Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

Как доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве в Москве на автобусе, метро, поезде или маршрутке?

Маршруты до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве в Москве на общественном транспорте

Эти транспортные маршруты проходят редом с Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Как доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве на автобусе?

Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве на метро?

Нажмите на маршрут метро, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве на поезде?

Нажмите на маршрут поезда, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Вопросы и Ответы

Какие остановки находятся рядом с Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве?

Ближайшие остановки к Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве :

  • Улица Багрицкого находится в 572 метров, 8 минут пешком.
  • Улица Багрицкого / 71-Я Городская Больница находится в 652 метров, 9 минут пешком.

Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве: 157, 231, 339, Н2.

Какие маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Эти маршруты поезда останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве: БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КУРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Какие маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Эти маршруты метро останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве: 3, 4.

Какие маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Эти маршруты маршрутки останавливаются около адреса: Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве: 454.

Общественный транспорт до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве в Москве

Не знаете, как доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве в Москве, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Улица Багрицкого; Улица Багрицкого / 71-Я Городская Больница.

Вы можете доехать до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве на автобусе, метро, поезде или маршрутке. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 157, 231, 339, Н2 (Поезд) БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КУРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Метро) 3, 4 (Маршрутка) 454

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве проще простого, именно поэтому более 720 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Москвы! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Храм прп. Серафима Саровского в Кунцеве

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф. Жигардловичем в 1907 г.

После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц.

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в Кунцевский монастырь. То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать опись имущества, что и было сделано все в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал “своеобразие” власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета – якобы “в пользу голодающих” – и отобрали большой колокол.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В 2004 году часть построек “странным образом ночью загорелась”, что дало основания вывести часть территории из под действия закона об охране памятников культуры и исторического наследия, тогда же территорию в срочном порядке “продали некоему ООО”. В настоящее время после смены нескольких собственников, последний ведёт строительство жилого дома.

Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве.
Фото Как добраться

Адрес: улица Багрицкого, 10, к.3, Москва

Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве. Описание:

Храм Серафима Саровского в Кунцеве. Полунинская Крестовоздвиженская женская община
Год постройки – 1999.

http://www.stserafim.ru
http://www.temples.ru/main.php?op=bibliofulltext& >
ИСТОРИЯ

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 метров. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 метров. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён очевидно из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте. После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц. Но строительство было приостановлено.

Вскоре после создания обители местные крестьяне и дачники прозвали её «Кунцевским монастырём». Возле монастыря появилась Монастырская улица (в настоящее время этой улицы нет).

Читайте также:  Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в «Кунцевский монастырь». То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать Богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать описи имущества. Эти договоры между общиной и представителями власти были заключены в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал «своеобразие» власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета – якобы “в пользу голодающих” – и отобрали большой колокол.

Прихожане бережно относились к храму и делали мелкие ремонты. А в 1928 году был затеян капитальный ремонт, в ходе которого заменили балки и нижние венцы. Потрачено на это было две тысячи рублей. Была достроена колокольня с часовней и святыми вратами по несколько изменённому проекту 1915 года, что стоило также полторы тысячи рублей. На колокольню временно поместили колокол весом 122 пуда 12 фунтов (примерно 1957 кг). Также в первой половине двадцатых годов был построен правый предел во имя святителя Николая Чудотворца. С 1926 года приход возглавил священник Сергей Николаевич Фелицын. Вместе с ним служили диаконы Шепетилло Адам Осипович, исполнявший обязанности псаломщика, и Владимир Николаевич Соколов. Интересно отметить, что В.Н.Соколов был знаком с диаконом Максимом Дормидонтовичем Михайловым, который впоследствии стал заслуженным артистом СССР. Максим Дормидонтович не раз пел в храме Серафима Саровского. Сам же Владимир Николаевич Соколов родился в городе Клин, окончил семинарию и до 1922 года был братом милосердия. В 1927 году он скончался от чахотки и был похоронен около южной стороны храма. Его место занял Владимир Иванович Краснокутский.

В 1929 году местными властями было решено закрыть храм под предлогом использования здания детским учреждением. Однако местность с церковью признали непригодной для детского учреждения, так как она была болотистая и загороженная с юга строениями.

В Кунцеве уже давно организовывали митинги и сбор подписей о закрытии храма. Состоялось заседание пленума Кунцевского горсовета. На нем было решено прекратить деятельность прихода. Около месяца прихожане не знали об этом, пока приходской совет не решил отправить запрос в Кунцевский горсовет с просьбой подтвердить или развеять слухи об участи храма.

В том же 1929 г. состоялось заседание президиума Моссовета, на котором также было постановлено закрыть храм. Прихожане обращались с заявлением о пересмотре дела во ВЦИК, но оно не было удовлетворено. Храм был закрыт. Однако приход не распался, а присоединился к храму в честь Нерукотворного Образа Спаса на Сетуни.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве.Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Во время Великой Отечественной войны на территории обители был полигон для аэростатов. За годы советской власти храм подвергся следующим перестройкам: были уничтожены все главы; сломана алтарная апсида, входной тамбур и два боковых крыльца; здание было разделено на два этажа; окна четверика заделаны, а с юга и севера на втором этаже пробиты новые, маленькие; для прохода на второй этаж с юга снаружи пристроена крытая деревянная лестница; с запада, севера и востока храм был полностью облеплен одно- и двухэтажными каменными пристройками. К 1993 году в храме уже никакого производства не было. Внутри – полный разгром и разорение. В ободранном доме узнать церковь было невозможно.

Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1993 году здесь была вновь образована община. В 1994 году в храм был направлен священник Алексий Буканов. Сначала служили лишь молебны у ворот, потому что на территорию храма прихожан не пускали. Но через некоторое время территория церкви была возвращена общине. У ворот был построен и освящён временный храм в честь преподобного Серафима Саровского.

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Старожевского монастыря.

В 2001 году был утвержден проект нового Троице-Серафимовского храма. Остатки исторических зданий Серафимо-Саровской обители были разобраны. В 2003 году они задним числом исключены из списка «вновь выявленных объектов культурного наследия» в связи «с полной физической утратой».

В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал «Православие и имир» благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

Читайте также:  Пензенская епархия: паломнические поездки, священники и духовенство, храмы

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

Церковь Серафима Саровского в Кунцеве

Фотографии

Описание

Год постройки – 1999.

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 метров. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 метров. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён очевидно из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте. После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц. Но строительство было приостановлено.

Вскоре после создания обители местные крестьяне и дачники прозвали её «Кунцевским монастырём». Возле монастыря появилась Монастырская улица (в настоящее время этой улицы нет).

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в «Кунцевский монастырь». То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать Богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать описи имущества. Эти договоры между общиной и представителями власти были заключены в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал «своеобразие» власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета – якобы “в пользу голодающих” – и отобрали большой колокол.

Прихожане бережно относились к храму и делали мелкие ремонты. А в 1928 году был затеян капитальный ремонт, в ходе которого заменили балки и нижние венцы. Потрачено на это было две тысячи рублей. Была достроена колокольня с часовней и святыми вратами по несколько изменённому проекту 1915 года, что стоило также полторы тысячи рублей. На колокольню временно поместили колокол весом 122 пуда 12 фунтов (примерно 1957 кг). Также в первой половине двадцатых годов был построен правый предел во имя святителя Николая Чудотворца. С 1926 года приход возглавил священник Сергей Николаевич Фелицын. Вместе с ним служили диаконы Шепетилло Адам Осипович, исполнявший обязанности псаломщика, и Владимир Николаевич Соколов. Интересно отметить, что В.Н.Соколов был знаком с диаконом Максимом Дормидонтовичем Михайловым, который впоследствии стал заслуженным артистом СССР. Максим Дормидонтович не раз пел в храме Серафима Саровского. Сам же Владимир Николаевич Соколов родился в городе Клин, окончил семинарию и до 1922 года был братом милосердия. В 1927 году он скончался от чахотки и был похоронен около южной стороны храма. Его место занял Владимир Иванович Краснокутский.

В 1929 году местными властями было решено закрыть храм под предлогом использования здания детским учреждением. Однако местность с церковью признали непригодной для детского учреждения, так как она была болотистая и загороженная с юга строениями.

В Кунцеве уже давно организовывали митинги и сбор подписей о закрытии храма. Состоялось заседание пленума Кунцевского горсовета. На нем было решено прекратить деятельность прихода. Около месяца прихожане не знали об этом, пока приходской совет не решил отправить запрос в Кунцевский горсовет с просьбой подтвердить или развеять слухи об участи храма.

В том же 1929 г. состоялось заседание президиума Моссовета, на котором также было постановлено закрыть храм. Прихожане обращались с заявлением о пересмотре дела во ВЦИК, но оно не было удовлетворено. Храм был закрыт. Однако приход не распался, а присоединился к храму в честь Нерукотворного Образа Спаса на Сетуни.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве.Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Во время Великой Отечественной войны на территории обители был полигон для аэростатов. За годы советской власти храм подвергся следующим перестройкам: были уничтожены все главы; сломана алтарная апсида, входной тамбур и два боковых крыльца; здание было разделено на два этажа; окна четверика заделаны, а с юга и севера на втором этаже пробиты новые, маленькие; для прохода на второй этаж с юга снаружи пристроена крытая деревянная лестница; с запада, севера и востока храм был полностью облеплен одно- и двухэтажными каменными пристройками. К 1993 году в храме уже никакого производства не было. Внутри – полный разгром и разорение. В ободранном доме узнать церковь было невозможно.

Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1993 году здесь была вновь образована община. В 1994 году в храм был направлен священник Алексий Буканов. Сначала служили лишь молебны у ворот, потому что на территорию храма прихожан не пускали. Но через некоторое время территория церкви была возвращена общине. У ворот был построен и освящён временный храм в честь преподобного Серафима Саровского .

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Старожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве — православный храм. Расположен в Западном Округе города Москвы, в районе «Можайский» (бывшее подмосковное село Кунцево). Храм находится рядом с 71-й городской клинической больницей (улица Багрицкого 10, корпус 3). Входит в состав Московской епархии Русской православной церкви. Полунинская Крестовоздвиженская женская община.

Wiki: ru:Храм Святого Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Церковь Серафима Саровского в Кунцеве в Москве – описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Деревянный храм прп. Серафима освящён в 1909 на подворье Крестовоздвиженской Полунинской женской общиной Рязанской епархии. В 1917 подворье преобразовано в самостоятельную общину, упразднённую в 1922. Церковь действовала в качестве приходской до 1929. В 1994 сохранившееся перестроенным здание полуразрушено арендаторами. В связи с невозможностью использовать его для богослужений, возрождённый приход в 1997 выстроил рядом небольшую временную одноглавую Серафимовскую церковь. Её здание расширялось в несколько этапов, был устроен Никольский придел. Прежняя церковь окончательно пришла в негодность и сломана ок. 2000, на её месте планируется возведение нового двухэтажного шестипрестольного храма.

Храм Серафима Саровского в Раеве, Медведково, Москва. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться

Храм Серафима Саровского сегодня является одним из новых храмов Москвы, одновременно современным и сохранившим историческое в имени название своей местности. Это один из 6-ти храмов, которые имеют приставку «в Раеве», а так же первый московский храм в честь широко почитаемого на земле русской святого.

В честь кого назван, значение храма сегодня

Храм Серафима Саровского в Раеве получил свое название в честь главного престола, освященного в почитание святого земли русской. Святой Серафим был основателем и покровителем Дивеевского женского монастыря и почитается как один из самых известных монахов в истории русской православной церкви. Известно, что он родился в 1754 г., в 1778 стал послушником в Саровской пустоши.

В различных житиях упоминаются различные истории из его детства: в одной говорится, что он упал с колокольни и был спасен ангелом, а в другой – что тяжело заболел, и Богоматерь даровала ему исцеление во время крестного хода. В 1786 г. Серафим принял монашество и вскоре стал жить в уединении, так как всегда имел склонность к молчанию и молитве Иисусовой.

Читайте также:  Анатолия Берестов: биография священника, книги и труды, где служит и как к нему попасть

В описании жития сохранилось, что он жил в отдельной келье, где занимался аскетическими упражнениями, чтением священных книг, работой на собственном огороде и ульях. Известен и его подвиг столпничества, где святой 1 000 дней и ночей провел на валуне в непрестанной молитве.

Так же из его жизни примечательно и то, что к нему приходили дикие животные, в частности, медведь, которого святой кормил из рук хлебом.

К Серафиму приходили за духовным окормлением и советами множество людей самых разных сословий, у которых он всегда отказывался брать что-нибудь в награду и благодарность. В житии описан случай, как однажды воры, решив что святой прячет в своей келье богатства, избили его и хотели ограбить, но не нашли ничего.

После их нападения Серафим получил травму спины и навсегда остался сгорбленным, но никогда ни на кого не держал зла и запретил наказывать своих обидчиков. С 1807 по 1825 г. святой принял подвиг молчания и затвора, а после получил дар прозорливости и исцеления болезней.

Житие святого было много раз переписано, чтобы сделать его соответствующим цензуре, а при другой редакции туда были добавлены новые эпизоды, истинность которых сомнительна. Вопрос с канонизацией так же вызвал проблемы из-за отношения святого Серафима к старообрядцам, так как его собственных слов или письменных наставлений на этот счет не сохранилось.

Сегодня храм в Раеве это не только церковь, в которой верующие могут становиться участниками таинств, это и культурный центр, направленный преимущественно на молодежь.

В этом районе Москвы находится много недавно достроенных и заселенных молодыми семьями домов, так что храм и его молодежное объединение становится важным религиозно-нравственным маяком, дающим возможность социальной работы и участия в жизни города.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Сегодня храм представляет собой масштабный архитектурный комплекс. Помимо здания храма здесь находится отдельная крестильная церковь, хозяйственные здания, помещение воскресной школы, мастерских и здание духовно-образовательного центра. Издалека храмовый ансамбль можно принять за монастырское сооружение.

Архитектором и автором проекта был А. А. Мамонов, известный художник и участник «Проекта-200».

По его проектам уже было построено более 15 храмов из списка, и строительство продолжается. В своих работах А. А. Мамонов ориентируется на различные стилистические и практические решения, основываясь на исторических стилях в постройке храма и одновременно используя элементы и современной архитектуры.

Высота храма составляет 43 м, общая площадь – больше 1 000 кв. м, храм выдержан в традициях русского зодчества и построен по образцам древних русских храмов. Храм имеет необычную темную кровлю и три луковичных купола: один центральный и два на боковых приделах.

Храм разделен на три апсиды и имеет верхний и нижний храм. Внешне храм покрыт облицовочным белым материалом. Купола покрыты темной кровлей. На стенах, подоконниках и по верху окон находятся архитектурные украшения.

История строительства

Деревня Раево первый раз упоминается в летописях XVII века. Доподлинно известно, что здесь была построена деревенская церковь, уничтоженная в период Смутного времени. В 1682 г. усилиями местных жителей она была восстановлена и просуществовала до 1794 г., где и была окончательно разобрана за старостью и опасностью конструкции.

Приход в Раеве был расформирован и приписан к церкви в соседнем селе. Село много раз передавалось в наследство и перепродавалось, было местом остановки паломников на пути в Лавру, а после стало важным стратегическим объектом: здесь размещали артиллерийские склады, позже была построена железная дорога.

Все это способствовало расширению села в поселок, в котором множество москвичей строили свои загородные дома. Церкви здесь уже не было, но место церковного камня отмечала построенная здесь часовня. Теперь здесь располагалось старое Раевское кладбище, и существовало оно примерно до 1920-х годов.

Во время революции данные о кладбище и захоронениях были утрачены и не отображались на карте города, тогда же была разрушена и часовня. В 1960 г. село Раево стало частью города Москвы. Строительство нового храма в Раево началось в 2003 г. и надолго затянулось, так как строилось исключительно на деньги общины и пожертвования.

Здесь построили временную, крестильную церковь, в которой совершались богослужения во время основного строительства. Новый толчок строительство получило в 2010 г., когда по благословению Патриарха была запущена «Программа-200».

Это программа по строительству 200 церквей на территории Москвы, была создана таким образом, чтобы разместить в черте города 1 церковь на 20 000 человек, учитывая пешую доступность ее в пределе 1 км. Был организован фонд поддержки, занимающийся сбором и перераспределением поступающих от благодетелей средств.

В 2010 г. строящийся храм был включен в программу, а по результатам работы выездного совещания участок признали самым масштабным строительством в пределах программы. Благодаря помощи и пожертвованиям, строительство храма ускорилось и уж в 2011 г. на куполе был установлен крест.

Продолжались различные работы по строительству и внутреннему оформлению, параллельно с храмом велось строительство всего духовного комплекса разом. В 2014 г. состоялось освящение бокового придела храма в честь святителя Николая, в 2016 г. – малое освящение храма, в 2017 г. строительство было полностью завершено, храм был освящен полностью и начал свою постоянную работу.

Внутреннее убранство

Храм Серафима Саровского в Раеве выполнен в белых тонах. У нижнего храма, в котором проходят утренние богослужения, относительно низкий потолок и широкие поддерживающие колонны с пологими полуарками, создающие иллюзию храма, находящегося в каменном подклете. В нижнем храме установлен необычный иконостас с двумя рядами икон, наполовину собранный из камня и наполовину – из дерева.

Храм Серафима Саровского в Раеве внутреннее убранство.

Здесь выдержаны мягкие белые тона во всем, от оттенка стен до оттенка камня. Особенно красив мраморный пол, собранный из белых и бежевых квадратов с выраженным рисунком плитки. Пол поделен на сектора и разделен каймой еще более темных оттенков.

В верхнем храме сохраняется та же канонная выдержанность стиля. Иконостас здесь невысокий: один высокий ярус и один короткий, без высокого подъема. Иконы для него были написаны новыми мастерами, сам иконостас украшен растительным орнаментом, золотом, яркими цветными акцентами. Внутри храм не расписан, но его украшают размещенные на стенах иконы.

Святыни, мощи, иконы храма

В храме преимущественно находятся новые иконы, так как в Раево долгое время не существовало храма, и не было возможности сохранять и передавать какие-либо реликвии. Хоть эти иконы принадлежат к новой живописи, здесь качественно сохранен канон и стилизация под русскую живопись XVII-го века.

Духовенство и наставники

Храм Серафима Саровского в Раеве имеет полноценный приходской штат. Настоятель храма сегодня протоиерей Алексей (Яковлев), кандидат богословия, руководитель проекта возрождения деревянных храмов Севера и преподаватель православной культуры в московской военной академии.

Второй священник – иеромонах Никодим (Дорожкин), обладатель медали Сергия Радонежского I-й степени за заслуги и вклад в развитие церкви. При храме так же служат иереи Николай (Зорин), Никита (Иванов) и Григорий (Шинов). Все священники занимаются социальной работой, воскресной школой, совершают богослужения, имеют церковные награды.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Серафима Саровского в Раеве ведет активную социальную работу. Помимо адресной помощи многодетным семьям, здесь работает продуктовая и вещевая помощь детям из детских домов, пожилым людям, районным клубам малообеспеченных семей. При храме проводятся богослужения для детей с ограниченными возможностями.

Для людей с проблемами различных типов зависимости работает православный психолог, организуются встречи в группе и индивидуальные занятия. Приход принимает регулярное участие в акциях «Собери ребенка в школу», организовывает благотворительные ярмарки.

Для детей из Петровского детского дома проходят праздники при участии воспитанников воскресной школы.

При приходе ведется работа с заключенными в рамках заочной воскресной школы. Сотрудники школы ведут переписку и проводят курсы православия, помогая заключенным прийти к православию, осознать свои поступки и вести духовную жизнь. Силами прихода выпускается еженедельная церковная газета с новостями и расписанием богослужений.

Воскресная школа

На территории храма находится воскресная школа для детей от 5 до 14 лет. Основные занятия проходят по субботам и воскресеньям. Дети изучают основы Литургики, Закона Божьего, основы церковного пения, получают уроки вокала и сольфеджио, изучают церковно-славянский язык.

Для удобства дети разделены на классы по своему возрасту. При воскресной школе находятся разнообразные курсы и кружки: плотницкая мастерская, уроки вязания и вышивания, театральная студия, детский хор.

При храме работает и воскресная школа для взрослых: здесь проводится катехизация, беседы с только крестившимися и планирующими крещение, преподаются основы веры, а так же проходят встречи с различными людьми из различных сфер науки и искусства и участниками различных проектов.

Престольные праздники

В храме празднуется два основных престольных праздника, а так же престольный праздник крестильного храма. Основной праздник – день памяти святого Серафима Саровского, празднуется 15 января и 1 августа.

Второй праздник – день святителя Николай, Мирликийского чудотворца. Его день – 19 декабря и 22 мая. Дополнительный престольный праздник отмечается 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте.

Расписание служб, режим работы

Храм открыт с 7:30 до 21:00 в будни и субботу, и с 6:30 до 21:00 в воскресные дни.

будние дни7:40 – Божественная литургия

16:45 – вечернее богослужение

суббота6:40 – ранняя Божественная литургия

15:00 – молебен с акафистом

16:45 – вечернее богослужение

воскресенье6:40 – ранняя Божественная литургия

8:00 – водосвятный молебен

9:40 – поздняя Божественная литургия

16:45 – вечернее богослужение с акафистом

Информация для паломников

В будни верхний храм закрыт и богослужения проходят только в нижнем храме. Доступ в верхний храм разрешен только по благословению священника. В храме не приветствуется фото- и видеосъемка во время богослужения.

При храме работает библиотека и книжная лавка, есть возможность приобрести иконы и книги, заказать различные требы, такие как сорокоуст или псалтирь.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Недалеко от храма Серафима Саровского находится станция метро «Медведково». Дорога от станции к храму займет примерно 10-15 минут ходьбы пешком. Так же в сторону Раево ездят маршрутные автобусы, останавливаясь напротив храма, это маршрута №50, №166, №412, №554. Храм достаточно высокий, чтобы служить ориентиром.

Рядом с храмом находится река Яуза, суворовское училище и эко-парк, открытый круглосуточно, с удобствами для отдыха, велопрокатом, дорожками и выходом к воде. Храм Серафима Саровского является молодым и вместе с тем очень перспективным храмом и приходом, направленным на различную социальную работу, помощь нуждающимся и постоянное взаимодействие с молодежью.

Для Раево храм стал некоторой религиозной «жемчужиной», духовным ориентиром, и местом для общения с ближними.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о храме Серафима Саровского в Раеве

Храм Серафима Саровского в Раеве:

Ссылка на основную публикацию