Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Храм преподобного Серафима Саровского (Курск)

Храм Преподо́бного Серафи́ма Саро́вского в Ку́рске — православный храм в историческом районе Цыганский бугор современного Железнодорожного округа города Курска. Памятник архитектуры местного значения.

Содержание

История

В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двухкомплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом.

Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только этого района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного причта, а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково (ныне ул. Антокольского), часть же только переселялась из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах».

Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем – архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что

1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства;

2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительному уставу, должна перейти в собственность храма.

Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1993 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого.

После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм.

Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12.

В настоящее время архитектурный вид храма несколько иной, чем в годы его сооружения: в западной части с северной стороны здания возведена колокольня высотой 16,5 м.

15 января 2006 года архиепископом Курским и Рыльским Германом был освящен храм и главный престол в честь преподобного Серафима Саровского.

Современное состояние

Описание

Храм построен в кирпичном стиле с использованием декоративных возможностей фигурного облицовочного кирпича. Это кирпичный, неоштукатуренный, бесстолпный одноглавый храм, имеющий в плане сложную конфигурацию. Основой композиции является четверик, к которому с востока прилегает восточная пятигранная апсида. Церковь имеет алтарный полукупол и высокий сомкнутый свод четверика. Трапезная имеет удлиннённую форму, к ней с южной стороны примыкает придел, сопоставимый с ней по площади, а с северной стороны пристроена колокольня высотой 16,5 м.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 305019, Курск, ул. Полевая, 17-6

Телефон: (4712) 50-18-73

Паломнику

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 7.30; вечером – 17.00.

В воскресные дни: утром – в 8.30 вечером – в 17.00.

Видео


Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился в 1754 году в Курске. Отец его, Исидор Мошнин, был купцом. Он участвовал в строительстве городского собора, но умер, не увидев конца работ. Прохору было тогда три года. Мать его, Агафья, научила сына молитвам и часто брала с собой в церковь. С детства проявилось над Прохором покровительство Божие. Ему было семь лет, когда он пошел с матерью посмотреть строительство городской колокольни, оступился и упал с верхней площадки на землю. К удивлению и радости всех, он остался при этом невредимым. Спустя три года, во время тяжелой болезни, ему явилась Богородица и обещала скорое исцеление. Той же осенью в распутицу в городе был крестный ход. Из-за грязи пришлось идти через двор Мошниных. Прохора подвели к иконе Знамение Божьей Матери, он приложился к ней, и болезнь прошла.

В семнадцать лет, во время паломничества в Киевско-Печерский монастырь, он получил благословение на иночество а вскоре стал послушником Саровской пустыни Тамбовского уезда. Проходя послушание, он вновь тяжело заболел. Болезнь продолжалась три года. Когда силы его были на исходе, во сне ему вновь явилась Богородица. Ее сопровождали Апостолы Петр и Иоанн. «Сей от рода нашего»,— произнесла Она и возложила руки на голову больному. Когда видение кончилось, он почувствовал, что начал выздоравливать.

Прохор был пострижен в мантию с именем Серафим 18 августа 1788 года, а через год посвящен в сан иеродиакона. Все дни он проводил в молитве, в самых трудных послушаниях, был примером для братии. Однажды, в Страстной четверг, во время Литургии, он увидел яркий свет и в нем Господа Иисуса Христа, окруженного Небесными Силами. Благословив предстоящих Ему в храме. Он вошел в свой образ в иконостасе. Отец Серафим, потрясенный увиденным, долго не мог сойти с места или сказать что-нибудь. Его под руки увели в алтарь.

В сентябре того же года о. Серафима рукоположили в сан иеромонаха. Настоятель монастыря о. Пахомий благословил его на подвиг пустынножительства. В пяти-шести верстах от монастыря, на берегу р. Саровки, отец Серафим основал скит и назвал его «Гора Афонская». Там он подолгу молился, вычитывая весь круг суточного богослужения — полунощницу, утреню, часы, вечерню и повечерие, выполнял большое монашеское правило и клал пэ тысяче поклонов в день. Чтобы меньше нарушать уединение, он завел себе небольшой огород, заготавливал дрова на зиму. В канун воскресных и праздничных дней преподобный приходил в монастырь и причащался Святых Тайн за ранней Литургией. Посещали и его пустыньку братия и миряне, 1:о старец тяготился этим, и настоятель отец Исайя благословил, чтобы женщинам возбранялось приходить в скит. В ту же ночь буря повалила в лесу деревья, и доступ людей к преподобному стал невозможен. Тогда подступили к нему бесы. Борясь с ними, старец принял подвиг столпничества. Много ночей простоял он на коленях на гранитном камне. Ноги его не заживали после этого до смерти.

Искушенные дьяволом, на старца напали грабители. В руках его был в тот момент топор, но он отдал его разбойникам. Один ?13 злодеев ударил его обухом по голове. Не найдя в келье ничего, кроме образа Богоматери и скудной пищи, разбойники поняли, на кого они покушались, и в страхе бежали. Отец Серафим, очнувшись, к утру добрался до монастыря. Раны его были тяжелы, страдания невыносимы, надеяться на выздоровление было почти невозможно. Но Пресвятая Богородица вновь спасла его Своим покровом. «Что вы трудитесь?— сказала Она врачам.— Сей от рода Моего». Явление продолжалось недолго, но о. Серафим, придя в себя, отказался от лечения и смог встать. С тех пор он сгорбился и сильно постарел. Ему было тогда сорок шесть лет. Когда открылось, кто причинил ему страдания, он настоял на том, чтобы виновных не наказывали. Но вскоре они погорели и пришли к о. Серафиму с покаянием. Он простил их.

Вернувшись в свою пустыньку, старец взял на себя подвиг молчальничества, который состоит в отречении от житейских помыслов и полном посвящении себя Богу. Так он прожил три года. Раз в неделю из монастыря ему приносили еду — хлеб и капусту. Если в лесу он встречал кого-нибудь из людей, то падал ниц и не вставал, пока не оставался один.

Монастырские старцы предложили ему вернуться в обитель, чтобы он мог причащаться Святых Тайн. Преподобный молча согласился, но принял новый подвиг — затворничество. Братья с молитвой ставили еду у двери его кельи, а он, накрывшись полотном, брал пищу. Никто его не видел. Только через пять лет он стал пускать к себе братию, но не беседовал с ними. Еще через пять лет он начал говорить с иноками, а затем и с мирянами. Своими духовными подвигами он стяжал много благодатных даров. Он исцелял болезни духовные и телесные. Прозорливость преподобного помогала ему в его богоугодных делах.

25 ноября 1825 года ему явилась Пресвятая Богородица и разрешила оставить затвор и принять подвиг старчества. Отец Серафим поселился в ближней к монастырю пустыньке. В некоторые дни к нему приходили по две тысячи паломников. В любое время года он встречал их приветствием «Христос воскрес». Молитвами старца произошло много чудесных исцелений. Отличали его необыкновенная прозорливость, кротость и любовь ко всем, нуждающимся в помощи. Беседы старца записаны одним из его духовных чад — А. А. Мотовиловым. По его словам, старец любил повторять, что цель жизни христианской заключена в стяжании благодати Духа Святого. Мирянам, не имеющим много времени для молитвы, он советовал читать трижды «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и один раз Символ Веры. Он учил повторять это молитвенное правило трижды в день. Особенно он заботился о сестрах Дивеевской обители, основанной по его благословению.

Читайте также:  Храм Саровского в Дегунино: описание и адрес храма, праздники, как добраться

1 января 1833 г. преподобный о. Серафим причастился в последний раз Святых Таин и простился со всеми. Кончину свою он предсказал. По его словам, смерть его должна была обнаружиться пожаром. Так и случилось. В шесть часов утра из кельи старца донесся запах дыма. Сорвав дверь с крючка, увидели, что тлеют книги. Святой старец стоял на коленях, руки его были крестообразно сложены на аналое, лицо просветленное. Похоронен он был в Успенском соборе недалеко от алтаря. Неисчислимы чудеса и исцеления на могиле старца. 19 июля 1903 г. в присутствии царской семьи были обретены мощи, произошло прославление святого.

Храм прп. Серафима Саровского

Престольные праздники

Почитаемый православными верующими еще при жизни, преподобный Серафим Саровский стал одним из самых любимых святых русского народа. Вскоре после его кончины было составлено первое житие преподобного, на его могиле совершались чудеса исцеления.


Богослужение в храме Серафима Саровского

В 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован. Именно это событие вспоминается 1-го августа и является престольным праздником храма в Курске на Цыганском бугре.

С почитанием Серафима Саровского связана и другая торжественная дата, отмечаемая в храме — 15 января (преставление святого). В этот день проводит архиерейское богослужение архиепископ Курский и Рыльский Герман, а накануне он же совершает всенощное бдение в Сергиево-Казанском соборе, возведенном трудами родителей преподобного Серафима.

17 января — проходит почитание памяти Иосафа Белгородского, придел в честь которого был приделан к церкви в год канонизации этого святого (1911 г.)

Внимание! Службы в храме совершаются ежедневно. Литургия начинается в 7-30 утра, в воскресные и праздничные дни чуть позже — 8-30. Вечерня проходит, как правило, начиная с 17-00. Рядом с церковью находится остановка «Школа № 12»

Сюда можно добраться троллейбусом № 3.

Курск расположен в 540 км от Москвы. Добраться сюда совсем несложно, так как через город проходят маршруты разных транспортных средств. Здесь проложены автомобильные, железнодорожные, воздушные пути. Путешествовать можно как на личном автотранспорте, так и на комфортабельных автобусах, самолетах, поездах.

Некоторые места, где проводятся отчитки краткий список

Владимирская область
Киржачский район, Филипповское село, Свято-Никольский храм (протоиерей Стахий Минченко – прозорливый)Калужская область
Смотреть онлайн Документальный фильм “Старец” (про одержимых с 21 минуты фильма)
Смотреть видео онлайн “Я не чудотворец. Отец Власий”
Козельск (Оптино). Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь
(информация о проведении отчиток уточняется) Козельск (Оптино). Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи (1821)
(информация о проведении отчиток уточняется) Кемеровская область
Новокузнецк, церковь Св. мученика Иоанна Воина (р-н Абашево,
ул. Доватора, 11, тел. (3843) 388-153) (проводит чин отчитки – протоирей Василий Лихван)Курская область
Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь (1505)
Суджанский район, с. Горналь. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь (1672) – отчитки проводит игумен отец Питирим (Плаксин)Московская область

Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра (1337) (проводит чин отчитки Архимандрит Герман
(Чесноков))
Подробнее читать об Отце Германе.

Смотреть отчитку Отца Германа Онлайн Орловская область

Орловский район, село Салтыки, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1871-1886)

(иеромонах Владимир (Гусев)) – смотреть документальное
видео 1,
видео 2
(информация о проведении отчиток уточняется) Пензенская область
Колышлейский р-н, с. Трескино,
Свято-Рождественский мужской монастырь (проводит чин отчитки игумен Кронид)Республика Башкортостан
Стерлитамакский район, поселок Рощинский, храм Михаила Архангела
(проводит чин отчитки игумен Симеон (Александр Николаевич Кувайцев))Республика Татарстан
Дрожжановский район, село Старое Чекурское, храм Архангела Михаила (проводит чин отчитки отец Олег)Ставропольский край
Ставрополь, пер. Фадеева, д. 1, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1847)
Абхазия
Очамчырский районс. Илор. Храм Георгия Победоносца (XI век) и еще
ссылка об отчитках в Храме Украина Сумская областьАхтырский р-н, пгт.Чупаховка, Храм Покрова Божьей Матери. (?)
Отчитки проводит отец Михаил, также он прозорливый. В храме хранится чудотворная икона Божией Матери
«Ахтырская» и «Чупаховская Молебная» Беларусь
Витебск. Свято-Казанская церковь Свято-Троице-Маркова монастыря (1760) Молдова
Приднестровье, Каменский район, с. Хрустовая. Храм Архангела Михаила (1839) – проводит митрофорный протоиерей Валерий Галайда

Если Вы знаете другие храмы, церкви, монастыри, где проводятся ОТЧИТКИ сообщите нам: [email protected]

Можно посмотреть онлайн или скачать видео
“Отчитка Архимандрита Германа”.

Изгнание бесов – история ритуала экзорцизма

Изгнание бесов, либо экзорцизм – немаловажная часть богословской науки. Любопытно, что и в наше время можно отучиться в католическом институте и получить диплом экзорциста. Ритуал изгнания бесов из человека очень старый, он отсылает интересующегося этой неувязкой к истокам появления христианства.

Первым экзорцистом, как обозначено в Библии – главном источнике инфы на данную тему, был сам Иисус Христос
. Самое известное библейское сказание посреди тех, которые касаются темы ритуала изгнания бесов. говорит о том, как Иисус Христос изгнал бесов из некоторого человека и вселил их в тела свиней. Одержимые свиньи кинулись в пропасть, что в очередной раз подчеркивает опасность одержимости.

Вначале даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос.
Потом его получили апостолы – после того, как на их сошел Святой Дух. Считается, что последователями апостолов являются священнослужители, которые получили таковой же дар. Но во все времена людей, которые были способны прогнать беса, было очень не много.

Отчитки от бесов были популярны в средневековье. Не считая этого, понятно несколько реальных случаев экзорцизма в прошедшем веке, большая часть которых имеют катастрофический конец – погибель священника либо одержимого. На Руси первым письменным источником стали датированные 14 веком наставления об изгнании бес, создателем которых стал Киевский митрополит Петр Могила. С течением веков востребованность экзорцистов не уменьшилась, а неувязка вселения нечистой силы в людей все еще существует.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа. В ней детям преподают основы православной веры, истории церкви, знакомят с церковнославянским языком, помогают найти друзей в среде верующих. Постепенно знакомят с ходом богослужений, чтобы маленьким прихожанам было понятно все происходящее в храме, и они могли осознанно присутствовать в нем, молиться вместе со всеми.

Интересно! Наряду с воскресной школой при церкви действует молодежный православный клуб «Серафим». Его открытие состоялось 13 декабря 2017 года. Основателями клуба выступили протоиерей Георгий Анненков, настоятель храма, и диакон Александр Поляков, который взял на себя обязанности руководителя, а также православные молодые люди.

Встречи участников клуба проходят по средам на 19-00 в помещении воскресной школы. На них молодые люди более глубоко знакомятся с православной верой, ближе знакомятся и общаются, поднимают интересные темы для обсуждения, планируют паломнические поездки и прочее.

Храм прп. Серафима Саровского

Создано: 13.07.2013 14:10 | Обновлено: 24.06.2016 20:57 | Опубликовано: 13.07.2013 14:10

  • Адрес: 305019, Курск, ул. Полевая, 17-6
  • Телефон: (4712) 50-18-73Настоятель: протоиерей Георгий Анненков
  • Расписание богослужений:

Богослужения совершаются ежедневно утром в 7.30, вечером 17.00 В воскресные дни: утром в 8.30, вечером в 17.00При храме действует воскресная школа

В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двухкомплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом.Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только данного района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца.Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного притча, а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково( ныне ул. Антокольского), часть же только переселялось из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах».Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства;2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительного устава, должна перейти в собственность храма.Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1993 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого.После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение Духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм.Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12.В настоящее время архитектурный вид храма несколько иной, чем в годы его сооружения: в западной части, с северной стороны здания возведена колокольня высотой 16,5 м.15 января 2006 года архиепископом Курским и Рыльским Германом был освящен храм и главный престол в честь преподобного Серафима Саровского.

Читайте также:  Андрей Лоргус: биография священника, книги и труды психолога

Где изгоняют бесов из человека в Рф и Украине

Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад

Обычно, благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из старых монастырей. В Рф есть только одно святое место, где проводятся отчитки – Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад
. Ранее изгнание бесов проводилось в Оптинской пустыне
. но не так давно монахи получили запрет на отчитку. В Украине таких монастырей больше – это Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра
и некие другие.

Отец Герман
из Троицко-Сергиевой лавры
является самым известным экзорцистом Рф. Сейчас он единственный имеющий разрешение на проведение отчиток. Отчитки у отца Германа – массовые, из-за чего они подвержены жесткой критике со стороны других священников, о чем незначительно ниже. Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но критики говорят, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Это подтверждается тем, что нередко требуется несколько сеансов экзорцизма. если бес довольно силен. А на отчитках отца Германа излечиваются за раз даже принесенные прикованными к кровати одержимые.

В Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Миши во Львове
. К огорчению, он погиб пару лет вспять. На данный момент сеансы экзорцизма проводяся в почти всех церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и Соборе Святого Юра во Львове
. Понятно, что пользуется большой популярностью монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области
. Сельские экзорцисты работают безвозмездно, считая это своим долгом, но на вопросы о обрядах не отвечают ни они, ни бывшие одержимые – это под запретом.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом
приезжают не только лишь со всей страны, да и из-за границы. Он проводит сеансы как личные, так и групповые в протяжении 30 лет. Отец Варлаам утверждает, что различает одержимость от физических и психологических болезней. Он согласен с тем, что вычитка нужна только одержимым сатаной, а не страдающим от порч, проклятий и физических недугов. По словам экзорциста из Украины, одержимыми бывают даже малыши, которые расплачиваются за грехи родителей.

Современное состояние

Жизнь храма возобновилась нескоро, через несколько десятков лет, лишь в 1994 году. После официального возвращения в собственность РПЦ здание церкви было отреставрировано. Главный престол в честь святого Серафима повторно освящен 15 января 2006 года местным архиереем, — Курским и Рыльским архиепископом Германом.

Немного позже в западной части церкви была выстроена колокольня, высота которой насчитывает 16,5 метров. Из-за этого вход в храм пришлось перенести и теперь он теснится между двумя окнами в другом месте, с западной стороны. Ранее колокол также был в храмовом комплексе, но он крепился на деревянной балке, встроенной в церковную ограду.

Храм отделан в стиле, характерном для многих построек конца 19-го века, называется он «кирпичным». Ему присуща простота убранства, некоторая грубоватость. Вместо белоснежной лепнины для внешней облицовки используется фасадный кирпич красного цвета, заменяющий штукатурку и другие отделочные элементы.


Икона святого Серафима Саровского на фасаде храма

Сам храм небольших размеров. Его центральная часть выстроена в виде четверика, сверху который венчает полукупол со шпилем и маковкой. С одной стороны (восточной) к ней примыкает пятиугольная апсида с замурованным центральным окном. С другой — находится прямоугольной формы трапезная, а за ней и придел, к которому впоследствии (2001 г.) и была пристроена колокольня.

Внутреннее пространство церкви устроено очень гармонично. Росписи стен в виде растительных орнаментов дополняют резные рамы, обрамляющие иконы. Иконостас в храме трехъярусный, с элементами позолоты, занимает всю алтарную стену. Главный престол освящен в честь преподобного Серафима Саровского, придел — Иоасафа Белгородского.

Крестный путь на другой континент

Беседа с протоиереем Георгием Зелениным, настоятелем храма архангела Михаила в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси, США)

– Отец Георгий, вы были одним из первых священнослужителей, кто дежурил у чудотворной иконы в храме Христа Спасителя…

– И ощущал в присутствии святыни то же чувство трепета, что и девятнадцать лет назад, когда семинаристом впервые сопровождал икону из Джорданвилля в Нью-Йорк. Тогда икона стояла у меня на коленях, и было необычайно острое ощущение, что ты прижимаешься к Матери Божией, к Ее Богомладенцу и что вся российская история в это время находится у тебя на коленях. И от этого единения рождалось особое чувство, ведь именно эта икона была в покоях царя Феодора Иоанновича, для нее царица Ирина своими руками вышивала ризу; вспоминался и князь Дмитрий Пожарский, который имел ее при своих войсках в годину Смутного времени, когда этой иконой благословлялось русское воинство изгонять из российских пределов тех, кто творил беззаконие в земле русской; вспоминался и почитавший образ фельдмаршал А.В. Суворов, единственный полководец за всю историю, который не проиграл ни одного сражения.

Пред иконой молился и М.И. Кутузов, когда она находилась в войсках во время войны 1812 года. К этому времени относится и чудо исцеления младенца Прохора, будущего преподобного Серафима Саровского. И когда все эти воспоминания живут в тебе, ты ощущаешь себя причастным к истории своего Отчества. Это источник трепета и совершенно особого отношения к святыне.

А в Москве поразительная вещь происходила. Для нашей делегации была составлена замечательная программа, включающая многочисленные путешествия, поездки по святыням Подмосковья и близлежащих епархий. Поначалу, знаю, священники хотели побывать и в одном месте, и в другом. Но случилось непредсказуемое. После того как мы впервые стояли у иконы, священники стали предпочитать оставаться у святыни, а не путешествовать.

– Отец Георгий, а заметили ли вы разницу в том, как встречали икону в России и как встречают ее в зарубежных приходах Русской Церкви?

Вне сомнения, что у нас, в зарубежье, она абсолютно необходима, потому что – и я в этом глубоко убежден – если бы не было чудотворного образа Матери Божией, не смогла бы Зарубежная Церковь сохранить свое единство. Это тот самый духовный центр, который собрал вокруг себя осколки русского рассеяния. Икона «Знамения» относится к типу «Оранта», что по-гречески означает «Благословляющая», но для нас она стала «Одигитрией» – «Путеводительницей». И это очень символично.

Но за рубежами родины нас все-таки мало, и каждый раз визит иконы для нас – это маленькое как бы семейное, домашнее торжество. Великая, но тихая радость. Здесь, в России, ты присутствуешь при совершенно другом торжестве; ты видишь, что образ Божией Матери не только семью оберегает, он народ хранит. И вот этот народ ты видишь; видишь, как полторы тысячи человек за один час притекают к иконе, и слышишь, какие скорби приносят и о чем молятся. И это для нас тоже источник особого трепета.

Вот и мне самому в дни прихода чудотворного образа в Россию была явлена большая радость. Я давно искал своего друга юности художника Сергея Симакова. Мы с ним не виделись двадцать лет. Удивительным образом в дни моего приезда с делегацией, сопровождающей Курскую-Коренную икону, мы оказались в Ярославской области в музее, где мне дали и его телефон, и адрес.

Ехал я к другу, теперь уже не Сергею Симакову, а игумену Рафаилу, в храм архангела Михаила (в Бору) близ Углича по глухому лесу и абсолютному бездорожью. Это нетронутые рукой человека места, где без декораций можно спокойно снимать позапрошлый век. Удивительная у нас вышла встреча: через минуту было такое ощущение, как будто и не было этих двадцати лет… Узнал, что за эти годы батюшка и его матушка Елена (в монашестве Анна) претерпели множество скорбей. Отец Рафаил, а тогда он был еще отцом Сергием, потерял свою матушку. Это о них сняты документальные фильмы «Анна и Рафаил» и «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи», на мой взгляд, именно те фильмы, которые показывают, что есть любовь в жизни православного человека.

Служит отец Рафаил в удивительном месте и в удивительном храме, который и держится его трудами и молитвами. А живет от него в трех километрах – в деревне Загайново, где он окормляет человек 25, которые, как могут, в такой глуши выживают: держат коров, овец.

Вот такую долгожданную, дивную встречу устроила и мне в свой приход в родные места наша «путеводительница».

– Отец Георгий, делегация, сопровождающая чудотворный образ Богоматери, достаточно многочисленна. Это и иерархи Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Иларионом, а также священнослужители, миряне…

– При формировании делегации наше священноначалие проявило мудрый подход. В ее состав было включено главным образом духовенство, которое не принимало участия в торжествах воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве. Это дает возможность большему количеству священнослужителей побывать в России и понять, что есть современная церковная Россия. И здесь мы думаем о тех, пусть немногих, отошедших от нас. Я говорил со многими членами делегации – священниками и мирянами, и все желают только одного, чтобы отошедшие от нас – а они наша скорбь – ощутили хотя бы частицу того, что есть в настоящем смысле Церковь Христова. А она есть, прежде всего, верующий во Христа народ Божий. И такая Церковь жива и будет жить до конца времен. Для того чтобы ощутить это, надо увидеть и прикоснуться к народу Божию, который живет верой в Спасителя, какие бы внешние обстояния ему ни приходилось претерпевать. И прикоснуться к этой благодати сейчас может любой из тех, кто отошел. Было бы желание. И наш к ним призыв: прииди и виждь.

Читайте также:  Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– А допускаете ли вы мысль о том, что икона может когда-то вернуться в родные пределы, в Курскую Коренную пустынь или в город Курск, например?

– Не может быть и речи о том, чтобы Курская-Коренная икона навсегда вернулась в Россию. Ведь это означало бы оставить обездоленными русских, живущих в рассеянии по всему миру. Но приход образа Матери Божией на родину в дни ежегодно совершаемого в начале сентября крестного хода стал бы доброй традицией, рожденной уже единой, воссоединенной Церковью. Сегодня ничего не мешает возродить традицию так, чтобы крестный ход совершался бы не со списком иконы, а с самим чудотворным образом. И это станет приметой нового времени.

Сейчас домом иконы является собор Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, а путешествует она по всем епархиям, по всему миру. Мы надеемся, что отныне сентябрь станет месяцем, когда святой образ будет посещать родные курские пределы, где она была явлена в 1295 году.

Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двухкомплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом.

Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только данного района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного притча, а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково (ныне ул. Антокольского), часть же только переселялось из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах».

Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что

1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства;

2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительного устава, должна перейти в собственность храма.

Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1993 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого.

После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение Духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм.

Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12.

Лишь 15 января 1994 года в храме были возобновлены богослужения. В 2001 году пристроена колокольня, и церковь приобрела современный вид.

Храм построен в кирпичном стиле с использованием декоративных возможностей фигурного облицовочного кирпича. Это кирпичный, неоштукатуренный, бесстолпный одноглавый храм, имеющий в плане сложную конфигурацию. Основой композиции является четверик, к которому с востока прилегает восточная пятигранная апсида. Церковь имеет алтарный полукупол и высокий сомкнутый свод четверика. Трапезная имеет удлиненную форму, к ней с южной стороны примыкает придел, сопоставимый с ней по площади, а с северной стороны пристроена колокольня высотой 16,5 м.

Адрес: 305019, Курск, ул. Полевая, 17-6
Телефон: (4712) 50-18-73
Настоятель: протоиерей Георгий Анненков
Расписание богослужений: Богослужения совершаются ежедневно
утром в 7.30
вечером 17.00
В воскресные дни утром в 8.30 вечером в 17.00
При храме действует воскресная школа.

YuliaTau › Блог › Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь

Этот монастырь не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника – преподобного Серафима Саровского. Он расположен в 150 км от Воронежа на границе Аннинского и Грибановского районов. Создание обители началось в 1995 году. Раньше на этом месте располагалась усадьба, принадлежавшая герою Кавказской войны генералу Соловцову. Но в 1995 году знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и прудом, а также старинная дворянская усадьба, были переданы под создание монастыря по настоянию правящего архиерея.

При въезде в монастырь прямо на трассе Воронеж-Саратов стоит поклонный крест и часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.

Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске от благочестивых и состоятельных родителей Мошниных; во святом крещении наречен был Прохором. В возрасте трёх лет Прохор лишился отца, который незадолго до своей смерти начал строительство нового храма во имя преподобного Сергия. Труды по храмостроительству продолжила мать Саровского Агафия. В возрасте 7 лет при осмотре вместе с матерью строящегося храма Прохор оступился и упал с самого верха колокольни, но остался невредим, в чём его мать увидела особое попечение Божие о её сыне. В 10ти-летнем возрасте Прохор тяжело заболел и находился при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. А в это время в Курске несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда её проносили по улице, где жили Мошнины, начался дождь, и икону пришлось нести через двор Агафьи. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Сначала он отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, откуда был благословлён идти спасаться в Саровскую пустынь. С постоянной молитвою он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам он приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение; в келье занимался духовным чтением. Спал он мало и держал строгий пост. А после, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

На 28ом году жизни Прохор был подстрижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Возле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник. Многие, узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Умея узнавать и различать людей, старец от некоторых уклонялся, сохраняя молчание. Но тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.

Три года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Желая подражать св. Семиону столпнику, о. Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне, что никто не знал о нем, пока он сам не поведал об этом некоторым из братий. Проходя трудный путь подвигов, преподобный Серафим привел свое тело, особенно ноги, в совершенное изнеможение. Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия св.Тайн, он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего в ней пребывания возвратился в монастырь, где принял на себя новый труднейший подвиг затворничества.

Ссылка на основную публикацию