Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова пер. недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

«Шубниками» предположительно называли местность, населенную скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть совр. Столешникова пер. от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский пер. по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике [1] под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Косьмы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Строительство нового каменного храма растянулось, точная дата окончания строительства неизвестна. Исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания датируется серединой XVII века.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно. огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

В 1773 году во время сильного пожара храм сильно пострадал, восстановительные работы были произведены в храме в 1785 году. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» – обвиненных в поджогах москвичей. По имеющимся данным во время пожара 1812 года храм не пострадал.

В 1821-1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840-1842 годах «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами.

В 1857-1858 годах «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западному углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины.

В 1910-х гг. регентом храма был знаменитый композитор духовной музыки П.Г. Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника В.И. Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице “Дрезден”.

В 1922 году из храма были изъяты материальные ценности, а в 1929 году ее закрыли. Сначала в ней размещалась хранилище Библиотеки иностранной литературы, а позднее в 1970-х годах – типография Хозяйственного управления Министерства культуры СССР.

В 1933-1933 году колокольня был разрушена до второго яруса. Вплотную к храму был пристроен жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов храм предполагалось снести, а на его месте построить жилой дом. В 1977-1979 годах в храме проводились реставрационные работы (архитектор О.В. Череватая), был частично восстановлен облик главного храма. В притворе храма художником А. Карнауховым была сделана мозаика святых покровителей храма — Космы и Дамиана. Реставрационные и восстановительные работы в храме проводятся по сей день.

Летом 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в храме были возобновлены богослужения, настоятелем храма был поставлен отец Александр Борисов. С 1992 по 1996 годы в храме служил отец Владимир Лапшин, который сейчас является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. С 1993 года до своей смерти в 2007 году в храме служил отец Георгий Чистяков.

13 ноября 1997 года в церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в храм была возвращена храмовая икона свв. Космы и Дамиана, хранившаяся с 1929 года в соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

14 ноября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника свв. бесср. Космы и Дамиана, во время которой настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея и была освящена икона с мощами блаженной Матроны Московской.

Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божьей Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме — храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы — Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Косьма и Дамиан (в русской православной традиции их еще, бывает, кличут Кузьмой и Демьяном) – не самые знаменитые святые в лоне христианской церкви, хотя у них нам было бы чему поучиться. Братья-чудотворцы, врачи по профессии и призванию, врачевавшие подданных Римской империи на ее закате, бессребреники, они безропотно приняли мучения и смерть за веру в далеком и жестоком III веке. Многие храмы России освящены в честь сих праведных братьев, и один из них – Храм Косьмы и Дамиана в Шубине.

Где находится храм?

Село Шубино, названное в честь воеводы Акинфа Шубы, стало частью Москвы еще в XVIII столетии. Однако еще задолго до этого здесь была построена Космодамиановская церковь: сперва из дерева, в 1626 году – в камне. Время шло, храм постепенно достраивался, улочка, на которой он стоял, именовалась сперва Шубиным переулком, затем – Космодамианским переулком, а после влилась в Столешников переулок. Коренные москвичи за сотни лет существования храма идентифицировали его местоположение по-разному: «церковь на Ржищах», «церковь что на Шубине», «храм за золотой решеткой», «церковь за Гагариным двором».

  • Сегодня официальный адрес храма Косьмы и Дамиана таков: г. Москва, Столешников переулок, дом 2.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефону: (495) 629-41-04. Храм открыт каждый день с 8:00 до 20:00, книжный киоск закрывается часом раньше.

Как добраться до храма?

  • Храм Косьмы и Дамиана расположился в самом центре Москвы, поблизости от памятника князю Юрию Долгорукому на Тверской. Добраться до него на метро не составит никакого труда: от станций «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская» двигайтесь в сторону центра по Тверской или Большой Димитровке, от станций «Охотный ряд» или «Театральная» – теми же улицами, но в противоположном направлении.
  • Те, кто предпочитает наземный транспорт, могут доехать до остановки «Тверская площадь» на автобусах №№м1, м10, 904, Н1.
  • Самым проблемным видом транспорта в данном случае окажется персональный автомобиль. В самом Столешниковом переулке заезд и парковка категорически запрещены, остановка на Тверской также чревата штрафом. Остается только парковаться в одном из близлежащих переулков, которыми изобилует Тверская, особенно по нечетной стороне.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: расписание богослужений

  • По понедельникам и вторникам богослужения в храме не проводятся.
  • В остальные дни, кроме воскресений, в 8:30 совершаются Утреня, Часы и Литургия.
  • Накануне воскресных дней (субботним вечером) совершается Всенощное Бдение, с утра в воскресенье – две Литургии (в 7:00 и в 10:00), в 18:00 – Вечерня, Акафист и пастырская беседа.
  • Пятничным вечером (18:00) совершается таинство Исповеди.
  • По субботам в 11:00 совершаются Водосвятные молебны.
  • Панихиды служатся каждый день после Литургии.
  • Акафист Косьме и Дамиану совершается по воскресным дням с 18:00.

Достопримечательности и святыни храма

  • Храм возведен в стиле раннего барокко (начало XVIII столетия) и отличается камерностью, строгостью, отсутствием помпезности и размаха – не это ли идеальные условия для углубленной и сосредоточенной молитвы?
  • Храм чудесным образом уцелел, когда в 1812 году горела вся белокаменная (квартал вокруг храма тогда выгорел дотла), а потом тут же, у церковных стен, наполеоновские солдаты предали казни «зажигальщиков Москвы».
  • Среди прихожан храма были представители таких знатных фамилий, как Гагарины, Одоевские, Урусовы, Тютчевы. В свое время здесь регентовал П. Г. Чесноков, известный композитор, автор духовной музыки. Здесь же отпевали знаменитого художника В. И. Сурикова.
  • В советские времена на территории храма функционировали библиотека и типография. В наше время церкви вернули ее исторический первоначальный облик, даже восстановили разрушенную ранее колокольню.
  • В храме хранится икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана, а также икона святой Матроны Московской с частичками мощей.

Икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана.
Икона святой Матроны Московской с частичками мощей

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине в познавательном видео

Космодамиановский храм притаился в самом сердце Москвы. Столешников переулок – это одна из самых дорогих улиц Европы, поэтому неудивительно, что старинную церквушку легко не заметить среди окруживших ее фешенебельных бутиков. Но, может быть, это и есть напоминание о том, что помимо преходящей и по сути ничего не значащей суеты светского мира есть нечто вечное, духовное, то, что не выменяешь ни на какое богатство.

Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине передан Церкви

Москва, 20 ноября 2019 г.

В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 августа 2019 года № 31675 в собственность Русской Православной Церкви был передан объект культурного наследия федерального значения «Церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, XVII-XVIII вв.», расположенный по адресу: Столешников пер., д. 2-4, стр. 6, сообщает Епархия города Москвы.

Также согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 20 сентября 2019 года № 37641 приходу бессребреников Космы и Дамиана в Шубине были переданы здания по адресам: Столешников пер., д. 2, стр. 2 и Столешников пер., д. 2, стр. 3.

В архивных документах впервые упоминание храма святых чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый каменный храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.

Несмотря на то что главный престол нового храма был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана — по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части. И хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как «Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой», но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.

В 1631 году, по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, диакона, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено «в другом конце от старого».

В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил Патриарх Иоаким — «Патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение», раздавая по дороге милостыню.

В 1702 году в приходе числились «двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор». В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.

К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 году, а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого «каменного строения» в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить». Тогда в приходе церкви числилось всего 7 дворов.

Для скорейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая «без остатка» сгорела в 1773 году во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 году в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х годах.

Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя…

После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что «церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке».

Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел святых Космы и Дамиана. В мае 1813 года настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь «к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса». 22 марта 1814 года главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, настоятелем церкви св. Николая в Хлынове протоиереем Иоанном Ивановым.

В период «послепожарной» реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм святых Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.

В 1821-1824 годах под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.

В 1818 году рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.

В 1840-1842 гг. «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила «об трех ярусах», обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет.

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 годах. Тогда, «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.

В Специальном обозрении Москвы (Тверская часть) сохранилась схема Столешникова переулка, на которой здание храма имеет номер 423. План может быть отнесен к 80-м годам XIX века, поскольку включает Храм Христа Спасителя (1881). В то же время приведенный рисунок явно воспроизводит вид храма в период с 1824 до 1857 года, еще со старой колокольней.

В 1887-1889 годах на средства купца Д.Р. Вострякова и его жены К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 года епископ Можайский Александр. При совершении Литургии и молебна пел хор Галичникова «в парадных кафтанах». Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д.Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Космы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.

На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: «1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина». Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.

23 апреля 1922 года «для помощи голодающим» из церкви было изъято «7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, 1 бриллиант, 40 драгоценных камней, риза с драгоценными камнями и крест с алмазами». В 1929 году храм был закрыт.

До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем, до 1993 года — типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР. Только это и спасло храм от окончательного разрушения, о чем свидетельствует сегодня установленная на здании мемориальная доска. Интерьер церкви был приспособлен под нужды типографии, к зданию сделана пристройка. У алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.

В 1932-33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном «Арагви». А в конце 1950-х годов церковь предполагалось снести полностью. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: «Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом».

Этот проект не был осуществлен. В том же 1958 году в храм была переведена типография Министерства культуры. На этом настоял главный инженер типографии В.А. Светлов, лично решивший вопрос с министром культуры СССР Е.А. Фурцевой. Он же распорядился замазать краской роспись в храме, чтобы ее не уничтожили. Большая часть росписи была успешно восстановлена в середине 90-х годов XX века.

В 1970-х годах был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок.

В 1977-1979 годах в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации — архитектор О.В. Череватая). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти ХVIII века — времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII в., неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.

14 июля 1991 года, в день памяти свв. бесср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, был совершен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг храма. Служение возглавил благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков с участием священника Александра Борисова и духовенства соседних храмов. Первую Литургию состоялась 19 декабря 1991 года, в день св. Николая. С декабря по ноябрь 1992 года богослужения совершались в небольшой комнатке (площадью 36 квадратных метров) на колокольне, т.к. в храме продолжала работать типография. Только однажды — на Пасху 1992 года — Литургию в основном храме служили среди станков. Это была первая Литургия после 60-летнего перерыва в храме святых бессребреников Космы и Дамиана и символично, что это были пасхальные богослужения. В ноябре 1992 года из храма вывезли типографские станки, в северном приделе был освящен престол для совершения Литургии.

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

Дорогие братья и сестры!
Поскольку известность нашего прихода порой является соблазном для мошенников, хотим особо подчеркнуть, что никто из служителей храма не оказывает услуг ни в соцсетях, ни где-либо еще в интернете и не организует сбор средств иначе, чем непосредственно в храме либо через счет прихода.
Все остальные предложения и просьбы о пожертвовании следует однозначно считать мошенничеством –>

Читайте также:  Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

12 февраля 2020

Седмица сплошная
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Утр. – Ин., 36 зач., X, 9-16.
Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Иеромонах Иоанн (Гуайта): «Я сам родился экстремально»

11 февраля 2020

Седмица сплошная
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107)
2 Пет., 67 зач., II, 9-22. Мк., 60 зач., XIII, 14-23,
и за среду (под зачало): 2 Пет., 68 зач., III, 1-18. Мк., 61 зач., XIII, 24-31.
Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 41 зач., IX, 33-41

Святитель Николай избавляет от смерти трех невинно осужденных

44-й психологический семинарий

9 февраля 2020

Неделя о мытаре и фарисее
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20.
Лит. – 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.
Мчч.: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Лк., 105-106 зач., XXI, 8-19

Сегодня в храме

Седмица 34-я по Пятидесятнице
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389)
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9.
Лит. – 2 Пет., 64 зач., I, 1-10. Мк., 58 зач., XIII, 1-8.
Свт.: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Ин., 36 зач., X, 9-16.
Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16

Программа выступления хора “Хорал” в нашем храме 16.02.2020.

1. Слава в вышних Богу, И.П.
2. Херувимская Алябьев
3. Под твою милость Петропавловский
4. Концерт Боже, Боже мой Дегтярёва
5. Благослови душе моя Чайковский
6. Тебе поем Рахманинова
7. Богородице Рахманинов
8. Жертва вечерняя Чесноков
9. Ныне отпущаеши Курбатов
10. Совет превечный Чесноков
11. О, преследкий и всещедрый Иисусе Чесноков
12. Святый Боже Чайковский
13. Ария Бах-Гуно
14 Серенада Танеев
15. Вниз по матушке РНП
16. Ночевала тучка Чайковский
17. Май Лорд Спиричуэлс

11 февраля 2020 года во вторник
В 18.30 в Конференц-зале храма состоится лекция религиоведа
Алейниковой Ирины Владимировны

« В гостях у сказки »

Лекция будет посвящена тому, как миф превратился в сказку, а сказка в литературу.
Живы ли мифы сегодня, как их распознать и самому не оказаться в плену мифов?

–>

Седмица 34-я по Пятидесятнице
Блж. Ксении Петербургской (XIX)
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Лит. – 1 Пет., 62 зач., IV, 12 – V, 5. Мк., 57 зач., XII, 38-44.
Блж.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23

Седмица 34-я по Пятидесятнице
Ап. Тимофея (ок. 97)
1 Пет., 60 зач., III, 10-22. Мк., 55 зач., XII, 18-27.
Ап.: 2 Тим., 290 зач. (от полу́), I, 3-9. Лк., 50 зач., X, 1-15

Седмица 34-я по Пятидесятнице
Прп. Максима Грека (1556)
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Лит. – 1 Пет., 59 зач., II, 21 – III, 9. Мк., 54 зач., XII, 13-17.
Прп. и мч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12,
или прп. Максима Грека: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23

В нашем храме работают христианские группы самопомощи.
В этих группах вы можете научиться осознавать и выражать свои чувства, устанавливать здоровые границы и строить отношения в семье, слышать других людей, заботиться о себе. Группы работают по христианской программе 12 Шагов.

Расписание работы групп:
Понедельник: с 19 до 21, к.101, дом прихода
Среда: с 11 до 13, к.303, дом прихода
Четверг: с 19 до 21, к.302, дом прихода
Суббота: с 16 до 18, к.6

Подробная информация на странице Самопомощь

2 февраля 2020

Неделя 33-я по Пятидесятнице
Прп. Евфимия Великого (473)
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25.
Лит. – 1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15 (Недели 32-й).
Лк., 94 зач., XIX, 1-10 (Недели 32-й, о Закхее).
Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23

Сегодня в храме

Дорогие друзья!

16 февраля (воскресенье) в 19.00
В нашем храме
состоится концерт
лауреата международных и российских фестивалей

Академического хора “Хорал”

В программе духовная музыка зарубежных
и отечественных композиторов и русские народные песни

Седмица 33-я по Пятидесятнице
Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444)
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Ряд.: 1 Сол., 273 зач., V, 14-23. Лк., 84 зач., XVII, 3-10

Вышел в свет январский номер «Приходской Газеты» (№138)

Его главная тема – 85-летие со дня рождения о. Александра Меня, чему посвящен ряд новых, впервые публикуемых материалов.

В своем обращении к приходу, озаглавленном «Контрасты Священной истории», настоятель протоиерей А. Борисов цитирует и осмысливает лекцию отца Александра о Рождестве Христовом.

Интересными воспоминаниями о том, как А. Мень вывел ее на путь к Церкви и со Церковью, делится Соня Рукова. А другой прихожанин новодеревенского храма – Сергей Зик рассказывает о том, как он и другие члены общины переживали за батюшку в связи с преследовавшими его угрозами. В этом же номере завершается публикация новодеревенских воспоминаний Владимира Шишкарёва.

В номере вы также прочтете об очередном семинаре по наследию А. Сурожского, зимнем подростковом лагере, юбилее благотворительного Фонда, опекающего Российскую детскую клиническую больницу и созданный им же «Дом Незнайки», колонку Михаила Завалова «Похвала воображению». Обращает на себя внимание и пронзительный сюжет о любви в тюремных стенах, рассказанный Еленой Григорьевой, которая – ведя переписку с «ним» и «нею» – приняла серьезное участие в этой истории.

Опубликован и ряд других интересных материалов

04 февраля 2020
В 18.30 в Конференц-зале храма состоится лекция религиоведа

Алейниковой Ирины Владимировны
” Миф как иллюстрация мира “

Лекция будет посвящена особой поэтической картине мира, которую создают мифы.

Седмица 33-я по Пятидесятнице
Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских.
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10. Мк., 53 зач., XII, 1-12. Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Мф., 11 зач., V, 14-19

Наступающий февраль – время приготовления к Великому посту, который начнется уже в марте: 1-го марта Прощеное воскресенье, а 2-го марта – начало Великого поста.

Желание моего сердца поделиться с Вами некоторыми размышлениями прот. Александра Шмемана об этом времени перед Постом.

“Вот опять приближается к нам Великий пост – время покаяния, время духовного самоуглубления, время, когда, говоря словами старца Зосимы, в “Братьях Карамазовых”, мы призваны соприкоснуться к мирам иным, увидеть, услышать то, чего в суете и заботах повседневной жизни, мы, увы, не видим и не слышим, к чему духовно ослепли и оглохли.

(Ср.: “Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным…” Достоевский “Братья Карамазовы”).

За целый месяц до Великого поста Церковь начинает возвещать о нем, готовить нас к нему. И как трудно современному человеку понять, что наряду с бесчисленными заботами повседневной жизни необходима забота о душе, о нашем внутреннем мире. Утверждение, что пища нужна и душе, что “не хлебом единым жив человек”, – нечто общеизвестное. Каждый из нас знает, что нужно не только поесть, но и почитать, и подумать, и побеседовать, и сходить в театр. Но как же много времени уходит на внешнее и как мало на внутреннее. Но приходит такое время года, когда Церковь призывает вспомнить, что есть оно, это “внутреннее”, что есть внутренний человек, когда приглашает нас задуматься о том, на что тратим мы столь скупо отпущенное нам драгоценное время. В этом главный смысл подготовительных к Великому посту недель. Пост – это время покаяния, а покаяние есть, прежде всего, углубление в себя, пересмотр своего духовного состояния, своего рода встряска.

И вот первая весть, первое напоминание о посте, первое приглашение к нему – краткий рассказ Евангелия о человеке, ничем не примечательном, да притом еще и маленького роста и малопочтенной профессии. Звали его Закхей и был он мытарем, т.е. сборщиком налогов (2-го февраля на литургии читается Евангелие о Закхее ).

Закхей захотел увидеть Христа, и захотел так сильно, что этим желанием привлек к себе Его внимание. И вот это желание и есть начало всего. Евангелие говорит: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6,21). Ибо чего мы хотим, то и любим – то изнутри влечет нас к себе и подчиняет. Закхей, как мы знаем, любил деньги, любил богатство и, по собственному признанию, для достижения его не брезговал обижать других. Но внутри себя он открыл и другое желание, захотел другого – и вот это хотение стало судьбоносным моментом его жизни.

Вот первый призыв Церкви, Евангелия, Христа: пожелай иного, вздохни, вспомни об ином. Маленький, пригнутый к земле с ее мелкими желаниями человечек перестает быть маленьким, начинается победа над самим собой. Вот начало, вот первый шаг от внешнего к внутреннему, к той таинственной родине, по которой, так часто сам того не зная, тоскует и которой желает всякий человек.

В следующее воскресенье (9-го февраля) на всенощной в храмах будет звучать удивительное, готовящее нас к великопостному подвигу песнопение: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”. В это воскресенье мы услышим притчу Христа о мытаре и фарисее, из коих один, фарисей, войдя в храм, во всеуслышание благодарил Бога за то, что он, фарисей, такой добродетельный, в положенное время молящийся и постящийся, жертвующий деньги и т.д., а второй, мытарь (т.е. сборщик налогов), стоял у дверей храма, не смея поднять глаза к небу, и только повторял: “Боже, милостив буди мне грешному!”. И Господь говорит, что в смирении и раскаянии своем этот мытарь оказался ближе к Богу, чем гордый собой фарисей. Мы ощутим правду слов псалма о том, что “сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс.50,19).

Затем, 16-го февраля – услышим мы в песнопениях всенощной и горестные слова: “на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” (Пс.136,1). В воскресном евангельском чтении мы услышим притчу Христову о блудном сыне, ушедшем от отца и из дома своего на страну далече, растратившего там в грехе, зле и разврате все свое имущество и вот вспомнившего об отчем доме и решившего вернуться: “Встану, пойду, вернусь!” (Лк.15,18). И увидел его издалека отец, и бросился навстречу, и обнял его, и все на радостях простил.

И перед самым началом поста Церковь предлагает нашему вниманию еще одну притчу Христову – о Страшном суде (23-го февраля). Притча эта о том, что составляет сердцевину христианства, – о заповеди любви, которую Христос называет заповедью новой (Ин.13,34) и о которой говорит, что только по тому, как исполняется она, все увидят, кто подлинные Его ученики. Почему напоминает нам Церковь притчу о Страшному суде почти накануне поста? Да потому, что в ней раскрыт смысл всех предстоящих нам подвигов. И пост, и молитва, и подвиги – сами по себе ничто, если не ведут нас к тому, чтобы в каждом (и особенно – в страдающем) человеке различать Христа, и этот образ Христов в нем полюбить, и в этой любви найти смысл жизни. Об этом говорит и ап. Павел: “Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. “ (1 Кор.13,2-3).

И потому Великий пост, эта, как называет его Церковь, “духовная весна”, этот возврат к любви, которая одна судит нас, составляя смысл и радость нашей жизни.”

(прот. Александр Шмеман. “”Я верю” Что это значит?” Москва. 2013. Стр. 623-624; 635-636).

Дорогие друзья, всем нам желаю провести наступающий месяц в радости и мире. Постараться по возможности освободить время предстоящего поста (2 марта начало поста – 19 апреля – Пасха) от всех дел, которые можно перенести на последующее время, – ремонт, путешествия, юридические тяжбы и т.п.

Всем здоровья, сил и хорошего настроения. Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.

Храм Космы и Дамиана в Шубине

О храме

Первое упоминание о деревянной церкви относится к концу XVI века. В 1608-1609 годах храм был полностью уничтожен. Новый каменный храм усердием графа Никиты Зотова был построен за четыре года и освящен в 1730 г.

В 1820 году, после разорения французскими войсками, храм был обновлен и вновь освящен. В 1888 году был пристроен зимний придел во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции решением Мособлсовета в 1940 году храм был закрыт. В разоренном и перестроенном храме последовательно размещались клуб, типография и ремонтные мастерские.

Новая жизнь храма началась в январе 1992 года, когда была зарегистрирована православная община. В 1993 году здание было передано Церкви, в 1994 году была отслужена первая Божественная литургия. В 2000 году была построена колокольня, а к 2005 году храм был полностью расписан.

На Приходе с 1996 г. действует Воскресная школа. Более 10 лет назад создано и по сей день осуществляет служение Православное сестричество во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Сестры милосердия окормляют Пансионат № 1 для Ветеранов труда; Военный клинический госпиталь №3 им. А. А. Вишневского; Дом ребенка в Мытищах и другие лечебные заведения.

В настоящее время к Приходу относятся следующие приписные храмы:

  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пансионате для Ветеранов труда № 1;
  • Святого Георгия Победоносца в Военном клиническом госпитале №3 им. А. А. Вишневского
  • Храм-часовня во имя святого равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище.

19 августа 2018 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялась Божественная литургия в двунадесятый праздник Преображения Господня.

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года (журнал № 42).

Престольный праздник в храме святых Космы и Дамиана в Космодемьянском

14 июля 2018 года храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы отметил свой престольный праздник.

Пасхальный концерт Воскресной школы

13 мая 2018 года, в воскресенье, состоялся пасхальный концерт Воскресной школы храма святых Космы и Дамиана в Космодемьянском.

Торжественный митинг, посвященный празднованию 73-й годовщине Великой Победы

Торжественный митинг, посвященный празднованию 73-й годовщине Великой Победы состоялся в Пансионате №1 ветеранов труда г. Москвы!

Пасхальный праздник в детском саду №56

В пятницу 13 апреля 2018 года в детском саду № 56 г. Химки состоялся пасхальный концерт. Ребята пели песни, читали праздничные стихотворения, танцевали и отгадывали загадки.На празднике поздравили Ольгу Давидовну Козлову с 20-летием основания православной группы в этом детском саду, в открытии которой она приняла непосредственное активное участие.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Храм Космы и Дамиана в Шубине впервые упоминается в церковных документах в 1625 году.

Тогда речь шла о деревянном храме с двумя приделами: Николая Чудотворца и святого Поликарпа, расположенном в местности некогда принадлежавшей русскому воеводе Иакинфию Шубе. В 1626 году, бич деревянной Москвы — пожар — полностью уничтожил храм.

Так как приход храма был небольшим и состоял в основном из крестьян, средств на оперативное восстановление храма не хватало, в связи с чем оно длилось до середины 17 века.

Несмотря на то, что новый храм был выполнен из камня, время и постоянная нехватка денег, привели к тому, что к началу 18 века он уже требовал серьезной реконструкции.

В 1714 году, когда вышел указ Петра I «О запрете каменного строительства» во всех городах, кроме Петербурга, сооружение храма Космы и Дамиана было и вовсе прекращено.

Возобновление строительства относится уже к 1722 году. В целях экономии было решено покрыть храм деревянной кровлей.

Это сыграло скверную шутку, так как в 1733 году, когда начался очередной большой пожар, храм начал гореть именно с этой части, в результате чего сгорела и кровля, и хозяйственные помещения.

В 1816 году соседняя с храмом церковь была упразднена, а ее приход и утварь были переданы Храму Космы и Дамиана.

А затем туда же был перенесен и престол из упраздненной церкви, который решено было установить в новом северном приделе храма, освященном во имя Воскресения Словущего. Благодаря увеличившемуся числу прихожан и, соответственно, пожертвований, в 1820-е гг.

в стиле классицизма была пристроена колокольня, обновлены апсиды (полукруглые выступы здания), а также сооружен домик приходского священника.

С 1920 года по требованию властей храм закрывается, а его помещения передают Министерству Культуры и используют как хранилище иностранной литературы и типографию одновременно. В 1933 году была разобрана колокольня, а вплотную к ней пристроен жилой дом.

Только с 1970 года начинается длительная реставрация, затянувшаяся до 90-х гг. В 1991 году в храме возобновляются богослужения. В 1997 — произошло возвращение главной храмовой иконы — святых Космы и Дамиана. В настоящее время решается вопрос о восстановлении разрушенной колокольни.

Социальные служения

Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.

При храме работают:

  • группы по чтению святого писания;
  • клуб для общения молодежи;
  • клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
  • воскресная школа;
  • подростковый клуб.

На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.

С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.

На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.

Ноябрь

1 пт Мч. Уара. Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского

2 сб Димитриевская родительская суббота

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Панихида.
  • 9-30 Часы. Литургия 2. Панихида
  • 17-00 Всеношное бдение.

3 вс Неделя 20-я по Пятидесятнице.

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Всеношное бдение.

4 пн Празднование Казанской иконы Божией Матери

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.

5 вт Апостола Иакова, брата Господня по плоти

6 ср Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

7 чт Мчч. Маркианы и Мартирия

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен об умножении любви.

8 пт Вмч. Димитрия Солунского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

9 сб Мч. Нестора Солунского

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

10 вс Неделя 21-я по Пятидесятнице.

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист свв. Косме и Дамиану.

11 пн Мц. Анастасии Римляныни

12 вт Сщмч. Зиновия и мц. Зиновии

13 ср Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

14 чт Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

15 пт Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония и иже с ними

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

16 сб Обновление храма вмч. Георгия в Лидде.

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

17 вс Неделя 22-я по Пятидесятнице.

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист св. блгв. вел. кн. Александру Невскому

18 пн Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт. Тихона, патр. Всероссийского

19 вт Прп. Варлаама Хутынского

20 ср Мучеников Мелитинских. Сщмч. Кирилла, митр. Казанского

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Полиелей.

21 чт Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

22 пт Свт. Нектария Эгинского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

23 сб Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Кварта и Тертия

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

24 вс Неделя 23-я по Пятидесятнице.

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист святым Царственным Страстотерпцам. Молебен о семье

25 пн Свт. Иоанна Милостивого.

26 вт Свт. Иоанна Златоустого,
архиеп. Константинопольского

8-00 Утреня. Часы. Литургия.

27 ср Апостола Филиппа

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

28 чт Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

29 пт Апостола и евангелиста Матфея

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

30 сб Прп. Никона Радонежского

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

Пожалуйста, выберите область фотографии для создания картинки предварительного просмотра.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине располагается:
125009, г. Москва, Столешников пер., д. 2 (тел.: (495) 629-41-04, 629-52-62), метро: «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Охотный ряд», «Площадь революции».

Официальный сайт: http://www.damian.ru

Описание «Церковь Космы и Дамиана в Шубине»

В самом начале Столешникова переулка, близ памятника Юрию Долгорукому, расположен старинный московский храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, существующий, как писали в дореволюционных путеводителях, «с древнейших времен».

Есть предположение, что в прежние годы местность, исстари называемая Шубиным, была населена «шубниками» — скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, более обоснованной, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что уже в XIV веке здесь существовал переулок, впоследствии избранный для строительства храма, первоначально — во имя Иакинфа (Акинфия) с приделом Космы и Дамиана.

Первое упоминание о церкви содержится в Софийском временнике под 1368 г., где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

Возможно, потомком Иакинфа Шубы являлся однажды упоминаемый в источниках XVI в. гонец Шубин-Грязнов, с которым известный историк Москвы профессор И.М. Снегирев также связывал название местности Шубино.

Еще в XVIII столетии часть нынешнего Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, на рубеже XVIII-XIX вв. это название меняется на Космодамиановский — по наименованию церкви. Космодамиановский переулок сохранял свое название вплоть до 1922 г.

Хотя боярин Шуба и посвятил храм своему патрониму — Святому Иакинфу, однако название это незаметно исчезло с карты Москвы — при многочисленных пожарах и перестройках, по-видимому, престол св. Иакинфа, однажды утраченный, восстановлен не был. Зато второй, придельный престол регулярно восстанавливался, и вскоре за храмом прочно закрепилось имя Космодамианского.

Косма и Дамиан, два родных брата, врачи, жили в Асии (часть Малой Азии) не позднее IV века. За свои исцеления они не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что получили прозвание «бессребреников». Святые исцеляли не только людей, но и зверей, домашний скот, любую тварь Божию. В пустынях благодарные животные ходили за ними стадами. После того, как братья почили, их мощи были перенесены в город Амид в Месопотамии. Память их празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю).

Как предполагается, самым древним названием храма было «Космы и Дамиана на Ржищах». Топоним «Ржищи» уводит нас вообще к временам начала Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца XVIII века, иногда заменяя официальное «в Шубине». Впрочем, в документах XVIII столетия можно встретить и другое название храма — «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», так как позади церкви, на Тверской, с XVII в. располагались палаты князей Гагариных. Еще одним названием, бытовавшим в XVIII столетии, было «Космы и Дамиана за золотой решеткой».

В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.

Несмотря на то, что главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана — по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части церкви. И, хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как «Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой», но уже к XVIII столетию обычной стала формулировка «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.

В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно. огорожено надолбами изретка». В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено «в другом конце от старого».

В 1680 и 1683 гг. в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение», раздавая по дороге милостыню.

В 1702 г. в приходе церкви числились «двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор». В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.

К началу XVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого «каменного строения» в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить». В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов.

Для быстрейшего завершения строительства и в целях экономии средств, храм был покрыт деревянной кровлей, которая «без остатка» сгорела в 1773 г. во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 г. в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х гг.

Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре, и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя.

После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что «церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке».

Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 г. по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 г. настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь «к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса». 22 марта 1814 г. главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове о. Иоанном Ивановым.

В период послепожарной реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.

В 1821-1824 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского (1788-1827 гг.) на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.

В 1818 г. рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.

В 1840-1842 гг. «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила «об трех ярусах», обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг. Тогда, «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: «1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина». Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.

В 1887-1889 гг. на средства купца Д.Р. Вострякова и его жены, К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 г. епископ Можайский Александр. При совершении литургии и молебна пел хор Галичникова «в парадных кафтанах». Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д.Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Косьмы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.

Среди прихожан храма упоминаются князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины. Стоит особо назвать семейство купцов и почетных граждан Борисовских, Д.Р. Вострякова и его жену К.Г. Вострякову, (урожденную Хлудову), на протяжении полувека являвшихся главными жертвователями на украшение церкви. Из других прихожан следует выделить Ф.В. Солова и Е.А. Смирнова, много сделавших для пользы храма.

Одной из главных реликвий храма являлась чтимая прихожанами Страстная икона Божьей Матери. В 1840-1842 гг. для нее была сделана новая серебряная позолоченная риза с цветными камнями. В 1887 году в главном алтаре появилась величественная, в дорогом киоте, икона Воскресения Христова — дар прихожанина Ф.В. Солова. О существовании в храме древних икон ничего не известно.

Из церковной утвари особо выделялся золоченый серебряный напрестольный крест 1643 года — вклад вдовы Д.Г. Дерябиной. На кресте имелась надпись: «1756 году ноября в 1 день приладила сей крест благословенный напрестольный во храм святых чудотворцев Косьмы и Дамиана на Шубине вдова Дарья Гаврилова дочь Козьмина жена Дерябина по своим родителех, на поминок».

Перед местными иконами висели две серебряные лампады — дар прихожанина Ф.П. Тютчева, сделанный им в 1766 году. Эти лампады немногое из древней утвари, уцелевшей в дни нашествия французов.

Но ничего из прежних реликвий до нашего времени не сохранилось.

23 апреля 1922 года «для помощи голодающим» из церкви было изъято «7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, 1 бриллиант, 40 драгоценных камней, риза с драгоценными камнями и крест с алмазами».

В 1929 году храм был закрыт.

До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем, до 1993 года — типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР. Интерьер церкви был приспособлен под нужды типографии, к зданию сделана пристройка. У алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.

В 1932-1933 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном «Арагви». А в конце 1950-х гг. церковь предполагалось снести полностью. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: «Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом». К счастью, этот проект не был осуществлен.

В 1970-х гг. был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок.

В 1977-1979 гг. в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации — архитектор О.В. Череватая). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти XVIII века — времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в XVIII в., неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в Храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.

В день свв. бесср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, 14 июля 1991 года был совершен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг храма. Служение возглавил благочинный Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков с участием священника Александра Борисова и духовенства соседних храмов. Первую литургию служили 19 декабря 1991 года в день св. Николая. С декабря по ноябрь 1992 года богослужения совершались в небольшой комнатке (площадью 36 квадратных метров) на колокольне, т.к. в храме продолжала работать типография. Только однажды — на Пасху 1992 года — литургию в основном храме служили среди станков. Это была первая литургия после 60-летнего перерыва в храме святых бессребреников Космы и Дамиана, и символично, что это были пасхальные богослужения. Постепенно храм возрождался к жизни.

В ноябре 1992 года, когда были вывезены типографские станки, в северном приделе был освящен престол для совершения литургии в более нормальных условиях. И хотя обшарпанные стены, залитый типографской краской пол, следы от станков делали храм похожим на раненого человека, вернувшегося домой с войны, было уже ясно — эта война выиграна. Храм будет жить.

В 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии в четверике Храма. Тогда же старый пол, полностью залитый темной типографской краской, заменен на новый — белый, сделанный из мраморной крошки с белым цементом.

Важным событием этого года стал визит Святейшего Патриарха Алексия II, состоявшийся на Пасху. Предстоятель поздравил прихожан со Светлым Праздником, пожелал и дальше трудиться для обустройства прихода.

В притворе храма художником А. Карнауховым сделана мозаика святых покровителей Храма — свв. бесср. Космы и Дамиана.

Сразу же после того, как храм был освобожден от типографского оборудования, начались работы по восстановлению его внутреннего убранства. Проведена исследовательская работа по состоянию и сохранности настенной живописи. Бригада реставраторов во главе с Валерием Георгиевичем Ветошновым закончила работы по раскрытию и восстановлению росписей центральной части храма, где отреставрированы композиции живописи XIX века: «Поклонение кресту» (восточная часть свода), под ней — «Пейзаж Иерусалима», фигуры Архангелов на своде, на западной стене — «Вход в Иерусалим», над ним — «Снятие с Креста». В простенках между окнами на южной и северной стенах четверика — фигуры святителей — Петра, Алексия, Митрофания Воронежского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Патриарха Тихона (две последние написаны заново на местах, где живопись совершенно не сохранилась). Местами реставраторам приходилось удалять до 9 слоев краски.

Работу над созданием иконостаса возглавляет иконописец Валентин Коновалов.

Особо-знаменательное событие состоялось в приходе 13 ноября 1997 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Храм вернулась икона свв. бесср. Космы и Дамиана Ассийских, бережно сохраненная с момента закрытия церкви в 1929 году в соседнем Храме Воскресения Словущего что в Брюсовском переулке.

Пасха 1998 года была отмечена новой радостью, после почти 70-летнего перерыва Храм обрел голос. Колокола во вновь сооруженной звоннице были отлиты на заводе ЗИЛ и установлены перед самым Праздником.

14 ноября 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника свв. бесср. Космы и Дамиана. Во время службы настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея. После Литургии Патриарх освятил икону с мощами блаженной Матроны Московской.

Двери Храма открыты для всех. В приходе действуют группы совместного чтения Евангелия, группы милосердия, молодежный клуб. Еженедельно проводится раздача подержанных вещей нуждающимся. Каждое воскресение проходят пастырские беседы. Доброй традицией стали Евангельские встречи прихода. Каждое лето организуются паломничества, молодежные христианские лагеря. Действует воскресная школа.

Для всех, желающих принять Святое Крещение, предлагается цикл занятий по катехизации.

Отдельно следует сказать о служении в Детской республиканской клинической больнице.

Читайте также:  Знаменский собор в Кемерово: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, часы работы и телефон
Ссылка на основную публикацию