Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Екатеринбург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Екатеринбурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (119)
    • Магазины и ТРЦ (22)
    • Зоопарки (10)
    • Парки развлечений (32)
    • Музеи (46)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Автовокзалы (2)
    • Храмы, соборы, мечети (17)
    • Парки (11)
    • Аэропорты (1)
    • Театры (21)
    • Смотровые площадки (3)
    • СПА, источники (2)
    • Кинотеатры (18)
    • Рынки (3)
    • Пляжи (7)
    • Рестораны и кафе (38)
    • Горнолыжные курорты (6)
    • Площади (1)
    • Озера (6)
    • Заповедники (1)
    • Пабы (4)
    • Клубы, концертные площадки (4)
    • Фестивали, праздники, шоу (4)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Водопады (1)
    • Горы (1)
    • Небоскрёбы (1)
  • Забронировать отель в Екатеринбурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Екатеринбурга
  • Советы о Екатеринбурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Екатеринбурге

Метрост. «Динамо».
Автобусост. «ТЮЗ», №1, 13, 13а, 15, 018, 21, 23, 48, 53, 57, 57а.
Троллейбусост. «ТЮЗ», №1, 3, 5, 9, 11, 15, 17, 18.
Маршрутное таксиост. «ТЮЗ», № 021, 052, 056.

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.

Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.

Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. Это продолжалось тайно даже после его сноса в 1977 году. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного здания.

В 1992 году была произведена закладка камня в основание будущего храма, а спустя два года на этом месте состоялась первая Божественная Литургия под небольшим временным навесом. Археологические раскопки на месте бывшего дома Ипатьева прошли в 2000 году. Помощь ученым оказывало большое количество людей на добровольной основе. Благодаря их усилиям были просеяны тонны земли на месте «кровавого» подвала.

Проект екатеринбургского храма разработали архитекторы Грачев М. Ю., Морозов В. П. и Мазаев Г. В. Планировалось возвести здание в русско-византийском стиле, которое делилось на нижний храм памяти Романовых на месте подвала, где их расстреляли и верхний собор. На какое-то время строительство пришлось заморозить в связи с экономической ситуацией, поэтому освящение нового храма состоялось только в 16 июля 2003 года.

Ежегодно в ночь на 17 июля в Храме-на-Крови служат памятную литургию, после чего начинается крестный ход длиной 25 километров до Ганиной Ямы, куда сбросили тела после расстрела.

Время работы и расписание богослужений

Посетить Храм-на-Крови в Екатеринбурге можно в любой день с 07:30 до 23:00. Богослужения здесь проходят ежедневно в утреннее и вечернее время.

По будням: утром в 08:00 и вечером в 17:00. По воскресеньям совершают три Божественных Литургии в: 06:40, 08:00 и 09:00.

Исповедь с 16:30 до 18:00. Подробнее о расписании богослужений можно узнать на официальном сайте.

Как доехать до Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм-на-Крови расположен в центре Екатеринбурга. Ближайшая крупная трасса, проходящая рядом — улица Карла Либкнехта. На ней находятся остановки наземного общественного транспорта. Вход в здание со стороны улицы Царская. Недалеко от храма расположены еще несколько достопримечательностей: кинотеатр «Космос», Литературный квартал и Городской пруд.

Организованные экскурсии в Храм-на-Крови предлагают гиды в Екатеринбурге, зарегистрированные на портале Эксперты.Туристер.Ру.

Метро

Метро не самый удобный способ добраться до храма. Ближайшая остановка расположена в 750 метрах — станция «Динамо». Выйдя на поверхность, нужно пройти через сквер рядом с ККТ «Космос». Этот вид транспорта подойдет, если необходимо доехать от Южного автовокзала.

Автобусы

Остановки наземного транспорта находятся практически рядом с храмом. Ближайшая — «ТЮЗ». К ней подходят рейсы муниципальных автобусов:

  • № 13а (маршрут Уралтехгаз — Площадь 1905 года);
  • № 018 (маршрут Авангард — 17-я Мехколонна);
  • № 48 (маршрут Горбольница № 7 — Широкая речка).

От Железнодорожного вокзала Екатеринбурга возможно доехать на маршрутах: № 1, 21, 23, 53.

От Северного автовокзала на автобусах: № 13, 15, 57, 57а.

Троллейбусы

К этой же остановке «ТЮЗ» подъезжают троллейбусы следующих маршрутов:

  • № 1 (маршрут Железнодорожный вокзал — Химмаш);
  • № 3 (маршрут Коммунистическая — Крауля);
  • № 5 (маршрут Коммунистическая — ЦПКиО);
  • № 9 (маршрут Железнодорожный вокзал — Табачная фабрика «Альвис»);
  • № 11 (маршрут Железнодорожный вокзал — Онуфриева);
  • № 15 (маршрут ДК железнодорожников — Ботаническая);
  • № 17 (маршрут площадь Первой Пятилетки — Центральная гостиница);
  • № 18 (маршрут Академическая).

Маршрутные такси

Подходящих маршрутных такси значительно меньше:

  • № 021 (маршрут поселок Семь Ключей — станция «Шарташ»);
  • № 052 (маршрут Авангард — Онуфриева);
  • № 056 (маршрут Уралобувь — Сосновый Бор).

Выходить следует на остановке «ТЮЗ».

Такси

По Екатеринбургу удобно передвигаться на такси, пользуясь приложениями: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Храм на Крови в Екатеринбурге

Святыни: икона Божией Матери «Троеручица», рака святого преподобного Серафима Саровского

Первые проекты

Во времена Перестройки на месте снесенного в 1970-е годы Ипатьевского дома все чаще стали собираться верующие, сначала собрания разгонялись милицией, но это не помогало, менялась и ситуация в стране. В августе 1990 года на этом месте был установлен Поклонный крест, а в сентябре – принято решение об отводе земли Свердловскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви для установки памятного символа. А могло быть все иначе. На этот участок претендовали бизнес-структуры, которые планировали здесь в комплексе с храмом организовать современный туристический центр с отелем, ресторанами, магазинами, сувенирными лавками.

1991 год. Поклонный крест на месте снесенного дома

После этого был объявлен международный конкурс на разработку проекта памятного храма на месте бывшего Ипатьевского особняка. Финал этого конкурса несколько раз переносился. Всего в конкурсе приняли участие почти 20 работ. Все они были представлены на общественное обсуждение. В музее на Плотинке каждый желающий мог оценить заявленные на конкурс работы.

Так мог выглядеть храм на месте расстрела царской семьи. Автор А. В. Долгов

Первый тур конкурса завершился присуждением двух вторых и трех третьих премий, ни одной работе не была присуждена первая премия, так как, по мнению жюри, все они нуждались в доработке. Но явным фаворитом по очкам и приз зрительских симпатий получил коллектив под руководством А. В. Долгова. Небольшой камерный храм по этому проекту был спроектирован, опираясь на традиции древнерусского зодчества Владимиро-Суздальской земли. Авторский коллектив во главе с Долговым позднее спроектировал такие известные в Екатеринбурге памятники культового зодчества, как Екатерининская часовня на главном проспекте города и Елизаветинская часовня у Храма-на-Крови.

Но во втором туре победу неожиданно присудили работе Константина Ефремова, молодого архитектора из Кургана. Он также предложил небольшой храм-памятник, выполненный в традициях новгородского зодчества древней Руси. Позднее Ефремов также стал известен благодаря своим работам в монастыре на Ганиной яме, в первую очередь как автор самого большого монастырского храма в честь иконы Божией Матери «Державная». В сентябре 1992 года итоги конкурса были подведены, и 23 сентября архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Мелхиседек заложил первый камень будущего храма.

Проект храма на месте расстрела царской семьи. Автор К. В. Ефремов

Но далее строительство встало, его успешному продолжению все время мешали какие-то внешние либо внутренние причины. Позднее говорили, что как будто бы высшие силы не давали идти строительству до церковного прославления императора и его семьи. В стране в это время было тяжелое экономическое положение, поэтому на государственную поддержку рассчитывать не приходилось. Начался сбор пожертвований через благотворительный фонд, средства поступали даже из-за рубежа. Но как часто было в то неспокойное время, у руля этого фонда оказался авантюрист и мошенник, который в 1993 году скрылся с большей частью собранной суммы и драгоценными камнями для будущего храма. Новым фондам уже никто не хотел верить, тем более их было несколько. Именно поэтому несколько лет строительство храма не велось. Но в 1996 году этот вопрос вновь был поднят на правительственном уровне.

Константин Ефремов к тому времени свой проект серьезно доработал. По словам архитектора, сама идея пришла к нему чудесным образом. Он долго трудился, но никак не мог прийти к окончательному решению, образ храма не складывался. И лишь после того, как он лег спать, какая-то сила как бы вознесла его над землей, и сам Господь показал архитектору облик будущего храма.

Проект Долгова с воссозданием Ипатьевского дома

Но к этому времени в борьбу вновь вступает А. В. Долгов, предложив совершенно новый оригинальный проект памятного храма. Он предполагал восстановление разрушенного Ипатьевского дома с внесением дополнительно домовой церкви. Этот проект активно поддерживали многие местные архитекторы, группа творческой интеллигенции во главе с председателем Уральского общества краеведов В. Слукиным.

Победивший проект

Но к концу 1990-х годов два конкурировавших проекта оказались не у дел, а строительство началось по совершенно новому проекту, авторами которого стали архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачев и главный архитектор области Г. В. Мазаев.

Храм-на-Крови с противоположного берега Городского пруда

По официальной версии, проект Ефремова был отклонен из-за занятой архитектором ортодоксальной позиции, которая не допускала каких-либо поправок в предложенном им решении храма. А эти поправки были необходимы. К примеру, обязательное расположение места расстрельной комнаты под одним из алтарей храма, что не было выполнено в ефремовском проекте. Говорят, в результате конфликта Г. В. Мазаев, курировавший строительство, создал творческую группу, которая и занялась разработкой нового проекта. Любопытно, что главный разработчик победившего проекта Г. В. Мазаев в 1977 году в должности главного художника города Свердловска участвовал в сносе Ипатьевского дома.

По версии же архитектора Ефремова, однажды Мазаев предложил ему доработать эскиз своего сына Антона, будто бы сделанный им на досуге за вечер. Этот эскиз предполагал совершенно иной проект памятного храма. Естественно, обиженный Ефремов не согласился. Поэтому Мазаеву и пришлось собрать новый творческий коллектив.

Храм-на-Крови в Екатеринбурге. Автор фото Михаил Пименов

Говорят, что, скорее всего, дело здесь в том, что со времени конкурса прошло слишком много времени, Екатеринбург пытался подняться в общероссийской иерархии городов на место третьей столицы России. Памятный храм, который становился культурной ценностью всемирного значения, не только своей известностью, но и своими масштабами, должен был соответствовать питерскому Исаакиевскому собору и московскому храму Христа Спасителя. Прежние проекты не соответствовали новой идеологии, новый же – с использованием монументального русско-византийского стиля, кстати, любимого стиля Николая II, как нельзя лучше выполнял современные задачи. Именно поэтому, говорят, легко были отклонены все многочисленные протесты творческой интеллигенции, а новый проект прошел через утверждение властей.

Храм-на-Крови в Екатеринбурге вечером

В августе 2000 года Николай II и его семья были прославлены Русской Православной Церковью, а в сентябре прибывший в Екатеринбург Святейший Патриарх Алексий II освятил строительство храма и заложил в его основание памятную грамоту. После этого строительство быстро пошло в гору. Уже 16 июля 2003 года, к годовщине гибели царской семьи, состоялось торжественное освящение храма. Святейший Патриарх Алексий II из-за проблем со здоровьем приехать не смог. Чин освящения совершили постоянные члены Священного Синода митрополиты Ювеналий, Кирилл, ныне Святейший Патриарх, а также митрополит Воронежский Сергий и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Вдова племянника Николая II О. Н. Куликовская-Романова передала в дар храму икону Божией Матери «Троеручица», которая находилась в доме Ипатьева во время заточения в нем семьи Романовых. После основных торжеств у врат храма состоялся концерт, во время которого под управлением М. Ростроповича была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812 год».

Внешний и внутренний облик храма

Екатеринбургский храм стал третьим в истории нашей страны Храмом-на-Крови. Первый установлен в Угличе, на месте убийства царевича Дмитрия, второй — в Санкт-Петербурге, на месте убийства Александра II. Как напоминание о пролитой в Екатеринбурге крови нижняя часть фасадов храма отделана гранитом красного и бордового цвета. Пятикупольный 60-метровый храм построен в наиболее популярном в конце XIX – начале XX веков русско-византийском стиле. Его фасады украшают 48 скульптур любимых в России святых. Скульптуры выполнили К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. На звоннице храма 14 колоколов, отлитых мастерами из Каменск-Уральского, средства на их изготовление были собраны в результате акции «Колокола покаяния», одним из организаторов этой акции стал известный поэт, композитор и исполнитель Александр Новиков.

Читайте также:  Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Храм-на Крови в Санкт-Петербурге

Конструктивно храмовый комплекс разделен на две части — нижний и верхний храмы. Нижний, во имя святых Царственных страстотерпцев, устроен на уровне подвала Ипатьевско­го дома, он посвящен семье Николая II. Этот заупокойный храм, храм печали и памяти, поэтому он выполнен в очень строгом спокойном стиле. Главной святыней нижнего храма является «расстрельная» комната, обустроенная на месте того самого помещения, где произошло убийство семьи Николая II. Говорят, здесь присутствуют подлинные остатки конструкций дома Ипатьева, стоит крест.

Храм-на -Крови в Екатеринбурге

Верхний храм — Во имя всех святых, в земле Российской просиявших — это храм радос­ти и веры, веры в достойное будущее России. Храм устремлен вверх, в нем очень много пространства, окон и благодаря этому – света. В храме выполнено уникальное решение: между нижним и верхним храмами существует пронизывающее пространство. Из «расстрельной» комнаты в иконостас верхнего храма выходит прозрачный шатер, через проем которого сверху можно видеть место гибели царской семьи. Это пространство символизирует связь времен, связь прошлого с будущим. Уникальным также считается тринадцатиметровый иконостас верхнего храма, выполненный из редкой породы белого мрамора, его высота 13 метров, а длина – 30 метров. Главными святынями храма являются рака свято­го преподобного Серафима Саровского и икона Божией Матери «Троеручица».

Рака преподобного Серафима Саровского

Рака преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого находится в храме не случайно. Судьба Николая II и его семьи множеством невидимых нитей связана с великим русским подвижником. Именно император стал инициатором и принял активное участие в прославлении батюшки Серафима в 1903 году. В этом же году после поездки в Саров и купания в его источнике императрица родила долгожданного сына. А сам преподобный Серафим еще в 1824 году, говорят, предсказал: «… будет царь, который меня прославит. После чего будет Великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя. Ангелы не будут успевать брать души. Все восставшие погибнут, а Бог царя возвеличит».

Николай II во время Крестного хода с мощами преподобного Серафима Саровского. 1903 год

В 1927 году, после закрытия Серафимо-Дивеевской обители, мощи святого были изъяты и бесследно исчезли. А в 1990 году совершенно случайно были обнаружены в фондах Музея истории религии в Ленинграде, который размещался в Казанском соборе на Невском проспекте. Мощи были освидетельствованы. А так как рака, подаренная в 1903 году императором Николаем II, была утеряна, Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода, старейшего предприятия Русской Православной Церкви, изготовить новую раку для мощей преподобного Серафима.

Святой преподобный Серафим Саровский

После того, как рака была готова, мощи святого торжественно проследовали по некоторым храмам Ленинграда, затем были перевезены в Москву, где почти полгода пребывали в Богоявленском кафедральном соборе столицы. А летом 1991 года рака с мощами преподобного проследовала во главе грандиозного крестного хода из Москвы в Дивеево, где и находилась до 2003 года.

Рака Серафима Саровского в Храме-на-Крови в Екатеринбурге

В 2003 году исполнилось сто лет со времени прославления преподобного Серафима Саровского. К этому времени удалось обнаружить эскизы первой раки, изготовленной на средства Николая II. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Екатеринбургский художественный фонд совместно с предприятием «Уральский ювелир» под руководством художника Анатолия Елизарова по этим эскизам выполнили уже третью раку святого. Говорят, ее украсили уральскими самоцветами, многие из которых с территории легендарной Самоцветной полосы Урала. В день памяти преподобного в Серафимо-Дивеевской обители Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил литургию перед новой ракой с мощами святого. А рака, в которой Россия встретила вновь обретенные мощи батюшки Серафима, в которых мощи святого почивали 12 лет, была подарена для нового храма в Екатеринбурге, вновь связав Серафима Саровского и семью Николая II.

Икона Божией Матери «Троеручица»

По преданию, в VIII веке по молитве у этой иконы исцелил руку, отрубленную по навету византийского император-иконоборца Льва Исаврянина, советник дамасского халифа, защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин. В благодарность в дар чудотворному образу он преподнес серебряное изваяние исцеленной руки, подвесив его к иконе, после чего она стала называться «Троеручица». В конце XII века эта икона была перенесена в Сербию. Во время турецкого нашествия православные сербы положили икону на осла и отпустили его без сопровождения. Осел самостоятельно дошел до Афона, где остановился у ворот сербского Хиландарского монастыря. Монахи приняли икону, как великий дар свыше, и с тех пор образ стал главной святыней обители.

Икона Божией Матери «Троеручица» в Храме-на-Крови

В России список с Афонского образа был доставлен по просьбе Святейшего Патриарха Никона в 1661 году, с тех пор списки с иконы Божией Матери «Троеручица» получили широкое распространение в стране. Часто на них серебряная рука, подаренная иконе Иоанном Дамаскиным, изображалась красками, как третья рука Богородицы. Такой является и икона из екатеринбургского Храма-на-Крови.

Судя по простому письму, эта икона не принадлежала царской семье, а была достоянием семьи инженера Ипатьева или его прислуги. Но во время заточения Николая II и его родных в Ипатьевском доме, она стала свидетельницей последних дней Романовых.

Фото «царского фотографа» Прокудина-Горского 1909 года. Колокольня Вознесенского храма, где пулеметные расчеты будут стеречь царскую семью, а в центре виднеется зеленая крыша Ипатьевского дома — место, где ныне возвышается Храм-на Крови

После того как в Екатеринбург вошли части Белой армии, «Троеручица» была найдена в доме Ипатьева одним офицером, хорошим знакомым сестры Николая II, Великой княгини Ольги Александровны. После Гражданской войны этот офицер, оказавшись в эмиграции, привез икону в Данию, где проживала Ольга Александровна и ее матушка, императрица Мария Федоровна. По решению императрицы икону эту передали на хранение Ольге Александровне, для которой уральская «Троеручица» стала большой реликвией.

Говорят, вплоть до своей смерти в 1960 году Великая княгиня никогда с иконой не расставалась, перед смертью завещав ее старшему сыну Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову. В 1991 году, когда он узнал о строительстве в Екатеринбурге Храма-на-Крови, то выразил желание передать святыню храму по окончании его строительства. В 1993 году Куликовский-Романов скончался, а его завещание в 2003 году выполнила его супруга Ольга Николаевна.

Памятник царской семье

Перед входом в храм установлен памятник царской семье, авторы воссоздали момент, когда Романовы спускаются в подвал Ипатьевского дома в самые последние минуты своей жизни. Скульптуры выполнили К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. К. В. Грюнберг на сегодня, пожалуй, самый известный среднеуральский скульптор, среди его работ «Черный тюльпан» и памятник Г. К. Жукову в Екатеринбурге, памятник Никите Димидову и Петру I возле Невьянской башни.

Памятник семье Николая II. Автор фото Евгений Дубинский

С первых минут жизни памятника на него и его создателей обрушилась волна обвинений со стороны части творческой интеллигенции. Причем по большей части надуманных. Одни разглядели, что лики у Романовых совсем неславянские, на что кто-то заметил, что и жена, и мать, и бабушка Николая II имели европейское происхождение. Других шокировало, что царь стоит спиной к храму. Но круговая композиция схода Романовых по винтовой лестнице не может обеспечить всем фигурам лицевое положение по отношению к храму – отвечали создатели памятника. Пожалуй, самым натянутым было обвинение по поводу крестов, которые у княжон лежат поверх одежды: будто бы подобным образом носили в старину кресты девушки легкого поведения. Это утверждение враз разнесли средства массовой информации, хотя верным оно может считаться лишь в отношении низших сословий. Также критики утверждали, что фигуры композиции напоминают по облику советские монументальные персонажи, а крестное знамение царицы похоже на пионерский салют.

Адрес: Храм-на-Крови 620075 г. Екатеринбург, ул. Царская, 10.

Храм на Крови в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

60-метровое сооружение в византийском стиле в Екатеринбурге не испытывает тоски по посетителям: сюда в память о трагическом событии начала XX в. люди приходили и раньше, с цветами. Выросший на месте пролитой крови 5-купольный храм, по сути, служит мемориалом семье последнего российского императора, которую Православная церковь признала мучениками в 2000 г., – Романовым.

Контакты

  • Адрес Храма-на-Крови: Екатеринбург, ул. Царская, 10.
  • Телефон для справок Храма-на-Крови Екатеринбурга: +7 (343) 371-61-68.

Как лучше добираться

Есть довольно много транспортных вариантов – довезут до храма как под землей, так и по земле:

  • выбирайте ветку метро до станции «Динамо» и пересекайте парковую зону;
  • доезжайте автобусом до остановки «Филармония» или «ТЮЗ» (№ 1, 13, 15, 20, 23, 31, 48, 57);
  • трамвай вас довезет до остановки «Театр Музкомедии», откуда до храма примерно 500 м (№ 2, 6, 13, 15, 18, 26, 27);
  • на остановку «ТЮЗ» также направляются троллейбусы (№ 1, 3, 4, 5, 9, 11, 15, 17, 19);
  • маршрутки ходят как до остановки «ТЮЗ», так и до «Филармонии» (056, 052, 035 и 021).

Посещение. Время работы

  1. Открыто культовое место практически круглые сутки.
  2. Попасть в него можно с 7:30 каждый день. Что необычно для действующего храма, так это позднее закрытие.
  3. В графике на сайте Храма-на-Крови Екатеринбурга значатся вечерние часы работы – до 23:00.
  4. Можно прийти конкретно на экскурсию и заплатить пожертвованием. Благодаря экскурсоводу поймете символизм храма и увидите, где он в интерьере подчеркнут. Не забудьте подняться на звонницу, к колоколам.

Расписание богослужений Храма-на-Крови

На служения в храм можно попасть в любой день недели: на утреннее в 9:00 и на вечернее в 17:00.
Довольно удобное расписание служб в Храме-на-Крови Екатеринбурга для тех, кто в воскресенье боится пропустить литургию: ее в храме служат целых три раза (6:40, 8:00 и 9:00).

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить эту и прочие уральские духовные достопримечательности, можно воспользоваться помощью паломнического центра «Ганина Яма», который находится по ул. Репина, 6а. Центр достаточно большой, есть номера разной комфортности, а стоимость проживания для паломников – от 500 руб./сутки.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы.
Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Состоит Храм-памятник на крови в Екатеринбурге из двух уровней: внизу, в нижнем храме расположили музей семьи Романовых и комнату, которую называют «расстрельной» (в ее обустройстве использовали настоящие камни и кирпича дома Ипатьева). Оба храма, верхний и нижний, отличаются даже по цветовой гамме. Нижний олицетворяет подвал, где были убиты большевиками 11 человек, потому и отделан в цвете бордо, цвете крови. А вот в верхнем, светлом храме можно увидеть большой мраморный иконостас (из редкого камня, кстати). Сказать «большой» мало, нужно это видеть: его размеры 30 на 13 метров!
  • Памятник царской семье работы К. Грюнберга. В камне словно застыл момент спуска в подвал на смерть всех Романовых: 7 сжавшихся фигур у креста и 23 ступени вниз.
  • Концертный зал на 160 человек с роялем, который когда-то принадлежал семье императора.

Святыни

Реликвией храма считается не только комната, где расстреляли царскую семью, но и украшенные иконостасы, и подарки соверующих. Мощей, которые бы постоянно находились в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в открытом доступе, нет, их привозят в связи с особыми праздниками (например, мощи Серафима Саровского). Но в основании храма хранятся мощи Симеона Верхотурского – ими освятили первый камень фундамента будущего храма. В числе святынь:

  • Самая важная икона в Храме-на-Крови в Екатеринбурге – «Троеручица» (образ Богоматери стремя руками). Нельзя сказать, что она примечательна какими-то чудесами, скорее, за нее говорит ее история. Принадлежала она семье убитого монарха, перед ней состоялся их расстрел в Ипатьевском доме. Вывезенная за границу и переданная сестре Николая II, наследственная икона колесила по свету, пока в 2003 г. не вернулась на памятное место как дар от потомков Романовых.
  • Икона «Знамение» в серебряном оформлении. Изображает Матерь Божью, получена в дар от посла Французской республики.
  • Образ «Пресвятая Троица». Поблескивает серебром подарок храму митрополита Кирилла на годовщину епархии.
  • Икона Царственных Мучеников. После смерти Романовых их причислили к рангу святых, потому часто изображают на иконах российских храмов. Эта икона прибыла специально с греческой горы Афон.
  • Икона «Неопалимая купина» с необычным для таких икон оформлением – на ней изображена Богоматерь у горящего куста и нет подчеркнутых геометрических линий.

Ряд образов в храме поддерживает тему мученичества. Возле алтаря в храме по 10 иконам можно проследить историю управления Россией: на них – правители, начиная с князя Владимира и заканчивая императором Николаем.

Читайте также:  Митрополит Варсонофий: биография, службы и духовный путь

Фото Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург с высоты птичьего полета
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург строил долго и это неслучайно. Его возведение – это народная инициатива.
Нижняя часть стен собора отделана красноватого цвета гранитом и мрамором, символизирующим пролитую здесь кровь.
Справа находятся поминальные плиты с именами всех членов царской семьи. И главная святыня — алтарь, возведенный на месте гибели царской семьи.

Видео — Храм на Крови, Екатеринбург

Оставляет Храм-на-Крови много настроений и мыслей после себя: о том, сколько стоит человеческая жизнь, почему в храме чтут только царскую фамилию (погибло же не 7, а 11 человек!), стоит ли в интерьере так подчеркивать кровь. Много разного в голове. Поднимаешься в верхний храм – светло, бело и чисто, но осадок остался.

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови, один из крупнейших в Екатеринбурге, – современное монументальное культовое сооружение, принадлежащее к числу самых известных достопримечательностей Свердловской области. Его полное название – «Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Это эффектное пятикупольное здание высотой 60 метров и общей площадью 3152 м² высится на месте снесенного дома Ипатьева, в чьих стенах два с половиной месяца томились семья самодержца Николая II и четверо императорских слуг. Храм выстроен в русско-византийском стиле, широко распространенном в эпоху правления последнего монарха Российской империи.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм-на-Крови

Основные моменты

Храм-на-Крови появился на берегу пруда в самом сердце Екатеринбурга в начале XXI века, его освящение состоялось в 2003 году. По замыслу архитекторов, облик храма символизирует связь времен и возвращение России к православным традициям. Величественное сооружение, увенчанное золотыми куполами, соединило в себе два храма – Нижний (во имя Царственных Страстотерпцев) и Верхний (во имя Всех Святых). В полумраке первого яруса с невысокими сводами почитается память о невинно убиенной царской семье. Просторный и залитый светом верхний придел символизирует возрождение и надежду.

Место, где высится храм, именуется сегодня Святым кварталом. Здесь расположено Патриаршее подворье, на территории которого находятся Музей святой Царской семьи, покои Патриарха – тут глава РПЦ останавливается, когда посещает Екатеринбург. В Святом квартале также размещаются деревянная часовня Святой Елизаветы и инокини Варвары, Воскресенская церковь.

Ежегодно в скорбную дату расстрела царской семьи, в ночь с 16 на 17 июля, в Храме-на-Крови с 23:30 до 04:00 проводятся Всенощное бдение и литургия. Богослужение завершается традиционным многотысячным 25-километровым ходом к урочищу Ганина Яма, где были погребены останки погибших узников. Теперь на этом месте находится мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

История Храма-на-Крови

К возведению Храма-на-Крови приступили в 2000 году, однако роковые события, предшествовавшие его строительству, восходят к 16-17 июля 1918 г. В ту летнюю ночь в подвале каменного особняка, стоявшего на месте современного храма, большевиками были расстреляны последний русский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, их дети и слуги. Дом особого назначения (ДОН), как его называли большевики, был реквизирован у его владельца – инженера-строителя Николая Ипатьева, чья фамилия и дала название вошедшему в историю зданию. После Октябрьской революции в особняке Ипатьева в разное время размещались коллекции некоторых областных музеев, в военные годы здесь хранилась часть эвакуированных из Эрмитажа экспонатов.

Вплоть до своего сноса дом Ипатьева представлял собой своеобразную достопримечательность Екатеринбурга, вызывавшую у граждан, по мнению агентов КГБ, «болезненный интерес». В начале 70-х в европейской прессе появились исследования, касавшиеся последних месяцев жизни царской семьи и обстоятельств расстрела. О них становилось известно благодаря западным радиостанциям, вещавшим на русском языке. У дома Ипатьева стали собираться горожане, они крестились, ставили свечки, посмотреть на загадочное здание с кровавой историей приезжали люди из разных уголков СССР. Накануне 60-й годовщины Октябрьской революции вышло Постановление ЦК КПСС, предписывавшее снести злополучный особняк, и в сентябре 1977 года он исчез с лица земли. Сохранился лишь сад при нем, где под сенью вековых тополей тюремщики разрешали прогуливаться царственным узникам.

Вопреки надеждам советских идеологов, после сноса Ипатьевского дома паломничество к месту, где он стоял, не прекращалось, активизировавшись с началом перестройки. На пустыре, образовавшемся на месте разрушенного здания, все чаще собирались верующие, а также оппозиционеры и монархисты. Стихийные собрания с ленцой, скорее по инерции, разгоняла милиция. В 1989 г. верующие впервые совершили здесь открытое моление, а в следующем году тут был установлен деревянный крест, вскоре оскверненный. Очередной спиленный крест из дерева пришлось заменить металлическим.

Передача семьи Романовых Уралсовету. Художник В.Н. Пчёлин. 1927 г.

Еще с середины 80-х религиозные и коммерческие организации не раз обращались к городским властям за разрешением выстроить на пустыре центр для паломников и храм. Эти инициативы долго игнорировались, но в 1990 году Свердловский горисполком принял решение отдать пустовавший участок земли местной православной епархии, позволив установить здесь «памятный символ». Вскоре объявили конкурс на лучший проект храма-памятника. Из 18 вариантов выбрали работу группы курганских архитекторов под руководством Константина Ефремова. Но талантливой идее авторов не суждено было осуществиться. Виной тому стала темная детективная история с фондом будущего храма. В 1993 году обнаружилось, что от сотен миллионов рублей пожертвований и кредитов, а также двух миллионов долларов, внесенных меценатами, мало что осталось. Регистрацию фонда спешно аннулировали, а возглавлявшему его владыке Мелхиседеку пришлось попрощаться с местом архиепископа Екатеринбургского.

В 1997 году стартовала работа над новым проектом Храма-на-Крови, в основу которого лег эскиз Антона Мазаева – сына главного архитектора области. Теперь предполагалось выстроить пятикупольный храм вместо однокупольного, предложенного Ефремовым. Последний отказался видоизменить свой проект, и к делу приступили архитекторы Виктор Морозов и Владимир Грачев, руководил работами Григорий Мазаев. В сентябре 2000 года, по прошествии месяца после канонизации монаршей семьи на Архиерейском соборе РПЦ, Екатеринбург встречал Патриарха Алексия II, который собственноручно поместил в основание будущего храма капсулу с памятной грамотой об освещении места строительства. Спустя год уже завершили нулевой строительный цикл, а в октябре 2002 года поднялась колокольня. На звонницу храма водрузили 11 колоколов. Средства на их изготовление собрали граждане, принявшие участие в акции «Колокола покаяния». В мае следующего года в Каменске-Уральском из особой колокольной бронзы мастера отлили для Храма-на-Крови колокол массой в 5 тонн, который назвали в честь Святого Андрея Первозванного, и вскоре водрузили на звонницу.

16 июля 2003 года Храм-на-Крови был торжественно освящен высшим духовенством Русской православной церкви. На открытии храма присутствовали видные общественные деятели, меценаты, церковные благоукрасители, музыкант Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. Царская династия была представлена великой княгиней Марией Владимировной Романовой и вдовой племянника Николая II Ольгой Куликовской-Романовой.

Архитектура и интерьер храма

Авторы архитектурного проекта Храма-на-Крови в своей работе использовали план снесенного особняка. На него они накладывали эскизы, стараясь создать в основе сооружения аналог помещения, в котором произошло убийство. Длина храма приблизительно совпадает с длиной дома Ипатьева, однако историческое место – «расстрельная» комната – оказалось вне пределов современной постройки. Мемориальный храмовый комплекс, высокий и компактный, включает в себя два храма – Верхний и Нижний, расположенный в цокольном этаже. От него тянется подземный ход, выводящий на Комсомольскую площадь, к Вознесенской церкви. Сегодня ход заложен кирпичом.

Верхний храм с высокими сводами, увенчанный пятью золотыми куполами, по замыслу авторов, олицетворяет негасимую лампаду, хранящую память о трагедии, произошедшей июльской ночью 1918 года. Все внутреннее пространство храма днем залито светом, благодаря обилию окон. Его своды и стены расписаны ликами русских святых, орнаментами, сценами из жизни царской семьи. Эту кропотливую работу выполняли иконописцы знаменитой на Урале мастерской Водичевых. Пол и опорные колонны храма покрыты гранитом, мрамором, яшмой, другими уральскими поделочными камнями. Украшением верхнего придела является роскошный иконостас, созданный из редкой породы белого мрамора, его высота – 13 метров, а длина – почти 30 метров.

Главные реликвии Храма-на-Крови – рака Святого Серафима Саровского и икона Божией Матери «Троеручица», перед которой в последние месяцы жизни молились объятые ужасом узники. Икона чудом уцелела благодаря белогвардейскому офицеру, который после кратковременного освобождения Екатеринбурга от большевиков нашел ее на полу верхнего этажа Ипатьевского дома. Он передал икону вдовствующей императрице Марии Федоровне, а через поколение реликвия оказалась у племянника Николая II, Тихона Куликовского-Романова, проживавшего в Канаде. Когда хранителя иконы не стало, его вдова Ольга, согласно завещанию, передала фамильную святыню Храму-на-Крови. Икону, объездившую чуть ли не весь свет, и, наконец, вернувшуюся домой, в Екатеринбурге встречали десятки тысяч людей.

Нижний храм, в противовес Верхнему, – строгий, мрачноватый, с низкими сводами. Здесь установлен иконостас, созданный из фаянсовых элементов. В обособленной крипте обозначена контурами символическая «расстрельная» комната, где можно увидеть несколько уцелевших конструкций из Ипатьевского дома. Крипта видна и из Верхнего храма через специально сделанный проем. В нижнем приделе находится небольшой музей, где представлены экспонаты – молчаливые свидетели последних месяцев жизни Романовых.

Олицетворяющая тьму и свет контрастность в оформлении интерьеров нижнего и верхнего приделов сохраняется и во внешнем облике Храма-на-Крови. Его белокаменные стены словно вырастают из 9-метрового основания, которое обложено красно-бордовым гранитом. Этим же цветом, напоминающим о пролившейся крови, отмечены столпы под куполами. По периметру фасада размещается 48 бронзовых икон с ликами наиболее почитаемых в русском православии святых. Из бронзы отлиты тексты цитат из Псалтыри, помещенные на фасаде.

У портала, ведущего в Нижний храм, входящих встречает скульптурная композиция «Царственные страстотерпцы за несколько минут до расстрела». Семь фигур у высокого креста запечатлены перед спуском в подвальную комнату, в момент предчувствия кончины. В этих впечатляющих изваяниях индивидуально отображены черты испуга и страдания, беспокойства и смирения, или же мятежная гордость. Памятник окаймлен винтовой лестницей, ведущей из Верхнего храма в Нижний.

Практическая информация

Двери Храма-на-Крови открыты в любой день недели с 07:30 до 23:00. В будние дни богослужения проводятся в 08:00 и 17:00, в воскресные утренние часы трижды совершаются Божественные литургии.

Храм-на-Крови с высоты птичьего полёта

В нижнем приделе находятся лавки, где можно приобрести церковную утварь, свечи, сувениры с изображением царской семьи. При входе в храм в специальном ящике сложены платки – женщинам следует покрыть голову перед тем, как войти.

На Рождество возле храма проводится конкурс ледовых скульптур, устанавливаются елка и ледовая горка для детей.

Ближайшие к храму кулинарные заведения: семейный ресторан «Паштет» (ул. Толмачева, 23), ресторан русской кухни «Штолле» (ул. Горького, 7-А), Bukovski Grill и ресторан азиатской кухни MOMO, расположенные на улице Карла Либкнехта.

Как добраться

Храм-на-Крови расположен по адресу: ул. Толмачева, 34 (или Святой квартал, 1). Войти можно со стороны Царской улицы. Рядом с храмом пролегает оживленная улица Карла Либкнехта, на которой находятся остановки общественного транспорта, ближайшая – «ТЮЗ». Здесь останавливаются автобусы № 13, 15, 48, 57, маршрутки № 1, 21, 23, 53, троллейбусы № 1, 3, 5, 9, 11, 15, 17, 18.

Ближайшая станция метро – «Динамо», она находится в 750 м от храма (проход через сквер у киноконцертного театра «Космос»).

Описание храма всех Святых на Кулишках: история православной церкви

Древний храм всех Святых на Кулишках был построен по приказу Дмитрия Донского.

Сейчас тут находится центр столицы, но во время правления князем это была окраина Москвы, за которой находились леса.

Стены церкви помнят Чумной бунт, княжеских воинов времен Куликовского сражения, красный террор, поляков Лжедмитрия и наполеоновских солдат.

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км 2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

Люди, заселяя округу, возвели приходской храм, который через время князь перестроил в память об исторической победе и павших воинах.

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

В 1995 г. во время обследования подвалов найдены останки застреленных людей. Исчезла старинная Боголюбская икона Богоматери. Позже в церкви находилось культурное и строительное учреждение.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

Архитектура здания

Всехсвятская церковь в современном виде была отстроена к концу 18 столетия на основании бывшего храма при правлении Дмитрия Донского. Старый собор был дополнен элементами русского барокко.

Сооружение сводчатых подклетов позволят представить изначальную архитектуру старого храма. Остались нетронутыми галереи, которые установлены по сторонам четверика. С южной части апсиды алтаря обозначили границы пророка Наума.

Барочные изменения во внешнем виде, проведенные в 18 столетии, сильно не изменили архитектуру. Появились оконные проемы, декорированные в стиле барокко. Двухсветная однокупольная церковь построена в комплексе с 4-х ярусной колокольней. С западной части была сооружена паперть.

Оформленные нишевые арки и оконные проемы формируют нарядный пояс. Оригинально сделаны брустверы галерей и паперти. Барабан без окон, с усиленными кокошниками возле основания. Основная часть трапезной заканчивается главкой.

Увеличение количества христиан потребовало расширение церкви. Придел, который освящен в честь Николая Угодника, соорудили в 1663 г. с южной части. Уничтоженные огнем элементы здания восстановили. В это же время были пристроены зимний храм и колокольня, демонтированы галереи. Строительство в различных масштабах длилось до 19 столетия.

Современные главы храма и кресты реконструированы по оставшимся аналогам 17 столетия. Внешние элементы сделаны в белых и красных оттенках. Стиль принес в архитектуру храма праздничный вид и пышность.

В 1786 г. духовенство церкви решило расписать стены, поменять деревянный пол на плиты из камня. Увеличить оконные проемы верхнего просвета. Выполнена реконструкция алтаря.

Отлично сохранились подземные части церкви, которые долгое время служили гробницей. На втором ярусе находится двойной алтарь со старинным приделом с южной части. Своды придела вписаны в единый полукруг под крышей. На сводах второго яруса под поздней отделкой были найдены росписи 18−19 столетия.

Святыни церкви

Наставниками привезены почитаемые христианами святыни с о. Кипр.

В церкви находятся частицы мощей:

  • Св. Серафима;
  • Св. Николая Угодника;
  • великомучеников: Поликарпа Смирнского, Параскевы Римской, Антипы Пергамского, Саввы Стратилата и Трифона;
  • пророков Филимона и Филиппа;
  • священномучеников: Маманта Кесарийского, Артемия Антиохийского;
  • Св. Онисифора.

Особо почитаема Киккская икона Пресвятой Девы Марии. Древний образ «Милостивая» по легенде был написан Св. Лукой и переправлен в Египет. В 10 столетии икону отправили в Византию, установили в императорском дворце.

Во время правления Алексия Первого Комнине, при молитвах святого Исайи, от образа чудесно излечились кипрский наместник и императорская дочь. Исайя захотел передать икону на Кипр. Алексий, который не желал расставаться с ней, приказал написать точную копию. Святому на оригинал указала пчела, которая села на икону.

По воле Богоматери, которая явилась Алексею, образ отправили на Кипр. На одном из холмов построили храм. Икона совершила множество чудес. Сейчас об этом образе знают во всем мире, в церкви не иссякает поток христиан.

В благословение из афонского прихода Ватопед был передан образ Богоматери «Всецарица». Чудотворная икона почитается как дарующая излечение от онкологических болезней.

Повседневная жизнь

С 1998 г. в церковь из Одессы перенесли подворье Александрийского храма. Христиане могут обучаться в воскресной школе. Обучение происходит по следующим предметам: духовная жизнь, литургика, основы богословия. Есть действующий танцевальный коллектив, школа византийской музыки, греческий хор.

Для всех доступно изучение греческих традиций, истории, языка — период обучения 5 лет. Преподают российские и европейские наставники. Храм плотно сотрудничает с греческим консульством и общиной.

За праздничными служениями исполняются византийские гимны на церковном и греческом языках. Так как наставник подворья при храме александрийский владыка Афанасий, то производятся служения архиерейским чином. Митрополит Афанасий был рожден на Кипре в 1958 г. Пострижен в монахи в Киккской церкви. Официальный сан митрополита получил в 2009 г.

Расписание богослужений

Богослужения и время могут изменяться с учетом праздников. Основное расписание храма следующее:

  1. Воскресенье — лития, акафист Богоматери, водосвятный молебен, литургия.
  2. Понедельник — молебен святым с акафистом, исповедь, лития.
  3. Вторник — водосвятный молебен, акафист Св. Серафиму, Св. Николаю Угоднику, исповедь.
  4. Среда — лития, литургия, акафист перед Киккским образом Богоматери, исповедь.
  5. Четверг — водосвятный молебен, акафист архиепископу Мир Ликийских, Св. Николаю, исповедь.
  6. Пятница — лития, акафист перед образом Богоматери «Всецарица», вечерня.
  7. Суббота — литургия, панихида, всенощное бдение.

Подробное расписание православного Храма всех Святых на Кулишках на сайте церкви.

Месторасположение и способы добраться

Церковь расположена в центре Москвы около остановки метро «Китай-город». Адрес — Славянская площадь, дом 2.

Добраться до храма можно:

  1. На машине — по внутренней стороне Садового кольца нужно ехать в сторону Китай-города. По южной части — до Славянской пл. по Китайгородскому проезду.
  2. Пешим ходом от Красной площади. Двигаться 840 метров к востоку от Храма Василия Блаженного. Пройти по ул. Варварке, перейти Старую пл., продвигаться до второго дома с правой части.
  3. На метро — храм расположен над выходом с остановки Китай-город.

Интересные факты

Есть гипотеза о связи поговорки «у черта на куличках» с отдаленностью «кулишек» от центра Москвы. Слово со временем получило значение очень удаленного места. Связь основана на мистических происшествиях, которые подтверждаются митрополитом Суздальским и священником Илларионом.

В 17 столетии в Ивановском монастыре завелась нечистая сила, которая не давала спокойствия насельницам. Попытки выгнать нечисть не приносили результата, пока император Алексей Романов не обратился к иноку Иллариону. Он помолился в монастыре, окропив его святой водой, затем дьявол завершил свои козни.

В 1770 г. в Москве начался Чумной бунт, который затронул храм всех Святых. Столичные жители особо почитали Боголюбский образ Богоматери. Икону установили на Варварской башне, старом сооружении, сохранившемся в Китай-городе. Каждый год в день праздника в честь образа его спускали с башни людям для поклонения только на три дня.

При эпидемии в Москве пошел слух, будто заболевание началось из-за отсутствия необходимого почитания иконе. Возле Варварских ворот собралось большое количество людей, которые пытались взобраться к образу.

Большое скопление прихожан в одном месте угрожало распространению чумы. Митрополит Амвросий приказал отправить образ в окраинный храм на Кулишках и запретил собирать пожертвования. Разъяренная этим толпа расправилась со священником, оттащив Амвросия за стены Донской церкви.

Бунтовщики пошли к особняку генерала Еропкина, считая, что он является сообщником убитого митрополита, но генерал спрятался в Кремле. Словесные обещания не дали успеха — народ кидал в генерала камни, пытался пройти за стены. Войска подавили восстание через 2 дня.

Екатерина Вторая присвоила Еропкину должность генерал-губернатора, наградила 20 тысячью рублей и хотела отдать 4 тыс. крепостных, но он не принял. В 1841 г. чудотворную Боголюбскую икону Богоматери передали храму всех Святых.

Всехсвятская церковь признана архитектурным и историческим культурным достоянием. Нахождение Александрийского подворья при храме указывает на плотную духовную взаимосвязь русских христиан с африканской автокефалией. Но самое важное заключается в том, что церковь на Кулишках — это напоминание об огромной силе православной веры и русского духа.

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови – один из крупнейших храмов Екатеринбурга, всегда привлекающий множество паломников и туристов со всей России и из других стран.

Храм-на-Крови — один из крупнейших храмов Екатеринбурга, всегда привлекающий множество паломников и туристов со всей России и из других стран. Сразу же после постройки он стал одним из главных экскурсионных объектов Екатеринбурга. Полное официальное название храма – Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

Он стал третьим в России храмом на крови. Первый построен в Угличе на месте убийства царевича Дмитрия, второй – в Санкт-Петербурге на том месте, где убили царя-освободителя от крепостной зависимости Александра II.

Этот храм строился с 2000 по 2003 года на месте стоявшего здесь ранее печально известного дома Ипатьева. Именно в конфискованном большевиками доме инженера Ипатьева несколько месяцев (если быть точным, то 78 дней) содержалась семья последнего императора, а в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в подвале этого дома. После расправы с Николаем II и его семьей, большевики сначала сбросили их тела в шахту на Ганиной Яме, а затем, спустя сутки, перепрятали более надежно – под бревенчатый настил в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге.

22 сентября 1977 года дом Ипатьева был снесен. Причем сносом дома руководил Б.Н. Ельцин. Когда тоталитарный режим стал слабеть и в стране появились демократические веяния, то у места казни Романовых все чаще стали появляться люди. В 1990 году здесь был установлен первый деревянный поклонный крест. Вскоре построили небольшую деревянную часовенку, названную в честь преподобномученицы Елисаветы. Перед ней положили камень с высеченными на нем словами, напоминающими о трагедии 1918 года.

В 2000 году начались активные работы по строительству храма на столь трагическом месте. Храм строили по проекту архитекторов В.П. Морозова, В.Ю. Грачева и Г.В. Мазаева. Храм освятили при большом стечении паломников накануне очередной годовщины трагических событий – 16 июля 2003 года.

Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них имеет массу аж в пять тонн! Храм состоит из верхнего и нижнего помещений. В нижнем храме постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы. «Расстрельная комната» воссоздана рядом с алтарем. Здесь есть небольшой музей, рассказывающий о последних днях жизни царской семьи.

Если нижний храм невысокий и темный, то верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный. Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора. Его длина 30 метров и высота 13 метров. Главные святыни этого храма – рака святого Серафима Саровского и икона Божьей Матери «Троеручица». О том, что этот храм – на крови, напоминает внешняя облицовка культового сооружения красным и бордовым гранитом.

Если присмотреться, то можно увидеть, что по наружному периметру храма расположены 48 икон самых почитаемых русских святых, выполненные из бронзы. Со стороны улицы Толмачева у храма расположен памятник Царской семье. По замыслу авторов скульптуры, здесь показан момент спуска семьи последнего императора в подвал на расстрел.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля (в годовщину расстрела Романовых) в Храме-на-Крови проводятся богослужения в память о погибших, после чего совершается крестный ход до монастыря на Ганиной Яме. Порой в нем принимают участие до нескольких десятков тысяч человек со всей России. Несмотря на красоту и популярность Храма-на-Крови, церковь относится к нему скорее как к музею, мемориалу, напоминающему о трагедии. Все наиболее важные службы в Екатеринбурге проводятся в другом – Свято-Троицком – храме.

Посещение Храма-на-Крови входит в популярнейший паломнический маршрут. Также стоит побывать в расположенном поблизости от Екатеринбурга монастыре на Ганиной Яме. Есть в Свердловской области и еще одна трагическая точка, связанная с расправой над Романовыми. Под городом Алапаевском действует монастырь на месте шахты Межной, где в том же 1918 году расправились с князьями Романовыми, содержавшихся под арестом в Алапаевске.


Ссылка на основную публикацию