Храм Петра и Февронии в Муроме: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Муром, монастырь Петра и Февронии. Святые Петр и Феврония. Петра и Февронии Муромских монастырь: как работает, требы, цены

В известном с древнерусских времен славном городе Муроме расположился знаменитый женский Свято-Троицкий монастырь. И в первую очередь он известен тем, что в нем с некоторых пор хранятся мощи знаменитых муромских святых Петра и Февроньи, которые в России стали почитаться как покровители семьи и брака. И сразу совершенно логично возникает вопрос: “А где город Муром находится?” Этот город стоит на левом берегу Оки и относится к Владимирской области, граничащей с Нижегородской, в 300 км от Москвы, с населением немногим боле 100 тысяч человек.

История монастыря

Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.

Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.

Муромская обитель и ее убранство

Главным украшением собора стали золотые кованые кресты и поливные изразцы с оригинальными орнаментами, представляющие шедевры муромских умельцев XVII столетия. Этим и отличается этот храм. Стиль, в котором его создали, называется «русское узорочье».

В период с 1648 по 1652 год на одном фундаменте в южной части монастыря были сооружены надвратная шатровая церковь Казанской Божией Матери и многоярусная прорезная колокольня.

В Советское время, с 1923 года, женский монастырь по приказу властей закрыли. В 1975 году на его территорию из соседнего села Красное Меленковского р-на привезли деревянный храм святого Сергия Радонежского, представляющий собой памятник деревянного зодчества XVII века.

Открытие обители

15 мая 1991 году случилось долгожданное событие: в день памяти святых Бориса и Глеба произошло открытие женского Свято-Троицкого монастыря. А через несколько дней, 22 мая 1991 года, сюда приехала монахиня Тавифа (Голанова), которая позже стала его игуменьей. Муромский монастырь имеет несколько подворий: Крестовоздвиженкое (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского р-на), Богородицкое (Владимирской обл., Камешковского р-на).

В 2001 году в монастыре был создан пансионат для престарелых людей и несовершеннолетних детей под названием «Надежда». Под патронатом этой святой обители также находится несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть и общество «Феникс» для инвалидов-колясочников.

Святыни монастыря

Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея.

Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году.

Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня.

В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.).

Главный – Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик.

Адрес и расписание богослужений

Многих верующих непременно тянет посетить эти святые места, и у них сразу возникает вопрос: “Петра и Февронии Муромских монастырь как работает?”

Каждый день на территории монастыря совершаются богослужения. Утренняя литургия начинается ранним утром, в 6.30, вечерняя – в 16.00. По окончании литургии читаются молебны и панихиды по усопшим

По воскресным дням литургия начинается в 7.00 утра, после этой литургии перед мощами святых Петра и Февроньи проводится водосвятный молебен с акафистом и совершается крестный ход.

Муром, Монастырь Петра и Февронии: требы, цены

Однако не у всех есть возможность посетить этот удивительный монастырь. Поэтому можно заказать требы или пожертвования по почте, телеграфу или по электронному адресу, указанному на официальном сайте, который имеет монастырь Петра и Февронии. Адрес обители: 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, д. 3/А. И будьте всегда уверены в том, что ни одна просьба или молитва не останутся не услышанными.

Стоимость одного вечного поминовения – 1000 рублей.
Некоторые другие требы:
Сорокоуст – 10 рублей.
Годовой помин – 50 рублей.
Неусыпаемая Псалтырь – 50 рублей (полгода) и 300 рублей (1 год).
Молебен святым Петру и Февронии Муромским, покровителям брака, – 100 рублей (на 1 год).

Если появится возможность посетить город Муром, монастырь Петра и Февронии всегда с большой радостью ждет своих посетителей. Православные люди приезжают сюда, чтобы попросить святых заступления и помощи в сотворении семьи, рождении ребенка и т. д.

Праздник семьи и любви

Затрагивая тему: «Муром, монастырь Петра и Февронии: отзывы», можно сказать, что молва о чудесах этого монастыря разнеслась не только по всей России, но и далеко за ее рубежами. Сюда каждый год съезжается огромное количество паломников. Они хорошо знают историю великих святых, прославивших город Муром. Монастырь Петра и Февронии бережно хранит ее и не устает передавать ее из уст в уста, в чем очень явно прослеживается Божье повеление.

Самое интересное, что в православном календаре сегодня можно найти удивительный праздник семьи и любви, который празднуется 8 июля. В это день отмечается память святых князей Петра и Февроньи. Эту дату официально утвердили на Совете Федерации России в 2008 году. Инициатором выступила жена тогдашнего президента РФ Медведева Светлана. Символом праздника стала ромашка.

Образец христианской семьи

Союз этой святой супружеской четы стал настоящим образцом христианского брака, они стали его покровителями. Люди с огромным откликом в сердце восприняли этот праздник.

Смерть святых наступила 25 июня по григорианскому календарю 1228 года (8 июля по юлианскому календарю). В конце жизни святые Петр и Февронья приняли монашество и умерли в один день. Они завещали положить их в один гроб, но братия посчитала, что это претит их правилам, и поэтому их должны были похоронить в разных могилах, но каким-то чудесным образом они оказывались в одном гробу, заготовленном ими заранее. Людьми верующими этот факт воспринялся как большое чудо. В 1547 году мощи святых были канонизированы и теперь хранятся в женском монастыре города Мурома.

Кратко история святости Петра и Февронии

Истории их любви уже много веков, она уже успела обрасти сказочными очертаниями и существует уже в притчах и легендах уникального края.

Жизнь святых Петра и Февронии была описана священником Ермолаем Прегрешным, который жил во времена Иоанна Грозного.

Он пишет, что история эта случилась в те времена, когда городом Муромом правил князь Павел, у которого была прекрасная жена и брат Петр. Однажды повадился к молодой княжне прилетать дьявольский змей крылатый. Обладая магической силой, он появлялся перед ней в образе ее мужа Павла и владел ею. Бедная княжна рассказала обо всем своему мужу. Тогда князь попросил ее узнать, от чего змей смерть ждет. Оказалось, что смерть его ожидает от Петра и Агрикова меча.

Павел позвал к себе брата Петра и рассказал ему все свои соображения. Петр же сразу понял, что именно ему предстоит встреча с окаянным змеем. Но он не знал, где добыть меч Агриков. Однажды в церкви молодой отрок подсказал Петру местонахождение этого волшебного меча. Вооружившись заветным мечом, Петр отправился к брату в палаты и раскусил змея, который предстал перед ним именно в образе брата. Не без Божьей помощи Петр убил змея. Однако после этой встречи доблестный воин покрылся жуткими язвами, так как ядовитой жидкостью перед смертью облила его окаянная тварь.

Февронья

И никто не мог его вылечить, со всех концов приезжали к нему лучшие лекари, но все было напрасно. Если бы в деревне Ласково Рязанской земли не нашлась молодая целительница Февронья, которая взялась лечить князя, но поставила свои условия: чтобы он взял ее в жены, если она его исцелит. Сначала князь не воспринял это серьезно. И, первый раз исцелившись, не приехал за ней, но потом опять покрылся зловонными струпьями. И тогда он взял Февронью в жены.

К тому времени его старший брат Павел умер, и Петр стал править Муромом. Но бояре невзлюбили его жену-простолюдинку, не хотели их жены ей подчиняться. И решили они изгнать ее. За ней ушел из Мурома и ее благочестивый муж. Бояре долго дрались за власть, но, так и не выбрав достойного, пришли и стали слезно просить вернуться Петра и Февронью на престол.

Правила благочестивая чета справедливо и мудро, а когда супруги состарились, приняли монашеский постриг и вместе стали молиться о том, чтобы Бог послал им смерть в один день и час. Для этого они даже подготовили один большой гроб с перегородкой.

Но не послушали их священнослужители, и их тела дважды оставляли на ночь в разных церквях, а наутро находили их вместе в одном гробу. Поэтому решено было похоронить их вместе. Эта история навсегда останется в сердце тех, кто хоть раз ее услышит или прочитает, ведь многим и сейчас помогают святые чудотворцы Петр и Февронья, надо только очень сильно верить в них и в Бога.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) – русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 – начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой – тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: “Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!”. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Читайте также:  Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети – устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской (“Малое Вознесение”), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка – как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Ссылки по теме:

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности — так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение — исцелить его может дочь бортника — крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Cвято-Троицкий женский монастырь основан XVII-XIX в. Муромская и Вязниковская епархия, Муромское монастырское благочиние. Год основания: не ранее 1643. Действует. Известен тем, что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.

Содержание

История

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

В XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался: были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы. В 1975 году на территорию монастыря был перевезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Богослужения в храме совершаются только летом.

Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь были украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века – икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают и интерьер Троицкого собора.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства.

Современное состояние

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Храмы

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Архитектурные памятники

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого монастыря

Часовня св. блгв. князя Петра и княгини Февронии

настоятельский корпус (XVII-XIX вв.)

стены и башни (1805-1807 гг.)

Приписные бесприходные храмы

Муром. Церковь Космы и Дамиана

Святыни

Святые мощи Петра и Февронии Муромских – покровителей любви и брака. День почитания – 8 июля.

Читайте также:  Протоиерей Артемий Владимиров - биография священника, матушка и дети, где служит, труды и книги

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) – старейшая обитель России

Многочисленные древние храмы, монастыри и святые места — ими Муром славится испокон веков. Сколько же их в Муроме? Только в самом городе ныне расположено 36 действующих церквей и часовен, а в городе и районе их около 50. Но если вы спросите — в какой из них лежат мощи Ильи Муромца, то ответ — ни в какой. Чудотворные мощи былинного богатыря находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром, Владимирская область) был основан еще в XI веке и успешно пережил трудные для религии советские времена.

Его «возрождение» произошло в 1996 году, когда обитель была возвращена церкви.

Месторасположение

Адрес монастыря – Муром, улица Лакина, дом 1А. Это левый берег Оки. Комплекс состоит из нескольких зданий и действующего мужского монастыря. Неподалеку от Мурома расположены города Владимир, Гусь-Хрустальный, Нижний Новгород, Саранск и Рязань. Расстояние от Москвы примерно 300 км.

Мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси после Киево-Печерской Лавры.

Возле обители расположены магазины, гостиницы, музеи народного творчества. Так же в шаговой доступности расположилась набережная.

История мужского монастыря от начала основания

Годом «рождения» комплекса принято считать 1015 год, но это не абсолютно точная дата: ее принято выделять из рукописи «Повесть о водворении христианства в Муроме». В тексте упоминается, что обитель основал местный князь Глеб Владимирович, сын киевского Владимира-Крестителя. Поскольку князь Глеб умер в 1015 году, эта дата считается самой крайней, хотя у многих ученых существует свое мнение об этом.

Предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года

Впервые о строении упомянуто в «Повести временных лет» (конец XI века): у стен города умер князь Изяслав, сын Владимира, похороненный в стенах обители. Еще раз его упомянули после смерти князя Юрия во второй половине XII века.

Когда Иваном Грозным была захвачена Казань, обитель получила каменный собор Спаса Преображения – первую каменную постройку. Произошел его расцвет: обитателям были выделены значительные земельные владения, царская семья начала активно помогать. В начале XVII века из-за нашествия литовцев здания пострадали, но быстро восстановились.

При Петре Первом на земле обители открыли учебное заведение для детей священников – первое в городе. Территорию отнести к Архиерейскому дому в Рязани, потом сюда переведи монахов из Борисоглебского монастыря. Но, несмотря на активное участие частных и государственных лиц, в конце XIX века обитель находилась в ужасном состоянии: его реставрация заняла несколько лет.

Судьба во время революции и в Советский период

Наряду с другими религиозными учреждениями, обитель закрыли в 20-х годах ХХ века после обвинения настоятеля в участии в июльском восстании 1918 года. Впрочем, до этого момента на протяжении 2 лет монастырь функционировал исключительно как приходской храм.

Таким монастырь был до революции

Территорию несколько раз посетили представители музея, чтобы забрать наиболее исторически ценные предметы. Но уже в 1929 году тут «поселились» военные и отделение НКВД – территорию закрыли для посторонних, местное кладбище уничтожили.

Современное состояние монастыря

После распада Советского Союза муромчане обратились к власти с просьбой вернуть храм церкви.

В Спасскую обитель Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» была привезена в 1878 г. Образ был написан в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на святой горе Афон по заказу архимандрита Антония (Ильенова).

Воинская часть ушла из помещений через 5 лет после письма, и помещения начали восстанавливать. Дело грозило серьезно затянуться: территория находилась в ужасном состоянии, от зданий остались только стены, купола и крыша были сняты. Денег не хватало, но привезенная с горы Афон копия иконы Богородицы «Скоропослушницы» помогла: паломники приезжали ради нее.

Полная реставрация была проведена в начале XXI века при поддержке Счетной палаты РФ. С 2013 года настоятелем Спасского монастыря является епископ Нил.

Описание и архитектурные особенности

Несмотря на богатую событиями историю, монастырь сохранил исторический облик. Здания построены в традициях пятиглавых соборов, таких как кремлевский Успенский собор. Выполнены из белого и красного камня, скромно, но нарядно украшены.

Рядом с георгиевской часовней располагается красивый цветущий пруд

Также на территории имеется пруд, красивый сад, памятник князю Петру и Февронии, камень в память о посещении места Патриархом Алексием II.

Собор Спаса Преображения

Это главный собор всего монастыря. Он был построен при Иване Грозном: по легенде царь дал обещание построить каменный собор в Муроме, если возьмет Казань. Помимо строительства он обеспечил новое место иконами, утварью, книгами и другим необходимым. За все время своего существования собор несколько раз перестраивался и дополнялся: в XIX веке к нему пристроили трапезную.

Собор Преображения Господня в Спасском монастыре — Возведен в середине XVI века на средства царя Ивана Грозного. Четырехстолпный пятиглавый трехапсидный храм с западным притвором, характерный образец монастырских соборов XVI века. В XVIII веке купола перестроены в духе барокко. Отреставрирован в 1990-х

Последняя реставрация была проведена в конце ХХ века. После нее собор начал сочетать в себе облики сразу нескольких столетий: XVI (оконные проемы, порталы и декор фасада), начала XIX (купола и кресты) и конца XIX (паперть, крыльцо и трапезная).

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Возведение двухэтажного здания относится к концу XVII века, деньги выделил митрополит Варсонофий. В середине следующего века к церкви пристроили трехъярусную колокольню в шатровом стиле. Деньги на нее и на главный колокол пожертвовал местный купец. К сожалению, из-за перестроек церковь утратила многие архитектурные детали.

Покровская церковь Спасского монастыря

Церковь выполнена в том же стиле, что и Спасский собор: она окрашена в белый цвет, практически не имеет декоративных элементов, кроме нескольких расположенных снаружи икон. Тут же расположены Мироточивый Крест, мощи князя Петра и Февронии, Ильи Муромца и целителя Пантелеймона.

Церковь Кирилла Белозерского

Эта надвратная церковь, которая впервые появилась в XVII веке над северной стеной ограды – там располагались деревянные ворота. В конце XVIII века ее разобрали из-за ветхости, а в начале XIX века началось строительство каменной ограды. Ворота перенесли на западный участок, но надвратную церковь не установили – не хватало денег. Ее построили только в 90-х годах ХХ века, а освятили в 2005 году.

Церковь Кирилла Белозерского

Церковь представляет собой четырехугольное здание белого цвета с зеленой крышей и одним небольшим куполом. У нее практически нет украшений, но снаружи на первом этаже представлена большая фреска святого.

Церковь Сергия Радонежского

Ее возвели над выходом к реке Оке в том же 2005 году на противоположной стороне от церкви Кирилла. Внутри разместили икону преподобного Сергия Радонежского – ее освятили на его мощах. Также повесили била-колокола: их отливка произведена по традициям старины.

Сейчас монастырь возрожден и практически полностью отреставрирован. В восточной стене, со стороны Оки, выстроена новая надвратная церковь Сергия Радонежского (2005г.)

Сама церковь непримечательна: она небольшая по размерам и практически не имеет украшений. Имеет белоснежные стены и зеленую крышу, а также, в отличие от прошлых соборов, довольно скромный крест. Однако со второго этажа открывается прекрасный вид на реку и берег – полюбоваться можно со смотрового балкона.

Часовня-костница

Это довольно необычное сооружение, которое вряд ли захочется посещать семьям с детьми или впечатлительным людям. Костница была построена на месте церковного кладбища, на котором более 9 веков хоронили князей, монахов и других важных людей. Во времена Советского Союза на этом месте был плац и 2 казармы. В конце ХХ — начале XXI веков при раскопках были обнаружены старые могилы, точнее, кости покойных, после чего решили воздвигнуть костницу.

Костница Спасо-Преображенского монастыря. На этом месте находилось монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

Это небольшое многоугольное здание с высокими, во всю высоту стен окнами. Издали строение напоминает фонарь, однако, войдя внутрь, посетители упираются взглядом в выставленные «находки». К ним можно спуститься по лестнице.

Заглядывать во внутрь страшновато: найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены тут на полочках, на подземном этаже

Часовня «Живоносный источник»

Найти ее можно возле Братского корпуса, внутри нее размещена одноименная икона Богоматери. Часовня совмещена с купелью, в которой можно помолиться, набрать святой воды или искупаться. Для удобства омовения купель была оборудована лестницей и перилами, для прогрева установлена батарея. Женщинам разрешено опускаться в воду в рубашке.

Водосвяточная часовня с купелью «Живоносный источник». В часовне можно набрать священной воды и совершить омовение в купели с камнем из реки Иордан

Часовня построена из красного кирпича и украшены белыми колоннами, арками и крестами. Она выглядит скромно, но все-таки выделяется из общего бело-зеленого ансамбля.

Часовня Георгия Победоносца

Она посвящена всем русским солдатам, не вернувшимся с войны. Была открыта в начале XXI столетия неподалеку от дома настоятеля.

Часовня Георгия Победоносца

Здание небольшое по размерам, четырехугольное и имеет один купол. Внешний вид часовни скромен: белые стены, зеленая крыша, практически полное отсутствие украшений, кроме фресок.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Это красивая и нарядная часовня открыта в конце XIX столетия, возобновила работу в начале XXI века. Ее короткое название – Николо-Ильинская часовня. Она расположилась на западном углу по правую руку от центрального входа, если стоять к нему спиной.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка. Часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во 2-й пол. XIX в.

Часовня выполнена в отличном от общего стиля варианте: сделана из красного кирпича и обильно украшена белыми декоративными элементами и иконами. Она имеет восьмиугольное основание и шатровую систему: сверху ее венчает не купол, а шатер.

Дом настоятеля

Эта постройка появилась по времена митрополита Варсонофия, а именно в конце XVII века. Внутри здания имеется домовая церковь в честь святого Василия Рязанского. Само здание двухэтажное: раньше на первом этаже располагались 4 кладовых, на втором – 5 каменных келий и 4 деревянные в братском корпусе. В последних и жил настоятель, так как каменные стены плохо прогревались и оставались сырыми.

Дом настоятеля. В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание

Внешний облик дома гармонирует с остальными постройками: его внешний вид похож на купеческие палаты, но с небольшим куполом.

Братский корпус

Это здание выделяется из общего вида благодаря ярко-красным каменным стенам и белым украшениям. Оно трехэтажное и небольшое – в нем могут проживать до 30 человек. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой хранились письменные памятники древних времен.

В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских

Сегодня в здании расположено Духовное училище Святого патриарха Пимена. Оно получило название в честь иеромонаха Благовещенского собора (1945-1946 год). Узнать подробнее про обучение можно на сайте монастыря.

Пекарня

Тут расположена икона Богоматери «Спорительница хлебов», при ней размещены монастырские пекарни. Посетители могут поклониться иконе, поставить свечу и помолиться о достатке в семье и попросить помощи в работе. Тут же можно купить особый освященный хлеб и другие изделия, например, куличи на Пасху.

Пекарня с церковью Спорительница хлебов (2005 г.). Здесь трудятся 30 человек. Каждый день выпекается 6 тонн ржаного и белого хлеба. Продается он в двенадцати торговых точках в Муроме, по цене дешевле городской. А так же бесплатно раздаётся всем желающим на выходе из монастыря

Читайте также:  Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

Многие отмечают, что местный хлеб не только вкуснее обычного, но и практически не портится и не черствеет. Рассказывают, что одна семья забыла в хлебнице кусочек кулича вместе с обычным магазинным хлебом. Когда через 2 месяца открыли хлебницу, то обнаружили, что кулич остался мягким и свежим, а простой хлеб покрылся плесенью.

Монастырский пруд

Это одна из достопримечательностей монастыря, которую можно заметить сразу от входа. Расположена между церковью Василия Рязанского и Георгиевской часовней. Пруд вырыли после возвращения территории Православной церкви в рамках облагораживания территории. В воде растут лотосы, место рядом оборудовано лавочками и украшено цветами, статуями ангелов и камнями.

Новый пруд на территории Спасского монастыря в г. Муром Владимирской области. 31 июля 2005

До 2013 года на территории действовал также небольшой контактный зоопарк: в нем жили куры и утки, павлины, лошади и другие домашние животные. На данный момент он закрыт.

Святыни Муромской Спасской обители

Главной святыней является икона Богоматери «Скоропослушницы». «Оригинал» хранится в афонском монастыре Дохиар, в Спасской обители только копия, написанная афонскими монахами в конце XIX веке, но и она творит много чудес. Богородице молятся об исцелении, родах и семье, к ней приходят многие солдаты.

Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре

Помимо иконы Богородицы паломники приезжают поклониться:

  • мироточивому Кресту с частицей Креста Христа;
  • мощам Ильи Муромца;
  • мощам Александра Невского;
  • мощам князя Петра и его супруги Февронии;
  • иконе Чудотворца Николая;
  • иконе целителя Пантелеймона;
  • иконе святителя Спиридона, освященной в Греции на его мощах.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии, муромских

Это далеко не полный список, ведь в одном только Спасском соборе находится несколько десятков мощей, не считая освященных икон.

Информация для паломников и туристов

Спасо-Преображенский монастырь привлекает внимание большого количества туристов и паломников со всей России. Экскурсионное посещение открыто с 10 до 17 часов со вторника по пятницу. Получить справку и подробную информацию можно по телефонам +7 (49234) 3-14-76; -19-18 или на официальном сайте http://www.svyto.ru.

Как добраться

Местные жители отлично знают дорогу до места, москвичам же придется сперва доехать до Мурома:

Святыни города Муром. Часть 3 — Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской!

Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Спасо-Преображенский собор. г.Муром

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095—1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205—1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

В 1889 году оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Скоропослушница» г.Муром

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал:

«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»

Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

Рака с частицей мощей Илии Муромского

2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром. Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси» — сказал Алексий II.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Свято-Троицкий храм, где хранятся мощи Петра и Февронии

Сегодня многие задаются вопросом: где находятся мощи Петра и Февронии? В действительности эта удивительная история с торжественным перемещением мощей святого благочестивого семейства из соборного храма Благовещенской лавры в Свято-Троицкую женскую обитель благополучно завершилась 19 сентября 1992 года.

Строительство Свято-Троицкого монастыря

Старинный город Муром впервые упоминается у Нестора Летописца в его культурно-историческом литературном наследии — «Повести временных лет». В 862 году вместе с другими городами после призвания варягов он подчинялся князю Рюрику.

Свято-Троицкой монастырь расположился в самом центре Мурома, в месте, имеющем название Старое Вышнее Городище. Несколько столетий назад там находился первый городской кремль. А теперь здесь можно увидеть Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри.

Это место в городе считается одним из самых намоленных, поэтому не зря здесь были похоронены святые Петр и Феврония. Мощи их святые теперь стали настоящим сокровищем не только для монастыря, но и для всего города.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви Благовещения пресвятой Богородицы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: крест, напрестольное Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков.

Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.

Мощи Петра и Февронии Муромских в муромском Свято-Троицком монастыре

К сожалению, мощам преподобных Петра и Февронии не суждено было остаться не тронутыми. После революции 1917 года их изъяли и перевезли в один из музеев города, где выставили на всеобщее обозрение, снабдив недостойными подписями. Возвратилась в лоно церкви эта важная православная реликвия лишь в 1992 году.

Но на этом тяжкие скитания мощей благоверных не закончились. В 2012 году часть мощей была бессовестно украдена из храма на Васильевском острове Санкт-Петербурга, куда их привезли на поклон местным жителям.

Начиная с 1992 года основная часть реликвии хранится в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. Ежедневно обитель посещает огромное количество людей, стремящихся приложиться к великой православной ценности и вознести молитвы высоко чтимым святым угодникам Петру и Февронии.

Также частица мощей преподобных выставлена вместе с иконой праведных княжеских супругов в храме Вознесения Господня, что находится на улице Большая Никитская в Москве. Каждое воскресенье здесь служится акафист в честь святых.

Ссылка на основную публикацию