Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове

К оглавлению – храмы Москвы

Адрес храма: 107553, Москва, ул. Штатная Горка, 11 (Б. Черкизовская) (м. «Черкизовская», «Преображенская пл.», авт. 171, 230, трол. 32, 41).
Телефон храма: (499) 161-20-25, 161-81-82

Престолы: Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
Пророка Илии
Свт. Алексия, митрополита Московского

История: Каменный храм построен в 1690 г. на месте деревянной церкви, известной в середине XIV в., когда здесь находилась загородная резиденция митр. Алексия. Село принадлежало московским митрополитам до 1764 г., после чего церковь стала приходской.

В 1883 г. к ней пристроили трапезную и приделы, в 1899 г. — трехъярусную шатровую колокольню.

В интерьере установлены иконостасы второй половины XIX в., того же времени — ограда небольшого кладбища.

На кладбище находится могила известного московского юродивого и провидца Ивана Яковлевича Корейши (1783 — 1861 гг.), местночтимого святого.

Храм не закрывался.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Святыни: Чтимые иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «Иерусалимская», икона «Успение Пресвятой Богородицы», «Всех скорбящих радость»
Икона семи отроков Ефесских с частицами мощей
Образ «Исцеление свт. Алексием Тайдулы»
Афонский список Иверской иконы Божией Матери.

День памяти: 20 июля/2 августа

Богослужение: ежедневно – Литургия в 8 час, вечерня и утреня (кроме понедельника и вторника) – в 17 час, по воскресеньям и праздникам – Литургия в 7 и 10 час, накануне всенощное бдение в 18 час.
При храме действует воскресная школа.

Здесь же находится Резиденция Московских Патриархов и Митрополитов.

Живописное расположение села, окружающие его просторы и вместе с тем его близость к Москве – всего лишь верстах в десяти от Московского Кремля, – очевидно, пришлись по душе митрополиту Алексию, святителю Московскому и всея Руси, и в 1360 г. он приобретает его для себя и для своих преемников по сану. С этого момента Черкизово становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Для митрополита всея Руси Черкизовская резиденция стала местом уединения и отдыха, где он мог оглянуться на пройденный жизненный путь, собраться с силами на будущее, да и просто повидаться с близкими людьми. После смерти митрополита Алексия Черкизово долгое время было местом летнего отдыха Московских митрополитов.

С восстановлением Патриаршества и избранием Патриархом всея Руси митрополита Московского и Коломенского Святителя и Чудотворца Тихона (Белавина) черкизовская митрополичья дача стала называться Патриаршей.

За многовековую историю своего существования митрополичье подворье многократно перестраивалось. История его неразрывно связана со святителем Иннокентием, митрополитом Московским, который стал инициатором последней перестройки резиденции в середине ХIХ века.

К сожалению, здание оказалось полностью разрушенным в результате пожара, и теперь восстанавливается заново.


Резиденция Московских Патриархов и Митрополитов.

Иконостас Резиденции Московских Патриархов и Митрополитов. Работа Щигровского Свято-Троицкого братства.

Иконостас Резиденции Московских Патриархов и Митрополитов.

Макет Резиденции Московских Патриархов и Митрополитов.

Храм в Черкизове

В московском храме Пророка Илии хранится редкая икона Святителя Алексия, а рядом с храмом почивают мощи блаженного Ивана Корейши…

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши.
Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые — каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году!
Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов — и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя — Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову.
Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы).
По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово — очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился “монастырский двор”.
В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца.
Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.
Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает:
— Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные.
Мы входим в храм и смотрим старинную икону “Исцеление Тайдулы” по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие.
Но, конечно, главная святыня храма — это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. — 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему.
Иван Яковлевич — человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: “Студент холодных вод”. И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: “Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй”. Так он говорил о своей скорой смерти.
Любимые стихи, которые он пел:

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду навсегда творит
И нелестным сердцем точно,
Как языком, говорит.

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: “Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя — у меня забудешь прорицать!”
Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы — духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному:
— Будут ли мне рады в Петербурге?
— Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.
— Что ожидает рабу Божию N?
— Мир нетления.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения.
Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека “Миронку”, который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями “сокрушал” специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной.
Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что “идти никуда не хочет, а тем более в ад”. Таково было его полное и окончательное отвержение мира.
Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: “Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!” И испустил дух.
Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове?
Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи.
Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним.
. И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: “Я расторопшу пью. Помогает”.
Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

Читайте также:  Свято-Троицкий Симферопольский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного.

Илиинская церковь в Черкизове

“Чудотворца Алексия вотчина”

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377–1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Икона “Исцеление митрополитом Алексием ханши Тайдулы”

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном.

Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения.

Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «. каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою. в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные. да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам мос­ковской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, – в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», – отмечалось в документе.

Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек – северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Читайте также:  Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения».

Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века.

В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.

© Фотографии из архива Илиинского прихода

Храм Илии Пророка в Черкизове. Описание, история, как добраться

Массовое возведение православных храмов всегда говорит о том, что религия действительно необходимое духовное “лекарство” для народа. Данное утверждение нельзя опровергнуть, ведь на самом деле это так и есть. В религии можно найти некое спокойствие и умиротворение, также человек может получить объяснения на то, что было недоступно в других сферах.

Именно в храм человек может прийти и рассказать все, что наболело, поделиться своими проблемами и получить какой-то рациональный совет. Церкви и соборы имеются практически в каждом селе и городе, одним из таких прибежищ и является храм Илии Пророка в Черкизове. Церковь обрела известность благодаря тому, что рядом с ней расположено захоронение – самый древний погост в Москве.

История основания церкви

История возведения храма непосредственно переплетается с возникновением села, в котором он расположился. Село Черкизово было заселено еще в XIV веке. Своему названию оно обязано владельцу, но, к сожалению, уже через некоторое время село было продано другому человеку. Им оказался представитель Золотой Орды. Второй хозяин был набожным, именно с его попечительства и была возведена церковь имени Ильи. Месторасположение храма Пророка Божия Илии в Черкизове было подобрано достаточно удачно: живописный район селения на берегу реки под названием Сосенка. Она приходится правым притоком речке Хапиловке.

На сегодняшний день большая часть реки заточена в трубе, кроме красивого водоема. Сейчас его называют Черкизовским прудом, на побережье которого и расположилась прекрасная церковь, представляющая собой истинное украшение этого места, напоминая жителям о религиозной жизни. Владелец села имел родного брата, оба они были одними из близких соратников Митрополита Алексия.

Невероятно красивое месторасположение церкви очень понравилось даже самому митрополиту, по его решению обитель стала летней резиденцией Московского патриархата. Со временем здесь стали появляться новые постройки, резиденция расширялась и приобрела новые краски.

Каменная церковь

Уже со временем было принято решение на месте старой деревянной храмовой постройки возвести великолепную каменную церковь. Это решение воплощалось в реальность с 1689 по 1690 год. Храм был построен в максимально короткие сроки, и уже в июне 1690 года здесь было произведено его освещение. Помимо храма, была возведена трапезная и звонница.

А вот уже в 1821 году случилась еще одна перестройка, и храм стал пятиглавым, но это было ненадолго. Впоследствии храм Илии Пророка в Черкизове подвергся более внушительным реконструкциям. Таким образом, в XIX веке по решению наставника храма Отца Павла был разработан план по возведению новой колокольни согласно проекту известного архитектора Егорова, а уже в 1888 году данный проект был полностью утвержден. Работы были окончены в 1890 году и обитель снова осветили.

Удивительно, но храм окружен кладбищем, которое является одним из самых древних на территории всего города Москвы. Именно здесь захоронены люди, которые имели весомое историческое значение. Это кладбище не было разворовано в советское время, как это случилось со многими другими. Здесь покоятся тела известных людей, например, в 1861 году здесь захоронили московского юродивого, который был причислен к лику святых. О его способностях свидетельствуют многие факты. Корейша, который был запечатлен в прозе Лескова и Достоевского – образ, срисованный с этого человека.

Церковь в советский период

Во времена, когда развернулась Великая Отечественная война, набожными людьми и руководством данного храма было собрано около 1 млн руб., отправленных к Сталину на постройку самолетов. На что вождь направил ответную телеграмму с благодарностями. Именно благодаря этому поступку храму удалось пережить тяжелые советские годы, не пострадав и не потерпев разрушений. Уже в середине 20 века в храм начали привозить святые образы из соседних церквей, именно эти иконы должны были уничтожить, но благодаря святым стенам их удалось сохранить.

Обитель сегодня

На данный момент является полностью функционирующим храм Илии Пророка в Черкизове. Расписание богослужений можно изучить при входе в обитель. Службы проводятся ежедневно, утром в 9.00 и вечером в 17.00.

30 декабря 2011 года духовным наставником храма был назначен архимандрит Савва. Он является одним из архимандритов Русской православной церкви.

Кладбище Черкизовское

Кладбище, которое расположилось поблизости от церкви, является одним из самых маленьких во всем городе. Название его совпадает с наименованием села, в котором оно располагалось. В 1904 году это кладбище было причислено к составу захоронений города Москвы. С 1998 года здесь ведется архив регистрации всех погребенных людей. На кладбище открыт специальный пункт проката необходимых вещей для ухода за могилами. На сегодняшний день на территории проводятся только родственные захоронения, каждый день кладбище открыто, и его можно посещать.

Иконы

Святыни храма Илии Пророка в Черкизове ежедневно помогают многим прихожанам в различных нуждах. К основным святыням относят:

  • Святой образ Богородицы «Успение».
  • «Живоносный источник».
  • «Исцеление св. Алексием Тандулы».

Есть здесь и множество других святынь, ради которых в эти края едут люди в надежде на Божью благодать.

Как доехать

Обитель расположена по адресу: г. Москва, улица Б. Черкизовская 17. Проще всего добраться на метро, ст. «Черкизовская» или «Преображенская площадь». Добраться до храма не составит особого труда. Но если вы оказались в Черкизове, обязательно посетите это уникальное место. Здесь даже воздух пропитан историей и благостью.

Храм в Черкизове

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши.

Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые – каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году!

Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов – и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя – Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову.

Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы).

По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово – очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился “монастырский двор”.

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца.

Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает:

Читайте также:  Казанский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

– Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные.

Мы входим в храм и смотрим старинную икону “Исцеление Тайдулы” по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие.

Но, конечно, главная святыня храма – это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. – 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему.

Иван Яковлевич – человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: “Студент холодных вод”. И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: “Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй”. Так он говорил о своей скорой смерти.

Любимые стихи, которые он пел:

Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд?

Кто с тобою населяет

Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,

Правду навсегда творит

И нелестным сердцем точно,

Как языком, говорит.

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.

Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: “Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя – у меня забудешь прорицать!”

Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы – духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному:

– Будут ли мне рады в Петербурге?

– Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.

– Что ожидает рабу Божию N?

Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения.

Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека “Миронку”, который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями “сокрушал” специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной.

Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что “идти никуда не хочет, а тем более в ад”. Таково было его полное и окончательное отвержение мира.

Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: “Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!” И испустил дух.

Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове?

Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи.

Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним.

. И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: “Я расторопшу пью. Помогает”.

Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного. Владимир Мельник, г. Москва 07.03.2003

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Илии Пророка в Черкизове

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Появление православных храмов всегда говорило о том, что религия – опиум для народа. Оно практически так и есть, ведь всем необходимо успокоение и расслабление при каких-либо жизненных неурядицах. Такие места, куда люди могли прийти и рассказать о всем том, что их гложит, начали создавать практически в каждом городе и селении. Назвали его храмом пророка Илии в Черкизове. Это место стало известно тем, что кладбище, рядом с ним, является самым старым кладбищем Москвы.

История создания

В 14 веке появился Ильинский храм в Черкизове. Данное селение получило свое название благодаря его владельцу – Царевичу Серкизи. Со временем он продал свое владение такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Он был крещенным татарином и все его знали как довольно набожного человека. Благодаря ему и появился храм, который он назвал в честь своего небесного покровителя.

Эта церковь была возведена в очень живописном уголке на берегу речки Сосенка. Вместе со своим братом Илья были слугами митрополита Алексия. Именно к нему и перешло владения Ильи Озакова. Местоположение храма было очень по душе митрополиту и он сделал его летней резиденцией московских патриархов. Наибольшего роста и развития обитель приобрела при святителе Иннокентии.

В 1689-1690 году на месте старой сгоревшей деревянной церкви возвели каменный храм. Освятили его 18 июня 1690 года. За 20 век храм был реставрирован дважды:

  • 1821-1825 годы – на некоторое время он стал пятиглавым.
  • некоторые письма говорили о том, что необходима реконструкция храма. Проект был обнародован 1888 году, а уже в 90-х годах было проведено освящение.

Кладбище данного храма является неким некрополем, которое смогло устоять перед разорением в советское время. Кроме того, тут похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша.

Советский период им удалось пережить хитростью. Священнослужители собрали 1 млн. средств и отправили Сталину. Таким образом обитель была взята под контроль. Также сюда привозили иконы, которые собирались уничтожить.

К основным святыням относят:

  • икона «Успение»,
  • икона «Живоносный источник»,
  • образ «Исцеление свт. Алексием Тандулы»,
  • икона Богоматери Иерусалимской,
  • икона семи отроков Ефесских с частями мощей,
  • Афонский список Иверской иконы Богородицы.

Расписание богослужений

Расписание богослужений в храме Илий Пророка Черкизова такое же как и в прочих обителях. Единственное отличие заключается в том, что там есть свои праздники, во время которых могут проводится прочие молебни.

Ежедневно в 8 утра проходит Литургия, вечерня и утреня (кроме понедельника и вторника) в 17.00. В воскресенья и праздники все Литургии проходят в 7.00 и 10.00. накануне проводят всенощное бдение в 18.00, а в зимнее время в 17.00.

Для того, чтобы точно знать, расписание в храме в Черкизово, можно позвонить в храм и уточнить эту информацию или зайти на официальный сайт и посмотреть перечень на месяц текущий.

Как добраться

Данный храм относят к Воскресенскому благочинию Восточного викариатства города Москвы. Более точный адрес звучит так: г. Москва, улица Б.Черкизовская 17.

Доехать будет проще всего на метро до станции «Черкизовская» или «Преображенская площадь».

Ссылка на основную публикацию