ственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном на­правлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движе­ние поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздель­ной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным на­селенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая цер­ковь Рождества Христова располагалась на Придаче.

В начале XX столетия отроженпы решились на строительство соб­ственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгоре­лись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь ка­кого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он ука­зывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односель­чанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что строительство Казанской церкви за­вершилось к 1908 году. Эта дата вошла в краеведческие издания, посвя­щенные памятникам архитектуры Воронежа. В материалах Свода па­мятников истории и культуры РФ « Историко-культурное наследие Во­ронежа» говорится, что Казанская церковь была освящена в 1912 году. Однако в ведомостях по страхованию церковных строений, составлен­ных в канун революции, окончание строительства Казанского храма датируется 1911 годом. А небольшая заметка об этом событии в газете « Воронежский телеграф» содержит информацию о том, что Казанская церковь в Отрожке была освящена 5 ноября 1911 года.

Еще до оконча­ния строительства церкви местные жители обустроили примыкающее к ней кладбище, одно из немногих сохранившихся в Воронеже с тех вре­мен. Там и сейчас цел закладной камень с датой освящения погоста — 2 июня 1908 года.

Казанская церковь стала первым храмом Воронежа, построенным в начале XX века, накануне революции 1917 года. Вторым стал величе­ственный собор во имя равноапостольного князя Владимира, строив­шийся по проекту А.А. Кюи в 1896-1918 годах и взорванный безбожны­ми властями в 1930 году.

Казанскому храму повезло больше. После его возведения разрос­шаяся Отрожка получила статус села. Вокруг церкви сложился сель­ский центр. Облик центральной части поселения отличался единством художественного решения. Краснокирпичную с зелеными шатрами и небесного цвета куполами церковь, которая стала доминантой застрой­ки, дополняли здания земской школы и дома священнослужителей с ха­рактерным для начала века убранством фасадов. На церковной усадьбе находился целый ряд построек: каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев с на­весами и даже хлев.

О внутренней жизни Казанского прихода сведений сохранилось мало. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в клировые ведомости 1911 года. В этой свод­ной ведомости ее приход, насчитывавший 292 дома с населением в 1722 человека, приписан к Рождественской церкви Придачи. Приходская жизнь шла своим чередом два десятилетия, пока не наступили роковые тридцатые годы…

Один из историков края в своей хронике зафиксировал события 1936 года в Воронеже. В тот год здесь в административной ссылке пре­бывал поэт О. Мандельштам, область была удостоена правительствен­ной награды, в городе побывали парком просвещения и председатель ВЦИК, перевыполнялись производственные планы. И только об одном событии историк стыдливо умолчал. В 1936 году компания по борь­бе с религией докатилась до Казанского храма. В том же году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, богослужения прекратились и церковь закрылась. К большому сожале­нию, имена арестованных священников установить не удалось.

В августе 1939 года Отрожка была включена в городскую черту Во­ронежа. А годом раньше старинное село Отрожки Новоусманского рай­она вошло в состав рабочего поселка Отрожка. Увеличивалось число жителей, интенсивнее становилась жизнь. И лишь немым укором, на­поминавшим о времени « безбожных пятилеток», стоял оскверненный и разграбленный храм, зиял пустыми глазницами оконных проемов. Из него были украдены не только все святыни, иконостас, но и стекла окон и даже деревянные полы.

Летом 1942 года фронт вплотную приблизился к Воронежу. В июле развернулись жаркие бои советских воинов с фашистами в пределах го­родской черты Воронежа. В течение нескольких дней врагам удалось за­хватить правобережную часть Воронежа, его исторический центр. Одна из ожесточенных схваток проходила в районе отроженского моста. Ока­завшаяся в центре боев Казанская церковь хотя и сильно пострадала, но не была разрушена. Божпя Матерь покрыла ее своим омофором.

В январе 1943 года фронт от Воронежа откатился на запад. Город еще лежал в руинах, когда отроженцы решили добиваться возрожде­ния храма. В августе того же года была создана так называемая цер­ковная « двадцатка», прихожане обратились в районный совет с прось­бой зарегистрировать общину и открыть храм и, несмотря на определенные послабления в отношении ре­лигиозных объединений и некоторое смягчение прежнего репрессивно­го курса на удушение церкви, верующим понадобилось в общей слож­ности около трех лет борьбы с властью за право возродить храм и на­чать полноценную приходскую жизнь. 5 октября 1946 года облиспол­ком принял решение об открытии церкви в поселке Отрожка Железно­дорожного района города Воронежа.

Новейшая история Казанского храма ведет отсчет с 10 декабря 1946 года, с того момента, когда была зарегистрирована община. Инициативные прихожане стали прикладывать все возможные усилия для восстановления Церкви, пострадавшей за время войны. Были заде­ланы пробоины от снарядов, положен новый деревянный пол, произве­дено остекление окон. Чтобы скрыть на стенах следы от пуль и снарядов, храм снаружи был побелен. 1954 год ознаменовался установкой иконо­стаса, который был изготовлен резчиком из Новой Усмани.

Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регу­лярно вызывали в облисполком на « воспитательные беседы». Нередко от прихожан требовали доносить на священников.

Восьмидесятые годы прошлого века стали благодатными для свя­щеннослужителей и прихожан Казанского храма. В это время начались обширные реставрационные работы. Обрели первозданный облик на­ружные стены: с них были счищены многочисленные слои побелки, в ряде мест обновлена кирпичная кладка, восстановлен четвертый купол храма, водружены новые кресты, заменена кровля. В 90-е годы стены храма были расписаны заново. В 2009 году сменили надкупольные кре­сты. После реставрации храм буквально преобразился. В 2010 году в до­вершение масштабных реставрационных работ прежний, обветшавший за полвека иконостас был заменен новым. Была восстановлена в перво­начальном виде входная группа, представляющая собой кованые ажур­ные металлические двустворчатые ворота и две калитки, установлен­ные в кирпичной арке.

В настоящее время па земельном участке площадью 1,5 га распола­гается комплекс построек, центром которых является трехпрестольпый Казанский храм с боковыми приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофапа Воронежского. В 90-е годы XX века было построено здание воскресной церковно-приходской школы с крестиль­ным храмом во имя преподобного Серафима Саровского, а также водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание

Богослужений во Владимирском храме г. Воронежа.

Седмица Сплошная.

Воскресенье

9 февраля 2020 г.

27 января ст. стиль

Неделя о мытаре и фарисее.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поминовение всех усопших,

пострадавших в годину гонений за веру Христову.

07:30. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.

Понедельник

10 февраля 2020 г.

28 января ст. стиль

10:00. Молебен перед иконами Божией Матери

«Неупиваемая Чаша» и «Избавительница».

14:00. Молебен перед иконой Божией Матери «Целительница».

Вторник

11 февраля 2020 г.

29 января ст. стиль

Требный день.

17:00. Вечернее богослужение.

Среда

12 февраля 2020 г.

Читайте также:  Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

30 января ст. стиль

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

07:30. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.

Четверг

13 февраля 2020 г.

31 января ст. стиль

Требный день.

09.00. Панихида.

Пятница

14 февраля 2020 г.

1 февраля ст. стиль

Мч. Трифона (250).

Мч. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда

и мц. Филицитаты (202-203)

07:00. Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.

17:00. Всенощное бдение.

19:00 Собеседование перед Таинством Крещения.

Суббота

15 февраля 2020 г.

2 февраля ст. стиль

Сретение Господа Бога и Спаса

нашего Иисуса Христа.

07:30. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.

11:00 Собеседование перед Таинством Крещения.

17:00. Всенощное бдение.

На утрене к обычным двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках вавилонских…»

Этот же псалом поется и в два последующих воскресенья.

Воскресенье

16 февраля 2020 г.

3 февраля ст. стиль

Неделя о блудном сыне.

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912).

Собор святых Пермской митрополии.

07:30. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.

В дни совершения Божественной Литургии, по ее окончании служатся требы (панихида и молебен о здравии).

Поделиться:

Новости

  • Рождественский утренник 2020 10.01.2020
  • Пасхальный утренник 12.05.2019
  • АНОНС! 7 апреля в 14.00 беседа с о. Павлом Строковым на тему «Подвиг свщмч. Петра (Зверева) и зачем нам изучать опыт новомучеников» 05.04.2019
  • АНОНС! В вс. 11 ноября в 15-00 встреча с о. Артемием Гордеевым на тему «Особенности духовного попечения о душевнобольных» 06.11.2018
  • Поездка в Елец 20 мая 24.05.2018
  • Пасхальный утренник 2018 15.05.2018

Хотите помочь…

Православный календарь

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

@Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

Храм Святого апостола Андрея Первозванного

В столице Черноземья немало храмов, которые являются настоящим украшением города. Красота и уникальность культовых сооружений различных времен привлекает в город не только туристов. В храмы Воронежа приходит каждый день огромное количество людей, стремящихся передохнуть от городской суеты и найти душевный покой. Известным далеко за пределами городского округа является храм Андрея Первозванного в Воронеже.

Согласно церковным преданиям этот почитаемый в православном мире апостол первым обрел искреннюю веру в земное предназначение Иисуса Христа, и после этого свою жизнь посвятил распространению слова Божьего с целью донесения его до умов людей. За благие деяния во имя просвещения народа и отречение от земных благ, его причислили к лику святых.

Воронежский храм Андрея Первозванного — современное культовое строение, расположенное в жилом массиве, застройка которого прекратилась недавно. Востребованной является и Воскресная школа, действующая при церкви. Ее посещают сотни прихожан, стремящихся расширить свои познания, обрести духовность и веру в Бога.

Церковь Андрея Первозванного в Воронеже

История создания храма

Церковь Андрея Первозванного начали строить в Воронеже в 2000 году на пустыре, который находился среди жилых домов в Коминтерновском районе. Ее создателем стал архитектор Шепелев В.П., опиравшийся при разработке проекта культового сооружения на неповторимый неорусский стиль, характерным для которого является сочетание элементов русского зодчества и древних традиций византийской культуры. Такое стилевое направление возникло в начале XX века. Дополнительно при создании проекта были использованы элементы петровского бароккового искусства.

Закладка фундамента Андреевской церкви, фото 2000 г.

В результате оригинального подхода архитектору удалось создать здание на крестообразном фундаменте, которое характеризуется ярко выраженной декоративностью и мягким переходом форм. Храм стал великолепным украшением спального городского района, жилые дома которого не отличаются особой оригинальностью.

Процесс строительства здания храма

Впервые двери храма открылись для верующих в 2005 году на Пасху, но только через 4 года культовое сооружение было освящено митрополитом Сергием. Это произошло в день празднования Дня апостола Андрея Первозванного. До этого службы проводились в строительном вагончике на территории будущей церкви.

Храмовые колокола перед установкой в колокольне

Высота стен здания составляет 26 м, венчают его 30 метровые колокольни. В них установлены 700 кг колокола, которые были отлиты в Воронеже по индивидуальному заказу. Площадь, прилегающей к храму территории — 12 соток. По мнению большинства горожан, ничем прежде не примечательный район после завершения строительства храма заметно преобразился.

Вид на Андреевский храм с разных сторон

По отзывам прихожан священники храма готовы поддержать любого пришедшего в церковь человека в самой сложной жизненной ситуации. Многие люди, побывав здесь, начинают посещать храм регулярно, чтоб обрести душевный покой. Колокольные переливы, которые раздаются над районом в выходные и светлые престольные праздники, являются призывом посетить богослужение.

Дизайн церкви и декоративные элементы фасада традиционно символичны:

  • Желтый цвет стен и цветовое оформление арок церкви свидетельствуют о связи храма с почитаемым православными апостолом.
  • Купола шлемовидной формы символизируют духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
  • Золотое покрытие куполов отражает величие Божьего Царства.

Храм Андрея Первозванного: настоящее

Сегодня Андреевская церковь, освященная именем апостола, почитаемого православным миром, заслуженно считается одной из архитектурных достопримечательностей Воронежа. Но притягивает сюда людей не только внешняя красота сооружения и его внутреннее убранство. Истинных христиан города в новопостроенной церкви в первую очередь привлекают святые иконы. В частности, митрополитом Сергием при освящении храму был подарен Святой лик Казанской Богородицы. В ответ община преподнесла ему образ Андрея Первозванного, который был написан мастерами в Греции в городе Патры, где хранятся мощи Святого.

Иконостас храма во имя святого апостола Андрея ПервозванногоСегодня при храме сложилась дружная и сплоченная церковная община, состоящая из истинно верующих людей. Прихожане вместе периодически совершают паломничества по святым местам. Благодаря усилиям верующих при храме организована воскресная школа. Для удобства людей, посещающих службу, оборудованы пандусы, а в праздничные дни сюда привозят на автобусах людей с ограниченными возможностями из разных районов города.

Купола Андреевской церкви на ул. Хользунова

Все церковные праздники отмечаются пышными богослужениями. Помимо этого устраиваются обеды для гостей и общины. На официальном сайте храма Андрея Первозванного можно найти расписание служб и информацию о других мероприятиях.

Доброжелательность священников и представителей церковной общины способствовала тому, что храм святого апостола Андрея Первозванного сегодня стал известным и популярным в Воронеже. Сюда приходят те, кто стремится провести время в искренней молитве в умиротворенной обстановке. Многие посещают храм семьями и записываются на занятия воскресной школы. На занятиях священники рассказывают об истории развития православной веры и объясняют смысл библейских истин.

Апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный был первым, кого призвал на учение Иисус Христос. Молодой человек, который родился в семье неграмотных рыбаков, стал послушным учеником, быстро понял и осознал всю ценность учения Христа.

Получив необходимые знания, в качестве миссионера он начал распространять Евангелие по всему миру. К сожалению, Евангелие от Андрея было отклонено папой римским св. Геласием I в конце V века, а впоследствии и утрачено.

Фрагмент православной иконы с ликом святого апостола Андрея

Ради того, чтобы распространять в народе истинную веру, апостол отказался от мирских благ и стал соблюдать целомудрие, посвятив свою жизнь служению Христу.

После того как апостолу пришлось стать свидетелем Распятия, Воскрешения и Вознесения Иисуса Христа, а затем сошествия Святого Духа, ему были даны дары исцеления и пророчества. Пользуясь ими, он облегчал страдание многим людям и предотвращал гонения, а сам стоически переносил все жизненные трудности.

Автор: Нина Павлушина

Дополнительная информация

Дата основания : 2000 г.

Дата открытия : 2009 г.

Архитектурный стиль : неорусский

Адрес : Воронеж, ул. Хользунова, 107Б

Географические координаты : 51.701081, 39.152038

Храм Андрея Первозванного (Воронеж), как добраться:

Ближайшие остановки общественного транспорта :

  • Остановка «Новгородская» на ул. Хользунова
  • Остановка «Подгоренская» на ул. Хользунова
  • Остановка «Владимира Невского» на ул. Вл.Невского

Открыто : ежедневно 7:00–19:00

Официальный сайт храма Андрея Первозванного : отсутствует

Храм святого апостола Андрея Первозванного в Воронеже: рассматриваем развернуто

Россия Воронежская область Воронеж

Читайте также:  Храм Воскресения Христова в Форосе: история и адрес церкви, как добраться и доехать, график работы и расписание богослужений

Храм апостола Андрея Первозванного — православный храм в честь апостола Андрея Первозванного в Воронеже. Строительство храма начато в марте 2000 года по проекту архитектора В.П. Шевелева в русско-византийском стиле с элементами петровского барокко.

История создания храма

Церковь Андрея Первозванного начали строить в Воронеже в 2000 году на пустыре, который находился среди жилых домов в Коминтерновском районе. Ее создателем стал архитектор Шепелев В.П., опиравшийся при разработке проекта культового сооружения на неповторимый неорусский стиль, характерным для которого является сочетание элементов русского зодчества и древних традиций византийской культуры. Такое стилевое направление возникло в начале XX века. Дополнительно при создании проекта были использованы элементы петровского бароккового искусства.

Закладка фундамента Андреевской церкви, фото 2000 г.

В результате оригинального подхода архитектору удалось создать здание на крестообразном фундаменте, которое характеризуется ярко выраженной декоративностью и мягким переходом форм. Храм стал великолепным украшением спального городского района, жилые дома которого не отличаются особой оригинальностью.

Процесс строительства здания храма

Впервые двери храма открылись для верующих в 2005 году на Пасху, но только через 4 года культовое сооружение было освящено митрополитом Сергием. Это произошло в день празднования Дня апостола Андрея Первозванного. До этого службы проводились в строительном вагончике на территории будущей церкви.

Храмовые колокола перед установкой в колокольне

Высота стен здания составляет 26 м, венчают его 30 метровые колокольни. В них установлены 700 кг колокола, которые были отлиты в Воронеже по индивидуальному заказу. Площадь, прилегающей к храму территории — 12 соток. По мнению большинства горожан, ничем прежде не примечательный район после завершения строительства храма заметно преобразился.

Вид на Андреевский храм с разных сторон

По отзывам прихожан священники храма готовы поддержать любого пришедшего в церковь человека в самой сложной жизненной ситуации. Многие люди, побывав здесь, начинают посещать храм регулярно, чтоб обрести душевный покой. Колокольные переливы, которые раздаются над районом в выходные и светлые престольные праздники, являются призывом посетить богослужение.

Дизайн церкви и декоративные элементы фасада традиционно символичны:

  • Желтый цвет стен и цветовое оформление арок церкви свидетельствуют о связи храма с почитаемым православными апостолом.
  • Купола шлемовидной формы символизируют духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
  • Золотое покрытие куполов отражает величие Божьего Царства.

Неорусская архитектура, в чем ее сущность

Неорусский стиль в архитектуре возник в начале 20 века. Особенности его было сочетание мотивов русского зодчества и византийской культуры.

Внимание! В отличие от русского стиля новое направление в архитектуре отличает, отличает тонкая и творческая стилизация, исключающая точные копирования.

Неорусский стиль характеризуется пластичностью, яркой декоративностью, он объединил в строительстве уникальные формы киевского, псковского, владимирского барокко и народной деревянной архитектуры.

Русско-византийский стиль строения, колокола, отлитые по индивидуальному заказу, наличие святых образов сделало храм святого апостола Андрея Первозванного городской достопримечательностью.

Архитектору В. Шевелеву удалось создать шедевр, выросший на местном пустыре унылого некогда района.

Современное состояние

Описание

Форма основания храма – крест. Высота церкви – 26 м, колокольни – 30 м. Земельный участок храма – 0,12 га.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа.

Духовенство оказывает помощь детскому дому в пос. Дубовка, проводится сбор вещей для детей-сирот и малоимущих. Во все двунадесятые праздники устраиваются благотворительные обеды.

Текущая деятельность храма

Истинных христиан города в новопостроенной церкви в первую очередь привлекают святые иконы.

Интерьер храма во имя апостола Андрея Первозванного

Святой лик Казанской Богородицы подарен храму митрополитом Сергием в честь его освящения в 2009 году. Община отблагодарила митрополита Воронежского и Борисоглебского, подарив ему образ Андрея Первозванного, написанного в греческом городе Патры, хранящем мощи святого апостола.

Небольшая и дружная храмовая община совершает часто паломничества и поездки по святым местам, она основала на храмовой территории воскресную школу для детей.

Настоятель церкви прислушивается к пожеланиям горожан по поводу обустройства храма и проведения богослужений. Так, по его инициативе были сделаны пандусы для заезда в церковь инвалидных колясок, а самих колясочников привозит специальный автобус.

Во все великие христианские праздники на церковной территории устраиваются обеды для общины и гостей.

Важно! Престольным праздником Андреевского храма является 13 декабря — день апостола Андрея Первозванного.

Храм Андрея Первозванного в Воронеже

Дополнительная информация

Дата основания: 2000 г.

Дата открытия: 2009 г.

Архитектурный стиль: неорусский

Адрес: Воронеж, ул. Хользунова, 107Б

Географические координаты: 51.701081, 39.152038

Храм Андрея Первозванного (Воронеж), как добраться:

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Новгородская» на ул. Хользунова
  • Остановка «Подгоренская» на ул. Хользунова
  • Остановка «Владимира Невского» на ул. Вл.Невского

Открыто: ежедневно 7:00–19:00

Официальный сайт храма Андрея Первозванного: отсутствует

Расписание богослужений: здесь

Как добраться

Адрес: Россия, Воронежская область, г. Воронеж, Хользунова, 107 б

Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

АДРЕС, ТЕЛЕФОН
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Воронеж, ул. Суворова, 79
Тел. 23-05-95

Богослужения совершаются ежедневно: литургия – в 7.30, вечернее богослужение – в 17.00. В воскресенье и двунадесятые праздники совершаются две литургии: первая в 6.30, вторая – в 9.00. В храме прп. Серафима Саровского в учебные месяцы Воскресной школы литургии служатся по воскресеньям в 8.30.

СВЯТЫНИ
Главной святыней храма является Казанский образ Божией Матери. Икона была написана по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина) (1891-1913) в мастерской Андреевского скита на Святой горе Афон специально к освящению Казанского храма в Отрожке. Об этом свидетельствует подпись внизу храмового образа. Прибытие его со Святой горы в далекую черноземную Отрожку, населенную простыми людьми, нельзя назвать иначе, как чудом, духовным благословением Игуменьи Святой горы — Пречистой Девы Марии.

Икона была сохранена во время гонений на Церковь и во время жесточайших боев за Воронеж в годы Великой Отечественной войны благочестивым прихожанином храма Николаем Михайловичем Рябых. Он тайно перенес храмовую икону в свой дом, где затем долгие годы хранился чудотворный образ. По свидетельству старожилов Отрожки, прослышав об открытии Казанской церкви, Н.М.Рябых вознамерился вернуть икону на свое место, но не смог, как ни старался, сдвинуть ее с места. Тогда он отправился за вразумлением к священнику. Батюшка решил отслужить молебен Пресвятой Богородице в доме благочестивого христианина. И только после этого икону смогли перенести в храм.

В 2001 году над иконой была установлена резная деревянная сень, выполненная воронежским резчиком Львом Шевченко.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воскресная школа для детей и взрослых, православная библиотека


ИСТОРИЯ ХРАМА

Строительство Казанского храма началось по ходатайству верующих слободы Отрожка в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Церковь возводилась по проекту В.И. Гайна, первого архитектора-реставратора города Воронежа. Освящен храм в престольный праздник в 1911 году. Еще до окончания строительства храма в 1908 году было освящено кладбище при церкви, часть которого сохранилась до наших дней. Сегодня – это одно из старейших кладбищ города. Сведений о истории Казанского храма до революции почти не сохранилось. После революции храм оказался в руках раскольников «григорианцев». В 1936 году церковь была закрыта по инициативе НКВД, все ее священнослужители были арестованы. Здание церкви пустовало. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм церкви. После трех лет противления просьбе верующих 5 октября 1946 года в храме разрешено было совершать богослужения.
Храм восстанавливался на средства прихожан. В течение советского времени храм был одним из трех действующих в Воронеже, наряду с Покровским и Никольским.
Предшествующими настоятелями церкви были священник Иоанн Алферов (упоминается в 1912 году), священник Николай Цветаев (1946–1947 годы), священник Николай Зеленев (упоминается в 1947 году), протоиерей Митрофан Чаркин (1963–1984 годы), протоиерей Валентин Абашеев (1984–1990 годы), протоиерей. Евгений Лившук (1990–2002 годы), протоиерей Иоанн Луканов (2003 г.), иеромонах Даниил (Черой) (2003 год).
Казанский храм является памятником архитектуры. Построен в псевдорусском стиле. Композиция церкви включает объем храма с шатровым пятиглавием, небольшую трапезную и четырехъярусную колокольню высотой 30 м. Шатер центральной главы опирается на восьмигранный световой барабан, в основании меньших угловых глав – низкие четверики. Куполов всего 7. Земельный участок – 1,5 га.
После 1991 года Казанский храм реставрируется. К церкви пристроены крестильный храм в честь преподобного Серафима Саровского, водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Ссылка на основную публикацию