Храм Рождества Богородицы во Владыкине: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине


Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине

Церковь построена в 1859 на средства купца Г.М. Толоконникова в одном из древнейших подмосковных сёл, церковь в котором известна с 1585. Существующее здание сооружено в духе эклектики. К двухсветному четверику, завершённому широко расставленным пятиглавием, с востока примыкает полукруглая в плане апсида, с запада — небольшая двухпридельная трапезная (престолы архангелов Гавриила и Михаила) и двухъярусная шатровая колокольня. В декоре преобладают формы «русского стиля». Углы здания закреплены пучками укрупнённых тройных полуколонок, подчёркивающих несколько приземистые, тяжеловесные пропорции его объёмов. Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками, венчающий его карниз усложнён поясами поребрика и плоских арочных нишек, а барабаны глав с кокошниками в основании украшены аркатурой и ложными окнами.

Ограда церковного участка и небольшая, сильно перестроенная кирпичная часовня, сохранившаяся в его северной части на месте древнего деревянного храма, сооружены во второй половине XIX в. Основная святыня церкви — почитаемая икона Смоленской Богоматери с частицами мощей Святителя Василия Великого, Святителя Николая и великомученицы Варвары.

В советский период храм не закрывали. В 1928 году о храме писали многие газеты и журналы, но связано это было с печальным событием – смертью первой народной артистки РСФСР М.Н. Ермоловой (1853-1928). Она завещала похоронить себя в селе Владыкине, где при храме на кладбище были похоронены ее родители и сестры. Последнюю волю М.Н. Ермоловой выполнили, однако через несколько лет это кладбище было срыто, а прах М.Н. Ермоловой в 1934 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище.


Колокольня Богородице-Рождественской церкви
во Владыкине

Святыни храма
Рождества Богородицы во Владыкине

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ “ОДИГИТРИЯ” (СМОЛЕНСКАЯ)

Смоленская икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” (Путеводительница) явила много чудес в XIX и XX вв.
По сохранившимся свидетельствам, во время холеры 1848 г. вокруг села Владыкино крестным ходом обносили икону Божией Матери Смоленской, и болезнь отступила.
Перед этим образом в храме по воскресеньям в 17.00 совершается пение акафиста.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ “СКОРОПОСЛУШНИЦА”

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница была привезена в благословение в село Владыкино в 1899 году.
Образ был написан на Святой горе Афон в монастыре Вмч. Пантелеимона.
На оборотной стороне иконы находится надпись: “В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. 15 апреля 1899 года”.
В 1920-е гг. риза с иконы была изъята из храма, но медная табличка, свидетельствующая о чуде, поныне сохранилась на обороте иконы.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

Икона Пресвятой Богородицы Казанская – один из древних почитаемых образов храма.
В сентябре 2008 года, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы, завершилась реставрация святыни.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы – “Всех скорбящих Радость”.
Люди притекают у чудотворному образу Пресвятой Богородицы, веря в Нее как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
По вере людей в милосердие Богоматери к нам грешным утвердился обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: “О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление”.
Поэтому и изображается Богоматерь на иконе во весь рост, в окружении разного рода бедствующих людей – нагих, обиженных, алчущих. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Образ святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития является самой древней иконой храма (конец XVI – начало XVII в.).
Этот образ происходит из древних храмов, стоявших на месте нынешнего.
Икона расположена на правом клиросе в местном ряду иконостаса.

ИКОНА ПРАВЕДНОЙ АННЫ КАШИНСКОЙ

Икона святой благоверной княгини Анны находится в северной части храма (ближе к левому клиросу) между северным входом в храм и иконой Божией Матери Смоленской (“Одигитрией”).
Интересно житие святой Анны.
Святая благоверная великая княгиня Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны – один за другим умирают ее близкие: отец, первая дочь – Феодора, супруг (князь Михаил был зверски замучен в Орде в 1318 году).
В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
После мученической кончины сына и внука Анна принимает монашество.
Сначала Анна подвизалась в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перешла в специально выстроенный для нее монастырь.
Здесь она и преставилась в 1368 году, приняв схиму. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Однако лишь спустя почти три столетия на Московском Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи княгини Анны. Торжественное перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года.
Примечательно, что вскоре святая благоверная Анна Кашинская становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено.
И в наши дни люди просят помощи святой угодницы Божией, заказывают молебны, ставят свечи, молятся перед иконой святой Анны Кашинской.

ИКОНА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ АНЕМНЯСЕВСКОЙ

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) 22 апреля 1999 г.
В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо.
По благословению настоятеля храма – прот. Сергия Ткаченко была написана икона блаженной Матроны, символизирующая связь святой с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (образ блаженной Матроны написан на фоне храма.
Икона обычно находится на аналое у придела архангела Михаила (справа от входа).

В ризнице храма храняться старинные Евангелия XVIII века
и облачения:

История Владыкино

Дабы лучше понять длину сей дистанции огромного размера, прибавьте к нынешней дате столько же, ну, скажем, те же 600 лет. Получите 2663 год. Кто скажет, каково будет тогда село Владыкино – исторический прародитель Отрадного?

Владыкино в пору своего возникновения считалось селом на самых дальних подступах к столице. Кремля было не видать ни с довольно высоких берегов речки Лихоборки и ее притока – небольшой речки Жабни, ни с колокольни издавна стоявшей здесь церкви, которая не раз меняла имя и облик.

Первыми хозяевами села были бояре Вельяминовы, первоначальники которого служили еще Ивану Даниловичу Калите. Позднее представители рода поднялись до должности тысяцкого – фактически второго человека в городе. Когда отсутствовал князь, делами в городе заправлял тысяцкий.

В конце концов Вельяминовы стали считать эту должность как бы собственностью своего рода, и когда в середине XIV века князь Дмитрий Иванович Донской ее попросту ликвидировал, сын последнего тысяцкого, Тимофей Вельяминов, перешел на службу к татарам. Московской агентуре удалось схватить его, и уроженец села Владыкина стал первым, над кем свершилась первая публичная казнь в Москве. Младший брат изменника смыл вину со своего славного рода – он героически сражался и погиб на Куликовом поле.

Кто-то из его потомков (кто – неизвестно) завещал село, носившее имя владельцев, Богоявленскому монастырю. Тому самому, что значится одним из древнейших в Москве, тому самому, что ближе всех других монастырей находится к Кремлю. В ту пору, когда село было монастырским владением (по точным данным на 1551 год), в селе имелась деревянная церковь Николы Чудотворца, несколько дворов, полторы сотни гектаров пашни. Для старинного села – немного, но о численности населения монастырская хроника умалчивает. Вряд ли оно было многочисленным: суровый XVI век с его войнами выкашивал московский люд с грустной регулярностью.

А после Смутного времени от села фактически и вовсе ничего не осталось: люди разбежались, церковь сгорела. Хозяевами села тогда значились Шуйские, но им тоже не везло: царь Василий, как и его брат (владелец села), неудачливый полководец, окончили дни свои в польском плену. В 1619 году владельцем села стал герой освободительной войны, легендарный князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Но когда из польского плена возвратился меньшой наследник Шуйских, Иван, ставший тогдашним министром внутренних дел (начальником Сыскного приказа) село вернули ему. В честь своего благополучного возвращения Шуйский приказал построить деревянную церковь в честь Рождества Богородицы – она простояла до 1934 года, когда сгорела “при неизвестных обстоятельствах”.

После смерти бездетного Шуйского село ненадолго вернулось к Богоявленскому монастырю, у которого вскоре его выменял охочий до живописных местностей патриарх Никон. За одно монастырское село он отдал несколько своих, – стало быть, было на что смотреть и чем наслаждаться в тогдашнем Вельяминове, которое с легкой руки именно Никона получило свое нынешнее название. Никон повелел построить в селе храм во имя Иверской иконы Божьей Матери, тогда же село стало называться Владыкиным. Но кто знает, откуда это имя? То ли от Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, то ли от титула патриарха – “владыко”?

Несмотря на опалу патриарха-реформатора, Владыкино продолжало числиться в непосредственном ведении патриарха, и, очевидно, село в это время совсем не бедствовало. В частности, известно, что в патриарших хоромах однажды побывал на пиру юный Петр I. Но, как сказал поэт, “царь Петр не любил попов, Построив Питер, он патриарха сократил”. И от богатого села осталось едва полтора десятка крестьянских домов. Каковые и были пожалованы в 1722 году тяжелой рукою царя знаменитому проповеднику, архиепископу Псковскому и Нарвскому Феофану Прокоповичу. Тому самому Феофану, произнесшему знаменитую речь над гробом Петра (“Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем. “) и которую до 1917 года выпускники даже немудреных сельских школ (была такая и во Владыкине) обязаны были знать назубок.

Феофан во Владыкино наезжал не единожды, но в 1736 году он умер, и село – на этот раз почти на двести лет – перешло в царскую казну. В середине XIX века, когда была построена – на средства купца Гаврилы Толоконникова, хозяина близлежащего воскоотбельного завода – ныне существующая каменная церковь Рождества Богородицы, Владыкино с его четырьмя десятками дворов, проточным прудом, мельницей слыло богатым селом. А проходившая поблизости Дмитровская дорога открывала поистине безграничные возможности обогащения для предприимчивых селян.

А когда в 1902 году была построена Савеловская железная дорога (с насыпи близ станции Рождественский храм прекрасно виден и в наши дни), появилась станция на Окружной, дачников стало очень много: эта железнодорожная станция была чрезвычайно популярна у москвичей. Керосиновые фонари ярко освещали платформу. К кирпичному станционному дому вела стеклянная галерея. Синие стрелки на железнодорожных часах показывали петербургское, а красные – московское время. На станции был телефон. Владыкино окончательно сделалось чрезвычайно модным подмосковным дачным местом, где обожала прятаться от летнего зноя богатая московская публика.

Среди первых дачниц была и великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, облюбовавшая Владыкино еще в конце 1860-х годов. Возле церкви похоронили родителей великой актрисы и ее сестер. Ермолова и сама завещала похоронить себя возле владыкинского храма, но через шесть лет после похорон кладбище при храме было уничтожено, а Ермолову перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Но уничтожение некрополя было как видно, платой за сохранение самого храма – он даже в советские времена никогда не закрывался. Более того он сохранил сокровища, перенесенные в него из окрестных разрушенных храмов. Но это отдельная история, а ныне всякий прихожанин владыкинской церкви прекрасно знает главные ее святыни – икону Божьей Матери “Скоропослушница”, когда-то принесенную со святой горы Афон, и образ святителя Николая Мирликийского (более известного на Руси как Николай Чудотворец), сохранившийся еще от самой первой сельской церкви.

В первые годы советской власти Владыкино числилось многолюдным (население – около тысячи человек) подгородним селом, колхоз которого специализировался на поставке ягод и овощей в столицу. Леса вокруг были вырублены, и все менее вспоминался утопавший в зелени дачный поселок. Помнили о нем лишь поредевшие лиственные рощи да существовавшие при каждом доме палисадники с роскошными цветами, которые, по преданию, пленили когда-то даже сурового патриарха Никона.

Лихоборка стала постепенно мелеть, купаться в ней стало невозможно, и в итоге почти целиком она была забрана в трубу. Последние следы дачного поселка стерлись в конце 1950-х годов, во времена типовой спальной застройки, и теперь разве что умудренный годами старожил укажет точно, что “дачный” центр Владыкина располагался на месте, где сейчас одноименная станция метро. И никому в голову не приходит говорить сейчас о Владыкине, как о дальней окраине Москвы. А самые записные остряки уже предвидят времена, когда москвичи станут говорить: “Владыкино? Да это ж почти центр города!” Именно так случилось с “дальними” когда-то окраинами старой Москвы – Филями, Кунцевым, Всехсвятским, Тропаревым и другими древними селами.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино Москва

Содержание:

С дороги владыкинский храм как будто и незаметен вовсе (особенно летом, когда густая зелень старых деревьев скрывает его от глаз). Лишь приглядевшись, видишь его небольшие главки и звонницу. А между тем церковь Рождества Богородицы — важный пункт на карте Владыкина (да и смежных с ним районов). Хотя в последнее время на окраинах появляются новые храмы, но верующих притягивает к себе именно эта церковь, освященная молитвой многих поколений и подвигом новомучеников.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино история

Район Москвы Владыкино некогда был селом Вельяминово. В селе этом с давних пор имелся деревянный храм, посвященный святителю Николаю.

Во время польско-литовского разорения храм подвергся осквернению. Собственно говоря, и от села-то в это время ничего не осталось. Вскоре село отошло к Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно Иван Шуйский выстроил в Вельяминове новый храм взамен обветшавшего Никольского — и с новым посвящением, Рождеству Пресвятой Богородицы. Это посвящение храм, не раз изменяя свою внешность и будучи даже перенесенным на другое место, неизменно сохранял на протяжении столетий.

В 1764 году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, и Владыкино отошло к ведомству государственных имуществ. Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине к этому времени был перенесен со своего исторического места на противоположный берег реки, а в 1795 году его опять разобрали и перенесли вновь — теперь уже туда, где сейчас стоит каменная церковь Рождества Богородицы.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

В безбожном государстве

Увы, пережить мрачные десятилетия госатеизма без потерь не удалось. И все-таки храм Рождества Богородицы действовал и даже — как ни странно прозвучит это применительно к 1930-м годам — время от времени ремонтировался (силами прихода, естественно).

Во время войны церковь не пострадала — ни один снаряд не попал в нее; в селе тоже не было никаких разрушений, хотя немцы стояли совсем близко. В этом владыкинцы видели несомненное свидетельство милости Божией по заступничеству Ангелов, в честь которых освящены два придела церкви, — Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.

Храм уцелел и в 1970-е годы, когда Владыкино уже стало частью Москвы и совсем рядом с церковью пролегла эстакада Алтуфьевского шоссе. Тогда всерьез говорили о сносе «анахронизма», не имевшего к тому же, по мнению чиновников от архитектуры, историко-художественной ценности. Но беда обошла Богородице-Рождественскую церковь стороной, хотя все близлежащие постройки, а также и кладбище, уничтожили.

Как доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине в Отрадном на автобусе, метро, поезде, маршрутке или трамвае?

Маршруты до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине в Отрадном на общественном транспорте

Эти транспортные маршруты проходят редом с Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине

Как доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине на автобусе?

Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине на метро?

Нажмите на маршрут метро, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине на поезде?

Нажмите на маршрут поезда, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Вопросы и Ответы

Какие остановки находятся рядом с Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине?

Ближайшие остановки к Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине :

  • Гостиница Восход находится в 56 метров, 1 минут пешком.
  • Гостиница «Восход» находится в 131 метров, 2 минут пешком.

Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине

Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине: 259, 282, 692.

Какие маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине

Эти маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине: БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЛЕНИНГРАДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, САВЕЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Какие маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине

Эти маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине: 14, 9.

Какие маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине

Эти маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине: 382М.

Общественный транспорт до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине в Отрадном

Не знаете, как доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине в Отрадном, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Гостиница Восход; Гостиница «Восход».

Вы можете доехать до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине на автобусе, метро, поезде, маршрутке или трамвае. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 259, 282, 692 (Поезд) БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЛЕНИНГРАДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, САВЕЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Метро) 14, 9 (Маршрутка) 382М

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Храм Рождества Пресвятой Богородицы Во Владыкине проще простого, именно поэтому более 720 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Отрадного! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.

Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

Судьба после революции и в советские годы

С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.

В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.

2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.

С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Информация для паломников и туристов

  • Как добраться

Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:

  • Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
  • Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
  • Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).

До остановки «Пушкинская площадь», которая расположена в 100 метрах от храма, курсируют автобусы под №№ Н1 и А от терминала B аэропорта «Шереметьево» и от стадиона Лужники.

  • Службы и богослужения

В будние дни службы в церкви открываются в 7:30, в выходные и праздники – в 9:00. Перед торжествами всенощные бдения начинаются в 18:00. По просьбам верующих в храме проводятся обряды крещения и венчания.

  • Официальный сайт

Более подробное расписание и официальную информацию лучше узнавать непосредственно в храме или на страничке, посвященной Рождественскому храму. Отправить письмо его служителям можно на электронную почту: Putinki-RB@yandex.ru, позвонить – по телефону: (495) 699-99-93.

  • Престольные праздники

Престольным праздником церкви считается 21 сентября, когда празднуется святое рождение Пресвятой Девы Марии.

Заключение

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – красивейший памятник XVII века, последнее и наиболее яркое творение шатрового зодчества. Здание отлично сохранилось со времен царя Алексея Михайловича до XXI века. Его великолепная отделка и тонкие формы дают богатое представление о стиле узорочья, который господствовал в русской архитектуре до реформ патриарха Никона.

Проходя мимо храма после 17 часов зимой или после 20 часов летом, можно узреть замечательное освещение, которое подчеркивает основные архитектурные черты здания. Вечерние и зимние фото вызывают восхищение. Визит в церковь Рождества Богородицы в Путинках оставит приятные воспоминания и у верующих христиан, и у атеистов-любителей истории России.

Подробнее о церкви Рождества Богородицы в Путинках смотрите следующее видео:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крылатское — одно из живописных мест столицы России. Журчат родники в зеленом массиве, поют птицы под колокольный звон. Именно в таком месте находится древнее строение храма. Церковь можно посетить в любое время, и расписание служб в храме в Крылатском не отличается от других церквей России.

История

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском был излюбленным местом царя Ивана Грозного. Когда он возвращался с походов, останавливался в селе Крылатское. Поэтому название церкви произошло от названия «Крылетским» или «крыльцо перед Москвой».

Первая информация о селе по исторической справке относится к началу пятнадцатого века, когда князь Василий подарил его жене, а о храме первые данные имеются с середины шестнадцатого века. Как большинство других церквей она была деревянной конструкции и много раз горела. После последнего пожара в начале девятнадцатого века сооружение полностью сгорело, а в середине этого столетия уже было возведено каменное здание.

В церкви находилась Рудненская икона Богоматери, найденная местными жителями. Когда крестьяне шли на сенокос, то у родника в траве обнаружили образ. Для него построили специальную часовенку.

Многие иконы были подвергнуты уничтожению в период гонения на православных в тридцатые годы, некоторые спасли местные жители, а святыню Рудненскую икону сожгла жительница села. Именно в дом этой женщины во время войны попала одна из бомб при бомбежке, и семья погибла.

В настоящее время о святыне напоминает родник, который находится у подножия холма. Сам родник известен во времена государя Ивана Грозного и в период его царствования воду поставляли в царский двор. На Крылатских холмах это не один источник. По легенде вода обладает целебной силой. Неоднократные пробы подтвердили, что вода чистая без примесей и включает полезные минералы.

В восьмидесятые годы прошлого века родник хотели засыпать, но местные жители отстояли святыню. Во время Отечественный войны с церкви сняли колокола, они служили для немецких самолетов целью для бомбежек. В шестидесятые годы здание использовали под сарай и планировали снести. Однако объект охранялся государством и устоял. В конце прошлого века началась реставрация здания.

Архитектура

Удивительное строение голубого цвета видно издалека на холме зеленого массива. Архитектурный стиль не отличался от других зданий своего времени и возведен в духе эклектики, нарядное строение соединяет зодческие элементы различных эпох древне российских направлений с классицизмом.

Внешний вид церкви это куб с прямыми углами и пяти главными куполами, плоскими стенами и карнизом оформленным поребриком. Это ретроспектива подражания национальной характеристике русского зодчества. К классицизму относится антаблемент в окончании авангардной стороны, большие окна, окруженные наличниками.

Спокойные, незагруженные украшением гладкие стены, скупые оконные проемы. Внутреннее помещение свободное, со сводами и композицией одного этажа окон. Церковь олицетворяет идею тленности тела и бренность бытия.

Расписание богослужений храма Рождества Богородицы в Крылатском

  • песнопение в 09:00;
  • вечерняя и утренняя служба.

В воскресение и праздничные дни:

  • песнопение 7.00 и 10:00;
  • всенощная — 17.00

Храм в дневное время открыт и закрывается в 20.00.

Адрес: ул.Крылатские Холмы.

Как добраться

Метро «Крылатское» дальше пешим ходом или от метро «Молодежная» – маршрут автобуса №732, 829 остановка «Церковь»; от метро «Кунцевская» – маршрут №733; от метро «Полежаевская» – маршрут №271; от метро «Сокол» – трол. №19 до метро «Крылатское», дальше — 15 минут пешим ходом.

Крылатские храмы Москвы — это территория заповедника и находится под охраной государства.

Храм Рождества
Пресвятой Богородицы

Осетинская Церковь

Богослужения на февраль 2020 г.

Прп. Макария Великого, Египетского. Божественная литургия

Водосвятный молебен
Божественная литургия

Вечерня с чтением Акафиста

Молебен с чтением Акафиста пред иконою блгг.кн.Петра и кн.Февронии

Молебен с чтением Акафиста пред Моздокской иконой Божией Матери

Блж. Ксении Петербургской. Божественная литургия

Молебен с чтением Акафиста пред иконой св. блж. Матроны Московской

Водосвятный молебен
Собор новомучеников и исповедеников Церкви Русской. Божественная литургия

Вечерня с чтением Акафиста

Седмица сплошная

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Божественная литургия

Молебен с чтением Акафиста пред иконой св. блж. Матроны Московской

Вечерня с освящением пяти хлебов

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественная литургия

Водосвятный молебен
Божественная литургия

Вечерня с чтением Акафиста

Молебен с чтением Акафиста пред иконою блгг.кн.Петра и кн.Февронии

Молебен с чтением Акафиста пред Моздокской иконой Божией Матери

Молебен с чтением Акафиста пред иконой св. блж. Матроны Московской

Вечерня с чтением Парастаса

Водосвятный молебен
Божественная литургия

Вечерня с чтением Акафиста

Седмица сырная (масленица) – сплошная

Иверской иконы Божией Матери. Божественная литургия

Молебен с чтением Акафиста пред иконою блгг.кн.Петра и кн.Февронии

Молебен с чтением Акафиста пред Моздокской иконой Божией Матери

Молебен с чтением Акафиста пред иконой св. блж. Матроны Московской

  • Обращение клира и прихожан храма!

Осетинской церкви угрожает опасность! Мады Майрӕмы номыл конд Аргъуан тынг тӕссаг уавӕры ис!

Владикавказская Осетинская Рождества Богородицы церковь по времени своей постройки есть старейшая (после военного собора) из православных церквей в нашем крае… (прот. Харлампий Цомаев. Владикавказские епархиальные ведомости, 1912 г.) Церковь Рождества Пресвятой.

Молебен с Акафистом пред иконой свв. Петра и Февронии

Теперь каждый вторник в нашем храме, начиная с 24.04.2018 г. в 17.00, служится молебен пред иконой (с частицами мощей) свв. блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев, которые считаются покровителями христианского брака.

Читайте также:  Собор Александра Невского в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
ДатаВремя
Богослужения
01.02.2020
суббота
02.02.2020
воскресенье
03.02.2020
понедельник
04.02.2020
вторник
05.02.2020
среда
06.02.2020
четверг
07.02.2020
пятница
08.02.2020
суббота
09.02.2020
воскресенье
10.02.2020
понедельник
11.02.2020
вторник
12.02.2020
среда
13.02.2020
четверг
14.02.2020
пятница
15.02.2020
суббота
16.02.2020
воскресенье
17.02.2020
понедельник
18.02.2020
вторник
19.02.2020
среда
20.02.2020
четверг
Крещение
21.02.2020
пятница
22.02.2020
суббота
23.02.2020
воскресенье
24.02.2020
понедельник
25.02.2020
вторник
26.02.2020
среда
27.02.2020
четверг
28.02.2020
пятница
29.02.2020
суббота