Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Богородице-Рождественский храм в Поярково

Церковь Рождества Богородицы в Поярково является одной из старейших в городском округе Солнечногорск. Эта церковь с богатой историей имеет статус федерального памятника архитектуры. Храм был построен в 1665 году на средства владельца села, боярина, дипломата и первого русского «западника» Артамона Сергеевича Матвеева. По местной легенде именно в этой церкви венчался Петр I с Евдокией Лопухиной.

В селе Поярково до начала XVII века стояла деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. В 1651 году село перешло боярину Артамону Сергеевичу Матвееву, который на земле бывшей Георгиевской церкви в 1665 году возвел сохранившийся до сих пор каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователь истории приходов Московской епархии В.И. Холмогоров приводил описание 1678 года поярковской церкви и ее святынь: «В Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, а Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в ней в алтаре: за престолом крест резной золоченый, образ Пресвятыя Богородицы Знамение… над жертвенником образ Рождества Пресвятыя Богородицы». Среди местных икон перечислены такие: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, архангелов Михаила и Гавриила, великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, а также «образ государских ангелов в молении» – то есть святых, соименных членам царской фамилии.

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев – устроитель Богородице-Рождественской церкви в Поярково – имел близкую связь с семьей государя Алексея Михайловича. Он познакомил царя со своей воспитанницей Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала впоследствии второй женой царя и матерью будущего императора Петра I . Вот как характеризовал личность Матвеева историк и писатель Лев Щепотьев: «Артамона Сергеевича можно назвать человеком своего века: он инстинктом своих импульсов почувствовал импульсы жизни, сумел уловить самые звучные гаммы ее и слить их с песней своего гения. Его эпоха – эпоха особенного значения внешней политики и дипломатии в государственной жизни».

Эпоха, в которую жил Артамон Матвеев, характеризовалась активным проникновением в Россию западной культуры. Самого Матвеева называли одним из первых русских «западников». Артамон Сергеевич слыл страстным библиоманом, способствовал развитию книжного дела, распространению знаний. По указу Матвеева послы, отправлявшиеся в Европу, как правило, в Польшу, обязаны были привозить с собой из поездки большое количество польских и латинских книг в двух экземплярах: один оставался в посольском приказе, а другой брал сам государь. По инициативе Матвеева были изданы две исторические книги на русском языке, которые С.М. Соловьев называл первым опытом или «лепетом русской историографии».

Благодаря Матвееву в Москве был создан театр в европейском вкусе. В 1674 году в селе Преображенском было поставлено комедийное действо: «Тешили немцы, как Алаферну царю царица голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые Артамона Сергеевича». Вторая комедия изображала историю царя Артаксеркса и Амана. Сюжеты этих постановок брались из Священного Писания Ветхого Завета: книг Иудифь и Есфирь. Первыми зрителями спектаклей были члены семьи царя Алексея Михайловича. Матвеевым также был устроен прообраз балета: «На заговенье… немцы и люди Матвеева играли на органах, на фиолах и на страментах, и танцовали». В 1673 году Матвеев приказал собрать около двадцати мещанских детей и отдать их на обучение комедийному ремеслу немцу Готфриду. Так в Москве был основан прообраз театрального училища.

На дипломатической службе Артамон Матвеев, несмотря на увлечение западной культурой, твердо отстаивал интересы Москвы – это касалось, прежде всего, отношений с Польшей и Швецией. Будучи главой Малороссийского приказа, Матвеев заручился поддержкой украинского населения, вошедшего в состав Российского государства. Настоятели киевских монастырей и особенно архимандрит Киево-Печерской Лавры почитали Матвеева своим заступником и благодетелем.

Сохранилось предание и о любви москвичей к боярину Артамону Матвееву. Долгое время влиятельный царедворец жил в скромном и тесном доме на Покровке. Когда же Алексей Михайлович настоял, чтобы Матвеев начал строить приличные для его должности каменные палаты, стрельцы и московские жители не пожалели принести ко двору Матвеева камни с могил своих отцов и дедов.

Жизнь Артамона Матвеева окончилась трагически. В 1682 году во время Стрелецкого бунта он, как и многие другие из числа соратников и родственников Петра I , был жестоко убит мятежниками. Замученный толпой боярин был погребен в Москве у разрушенной в XX веке церкви Николая Чудотворца на Столпах, но могила его не сохранилась. Подмосковный храм в Поярково остался памятником этой неординарной личности XVII века, в которой, по словам Л.Щеоптьева, сочетались «философ-моралист, эстетик и религиозно-набожный христианин, западник и националист».

Близость Артамона Сергеевича Матвеева с царем Петром I отразилась в подмосковной легенде, которую из поколения в поколение рассказывают жители Поярково. По преданию, в церкви Рождества Богородицы венчались Петр Алексеевич и Евдокия Лопухина. По мнению краеведа, автора книги «Неизвестные усадьбы Солнечногорья» и местного жителя Поярково Натальи Андреевны Волковой эта версия имеет право на существование. Молодой Петр еще не был царем и вполне мог венчаться в рядовой церкви. Кроме того, выбор вотчины Артамона Сергеевича Матвеева для обряда мог быть обусловлен борьбой за власть партий Нарышкиных и Милославских. Противников Петра возглавляла его сводная сестра Софья, и венчание в Поярково могло, в том числе, совершаться втайне от нее.

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.

Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

Судьба после революции и в советские годы

С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.

В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.

2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.

С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Читайте также:  Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Информация для паломников и туристов

  • Как добраться

Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:

  • Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
  • Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
  • Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).

До остановки «Пушкинская площадь», которая расположена в 100 метрах от храма, курсируют автобусы под №№ Н1 и А от терминала B аэропорта «Шереметьево» и от стадиона Лужники.

  • Службы и богослужения

В будние дни службы в церкви открываются в 7:30, в выходные и праздники – в 9:00. Перед торжествами всенощные бдения начинаются в 18:00. По просьбам верующих в храме проводятся обряды крещения и венчания.

  • Официальный сайт

Более подробное расписание и официальную информацию лучше узнавать непосредственно в храме или на страничке, посвященной Рождественскому храму. Отправить письмо его служителям можно на электронную почту: Putinki-RB@yandex.ru, позвонить – по телефону: (495) 699-99-93.

  • Престольные праздники

Престольным праздником церкви считается 21 сентября, когда празднуется святое рождение Пресвятой Девы Марии.

Заключение

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – красивейший памятник XVII века, последнее и наиболее яркое творение шатрового зодчества. Здание отлично сохранилось со времен царя Алексея Михайловича до XXI века. Его великолепная отделка и тонкие формы дают богатое представление о стиле узорочья, который господствовал в русской архитектуре до реформ патриарха Никона.

Проходя мимо храма после 17 часов зимой или после 20 часов летом, можно узреть замечательное освещение, которое подчеркивает основные архитектурные черты здания. Вечерние и зимние фото вызывают восхищение. Визит в церковь Рождества Богородицы в Путинках оставит приятные воспоминания и у верующих христиан, и у атеистов-любителей истории России.

Подробнее о церкви Рождества Богородицы в Путинках смотрите следующее видео:

О храме. История и современность.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.

Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.

Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.

И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.

Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.

Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.

Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.

Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.

А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.

Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.

Нач. 20в. Вид на северную стену храма.

На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.

Икона Благословение Царицы Небесной. (Северная стена храма).

Их расположение на храме было не случайно: зодчие выбрали именно эти иконы и расположили их с четырех сторон в таком порядке, что они представляли собой тропарь Рождеству Богородицы в образах: каждая икона соответствовала определённой фразе тропаря Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево (икона Рождества Богородицы), радость возвести всей вселенней (икона Благовещения), из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (икона Деисис — Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей) и разруши клятву даде благословение и упразднив смерть дарова нам живот вечный (икона Благословения Царицы Небесной)».

К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.

Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.

Западная паперть, трапезная часть храма.

Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.

Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.

Колокольня храма в начале 20 в.

Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.

Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.

Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.

К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со звонницей полностью восстановлены в историческом виде.

«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1]. Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века, образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.

В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После октябрьского переворота 1917 года храм постигла участь большинства храмов Росии: несмотря на то, что в 1918 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе декретом Ленина был причислен к архитектурным памятникам народов России и поставлен на государственную охрану, все основное имущество храма было разграблено под видом изъятия «в пользу трудового народа» или сожжено прямо перед воротами колокольни. По воспоминаниям внуков протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрырытия в 1935 году и почившего в 1938 году, Николая и Павла Максимовых , прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой (одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре храма).

Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.

Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.

В 1960 г. 30 августа вышло постановление Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» согласно которому «Церковь Рождества в Бутырской стрелецкой слободе, 1682-1684 гг. , Бутырская ул. 56, состоит в списке памятников государственного значения под № 232 (приложение №1, Октябрьский р-н г. Москвы по территориальному делению 1960 г.) и нуждается в скорейшей реставрации. И тот же Совет Министров РСФСР в 1968 году дает разрешение заводу «Знамя» при строительстве производственного корпуса произвести частичную разборку трапезной памятника архитектуры XVII века б. Церкви Рождества в Бутырской стрелецкой слободе. При этом Минавиапром и дирекция завода берут на себя обязательства:

Читайте также:  Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.

2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.

3) изменить характер использования здания храма.

4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.

Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.

1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.

Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.

За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.

Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.

Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.

Остатки росписей купольной части храма.

В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.

В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.

[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.

[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

К оглавлению – храмы Москвы

  • Святые воины Пересвет и Ослябя.
  • Книга Благословение преподобного Сергия, в которой повествуется о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских.

    Адрес храма: 109068, Москва, ул. Восточная, 6 (м. «Автозаводская», последний вагон из центра, в переходе – налево, по лестнице вверх, прямо до парка, налево.).
    Телефон храма: (495) 675-70-11 (канцелярия).

    История: существующая церковь построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509 — 1510 гг., сменив деревянную церковь, сооруженную при основании Симонова монастыря в 1370 г.

    После Куликовской битвы (1380 г.) в нем были похоронены герои битвы — монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

    В 1379 г., когда монастырь перенесли на 500 м. севернее, церковь была обращена в приходскую.

    В 1785 — 1787 гг. с западной стороны церкви возвели трапезную и колокольню, которые были полностью перестроены в 1849 — 1855 гг.

    Церковь закрывалась с 1928 по 1989 гг., реставрировалась в 1980 — 1988 гг.

    Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

    При храме действуют воскресная школа, приходская библиотека, благотворительная служба.

    День памяти: 8/21 сентября

    Богослужение:
    Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершается ежедневно.
    Литургия в 8.00
    Вечернее Богослужение в 18.00
    В воскресные дни совершаются две Божественные Литургии: в 7.00 и 10.00
    Храм открыт ежедневно с 7.30 до 20.30

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове – ноябрь 2009 года.


    Дорога к церкви Рождества Богородицы через территорию завода.

    Церковные ворота.

    Церковь отреставрирована, и внутреннее убранство полностью восстановлено.
    Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень – точная копия дореволюционной сени 1880 года.

    Чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

    Резная Влахернская икона Божией Матери.

    Икона Святых воинов Пересвета и Осляби.

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове.

    Купол церкви.

    Икона на фасаде.

    Часовня во имя прп. Кирилла Белозерского на территории храма.

    Небольшая каменная звонница, поставленная в 2001 г. взамен сломанной колокольни.
    Колокольня окончательно была восстановлена только в 2006 г.
    На колокольне помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби.

    Церковные ворота с другой стороны.

    Вдали видна одна из сохранившихся башен Симонова монастыря.

    Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Местночтимые святыни

    Престолы

    1. Главный престол храма освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября). 16 марта 2014 года, в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы (после обновления храма) и совершил Божественную Литургию в новоосвященном храме.
    2. Приставной престол храма освящен в честь Рудненской иконы Божией Матери (25 октября). Освящен 6 апреля 1996 года.
    3. Престол в верхнем домовом крестильном храме освящен в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января). 25 октября 2014 года, в день престольного праздника в честь Рудненской иконы Божией Матери, председатель Синодального отдела по делам молодежи, временный управляющий Западным викариатством, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Чин великого освящения домовых храмом в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Зосимы Крылатского нашего прихода и совершил праздничную Божественную литурию.
    4. Престол в нижнем домовом крестильном храме освящен в честь священномученика Зосимы, пресвитера Крылатского (2 ноября).

    Рудненская икона Божией Матери
    ( День памяти: 25 октября)

    Рудненская икона Божией Матери – одна из наиболее почитаемых прихожанами нашего храма. Впервые она явилась в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа. Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери.

    По преданию, крестьяне села Крылатское, идя на сенокос, в траве у родника (который проистекает обильно и сейчас) нашли один из списков Рудненской иконы Богоматери. Образ был помещен в часовне, специально для него построенной на роднике. Икона Рудненской Божией Матери имелась также и в храме. Вскоре после закрытия храма в 1936 г., образ из часовни был расколот и сожжен одной жительницей села. Из храма иконы также сжигали на площади перед храмом. Эта и некоторые другие жительницы, помрачённые духом, шили из священных облачений юбки и ходили в них по селу. Женщина, сжегшая икону Рудненской Божией Матери, окончила свою жизнь трагично. Во время налета немецкой авиации на завод за Москвой-рекой одна бомба случайно попала в село, именно в дом к этой женщине, где она находилась с дочерью. Обе от взрыва погибли. Больше в селе от налетов авиации никто не пострадал. Несколько икон разобрали благочестивые прихожане по своим домам и спасли от гибели.

    Находящийся сейчас в храме образ Рудненской Богоматери является домашней иконой жительницы Крылатского – Параскевы Ивановны Мухиной. Ей писали эту икону на заказ, ещё в начале XX века. Сама Параскева Ивановна скончалась до Великой Отечественной войны. Ее дочь Варвара сохранила эту икону. После смерти Варвары (ок. 1984) икона перешла к её крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 году образ был отреставрирован, и в 1990 году Лидия Ильинична передала его в возрождающийся храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

    По местному преданию, после закрытия храма в 1936 году, с этой домашней иконой, в праздник Рудненской Божией Матери, несколько благочестивых крестьян Крылатского ездили в Москву, в тот храм, в котором в этот день была служба. Заказывали Всенощное бдение и Литургию. Служили Водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице, а воду с Молебна везли на источник, выливали в колодец. Так благочестивые жители села хранили память о своей почитаемой храмовой иконе и сохраняли в чистоте источник, освящая его в праздник Рудненской иконы.

    Много священнослужителей и мирян чтило память этой иконы. Известно, что однажды в праздник иконы приезжал к источнику Святейший Патриарх Алексий I. В 1917 г. на источнике служил Патриарх Московский и Всея Руси Тихон, ныне причисленный Православной Церковью к Лику Святых.

    ТРОПАРЬ: Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Рудненская нам, Владычице показася, пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри Милосердая на люди Твоя, все скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

    Икона Святителя и Чудотворца Николая
    ( Дни памяти: 22 мая (перенесение мощей), 11 августа, 19 декабря)

    У южной стены храма в дубовом киоте находится образ Святителя и Чудотворца Николая. В прошлом это была надвратная икона ткацко-отделочной фабрики С. Ф. Сакс в Кунцеве. После революции икону сняли и бросили в сарай. Один из жителей села Крылатского выпросил ее у нового фабричного начальства и увез на телеге домой. Через семь десятилетий его потомки передали образ в открывшийся храм. Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях, и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в желании родителей благополучного замужества дочерей, в избавлении от грусти и уныния, в прекращении любых междоусобиц – семейных, соседских, военных. Молятся о благополучии в пути, особенно в плавании, о защите вдов и сирот, о помощи в бедности и нужде, о защите в плену у врагов и о многом-многом другом. Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины Святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет.

    Читайте также:  Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

    Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание святителя. И наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения в житии Николая Угодника в Четьей Минеи заимствованы из жития другого святого – Николая Пинарского. Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX в. было сделано открытие: он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий.

    Мощи преподобного Иова Анзерского
    ( Дни памяти: 19 марта, 11 июня (обретение мощей))

    Храм Рождества Богородицы в Крылатском – единственный в Москве, где находятся мощи преподобного Иова Анзерского. Скитоначальник Голгофо-Распятского скита на Соловках иеромонах Евлогий передал нашему храму небольшую старинную литографию с образом преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского и частицу его святых мощей. Образ Иова Анзерского написал Мясников Игорь Владимирович, художник и реставратор из Российской Академии живописи. Список точно скопировал изображение на старинной литографии, но размерами он гораздо больше оригинала.

    Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанн. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители — неизвестно, но предполагают, что они имели духовное звание. Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве, он отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям, почти все свои доходы раздавал на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное – утешал попавших в беду людей.Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он говорил о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры отец Иоанн обосновывал Священным Писанием, житиями святых и историей Церкви. Отец Иоанн посещал тюрьмы, раздавал заключенным пасхальные и рождественские подарки, заступался за несправедливо обиженных, и его заступничество было успешным, потому что отец Иоанн пользовался огромным уважением у людей.

    Икона святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей
    ( День памяти: 1 января)

    У солеи храма в киоте находится образ святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей. Своей заступнической молитвой Вонифатий помогает в исцелении от болезней, в особенности от пьянства и наркомании. Главная причина пьянства, как отметил настоятель нашего храма протоиерей Георгий, — «это потеря духовности и целей жизни. Церковь должна показывать, что истоки оздоровления народа — духовные». Поэтому особую помощь мы получаем при обращении к Богу, особенно если есть такой заступник, как святой мученик Вонифатий.

    Св. Вонифатий помогает в исцелении от болезней, в особенности от пьянства и наркомании .

    Икона святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей были переданы в наш храм 7 февраля 2010 года, в день празднования собора новомучеников и исповедников Российских. В этот день после литургии и праздничного молебна частный благотворитель Наталья Мезенцева и наш прихожанин, председатель Общественного совета ЦФО РФ Кирилл Мирейский вручили эти святыни настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

    Вонифатий жил во второй половине III века в Риме.

    Другие святыни

    В храме находятся икона мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных с частицей мощей, икона святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца с частицей мощей, икона великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей.

    Источник в честь иконы “Рудненской” Божией Матери

    У подножия холма, на котором возвышается храм, находится источник Рудненской Божией Матери. В русле этого источника крестьянами села Крылатское в 19 веке был найден чудотворный список иконы Божией Матери “Рудненская”. Сам источник известен со времен царя Иоанна Грозного; водой источника обеспечивался царский двор в Москве. Заметим, что это не единственный источник на Крылатских Холмах. Существует ряд других источников и ключей, но самый мощный и чистый из них – Рудненский.

    По преданию, источник обладает целительным свойством. Многие с верой в силу Божию приходящие к источнику уходили излеченные от различных болезней.

    На сегодняшний день источник считается одним из самых чистых в черте г. Москвы, неоднократно проводимые экспертизы на качество воды показывают, что источник превосходно подходит для питья, не содержит вредных примесей, несет в себе множество полезных элементов. Каждый день сотни и сотни людей приходят к источнику, чтобы насладиться его прохладной, живительной водой.

    Каждую Крещенскую ночь (и в праздник Рудненской иконы) от храма к источнику нисходит Крестный Ход, источник освящается священниками при большом стечении народа.

    Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

    Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
    Начало строительства: 1393 год
    Окончание строительства: 1394 год
    Координаты: 55°44’59.5″N 37°36’55.8″E

    Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен.

    История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

    Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.

    Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.

    В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

    На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

    История храма в XVII-XIX веках

    К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

    Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

    Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

    Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

    Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

    Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

    Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

    Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

    Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

    Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

    Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

    Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

    Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

  • Ссылка на основную публикацию