Храм Мартина Исповедника на Таганке: история и адрес, описание, святыни

Московский храм Мартина Исповедника на Таганке

Храм Мартина Исповедника — старинная святыня Руси , уцелевшая в период лихолетья. Это здание считается памятником многовековой церковной истории.

История храма

Основание собора летописная традиция связывает с благословением на княжение Великого князя Василия Иоанновича III в Москве и Владимире, данным в день памяти святителя Мартина — 27 (14) апреля 1502 года.

Возведение и основание

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода была образована в начале XVII столетия вдоль дороги, соединяющей Таганские ворота со Спасо-Андрониковским монастырем. На этом пути, ставшим Большой Алексеевской улицей, стояла Мартиновская церковь. Основное население вокруг нее составляли ремесленники, торговцы и булочники.

По преданию, поселение основано на том самом месте, где была поставлена палатка святителя Алексея во время посещения им Спасо-Андоникова храма.

Богатый московский купец Василий Яковлевич Жигарев в 1791 году заказал проект новой церкви у архитектора Родиона Казакова. В следующем году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство. Работы были завершены к 1798 году. Живописец Антонио Клаудио расписал стены церкви в итальянском стиле.

Происхождение названия

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был выходцем из Тосканской области в Италии. Получив хорошее образование, он поступил в клир Римской церкви. Пресвитера Мартина избрали на престол после смерти папы Феодора I. В то время порядок нарушала ересь монофелитов, получившая широкое распространение.

Бесконечные религиозные споры происходили во всех слоях населения. Константинопольский патриарх Павел II и император Констанс придерживались сектантских взглядов. Правитель издал «Образец веры» (Типос) и обязал всех людей следовать ему. В нем накладывался запрет на дальнейшие споры.

Еретический «Образец веры» Рим получил в 649 году. Папа Мартин созвал Поместный Собор и отослал патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православию. Император разгневался и приказал военачальнику Олимпию привести святителя на суд.

Прибыв на место, военный побоялся народа и духовенства, сошедшего на Собор. Он подослал убийцу, чтобы все сделать тайно. Приблизившись к своей цели, воин неожиданно ослеп. Олимп испугался и поспешно уехал в Сицилию, где вскоре пал на поле боя.

Тогда Констанс послал другого военачальника Феодора. Он предъявил святителю тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, неканоническом вступлении на папский престол и тайном общении с врагами империи. Несмотря на предъявленные доказательства о полной невинности папы Мартина, Феодор схватил его ночью и отправил на Цикладские острова в Эгейском море.

В этом месте исповедника держали почти год, а затем привезли на суд в Константинополь. Старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали отвечать стоя. Во время допроса воины поддерживали измученного святителя. Показания давали лжесвидетели, а оправдания святого никто даже не стал слушать.

В глубокой скорби Мартин сказал:

«Господу известно, какое великое благодеяние вы мне окажете, если скоро предадите смерти».

После слушаний его выставили в разодранной одежде на растерзание толпе. Через некоторое время пришел сакелларий и огласил приговор. Святого лишили сана и назначили время смертной казни. Его заковали в цепи и посадили в темницу с разбойниками. Они оказались милосерднее, чем еретики.

В это время император навестил умирающего патриарха Павла и рассказал ему о прошедшем суде. Тот отвернулся и сказал:

«Горе мне! Еще одно новое деяние к моему осуждению».

Он просил прекратить мучения папы Мартина. Констанс послал в тюрьму нотария для дополнительного допроса.

Святитель отвечал им, что не станет общаться с Константинопольской церковью, пока она окутана зловерием. Мучители поразились такому мужеству и заменили казнь на ссылку в отдаленный Херсонес Таврический. Там исповедник и скончался. Его погребли во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов осудили в 680 году на VI Вселенском соборе, а мощи святого папы Мартина перенесли в Рим.

Подробнее о святителе можно узнать из данного ролика.

Историческая судьба

Православная церковь святого Мартина на Таганке всегда занимала особое место среди памятников русского классицизма. Связано это с тем, что она выделялась своей оригинальностью и стояла особняком в истории московской архитектуры. Расположившись на вершине холма, храм был одной из значительных и мощнейших градостроительных доминант всего Заузья.

Во время оккупации французами в 1812 году здание пострадало от пожара. В течение девяти лет шел ремонт железных покрытий, реставрация облицовки церкви и прокладка прохода между колокольней и храмом. К началу XX столетия было устроено калориферное отопление, обновлена живопись.

После революции Мартиновская церковь разделила судьбу многих христианских святынь. По декрету 1922 года об изъятии ценностей храм лишился почти всей ризницы, а через два года его разграбили полностью. Здание закрыли, а помещение передали киностудии документальных фильмов и Всесоюзной книжной палате.

Церковь святителя Мартина вновь открылась только в 1989 году. Настоятелем храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Усилиями отца Сергия возобновились богослужения.

В 1991 году крестным ходом перенесли чудотворный образ Богоматери Грузинской. К 1996 здание полностью освободили от фондов книжной палаты, разобрали шесть этажей железобетонных перегородок и перекрытий, полностью заменили систему отепления, полы, кровлю и оконные рамы. Воссоздана настенная живопись, в Мартиновскую церковь вернули иконостас центрального алтаря.

Активное участие в реставрационных работах принимали:

  • священник Сергий Точеный;
  • священник Михаил Федин;
  • священник Андрей Бондаренко;
  • диакон Дионисий Пряхин.

В мае 1998 года патриарх Алексий II передал настоятелю Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 освящен один из приделов в честь преподобного Александра, монаха обители «Неусыпающих».

Современное положение

На данный момент церковь Мартина Исповедника ведет широкую общественную деятельность.

  1. Воскресная православная школа. Это учебное учреждение при храме предназначено для детей и взрослых.
  2. Помощь детскому дому. В течение многих лет братство занимается социальной и просветительской деятельностью. Осуществляется духовное окормление детского дома №1. Проводятся поздравления воспитанников с Рождеством и Пасхой, раздача подарков, устроение различных постановок и причащение.
  3. Работа с ветеранами Великой отечественной войны. В те же праздничные дни при самом храме организуются поздравления прихожан-ветеранов, устраиваются чаепития и концерты, раздаются подарки.
  4. Группа милосердия «Курский вокзал». Инициативная группа прихожан по помощи бездомным. Осуществляется кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Месторасположение церкви

Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.

Находящиеся рядом здания:

  • музей мебели;
  • церковь Николая Чудотворца на Студенце;
  • театр на Таганке;
  • церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
  • церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
  • дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
  • церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Как добраться

В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.

В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:

  • «Авиамоторная»;
  • «Марксистская»;
  • «Перово»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов».

Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.

Архитектура и убранство сооружения

Главное здание выполнено в форме латинского креста, его боковые стороны украшают порталы с коринфскими колоннами. Сверху находится большой купол диаметром 17 метров, а по бокам — четыре маленьких. С западной стороны пристроена колокольня, имеющая три яруса. Ее высота составляет 60 метров.

Росписи, выполненные Антонио Клаудио в 1800—1801 годах, сохранились до наших дней. Настенная живопись в итальянском стиле была нетрадиционна. На парусах написаны несвойственные православному храму сюжеты: апостол Петр и пророк Моисей в окружении множества фигур. Мастером были выполнены и овальные иконы для главного иконостаса.

Высокопреосвященный Платон в 1806 году освятил храм: главный престол — во имя Вознесения Господня, а два предела — во имя святителя Мартина Исповедника и Грузинской иконы Богоматери.

Святыни храма

Главной святыней является Грузинская икона Богоматери. Роспись была вывезена персидским шахом Аббасом во время нашествия агарян на Грузию в XVII столетии. Впоследствии ее купил русский купец и перенес в Красногорский мужской монастырь. Здесь сразу же начали совершаться многочисленные чудеса. По благословению Патриарха Филарета икону крестным ходом обносили по монастырям и городам Святой Руси.

Многочисленность случаев исцеления подвигла москвичей сделать точные копии росписи, три из которых прославились чудотворениями.

Эти списки были распределены между Алеексеевским женским монастырем, храмом Живоначальной Троицы в Никитниках и собором Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Третья копия иконы снискала особое почитание в простом народе и среди высочайших особ.

Императрица Анна Иоанновна перевезла список в Санкт-Петербург, где украсила его дорогим окладом из драгоценных камней. Перед росписью неоднократно произносил молитвы Александр I. Узнав, что рама была разграблена, он приказал выставить охрану вокруг святого образа. В 1991 году икона была перенесена в храм с вятого Мартина Исповедника на Таганке.

Пресвятая Богородица помогает всем приходящим и нуждающимся в Ее благодати. Этот образ особенно популярен у женщин с бесплодием. Поработав над восстановлением и благоустройством собора, многие семейные пары, лишенные возможности иметь детей, обзаводятся потомством.

В церкви также находится мощевик, в котором хранятся частица Животворящего Креста Господня и частицы мощей:

  1. Святых: святителя Мартина Исповедника (в самом центре), Блаженной Матроны, святителя Тихона.
  2. Преподобных: Никодима, Лонгина, Серафима, Дамиана, Анатолия, Григория, Саввы.
  3. Митрополитов: Московских святителей Иннокентия, Филарета, Филиппа.
  4. Киево-Печерских подвижников.
  5. Святого праведного старца Алексия Мечева.
  6. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
  7. Святых младенцев, Иродом убиенных.

Как проходят богослужения

На службу могут попасть все желающие.

  • в воскресные дни Божественная Литургия — в 10:00;
  • в будничные дни Божественная Литургия — в 08:00;
  • вечернее Богослужение — в 17:00.

Утреня и вечерня с чтением акафиста Грузинской иконе Божией Матери совершается по пятницам в 17:00, а святителю Мартину Исповеднику — в то же время по воскресеньям.

Дни, когда не совершается богослужение с чтением акафиста:

  • в Великий Пост;
  • в Двунадесятые и Великие праздники;
  • в дни памяти особо почитаемых святых;
  • в дни особо чтимых икон Божией Матери;
  • в попразднества Двунадесятых Праздников.

Видео об истории и святынях храма

В ролике представлен краткий обзор храма: его история и святыни.

Москва: от креста ко кресту. Таганка

На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский – эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.

Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.

В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.

Читайте также:  Иеромонах Фотий: биография и история жизни, участие в шоу «Голос»

Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.

Сила в немощи

Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.

Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».

В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…

Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.

Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.

Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.

Афон в центре столицы

Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.

Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Хрис­те. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…

Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.

Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.

Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.

Главное — жизнь души

В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телес­ные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.

Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».

В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…

Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Храм Мартина Исповедника на Таганке Москва

Содержание:

Храм Мартина Исповедника, что стоит на Таганке, в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III.

Храм Мартина Исповедника находится в самом центре исторической московской застройки, в Заяузье, которое ныне именуется Таганкой.

В храме Святителя Мартина Исповедника на Таганке можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника. В храме каждый день совершаются молебные пения перед мощами блаженной старицы Матроны Московской, а каждую субботу проводятся беседы с желающими принять Таинство Крещения.

Полное название – Храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе, Москва.

Первые упоминания о московском храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. Сведений о том, каким было первоначальное строение храма – каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. По другим сведениям, церковь была каменной уже в 1657 году

Таганка храм Мартина Исповедника возведение

Достоверно известно, что храм Мартина Исповедника появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года, с момента своего возникновения был православным, главный престол которого освятили в честь Вознесения Господня.

Уже после венчания на царство Василия III в день памяти святого Мартина он стал называться храмом Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Новой Алексеевской слободе. Алексеевской слобода звалась по имени одного из местных храмов, освященного во имя святителя Алексия Митрополита Московского «что за Яузой».

Новый храм Мартина Исповедника

В конце XVIII века богатый московский купец Василий Жигарёв решил отдать все свои средства на строительство нового храма Мартина Исповедника. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков.

Строительство новой церкви Мартина Исповедника на Таганке началось в 1792 году и продолжились до 1806 года, то есть через 14 лет грандиозная стройка завершилась – огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья. Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма.

Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: собором Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Расписывал новый храм итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Приделы храма освящались постепенно. В октябре 1800 года – Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен в 1806 году.

История Храма Святителя Мартина Исповедника на Таганке в Москве

В судьбе храма Святителя Мартина Исповедника сказались все перипетии русской истории. Он пережил и нашествие Наполеона, и пожар 1812 года, и мирные годы, и разграбление после революции 1917 года. Но пришло время его возвращения в лоно Православной Церкви, и ныне он открыт для своих прихожан.

В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящен самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Наполеоновское нашествие

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма – такой европейский – спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.

Читайте также:  Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет – до 1823 года – продолжалась реставрация церкви, а особенно – пострадавшей облицовки храма.

После Октября

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишен части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра.

В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата – в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили «Востоккино» – киностудию документальных фильмов.

После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата хранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объеме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне «Храм святаго Мартина Исповедника» также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени здание храма было взято государством под охрану.

Возрождение

В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь – Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновленного храма Мартина Исповедника, было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим.

19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни.

Но только в 1996-м из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведен капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На свое место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола. 28 мая 1998 года совершили великое освящение храма.

Внутри храма Мартина Исповедника на Таганке в Москве

Внутри храма Мартина Исповедника все говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений.

Особое внимание привлекает купол храма – это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льется в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

Росписью храма занимался итальянский живописец Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII – начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах, построенных до XVIII века.

Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Петр. При возвращении храма верующим была открыта фреска «Вход Господень в Иерусалим» работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней.

Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули в храм. Позолоченная алтарная преграда в нем выполнена в форме триумфальной арки. Согласно архивным сведениям, эта триумфальная арка зафиксирована по документам на 1809 год, то есть она была еще до Отечественной войны 1812 года.

Боковые приделы выглядят чуть скромнее главного, их форма более традиционна для православных храмов. С правой, южной, стороны расположена трапезная, которая соединяется с колокольней длинным притвором.

Основной объем храма освящен в честь Вознесения Господня. Южный придел – во имя святителя Мартина, а северный – в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящен придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».

К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но все же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить свое наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации.

История храма

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, — один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года.

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли «черные люди» — ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом — церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, — но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью — частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.

Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.

1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.

В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.

galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Один из красивейших в столице, храм Мартина Исповедника находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Этот храм часто сравнивают и с собором Святого Павла в Лондоне, и с собором Сятого Петра в Риме, но мне кажется, что это совершенно не к чему. Храм Мартина Исповедника великолепен сам по себе, и масштабы его соразмерны Москве. Недаром он так гармонично смотрится среди старой застройки Большой Алексеевской улицы!
Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник святого Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

Читайте также:  Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

Храм возвёл современник и однофамилец великого архитектора Матвея Казакова – Родион Казаков (1758-1803). В ранние годы он работал под руководством В.И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под руководством М.Ф. Казакова – над Пречистенским дворцом. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков впоследствии возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Строительство храма Мартина Исповедника началось в 1792 году на средства богатейшего московского купца, позже городского головы В.Я. Жигарева. С тех пор храм является гордостью Москвы и главным украшением Таганки.

1. Родион Казаков соединил в этом строении две школы русского классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны). Применил он и свою любимую архитектурную форму – ротонду. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт всей местности.

2. Алексеевская слобода была образована в начале ХVI века вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь.

3. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу охотно заселяло московское купечество, что во многом определило благоприятную судьбу храма.

4. Монументальное двухярусное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Главный купол имеет форму световой ротонды диаметром 17 метров. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

5. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

6. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу Мартина Исповедника.

7. Мартин Исповедник жил в VII веке в Константинополе и умер в изгнании в Херсонесе. Его образ напоминает о времени, когда христианская церковь до раскола на православных и католиков была единой. Мартина католики почитают как мученика, а православные – как исповедника. Так православная церковь называет тех, кто открыто объявил себя христианином и после принятых мучений остался в живых.

8. Святитель Мартин после кончины был погребён в храме иконы Божией Матери “Влахернской” на окраине Херсонеса. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают ныне в церкви Сан-Мартино-ай-Монти.

11. Трехъярусная колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся кверху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем.

12. Ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными капителями.

13. Один из входов в храм – через колокольню.

15. Посмотрим на храм с противоположной стороны – здесь фронтон был расписан во время реставрации.

16. На фреске изображено Преображение Господне.

18. Ограда относится к концу XIX столетия.

22. Один из приделов освящён во имя Грузинской иконы Богоматери. В 1991 году в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот.

23. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

24. Обязательно зайдите в храм, в 1800-1801 годах он был расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. На парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.


Фото из интернета

25. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен исторический иконостас. Много лет он лежал в запасниках, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева. Единственная в мире алтарная преграда храма в форме триумфальных ворот посвящена победе над Наполеоном.

26. Фотография алтарных ворот и план храма найдены в интернете.


Фото Ковшова Владимира Валентиновича

27. Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне – Яузская больница №23, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии.

28. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов “Востоккино”. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.


Вид с Большой Алексеевской (ныне улицы Солженицына)

В 1990 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. К 1996 году был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря. Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества.

vigersans

МОЙ ЖУРНАЛ

Церковь Святого Мартина Исповедника на Таганке. Москва.


Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, находится в тихом уютном районе старой Москвы на улице Солженицына, в царские времена Большой Алексеевской (в советское время – Большой Коммунистической) близ Таганки. Это один из старинных московских православных храмов, свидетель и хранитель многовековой истории.

Вид на храм со стороны улицы Солженицына

Построенный в стиле классицизма, Храм святителя Мартина Исповедника представляет собой признанный шедевр русского зодчества. Величественное здание, стоявшее на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, с древних времен формировало художественный облик всей Таганки, всегда отличалось своей мощью и оригинальностью.

Доподлинно неизвестно время строительства каменного храма на данном месте — предположительно 1502 год. Летописная традиция связывает посвящение храма святителю Мартину Исповеднику с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного, что случилось 14 (27) апреля 1502 года – в день памяти святителя Мартина, Папы Римского.

Имя святого Мартина созвучно греческому слову «мучение». Жизнь святого была воплощением этого смысла – он прошел через долгий путь страданий, оставаясь верным учению христианской Церкви. В июле 649 года он стал Папой Римским. Правящий император Констант II был приверженцем монофелитства и велел новому епископу принять учение, однако Мартин отказался и на Латеранском соборе в 649 году осудил монофелитов как еретиков. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить его. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп. Тогда император послал другого военачальника, Федора Каллиопа, чтобы тот заточил епископа в тюрьму по ложному обвинению в еретичестве. Не слушая никаких оправданий святого Мартина, Каллиоп ночью арестовал его и на корабле отправил на Цикладские острова, где святой пробыл в заточении целый год, перенося пытку голодом. После чего папа был вызван в Византию на суд, где подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. После долгих издевательств его приговорили к смерти и после заточили в темницу.

В это время скончался патриарх Павел, когда-то причинивший святому Мартину немало зла. Перед смертью, раскаявшись, он просил императора ослабить страдания мученика. Тогда по приказу императора святого не казнили, а на корабле сослали в Херсонес Таврический, где он умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского.

Фреска с изображением Мартина Исповедника в экстерьере храма

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVI вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу принялось охотно заселять московское купечество, что во-многом определило благоприятную судьбу Мартиновского храма.

В 1791 началось возведение нового, дожившего до нашего времени, храма в стиле классицизма. Строился он по заказу и на средства местного прихожанина, московского купца-чаеторговеца, позже московского городского головы, В.Я. Жигарева. Архитектором был приглашен Родион Казаков. В 1806 году Митрополит Московский Платон освятил престол нового храма. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне – Яузская больница №23 – втечение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, которые сдались в плен входящим в город русским войскам, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии. В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После прихода к власти большевиков храм постигла участь многих московских святынь.

1922 год. Внутри храма.

К счастью, его не разрушили: по декрету 1922 года была изъята значительная часть ризницы, в 1924 году церковь была разграблена.

В 1931 году храм закрыли, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, растащен интерьер.

В 1980-1990 годы здесь размещалось хранилище Всесоюзной Книжной палаты.
С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим, который окончательно завершился в 1996 году. В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов.

Вновь храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием в мае 1998 года.

В настоящее время постоянно идут работы по совершенствованию интерьера и экстерьера. После возвращения здания церкви, еще в 90-е годы, были проведены все необходимые инженерные работы, постепенно воссоздана настенная живопись, возвращен иконостас центрального алтаря.

Сегодня работы над боковым фронтоном полностью завершены. Леса сняты.

Фреска с изображением сцены Преображения Господня украсила фронтон

Преображение Господне – важнейший праздник Православной Церкви, празднуется 6 (19) августа. Установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковым и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор. Описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия Иисуса Христа, когда во время одной из молитв Иисуса со своими учениками лицо его преобразилось, одежды сделались белыми и из облака раздался глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте” (Мк. 9:7).
Праздник появился на Руси вместе с принятием христианства и со временем оказался приуроченным к уборке яблок. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом. С этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Пророки Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

Работы художника Михаила Сатарова. Старая Москва.

Сегодня внутренний и внешний вид храма рождают ощущение единства и постоянства, кажется, что таким величественным и красивым он был всегда. Храм Святого Мартина по-прежнему является главной достопримечательностью Таганки и всей Москвы.

Ссылка на основную публикацию