Храм Ризоположения в Леоново: история и адрес, описание, святыни и праздники, настоятели

Храм Ризоположения в Леонове

К оглавлению – храмы Москвы

Адрес храма: 129226, Москва, ул. Докукина, 15 (м. «Ботанический сад»).
Телефон храма: (499) 181-01-41

Престолы: главный — Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
приделы — иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Свт. Николая Чудотворца

История: храм построен в 1719 — 1722 гг. в старинной вотчине князей Хованских, сменив деревянный храм, известный с 1633 г.

Здание типа «восьмерик на четверике» с прямоугольной апсидой имеет двухпридельную трапезную и колокольню.

С 1800 г. храм находился в запустении и лишь в 1859 г. церковь поновили на средства фабриканта Молчанова. Тогда же, видимо, была расширена трапезная и возведен верхний ярус колокольни, в интерьере выполнена живопись и изготовлены иконостасы.

Храм закрывался ненадолго с 1930 по 1942 г.

При храме действует воскресная школа и библиотека.

Община окормляет больных Института геронтологии.

При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

В предалтарной части храма, впереди правого клироса, находится главная храмовая святыня — икона Ризоположения Богородицы с частичкой Ризы Пресвятой Девы.

Современный вид иконы Ризоположения. Икона в иконе.

Икона представляет из себя как бы икону в иконе: в серебряном окладе — старинный образ Ризоположения, он помещен в центр киота с более крупной по размерам иконой, на которой живописно изображены святые Павел Фивейский и преподобный Сергий Радонежский, указывающие на образ Пресвятой Девы.

Храмовая икона Ризоположения Пресвятой Богородицы с частицей Её честной Ризы

Святыни: Особо чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей Ризы Божией Матери
Чтимая икона Божией Матери Смоленская (XVI в.)
Икона Божией Матери «Трех Радостей»
Икона Божией Матери Феодоровская
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери Казанская
Икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона
икона вмч. Пантелеймона
Крест-мощевик
Роспись «Избиение младенцев»

День памяти: 10/23 июля

Богослужение: ежедневно утреня и Литургия в 8 час, по пятницам – вечерня и утреня с акафистом иконе Ризоположения в 17 час, по воскресеньям и праздникам – Литургия в 7 и 10 час, накануне всенощное бдение в 17 час; вечером в воскресенье – акаф. Воскресению Христову.

Храм Ризоположения в Леонове – сентябрь 2001 года.


Храм Ризоположения в Леонове.

Храм Ризоположения в Леонове.

Храм Ризоположения в Леонове.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Сентябрь 2001 года.

Памяти протоиерея Геннадия Нефедова

Леоново — для меня это место дорого, потому что начало моего церковного пути.

Протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом вражке города Москвы

Вот сделал попытку написать о дорогом Батюшке. Получились воспоминания о Леонове. Для меня это место очень дорого, потому что — НАЧАЛО моего церковного пути. И тогда и сейчас, я благодарю Бога, что мне была дарована встреча с о. Геннадием. Очень важно было быть и жить рядом с таким Человеком и очень многое воспринималось без слов и запечатлелось в сердце. И сейчас во многом этим запасом держусь и живу. И всЕ и всЁ, что было тогда вокруг и около о. Геннадия было настоящим и жизненно важным!

Пастырское служение о. Геннадия началось в храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове. Это МЕСТО и тогда ещё относительно спокойное ВРЕМЯ (1976–1981 гг.) подарили Батюшке благодатную почву для возрастания его духовных дарований, которые в полной мере раскрывались уже в более сложных и тесных обстоятельствах.

Храм Ризоположения в Леонове. 1979 г.

Леоново! Благословенный краешек Москвы, где ничего московского, городского в то время нельзя было обнаружить даже при тщательном рассмотрении. То ли оазис, то ли островок недавнего пригорода в расползавшемся, как тесто, во все стороны города.

От станции метро «Ботанический сад» заветной тропинкой, протоптанной местными жителями, через то, что раньше было то ли лесочком, то ли парком, вдруг входишь в остатки когда-то большого села Леоново. В то время около храма ещё стояли несколько деревенских домиков с приусадебными участками и привычной деревенской живностью — курами, петухами, козами…

Храм тоже был сельским, небольшим, но очень тёплым, уютным, весь в зелени и с маленьким садом-огородом за скромной оградой.

Церковь и всё вокруг нее было с любовью ухожено заботами тружеников храма и прихожанами, которые тоже были остатком не только сельского населения, но и другого времени, другого уклада, другого, неспешного ритма жизни…

Первым и очень важным благословением, которое вместе с первым приходом получил Батюшка, стала замечательная, всеми любимая Елизавета Фоминична Звонова, староста храма. Глубоко верующая, любящая Церковь и всех церковных (и батюшек, и певчих, и всех тружеников) она жила в маленькой сторожке при храме, вела хозяйство в полном согласии с настоятелем, которого очень почитала. Елизавета Фоминична была удивительная молитвенница, говорила, что для нее молитва без слез — не молитва.

Протоиерей Геннадий Нефедов со старостой храма Елизаветой Фоминичной Звоновой

Еще одним благословением стала регент правого и левого хоров — Наталья Ильинична Павлова. Истинно верующая, преданная Церкви всей жизнью и окончившая путь в монашестве (монахиня Феофания).

Незабываем, конечно, так называемый «левый хор». Состав этого маленького, тихого и стройного хора был просто дивным. Мария Михайловна — канонарх и уставщица, хорошо разбиравшаяся в книгах (она была дочерью священника), очень строгая во время богослужения и очень приветливая и весёлая после службы. У неё дома изредка собирались «на чаёк» подруги-певчие, они любили тихонечко, от души попеть разные церковные песнопения. Запевала обычно Наталья Ильинична, а остальные дружно подхватывали.

Марфа Ананьевна, можно сказать, смиреннейшая, тишайшая, старательно послушная всем указаниям регента. Она впоследствии также приняла монашеский постриг.

Анна Лукьяновна — деловая, решительная, со звонким голосом. Возглавляла ревизионную комиссию на приходе (однажды она адресовала мне поздравительную открытку к празднику Пасхи, которую подписала: «Председатель ревкома» — чем меня несколько озадачила).

И ещё бас, один на всех, Михаил Иванович Макаров. Старый москвич, жил в детстве рядом с Даниловским монастырём, в 1914 -1915 годах учился в монастырской церковно-приходской школе и сохранил в своей светлой памяти множество воспоминаний о былом времени: из истории Москвы, истории Церкви, в частности, из истории Даниловского монастыря, из истории своей семьи. Воспоминания, которые Михаил Иванович начал писать в бытность певчим и чтецом в Леоновском храме, были напечатаны издательством Даниловского монастыря в 2007 году[1]. Михаил Иванович был очень сердечным человеком, исповедовался всегда с большим сокрушением и со слезами, был скромен, заботлив о всех своих близких, о которых ревностно и неустанно молился (особенно о молодом поколении).

Так было отрадно среди них. И с ними. На службах и просто в жизни…

1980 г.

Нельзя не вспомнить единственную алтарницу храма — уникальную в своём роде монахиню Конкордию! Совсем маленькая, простая без затей, неутомимая труженица, которая хранила алтари в идеальной чистоте. Когда-то она приехала из деревни в няньки в московскую семью и прожила в ней практически всю жизнь уже как член семьи, всеми любимая. К концу жизни она смогла исполнить своё заветное желание — послужить Богу и Церкви.

…В эту дружную церковную семью Батюшка с его ревностным служением влился очень органично, его сразу же полюбили.

С первых служб он определил для себя высокую планку пастырского служения. Равнялся Батюшка, конечно, на своих учителей, в первую очередь, на своего духовного наставника — о. Александра Ветелева. Много он почерпнул из этого кладезя церковного опыта и впоследствии во многом повторил путь своего духовного руководителя, так же, как и о. Александр, посвятив много лет преподаванию в духовных школах (о. Геннадий преподавал нравственное богословие в МДА, в МДС).

Хочется отметить, что в период служения в Леонове у Батюшки возрастала семья. Его верной подругой и опорой всегда была м. Ксения, которую тоже все сразу полюбили.

13.09.1980 г.

Семья для Батюшки всегда являлась важной частью жизни и служения. Его семья была радушной ко всем. Особенно же это прочувствовали молодые люди, которые прибились к Батюшке в тот «леоновский» период и остались под его духовным руководством до конца его жизни.

И вместе, и по-отдельности Батюшка приглашал молодёжь к себе домой, многие становились прихожанами, его духовными чадами, которых он и крестил, и воцерковлял, те, кто в своих исканиях и чаяниях чаще всего были непонятыми и одинокими в кругу родных. Семья Батюшки излучала тепло любви и, что особенно важно, давала образ настоящей православной семьи — не книжный, а реальный. Надо сказать, что многие семьи духовных чад Батюшки стараются, хотя и с разным успехом, удержать этот образ.

С благодарностью всегда помню, как Батюшка и матушка помогли моим родителям, прежде всего отцу, принять моё решение посвятить себя церковному служению (сначала алтарником, регентом, а потом, по благословению Батюшки, студентом МДС).

Читайте также:  Храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешневе: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Батюшка пригласил моего отца к себе домой для знакомства, и для того, чтобы отец посмотрел, как живёт семья священника. Можно сказать, приём был устроен на высшем уровне, отец был очень уважен. Со всем вниманием и почтением к нему Батюшка свободно вёл беседу на совершенно разные темы, а матушка радушно предлагала отнюдь не постное угощение. В итоге отец был лишён всех сомнений и смущений от моего выбора.

Батюшка считал, что родительское согласие на выбор нового пути будет мне только во благо. А для меня было важно сохранить мир в родном доме. По мнению Батюшки, семейная жизнь всегда должна быть во внимании, в почитании и ничем не разрушаема.

Запомнилось знакомство с Батюшкой в первые дни его служения в Леоново. И здесь нельзя умолчать о роли нашей учительницы — Веры Алексеевны Горбачевой, сыгравшей на тот момент роль стрелочника на путях жизни не только моей, но и многих её учеников, в том числе и частных. В то время она была преподавателем русского языка и литературы в музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных, где тоже по-своему трудилась над созданием дружной семьи единомышленников.

Протоиерей Геннадий Нефедов, Наталья Осколкова, Ольга Павлова и Вера Алексеевна Горбачева. 1985 г.

Силами студентов Вера Алексеевна организовывала и проводила литературно-музыкальные вечера, имевшие большой успех и всегда с аншлагом проходившие в училище. В летние каникулы она устраивала походы с палатками и байдарками — в основном по северному краю. Состав компаний каждый раз был разный и общий круг участников этих походов был довольно широк. Эти походы были очень важными для нас, мы познавали и себя, и друг друга. Походные условия бывали весьма трудными и многое, порой неожиданное, в нас проявлялось, и достоинства, и недостатки… Нам открывалось многообразие жизни, ведь столичная жизнь существенно и резко отличалась от жизни глубинки. А красота северной природы крепко влюбляла в родной край. Сколько раз не счесть, собираясь вместе, мы, «походники», вспоминали пережитое, вновь и вновь любовались видами полюбившегося Севера, пересматривая многочисленные слайды, которыми в то время все очень увлекались…

Как только Вера Алексеевна узнала о назначении о. Геннадия настоятелем храма в Леоново, она тут же решила отыскать это самое Леоново. Так случилось, что я был послан на поиски, получив чёткий ориентир: «где-то у метро «Ботанический сад»». И вот, я интуитивно иду по тропинке, не ведая, куда она ведёт, но надеясь, что приведёт куда надо. И, действительно, привела!

К сожалению, нет фотографий тогдашнего Леоново, но, как чудом сохранившаяся цитата из когда-то любимой, но утерянной книжки, в сердце навсегда запечатлен этот почти сказочный образ уникального уголка Москвы.

Пришёл я во время литургии, ближе к концу, Батюшка говорил проповедь, и, как я почувствовал, очень волновался. Это выражалось в том, что он (ясно помню!) говорил окая, совершенно не по-московски. Был будний день, прихожан практически не было, и я понял тогда, что проповедь на богослужении необходима не только для прихожан, но и для проповедника!

Здесь же, в Леоново, проявилось организационно-строительное дарование Батюшки. Рядом с храмом был построен домик — крестильня и ризница (раньше ризница располагалась на колокольне и это было очень неудобно), который Батюшка сам придумал и очень утешался тем, что удалось осуществить задуманное.

Незабываемы, конечно, каждодневные «успенские молебны» в Успенский пост. Эту традицию Батюшка сохранял на протяжении всего своего служения в Церкви, на всех приходах. Хор стоял рядом со священником и пение было общим, что приносило всем особую радость — все вместе славили Матерь Божию.

Относительная, но и в то же время явная свобода, которая ощущалась в Леоново, в стороне от больших дорог, в тишине сельской ещё жизни очень привлекала ищущие души, потому что всегда был возможен неспешный разговор со священником, и Батюшка не скупился отдавать себя и своё время на многочисленные встречи и беседы со всеми, кто обращался к нему за советом, отвечая на всевозможные недоуменные вопросы и по Священному Писанию, и по жизни…

Вся уникальность первого прихода Батюшки, особенно высветилась по контрасту в следующем месте его служения — Богородском храме Преображения. Староста здесь являла собой полную противоположность леоновской Елизавете Фоминичне. Но, если внеслужебная деятельность Батюшки встречала упорное непонимание и сопротивление, служба всегда была по-прежнему на высоте. А молодёжь не отставала от Батюшки и здесь. Исповеди и причастия, венчания и крестины совершались исправно…

Венчание Михаила и Наталии Осколковых

Последний приход — Богоявленский храм… Опять средокрестье МЕСТА и ВРЕМЕНИ!

Бурлящий, кипящий центр столицы в двух шагах от Красной площади. Грандиозный по масштабу и сложности реставрационных задач проект. Но и здесь многое благоприятствовало Батюшке, он развернулся здесь во всю свою мощь — служение, восстановительные работы, преподавание, административные обязанности…

Батюшка дорог нам и деятельным, и молитвенным участием в нашей жизни. На наших глазах он умножал полученные от Господа таланты, и мы верим, что Батюшка услышит по Евангелию: «в малом был верен… войди в радость Господа Своего…»

[1] Макаров Михаил. Сокровенная память души. Записки старого москвича. М,: Даниловский благовестник, 2007.

Храм Ризоположения в Леонове: история святыни, архитектурный облик, как добраться в Москве

Храм Ризоположения в Леонове, который принадлежит Московской епархии, был возведен в 1722 году на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633 году.

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был выстроен из камня на средства хозяина этих земель князя Василия Хованского. Позднее усадьба поменяла нескольких владельцев. Сначала принадлежала Павлу Демидову, затем фабриканту Молчанову. Начиная с 1800 года богослужений в храме не проводили. Действовать он начал только в 1859 году после реставрации, которую провел на свои средства купец и промышленник Евграф Молчанов. С тех пор храм почти не закрывался, не действовал всего 12 лет — с 1930 по 1942 год.

История храма

Впервые Леоновская пустошь упоминается в Писцовых книгах 1573—1574 годов. В первой половине XVII столетия владельцем этих земель стал князь Иван Никитич Хованский, который построил здесь церковь из дерева в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы. Сооружение возводилось в 1629 по 1635 год. Церковь была ружной — владельцы поместья выплачивали причту жалованье в виде отсыпного хлеба (пшеницы), так как население деревеньки было малочисленным по причине набега на Москву крымских татар в 16 веке, прихожан практически не было.

Возведение и основание

В 1716 году Леоново перешло по наследству князю Василию Петровичу Хованскому, который в будущем стал камергером, а пока был молодым повесой, птенцом гнезда Петрова, отличался пристрастием к алкоголю и любил «пошалить» с друзьями. Но однажды дело дошло до нарушения религиозных канонов.

Друзья напоили Василия до бессознательного состояния и сами сильно напились, затем положили его в гроб, отнесли в храм, в кощунственной форме совершили обряд отпевания и разъехались по домам. Хозяин усадьбы оставался в церкви, пока рано утром не пришел местный священник Филипп Леонтьев и не вывел его.

Служители церкви сообщили об этом инциденте в Петербург Петру I. Услышав от канцлера Шафирова о происшествии, царь поначалу сильно разгневался и отдал распоряжение казнить Василия и всех его друзей, но потом проявил милосердие и подверг участников святотатства наказанию плетьми в своем личном присутствии.

После этого происшествия князь в качестве раскаяния, чтобы хоть как-то загладить свою вину за проступок перед Богом и царем, обратился в Священный Синод с просьбой разрешить постройку в имении Леоново храма из камня. Но указ пришел только спустя несколько лет, после снятия запрета 1714 года на возведение каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. Поэтому строительство удалось начать только в 1719 году.

В 1722 году в день Положения Ризы Богоматери храм освятил протопоп Феодор Панкратьев с братией . Церковь имеет два придела: в честь иконы Богоматери «Неопалимая купина» (17 сентября) и Святого Николая Мирликийских Чудотворца (его память отмечается 22 мая и 19 декабря).

Историческая судьба

В 1767 году владельцем усадьбы в Леонове становится ученый-натуралист, предприниматель и меценат Павел Демидов. Он разбил в имении прекрасный парк, редкие деревья для которого выписывал из Сибири, устроил оранжереи, искусственные пруды со множеством рыб и птиц.

В 1800 году Демидов настоял на закрытии храма, поскольку страдал психическим расстройством и не мог выносить никакого шума, в том числе колокольного звона. Митрополит Платон пошел навстречу Павлу Григорьевичу, иконостасы и утварь были переданы другим обителям. Более пятидесяти лет святыня оставалась без богослужений, в состоянии полного запустения. Не ее крыше даже выросли деревья.

Читайте также:  Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

В 1812 году кавалеристы войска Наполеона, вошедшего в Москву, устроили в храме конюшню для своих лошадей, осквернив святыню. В 1821 году Демидов скончался, а его наследники продали усадьбу. В 1825 году хозяином имения становится купец Кожевников, по приказу которого вырубили весь лес и почти полностью парк.

Реконструкция здания

После 1859 года усадьба в Леоново перешла к семье Капустиных, и церковь вновь возродилась. Ее реставрацией пожелал заняться фабрикант Молчанов, который построил неподалеку ситценабивную мануфактуру, а храм решил подготовить для духовных нужд своих рабочих. Предположительно в это время были созданы фрески с внешней стороны на боковых стенах центрального куба.

Прихожане, большую часть которых составляли работники текстильной фабрики, могли видеть в подкупольном пространстве копию ивановского изображения «Явление Христа народу», которая ярко освещалась солнечными лучами.

В 1918 году советская власть решила передать храм прихожанам безвозмездно. Свято-Михайловская церковь Гродненской епархии передала приходу много икон и церковной утвари. Некоторые святые образы и по сей день находятся в обители: Феодоровская икона Божией Матери у левого клироса в главном храме и образ «Трех радостей» в одном из приделов.

В 1922 году власти изъяли из Леоновского храма все ценности. Во времена гонений с 1931 по 1937 год настоятелем был священник Павел Фелицын. В 1937 году он был приговорен к 10 годам заключения и отправлен лагерь. Священник скончался в 1941 году. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году прославил отца Павла в лике новомучеников и исповедников Российских. Его память православные христиане и прихожане храма в Леонове празднуют 4 (17) января.

Как известно, в Советском Союзе проводилась политика отрицания веры во Христа и повсюду насаждался государственный атеизм. Поэтому, скорее всего, в период 1930—1942 год богослужения не совершались.

С 1942 по 1955 год настоятелем храма был протоиерей Иоанн Марков. В период его служения произошли некоторые преобразовательные изменения: смонтировали новую электропроводку, обустроили водяное отопление вместо печного, иконы отреставрировали, приобрели паникадило. В период Великой Отечественной войны приход регулярно помогал материальными средствами Красной Армии.

Современное состояние

В наши дни от имения Леоново остались лишь пруд, небольшая липовая аллея и двухэтажный дом, совершенно утративший прежний облик.

Сегодня при храме открыта воскресная школа для взрослых и детей. Прихожане могут посетить церковную библиотеку. Также работает гранитная мастерская, в которой изготавливают надгробные памятники.

Под патронажем храма находятся Институт геронтологии, Центральная клиническая больница № 2 им. Семашко и хоспис № 4. Клирики и прихожане ведут работу в Территориальном центре социального обслуживания «Ярославский» (филиале Ростокино) и исправительном учреждении ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области.

Во время V Московского Пасхального фестиваля в церкви Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне проходила «Звонильная неделя».

Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Андрей Рахновский. Кроме него, несут службу священники Роман Колесников и Сергий Виноградов, диакон Алексей Арефьев.

Клирики Леоновской церкви служат и в приписных храмах:

  1. Федоровской иконы Божией Матери при РГСУ (Москва, м. «Ботанический сад», ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1).
  2. Святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибирево (Москва, м. «Алтуфьево», ул. Корнейчука, д. 52а).

Месторасположение церкви

Леоновская церковь с 1917 года находится по адресу: город Москва, СВАО, район Ростокино, ул. Докукина, 15.

Как добраться

Сегодня храм принадлежит Троицкому благочинию Московской епархии.

Добраться до святой обители можно двумя способами.

  1. На метро. Доехать до станции «Ботанический Сад» (этот храм в простонародье называется Церковь в Ботаническом саду в Москве). Садиться необходимо в последний вагон поезда, идущего из центра. Далее следует пройти около 300 м через парк в юго-восточном направлении к улице Докукина.
  2. На машине. Нужно повернуть с Проспекта Мира на улицу Докукина, а затем у кладбища повернуть налево и ехать до конца.

Архитектура и убранство сооружения

Здание Леоновского храма является памятником архитектуры. Его окружает заново благоустроенный в 2004 году парк «Сад будущего» с декоративным прудом и остатками липовой аллеи.

На территории можно увидеть стенды, на которых представлена история храма. Рядом протекает река Яуза. Недалеко от церкви через реку перекинут пешеходный мостик. В непосредственной близости от святыни расположено Леоновское кладбище.

На колокольне сохранились старые колокола, которые регулярно наполняют московское небо малиновым звоном. Храм опоясывает живописная ограда. Комплекс находится под охраной.

Внешний вид

Храм Ризоположения в Леонове по-своему уникален. Его можно рассматривать в качестве архитектурного наследия, примера мастерства русских зодчих, памятника истории русского духовенства.

Церковь построена в стиле барокко петровской эпохи, который в тот период был очень популярен. Для этого направления характерны вычурность фасадов и пышность убранства интерьера. Вход на территорию комплекса выполнен в виде белокаменной арки с решетчатыми створками.

Стены сооружения выложены из камня и кирпича, сверху оштукатурены.

Архитектурный ансамбль включает:

  • храм, сконструированный в форме восьмерика на двусветном четверике с прямоугольной апсидой в плане;
  • трапезную из двух приделов;
  • двухъярусную колокольню.

Первоначально фасадная декорация состояла из угловых пилястров, профилированных карнизов с отделкой из так называемых сухариков на четверике, а на апсиде — рядом мелких филенок. Позже композицию дополнили штукатурные наличники с «ушами» и наружная настенная живопись времен 1859 года, когда церковь была отреставрирована. Тогда же расширили трапезную и возвели верхний ярус колокольни, а внутри разместили иконостасы и украсили интерьер живописью.

Внутреннее оформление

В обители есть святыни древнего письма, которые были перенесены из деревянного храма, — икона «Утоли моя печали» и образ Богородицы «Казанская». Они созданы в одинаковой живописной манере, имеют идентичные размеры. Иконы размещены в трапезной одна напротив другой на стенах боковых приделов.

Образ «Положения честной ризы Богоматери» написан маслом и датируется XIX веком.

На четырехъярусном иконостасе расположены иконы тонкого письма XIX века. Стены были расписаны позднее в разное время.

На западной стороне придела Святого Николая находится достойная особенного внимания роспись «Избиение младенцев», написанная в стиле конца XVIII века. Ее создали ученики школы Аргунова, академика живописи, который был крепостным графа Шереметева.

Фрески сохранились только с левой внешней стороны храма.

Святыни

В храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове хранятся чудотворные иконы, а также крест-мощевик и ковчеги с частицей мощей св. Иоанна Сан-Францискского и Шанхайского чудотворца (дни памяти — 2 июля и 12 октября), к которым можно приложиться и получить свою частицу благодати.

  • «Ризоположение» — особо почитаемая храмовая с частицей одеяния Божией Матери (чествование 15 июля);
  • «Утоли моя печали» (7 февраля);
  • Богоматери «Трех радостей» (празднование 8 января);
  • Феодоровская икона Божией Матери (27 марта и 29 августа);
  • Смоленская икона Богородицы XVI века (10 августа);
  • «Казанская» (21 июля и 4 ноября);
  • «Скоропослушница», привезенная с Афона (22 ноября);
  • великомученика Пантелеймона (9 августа);
  • священноисповедника Николая Ама-Атинского с частицей мощей (8 сентября и 25 октября);
  • блаженной Матроны Московской с частицей святых мощей (8 марта и 2 мая);
  • и другие святые образы.

Как проходят богослужения

Божественная Литургия в Леоновском храме служится ежедневно в 9.00, а вечернее богослужение — в 17.00, по воскресеньям и двунадесятым праздникам ранняя Литургия начинается в 7.00 и поздняя в 10.00. В летний период с июля по сентябрь проходит одна Литургия в 9.00.

Молебны и беседы в храме Ризоположения:

  1. По воскресным дням в 12.00 совершается молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» о страдающих от пьянства и наркомании. В 17.00 проходит вечерняя служба с чтением акафиста Христову Воскресению. С 18.00 до 21.00 священник проводит разъяснительные огласительные беседы с прихожанами, желающими принять таинство Крещения.
  2. По вторникам во время вечернего богослужения читается акафист иконе «Неопалимая Купина». По средам — прославляющий акафист Николаю Чудотворцу.
  3. По средам в 19.00 священники проводят с прихожанами беседы по изучению Евангелия.
  4. По пятницам в 17.00 служится утреня с акафистом образу «Ризоположения», за исключением праздников с полиелеем. В 19.30 проводятся беседы с молодежью.
  5. По субботам накануне двунадесятых праздников проходит всенощное бдение в 17.00.

Видео об усадьбе Леоново и храме

Посмотрите видео, в котором показаны бывшая усадьба Леоново и Храм Ризоположения.

Жизнь в Церкви

Объявления

Фотогалереи

Видео

Библейский портал ЭкзегетЪ.ру. Протоиерей Георгий Климов. Беседы на Евангелие от Матфея.

Храм Ризоположения в Леонове (Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне)

Почтовый адрес: 129226, Москва, ул. Докукина, 15.

Ст. метро: Ботанический Сад.

Как проехать общественным транспортом: м. “Ботанический сад”, последний вагон из центра, 5 мин. пешком через парк в сторону ул. Докукина.

Как проехать на машине: Поворот с Проспекта Мира на ул. Докукина, у кладбища поворот налево и до конца.

История

Пер­вый де­ре­вян­ный храм по­стро­ен в 1629–1635 гг. на сред­ст­ва кн. И.Н. Хо­ван­ско­го. В 1719–1722 гг. при кн. В.П. Хо­ван­ском по­стро­ен ка­мен­ный храм. С 1800 г. храм на­хо­дил­ся в за­пус­те­нии, в 1859 г. был вос­соз­дан и вто­рич­но ос­вя­щен. Храм не за­кры­вал­ся.

Читайте также:  Храм Святого Духа в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архитектурный стиль

  • Иерей Сергий Виноградов
  • Иерей Роман Колесников
  • Иерей Роман Бородинов
  • Диакон Алексий Арефьев

Богослужение

Еже­днев­но: Божественная Ли­тур­гия в 9 часов; Вечернее Богослужение в 17:00.

В Вос­кре­сеные и Празд­ни­чные дни: Божественная Ли­тур­гия в 7:00 и 10:00, на­ка­ну­не – Все­нощ­ное Бде­ние в 17 час.

Летнее расписание: с июля по сентябрь по Воскресным и Праздничным дням одна Божественная Литургия в 9 часов утра.

Богослужение (Великий пост): совершаются все уставные богослужения Великого поста.

Воскресная школа: при хра­ме дей­ст­ву­ют вос­крес­ная шко­ла и при­ход­ская биб­лио­те­ка.

Клирики храма окормляют больных Института геронтологии, хоспис №4, ЦКБ №2 им. Семашко.

Приписные храмы

Храм Федоровской иконы Божией Матери
при Российском государственном социальном университете

Фото взято с сайта храма Ризоположения в Леонове (Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). www.hram-leonovo.ru

Почтовый адрес: 129256, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр.1.

Проезд: от метро «Ботанический сад» 10 минут пешком.

Престол(ы): Феодоровской иконы Божией Матери.

История: построен и освящен Великим освящением в 2006 г.

Настоятель: прот. Андрей Рахновский

Причт: свящ. Кирилл Киселев, свящ. Владислав Мишин, свящ. Михаил Уйбоайд, свящ. Аркадий Гоглов, диакон Сергий Виноградов.

Храм свв. прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибиреве
(на территории Сергиевского благочиния)

Фото взято с сайта храма Ризоположения в Леонове (Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). www.hram-leonovo.ru

Кому приписан: приписан к храму Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове.

Почтовый адрес: 127560, Москва, ул. Корнейчука, 52а.

Как проехать общественным транспортом: от метро «Бибирево» авт. 290; от метро «Алтуфьево» авт.295; 815; от метро «Медведково» авт.606 до остановки «Аптека».

Престол(ы): преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (не освящен).

История: храм построен в рамках муниципального проекта этнической деревни в 2003 г.

Архитектурный стиль: деревянное зодчество.

Настоятель: прот. Андрей Рахновский.

Причт: свящ. Кирилл Киселев, свящ. Владислав Мишин, свящ. Михаил Уйбоайд, свящ. Аркадий Гоглов, диакон Сергий Виноградов.

Богослужение: в Воскресенье в 12:00 водосвятный молебен и панихида, в дни Двунадесятых и великих праздников молебен в 12:00.

Богослужение (Великий пост): на Первой седмице Великого поста чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в 18:00.

Подробнее о приписных храмах см. здесь

Храм Ризоположения в Леонове

Храм Ризоположения в Леонове

Первые упоминания о пустоши Леонова датированы 1573-1574 годами. В первой половине XVII ст. земля была пожалована князю Хованскому Ивану Никитичу, который и построил там деревянную церковь. Точная дата неизвестна, но из документов следует, что в 1633 году храм Ризоположения в Леонове уже существовал. На то время поселение было небольшим, и прихода практически не было.

В 1716 г. Леоново унаследовал Василий Петрович Хованский. Именно на его средства был возведён каменный Ризоположенский храм. Правда, как говорит история, этим действом Хованский пытался загладить свою вину и перед царём, и перед Богом. Что и как произошло на самом деле доподлинно не известно, но основная версия такова.

Князь Василий Петрович был известен своим буйным нравом. Однажды, пьянствуя с друзьями, он здорово перебрал, а те решили позабавиться — нарядили его, как мертвеца, положили в настоящий гроб, отнесли в церковь и начали отпевать, то есть совершили над ним все необходимые в таком случае обряды. Утром покойник «воскрес», а церковные власти донесли о безобразии в Петербург. Государь велел казнить всех участников кутежа, но позже смилостивился, и те отделались телесным наказанием.

Храм Ризоположения в Леонове

Каменный храм Ризоположения в Леонове начали строить в 1719 г., а в 1722-м, в праздник Положения Ризы Богородицы он был освящен.

В 1767 году имение купил статский советник П. Г. Демидов. Надо сказать, Леоново стало для него любимым местом пребывания. Здесь были и красивый парк, и прекрасные оранжереи, и пруды. К несчастью, хозяин имения в старости заболел нервным расстройством, которое, помимо прочего, выражалось в непереносимости колокольного звона, а потому настоял на закрытии церкви.

С 1800 по 1859 гг. святая обитель простояла закрытой. За это время произошло много нехорошего. Наполеоновские солдаты превратили храм в конюшню, новый владелец имения (их сменилось несколько человек) вырубил напрочь лес и почти весь парк.

Ризоположенскую церковь в 1859 г. отстроил меценат и фабрикант Е. В. Молчанов, который на то время арендовал Леоново. Незадолго до этого он построил ситценабивную фабрику в Ростокине, и храм отремонтировал для своих рабочих, понимая их духовные нужды.

Икона Священномученика Павла Фелицына Икона нашего храма

В 1918 г. святую обитель безвозмездно передали прихожанам. В 1922 г. из неё насильно были изъяты золото серебро и другие ценности. В Ризоположенском храме в 30-е годы служил священномученик Павел Фелицын. В 1937 он был арестован, а через 4 года скончался в исправительно-трудовом лагере.

При протоиерее Иоанне Маркове (1942-1955 гг.) в церкви провели электричество, заменили печное отопление на водяное, приобрели паникадило (большая красивая люстра со свечами), отреставрировали иконы. В годы ВОВ храм жертвовал крупные суммы на нужды Красной Армии.

Архитектурный стиль обители характеризуют как Петровское барокко. Здание являет собой приземистый восьмерик на четверике с прямоугольной апсидой, трапезной (с приделами святителя Николая и иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и колокольней. Из декора – угловые пилястры, ступенчатые карнизы, штукатурные наличники с «ушами» и, конечно, наружная настенная живопись (XVIII век).

Сегодня при Ризоположенской церкви действуют воскресная школа, библиотека, а также гранитная мастерская, где изготавливают надгробия.

Интересный факт: в 2012 г. в храм Ризоположения в Леонове приезжали «Бурановские бабушки», где отец Михаил благословил коллектив на выступление в финале Евровидения.

Ризоположение Пресвятой Богородицы

15 июля – Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

На Северо-Востоке Москвы в бывшем селе Леонове есть храм XVIII века, посвященный особому празднику – Ризоположению Пресвятой Богородицы. Торжеству, связанному с историей уникальной христианской реликвии, относящейся еще ко времени земной жизни Божией Матери – ее честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой Земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. И в честь этого великого праздника в Русской Церкви возведено немало храмов и обителей, в числе – которых знаменитая Ризоположенская церковь в Московском Кремле и приходской храм в Леонове, не закрывавшийся даже в годы богоборческих гонений.

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

“Риза Богородицы была обретена в Назарете ромеями-византийцами в середине V века. Константинопольский Патриарх Геннадий I, узнав о многочисленных чудесах, происходящих от святыни, дал указание положить ее в древней Влахернской церкви Царьграда. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала Константинополь, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами и русами. “

Действительно, наиболее известным чудом, связанным с Ризой Пресвятой Богородицы, стало легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега наших предков-язычников под предводительством князя Аскольда.

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

“Царьград едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна эту великую святыню с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. “

Вскоре после этого Аскольд принял христианство, а потому именно с Ризой Пресвятой Богородицы связывают начало Крещения Руси. В XV столетии местонахождение святыни теряется. Но ее части сохраняются и сегодня. В том числе – в Москве и грузинском Зугдиди, связывая наши православные страны благодатным покровом Небесной Владычицы. И тем не менее, многие удивляются, почему этот византийский праздник столь почитаем на Руси, и почему ему посвящено так много русских храмов.

Ризоположенского храма в Леонове

Как отмечает протоиерей Андрей Рахновский, настоятель Ризоположенского храма в Леонове: “В посвящении храма именно этому празднику отразилось самосознание русских людей того времени, а это XVIIXVIII века, когда Русь осознавала себя правопреемницей Византийского царства. Так, широко известна идея “Москва – Третий Рим”. “

Действительно, Риза Пресвятой Богородицы и связанный с ней праздник связывают не только народы и страны православной ойкумены, но и напоминают нам о важнейшем историософском смысле Русской церковности и государственности. И сегодня каждый из нас может соприкоснуться с этой величайшей святыней в Ризоположенском храме в московском Леонове, где хранится частица Ризы Пресвятой Богородицы.

И в день Ризоположения Пресвятой Богородицы нам стоит попросить нашу Небесную Владычицу в том числе и о том, чтобы она помогла России сохранить ту благодатную преемственность, которую мы получили от первой Христианской Империи – Византии – вот уже более половины тысячелетия назад.


Ссылка на основную публикацию