Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) – главная святыня Иерусалима и всего христианского мира. Представляет собой целый комплекс построек, которые, как предполагается, были возведены на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале. Уже с IV века нашей эры он стал объектом массового паломничества верующих. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры православной церкви Иерусалима, которая базируется здесь в административных зданиях.

Одновременно с этим, Храмом Гроба Господня управляют сразу несколько христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Также, именно здесь каждый год проходит обряд схождения Благодатного Огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Схождение Благодатного Огня – 2016

История

Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.

Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.

Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения.

Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене

На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран.

«Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год

В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков.

Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год

Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его.

Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде.

В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.

Молитвы в Храме Гроба Господня

Внешнее убранство современного Храма

Главный фасад находится с южной стороны и представляет собой выдающееся произведение искусства в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми. Функционирует лишь одна из них, тогда как вторая была закрыта кирпичной кладкой еще во времена мусульманского правления. Изначально здесь находились живописные барельефы, на сегодняшний день эти украшения пребывают в иерусалимском музее.

Недвижимая лестница, фасад храма

По правой стороне от действующей двери расположена могила Филиппа д’Обинье – рыцаря, который сопровождал Фридриха II при путешествии к святыне в XIII веке.

Монахини покидают Храм Гроба Господня в конце дня

Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь.

Вход в Храм Гроба Господня Крыша Храма Гроба Господня Верующие у входа Вид на Храм Гроба Господня

Большое внимание привлекает неприметная на первый взгляд деревянная лесенка, которая нижним своим концом упирается в карниз греческой части храма, а верхний ее конец ведет к окну армянского святилища. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно. Эта лестница присутствует уже на гравюрах XIX века. Данный артефакт является живым свидетельством неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Лестница называется “Недвижимой”.

Внутреннее устройство, распределение между конфессиями

Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными религиозными течениями. Сегодня святыня находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Купол ротонды над кувуклией

Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход – семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну. Таким образом, арабы тоже принимают участие в жизни храма.

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также придел Трех Марий, часовня Вардана, могила Иосифа Аримафейского принадлежат армянам.

Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подается армянам.

Западный алтарь Кулуквии – коптам. Эфиопам – церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийцам отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима. Общее руководство всеми частями святыни, Кулуквией и Католиконом принадлежит православной церкви Иерусалима. Кроме того, каждый день поочередно почти все конфессии проводят свои службы у Гроба Господня.

Схождение Благодатного Огня

Благодатным называется особый огонь, который выносится из Храма Гроба Господня во время проведения торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального воскресенья. Эта церемония символизирует выход Истинного света из Гроба, иными словами – воскрешение Иисуса. Считается, что огонь сходит с Небес после специальной молитвы представителя высшего духовенства Иерусалимской церкви.

Само нисхождение происходит в закрытой часовне, после чего от вынесенной лучины сотни присутствующих паломников зажигают свои связки свечей. В каждой из них ровно 33 штуки – по числу прожитых земных лет Христа. Действо транслируется в прямом эфире во многих государствах по всей планете. Считается, что год, когда Благодатный Огонь не снизойдет в иерусалимском храме, будет последним в истории человечества.

Схождение Благодатного Огня

Основные части святыни

Главными частями Храма Гроба Господня являются: Голгофа, место погребения Христа, Ротонда с большим куполом, где находится Католикон, Кулуквия, церковь Обретения Животворящего Креста, храм канонизированной императрицы Елены, а также несколько приделов.

Столб Бичевания на котором унижали Христа перед Смертью

Дополнительно здесь располагаются несколько христианских монастырей, множество галерей, вспомогательных и подсобных помещений. Все это фактически существует под одной кровлей.

Прямо около входа в нескольких шагах находится первая достопримечательность святыни – камень миропомазания. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. За ним – кладка стены Собора Воскресения. Слева от камня находится вход в центральную ротонду храма. Именно здесь в центре пребывает мраморная Кулуквия – маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень. Со стороны первой части есть два неприметных окошка, через которые верующим передают Благодатный Огонь.

Современный вид Голгофы

Гроб Господень – место последнего упокоения Христа. В этой маленькой комнате находится вырубленное в скале Ложе, куда было помещено тело. Сегодня поверхность закрыта мраморной плитой, чтобы посетители не откалывали кусочки святого камня на сувениры.

Также особо почитаемым местом Храма Гроба Господня является Голгофа. Наверх следуют 13 ступеней, которые ведут в здешний храм. Предполагаемое место расположения креста Иисуса отмечено довольно крупным серебряным кругом, а два других, на которых были распяты разбойники, являются черными. В скале поблизости можно увидеть трещину. Считается, что она появилась в момент последнего вздоха Христа.

Мозайка, на которой изображено тело Христово на камне помазания после снятия с креста

Библия гласит, что на месте распятия ранее была могила Адама, череп которого закопал здесь Ной после Великого потопа. Кровь Христа, просочившись в землю, омыла останки, тем самым был искуплен первородный человеческий грех.

В храме Воскресения вы можете увидеть символический «пуп земли», на месте которого в полу вмурована каменная ваза. Рядом находится вход к месту обретения Креста. Считается, что именно здесь императрица Елена отыскала аутентичное распятие с гвоздями. Спуститься в это подвальное помещение можно по каменным ступеням.

Кувуклия Вход в Кувуклию Гроб Господень. Свечи горят на том месте где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите. Трещина в скале (справа от православного престола, закрыта стеклом) – вспомним, что, когда Христос умер, случилось землетрясение и земля поколебалась Место, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника. Надпись на греческом языке – это цитата из Евангелия: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» Камень Миропомазания (вид сверху) Постамент с частью священного камня. Часовня Адама, где через маленькое окошко можно увидеть расщелину идущую от места Распятия Христа

Часы работы и порядок посещения

С апреля по сентябрь двери Храма Гроба Господня открыты для посетителей с 5.00 до 20.00 каждый день. С октября по март вы можете осмотреть эту достопримечательность в промежутке с 4.30 до 19.00. Очень часто двери святыни закрываются немного позже официально указанного времени. Обратите внимание, что меньше всего туристических групп и в целом посетителей около 16.00-17.00 – это считается самым удачным периодом для спокойного осмотра достопримечательности.

Армянские священнослужители совершают молитву в приделе Разделения риз Христовых

Во время христианских праздников может быть крайне трудно попасть сюда из-за большого количества паломников. Присутствовать на ежедневных службах разрешается всем желающим при соблюдении правил подобающего поведения. Расписание богослужений можно узнать на месте.

При посещении храма Гроба Господня обязательно стоит одеться соответствующим образом: никаких обтягивающих или слишком ярких нарядов, коротких юбок и укороченных рукавов, шорт, глубоких вырезов, каблуков. Женщинам необходимо иметь головной убор.

Паломник может преклонить колена и поцеловать место, где был закреплен Крест Христов Помещения под храмом Малая церковь (кувуклия) под высоким куполом Храма Гроба Господня

Стоимость посещения

Бесплатно, также разрешено свободное фотографирование.

Адрес и контакты:
Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.
Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203.
Факс: 972-2-6276601

Как добраться

Чтобы добраться до Храма Гроба Господня, необходимо приехать в Старый город Иерусалима, пройти на территорию можно с улицы Сук Хан аз-Зейт, поворот на Сук аль-Даббага либо со стороны Христианского квартала.

Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня


План храма Гроба Господня в Иерусалиме
2 – Кувуклия
3 – гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима
4 – часовня Адама

5 – скала Голгофы
6 – (в верхнем уровне) – святая Голгофа
8 – церковь Воскресения (Кафоликон) – греческая, Иерусалимский патриархат
10 – полукруглый коридор в обход церкви Воскресения
11 – Камень Помазания

13 – придел сириян
20 – темница Христа
21 – придел сотника Лонгина
22 – придел Разделения Риз
23 – придел Глумления (Поругания)
24 – церковь св. Елены
25 – старая цистерна, место обретения Креста Господня
26 – вход в храм

27 – лестница Марии Египетской

29 – двор храма Гроба Господня

Центр храма Гроба Господня занимает церковь Воскресения, принадлежащая грекам.

Вокруг нее идет полукруглый коридор с малыми приделами в воспоминание разных моментов Страстей Христовых, в которых в древности сохранялись, как святыня, и орудия этих спасительных Страстей. Ближайшим к Голгофе, в углублении апсиды, расположен Придел Поругания, где открытый престол покоится на обломке колонны, на которой сидел Спаситель во дворе Претории, когда воины издевались над Ним, как над царем. Этот придел носит еще название Часовни Тернового венца; вероятно, в средние века здесь сохранялся и колючий венец, которым увенчали Господа бессердечные воины.

Читайте также:  Храм Александра Невского в Зеленограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений


Придел Поругания

Далее в нескольких шагах с правой же стороны видим лестницу, ведущую в подземный храм св. царицы Елены (принадлежащей Армянам); купол его выходит на поверхность земли и сквозь окна в куполе освещается этот красивый храм. В правом углу его еще лестница в 13 ступеней приводит в небольшую пещеру; это и есть старая цистерна, в которую были сброшены кресты трех распятых и где они были не без труда отысканы св. царицей. Бронзовое изображение ее стоит над католическим престолом; рядом в глубине каменная плита с выложенным мозаикой православным крестом отмечает самое место обретения Животворящего Древа. Долгое время оно и сохранялось тут, и тут воздавалось ему поклонение; в воспоминание этого в день Воздвижения Креста здесь совершается торжественная православная служба с крестным ходом и чином Воздвижения.


Храм святой равноапостольной царицы Елены


Мозаика на полу храма св. Елены

Из церкви св. Елены сюда выходит окно, через которое св. царица следила за раскопками цистерны в день обретения и откуда для поощрения работавших бросала монеты. Главный престол посвящен ей, а придельный – благоразумному разбойнику, имя которого по преданию было Дисмас.

Поднявшись из этого храма, продолжаем путь по галерее: следующая часовня, опять в апсиде, посвящена Разделению риз Христовых и над престолом висит изображающая это событие икона. Здесь хранилась в древности часть ризы Господней.

Следующая такая же часовня создана в честь св. Лонгина, сотника, который уверовал в Сына Божия. Здесь между IV и VI веками паломники могли видеть копье, пронзившее ребро Господа, и губку, поднесенную к Его устам на Кресте. Теперь только икона на стене апсиды свидетельствует о событии – сотник у креста исповедует Распятого “Сыном Божиим”, и другая внизу повествует о том, как, будучи обезглавлен за это исповедание, Святой помогает женщине найти его голову и исцелиться от слепоты.

Следуя той же галереей от придела св. Лонгина на юг, паломник видит в глубине направо две полутемные часовенки: ближайшая – часовня Уз, здесь лежит плита с двумя отверстиями для ног, куда сажали заключенных, осужденных на казнь; также был заключен и окован и Спаситель наш, о чем свидетельствует икона над плитой, изображающая Его с окованными ногами. Далее, в глубине под сводом, вторая часовня посвящена Божией Матери; на иконе мы видим Ее в скорбной молитве, окруженную плачущими мироносицами в страшный день распятия и смерти Господа. Здесь “во дни оны” была обширная еврейская гробница, переделанная потом в часовню. Возможно, что здесь укрывались святые Жены в скорбные дни те.

От этой часовни прямая сводчатая галерея приводит к довольно большой францисканской церкви во имя явления Воскресшего Спасителя Своей Матери. Постройка ее относится к IX веку, так же, как и часовня Уз и прилегающая галерея. Здесь у самого входа направо на небольшом алтаре хранится часть порфировой колонны, к которой был привязан Спаситель во дворе Пилата во время бичевания. Колонна за решеткой, позволяющей однако видеть ее и прикоснуться концом длинной тут же лежащей трости. Для поклонения и лобызания колонна открывается в Великую среду католической Страстной недели.

В этой же церкви почитается место воскрешения умершей женщины прикосновением Животворящего Креста Господня при его обретении.
Обойдя храм полукруглым коридором, паломник входит в ротонду Гроба Господня, в центре которой находится Кувуклия. Сзади к Кувуклии пристроен коптский алтарь, слева от него – место молитвенного поклонения христиан: именно сюда обращено изголовье находящегося внутри пещеры ложа, где лежало Пречистое Тело Господа.

Позади Кувуклии из ротонды есть вход в небольшую церковь, где находятся гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.

Храм св. Гроба – сердце христианского квартала старого Иерусалима. За многие века он со всех сторон оброс постройками, главным образом, монастырями и малыми церквами. Так уже в IX веке к ротонде с южной стороны были пристроены три церковки: ближайшая к ротонде называется сейчас церковью Сорока Мучеников, здесь с XVI века была усыпальница греческих патриархов. Рядом с нею – храм св. Марии Магдалины, без крыши, только алтарная часть покрыта навесом. Из нее проход в соседнюю церковь, в память св. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, с чудотворной иконой Богоматери, писаной по преданию св. апостолом Лукою.

Над церковью 40 мучеников возвышается колокольня, построенная во времена крестоносцев. Воздвигнута она была в 5 этажей и венчалась куполом, но верх обрушился во время землетрясения в XVI веке и теперь она не выше 3-х этажей.

Напротив этих трех храмов, через малый дворик, на который эти храмы выходят одной сплошной толстой стеной, расположен греческий Авраамиев монастырь (XVII века), рядом с ним армянское подворье, а к нему примыкает абиссинская часовня во имя Арх. Михаила с монастырем позади нее.

С юга во дворик выходит православное Гефсиманское подворье, где хранится круглый год икона Успения Богоматери (плащаница), износимая торжественно в Успенские дни на Гробницу Ее. Рядом вплотную мечеть, которая собственно и есть мечеть Омара, на месте, куда этот первый мусульманский завоеватель Иерусалима отошел помолиться в то время, как осматривал с патриархом Софронием Храм св. Гроба. На вопрос патриарха, почему он не молился в Храме, а счел нужным значительно отойти от него, халиф ответил, что, раз помолившись в Храме св. Гроба, он этим навсегда присвоил бы его себе, и мусульмане не дозволили бы более христианам приблизиться к Храму. Об этом великодушии халифа долгое время гласила надпись на доске на стенах мечети.

Фасад Храма св. Гроба, высокий и величественный, замыкает с севера этот прямоугольный дворик, являющийся как бы папертью всех этих храмов, равно как и Храма Гроба Господня. Здесь же и единственный вход в этот древний храм, через большие ворота в левом углу; вторые подобные ворота рядом заложены еще в XIII веке.

Фасад Храма св. Гроба существует с XII века, со времен крестоносцев. И ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но частью разрушились, частью похищены. Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию (Гроб Господень), где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны. Чуть левее находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. Его следы до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.


Следы турецкого воина Амира


Человек в галстуке – хранитель ключа от Храма

Ключи от Храма Гроба Господня с середины XIX века хранятся у двух мусульманских семейств, которые закрывают его с наступлением сумерек, и отпирают в 23 часа по просьбе одной из трех служащих в нем христианских конфессий.

Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату – 1389 год. Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне – память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.

При подготовке использованы фрагменты труда епископа Мефодия (Кульмана) “Святая Земля”

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

1. Храм Константина (0335—0614).

Это РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ к ненаписанной главке, выложенные для того, чтобы желающие могли пользоваться ими на условиях правил публичности этого сайта, т. е. в некоммерческих целях и с корректной ссылкой на источник*.

По археологическим данным, на месте, где церковное предание локализует Голгофу и гробницу Иисуса, была древняя (уже лет сто как заброшенная к эпохе Иисуса) каменоломня, приспособляемая впоследствии под захоронения. Фрагмент чьей-то гробницы с 6-ю подлинными могилами был найден при раскопках в храме ок. 15 в. (две сразу объявили могилами Иосифа Аримафейского и Никодима, готовивших тело Христа к погребению), но тогда же, исходя из расположения этой гробницы, стало очевидно, что её видели ещё строители Константинова храма 11-ю веками ранее, причём они настолько не придали этим могилам никакого значения, что половину из них попросту разрушили при фундаментных работах. (Сейчас паломникам показывают другие могилы этих новозаветных песонажей, найденные в той же гробнице в 1874 г., но и те, что видел Полозов, до нас донёс Л. Майер.)

Гробница Иосифа Аримафейского. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer из кн.: Views in Palestine. 1804 [600]

Гробницы Никодима и Иосифа Аримафейского в храме Гроба Господня. Гравюра по рис. Charles Doussault из кн.: Edouard Charton. Voyageurs anciens et modernes, Tome 2, 1861 [580]

Когда я соотнёс, стараясь соблюсти масштабы, взаимные расположения этой единственной подлинной и с древности нетронутой гробницы и двух ключевых элементов Константинова храма, сохранивших если не идентичность, то хотя бы место своего расположения сквозь все шесть последующих разрушений и восстановлений, градус моего доверия к этим ключевым элементам, Голгофе и Св. Гробу, ещё очень сильно понизился. Если хоронить в этой бывшей каменоломне стали за 100 лет до Иисуса, а закончили во всяком случае не позже чем в 70 г. (год разрушения Иерусалима Титом), то всего кладбище эпохи второго храма просуществовало тут менее двух веков. Как бы ни была изрыта и пересечена там местность (а она там не гладкая, как видно из данных Конрада Шика, см. рис.), это ведь, согласно Евангелиям, был сад, а не полигон для тренировки спецназа. И за столь исторически малый срок изменение уровня грунта тоже не могло быть значительным (в среднем менее 1 м). Так что решить надо следующую топографическую задачу: вырисовать такой профиль местности, чтобы Лобное место (которое в Храме в 42 м от Св. Гроба и на неполных 4 м выше него) было хотя бы маленьким холмом; чтобы Св. Гроб был тоже в недрах хотя бы холмика; и чтобы гробница Никодима и Иосифа (которая в храме ещё на 15 м дальше от Голгофы и примерно на 3 м ниже) тоже была бы в недрах холмика, и желательно того же, что и Св. Гроб (или же придётся для неё на этих 15-ти метрах вписать второй холмик, что, согласитесь, вовсе затруднительно). И чтобы вырисованный профиль местности мог сочетаться с образом сада или садика небедного человека, каким был Иосиф Аримафейский.

Археологический план и разрезы местности вокруг Храма Гроба Господня в Иерусалиме, илл. к ст.: Conrad Schick. Notes from Jerusalem. Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887 [888—889]. В статье К. Шик сообщает, что раскопы при прокладке канализации (на плане — sewer), сделанные в 1870 под коптским монастырём (Coptic convent) и в 1887 вдоль улиц Christian Street и Khot el Khankeh, обнаружили, что местами тело скалы начинается в 30—60 см под фундаментами (Rock near Surface), а рядом (в точке K на плане) резко уходит на глубину ок. 12 м. Поверхность грунта ведёт себя почти так же (см. на плане вдоль улиц отметки высот над уровнем моря в футах).

В «Архитектурной истории Храма Гроба Господня в Иерусалиме» Роберт Уиллис в 1849 г. успешно решил более простую задачу для двух объектов: Голгофы и Св. Гроба, но если добавить к его реконструкции гробницу Иосифа и Никодима, то всё идёт наперекосяк: либо гробница эта отчего-то упрятана в глубокие недра холма, либо холм у неё был свой, а тогда вместо нормального садика выйдет что-то наподобие профиля верблюжьих горбов (а ведь рядом ещё есть гробницы под коптским монастырём и перед нынешним входом в Храм Гроба Господня — и их надо вписать в общий профиль; а сколько ещё окрестных гробниц было уничтожено за 20 веков или хранится пока в недрах ненайденными!):

Фрагмент плана-разреза Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э. из кн. Robert Willis, 1849, с нанесением так наз. гробниц Иосифа и Никодима [882]

В наши дни христианским паломникам предлагают и такие, например, откровенно противоречащие археологическим данным и историческим реалиям псевдореконструкции:

Клерикальная реконструкция Голгофы в сопоставлении с Храмом Гроба Господня [159]

Храм Гроба Господня: план и клерикальная реконструкция-макет [161].

1. Вход в Храм Воскресения; 2. Место турецкой стражи; 3. Камень Помазания (в 1808 г. ранее лежавший камень был уничтожен сильным пожаром, — мрамор в огне рассыпается, — и с 1810 г. тут лежит другой камень, символический; подробнее о пожаре 1808 г. см. выноску); 4. Гробницы Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина I; 5. Придел праотца Адама под Голгофою; 6. Место стояния св. Жён; 7. Гроб Господень; 8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима; 9. Каменная чаша — “пуп земли”; 10. Придел Темницы Господней; 11. Придел Св. Царицы Елены; 12. Место Обретения Креста Господня; 13. Голгофa.

Намного меньше проблем возникает, если принять версию, возникшую ещё в древности, а именно: что гробница Иисуса, равно как и все остальные «обретённые» в 4 веке реликвии этого места просто были (из лучших соображений, разумеется) сфабрикованы иерусалимским патриархом Макарием. Умело, талантливо, правдоподобно, но. не настолько, чтобы выдержать напор последующих археологических данных. Это снимет и вопрос о другой вопиющей странности: если положили тело Иисуса не в специально для него заранее устроенную гробницу, а в гробницу, строившуюся Иосифом Аримафейским для себя, то отчего эта гробница устроена как куцый недомерок? Хорошая еврейская гробница (как гробница, открытая в 15 метрах от этой) содержала всегда несколько погребальных камер-коков (кокким), куда постепенно складывались костные останки новых и новых усопших членов семьи в каменных ларцах-оссуариях, чтобы близкие могли семейно почтить их память.

Читайте также:  Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

«Перед строительством этого храма, по инициативе иерусалимского епископа Макария, на Никейском Вселенском соборе в 325 г. император Константин Великий дал разрешение на снос храма Венеры на горе Голгофа, построенного после 134 г. от Р.Х., и проведение там раскопок для поиска христианских святынь»*.

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

Реконструкция Храма Гроба Господня времён Константина (IV в.), из кн.: о. Virgilio C. Corbo. Il Santo Sepolcro Di Gerusalemme, Vol. II, 1981 [925].

Чёрным показаны сохранившиеся в составе сегодняшнего храма элементы, пунктиром — предполагаемые. Номерами 307, 308, 309 помечены три подземных грота, которые частично при крестоносцах стали часовнями.

Реконструкции Храма Гроба Господня Константина [702—704].

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 [692—694].

В 333 году Бордосский путник застал на месте обе статуи Адриана, и, как минимум, до конца IV в. конная статуя Адриана всё ещё стояла, по словам очевидца, на Храмовой горе*.

«В соответствии с решениями Вселенского Никейского Собора 324 года здесь была сооружена первая церковь (названная храмом Гроба Господня или храмом Воскресения Господня), строительство которой шло с 326 по 335 год. По приказу Константина все каменные глыбы, кроме той, которую, собственно, и посчитали Голгофой были вывезены. Сооружение было окружено круглой стеной, называемой Анастазис, что означает Воскресение. Судя по карте Медва и по сообщениям паломников, побывавщих в Иерусалиме и описавших базилику, апсида рядом с ротондой была направлена не на восток как сейчас, а к гробнице, а вход был с востока, а не с юга. Архитектором первой церкви был некий Зиновий. В исследованиях нет единой точки зрения на архитектурное устройство здания вокруг гробницы во время правления Константина. Существуют две основные версии. По первой из них гробница стояла внутри круглого здания, похожего на мавзолей Констанции, дочери Константина, что находится в Риме рядом с базиликой св. Агнессы. По второй же гробница стояла посреди открытого двора. С одной стороны, по Евсевию, во времена Константина Гроб Господень был окружен красивыми колоннами. Евсевий не упоминает закрытого здания, в центре которого находилась гробница, как в наши дни. С другой стороны, из описания иерусалимской литургии, сделанного паломницей Игерией, становится ясно, что в 384 году гробница находилась внутри крытого здания, в котором были входные двери. Возможно, Анастазис строился в два этапа, оба которых относятся к 4 веку. На первом этапе, еще при жизни Евсевия и Константина, Гроб Господень представлял собой простой мавзолей посреди открытого двора. На втором этапе гробница была заключена в закрытое здание, воздвигнутое, скорее всего, только в середине столетия. Стена, окружающая Анастазис, толщиной 1.2 метра, базируется на скале. Эта стена сложена из хорошо обтесанных камней с гладкой лицевой стороной, и она сохранилась без особых повреждений (высота ее – до 11.1 метра). Уровень пола был выше, чем современный уровень пола галерей. Внутри окружная стена имела форму круга, а снаружи, возможно, — форму многоугольника. В 1 веке окружная стена была надстроена в высоту и приобрела, как изнутри, так и снаружи форму круга В окружную стену было включено три апсиды. Западная апсида выдавалась с наружной стороны. Северная и южная апсиды не выходили за пределы наружной стены и были заключены внутрь четырехугольных строений. При освящении базилики 14 сентября 335 года, как описывал эту церемонию Евсевий Кейсарийский, присутствовали посланники со всех концов христианского мира и звучали там все известные языки. Была сочинена специальная Иерусалимская литургия, которую позже описывает в своих дневниках известная паломница Игерия, побывавшая в Иерусалиме на Пасху 381 года. Праздник освящения базилики празднуется ежегодно и сегодня в течении 8 сентябрьских дней. К Храму примыкал дворец патриарха, а рядом находился монастырь, монахи которого заведовали храмовыми службами. Сначала они проживали в общежитиях, разбросанных в районе башни Давида, но в 494 году, по решению патриарха Илии, монахи переселились в специальный монастырь, возведенный по соседству с дворцом патриарха. Первый Храм Гроба Господня, построенный Константином и Еленой был разрушена персами в 614 году. Но он не был разрушен до основания. Частицы креста в оригинальном ковчеге были вывезены в тогдашнюю персидскую столицу Ктесифон. После победы императора Ираклия в 628 году крест был возвращен»*.

*Игорь Торик. Гроба Господня храм. http://www.israel-gid.org/3445/

Реконструкция первого Эдикула. По изображениям на свинц.-оловян. ампулах 6-7 вв. из собора Monza и аббатства Bobbio и по мраморной модели 5-6 вв. из Narbonne. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land. Warminister, 1999 [928].

«О существовании баптистерия (купели) рядом с Храмом Гроба свидетельствуют разные византийские авторы: путник из Бордо (333 г.), Кирилл Иерусалимский (347-347 гг.), Иоанн Иерусалимский (387-417 гг.), Эгерия (384 г.) и др. Куанон предполагает, что баптистерий находился с южной стороны от Анастазиса, там, где в 11 веке были построены три, ныне греческие, капеллы. На карте Медвы баптисетрий Храма Гроба Господня изображен с юго-зпадной стороны»*.

361—363 годы — к власти в Византийской империи приходит император Юлиан-«отступник». Он разрешает евреям селиться в Иерусалиме и начать приготовления к восстановлению Храма*.

«После обнаружения в 1970 году остатков византийской апсиды в Католиконе, стало ясно, что апсида базилики находилась не на одной оси симметрии с Ротондой, а чуть южнее. Апсида обращена на запад, в сторону гробницы, и не выступает за пределы базилики. Ширина центрального зала – 13.5 м – совпадает с шириной подземной капеллы Елены. По реконструкции Корбо, размеры базилики составляли 57 х 39 метров. Северный неф располагался на месте современного прохода к зданию монастыря св. Антония, (коптской патриархия). Линия северной стены базилики Константина совпадает с линией южной стены этого монастыря, и, возможно, южная стена базилики видна на протяжении 13 метров в эфиопской капелле. По реконструкции Куанона, на галерею базилики вели внешние ступени с юга и с севера. Два внутренних нефа упирались в западную стену, а внешние нефы-галереи, имели, по всей видимости, проходы к галереям Трипортико для удобства проведения торжественных шествий. Часть фасада базилики сохранилась в пределах Александровского подворья. Фронтальная стена стоит под углом по отношению к продольным стенам базилики и, таким образом, придает атриуму форму трапеции»*.

«В византийский период Камень Помазания окружали стены часовни св. Марии. Часовня была снесена до основания во время перестройки Храма крестоносцами»*.

Голгофа: «Вероятно, это то самое место, где в 417 году император Феодосий II установил алтарь, увенчанный золотым крестом, инкрустированым драгоценными камнями и содержащим в себе части истинного креста. В эпоху крестоносцев скала Голгофы была, по-видимому, еще открыта, о ее виде свидетельствует игумен Даниил»*.

438 год — византийская императрица Евдокия значительно перестраивает и расширяет Иерусалим*.

Схема Иерусалима византийского периода (330—638) из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 [691]

Модель Элии Капитолины после возведения храмов Константина из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе) [683]

Марии, ангел и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 389—401 гг., Брит. музей [701]

Марии и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 420—430 гг., Брит. музей [700]

Подобные изделия доносят до нас образ первой Кувуклии, построенной вокруг Св. Гроба.

План гипотетической первой гробницы, высеченной из скалы и покрытой мраморной отделкой IV века (реконструкция Kenneth Humphreys) [706]

. the written description of the so-called Piacenza Pilgrim (ca. 570 CE), one of a few textual sources that mention the tomb. The tomb of Christ ‘is hewn out of living rock . . . and in the place where the Lord’s body was laid, at the head, has been placed a bronze lamp. It burns there day and night, and we took a blessing from it, and then put it back. . . . The stone which closed the tomb is in front of the tomb door . . . [on the outside of the tomb] there are ornaments in vast numbers, which hang from iron rods: armlets, bracelets, necklaces, rings, tiaras, plaited girdles, belts, emperors’ crowns of gold and precious stones and the insignia of an empress. The tomb is roofed with a cone which is silver, with added beams of gold. In front of the tomb stands an altar’ (Piacenza Pilgrim, Travels, 18)*.

Реконструкция первого Эдикула. По изображениям на свинц.-оловян. ампулах 6-7 вв. из собора Monza и аббатства Bobbio и по мраморной модели 5-6 вв. из Narbonne. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land [928]

The best evidence is provided by a replica standing about a metre high, cut in a block of Pyrennean marble, found at Narbonne in south-west France, and dating from the fifth or sixth century CE. Being cut in local marble it cannot be a direct copy of the edicule in Jerusalem, but must be based on some intermediate copy, probably itself a model rather than a set of drawings. Its evidence is therefore second-hand, but there are sufficient other sources to show that it is likely to be in architectural terms a close representation of the Jerusalem original. /. / . completely fanciful representations, some of the highest artistic quality, in the form of ivory panels carved in Alexandria and Italy /. / show idealized edicules, bearing no relation to reality, but they have confused generations of scholars. Only the objects made in Palestine, mostly probably in Jerusalem, for the pilgrim trade, or copying such local products, like the Narbonne marble, tell us what the edicule built by Constantine was really like.[http://www.mfa.gov.il/MFA/MFAArchive/1990_1999/1999/9/The%20Tomb%20of%20Christ]

«В VI веке апсида базилики и крипта под ней связывались с местом нахождения трех крестов. Здесь был установлен на девяти столбах роскошный престол из серебра и золота. В базилике демонстрировалось также копье, которым была пробита грудь Иисуса. Копье это было переделано в форме креста»*.

614—629 годы — Иерусалим завоевывают персы. Храм разрушен, как и все др. церкви. «Двенадцать драгоценных колонн алтарной апсиды Св. Гроба были разбиты в куски, была сорвана крыша с кувуклия Гроба Господня, были разграблены святыни, хранившиеся в ризнице, а святыня Древа Господня увезена в [с. 32:] Персию»*.

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Храм Гроба Господня бесспорно является центром христианского паломничества, его основные святыни – Кувуклия, Голгофа, Камень помазания – привлекают к себе сердца верующих со всего мира. Ежегодно в Великую Субботу, накануне Пасхи, в храме совершается чин Благодатного огня. Современный храмовый комплекс включает в себя Голгофу с местом Распятия, ротонду, под которой расположена Кувуклия, Кафоликон, храмы Обретения Животворящего Креста и св. равноап. Елены. Мы предлагаем вашему вниманию подробную схему храма Гроба Господня в Иерусалиме с описанием всех значимых для паломника мест.

Пояснения к схеме:

1-2. Кувуклия;
3. Могила Иосифа Аримафейского;
4. Придел Адама;
5. Голгофская скала;
6. Голгофа;
7. Остатки фундамента «Мономаха»;
8. Ц. Воскресения («Кафоликон»);
‘8. «Пуп земли»;
9. Остатки базилики Константина;
10-‘10. Проходы;
‘‘10. Галерея («амбулаториум»);
11. Камень помазания;
‘11. Место «Не рыдай меня Мати»;
12. Южная часть базилики Константина;
13. Сирийско-яковитский придел;
14. Северная часть базилики Константина;
15. Придел Марии Магдалины;
16. «Арки девственницы»;
17. Ризница, хранилище меча Готфрида;
18. Францисканский придел;
19. Францисканский монастырь;

20. «Темница Господня»;
’20. Древние могилы, в коптские;
21. Придел Лонгина-сотника;
22. Придел разделения риз;
23. Придел тернового венца;
24. Придел св. Елены;
‘24. Придел Вартана;
25. Придел обретения Креста;
26. Врата храма (вход);
27. Могила Филиппа;
28. Франкский придел;
29. Водохранилище;
30. Придел арханг. Михаила:
31. Придел св. Иоанна, армянский;
32. Монастырь Авраама;
33. Ц. св. Иакова;
34. Место встечи Марии со Спасителем;
35. Ц. Сорока мученков;
36. Лестница в греческий монастырь;
37. Двор.

  • Путеводитель по Святой земле
  • Карты, GPS-координаты и навигаторы
  • Публикации о Cвятой земле
  • Палестинская агиография
  • Иерусалимская Православная Церковь
  • Разрешения на съемки в Святой земле

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Торжественный прием по случаю 60-летия Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

12 февраля 2020 Вечером 12 февраля в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме состоялся торжественный подробнее

В день своего 60-летия Начальник Русской Духовной Миссии совершил Божественную литургию в Горненском монастыре

12 февраля 2020 12 февраля, в день празднования собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, подробнее

В канун своего 60-летия Начальник Русской Духовной Миссии совершил всенощное бдение в Горненской обители

11 февраля 2020 11 февраля, в канун своего 60-летия, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит подробнее

День дипломатического работника в Израиле

10 февраля 2020 10 февраля на подворье Русской Духовной Миссии в честь свв. апостола Петра и прав. Тавифы подробнее

Представитель РДМ встретился в Аммане с архиепископом Кириакопольским Христофором

05 февраля 2020 4 февраля по благословению Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита подробнее

Читайте также:  Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, современное положение

Храм Гроба Господня

К Храму Гроба Господня непрерывным потоком стекаются многочисленные паломники и туристы. Увидеть своими глазами место, где Иисус принял мучительную смерть на кресте во имя спасения человечества, был погребен, а затем попрал смерть своим воскресением – это бесценные впечатления.

Адрес:

Билеты:

Часы работы:

Описание достопримечательности по категориям интересов

Самые популярные туристические места Must see w

Всем православным христианам Храм Гроба Господня известен тем, что в нем накануне Пасхи – дня воскресения Спасителя из мертвых – свершается схождение Благодатного огня. Искры, от которых священнослужители зажигают лампаду, возникают сами собой – это Господь дарит нам очищающий огонь в честь великого праздника.

Богослужение, совершаемое в Храме, транслируется в прямом эфире во многих странах мира. Во время церемонии греческий Патриарх, находясь в пещере Гроба Господня, обращается к Богу с молитвой о ниспослании огня. Все это время в приделе Ангела находится армянский Патриарх, который должен наблюдать за тем, чтобы не произошло фальсификации и огонь, от которого будет зажжена лампада, действительно был дан чудодейственным образом. В истории еще ни разу не было случая, чтобы огонь не появился, и многие считают, что если такое произойдет, то это будет знак наступления последних времен. После схождения огня Патриарх армянской церкви зажигает от лампады 33 свечи (по одной на каждый год жизни Христа), собранные в связку. Далее огонь выносится к верующим, которых в этот день – в Великую Субботу – собирается у храма неимоверное количество. Все хотят зажечь свою свечу от самой первой связки. Многие, получив священный огонь, «умываются» им, держат над ним руки, но он не обжигает, так как это не просто языки пламени, а символ воскресения Спасителя и прощения людям всех грехов.

Храм Гроба Господня сделал то, что не удавалось ни одному другому храму – он объединил под своей крышей сразу шесть различных конфессий. Несмотря на то, что христианство объединяет почти третью часть всего населения нашей планеты, его различные направления, порой, серьезно конфликтуют друг с другом. Но этого не происходит в храме. Паломничество к нему совершают христиане со всего мира. Кроме того, здесь у представителей всех шести конфессий есть свой придел и часы, выделенные им для совершения своих служб. Несмотря на то, что каждая конфессия обладает в храме своими святынями (например, католикам принадлежит алтарь гвоздей, православной церкви – Голгофа и т.д.) самое главное его помещение – кувуклия, в которой и находится гроб Господень, предназначена для совершения всех служб. Чтобы не возникало спорных ситуаций и конфликтов, решено было выделить каждой конфессии отдельное время для проведения литургии. Ключи от храма с 92 года 12 века находятся на хранении арабско-мусульманского семейного клана и из поколения в поколение по мужской линии. Также передается и право отпирать двери храма, но уже в другой семье, тоже мусульманской. Вот таким образом Храм Гроба Господня объединил не только христиан, но и отчасти мусульман.

Изначально Храм Гроба Господня был возведен императором Константином Великим и царицей Еленой – его матерью. С течением времени сооружение три раза было разрушено до основания, а затем вновь отстроено. То, которое можно видеть сегодня, относится к началу 19 века. Архитектурный ансамбль храма богат и разнообразен, а как могло быть иначе? Ведь все события, завершившие жизнь Христа на земле, развернулись именно здесь. Каждое из трех основных зданий – это шаг Господа к спасению человечества. Первый находится на Голгофе – это страдания Христа, второй представляет часовню, в которой находится Гроб Господень, – это его физическая смерть, и, наконец, третий – храм Воскресения – торжество духа и вечная жизнь.

Войдя в храм, вы сразу увидите камень миропомазания, на котором тело распятого Христа обтерли благовониями Никодим и Иосиф. Пройдя вправо, вы сможете выйти к Голгофе, слева находится кувкулия – самое главное место храма. Путь на Голгофу выложен ступенями из мрамора. Поднявшись на вершину, вы увидите Голгофский храм. Внутри него отмечены места крестов, на которых приняли мучительную смерть Иисус и два разбойника. Над серебряной отметкой места распятия Христа находится престол бескровного жертвоприношения. Взглянув вниз, вы сможете увидеть сквозь специальное оконце глубокую трещину, которая прошла сквозь каменную породу в момент смерти Спасителя.

Центральным храмовым сооружением является часовня Гроба Господня. Греческий архитектор, возводивший ее в 10 году 19 столетия, вложил все свое мастерство и душу в украшение кивкулии. Ее богатое и изящное убранство словно призвано навеки сохранить нашу благодарность Спасителю. Строение имеет два внутренних помещения – придел Ангела и пещеру с Гробом Господним. Первое напоминает нам о том, что ангел спустился с небес и возвестил женам-мироносицам, первым, кто пришел к пещере с телом Господа, о воскресении его из мертвых. Фрагмент гигантского валуна, закрывавшего вход в пещеру, который с легкостью убрал с дороги ангел в сияющих одеждах, вмурован в мраморный аналой придела.

Пещера Гроба Господня представляет собой маленькое помещение, в котором на каменном уступе было оставлено на ночь тело Христа. Третий храм, завершающий архитектурную композицию, воспевает воскресение Спасителя. На пьедестале, воздвигнутом в самом центре, стоит ваза с фрагментом тернового венца, надетого на голову Иисуса перед распятием. В подземной части храма можно увидеть крест Господень с гвоздями. В 300-х годах этот артефакт был чудесным образом найден здесь царицей Еленой. А потому крипта была названа именем Обретения Креста. Еще одно знаковое помещение храма – это часовня Разделения Риз. Она возведена в том месте, где вооруженные римляне из охраны поделили одежду осужденного на позорную смерть Иисуса. На территории храма есть еще очень много мест, каждое из которых бережно хранит память о подвиге сына Божьего во имя нашей вечной жизни.

Храм гроба Господня (Иерусалим) — где находится, режим работы и фото

События, описанные в Новом Завете, разворачивались на территории нынешних Сирии, Палестины и Израиля. В этом регионе располагается Земля обетованная, на которую Бог указал избранному народу. Два тысячелетия назад здесь ходил Иисус Христос, благовествуя о Божьем царстве, теперь эта местность называется Святой землёй. Главная ее достопримечательность — храм Гроба Господня в Иерусалиме. От реликвий, находящихся в церкви, паломники получают Божью благодать и благословение.

История церкви Гроба Господня

Иисуса Христа распяли на горе Голгофе. Считается, что здесь же находится могила первого человека Адама. Иудеи и христиане считали холм святым местом.

В 70 году будущий римский император Тит, жестоко подавляя восстание в Иудее, разрушил Иерусалим. В первой половине II века Римом управлял Публий Адриан, отличавшийся миролюбием и заботой об экономическом процветании провинций. При нем на месте еврейской столицы для легионеров построили колонию Элию Капитолину, насыщенную языческими храмами. На Голгофе возвели капище, в котором установили статуи Юпитера и Венеры.

Император Константин I вернул городу прежнее название в 325 году. Мать римского правителя Елена, способствовавшая распространению христианства, проводит в Иерусалиме раскопки. На святой горе находят пещеру, где похоронили Спасителя, определяют место распятия, обнаруживают Животворящий Крест, табличку с надписью «Иисус из Назарета, царь Иудейский» и четыре гвоздя. На голгофском холме закладывается фундамент церкви. Строительство собора Воскресения Христа завершилось в 335 году. Освящение сооружения произошло 13 сентября.

С V века Иерусалим переходит под управление Византии. В период ирано-византийской войны персы захватили город в 614 году. Во время осады здание подверглось сильным разрушениям. Храм восстановили, но не в былом великолепии, а затем второй раз освятили по приказу императора Ираклия в 629 году. В 1009 году халиф Аль-Хаким в нарушение договора с Константинополем начал рушить христианские церкви. Храм Воскресения Христова понёс серьёзный урон. Ремонт проводился до 1048 года. После окончания работ совершается третье освящение постройки.

В XI веке начинаются Крестовые походы в Палестину. Европейские рыцари принимаются за восстановление и перестройку главной иерусалимской церкви. В 1149 году храм Гроба Господня освящается в четвёртый раз. К этому времени под одной крышей удалось объединить места, связанные с последними мгновениями земной жизни Сына Божьего. В архитектуре и внутреннем убранстве здания появились элементы готики.

После пожара 1808 года, уничтожившего деревянный купол Анастасиса, сферическую крышу построили с использованием металлических конструкций. С начала XX века планировалось провести реставрацию архитектурного комплекса. Однако мировые войны не позволяли приступить к работам. Ремонтная деятельность начались только в 1959 году. В 2013 году в храмовой колокольне подвешен последний колокол. С 28 февраля 2018 года Воскресенская церковь открыта для посещения паломников.

Особенности структуры

Церковь Гроба Господня управляется шестью христианскими конфессиями. Бо́льшая часть помещений и реликвий принадлежит православным грекам, монахам-францисканцам и антихалкидонским армянам. Двумя маленькими капеллами управляют копты. По одной часовне имеют Абиссинская (Эфиопская) церковь и Сирийский патриархат Антиохии.

Взаимоотношения между владельцами святилища определяет договор Status quo, заключённый в 1855 году. Никакие изменения (ремонт или перестановки) не могут происходить без всеобщего одобрения. Символом согласия считается недвижимая лестница, установленная на принадлежащем грекам карнизе и приставленная к армянскому окну. По соглашению литургию в Кувуклии греки совершают в полночь, армяне начинают службу на рассвете в три часа, а католики — в шесть утра. Возглавляет храм православный патриарх Иерусалима.

Ключи от главного входа в церковь хранятся в мусульманском семействе Джауда эль-Гадий. Отмыкает двери утром и запирает вечером представитель арабской семьи Нусейбе. За работу он получает от конфессий символическую плату.

Православные греки

Иерусалимский патриархат является автокефальной православной церковью на территории Израиля. В диптихе поместных церквей она помещена на четвёртом месте. Это значит, что во время Божественной литургии патриарх Иерусалимский поминается четвёртым по списку. Элементы храмового комплекса, находящиеся в ведении православных греков:

  • площадка, где Мария Магдалина встретила воскресшего Иисуса Христа;
  • место явления Сына Божьего Богородице;
  • императорская арка;
  • часовня на Голгофе;
  • придел Обретения Креста (сохраняется совместно с католиками).

Антихалкидонские армяне

Армянская апостольская кафедра является автономией в составе Армянской апостольской церкви. Патриарх кафедры в Иерусалиме признаёт авторитет Католикоса всех армян. Патриархат представляет интересы ААЦ на Ближнем Востоке, занимаясь попечением святых мест. Культовые здания, которыми владеет армянская диаспора православных:

  • южная половина ротонды;
  • точка, где стояли жены-мироносицы в момент крестных страданий Христа и во время положения Спасителя в гроб;
  • придел раздела солдатами риз;
  • часовня святых Иосифа Аримафейского и Никодима;
  • часовня святой Елены.

Монахи ордена францисканцев

Сообщество иноков, которое основал святой Франциск, проповедует аскетизм, бедность и безграничную любовь к ближнему. Устав общества утвердил Папа Иннокентий III в 1209 году. К началу XXI века в мире насчитывалось около 30 тыс. францисканцев. Помещения, принадлежащие католикам:

  • западная часть ротонды;
  • Католикоп с кафедрой и апсидой;
  • часовня Адама;
  • придел святого Лонгина;
  • темница Иисуса;
  • капелла избиения Христа.

Главные реликвии

В мире нет церквей, в которых не сохраняются святыни. Нелепо говорить о стоимости и значимости священных вещей. Но предметы, находящиеся в этом храме, имеют особую ценность. Они связаны с земной жизнью Спасителя, были свидетелями последних мгновений нахождения Сына Божьего на земле, омыты кровью Иисуса Христа. Великие святыни храма Воскресения Христова в Иерусалиме:

  1. Кувуклия с Гробом Господним и Приделом Ангела. Часовня длиной 8 м и шириной 6 м считается главным храмовым алтарём. Расположена она в центре Кафоликона. В правой стене гробницы на высоте 60 см вырублено ложе, на котором покоилось тело умершего Иисуса головой на запад. Размер погребального одра — 2 x 0,8 м. Придел Ангела находится в восточной половине Кувуклии. В боковых стенах есть два отверстия, через которые передаётся Благодатный огонь.
  2. Голгофа, где установлены три алтаря: Распятия, Гвоздей и «Стабат Матер». Жертвенник Распятия указывает место установки Креста. Алтарь Гвоздей определяет пространство, на котором солдаты разыграли одежды господние и пригвоздили Сына Божьего к Кресту. «Стабат Матер» («Стояние Богородицы») символизирует точку, где стояли, подойдя к распятию, Дева Мария и любимый ученик Иисуса апостол Иоанн.
  3. Камень миропомазания, на котором Иосиф из Аримафеи и Никодим подготовили тело умершего Христа к погребению. От повреждений святыню предохраняет плита из бледно-розового известняка толщиной 30 см.
  4. Киворий трёх Марий. В 12 метрах к западу от Камня помазания установлен навес над круглой мраморной доской, обозначающей место, где стояли Богородица, её сестра Мария Клеопова и Мария Магдалина во время казни Иисуса.
  5. Часть камня, который закрывал вход в могилу. Фрагмент священного валуна установлен на постамент внутри придела Ангела и служит престолом во время православной литургии.

Святыней храма считается схождение Благодатного огня, символизирующее сошествие Святого Духа на христиан. Событие происходит ежегодно в Великую субботу. Первые упоминания о чуде встречаются в трудах христианского философа Григория Нисского в IV веке.

Накануне Пасхи в Кувуклию, перед тем как туда зайдёт патриарх Константинопольский и Католикос всех армян, вносятся 33 свечи и большая лампада, в которой появится огонь. Ожидание возгорания может длиться до нескольких часов. Из окошек Придела Ангела священнослужители передают необжигающий в первые минуты Благодатный огонь верующим.

Посещение храма Воскресения

Интернет позволяет совершить виртуальную прогулку по храмовому комплексу. Но абсолютно другие ощущения испытывает паломник, переступивший реальный порог Воскресенской церкви в Иерусалиме. Храм находится в Старом городе в северо-западном секторе христианского квартала. Адрес святого места: 1 Helena Street, Old City, Post Office Box 186, Jerusalem. К воротам церкви ведёт улица святой Елены. Помощь окажет приобретённый заранее путеводитель.

Прийти в церковь можно с 5 утра до 8 вечера. Заходить в храм разрешается всем, за исключением лиц, одетых неподобающим образом, — в короткие юбки, шорты, одежду с глубокими вырезами. Не приветствуется обувь на каблуках. Женщинам следует надеть головной убор. За экскурсию плата не взимается. Разрешается съёмка фотоаппаратом и видеокамерой.

Иисус Христос проповедовал Евангелие в Святой земле, обещая счастье и покой тем, кто попадёт в Царствие Божье. Слова Богочеловека воплотились в реальность.

Совершая молитву в иерусалимском храме Гроба Господня, человек обретает умиротворение и благодать.

Ссылка на основную публикацию