Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Рождества Пресвятой Богородицы кафедральный собор

Храм: собор-уфа.рф vk.com/id262874852
ВШ: vk.com/club52167800
Молодежка: vk.com/mrb102

Расписание богослужения

Храм открыт:

пн.-пт. : с 7 часов утра до окончания вечернего богослужения (

сб. и накануне больших церковных праздников: с 7 часов утра до окончания вечернего богослужения (

вс. и в большие церковные праздники: с 6 часов утра до окончания вечернего богослужения (

Богослужение ежедневно, утром и вечером:

– по будням в 8:00 и в 17:00

– в воскресные и праздничные дни утреннее богослужение совершается дважды: в 6:45 и 9:00

История

Рождество-Богородицкий храм расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький – 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан “Башкино” в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование “Йондоз”. Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению.
Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл “Миссии”, одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрид-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнерго подошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов.

В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжается украшение интерьера.

История храма

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ УФЫ

Известно, что нынешняя Покровская церковь строилась примерно три года. Закончено строительство было в 1817 году, и в том же году был освящен в ней Никольский придел. Так как точная дата закладки первого камня нам пока точно не известна, примерно в этом году мы можем условно считать состоявшееся 200-летие градо-уфимской Покровской церкви.

Но место сие намолено давно, ибо жизнь прихода начиналось более чем за 200 лет до возникновения нынешнего храма. Две парные деревянные церкви Покровская и Никольская стояли на месте нынешней Покровской церкви в начале Сибирской дороги с 1590-х гг. Вокруг образовывалась Покровская слобода — поселение русских православных горожан, изначально входящих в этот приход. Покровская слобода включала в себя низ Успенской улицы, начало Сибирской дороги и окрестности. Постепенно Сибирская дорога стала улицей Сибирской. Два первых столетия истории прихода покрыты мраком, архивов не сохранилось. В конце XVIII — начале XIX веков холодная Покровская (большая церковь) за ветхостью была снесена, а тёплая Никольская (малая) сгорела от забытой копеечной свечи в Пасху 1808 года. В 1810-е годы стараниями купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева на месте сгоревшей церкви строится нынешняя каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в стиле господствовавшего тогда русского классицизма. Колокольня была обустроена князем Ураковым. Месторасположение храма весьма удачное — к северу от Кремлёвского холма, в перспективе Посадской улицы, на правом берегу некогда чистейшей речки Сутолоки, близ древней Московской слободы. На левом, староуфимском берегу Сутолоки, от Покровской церкви отходят две Московских улицы (Большая и Малая) — места давнего поселения «стрельцов и инаго войска». В 1821 г. едва обустроенное кирпичное здание пострадало от великого уфимского пожара, что несколько оттянуло освящение, Святейший Синод пожертвовал 25000 рублей на достройку и исправление. Как пишет Иван Златоверховников: «До 1823 года богослужение совершалось в приделе, тоже отчасти поврежденном пожаром». Наконец в 1823 году церковь сия была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придел же во имя Николая Чудотворца освящён ещё в 1817 г., иконостас в приделе выполнен надворным советником Ребелинским (ныне придела не существует, Никольский — приставной престол). Несколько барочный главный иконостас академического письма выполнен был в 1870-е годы мастером Флегонтом Королёвым, награжденным за работу серебряной медалью Императорской Академии художеств. Здесь же в церковной библиотеке хранилось множество старинных книг, в том числе и уникальный октоих в двух частях с автографами царей Петра и Иоанна Алексеевичей.

За 300 с лишком лет у алтаря Покровской и Никольской церквей было погребено много священнослужителей, храмоздателей и прихожан. Из-за особенностей рельефа местности обзор храма-памятника истории и архитектуры сильно ограничен. Но укрытость в низине, в овраге от посторонних глаз, неприметность сыграли и положительную роль: в годы массового варварского уничтожения уфимских храмов Покровская церковь уцелела в отличие от десятка своих сестёр и дошла до наших дней почти в первозданном виде. Последнюю четверть XIX века и начало ХХ-го здесь служит протоиерей Михаил Михайлович Миронов, далее священники меняются часто: о. Михаил Воздвиженский, о. Александр Куничев и иные. В 1920-х годах церковь принимает обновленческую ориентацию, в течение 15 лет здесь настоятельствует о. Павел Яковлев, редактор журнала «Церковный рассвет». Фактически церковь не действовала с 1937 года, со времени ареста священнослужителей, в мае 1941 г. была закрыта официально. В 1940–50-е годы здесь размещались военный и аптечный склады. По воспоминаниям старожилов, на 20 лет каждая икона церковного иконостаса была бережно закрыта фанерками, дощечками по распоряжению начальника склада, благодаря чему иконостас сохранился от поругания. В марте 1957 г. советская власть возвратила Покровскую церковь верующим как «слабую компенсацию» за взорванный Троице-Смоленский собор. Первым священником после перерыва был о. Валентин Варфоломеев. В1960-е годы здесь служили исповедники веры Христовой, столпы уфимского православия — архимандриты Таврион (Батозский) и Иосиф (Чернышёв). Именно Таврионом были поновлены после открытия, а фактически написаны заново большие клеёные полотна-иконы на евангельские темы во втором уровне храмовой части. Украшением храма является большая икона Спаса Нерукотворного образа, писаная выдающимся уфимским иконописцем и художником А.П. Лежневым (1888–1956), будущим заслуженным деятелем искусств БАССР. Икона была писана им для Воскресенского собора, поэтому едва вмещается в простенок, в коем находится ныне; по сложившейся традиции здесь происходят исповедования. Издавна также почитаемы и любимы народом образ Николы чудотворца (сохраняется на своем месте) и Почаевская икона Богородицы (передана в Рождество-Богородицкий собор). В доме наискось от Покровской церкви большую часть жизни прожила легендарная монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова, а последние несколько дней схимонахиня Серафима (1903– 1995) — духовное чадо епископа Андрея (Ухтомского).

В процессе борьбы с русской топонимикой в советское время старинная улица Сибирская была переименована в Будённого, а в том же 1957-м — в Мингажева, поэтому современный адрес Покровской церкви: ул. Мингажева, 4. До нашего времени тянется тёмный шлейф и другого зла, с который столкнулась Русская Православная Церковь в ХХ веке. После захвата Покровской церкви обновленцами прихожанам удалось отстоять участок к югу от храма, дом был записан на Сергиевскую церковь, оставшуюся верной патриаршему направлению. Но во время «большого террора», как сказано выше, церковь была закрыта, документы уничтожены, а в дом заселили посторонних обывателей, далёких от православия. Вскоре они поставили на незаконно захваченном у церкви земельном участке, к тому же на разорённом прицерковном кладбище, без разрешения Покровского прихода новый деревянный дом с прилегающими хозяйственными постройками (сараями). Дом сразу загородил вид на храм с южной стороны, наиболее удобной для восприятия, это видно из фотографий 1910 и 2000 годов. Дом стал притоном пьяниц, здесь не раз были и возгорания. Прошло несколько судов о возвращении земельного участка, но, несмотря на то, что все неопровержимые доказательства были на руках, «заинтересованные товарищи» сделали так, что церковь проиграла эти суды. После обращения к Президенту России ситуация изменилась и Верховный суд отменил незаконное постановление Кировского суда г. Уфы, но до сих пор в течение нескольких лет участок находится в стадии согласования с администрацией города. Между тем как наш храм является объектом культурного наследия и стоит на государственной охране как памятник архитектуры Постановлением Совмина БАССР за № 856 от 27.08.1947 г. Единственная среди церквей Уфимской епархии, которая в охранном постановлении именуется «Покровская церковь с интерьером». В соответствии с историко-архитектурным регламентом, храм, как и всякое здание-памятник, имеет охранную зону и зону регулирования застройки. Несмотря на это, на захваченном у церкви участке, вопреки всем законам в охранной зоне два года назад теми же дельцами выстроен новый дом. С июня 1980 по октябрь 2003 г. настоятелем храма служил митрофорный протоиерей Николай Соколов (1938–2003), известный уфимский пастырь, упокоенный слева от алтаря.

Читайте также:  Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Историк П.В. ЕГОРОВ

Статья опубликована в газете «Уфимские епархиальные ведомости», №11 (294), ноябрь 2014 г.

Уфа собор Рождества Богородицы

Нынешний собор Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе наследует кафедральный статус у своего предшественника – Воскресенского собора, на сегодняшний день возрожденного и тоже сохраняющего кафедральное значение.

В 1901 году в Уфе состоялась торжественная церемония закладки нового собора Рождества Богородицы, после чего развернулись основные строительные работы. Будущий кафедральный собор должен был расположиться на восточной стороне улицы Приютской (сегодня – улица С. М. Кирова).

Приютская улица, подобно реке в море, «вливалась» в городскую площадь, большой квадрат которой окружал бы храм Рождества Богородицы, став его присоборной территорией. А Приютской площади суждено было в самом скором времени получить название в честь нового кафедрального собора – Рождественская.

Постройка главного городского собора растянулась вплоть до 1909 года. Рождественский собор получился нарядным: зелень кровли на крыше красиво гармонировала с покрытыми бронзой крестами его массивных куполов.

Кирпичное здание основного объема украшала трехъярусная колокольня, а купол, хоть и был сработан из дерева, зато искусно обит железом и также окрашен «под кирпич». 23 августа всем миром на колокольню новоиспеченного собора поднимали колокола. Из восьми новых «звонов» наиболее миниатюрным был десятифунтовый. Зато самый массивный потянул на 50 пудов и 35 фунтов.

Места в церкви хватало: общая длина ее здания вместе с колокольней составляла 206,5 саженей при максимальной ширине в 10,5 саженей. С учетом того, что одна сажень составляла 2,13 метра, это был вполне вместительный храм для своего времени.

Шестого сентября 1909 года новый кафедральный собор Уфы был освящен – северный придел во имя святителя Николая Чудотворца; южный – во имя Архистратига Михаила.

Собор Рождества Богородицы стал последним православным храмом Уфы, построенным в дореволюционный период.

После революции

Когда грянули революционные события 1917 года, храм оставался действующим. В 1919-м в помещениях собора был размещен госпиталь для раненых и выздоравливающих, при этом церковная жизнь продолжалась, как прежде.

Прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. После Рождественско-Богородскую церковь закрыли и началось ее планомерное разорение. В 1936-м в давно пустующий храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьезная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада.

Впереди была война.

Когда-то глаза прихожан собора радовали золоченые хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы.

В советское время

Вся послевоенная история собора Рождества Пресвятой Богородицы делится на две части, первая из которых является историей размещенного в этом здании кинотеатра.

Грянула Великая Отечественная война и в храме Рождества Богородицы начали работать авиамастерские, был расширен главный вход, и можно сказать, что храму еще повезло с новыми «хозяевами» здания: в церквях, где в годы войны работали танковые мастерские, стены просто проламывали, чтобы транспортировать внутрь здания поврежденные стальные машины.

В послевоенные годы здание храма постепенно перевели на «мирные рельсы». В июне 1955 году помещения бывшей Рождественско-Богородицкой церкви передали государственной организации «Башкино». В здании был открыт кинотеатр, названный «Йондоз».

«Реконструкция» здания полностью лишила его купольной части, колокольни и двух пристроек. Были заменены все строительные перекрытия, установлены массивные опорные столбы и аляповатый портик при входе.

Между тем члены православной общины неустанно требовали у властей вернуть им храмы. Летом 1991 года в храме прекратили демонстрацию кино-сеансов, а 21 августа здание собора Рождества Пресвятой Богородицы вернули прихожанам. 4 сентября храм был передан РПЦ.

Храм восстанавливали всем миром. А в 1992 году о храме Рождества Пресвятой Богородицы заговорили уже во всей России: здесь стали мироточить сразу несколько старых икон. Но восстановительные работы продолжались еще много лет.

В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Республику Башкортостан совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском храме и присвоил ему статус кафедрального собора. Отныне он – первый храм христианской Уфы, гордость и надежда ее православия.

Архитектура Рождественского собора Уфы

Современный вид уфимского кафедрального собора существенно отличается от его первоначального обличья. Сравнительно недавнее восстановление храма, варварски обезглавленного в годы советской власти, преобразило его и возвеличило.

Изначально церковь Рождества Богородицы строилась в так называемом кирпичном стиле узорочья, активно развивавшемся в эпоху царствования Александра III и ставшем весьма популярным в русской архитектуре на стыке XIX и XX веков.

Первоначально соборный храм был четырехстолпной постройкой с двухъярусной колокольней, которая с годами надстраивалась и связана с трапезной церкви. Основной объем прежде одноглавого храма ныне венчает пятиглавие с довольно широким центральным световым барабаном в форме традиционного восьмерика с золотыми куполами.

Приделов у храма два: южный Михайло-Архангельский и северный Никольский. В соборе позаботились и о маломобильных посетителях: его главный вход оборудован наклонным подъемом по лестнице – пандусом.

Здание по-прежнему покоится на четырех столпах и является городской достопримечательностью благодаря своей высокой, многоярусной колокольне и весьма эклектичному декору.

В свое время церковная звонница состояла из восьми разнокалиберных колоколов, установленных 23 августа 1909 года. Крупнейший из них весом превышал восемь центнеров (50 пудов 35 фунтов), самый маленький был всего 10 фунтов.

Сегодня кафедральный собор Уфы – это большое, видимое издалека здание небесно-голубого колера с сияющими в солнечную погоду куполами. Высота основного объема составляет 21 метр, колокольня же увеличивает ее более чем вдвое – до 47 метров.

Внешне здание собора весьма эффектно выглядит и ночью благодаря искусно выполненной электрической подсветке.

Внутри собора Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе одна из крупнейших и наиболее просторных ее церквей: изначально строившаяся на перспективу как будущий кафедральный собор. С крепкими стенами, местами превышающими метровую толщину, она была дополнительно расширена в ходе реставрации 1990-х годов и ныне может вмещать во время богослужений более трех тысяч человек. Красочные художественные росписи на стенах, сводах и потолках здания во многом определяют ее главенствующую роль среди православных достопримечательностей нынешней Уфы.

Иконостас был установлен в декабре 2004 года, а уже в следующем году появились еще два – в приделах. Тогда же были в основном завершены росписи храма. Главный иконостас создавался специально с учетом размеров его главных икон XIX столетия – Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

В свое время они появились в соборе благодаря известному проповеднику Иоанну Кронштадтскому, который по просьбе уфимского духовенства заказал их в одном из афонских монастырей, причем оплатил собственными деньгами.

Отделка внутреннего убранства храма Рождества Богородицы неизменно вызывает восхищение его посетителей. В процессе восстановления стен и пола использовался мрамор – желтый пакистанский и белый греческий. Полы настилали с применением розового итальянского камня, для декора бралась настенная итальянская мозаика, материалом для которой послужили южноафриканский гранит серо-голубых тонов и серпентинит (змеевик) характерного зеленого цвета с различными вкраплениями.

Щедрая стеновая роспись наносилась на стены, своды и потолок вручную. Сюжеты фресок центральной области собора отчасти повторяют живописные композиции столичного храма Христа Спасителя, поскольку и в Москве, и в Уфе обе эти церкви расписаны в академической церковной стилистике, характерной для России конца XIX века.

Расписание богослужений

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 18:30. Расписание служб необходимо уточнять на сайте собора.

Контакты

  • Адрес: 450078, Россия, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Кирова, 102
  • Телефоны: +7 (347) 228-68-19, +7 (347) 253-31-00
  • Электронная почта: sobor-ufa@yandex.ru
  • Сайт: http://собор-уфа.рф/

Как добраться самостоятельно

На общественном транспорте: трамваями №№ 1, 16,18, 21, троллейбусами №№ 13,13К, 21, маршрутным такси до остановки «Улица Кирова»; автобусами №№ 51, 51а, 73с до остановки «Улица Айская», далее пешком по улице Айская.

Расписание богослужений

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:
Воскресенье 9 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
6. 30. ранняя Литургия. Служит иерей Алексей Еврокатов, помогает протоиерей Евгений Степаненко.
9. 00. Поздняя Литургия. Служит протоиерей Евгений Степаненко, иерей Вадим Корбашов, помогает иерей Константин Новиков.
По окончании Литургии Лития.
11. 00. Таинство Крещения. Крестит протоиерей Владимир Иванов.

17. 00. Вечернее богослужение с чтением акафиста Новомученикам и исповедникам Церкви Русской и равноап. Нине, просветительнице Грузии. Служит протоиерей Владимир Иванов.

Понедельник 10 февраля. Седмица сплошная. Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VI-VII). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Св. Феодора исп., пресвитера (1933). Сщмч. Игнатия, еп. Скопинского (1938). Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея (1938). Мц. Ольги (1938). Прп. Леонтия исповедника (1972). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).
8. 30. Божественная Литургия. Служит протоиерей Владимир Иванов, помогает иерей Константин Новиков.

17. 00. Вечернее богослужение. Служит иерей Константин Новиков.

Вторник 11 февраля. Седмица сплошная. Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194). Свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).
8. 30. Божественная Литургия. Служит иерей Константин Новиков, помогает иерей Алексей Еврокатов.

17. 00. Вечернее славословное богослужение. Служит иерей Алексей Еврокатов.

Среда 12 февраля. Седмица сплошная. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита, папы Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967). Прп. Зинона, постника Печерского (XIV). Сщмч. Владимира пресвитера (1933). Мч. Стефана (1945).
8. 30. Божественная Литургия. Служит иерей Алексей Еврокатов, помогает иерей Вадим Корбашов.

17. 00. Вечернее богослужение с чтением нараспев акафиста св. Николаю чудотворцу. Служит иерей Вадим Корбашов.

Четверг 13 февраля. Седмица сплошная. Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической (I).
8. 30. Божественная Литургия. Служит иерей Вадим Корбашов, помогает протоиерей Евгений Степаненко.

17. 00. Вечернее богослужение. Служит протоиерей Евгений Степаненко.
19. 00. Огласительные беседы. Проводит протоиерей Евгений Степаненко.

Пятница 14 февраля. Седмица сплошная. Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512). Сщмч. Николая пресвитера (1938).
8. 30. Божественная Литургия. Служит протоиерей Евгений Степаненко, помогает протоиерей Владимир Иванов.
17. 00. Всенощное бдение. Соборное служение духовенства.

Суббота 15 февраля. Седмица сплошная. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.
6. 30. ранняя Литургия. Служит иерей Вадим Корбашов, помогает протоиерей Евгений Степаненко.
9. 00. Поздняя Литургия. Служит протоиерей Евгений Степаненко, протоиерей Владимир Иванов, помогает иерей Константин Новиков.
11. 00. Таинство Крещения. Крестит иерей Алексей Еврокатов.
17. 00. Всенощное бдение. Соборное служение духовенства.

Воскресенье 16 февраля. Неделя о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Прор. Азарии (X в до Р.X.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289). Свт. Игнатия Мариупольского (1786). Собор святых Пермской митрополии. Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира, мч. Михаила (1938).
6. 30. ранняя Литургия. Служит протоиерей Владимир Иванов, помогает протоиерей Евгений Степаненко.
9. 00. Поздняя Литургия. Служит протоиерей Евгений Степаненко, иерей Константин Новиков, помогает иерей Алексей Еврокатов.
11. 00. Таинство Крещения. Крестит иерей Вадим Корбашов.

17. 00. Вечернее богослужение с чтением акафиста Сретению Господню. Служит иерей Алексей Еврокатов.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

Клирики храма

Настоятель храма

Протоиерей Евгений Степаненко

Родился: 19.03.1963

Хиротония во диакона: 04.11.2003

Хиротония во священника: 07.04.2006

Образование:

1980 — СШ №1 г. Кизел,

Награды:

2009 — наперсный крест

Тезоименит священномученику Евгению Херсонскому (IV век) (07/20.03)

Другое:

С 07.04.2006 — штатный клирик уфимского кафедрального собора Рождества Богородицы.

С 01.02.2011 — ключарь уфимского кафедрального собора Рождества Богородицы.

С 01.01.2013 — старший священник подворья Бугабашского Богородице-Одигитриевского женского монастыря в храме св. прав.Симеона Верхотурского г. Уфы.

Протоиерей Георгий Чибирев

Родился: 27.06.1975

Хиротония во диакона: 01.10.2000

Хиротония во священника: 29.10.2000

Образование:

1993 — ГПТУ №13 г.Уфы (автослесарь)

1997 — Московская духовная семинария

2001 — Санкт-Петербургская духовная академия

2011 — УТЭК (техник)

Награды:

2006 — наперсный крест

2007 — памятная медаль «Патриот России»

2011 — сан протоиерея

Тезоименит св.благоверному кн. Мстиславу, во св. крещении Георгию, Храброму (14/27.06)

Другое:

08.10.2009. Участие в семинаре на тему: “Самоопределение: поиск любви, истинные ценности и духовное единение в семейной жизни», Сергиевский Собор, г. Уфа

17-18.10.2009. Участие в IX Съезде Межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная», г. Сургут.

24-29.10.2010. Участие в Общероссийском молодежном православном форуме «Феодоровский городок», на тему: «Православие и образование», г. Москва.

09.10.2010. Участие в работе круглого стола на тему: «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде посредством приобщения к традиционным духовным ценностям». Соборная мечеть «Ляля-Тюльпан», г. Уфа.

07.05.2011. Участие в Коллегии руководителей отделов по делам молодежи епархий, находящихся в Приволжском федеральном округе, здание Администрации города, г. Пенза

18-19.2011. Участие в научно-практической конференции «Молодежь и Российская армия», ВЭГУ, г. Уфа

17.10.2011. Участие на заседании Комиссии по государственно-конфессиональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями при Администрации Калининского района г. Уфы

20-21.01.2012. Участие в Миссионерской конференции, секция: «Практическая миссиология», прошедшей в рамках XXI Международной Ежегодной Богословской Конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета в Москве.

19.04 2012. Участие в Республиканском форуме «Ислам, молодежь, будущее», Конгресс-Холл, г. Уфа.

7-8.10.2012. Участие в семинарах: «Роль Православной Церкви в создании регионального сегмента национальной системы реабилитации наркозависимых «, «Оккультизм, как угроза личности. Реабилитация пострадавших от оккультизма», г. Уфа, БГПУ им. Акмуллы.

16.11.2012. Участие в Республиканском форуме «Профилактика экстремизма и пропаганда идей толерантности в молодёжной среде». БГПУ им. Акмуллы, г. Уфа.

09.03.2013. Участие в БГПУ им. М. Акмуллы в конференции на тему: «Профилактика девиантного поведения в подростковой среде».

18-21.04.2013. Участие в межепархиальной Школе «Вера и дело» в г. Казани.

Читайте также:  Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

16.05.2013. Участие в республиканском семинаре на тему: «Формы и методы работы по профилактике экстремизма в молодежной среде».

09.07.2013. Участие в первичной аттестации помощников благочинных по катехизаторской, социальной, молодежной и миссионерской деятельности.

20.09.2013. Участие в духовной акции: «Ислам против экстремизма».

29.10.2013. Участие в III ежегодном церковно-общественном форуме «Табынские чтения». (Организация и проведение секции номер 3 «Духовно-нравственные идеалы молодежи»).

17.11.2013. Участие в народной акции по жертвам ДТП «Жизнь дороже скорости».

20.11.2013. Участие в Республиканском форуме по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

02.12.2013. Участие в конференции православных молодежных организаций г.Уфы.

Иерей Дионисий Ефимов

Родился: 26.11.1987

Хиротония во диакона: 27.06.2010

Хиротония во священника: 21.04.2011

Образование:

2010 — Башкирский Государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт Исторического и Правового Образования (учитель права и истории по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История»)

2013 — Аспирантура на кафедре «Отечественная история» БГПУ им. М. Акмуллы

2015 — Казанская духовная семинария (специалист в области православного богословия)

с 2014 получает образование в магистратуре Института Права БашГУ

Главная

На генеральных планах Уфы начала XIX в. уже обозначено место для будущей церкви в восточном конце Приютской улицы. Однако закладка еп. Антонием (Храповицким) и само строительство одной из последних градо-уфимских церквей началось значительно позже – в 1901 г.

Церковь встала в створе сразу двух перпендикулярных улиц – Приютской (н. Кирова) и Томской (н. Чапаева). Место под неё было избрано таким образом, что она оказалась на одной линии, идущей через Сергиевскую и Покровскую церкви на север. Соединение этой прямой с осью вновь проектируемой Приютской улицы и было избрано местом под Рождество-Богородицкий храм. Вокруг него была образована квадратная Приютская (Рождественская) площадь; на противоположном, западном, конце Приютскую улицу открывала Алек-сандровская церковь с симметричной Александровской площадью.

Построена церковь в 1901–1909 гг., в основном, на средства уфимского купца-храмоздателя, гласного Городской Думы Никифора Мироновича Патокина. Торжественно освящена во имя Рождества Пресвятыя Богородицы 6 сентября 1909 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Северный придел освящён в честь Николая Чудотворца, южный – во имя Архистратига Михаила.

Архитектурой Рождественского храма был избран «кирпичный стиль», только что оп-робованный при возведении градо-уфимской Никольской вокзальной церкви. Стилистика узорочья темно-красного кирпича церковных стен, развитая и усовершенствованная в эпоху Александра III, стала символом возвращения к архитектурным традициям допетровской Руси.

В 1909–1934 гг. здесь служили священники-новомученики: Алексей Кулясов (Горшу-нов), Василий Лезенков. Последние 12 лет перед закрытием приход придерживался обнов-ленческой ориентации, здесь были свои епископы и архиепископы, отличные от господствующей сергианской иерархии. После закрытия в апреле 1934 г. здание церкви пустовало, потом здесь были: склады, самолётные мастерские. В советские годы церковь была осквер-нена, но уцелела. Большие разрушения храму принесла его перестройка конца 50-х гг. под кинотеатр, словно в насмешку над Русской Православной Церковью и национальным само-сознанием он был назван «Йондоз». Сняты главный купол и деревянный барабан, завершение колокольни, сооружены пристройки и нелепый портик при входе, заменены перекрытия.

Несмотря на просьбы верующих, церковь была освобождена от киносеансов только 4 сентября 1991 г. В 1992 г. здесь впервые в Уфе замироточили несколько старых икон, в том числе местночтимые святыни: Иверская икона Божией Матери, «Взыскание погибших», «Усек новение главы Иоанна Предтечи».

Самое энергичное участие в возрождении церкви принял владыка Никон: он посто-янно бывал на стройке, корректировал ход событий, торопил нерадивых строителей, зачастую лично участвуя в строительных планёрках.
В 2004 г. на церковной территории был установлен бюст поэту и партизану войны 1812 года Д.В. Давыдову. К 2005 г. поставлены три иконостаса, закончено расписывание стен.

На сегодняшний день с помощью Божией строительство храма практически завершено, но многое ещё предстоит сделать – на территории храма возводится административное здание духовно-просветительского центра митрополии, планируется построить здание для воскресной школы, трапезную, просфорную, ризницу, хозяйственные и складские помещения. Претворение в жизнь планов по строительству этих зданий напрямую зависит от помощи благотворителей.
Будем надеяться, что жители города не останутся равнодушны и благое дело – архитектурный ансамбль Уфимского кафедрального соборного храма Рождества Богородицы – будет достойным украшением нашего города.

Контактная информация

  • Статус собора: кафедральный собор
  • Статус: действующий
  • Есть пандусы: да
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Храм открыт с 7 часов утра до 7 часов вечера.

Богослужение ежедневно, утром и вечером:
– по будням в 8:00 и в 17:00
– в воскресные и праздничные дни утреннее богослужение совершается дважды: в 7:00 и 9:00

  • Престольные праздники:
    • Рождества Пресвятой Богородицы – Сентябрь 21 [по н.с.]
    • Архангела Михаила – Сентябрь 19 [по н.с.], Ноябрь 21 [по н.с.]
    • Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Святыни: Иконы с частями мощей святых:
    — свт. Николая Чудотворца
    — равноап. Нины Грузинской
    — вмч. Пантелеимона Целителя
    — вмч. Георгия Победоносца
    — вмц. Варвары
    — мч. Трифона
    — мц. Татианы
    — прмцц. Елисаветы и Варвары
    — преп. Серафима Саровского
    — преп. Зосимы Еннатской
    — благов. кн. Александра Невского
    — благов. кнн. Петра и Февронии
    — прав. Симеона Верхотурского
    — прав. Феодора Ушакова
    — блаж. Космы Верхотурского
    — блаж. Павла Таганрогского
  • Деятельность: Богослужебная, представительская, образовательная, социальная, с молодежью, миссионерская
  • Краткая историческая справка: Рождество-Богородицкий храм расположен по улице Кирова, 102 (бывшая ул. Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.

    23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький – 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

    6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

    Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан “Башкино” в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование “Йондоз”. Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

    Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению.
    Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

    Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл “Миссии”, одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрит-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

    В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

    Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнергоподошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов.

    В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжаются украшение интерьера.

  • Ссылка на основную публикацию