Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В годы гонений община монастыря была снята с юридической регистрации, а монастырь закрыт в 1919 году, но богослужения в храме продолжались.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство.

В 1990 году был образован приход храма Богоявления бывшего Богоявленского монастыря. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

Главный престол верхнего храма освящен в честь Богоявления, боковой – апостола Андрея Первозванного. Главный престол нижнего храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, боковой – святителя Алексия Московского.

14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня.

Крест с частью Древа Креста Господня. Крест-мощевик с соборной иконой и мощами многих святых Вселенской Церкви. Касперовская икона Божией Матери с мощами многих святых. Иконы с мощами многих святых Вселенской Церкви. Икона равноапостольной Нины, просветительницы Грузии с частью Креста равноапостольной Нины.

Среда, пятница – воскресенье – Часы и Божественная Литургия в 8.30.
Вторник, четверг и пятница – вечернее Богослужение в 18.00.
По средам молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви — попеременно в 17.00.
В субботу Всенощное бдение в 18.00.
Накануне церковных праздников в 18.00 — Всенощное бдение, в самый день праздников в 8.30 — Божественная Литургия.
Исповедь – 8.00

Протоиерей Андрей Геннадьевич НЕФЁДОВ.
Родился 14 декабря 1974 года.
Образование: Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, Московская Духовная Семинария и Академия, кандидат богословия.
4 ноября 2001 года рукоположен в сан диакона.
27 сентября 2002 года рукоположен в сан пресвитера.
12 мая 2017 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма.
Протоиерей Антоний Александрович МАЛОВ.
Родился 22 ноября 1951 года.
Образование: Мордовский Государственный Университет им. Огарева, Московская Духовная Семинария.
11 декабря 1987 года рукоположен в сан диакона.
23 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Андрей Вячеславович ПРИВАЛОВ.
Родился 13 января 1966 года.
Образование: Московский инжинерно-физический институт, Московская Духовная Семинария.
15 февраля 1995 года рукоположен в сан диакона.
22 декабря 1995 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Георгий Кириллович КАМЕНЕВ.
Родился 16 марта 1960 года.
Образование: Московский физико-технический институт, Московская Духовная Семинария.
7 февраля 2002 года рукоположен в сан диакона.
5 июля 2005 года года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Николай Геннадиевич НЕФЁДОВ.
Родился 15 апреля 1976 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Академия кандидат богословия.
19 января 2004 года рукоположен в сан диакона
26 января 2014 года года рукоположен в сан пресвитера.

ПРИ ХРАМЕ ДЕЙСТВУЮТ

Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);

Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье (проводит — протоиерей Геннадий Нефедов) — по средам в 19.00.

Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);

Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ — 1 раз в 3 года).

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» (Арбатско-Покровская линия): Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, “ДЕТСКИЙ МИР”, “ГОСТИНЫЙ ДВОР”». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «КИТАЙ-ГОРОД» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии): На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.

От станции метро «ЛУБЯНКА» (Сокольническая линия): Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ “ДЕТСКИЙ МИР”». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм Вознесения Господня в Москве

История и архитектура храма Вознесения Господня

В самом конце XVII века Данилов монастырь пожертвовал принадлежащий ему земельный участок в Земляном городке за Серпуховскими воротами для постройки храма. К началу XVIII века деревянный храм был построен и освящен во имя Вознесения Христова.

Вскоре на этом месте на средства сына Петра I царевича Алексея было начато строительство каменного храма. В 1714 году был освящен нижний придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Однако царевич Алексей в 1716 году тайно выехал из России, а по возвращении через два года был лишен Петром I права на престолонаследие. С прекращением финансирования дальнейшее строительство было остановлено. В этом же 1718 году царевич Алексей решением суда был осужден на смерть, однако до казни не дожил и умер в Петропавловской крепости.

По просьбе православной общины строительство собора было возобновлено в 1756 году во время царствования императрицы Елизаветы. Через шесть лет храм был полностью построен.

Окончательный вариант собора исполнен в стиле зрелого барокко. Уже в середине XIX века к нему были пристроены трапезная палата с приделами свт. Сергия Радонежского и свт. Николая, а также трехъярусная колокольня, построенная в стиле классицизма.

Архитектура храма Вознесения Господня – стиль зрелого барокко

В тридцатые годы безбожная власть разрушила храм Вознесения Господня и устроила в уцелевших помещениях государственные учреждения. С того времени и до 1991 года храм был недействующий. В девяностые годы после проведения реставрационных работ он был заново освящён и открыт.

На территории собора построена также часовня в честь княгини Ольги. Кроме основного престола Воскресения Господня здесь освящен престол преподобного Алексия, человека Божия.

Отличительной особенностью храмового комплекса является то, что его наружная часть выкрашена в красные и белые цвета.

Видео «История храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами»

В этом видеоролике представлена история святой обители.

Современное состояние обители

Во время своей постройки в начале XVIII века Вознесенский храм находился за пределами города. Сейчас же этот храм величественно возвышается в центре Москвы и является объектом культурного наследия.

Читайте также:  Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Святыни и настоятели

В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:

  • частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
  • икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
  • частица Животворящего креста Господня.

Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.

График богослужений и где находится

Богослужения совершаются ежедневно. Утренняя Литургия в 8 часов, вечерняя в 17 часов. По воскресным дням и праздникам Литургия служится в 9 часов утром, а в 17 часов служится вечерня с чтением акафиста Иерусалимской иконе Божией Матери. Более точное расписание богослужений можно найти на сайте прихода: http://www.voznesenie.ru.

Храм находится в Москве по адресу улица Большая Серпуховская, 24. Ехать до станции метро «Серпуховская» или «Добрынинская».

В России построено много церквей в честь Вознесения Христова. Среди них выделяется храм за Серпуховским воротами. Это прекрасный архитектурный ансамбль, выстроенный в стиле барокко, пробуждает у москвичей и паломников из иных мест самые теплые чувства в их душах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Сделайте пожертвование на благотворительные программы

Поиск по сайту

Календарь

Статьи

Радио онлайн

Группа вконтакте

Патриархия.ру

Мы в соцсетях

Расписание

Братья и сестры! В Богоявленский кафедральный собор г.Москвы требуются на работу православные продавцы за свечной ящик и дежурный по храму. За более подробной информацией просим обращаться по телефонам:
8-499-267-75-91;
8-499-261-69-13

Часы и Литургия

Вечерня и Утреня с полиелеем

Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Иконы Божией Матери “Утоли моя печали”

Часы и Литургия

Вечерня и Утреня с полиелеем

Часы и Литургия

Вечерня и Утреня с полиелеем

Предпразднство Сретения Господня, мученика Трифона

Часы и Литургия

Часы и Литургия

Вечерня и Утреня с полиелеем святителю Тихону

Отдание праздника Сретения Господня

Великомученика Феодора Стратилата, святителя Саввы II архиепископа Сербского

Часы и Литургия

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Обретение мощей святителя Иннокентия епископа Иркутского, обретение мощей святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Священномученика Харлампия, благоверной княгини Анны Новгородской

90-летие Святейшего Патриарха Алексия II

Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию

преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

Храм Богоявления Господня в Китай- городе Москва

История

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами. Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря.

Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

Судьба храма в эпоху советской власти

В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.

В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.

Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.

В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.

Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.

Храм в наши дни

До наших дней сохранился сам храм, а также пару корпусов. Храм весной 1991 года передали Московской патриархии, а уже зимой в нем вновь начали проводить богослужения. После многолетних реставрационных работ, ему был возращен прежний облик. Алексеевский предел, который в 19 веке был изменен до неузнаваемости, а затем и вовсе разрушен, воссоздали в том виде, в котором он был изначально, по мнению специалистов.

Рядом с храмом Богоявления был установлен скульптурный комплекс из бронзы монахам братьям Лихудам, основавшим в конце семнадцатого века в монастыре школу. Изготовление памятника финансировало греческое правительство.

Как добраться до храма Богоявления Господня

Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:

  • От станции «Площадь революции».

У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.

Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.

Контактные данные

Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон: (495) 698-38-25, (495) 698-37-71. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.

Расписание богослужения

Расписание всех богослужений можно уточнить по телефону или на официальном сайте храма. Перечень всех служб публикуется на сайте на 2 ближайших месяца.

Богослужения начинаются ежедневно с 8-9 часов, заканчиваются в 18.00 вечера.

Исповеди проводит протоирей Андрей в 9 утра и в 19.30.

Елоховский собор в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Елоховский богоявленский кафедральный собор в Москве знает чуть ли не каждый столичный житель – по крайней мере, все знакомые мне москвичи с пониманием кивают, когда я рассказываю им о своем паломничестве в эту знаменитую святыню, являющуюся сердцем светлой духовной жизни России последних лет. Величественный, сияющий храм был одним из немногих, кому посчастливилось выстоять в схватке с атеистическим мракобесием советских десятилетий. Все эти годы лампады собора продолжали сиять путеводной звездой для отчаявшихся, заблудившихся и верных, помогая сохранить истинную веру в сердцах сотен тысяч людей. Невозможно описать в нескольких словах, какое потрясающее впечатление произвел собор на меня, простую русскую женщину, которая решилась на паломничество, чтобы прикоснуться к его святыням и узреть собственными глазами его величие. Не теряйте времени попусту – посетите этот уникальный храм, дарящий благочестивым успокоение, умиротворение и радость.
Общий вид Елоховского собора со стороны улицы Спартаковской.

Адрес и телефон Елоховского собора в Москве

  • г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15.
  • Телефон: 8 (499) 261-69-13.

Как лучше добираться до Елоховского собора в Москве

Добраться до Елоховского кафедрального собора можно двумя способами:

  1. на троллейбусах №22 или №25 до остановки «Елоховская площадь»;
  2. либо пройти пешком от станции метро «Бауманская».

Время работы Елоховского собора в Москве

Часы работы Богоявленского Елоховского собора разнятся в зависимости от праздников и дней недели.

  • В будние дни собор обычно открыт для верующих и туристов с 8:00 до 22:00.
  • В ночь с субботы на воскресенье храм работает круглосуточно.

Расписание служб в Елоховском соборе в Москве

  • 8:00 – Часы. Литургия.
  • 17:00 –Вечерня. Утреня.
  • 8:00 – Часы. Литургия.
  • 17:00 – Всенощное бдение.
  • 6:30 – Ранняя литургия.
  • 9:30 – Поздняя литургия.
  • 17:00 – Вечерня. Утреня с акафистом святителю Алексию.

Где можно остановиться рядом с Елоховским собором

В районе храма есть множество гостиниц и хостелов на любой вкус и кошелек, однако я хотела бы порекомендовать вам самые лучшие и проверенные мною или моими друзьями.

  • Отель «Елоховский» (ул. Спартаковская, д. 24). Главное преимущество этой гостиницы в том, что она находится буквально напротив Елоховского собора, рядом с метро и остановками общественного транспорта. Кроме того, в номерах удобно, чисто и уютно. Из недостатков стоит отметить слегка завышенную стоимость проживания, что не устроит паломников и туристов победнее.
  • Хостел «Артист» (ул. Бауманская, д. 20, стр. 7). Отель находится подальше, чем предыдущий – примерно в километре от собора. Стоимость проживания гораздо ниже, а номера чистые, после недавнего ремонта. По моему мнению, это оптимальный вариант для небольших групп паломников и туристов.

История создания Елоховского собора в Москве

  1. Современный Богоявленский кафедральный собор ведет свою историю от простой деревянной церкви в пригородном поселке Елох. Считается, что на паперти этой непримечательной церквушки в 1469 году родился будущий святой Василий Блаженный. Несмотря на это, в официальных документах собор появляется только в 1687 году, а в 1717-м его и вовсе снесли, чтобы выстроить в камне.
  2. Красавец-храм строили основательно и с любовью, а средства выделили благочестивые прихожане – есть свидетельства, что кирпич для него пожаловал сам император Петр I. Именно здесь в 1799 году был крещен знаменитый русский поэт Александр Пушкин. Позднее собор еще раз перестроили, чтобы он смог вместить все возрастающее количество прихожан.
  3. В XX веке храм ждали новые испытания. В период советской власти коммунистами было предпринято несколько попыток окончательно закрыть собор и переделать его то ли в клуб, то ли в кинотеатр, который должен был стать одним из крупнейших в Москве. Когда в 1938 году в Дорогомилове был закрыт собор Богоявления, прихожане Елоховского храма впали в отчаяние, ведь следующей на очереди должна была быть их любимая, оставшаяся единственной в округе, церковь. Однако этим коварным планам не суждено было сбыться – именно в тот день, когда храм должен был окончательно закрыться, началась Вторая мировая война. После войны страсти поутихли, и собор благополучно дожил до наших дней.

Архитектура Елоховского собора в Москве

В 1837 году начался современный, очень интересный с точки зрения архитектуры период Елоховского собора. Была разобрана часть старой церкви, и под руководством знаменитого московского зодчего Евграфа Тюрина начато строительство собора «о пяти куполах». Сооружениям архитектора была свойственна стилистика ампира и позднего классицизма, ранее он учился в школе при «Экспедиции московского строения» и имел отношение к разработке проектов зданий Московского университета.
Несмотря на тот факт, что Евграф Дмитриевич разработал новый Елоховский собор в рамках ордерной культуры Европы, он также не пожелал отступить от традиционного православного куба, который венчает каноническое «пятиглавие» куполов. При этом Тюрин восхитительным образом преобразовал классические для церквей средневековья конусы куполов в павильоны-ротонды с величественными оконными проемами, чьи практически невидимые переплеты создают ощущение воздушности и легкости. Кажется, что центральный купол как бы парит в вышине среди остальных куполов. Не менее пристального внимания ценителей заслуживают колокольня, трапезная XVIII века и иконостас, выполненный в лучших традициях русской резьбы.
Иконостас Елоховского собора.

Иерусалимское подворье в Москве — храм Воскресения Словущего на Арбате

Иерусалимское подворье в Москве, официальный сайт которого вы найдете в разделе «Информация для паломников», находится при храме Воскресения Словущего, в Брюсовом переулке. Некоторые путают его сразу с двумя храмами: храмом Иерусалимской иконы Божией Матери, что находится по ул. Талалихина, д. 24, и храмом святителя Филиппа Московского, что на проспекте Мира, но это совершенно разные храмы.

Это отделение Иерусалимской Православной Церкви, юрисдикция которой действует в Израиле, Иордании, Палестине.

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа.

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Архитектура храма

Церковь выглядит небольшой: она однокупольная, с колокольней-шатром. Стены ярко-красные, с лаконичными белыми украшениями, золотыми куполами и зелеными крышами.

Одними из главных украшений являются наружные иконы: они нарисованы на колокольне и стенах.

Изначально церковь была небольшой, но в середине XIX века к четверику были пристроены полукруглая аспида, трапезная и фронтоны на северной и южной сторонах. Первоначальный декор убрали, чтобы сделать окна шире. В начале ХХ века возле храма построили дом подворья.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

    1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Информация для паломников

Все необходимые для паломников сведения можно посмотреть на их сайте. К сожалению, храм слишком мал и не располагает собственной гостиницей и туристическим бюро.

Туристы могут остановиться в расположенных неподалеку гостиницах: «Фламинго», «Руссо-Балт», «Апартаменты на Гоголевском бульваре».

Адрес храма и официальный сайт

Официальный сайт http://podvorie.orthodoxy.ru. Тут можно узнать всю необходимую информацию: историю места, информацию о святынях и т.д.

Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.

В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:

    1. Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.
  1. Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
  2. Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.

Телефон – (495) 690-5701.

Расписание богослужений

Увидеть подробное расписание можно по ссылке http://podvorie.orthodoxy.ru/raspisanie/. Практически каждый день в храме проходят службы в честь святых, расписание составляется на неделю и регулярно обновляется.

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления. Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским.

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

Читайте также:  Протоиерей Дмитрий Смирнов: биография священника, беседы и проповеди, семья
Ссылка на основную публикацию
Блаженной Ксении ПетербургскойБессребренников мучеников Кира и ИоаннаПреподобного Парфения, преподобного Луки Елладского