Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

Наши святыни

ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ВОСТОЧНОМ Г.Москвы

В нашем храме представлены следующие чудотворные иконы с частичками мощей святых:

  • Святой Великомученик Димитрий Солунский

  • Святитель Спиридон Тримифунтский

  • Святой Великомученик Пантелеймон

  • Преподобный Сергий Радонежский

  • Преподобный Серафим Саровский

  • Блаженная Матрона Московская

  • Преподобный Амвросий и Святые Оптинские Старцы

Список частиц мощей святых в КРЕСТЕ-МОЩЕВИКЕ:

  • Свт. Филарет Московский
  • Свт. Нифонт Цареградский
  • Прп. Олег Брянский
  • Прп. Роман Киржачский
  • Вмц. Варвара
  • Свт. Иоанн Златоуст
  • Прп. Нестор Летописец
  • Свв. блгвв. Кнн. Константин, Михаил, Феодор Муромские
  • Свт. Феофан Затворник
  • Свт. Григорий Богослов
  • Свт. Григорий патриарх Александрийский
  • Свт. Лука Симферопольский (Крымский)
  • Вмч. Георгий Победоносец
  • Свт. Иннокентий Московский
  • 20 тыс. мучч. постр. от персов и лезгин
  • Прп. Никодим Печерский
  • Свт. Климент Римский
  • Ап. Матфей
  • Прп. Стефан Махричский
  • Свт. Варлаам Суздальский и Тарусский
  • Мученик Хозевитский
  • Прп. Максим Грек
  • Св. Иоанн Кущник
  • Прп. Корнилий Переславский
  • Свт. Тихон Московский
  • Мученик Христов
  • Свт. Иннокентий Московский

Ковчежец с частицами святых угодников:

  • Прав. Захария
  • Прав. Елисавета
  • Ап. Лука
  • Ап. Марк
  • Ап. От 70-ти Олимп
  • Ап. От 70-ти Родион
  • Ап. От 70-ти Филипп
  • первомч. и архид. Стефан
  • равноап. Мария Магдалина
  • равноап. Фекла
  • свт. Иоанн Милостивый
  • свт. Леонтий Ростовский
  • свт. Питирим Тамбовский
  • блгв. кн. Борис
  • блгв. кн. Глеб
  • вмц. Анастасия Узорешительница
  • вмц. Евфимия Всехвальная
  • прмч. Евфимий Афонский
  • прмч. Игнатий Афонский
  • прп. Давид Гареджийский
  • прп. Герасим Краснослободский
  • прп. Никандр Городноезерский
  • прп. Нил Столобенский
  • прп. Иона Киевский
  • прп. Марфа Тамбовская

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.

Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.

Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)

С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.

Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.

Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»

После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.

Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.

А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.

Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.

Читайте также:  Соловецкий мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Содержание

История

Византийский период

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора Уолтера Сайкса Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.

О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением».

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена.

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

Турецкое владычество

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

Современное состояние

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 6 августа 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

Архитектура

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Внутреннее убранство

Колоннада

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Читайте также:  Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.

Фрески

Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках.

Крипта базилики

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.

Святые

Святыни

  • мощи вмч. Димитрия Солунского (IV в.)
  • икона вмч. Димитрия Солунского
  • мощи мц. Анисии (IV в.)
  • мощи свт. Григория Ираклийского (ХХ в.)
  • частица мощей мч. Евфимия Нового, Солунского (X в.)
  • глава мц. Елены (XVIII в.)
  • глава прмч. Димитрия Триполийского (XIX в.)

Реликвии святого Димитрия

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

Мощи святого

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Видео

Как добраться

Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Храм Димитрия Солунского, с. Мушковай

Как добраться

Фотографии

Описание

Приход с. Мушковай образован из деревень Мултанского прихода, по определению епархиального начальства от 31 августа (4 сентября) 1871 года разрешено построить приписную к Мултанской церкви деревянную церковь. До окончания строительства церкви был устроен молитвенный дом. Деревянная церковь построена в 1872 году, освящена 11 ноября 1872 года во имя Св. Дмитрия Салунского. В 1872 году церковь была приписной к с. Мултану, с 1873 года сделалась самостоятельною. В 1872 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство. 19 октября 1874 года в с. Мушковай открыта церковно-приходская школа.

Церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР № 76 от 23 сентября 1941 года. После закрытия, в помещении храма хранили зерно. Долгое время церковь пустовала, потом передали под клуб. Здание храма признано аварийным и разобрано в 2001 году.

В 2006 году состоялась закладка камня для строительства нового храма. Был приписным к храму апп. Петра и Павла п. Ува. В 2007 году митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) освятил храм Великим чином. В 2015 году стал самостоятельным. Сейчас в храме еженедельно проводятся богослужения. Совершаются крещения, венчания, отпевания.

При Воскресной школе прихода вмч. Димитрия Солунского с. Мушковай по благословению настоятеля иеромонаха Серафима (Зайцева) для детей школьного возраста, был организован конкурс поделок «Вифлеемская звезда». В нем приняли участие дети Мушковайской, Областновской, Чеканской школ Увинского района.

Занятия и беседы в школе закладывают духовно-нравственный фундамент веры в душах и сердцах детей. Поэтому, целью данного конкурса стало, приобщение к церкви и христианским праздникам, выявление творческих способностей и талантов.

В 1 этапе конкурса приняло участие 43 человека из трех школ. Были посещены праздничные линейки, елки, рождественские утренники, и все участники были отмечены благодарностями и сладкими подарками. Во 2 этап вышли по 3 работы от каждой школы. В следующем этапе конкурса выбраны 3 лучшие работы. Победители награждены грамотой и подарками, поездкой в зоопарк, экскурсией по соборам Ижевска.

Самым сложным в проведении конкурса было, определить лучшие работы, так как все они были достойными. Предпочтение отдавалось поделкам ребят из социально не защищенных семей.

В преддверии Рождества Христова, для детей дошкольного и школьного возраста имеющих желание покреститься, но не имеющих возможности, в храме с. Мушковай бесплатно было проведено Крещение. В Таинстве приняли участие 16 детей.

В Рождественский Сочельник 6 января в храме были отслужены Царские часы, совершено Всенощное бдение. В 23:00 началась исповедь, в 00:00 началась Рождественская Божественная Литургия. На праздник собрались прихожане со всей округи, было много гостей.

С середины декабря в храме ежедневно совершается молебное пение.

8 ноября — день памяти великомученика Димитрия Солунского — является престольным праздником храма в с. Мушковай Увинского района. По случаю праздника Божественную литургию в храме совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Увинского округа священник Сергий Полянцев, благочинный Воткинского округа протоиерей Валерий Белокрылов, настоятель храма иеромонах Серафим (Зайцев), а также священнослужители Ижевской епархии.

За литургией молился Глава Увинского района Головин Владимир Анатольевич.

По окончании Божественной литургии владыка Викторин поздравил прихожан с престольным праздником. В своей проповеди архипастырь обратился к житию покровителя храма великомученика Димитрия Солунского.

«Святой великомученик Димитрий был образованным человеком, поставлен руководителем Фессалоникийской области. Но, будучи тайным христианином, он жил не для себя, а для других. Он строил больницы и школы, заботился о своих согражданах. За это Господь во всем помогал ему при жизни. Мы же с вами, живем не по заповедям Божиим, но приходим в храмы, просим у Бога и не получаем. Не получаем, потому что просим не того, что было бы нам полезно. К тому же просим не в усердной молитве. Прежде всего, нужно просить у Бога того, чтобы Он научил нас молиться», — сказал владыка в проповеди.

В завершение проповеди владыка поздравил с днем тезоименитства ктитора храма Варганова Дмитрия Владимировича и поблагодарил его за помощь в возрождении храмов Ижевской епархии.

ХРАМЫ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В МОСКВЕ

8 ноября Православная Церковь празднует день памяти великомученика Димитрия Солунского. Для некоторых столичных церквей эта дата является престольным праздником.

Адрес: ул. Ибрагимова, 6А, стр. 1 (м. Семеновская, Измайлово, Партизанская)

Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово. Название «Благуша» происходит от Благушинской казенной рощи — одной из шести заповедных казенных рощ, учрежденных в XVIII веке.

Читайте также:  Князь-Владимирский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Благуша, как и прочие городские окраины, активно заселяется выходцами из различных уездов Московской губернии, приезжавших в Москву на заработки. К 1906 году местное население увеличилось в 10 раз по сравнению с 1880-ми годами и составило около 10 000 человек. Открытие фабрик и заводов на Благуше в немалой степени поспособствовало тому, что стала складываться местная инфраструктура, в которой еще отсутствовал традиционный духовный центр — православный храм. В то время ближайшим храмом был Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. В нем ежедневно совершалось большое количество отпеваний и панихид, по этой причине малопричтовый клир храма был не в состоянии удовлетворить всех духовных нужд быстро увеличивавшейся паствы.

В 1905 году жители Благуши ходатайствовали перед Высокопреосвященнейшим Владыкой Владимиром, митрополитом московским, о назначении к храму на Семеновском кладбище особого причта, который мог бы окормлять благушинских прихожан. Ознакомившись с ситуацией в районе митрополит Владимир принял решение о строительстве здесь нового храма.

В 1896 году Потомственный Почетный Гражданин Димитрий Флорович Ермаков передал Духовному Ведомству около 100 000 рублей на постройку храма в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Димитрия Солунского и Святой Праведной Анны (Анна — имя супруги Димитрия Ермакова). Деньги, оставленные по завещанию Димитрия Флоровича Ермакова, были предложены благушенцам в качестве начального капитала на строительство храма.

16 августа 1909 года была осуществлена закладка храма. Храм получился большим, он вмещал до 3 000 прихожан.

29 июня 1911 года митрополит Московский Владимир совершил освящение новосооруженного храма и совершил в нем первую Божественную литургию.

В 1931 году приход был закрыт, а здание храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. У храма были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре были установлены плавильные печи, а под главным сводом был размещен кислотный цех. По причиненному ущербу от строительных переделок, сносу и уничтожению «ненужных» частей фасадов храм Димитрия Солунскаго на Благуше занял место одного из самых разрушенных храмов Москвы.

В полностью разоренном состоянии, отрезанное от всех городских коммуникаций, здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. 17 ноября 1991 года были совершены освящение крестов и установка их на храме.

Осенью 2001 года на престольный праздник служба стала совершаться на главном пределе.

Адрес: ул. Берзарина, вл. 15, корп. 1 (напротив) (м. Октябрьское Поле, Зорге, Панфиловская)

Церковь возводится по индивидуальному проекту в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве. Строительство храмового комплекса на 500 человек началось в 2015 году. В связи со сложной геологией было выполнено укрепление грунта. У прихода изначально не было крупного благотворителя, так что на фундаментную плиту средства собрали сами прихожане. Как позднее, и на храмовые иконы, и на колокола. Видя горячее желание жителей иметь на этом месте свой храм, проект поддержала компания ПАО «ГМК «Норильский никель»».

За основу архитектурного облика взяты памятники новгородской и звенигородской школ. Но в итоге архитекторы сместились в модерн. Храм украшает шатровая колокольня. На фасадах — мозаики. Всего пять композиций. Храм спроектировали бесстолпным.

Адрес: Москва, Главная ул., 1А, (м. Щёлковская, Первомайская)

Первый деревянный храм был построен в с. Щитникове в 1702 г., на его месте в 1875 г. был выстроен каменный трехпрестольный храм по проекту архитектора П. Петрова на средства ктитора храма, московского купца 1-й гильдии Михаила Бородина. В 1938 г. храм был закрыт, а после войны в его здании расположился клуб предприятия Восточной Водопроводной станции «Мосводоканала», кладбище перед храмом перерыто и превращено в парк, здание храма было перестроено, надстроен второй этаж. Последний настоятель храма иеромонах Уриил умер с горя, и похоронен за Алтарем храма Рождества Христова в Измайлове.

18 ноября 1991 г. зарегистрирована церковная община, 8 ноября 1992 г. стали служить молебны в бывшем церковном доме. В 1993 году решено строить в пос. Восточный новое здание храма по сохранившимся чертежам архитектора П. Петрова. На основе сохранившихся чертежей XIX века архитектор О. И. Журин создал проект нового храма. 30 сентября 1995 года Святейший Патриарх Алексий совершил закладку храма. В день престольного праздника 8 ноября 1996 года храм и главный престол были освящены Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в присутствии столичного градоначальника.

№ 23-S Праздник святого Дмитрия Солунского. Святыни Православной Греции и Италии

Встретить праздник святого Димитрия Солунского в посвященном ему храме в историческом центре Салоник – предлагает эта программа. Праздник проходит очень торжественно, мощи святого Димитрия выносятся в центр храма, богослужения совершают несколько архиереев. К этому дню обычно привозят какую-нибудь великую святыню с Афона, из Иерусалима или из других святых мест. В остальном это программа «Святыни православной Греции и Италии», по которой в течение 8 дней происходит своеобразное кругосветное путешествие с севера на юг Греции и обратно с посещением основных святынь. А также совершается морской круиз в итальянский город Бари, где паломники участвуют в Божественной Литургии у мощей святителя Николая Чудотворца.

• САЛОНИКИ – ИГУМЕНИЦА – КОРФУ – ИГУМЕНИЦА – КАЛАМБАКА – МЕТЕОРА – МЕТЕОРЫ – ЭВБЕЯ – ПАТРЫ – БАРИ – ИГУМЕНИЦА – ВЕРИЯ – САЛОНИКИ

• Заезд: 20/10 – 27/10/19
• 8 дней/7 ночей
________________________________________
1 день. 20/10 САЛОНИКИ – ИГУМЕНИЦА – КОРФУ
Встреча в аэропорту г. Салоники с православным гидом паломнического центра СОЛУНЬ. Переезд в Игуменицу. Ужин. Отправление на пароме на о. Корфу. Размещение в гостинице.

2 день. 21/10 КОРФУ – ИГУМЕНИЦА – КАЛАМБАКА – МЕТЕОРА
Литургия в храме свт. Спиридона Тримифунтского. Завтрак или сухой паёк. Посещение памятника праведному адмиралу Феодору Ушакову у крепости. Посещение святынь: соборного храма во имя греческой царицы Феодоры, где хранятся её св. мощи, храма Иоанна Предтечи, места захоронения русского воина, храма Богородицы Чужестранцев, храма апостолов Иасона и Сосипатра, где хранятся их святые мощи. Переезд в местечко Канони, посещение церкви, где пребывает чудотворная икона Богородицы Влахернская. Отправление в Палеокастрицу. Посещение удивительного райского уголка – монастыря Палеокастрица. Возвращение на пароме в Игуменицу. Переезд в Каламбаку. Расселение в гостинице. Ужин.

3 день. 22/10 КАЛАМБАКА – МЕТЕОРЫ – ЭВБЕЯ
Завтрак. Паломничество в монастыри Метеор, посещение двух из следующих монастырей: св. Варвары (женский монастырь) или св. Стефана (женский монастырь), Большие Метеоры (мужской монастырь), св. Николая (мужской монастырь). Переезд на о. Эвбея. Посещение монастыря св. Давида Эвбейского, где хранится честная глава свт. Василия Великого и честная глава основателя монастыря, здесь же находится могила преподобного Иакова Эвбейского и его келья. Расселение в гостинице. Ужин.

4 день. 23/10 ЭВБЕЯ – ПАТРЫ – БАРИ
Богослужение в храме св. Иоанна Русского. Завтрак. Переезд в Патры. Посещение соборного храма города, где хранятся св. мощи апостола Андрея Первозванного и часть креста, на котором он был распят. Здесь же, в крипте, находится святой источник апостола Андрея. Обед. Отплытие на пароме в Бари.

5 день. 24/10 БАРИ. НОЧЛЕГ НА ПАРОМЕ. ИГУМЕНИЦА
Завтрак не предусмотрен (по желанию на корабле). Прибытие в Бари. Божественная Литургия в базилике, где находятся мощи свт. Николая Чудотворца. Обед. Посещение русской церкви свт. Николая Чудотворца. Вечером отплытие в Игуменицу. Ужин не предусмотрен (по желанию на корабле).

6 день. 25/10 ИГУМЕНИЦА – ВЕРИЯ – САЛОНИКИ
Прибытие в Игуменицу. Завтрак не предусмотрен. Переезд в скит Иоанна Предтечи в районе Верии. Этот древний скит является в настоящее время подворьем Афонского монастыря Симонопетра. Здесь хранится глава св. Климента Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия, а также часть руки св. Иоанна Крестителя. Здесь же, около скита, находятся кельи великих подвижников: Григория Паламы (где он подвизался 5 лет) и Дионисия Олимпийского. Переезд в Салоники. Размещение в гостинице. Ужин. Посещение храма св. Дмитрия Солунского во время вечернего праздничного Богослужения в его честь. Возвращение в гостиницу.

7 день. 26/10 Праздник Димитрия Солунского. САЛОНИКИ
Праздничная Литургия в храме св. Дмитрия Солунского. Завтрак. Ознакомительная экскурсия по городу Салоники. Посещение нескольких храмов, имеющих наиболее важное духовное значение, где хранятся мощи святых угодников и чудотворные иконы:
• Храм св. Софии, где хранятся мощи свт. Василия, Митрополита Фессалоникийского.
• Катакомбный храм со св. источником Иоанна Предтечи, I – III вв.
• Кафедральный собор свт. Григория Паламы, где хранятся его св. мощи.
• Монастырь св. Феодоры Солунской, где покоятся ее св. мощи и мощи прп. Давида Солунского.
Посещение монастыря Иоанна Богослова, где находится могилка старца Паисия Святогорца и хранятся св. мощи Арсения Каппадокийского. Посещение ставропигиального монастыря св. Анастасии Узорешительницы, где хранятся мощи свт. Феоны, митрополита Солунского. Возвращение в Салоники. Ужин.

8 день. 27/10 САЛОНИКИ. АЭРОПОРТ «МАКЕДОНИЯ»
Завтрак. Отправление в аэропорт. Вылет.
________________________________________
В стоимость тура входит:
страховка, авиаперелёт, все переезды по программе на комфортабельном автобусе, проживание в отелях кат. С, B, питание попрограмме, экскурсии и услуги православного русскоговорящего гида, билеты на паром Игуменица – Корфу – Игуменица, паром Игуменица – Бари – Патры: 4-х местная внутренняя кабина, паром Эвбея – материк.

В стоимость тура не входит:
виза, государственный налог, который оплачивается гостем в отеле при заселении (примерно от 10 евро в зависимости от типа размещения в отеле)

За дополнительную плату:
входные билеты в монастыри Метеор (всего 9 €, 3 € – каждый монастырь), взнос в базилике Николая Чудотворца в Бари (1 €).

Примечание:
Группу помимо гида с богословским образованием сопровождает по всему пути следования русскоговорящий священник.

Паломнический центр «СОЛУНЬ» оставляет за собой право изменить последовательность посещения предусмотренных по программе Святынь.

При недоборе группы (группа состоит минимум из 23 человек) паломникам предлагается следующая дата заезда.
После завершения программы или до её начала мужчины могут посетить Святую Гору Афон за дополнительную плату.

Ссылка на основную публикацию